Вопросы:
1. Военная служба в Российской Федерации.
2. Статус военнослужащего. Социальные гарантии для военнослужащих по призыву.
1
Военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 5Э-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (пункт 2 статьи 2) (далее - Закон о воинской обязанности) прохождение военной службы в Российской Федерации осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту). В мирное время основной формой защиты государства является воинская обязанность граждан.
При значительном разнообразии военно-служебной деятельности, отличающейся объемом полномочий и осуществляемых задач в различных государственных организациях и органах, в которых она предусмотрена законом, существуют различные виды военной службы.
Под видом предусматривается специализация, которая определяется задачами и функциями, выполняемыми конкретным органом. Военную службу военнослужащие проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничной службе ФСБ России, во внутренних войсках МВД России, инженерно-технических, дорожно-строительных военных формированиях, спасательных воинских формированиях МЧС России, отдельных государственных органах: СВР России, органах ФСБ России, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.
Закон о воинской обязанности содержит исчерпывающий перечень государственных органов и организаций, в которых исполняется военная служба. На граждан, проходящих в них военную службу, распространяется особый статус, определенный Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон о статусе военнослужащих).
Первоначальная постановка на воинский учет граждан, подлежащих призыву на военную службу в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о воинской обязанности, осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения гражданином возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о воинской обязанности призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона о воинской обязанности освобождены от призыва на военную службу:
а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Также право на освобождение от призыва на военную службу
в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона о воинской обязанности имеют граждане:
а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;
б) являющиеся сыновьями (родными братьями):
- военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
- граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Следует отметить, что в вышеприведенных случаях Закон о воинской обязанности наделяет гражданина правом на освобождение от призыва на военную службу, предоставляя ему возможность самостоятельно решить вопрос - проходить ли ему военную службу по призыву или нет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона о воинской обязанности не подлежат призыву на военную службу граждане:
а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Сроки призыва граждан на военную службу определены в статье 25 Закона о воинской обязанности. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Военная служба проходит в течение определенного срока, который начинает исчисляться с первого ее дня. Срок военной службы определяет время, в течение которого действуют военно-служебные правоотношения. Для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 г., он составляет 12 месяцев (пункт 1 статьи 38 Закона о воинской обязанности).
В срок военной службы в соответствии с пунктом 12 статьи 38 Закона о воинской обязанности не засчитывается:
- время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного ареста;
- время самовольного оставления воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.
Началом военной службы в соответствии с пунктом 10 статьи 38 Закона о воинской обязанности, для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, считается день присвоения воинского звания рядового.
Окончанием военной службы согласно пункту 11 статьи 38 Закона о воинской обязанности считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы. В случаях, когда истечение срока военной службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, указанный срок истекает в последний день этого месяца (пункт 3 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (далее - Положении о порядке прохождения военной службы).
Увольняемые с военной службы солдаты (матросы), сержанты (старшины), проходившие военную службу по призыву, направляются в военные комиссариаты по месту жительства. Направление их в другие пункты разрешается только в случаях изменения места жительства их семей, подтвержденного документально (статья 99 приказа министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. № 30 «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами»).
Перед увольнением с военной службы военнослужащим разъясняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные для них законом.
Продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все сроки его военной службы как по призыву, так и по контракту.
Каждому военнослужащему присваивается воинское звание. Воинские звания обеспечивают ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации. В Вооруженных Силах Российской Федерации вопросы, связанные с порядком и условиями присвоения или лишения воинских званий, регламентируются статьями 46-48 Закона о воинской обязанности. В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Положения о порядке прохождения военной службы соответствующие друг другу войсковые и корабельные воинские звания считаются равными.
Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового (матроса).
Военная служба связана с риском и ответственностью за жизнь других людей. Она требует от военнослужащих не просто исполнительности, как в других видах государственной службы, а беспрекословного подчинения, повиновения требованиям командиров (начальников) в любых условиях.
Под обязанностями военнослужащего понимается определенные в Конституции Российской Федерации и установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами функции по исполнению военной службы. В целях исполнения военной службы на военнослужащих возлагается ряд обязанностей. Некоторые из них являются общими для всех военнослужащих, а исполнение должностных или специальных обязанностей регламентировано временными рамками.
