Поиск по сайту

Юридическая ответственность военнослужащих. Ответственность военнослужащих за уклонения от военной службы и преступления коррупционной направленности

31 октября 2019 19:39


1.    Понятий и виды юридической ответственности военнослужащих.
2.    Уклонение от военной службы. Привлечение к ответственности за уклонение от военной службы и преступления коррупционной направленности.


Вопросы:

1.      Понятий и виды юридической ответственности военнослужащих.

2.      Уклонение от военной службы. Привлечение к ответственности за уклонение от военной службы и преступления коррупционной направленности.

1

Все военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом.

За совершенные правонарушения военнослужащие привлекаются к юридической ответственности, под которой понимаются меры правового принуждения за совершенные правонарушения, содержащие для правонарушителей неблагоприятные последствия и применяемые к ним компетентными органами, должностными лицами или гражданами в установленном государством порядке.

Основанием юридической ответственности является правонарушение, то есть виновно совершенное лицом общественно-опасное (вредоносное) деяние, запрещенное правом под угрозой применения мер принуждения.

Военнослужащие привлекаются к юридической ответственности на общих основаниях, как и все граждане Российской Федерации, но с учетом их правового положения (статуса).

Юридическая ответственность военнослужащих установлена Федеральным законом № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (далее - Закон о статусе военнослужащих), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Юридическая ответственность военнослужащих имеет ряд особенностей, состоящих в следующем:

- юридическая ответственность военнослужащих регулируется как нормами законодательства Российской Федерации, действующими в отношении гражданских лиц, так и специальными нормами, распространяющими свое действие только на военнослужащих;

-          в силу большего числа юридических ограничений, налагаемых на военнослужащих по сравнению с другими категориями граждан, юридическая ответственность отличается большим кругом составов правонарушений;

-            законодательство предоставляет командирам (начальникам) специальные полномочия по привлечению военнослужащих к юридической ответственности.

Военнослужащие могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими деяния.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих предусмотрена Законом о статусе военнослужащих, а также конкретизирована Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 1495 от 10 ноября 2007 г.

Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих характеризуется следующими особенностями:

-          распространяется строго на определенный круг лиц;

-          включает специальные виды дисциплинарных взысканий;

-        различается в зависимости от составов и категорий военнослужащих;

-        предусматривает привлечение к дисциплинарной ответственности любым из прямых командиров (начальников).

Дисциплинарная ответственность реализуется посредством применения к военнослужащему дисциплинарных взысканий. Дисциплинарные взыскания, которые могут налагаться на военнослужащих, перечислены в пункте 2 статьи 28.4 Закона о статусе военнослужащих. К ним относятся:

-      выговор;

-      строгий выговор;

-        лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

-       лишение нагрудного знака отличника;

-         предупреждение о неполном служебном соответствии;

-       снижение в воинской должности;

-      снижение в воинском звании на одну ступень;

-      снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;

-       досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;

-         отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

-      отчисление с военных сборов;

-      дисциплинарный арест.

Решение о наложении дисциплинарного взыскания может быть выражено в устной или письменной форме.

Из всего перечня дисциплинарных нарушений выделяется ряд наиболее опасных по своим последствиям, квалифицируемых как грубые проступки:

-          нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

-       самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или гражданином, призванным на военные сборы;

-         отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени;

-       уклонение от исполнения обязанностей военной службы;

-       нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы);

-       нарушение правил несения пограничной службы;

-      нарушение уставных правил несения караульной службы;

-      нарушение уставных правил несения внутренней службы;

-      нарушение правил патрулирования в гарнизоне;

-           нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и другие.

Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение, как правило, немедленно и в исключительных случаях не позднее года со дня его наложения. По истечении года взыскание в исполнение не приводится, но запись о нем в служебной карточке сохраняется.

