Методические рекомендации
18 января 2025 Источник: Проекты документов
"Методические рекомендации должностным лицам подразделений кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) по организации работы при рассмотрении уведомлений (заявлений, рапортов) по вопросам соблюдения военнослужащими, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, принципов служебного поведения, установленных законодательством Российской Федерации"
1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены с целью формирования единого подхода к организации и обеспечению работы должностных лиц подразделений кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений (далее - должностные лица), при работе с поступившими уведомлениями (заявлениями, рапортами) по вопросам соблюдения военнослужащими, федеральными государственными гражданскими служащими 1 и работниками ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, принципов служебного поведения, установленных законодательством Российской Федерации.
2. Методические рекомендации подготовлены в целях определения порядка работы должностных лиц при работе с поступившими уведомлениями (заявлениями, рапортами).
3. Методические рекомендации должностным лицам подразделений кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений) по организации работы при рассмотрении уведомлений (заявлений, рапортов) по вопросам соблюдения военнослужащими, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, принципов служебного поведения, установленных законодательством Российской Федерации, утвержденные статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации 26 мая 2021 г., считать недействительными.
II. Нормативная правовая база, регламентирующая порядок действий должностных лиц при работе с уведомлениями (заявлениями, рапортами) в Вооруженных Силах Российской Федерации
4. Основными нормативными правовыми актами по вопросам работы должностных лиц при рассмотрении поступивших уведомлений (заявлений, рапортов) являются:
а) Конституция Российской Федерации;
б) федеральные законы:
от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);
от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (пункт 7 статьи 10, статья 27.1);
от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (статья 51.1);
от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статьи 17, 18, 19, 20, пункт 2 статьи 14, статьи 15 - 20.1, 59.1. - 59.3.);от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";
в) указы Президента Российской Федерации:
от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей";
от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению";
от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов";
от 22 декабря 2015 г. N 650 "О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации";
от 21 июля 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции";
от 29 декабря 2022 г. N 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции" (далее - Указ N 968);
г) приказы Министра обороны Российской Федерации:
от 28 июня 2011 г. N 1050 "О порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Министерства обороны Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений" (далее - приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 1050);
от 26 февраля 2015 г. N 108 "Об утверждении Порядка уведомления работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принятия мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов" (далее - приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. N 108);
от 2 июня 2016 г. N 320 "Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя федеральными государственными служащими Министерства обороны Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов" (далее - приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 320);
от 2 июня 2016 г. N 321 "Об утверждении Порядка уведомления военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов" (далее - приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 321);
от 30 декабря 2017 г. N 830 "Об утверждении Порядка уведомления о фактах обращения в целях склонения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и Перечня сведений, содержащихся в уведомлениях" (далее - приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 830);
от 14 сентября 2020 г. N 445 "Об установлении Порядка получения федеральными государственными гражданскими служащими Министерства обороны Российской Федерации разрешения представителя нанимателя на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями" (далее - приказ Министра обороны Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N 445);
от 30 сентября 2020 г. N 510 "Об установлении Порядка получения военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации разрешения Министра обороны Российской Федерации или должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации, которым предоставлено право назначения на воинские должности, на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями" (далее - приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. N 510);
от 8 апреля 2024 г. N 212 "Об установлении Порядка участия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на безвозмездной основе в управлении общественно-государствен-ными организациями, участвующими в развитии военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта" (далее - приказ Министра обороны Российской Федерации от 8 апреля 2024 г. N 212).
III. Уведомления (заявления, рапорта), подлежащие рассмотрению должностными лицами
5. Для рассмотрения должностным лицам поступают следующие уведомления (заявления, рапорта):
а) уведомление государственного служащего (работника) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
б) уведомление государственного служащего (работника) о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
в) заявление государственного служащего (работника) о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
г) заявление государственного служащего (работника) о невозможности выполнить требования Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";
д) рапорт государственного служащего о получении разрешения на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией;
е) рапорт военнослужащего о получении разрешения на участие на безвозмездной основе в управлении общественно-государственными организациями, участвующими в развитии военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
ж) уведомление представителя нанимателя о выполнении федеральным государственным гражданским служащим иной оплачиваемой работы;
з) обращение гражданина, замещавшего в Министерстве обороны Российской Федерации должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 557 от 18 мая 2009 г. (далее - перечень), о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы;
и) сообщение работодателя о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должность государственной службы в Министерстве обороны Российской Федерации, включенную в перечень.