Таким образом, обязанности военнослужащих подразделяются на общие, должностные и специальные.
Статья 26 Закона о статусе военнослужащих определяет следующие общие обязанности военнослужащих Российской Федерации:
- быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу;
- строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
- дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
- совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику;
- быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну.
Должностные и специальные обязанности военнослужащих определены статьями 24, 25 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495. Каждый военнослужащий, назначенный на воинскую должность, имеет должностные обязанности, которые определяют его полномочия, а также объем выполняемых им в соответствии с занимаемой воинской должностью задач.
Должностные обязанности исполняются только в интересах военной службы.
Должностные обязанности и порядок их исполнения определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или приказами командиров (начальников).
Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, в объектовом карауле, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Эти обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и носят, как правило, временный характер.
Для исполнения должностных и специальных обязанностей, в том числе в военной полиции, военнослужащие могут наделяться дополнительными правами на применение оружия, физической силы, специальных средств, предъявление требований, обязательных для исполнения, на подчинение строго определенным лицам и другими правами, которые определяются федеральными законами, общевоинскими уставами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Воинская дисциплина определяется Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 0 ноября 2007 г. № 1495 как строгое и точное исполнение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами, приказами командиров и начальников. Главной особенностью воинской дисциплины является беспрекословность повиновения подчиненных начальникам, четкое и своевременное выполнение их приказов, приказаний и распоряжений.
2
Статус военнослужащего есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащего, установленных законодательством.
Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащего зависят от следующих факторов:
- военнослужащие обладают гражданством своего государства, следовательно, им присущ общий правовой статус личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам;
- военнослужащие выполняют обязанности в сфере обороны и безопасности государства, связанные с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе и с риском для жизни. Отсюда как следствие наличие общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащего.
- Перечень лиц, имеющих статус военнослужащих, определен в пункте 1 статьи 2 Закона о статусе военнослужащих. К ним относятся:
- офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
- сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Военнослужащий обладает следующими признаками:
- военнослужащий - это физическое лицо не моложе 18 лет, призванное на военную службу или поступившее на военную службу в добровольном порядке, то есть по контракту;
- отвечает требованиям законодательства о военной службе;
- ему в установленном законом порядке присваивается воинское звание;
- он в обязательном порядке принимает Военную присягу.
Военнослужащие не вправе отказаться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии. Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально (статья 8 Закона о статусе военнослужащих).
Денежное довольствие военнослужащих в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»(далее - Закон о денежном довольствии) является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.
Денежное довольствие является формой реализации конституционных прав военнослужащих на получение вознаграждения за свой труд (статья 37 Конституции Российской Федерации). Право на труд военнослужащего реализуется посредством прохождения военной службы (пункт 1 статьи 10 Закона о статусе военнослужащих).
Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона о денежном довольствии состоит из оклада по воинской должности и дополнительных выплат. Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также дополнительные выплаты установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 1072 «О денежном довольствии военнослужащих, проходящих военную службу по призыву».
Кроме того, законом предусмотрены иные выплаты, не входящие в состав денежного довольствия и выплачиваемые при наличии соответствующих оснований. К числу таких выплат статьей 3 Закона о денежном довольствии отнесены следующие случаи:
- - военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, при увольнении с военной службы (за исключением увольнения в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы, в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться) выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности, а указанному лицу из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, - в размере пяти окладов по воинской должности;
- в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3000000 рублей;
- в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации для инвалида I группы на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы);
- при увольнении военнослужащего по призыву с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие в размере 1000000 рублей.
Для обеспечения своевременности и полноты выплаты денежного довольствия военнослужащим и дополнительных денежных выплат формируется фонд денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о денежном довольствии военнослужащих при формировании фонда денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, сверх суммы средств, направляемых для выплаты окладов по воинской должности, предусматриваются средства для следующих выплат:
- ежемесячная надбавка за классную квалификацию;
- ежемесячная надбавка на особые условия военной службы;
- ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни;
- ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Порядок выплаты денежных средств военнослужащим устанавливается приказами руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Охрана здоровья военнослужащих представляет собой совокупность мер правового, экономического, научного, медицинского, противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление их физического и психологического здоровья, поддержание их активной физической формы, предоставление медицинской помощи в случае утраты здоровья.