Учет дисциплинарных взысканий ведется во всех подразделениях и воинских частях. Все дисциплинарные взыскания заносятся в служебную карточку не позднее чем в семидневный срок. При снятии с военнослужащего дисциплинарного взыскания в служебной карточке делается отметка о том, когда и кем взыскание снято.

Привлечение военнослужащих к административной ответственности предусматривается статьей 28 Закона о статусе военнослужащих, статьей 28 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и конкретизирована Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (далее - КоАП РФ).

Административная ответственность военнослужащих

наступает за совершение военнослужащими административных правонарушений, за которые не предусмотрено уголовное наказание.

Административным правонарушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий, предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ:

-      предупреждение;

-      административный штраф;

-       конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

-        лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

-      административный арест;

-       административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

-      дисквалификация;

-       административное приостановление деятельности;

-      обязательные работы;

-         административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Однако в соответствии с частью 6 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. При этом если военнослужащий уже привлечен компетентным органом или должностным лицом к административной ответственности, за тот же самый проступок он не должен привлекаться к дисциплинарной ответственности.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Гражданско-правовая ответственность наступает за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств или причинение имущественного вреда. Будучи одним из видов юридической ответственности, она обладает определенными особенностями:

-      так как гражданское право регулирует в основном имущественные отношения, то и ответственность в гражданском праве носит прежде всего имущественный характер, воздействует на имущественную сферу правонарушителя;

-         в подавляющем большинстве случаев гражданско-правовая ответственность - это ответственность правонарушителя именно перед потерпевшим;

-           гражданско-правовая ответственность носит компенсационный характер.

Гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут лишь за причинение имущественного вреда воинской части, учреждению, организации не при исполнении обязанностей.

Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими не при исполнении служебных обязанностей или при исполнении служебных обязанностей, но имуществу, не находящемуся в федеральной собственности и не закрепленному за воинскими частями, либо ущерба, причиненного физическим лицам, осуществляется по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Бережное отношение к военному имуществу является обязанностью военнослужащих. Нарушение этой обязанности может повлечь материальную ответственность.

Под материальной ответственностью военнослужащих следует понимать предусмотренные законодательством о материальной ответственности меры имущественного характера, применяемые к военнослужащим, причинившим реальный материальный ущерб воинской части. Материальная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный государству, обусловлена задачами охраны и сбережения государственной собственности. Указанная ответственность предусмотрена Законом о статусе военнослужащих и детально регламентирована в Федеральном законе № 161-ФЗ от 12 июля 1999 г. «О материальной ответственности военнослужащих» (далее - Закон о материальной ответственности), который предусматривает два вида материальной ответственности - ограниченную и полную.

Под материальной ответственностью военнослужащих понимается возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный ими реальный ущерб имуществу военной организации при исполнении обязанностей военной службы.

Ограниченная материальная ответственность в соответствии со статьей 4 Закона о материальной ответственности наступает за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, и предусматривает взыскание денежных средств в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет. Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда Законом о материальной ответственности и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

К полной материальной ответственности в соответствии со статьей 5 Закона о материальной ответственности военнослужащие привлекаются в случаях, когда ущерб причинен:

военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

-       действием (бездействием) военнослужащего, содержащим признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

-        в результате хищения, умышленного уничтожения, повреждения, порчи, незаконного расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

-       умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

-       военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.

В соответствии со статьей 8 Закона о материальной ответственности возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по письменному приказу командира (начальника) воинской части путем удержания из денежного довольствия военнослужащего.

Если же размер ущерба превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, командир подает иск в суд.

Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и заключается в обязанности лица, признанного виновным в совершении преступления, претерпеть установленные уголовным законом лишения.

Основу военно-уголовного законодательства составляют статьи главы 33 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК

РФ), предусматривающие ответственность за преступления против военной службы.

Преступления против военной службы можно подразделить на следующие группы:

-         преступления против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

-      нарушение правил несения специальных служб;

-         преступления против порядка сбережения военного имущества;

-       уклонение от исполнения обязанностей военной службы.