IV. Порядок рассмотрения уведомления о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
6. Уведомление подается:
военнослужащими - по форме, указанной в приложении N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 830;
федеральными государственными гражданскими служащими (далее - гражданские служащие) - по форме, указанной в приложении N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 28 июня 2011 г. N 1050;
работниками - по форме, указанной в приложении N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. N 108.
7. Должностное лицо регистрирует уведомление в Журнале регистрации уведомлений в день его поступления, выдает на руки (или направляют любым доступным способом) государственному служащему талон-уведомление, а работнику - копию зарегистрированного уведомления. В талоне-уведомлении (на копии уведомления) указывается лицо, принявшее уведомление, и дата его принятия.
Отказ в регистрации уведомления, а также невыдача талона-уведомления не допускаются.
8. Должностное лицо в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления докладывает о поступившем уведомлении командиру (начальнику, представителю нанимателя, работодателю), который принимает решение об организации проверки содержащихся в уведомлении сведений (далее - проверка сведений).
9. На основании принятого командиром (начальником, представителем нанимателя, работодателем) письменного решения должностное лицо обеспечивает проверку сведений.
Проверка сведений осуществляется путем проведения бесед и получения пояснений от государственного служащего (работника), подавшего уведомление (указанного в уведомлении), по сведениям, изложенным в уведомлении.
10. Результаты проверки сведений докладываются командиру (начальнику, представителю нанимателя, работодателю), который принимает меры, направленные на предупреждение коррупционного правонарушения, а при наличии оснований (признаков состава преступления), направляет материалы в органы прокуратуры Российской Федерации и другие государственные органы в соответствии с их компетенцией.
V. Порядок рассмотрения уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов
11. Уведомление подается:
военнослужащими - по форме, указанной в приложении N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 321;
гражданскими служащими - по форме, указанной в приложении N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 320;
работниками - по форме, указанной в приложении N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации N 108 от 26 февраля 2015 г.
12. Должностное лицо, ведет прием, регистрацию и учет поступившего уведомления, выдает (направляет почтовым отправлением) государственному служащему талон-уведомление с указанием данных о лице, принявшем уведомление, дате его принятия (работнику - копию зарегистрированного уведомления), а также обеспечивает конфиденциальность и сохранность данных, содержащихся в уведомлении.
13. Уведомление рассматривается должностным лицом, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения в соответствии с установленными законодательством сроками.
Мотивированное заключение должно содержать:
информацию, изложенную в уведомлении;
информацию, полученную от государственных органов, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций на основании запросов (при наличии);
мотивированный вывод по результатам предварительного рассмотрения уведомления, а также рекомендации для принятия решения соответствующей комиссией.
Рекомендуемый образец мотивированного заключения приведен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
14. В ходе рассмотрения уведомления должностное лицо имеет право получать в установленном порядке от лица, направившего уведомление, пояснения по изложенным в нем обстоятельствам и направлять в установленном порядке запросы в федеральные органы государственной власти, органы местного самоуправления и заинтересованные организации, в том числе с использованием государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон".
15. Уведомление с мотивированным заключением и другими материалами направляются для рассмотрения:
в отношении военнослужащих - в аттестационную комиссию;
в отношении гражданских служащих и работников, назначаемых на должность заместителем Министра обороны Российской Федерации - начальником Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации, - в комиссию Министерства обороны Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов;
в отношении работников - в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
16. Уведомление, мотивированное заключение и другие материалы представляются председателю комиссии в течение 7 рабочих дней со дня поступления уведомления, а в случае направления запросов - в течение 45 дней со дня поступления уведомления. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
17. Должностное лицо может представить доклад командиру (начальнику, представителю нанимателя, работодателю) для принятия решения об отсутствии конфликта интересов или возможности его возникновения без рассмотрения на заседании соответствующей комиссии если в уведомлении и подготовленном по результатам его рассмотрения мотивированном заключении содержатся достаточные основания, позволяющие сделать вывод, что при исполнении должностных обязанностей лицом, представившим уведомление, конфликт интересов или возможность его возникновения отсутствует.
VI. Порядок рассмотрения заявления о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей
18. Заявление, подается через должностное лицо по рекомендуемому образцу (приложение N 2 к настоящим Методическим рекомендациям).
19. Заявление при наличии длящихся обстоятельств подается ежегодно. При этом подача рассматриваемого заявления не предполагает необходимость представления имеющихся в распоряжении государственного служащего (работника) сведений (частичных сведений в отношении супруги (супруга) и несовершеннолетних детей).