В соответствии с статьей 16 Закона о статусе военнослужащих военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других драгоценных материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации.
Государство в соответствии со статьей 10 Закона о статусе военнослужащих гарантирует военнослужащим по призыву право на труд. Так, время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.
Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.
В соответствии с статьей 11 Закона о статусе военнослужащих военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляются служебное время и право на отдых, которое определяется распорядком дня в воинской части и отвечает требованиям общевоинских уставов - не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно; дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни.
Продовольственное, вещевое и торгово-бытовое обслуживание военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, предусмотрено статьей 14 Закона о статусе военнослужащих и осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации. Питание данных категорий осуществляется по месту военной службы, месту прохождения военных сборов.
На время прохождения военнослужащими по призыву военной службы за ними сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 11 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих).
Также военнослужащие по призыву во время прохождения службы в соответствии с пунктом 8 статьи 20 Закона о статусе военнослужащих имеют право на бесплатную пересылку простых писем и отправление посылок с личной одеждой.
Участие военнослужащих по призыву в вооруженных конфликтах регулируется пунктом 3 статьи 2 Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», в котором сказано, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделения, воинской части, соединения) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее четырех месяцев и после подготовки по военно- учетным специальностям.
Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются в соответствии с пунктом 5 статьи 23 Закона о статусе военнослужащих следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:
- предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;
- сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;
- зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы;
- преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;
- предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, определяемом Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. № 1394 «О порядке предоставления гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством»;
- - одиноким матерям военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по призыву, предоставляется преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.
Пунктом 9 части 7 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета имеют граждане, прошедшие военную службу по призыву и поступающие на обучение по рекомендациям командиров.
Порядок выдачи гражданам, прошедшим военную службу по призыву, рекомендаций для приема на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета определен приказом министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2012 г. № 633.
Рекомендация составляется командиром воинской части по установленному образцу, а в военном билете военнослужащего производится следующая запись: «Выдана рекомендация для приема на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».
Рекомендация не выдается гражданам:
- имеющим к дню увольнения с военной службы неснятое дисциплинарное взыскание за совершение дисциплинарного проступка, объявленное в установленном порядке;
- привлекавшимся во время военной службы по призыву к административной ответственности за правонарушения, совершенные при исполнении обязанностей военной службы, либо к уголовной ответственности;
- отчисленным из образовательных организаций высшего образования за недисциплинированность и (или) нежелание учиться.
Также в соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона о статусе военнослужащих гражданам, прошедшим военную службу по призыву и имеющим высшее образование, при прочих равных условиях предоставляется преимущественное право зачисления в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам высшего образования в области экономики и управления и соответствующим дополнительным профессиональным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных указанными программами и проектами.
В настоящее время в Российской Федерации для граждан, не прошедших военную службу по призыву, действуют ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, установленные пунктом 11 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а именно: гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
Методические рекомендации.
Во вступительном слове необходимо отметить, что защита Отечества есть долг и обязанность гражданина России, которая дает немалые преимущества в дальнейшем.
При освящении первого вопроса следует отметить, что военная служба является видом федеральной государственной службы. Необходимо также рассказать, какие виды военной службы предусмотрены в Российской Федерации, уделив особое внимание сроку прохождение военной службы военнослужащими по призыву.
При освещении второго вопроса помимо изложенного учебного материала необходимо уделить внимание признакам военнослужащего, а также социальным гарантиям, предусмотренным для военнослужащих по призыву. В этом контексте полезно напомнить, что при устройстве граждан на работу в государственные структуры служба в Вооруженных Силах Российской Федерации является обязательным условием для приема.
В заключение занятия необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по подготовке к очередному занятию и изучению литературы.
Рекомендуемая литература:
1. Корякин В., Кудашкин А., Фатеев К. Военно-административное право (военная администрация): учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах – «консультант». М.: За права военнослужащих, 2008. Вып. 90.
2. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
3. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Павел ЗУДОВ,
советник Правового департамента
Министерства обороны Российской Федерации
Ориентир 05 2016