Обязательным признаком состава любого преступления против военной службы является деяние (действие или бездействие), которое всегда представляет собой нарушение военно-служебных правил, закрепленных военно-правовыми нормативными актами.

Специфической особенностью всех преступлений против военной службы является наличие организационного вреда независимо от его указания в качестве признака состава. Всякое воинское преступление всегда причиняет определенный организационный вред порядку прохождения военной службы.

Назначаемые наказания, применяемые к военнослужащим, совершившим преступления против военной службы, делятся на общие и специальные.

Общие виды наказаний могут применяться к военнослужащим как в полном объеме, так и частично, что обуславливается спецификой военной службы.

Под специальными видами наказаний, применяемым к осужденным военнослужащим, понимаются меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда только военнослужащим, признанными виновными в совершении преступлений и заключающиеся в предусмотренных УК РФ лишениях и ограничениях прав и свобод военнослужащих в специфических условиях прохождения военной службы.

К основным специальным видам наказаний относятся: ограничение по военной службе; арест с отбыванием на гауптвахте; содержание в дисциплинарной воинской части (статьи 51, 54 - 55 УК РФ), а также лишение воинского звания (статья 48 УК РФ).

Основные и специальные виды наказаний подразделяются на наказания, которые могут применяться:

-         к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (ограничение по военной службе - статья 51 УК РФ);

-       только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, либо к военнослужащим, проходящим ее по контракту на должностях рядового и сержантского состава и не выслужившим на момент вынесения приговора срока службы по призыву (содержание в дисциплинарной воинской части - статья 55 УК РФ);

-       ко всем категориям военнослужащих (арест - с отбыванием на гауптвахте - часть 3 статьи 54 УК РФ).

В соответствии со статьей 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет. Из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не выше 20%. В течение отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений, нарушающие определенные воинскими уставами правила взаимоотношений подчиненных начальников, а также военнослужащих, не подчиненных друг другу, между собой, представляют серьезную опасность для воинского правопорядка.

УК РФ предусматривает следующие виды преступлений против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений:

-        неисполнение приказа (статья 332 УК РФ);

-        сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (статья 333 УК РФ);

- насильственные действия в отношении начальника (статья 334 УК РФ);

-          нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (статья 335 УК РФ);

-       оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК РФ).

Порядок прохождения военной службы различными категориями военнослужащих регламентируется, в частности, Федеральным законом № 53-Ф3 от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», Законом о статусе военнослужащих, а также указами Президента Российской Федерации № 1495 от 10 ноября 2007 г. «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации», № 1237 от 16 сентября 1999 г. «Вопросы прохождения военной службы».

Наряду с выполнением общих обязанностей, составляющих сущность повседневного несения военной службы, на военнослужащих возлагается выполнение в течение определенного времени специальных функций, которые именуются специальными видами военной службы.

К преступлениям против порядка несения специальных видов военной службы относятся:

-      нарушение правил несения боевого дежурства (статья 340 УК РФ);

-       нарушение правил несения пограничной службы (статья 341 УК РФ);

-          нарушение уставных правил караульной службы (статья 342 УК РФ);

-           нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (статья 343 УК РФ);

-      нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне (статья 344 УК РФ);

-      оставление погибающего военного корабля (статья 345 УК РФ).

Все специальные службы содержат общие черты и сходны особой важностью выполняемых задач и повышенной ответственностью лиц, исполняющих специальные обязанности.

Обеспеченность Вооруженных Сил Российской Федерации высокоэффективным оружием, боеприпасами и другими военно-техническими средствами является одной из важных составляющих боеспособности войск и сил флота, определяющей потенциальную возможность выполнения возложенных на них задач. Поэтому посягательства на установленный порядок обеспечения сохранности оружия, боеприпасов, предметов военной техники признаются преступлениями против порядка сбережения военного имущества.