20. Заявление должно быть направлено до истечения срока, установленного для представления государственным служащим (работником) сведений.
21. Должностное лицо рассматривает заявление, проводит собеседование с государственным служащим (работником), получает от него письменные пояснения, а также документы, подтверждающие причины невозможности представить сведения (по возможности).
22. По результатам рассмотрения заявления готовится мотивированное заключение, которое представляется председателю комиссии, которая, как правило, проводится не позднее одного месяца со дня истечения срока, установленного для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
23. Мотивированное заключение должно содержать:
информацию, изложенную в уведомлении;
мотивированный вывод по результатам рассмотрения уведомления (является или не является причина непредставления сведений объективной и уважительной), а также рекомендации для принятия решения соответствующей комиссией.
VII. Порядок рассмотрения заявления о невозможности выполнить требования Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами"
24. Государственный служащий подает заявление о невозможности выполнить требования Федерального закона от 7 мая 2013 г. 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от его воли или воли его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в произвольной форме или по форме, в соответствии с рекомендуемым образцом (приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям).
25. Должностное лицо, ведет прием, регистрацию, учет и рассмотрение поступивших уведомлений.
26. По результатам рассмотрения заявления готовится мотивированное заключение, которое направляется председателю комиссии.
27. При наличии достаточной информации о том, что государственным служащим не соблюдается запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, должностное лицо принимает меры по организации проверки соблюдения государственным служащим запретов и ограничений установленных законодательством Российской Федерации.
VIII. Порядок рассмотрения рапорта военнослужащего (заявления гражданского служащего) о получении разрешения на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией
28. Рапорт (заявление) подается должностному лицу:
военнослужащими - по форме, указанной в приложении N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. N 510;
гражданскими служащими - по форме, указанной в приложении N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. N 445.
29. К заявлению (рапорту) прилагаются копии учредительного документа некоммерческой организации, в управлении которой государственный служащий изъявляет желание участвовать, и его должностных обязанностей.
30. В соответствующей графе рапорта (заявления) должно содержаться заключение командира (начальника), в прямом подчинении которого находится военнослужащий, или руководителя органа военного управления, в котором гражданский служащий проходит федеральную государственную гражданскую службу, о наличии (отсутствии) возможности возникновения конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей в случае участия в управлении некоммерческой организацией.
31. Копия рапорта (заявления) с отметкой о регистрации выдается государственному служащему на руки либо направляется посредством почтового отправления с уведомлением о вручении.
32. Должностным лицом осуществляется прием, регистрация, учет, а также предварительное рассмотрение заявления (рапорта) и подготовка мотивированного заключения.
33. Мотивированное заключение должно содержать:
данные, изложенные в рапорте (заявлении), в том числе заключение командира (начальника) или руководителя о наличии (отсутствии) возможности возникновения конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей в случае участия государственного служащего в управлении некоммерческой организацией;
сведения, полученные при беседе с государственным служащим и (или) в письменном пояснении к рапорту (заявлению) (при наличии);
анализ должностных обязанностей (полномочий) государственного служащего по осуществлению функций государственного управления в отношении некоммерческой организации (принятию обязательных для исполнения решений по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении некоммерческой организации, в том числе решений, связанных с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий некоммерческой организацией, либо по подготовке проектов таких решений);
анализ соблюдения государственным служащим запретов, ограничений и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции;
вывод по результатам предварительного рассмотрения рапорта (заявления) о возможности (невозможности) участия государственного служащего в управлении некоммерческой организацией.
34. Рапорт (заявление) и мотивированное заключение в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления (рапорта) направляются Министру обороны Российской Федерации (далее - Министр обороны), соответствующему должностному лицу Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - соответствующее должностное лицо Вооруженных Сил) или представителю нанимателя для принятия решения.
35. Должностное лицо в течение 3 рабочих дней с даты принятия Министром обороны (соответствующим должностным лицом Вооруженных Сил) или представителем нанимателя решения, информирует государственного служащего о результатах рассмотрения рапорта (заявления) и выдает либо направляет по почте копию рапорта (заявления) с решением.
36. Рапорт (заявление), мотивированное заключение и иные материалы, связанные с рассмотрением рапорта (заявления) приобщаются к личному делу государственного служащего.
IX. Порядок рассмотрения рапорта военнослужащего о получении разрешения на участие на безвозмездной основе в управлении общественно-государственными организациями, участвующими в развитии военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта
37. Рапорт о получении разрешения на участие в управлении общественно-государственными организациями оформляется по форме, указанной в приложении N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 8 апреля 2024 г. N 212 на имя Министра обороны или соответствующего должностного лица Вооруженных Сил.
38. Поступивший рапорт регистрируется в день поступления в журнале регистрации рапортов военнослужащих о получении разрешений на участие в управлении общественно-государственными организациями.
39. Должностное лицо обеспечивает конфиденциальность и сохранность данных, полученных от военнослужащих об участии в управлении общественно-государственными организациями.
40. Рапорт в течение месяца с момента регистрации рассматривается должностным лицом, которое осуществляет подготовку мотивированного заключения.
41. После представления мотивированного заключения Министром обороны или соответствующим должностным лицом Вооруженных Сил принимается решение о разрешении или об отказе военнослужащему участвовать в управлении общественно-государственными организациями.
42. В 7-дневный срок со дня принятия решения, должностное лицо направляет военнослужащему информационное письмо.
43. Рапорт, представленные документы и копия решения Министра обороны (соответствующего должностного лица Вооруженных Сил) приобщается к личному делу военнослужащего.
X. Порядок рассмотрения обращения гражданина, замещавшего должность государственной службы, включенную в перечень, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в его должностные обязанности
44. Обращение подается гражданином замещавшим воинскую должность (должность гражданской службы), включенную в перечень, в произвольной форме с указанием: фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, замещаемых должностей в течение последних двух лет до дня увольнения с государственной службы, наименования, местонахождения коммерческой или некоммерческой организации, характера ее деятельности, должностных (служебных) обязанностей, исполняемых гражданином во время замещения им должностей государственной службы, функций по государственному управлению в отношении коммерческой или некоммерческой организации, вида договора (трудовой или гражданско-правовой), предполагаемого срока его действия, суммы оплаты за выполнение (оказание) по договору работ (услуг) или по рекомендуемому образцу (приложение N 4 к настоящим Методическим рекомендациям).
45. Должностным лицом осуществляется предварительное рассмотрение обращения и подготовка мотивированного заключения.
46. При подготовке мотивированного заключения должностное лицо имеет право проводить собеседование с государственным служащим, представившим обращение, получать от него письменные пояснения, направлять в установленном порядке запросы в государственные органы и заинтересованные организации, в том числе с использованием государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон".
47. Мотивированное заключение должно содержать:
информацию, изложенную в обращении;
информацию, полученную от государственных органов, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций на основании запросов;
мотивированный вывод по результатам предварительного рассмотрения обращения, а также рекомендации для принятия решения комиссии.
48. Мотивированное заключение вместе с обращением и другими материалами в течение 7 рабочих дней со дня поступления обращения представляются председателю комиссии. В случае направления в государственные органы и заинтересованные организации запросов все материалы представляются председателю комиссии в течение 45 дней со дня поступления обращения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
49. Должностное лицо не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения заседания комиссии, вручает под роспись или обеспечивает направление заказным письмом с уведомлением выписки из решения комиссии, заверенной подписью секретаря комиссии и печатью органа военного управления гражданину, в отношении которого рассматривался вопрос.
XI. Порядок рассмотрения сообщения работодателя о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должность государственной службы, включенную в перечень
50. Поступившее сообщение коммерческой (некоммерческой) организации о заключении с гражданином, замещавшим должность государственной службы, включенную в перечень, трудового (гражданско-правового) договора (далее - сообщение, организация, гражданин) учитывается и рассматривается должностным лицом, с вынесением заключения о соблюдении (несоблюдении) гражданином, требований статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ (далее - заключение).
51. Первоначально должностное лицо рассматривает сообщение на соответствие условиям о распространении на гражданина, в отношении которого поступило сообщение, ограничений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ. Сообщение не подлежит дальнейшему рассмотрению и подшивается в дело:
если в период прохождения государственной службы замещаемая гражданином должность не была включена в перечень либо была исключена из них к дате заключения трудового (гражданско-правового) договора;
прошло более двух лет со дня увольнения гражданина с государственной службы;
заключен гражданско-правовой договор (гражданско-правовые договора), стоимость выполнения работ (оказания услуг) по которому (которым) составляет менее ста тысяч рублей в течение месяца.
52. В случае поступления в орган военного управления сообщения в отношении бывшего военнослужащего, вопросы прохождения военной службы которого не входили в компетенцию данного органа военного управления, сообщение направляется для рассмотрения по принадлежности.
53. В целях вынесения заключения, должностным лицом в установленном порядке направляется запрос о возможном наличии отдельных функций государственного управления организацией в должностных (служебных) обязанностях, исполняемых гражданином во время замещения им должности государственной службы:
в отношении бывшего военнослужащего - по последнему месту прохождения военной службы;
в отношении гражданского служащего - в центральные органы военного управления, в котором он замещал должность.
54. Если установлено, что отдельные функции государственного управления организацией не входили в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного служащего, сообщение работодателя и поступивший ответ на запрос подшиваются в дело.
55. Если установлено, что отдельные функции государственного управления организацией входили в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного служащего, должностное лицо готовит и представляет председателю комиссии мотивированное заключение о соблюдении гражданином, замещавшим должность государственной службы, требований статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, который принимает решение о вынесении либо не вынесении вопроса о рассмотрении уведомления на заседании комиссии.
56. Основанием для проведения заседания комиссии в этом случае будут являться следующие условия:
1) гражданину комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с данной организацией;
2) вопрос о даче согласия гражданину на замещение им должности в организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в организации комиссией ранее не рассматривался, а отдельные функции государственного управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности.
57. Сообщение организации, мотивированное заключение и другие материалы представляются председателю комиссии в течение семи рабочих дней со дня поступления сообщения. В случае направления запросов сообщение, а также заключение и другие материалы представляются председателю комиссии в течение 45 дней со дня поступления сообщения.
58. По итогам рассмотрения сообщения организации в отношении гражданина комиссией принимается одно из следующих решений:
а) дать согласие на замещение им должности в организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;
б) установить, что замещение им на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнение в организации работ (оказание услуг) нарушают требования статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и уведомившую организацию.
59. Учитывая необходимость мотивировать организации к соблюдению антикоррупционных требований, рекомендуется о результатах рассмотрения сообщения информировать уведомившую организацию в 7-дневный срок.
60. При отсутствии в течение разумного срока (как правило, не позднее 6 месяцев) сведений о дальнейшем трудоустройстве бывшего государственного служащего рекомендуется соответствующую информацию направлять в органы прокуратуры.
XII. Особенности соблюдения государственными служащими и работниками ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, принципов служебного поведения, установленных законодательством Российской Федерации период проведения специальной военной операции
61. В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 Указа N 968 участники специальной военной операции (далее - СВО) и командированные на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области (в том числе до вхождения в состав Российской Федерации) государственные служащие и работники, которые на момент возникновения обязанности по подаче соответствующих уведомлений (заявлений, рапортов) принимают участие в СВО или непосредственно выполняют задачи на указанных территориях, не направляют предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции уведомления (заявления, рапорты) и другие материалы по вопросам, связанным с соблюдением антикоррупционных стандартов.
62. Вместе с тем, должностные лица должны принимать любые возможные меры, направленные на обеспечение соблюдения государственными служащими и работниками таких стандартов.
63. Указ N 968 не отменяет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации за совершение коррупционных правонарушений.
──────────────────────────────
1 Далее в тексте настоящих Методических рекомендаций, если не оговорено особо, военнослужащие и федеральные государственные гражданские служащие будут именоваться государственными служащими.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050"
28 апреля 2025
Проект федерального закона от 28 апреля 2025 г. № 905323-8"О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
"О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям военнослужащих и членам их семей"
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 992"
"О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 31 июля 2024 г. № 644"
18 апреля 2025
Проект федерального закона от 18 апреля 2025 г. № 897317-8"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Типы документов
Новости
13 мая 2025
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2024 г. N 200 (ред. от 08.05.2025)"Об особенностях правового регулирования трудовых отношений с работниками, заключившими трудовой договор с организациями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, призванными на военную службу по мобилизации или заключившими контракт в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации"
11 мая 2025
Постановление Правительства Луганской Народной Республики от 11 апреля 2025 г. N 53/25"Об утверждении Порядка определения среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Луганской Народной Республики, и Порядка назначения (перерасчета), выплаты и организации доставки пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Луганской Народной Республики"
11 мая 2025
Закон Чукотского автономного округа от 16 октября 2023 г. N 62-ОЗ (ред. от 14.04.2025)"Об установлении случаев предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно на территории Чукотского автономного округа"