В УК РФ по данной категории преступлений предусмотрена ответственность:

-         за умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (статья 346 УК РФ);

-       за уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности (статья 347 УК РФ);

-       за утрату военного имущества (статья 348 УК РФ).

Данные нормы направлены на обеспечение сохранности, находящихся на снабжении войск и сил флота оружия, боеприпасов и предметов военной техники в процессе их использования, без чего невозможно выполнение задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.

2

В УК РФ предусмотрена ответственность за следующие преступления против порядка пребывания на военной службе: самовольное оставление части или места службы (статья 337 УК РФ), дезертирство (статья 338 УК РФ) и уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезней или иными способами (статья 339 УК РФ).

Наиболее часто встречающимся уклонением от военной службы является самовольное оставление части, что означает выбытие военнослужащего из воинской части или места службы без разрешения на то соответствующего командира (начальника). Воинская часть, которую покидает военнослужащий, может располагаться на определенной территории в казармах или иных помещениях, находиться в лагерях или походах. Место службы определяется местом фактического выполнения военнослужащим обязанностей военной службы. Уважительными же причинами неявки признаются болезнь военнослужащего или его близких родственников, стихийное бедствие или событие, характеризующееся крайней необходимостью, препятствующее своевременной явке в часть или к месту службы. При совершении предусмотренного данной статьей деяния впервые военнослужащий может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

В статье 337 УК РФ с учетом особенностей прохождения военной службы для военнослужащих по призыву и по контракту поставлены различные условия ответственности. Отсутствие у виновного цели вовсе уклониться от несения обязанностей военной службы отличает рассматриваемое преступление от дезертирства.

Дезертирство - самовольное оставление части с целью уклонения от военной службы или неявки с той же целью на службу (статья 338 УК РФ), при этом не имеет значение фактическая продолжительность незаконного отсутствия военнослужащего на месте службы.

Основанием для прекращения дезертирства является явка с повинной или задержание органами власти. Более же строгая ответственность предусмотрена законом за дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору (часть 2 статьи 338 УК РФ). Если военнослужащий, совершивший дезертирство впервые, добровольно явился с повинной либо дезертирство было стечением тяжких обстоятельств (смерть близких, тяжелое заболевание кого-то из родителей), то военнослужащий может быть освобожден от уголовной ответственности.

Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (статья 339 УК РФ), предусматривает уголовную ответственность за временное или постоянное уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем причинения вреда своему здоровью, симуляции болезни, подлога документов или другого обмана.

Под коррупцией в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЭ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции) понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Кроме того, коррупцией признается совершение указанных деяний от имени и в интересах юридического лица.

К коррупционным преступлениям, совершаемым военнослужащими, следует в первую очередь отнести некоторые преступления, которые по своей сути являются должностными преступлениями против военной службы (воинские должностные преступления).

Преступления воинских должностных лиц, совершенные с использованием служебного положения, представляют большую общественную опасность для воинского правопорядка, нарушают нормальную деятельность аппарата военного управления, наносят ущерб интересам обеспечения боевой готовности войск, дискредитируют военную службу, офицерский корпус, в целом государственную власть.

Глава 33 УК РФ не содержит специальных норм о воинских должностных преступлениях, однако соответствующие статьи главы 30 УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность должностных лиц за совершение преступлений коррупционного характера, а именно злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и получение взятки (статья 290 УК РФ) на общих основаниях, подлежат применению и к воинским должностным лицам.

К воинским должностным лицам относятся также военнослужащие, которые, не имея подчиненных, являются представителями власти (см. примечания к статье 285 УК РФ, статье 318 УК РФ) либо постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением определенных организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (например, начальник склада, заведующий делопроизводством штаба воинской части и др.).

Организационно-распорядительные функции также могут осуществлять лица, не являющиеся начальниками по занимаемой должности или воинскому званию, а наделенные таким правом в силу требований УВС ВС РФ или распоряжения правомочного должностного лица. В частности, дежурному по контрольно-пропускному пункту подчиняются помощники дежурного по контрольно-пропускному пункту, а в подчинении дежурного по роте находятся дневальные по роте.

Статья 285 УК РФ определяет злоупотребление должностными полномочиями как «использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства».

Злоупотребления должностными полномочиями со стороны воинских должностных лиц могут состоять в отрыве личного состава от боевой подготовки для выполнения хозяйственных задач на гражданских объектах, использовании боевой техники или транспортных средств не по назначению, расходовании не по назначению денежных средств, выделенных для выплаты личному составу или для удовлетворения насущных потребностей боевой подготовки, непредоставлении подчиненным предусмотренных законом видов довольствия или лишении их иных прав, незаконном использовании воинских перевозочных документов и т. п. Подобные действия должны совершаться из корыстной или иной личной заинтересованности.

Во всех подобных случаях деяния воинских должностных лиц причиняют реальный ущерб интересам обеспечения постоянной боевой готовности войск, грубо нарушают права и законные интересы военнослужащих. Нередко злоупотребления должностными полномочиями сопровождаются противоправным обращением в свою пользу материальных ценностей. Поэтому если в действиях виновного помимо преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, имеются признаки хищения, то содеянное подлежит квалификации по совокупности со статьей 160 УК РФ «Присвоение и растрата».

В части 3 статьи 285 УК РФ говорится о злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия. Применительно к воинским должностным лицам такими последствиями могут быть срыв выполнения важных задач по обеспечению безопасности государства(например, во время несения боевого дежурства или боевой службы), человеческие жертвы (например, при незаконном использовании боевой техники), крупный материальный ущерб и т. п.

Уголовная ответственность военнослужащих за иные коррупционные преступления (кроме статьи 285 УК РФ) каких-либо особенностей не имеет и наступает по основаниям, аналогичным для гражданских лиц.

Ключевым моментом в совершении коррупционных преступлений военнослужащими являются его корыстные побуждения вопреки интересам общества и государства, связанные с использованием этим военнослужащим своих должностных полномочий.

Методические рекомендации.

Во вступительном слове необходимо отметить, чем юридическая ответственность отличается от остальных видов ответственности.

При освещении первого вопроса следует обратить внимание на особенности юридической ответственности военнослужащих. Надо рассказать о видах юридической ответственности военнослужащих, особое внимание уделить понятию уголовной ответственности.

При освещении второго вопроса следует сконцентрировать внимание на уклонении от военной службы и наказаниям, предусмотренным за это, а также раскрыть понятие коррупции и преступлений коррупционной направленности.

В заключение занятия необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по подготовке к очередному занятию и изучению литературы.

Рекомендуемая литература:

1.      Корякин В. Военная администрация: Учебник. - М.: Российская академия правосудия, 2012.

2.   Фатеев К., Харитонов С. «О содержании понятий воинской дисциплины, воинского дисциплинарного проступка и дисциплинарной ответственности военнослужащих» // Право в Вооруженных Силах. 2012. № 1. с. 10 -18; №2. с. 3 -13.

3.      Зателепин О. Квалификация преступлений против военной безопасности государства: монография. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». - М.: За права военнослужащих, 2009. Вып. 106. 288 с.

4.    Военно-уголовное право: Учебник / Х.М. Ахметшин, И.Ю. Белый, Ф.С. Бражник и др.; под ред. Х.М. Ахметшина, O.K. Зателепина. - М.: За права военнослужащих, 2008. Вып. 93. 384 с.

5.    Книга девятая «Правовое обеспечение повседневной деятельности» Справочника офицера по организации повседневной деятельности в воинской части и подразделении, 149-150 с. - М., 2015.

Павел ЗУДОВ, советник Правового департамента
Министерства обороны Российской Федерации

Ориентир 09 2016



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram