Конспекты по профессионально-должностная подготовка | Правовой уголок офицера

Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Информационный портал для военнослужащих

Вооружённые Силы России в структуре государственных институтов власти

31 Октября 2019 19:36

Вопросы:

1.            Роль Вооруженных Сил Российской Федерации в системе государственной власти страны (политической системе государства) и в обществе.

2.            Взаимоотношения Вооруженных Сил Российской Федерации с государственными институтами власти и обществом.

Во все времена существования Российского государства Вооруженные Силы как элемент системы государственной власти и гарант ее независимости от внешнего силового влияния играли важную роль в обеспечении национальной безопасности нашей страны. В условиях обострения военно-политической обстановки в непосредственной близости от границ и на границах России эта роль возрастает. При этом эффективность применения Вооруженных Сил во многом определяется существующей схемой руководства и управления ими со стороны государственных институтов власти, составляющих основу структуры политической системы любого государства. Функции государственных институтов власти по руководству и управлению Вооруженными Силами в системе четко определены и закреплены в ряде основополагающих законодательных правовых актов.

1

Порядок и особенности функционирования политической системы страны определяются системой действующих в ней политических институтов - как государственных, так и негосударственных, а также неформальных субъектов политики. Среди первых особую роль играют институты высшей государственной власти: институт главы государства, парламент, правительство, суды, контрольно-надзорные органы (прокуратура, Счетная палата и другие), а также институты государственной власти субъектов Федерации. Среди негосударственных институтов большое значение приобретают структуры местного самоуправления и политические институты гражданского общества: политические партии, общественные объединения, негосударственные средства массовой информации. Особыми политическими институтами являются институты референдумов и выборов, избирательная система, представляющие собой механизмы непосредственного выражения власти народа, а также институты, предназначенные для обеспечения взаимодействия государства и гражданского общества. К данным институтам можно отнести Общественную палату Российской Федерации, институты Уполномоченных по правам человека и других категорий граждан (на федеральном и региональном уровнях), различные Советы при Президенте Российской Федерации. К неформальным субъектам политики относятся властные элиты и политические лидеры, действующие как на федеральном, так и региональном уровнях.

Особенностями структуры политической системы Российской Федерации является то, что государство представляет собой стержневой элемент и главный управляющий центр политической системы. Именно вокруг Российского государства объединяются другие политические институты, разнообразные политические силы. Это обусловлено рядом свойств, присущих абсолютному большинству современных государств мира.

Во-первых, государство выступает в качестве официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства, так как государственно-организованное сообщество людей, проживающих на данной территории, - это государство в широком смысле.

Во-вторых, государство является особой организацией публичной политической власти, характеризующейся ее наивысшей концентрацией. Государственная власть воплощается в деятельности государственного аппарата, представляющего собой разветвленную систему государственных органов, учреждений, должностных лиц, посредством которых осуществляется политическая власть и управление обществом. Государственные органы наделены властными полномочиями, т.е. правом принимать решения от имени государства.

Кроме того, государственная власть обладает монопольными правами: на издание законов и других нормативно-правовых актов, имеющих общеобязательный характер; на применение в необходимых случаях принуждения, вплоть до силы; на взимание налогов.

В-третьих, государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством внутри страны (внутренний суверенитет) и независимостью в отношении с другими странами (внешний суверенитет). Внутренний суверенитет означает, что государственная власть является высшей властью по отношению ко всем другим проявлениям политической власти, например, партийной (за исключением народовластия). Внешний суверенитет предполагает самостоятельную внешнюю политику, недопущение вмешательства других субъектов международного права во внутренние дела своей страны.

В-четвертых, государство выполняет интегрирующую роль в обществе. Известно, что главной функцией политической системы является осуществление целенаправленного (в интересах большинства населения) воздействия на те или иные стороны общественной жизни, т.е. политическое управление. Оно осуществляется через процесс разработки, принятия и реализации политических решений. Ведущим звеном этого процесса выступает государство, поскольку оно представляет собой организацию профессионально подготовленных людей, отражается в его функциях и воплощается в государственной политике. Процесс формирования и реализации государственной политики сопровождается согласованием интересов различных политических сил и социальных слоев и групп населения, которые выражают политические партии, общественно- политические движения, другие политические и общественные силы, а также регулированием возникающих социальных и политических конфликтов между ними. Тем самым государство посредством государственной политики играет интегрирующую роль в достижении гражданского согласия, обеспечении стабильности и развития общества.

Осуществляя управление обществом, охраняя его экономическую и социальную структуру, государство имеет на мировой арене и внутри страны свои собственные интересы и задачи, сущность и объем которых определяются как самой природой государства, так и историческими условиями его развития. Для их достижения оно должно заботиться об обеспечении своего политического могущества, без которого его существование зависело бы от случая и подвергалось бы опасности насильственного посягательства со стороны тех или иных внешних или внутренних деструктивных сил. Если поставленные перед государством задачи не могут быть достигнуты мирными способами, то крайним средством их осуществления выступает непосредственное применение государством физической силы, т.е. вооруженная борьба. Для обеспечения реализации охранительных функций государства в области обороны методами принуждения в структуре институтов государственной власти создаются вооруженные силы.

В соответствии с общепринятой теорией возникновение вооруженных сил непосредственно связано с возникновением государства, политической власти. Прообраз вооруженных сил появился в период разделения общества на сословия и классы как организации политической надстройки государства. В процессе политической и материальной дифференциации появилась потребность охранять привилегированное положение меньшей части общества. Первые вооруженные отряды открыто обеспечивали охрану лицам, социальным группам, нанявшим воинов. Появление вооруженных сил носит объективный характер, обусловленный экономическими и социально-политическими условиями в виде разделения труда, появления прибавочного продукта, способности производить оружие в больших количествах, наличия людей, по своим качествам годных для военной службы.

Во множестве трудов философов, политических, государственных деятелей Древнего Китая и Индии, Древней Греции и Рима делаются попытки установить причины появления армий, выявить их сущность, определить предназначение, решаемые задачи, роль и место в обществе и государстве. Так, древнегреческий философ Платон, ученик Сократа, учитель Аристотеля рассматривал армию как орган государства, предназначенный для разрешения конфликтов с внешними врагами, поддержания порядка и стабильности в обществе и государстве, обеспечения подчинения личности, сословий, народа государственным законам. Аристотель утверждал, что армия всегда была инструментом «поддержания власти против неповинующихся», а итальянский мыслитель, политический деятель Николо Макиавелли писал, что армия «выступает основой власти во всех государствах». В XIX веке политическая наука (Ф. Энгельс и др.) пришла к пониманию классовой сущности армии через ее главное предназначение - защиту привилегий господствующего класса.

В настоящее время, когда структура современного общества не ограничивается классовым делением и становится все более сложной, сущность вооруженных сил определяется как орган государства, предназначенный для проведения его политики средствами вооруженного насилия.

Данный вывод подтверждается тем, что вооруженные силы как организация людей обладают совокупностью уникальных качеств, отличающую их от всех других институтов, существующих в обществе и государстве. К таким качествам относятся:

-                   правовой статус, т.е. вооруженные силы являются организацией, созданной на основе правовых норм, определяющих ее устройство, внутреннюю жизнь и функциональное применение, и использование;

-                   оснащенность вооружением и специальной техникой, в том числе чрезвычайно мощными средствами поражения;

-                   особое предназначение - обеспечение проведения государством политики средствами вооруженного насилия;

-                   основной способ решения поставленных задач - ведение вооруженной борьбы различного масштаба (тактического, оперативного, стратегического);

-                   иерархическая структура и организационное единство;

-                   особая система подготовки, ценностей и традиций;

-                   относительная изоляция от внутриполитических и экономических процессов.

Таким образом, вооруженные силы представляют собой относительно автономную организацию вооруженных людей, способную самостоятельно, оперативно и целенаправленно действовать в любой точке страны и за ее пределами, в том числе по установлению контроля за функционированием других элементов государственной структуры, а также ключевыми сферами жизнедеятельности общества.

В Федеральном законе РФ «Об обороне» (1996 г.) Вооруженные Силы Российской Федерации определяются как государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

Исходя из способности Вооруженных Сил к ведению войны, вооруженной борьбы, они используются государством как основной исполнительный механизм, главное средство для реализации охранительной функции государства от внешних угроз, а также наряду с другими силами и средствами обеспечения национальной безопасности - как одно из средств реализации государством во внешней и внутренней политике других функций охранительного характера. К таким функциям относятся прежде всего функции обеспечения безопасности личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности, направленные на разрешение политических, социальных, межнациональных конфликтов внутри и за пределами страны, а также обеспечение прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции.

Исходя из вышеизложенного, вклад Вооруженных Сил в достижение государством политических целей и решение политических задач весом. Роль Вооруженных Сил в жизни государства зависит от ряда факторов. К факторам, оказывающим наиболее сильное влияние на роль Вооруженных Сил, относятся: географические (прежде всего размер территории) условия государства; направленность его внутренней и внешней политики и особенно военной политики; характер военно-политической обстановки в мире и регионе, наличие военно- политических союзников и противников; состояние политических и духовно-нравственных отношений в обществе, уровень экономических и социальных проблем; наличие современного вооружения и военных технологий, приоритетность обеспечения военной безопасности государства для властной элиты и другие.

Эта роль Вооруженных Сил выражается в их предназначении и совокупности решаемых задач, которые закреплены в нормативно-правовых документах самого высокого уровня. Так, в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования ВС РФ могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач:

1.        отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации;

2.         отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой;

3.          защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них;

4.        борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.

Сущность, предназначение армии и характер их проявления в обществе выражается категорией «социальная роль армии». Применительно к Вооруженным Силам Российской Федерации данное понятие включает военную деятельность армии и деятельность личного состава в общественных организациях и процессах. Существенная социальная роль Вооруженных Сил России заключается в закреплении у молодых людей в ходе прохождения ими военной службы полученных ранее в семье, образовательных учреждениях чувств патриотизма, ответственности за порученное дело и судьбу страны в целом, других ценных морально-психологических качеств (законопослушания, взаимовыручки, взаимоуважения и др.), а также их дальнейшем развитии.

Кроме того, участие военнослужащих в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, культурной, преподавательской и научной деятельности, выборах, оказании помощи местным органам власти в решении социальных и экологических проблем оказывает благотворное влияние на различные сферы жизнедеятельности российского общества (наука, культура, образование) и государства (обеспечение социальной стабильности, рост авторитета государства и др.). Не зря в проводимых в последние годы социологических опросах среди населения Вооруженные Силы выступают как один из институтов власти, пользующихся наибольшим доверием общества.

Таким образом, обладая совокупностью специфических качеств, Вооруженные Силы играют важную роль в системе государственной власти страны (политической системе государства) и в обществе, являясь важным средством реализации государством во внешней и внутренней политике функций охранительного характера, обеспечения социальной и международной стабильности, а также укрепления авторитета государственной власти.

2

Происхождение, предназначение и перечисленные выше свойства Вооруженных Сил Российской Федерации определяют их место в системе государственной власти. Оно выражается составом и специфическим характером отношений и связей Вооруженных Сил Российской Федерации с другими элементами структуры государственной власти, политической системы страны в целом, гражданским обществом и гражданами страны, особым статусом военнослужащих и членов их семей.

Специфический характер этих отношений и связей определяет степень вовлеченности армии в политические процессы в обществе и государстве, т.е. степень самостоятельности Вооруженных Сил в системе государственной власти, а, следовательно, соответствующий этому порядок руководства и управления ими со стороны органов государственной власти, в том числе систему контроля за их функционированием.

В российском обществе распространены две основные трактовки взаимосвязи политики и армии. Первая заключается в том, что Вооруженные Силы есть политическая организация, и поэтому не может быть вне политики. В соответствии со вторым подходом, они видятся вне политики и политически нейтральны.

Политичность Вооруженных Сил хранится в их сущности, происхождении, признаках, выполняемых функциях. Им внутренне присуща политичность, которая определяется прежде всего тем, что она строится в соответствии с законами такого общественно-политического явления как война, которая выступает самой острой формой политической борьбы. А Вооруженные Силы являются главным субъектом в данной борьбе. Поскольку война по своей сути есть политика, то и каждый акт вооруженной борьбы пронизан политическим смыслом. В конечном счете каждый воин творит политику, воплощает ее в жизнь силой оружия. Политика есть внутренний смысл вооруженной борьбы, определяющий ее характер, способы и формы на основе определенной материально-технической базы. Внутренняя политичность Вооруженных Сил обусловливается их деятельностью как разновидности политической деятельности в силу того, что направлена на формирование и регулирование властных отношений внутри государства. Деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации оказывает непосредственное влияние на политическую реальность, определяет исключительно значимые политические результаты, например, политическую значимость побед, поражений. Примером такой деятельности является их действия в ходе возвращения Крыма в состав нашей страны в 2014 году.

Очевидно, что жизнь военнослужащих и гражданского персонала не может полностью отключаться от политических процессов в обществе и государстве. Невозможно представить себе воинскую деятельность, сознание военнослужащего, отчужденными от политики, лишенными политического содержания.

Особое значение во взаимоотношениях армии с властными структурами государства имеют традиции. В большинстве развитых государств развивается и поощряется традиция подчинения военного руководства гражданским властям.

В нашей стране в советский период в основу взаимоотношений власти и социалистической армии был положен принцип безусловного подчинения последней институтам власти, контролируемым и направляемым партией. Даже массовые сталинские репрессии против командных кадров не вызвали с их стороны организованного протеста и сопротивления, хотя в армии было репрессировано несколько десятков тысяч командиров различного уровня.

В ряде стран сложилась противоположная тенденция. Особенно рельефно традиция дистанцирования от гражданской власти и политической самостоятельности армии сложилась в большинстве стран «третьего мира», в которых отсутствуют развитые экономическая и социальная база, а также политическая система. В этих государствах армия представляет наиболее организованную и мощную военную и политическую силу, способную навязать правительству свою волю или заменить его. Такие традиции существуют и периодически проявляются в современное время, например, в странах Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки, Африки. Примерами, подтверждающими данный тезис, могут служить 550 военных переворотов в Латинской Америке за последние 150 лет, около 50 военных переворотов в Азии за период с 1945 года. Устойчивой зоной военных переворотов является и Африка, где с 1948 по 1985 г. было отстранено от власти 68 глав и правительств. Вероятность непосредственного вмешательства военных в политику возрастает в обстановке, углубляющейся внутренней и международной нестабильности, особенно когда правительства, другие властные структуры утрачивают контроль за развитием событий, оказываются неспособными принимать и проводить в жизнь действенные меры, направленные на разрешение политических и экономических и идеологических противоречий. Это было продемонстрировано за последние годы в Египте, где военные отстранили от власти действующего президента страны, а также в Турции, где в июле 2016 года была совершена попытка военного переворота. Закономерность вмешательства вооруженных сил Турции во внутриполитическую жизнь страны обусловлена как традициями (в современной истории Турции было 3 крупных военных переворота), так и особым положением вооруженных сил Турции и их руководства в государстве и обществе. После попытки июльского военного переворота турецкие власти инициировали проведение военной реформы, ключевой целью которой является исключение попыток проведения военных переворотов в дальнейшем.

Необходимо помнить и традиции вмешательства Российской армии в политическую жизнь государства (эпоха дворцовых переворотов XVIII столетия, восстание декабристов). Однако необходимо отметить, что в условиях максимального огосударствления общественной жизни, отсутствия даже в зародыше легальной политической деятельности, а также несовершенства законодательства в области престолонаследия такие перевороты стали хотя и примитивным, но практически единственным способом разрешения противоречий между основными составляющими политической системами России XVIII века - самодержавной властью, правящей верхушкой и господствующим дворянским сословием. С учетом данных традиций в современной России Вооруженные Силы, находясь в структуре институтов государственной власти, в значительной степени (но не абсолютно) «деполитизированы» и не полностью изолированы от гражданского общества при сохранении гражданского контроля над ними.

Такая «деполитизация» Вооруженных Сил означает прежде всего исключение возможности определять их применение и использование какими-либо политическими силами, кроме государства, выключение Вооруженных Сил из политической борьбы, недопущение ее внутрь армии путем:

-                   запрещения деятельности партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, образования их структур в Вооруженных Силах; запрещения ведения любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной;

-                   запрещения использования штатных должностей и финансовых средств Вооруженных Сил для создания структур и осуществления деятельности политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели;

-                   частичного ограничения политических прав, свобод и действий военнослужащих, а также ограничения по сочетанию их профессиональной службы с различными видами политической и экономической деятельности.

В то же время Вооруженные Силы Российской Федерации, их институты, военнослужащие включены в разветвленную сеть разнообразных отношений с федеральными, республиканскими и местными органами власти. Они тесно взаимодействуют с различного рода общественными, культурными и научными объединениями граждан, средствами массовой информации и другими звеньями политической системы общества в различных сферах жизнедеятельности (экономики, культуры, науки) для того, чтобы, с одной стороны, не превратить Вооруженные Силы в закрытую, а значит неустойчивую к манипулированию, замкнутую структуру, а с другой - обеспечить комплексный контроль за их деятельностью и настроениями со стороны гражданского общества.

В современных условиях создана и функционирует модель эффективного гражданского контроля над Вооруженными Силами РФ, опирающаяся на безусловное признание органами военного управления и военнослужащими верховенства гражданской политической власти.

Гражданский контроль над военной организацией - это система контрольно-управленческих мер, проводимых государственными органами и общественными институтами по укреплению стабильных военно-гражданских отношений в обществе, способствующих повышению надежности и эффективности деятельности военной организации государства, а также обеспечивающих соблюдение его законодательства, государственной и военной дисциплины.

Основными целями гражданского контроля над Вооруженными Силами Российской Федерации являются:

-                   в военно-политической области - соответствие их применения и использования конституционному предназначению, международным обязательствам;

-                   в военно-правовой области - соответствие процесса военного строительства и применения государственному и международному законодательству (прежде всего правовым нормам, регулирующим применение средств и методов ведения войны, а также морскому

-                   воздушному, космическому и другим видам права);

-                   в военно-экономической области - контроль над бюджетными ассигнованиями и правильностью реализации военного бюджета, административно-хозяйственной деятельностью Вооруженных Сил;

-                   в социальной области - контроль над формированием и реализацией государственной программы обеспечения социальной защиты военнослужащих и их семей, положением личности в системе военно-социальных отношений.

В современной России создан и действует эффективный гражданский контроль над Вооруженными Силами. Система гражданского контроля над ними включает подсистему государственно-административного контроля, в которую входят Президент, Правительство, суды, прокуратура, а также подсистему гражданского руководства Вооруженных Сил (некоторые из заместителей министра обороны Российской Федерации являются гражданскими лицами).

Подсистема парламентского контроля включает: Федеральное собрание и представительные органы субъектов Российской Федерации. Подсистема общественного контроля объединяет общественные объединения, включая общественные советы при Министерстве обороны, видах и родах войск Вооруженных Сил, средства массовой информации.

Президент Российской Федерации руководит строительством, подготовкой и применением Вооруженных Сил. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; утверждает Военную доктрину Российской Федерации; назначает высшее командование Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания; имеет право вводить на территории России военное и чрезвычайное положение, привлекать Вооруженные Силы к обеспечению его режима; руководит деятельностью Министерства обороны; утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, их структуру и состав до объединения включительно, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, а также осуществляет другие функции.

Федеральное собрание - парламент Российской Федерации создает необходимую законодательную базу, на основе которой определяются социальные предназначения и функции Вооруженных Сил, политические и правовые основания для их применения в интересах обеспечения внешней и внутренней безопасности России. К ведению Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации относится утверждение Указа Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, а также решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами Российской Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации, утверждение военного бюджета, определение структуры и численности Вооруженных Сил, разделение органов и функций управления, относящихся к военно-политической сфере.

Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность Министерства обороны. Правительство организует оснащение Вооруженных Сил вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и услугами, в т.ч. осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории в интересах обороны, эффективного функционирования Вооруженных Сил, определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил, определяет порядок расходования средств, выделяемых на оборону из федерального бюджета, а также источники финансирования Вооруженных Сил; принимает решение о создании военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования, а также осуществляет иные полномочия в отношении строительства и подготовки Вооруженных Сил, установленные федеральным законодательством.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по обеспечению военной безопасности, возложенные на них федеральным законодательством, воздействуя на жизнедеятельность и функционирование Вооруженных Сил присущими им формами и способами социально-политического, духовного, экономического и административного влияния.

Суды и прокуратура обеспечивают разбирательство и надзор за правильностью принимаемых решений по военно-политическому управлению различных субъектов, соответствие их действий законодательно установленным правам и полномочиям. В полном соответствии с демократическим принципом разделения властей закон устанавливает и четко оговаривает самостоятельность военных судов и независимость военных судей.

Непосредственная реализация военно-политического управления Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляется министром обороны через федеральный орган исполнительной власти - Министерство обороны. На Министерство обороны возложено решение следующих задач, связанных с руководством Вооруженными Силами.

Основными задачами Министерства обороны являются:

-                   организация и осуществление мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации;

-                   обеспечение финансовыми средствами, материальными и другими ресурсами (включая предоставление услуг) Вооруженных Сил, а также развитие и укрепление их материально-технической базы;

-      организация работы с кадрами в Вооруженных Силах;

-         обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

-        совершенствование правовой основы деятельности Вооруженных Сил;

-      укрепление в Вооруженных Силах организованности и воинской дисциплины, совершенствование системы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил.

В заключение необходимо отметить, что Вооруженные Силы Российской Федерации занимают особое место в системе институтов государственной власти. В процессе создания и поддержания системы взаимоотношений между институтами системы государственной власти и гражданским обществом - с одной стороны, и Вооруженными Силами - с другой, достигается необходимая степень деполитизации Вооруженных Сил, а также установление эффективного разнопланового гражданского контроля за их деятельностью. Таким образом, решается одна из важнейших проблем государственной политики, от качества решения которой зависят устойчивость государственного строя Российской Федерации и дальнейшее поступательное развитие в России правового демократического государства и гражданского общества.

Методические рекомендации.

Во вводной части занятия при обосновании актуальности темы необходимо привести примеры изменений геополитической ситуации в мире, которые приводят к росту значимости Вооруженных Сил в обеспечении национальной безопасности нашей страны.

При изложении материала по первому учебному вопросу следует дать краткую характеристику структуры политической системы и системы государственной власти Российской Федерации. Далее необходимо обосновать необходимость и закономерность появления в структуре государственной власти страны Вооруженных Сил, показать обучающимся роль ВС РФ в системе государственной власти, в политической системе страны в целом, а также в обществе (социальную роль).

При изложении материала по второму учебному вопросу необходимо дать оценку взаимосвязи политики и Вооруженных Сил, а также характеристику отношений и связей Вооруженных Сил Российской Федерации и других стран с другими элементами структуры государственной власти, политической системы страны в целом, гражданским обществом, в том числе на примере своей части, организации. Целесообразно раскрыть сущность деполитизации армии, системы гражданского контроля за функционированием Вооруженных Сил, сложившегося порядка руководства и управления со стороны высших органов государственной власти.

В заключительной части занятия целесообразно подчеркнуть сложность задач поддержания и развития отношений Вооруженных Сил Российской Федерации с другими элементами структуры государственной власти, гражданским обществом в условиях обострения военно-политической обстановки в мире.

Рекомендуемая литература:

1.   Конституция Российской Федерации.

2.   Федеральный закон Ns 61 -ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне».

3.     Указ Президента Российской Федерации Ns 1357 от 11.11.1998 г. (ред. от 19.11.2003 г. Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации».

4.   Брега А., Ластовенко Н. Вооруженные Силы России в структуре государственных институтов власти Ориентир. - 2009. -№ 12.

Александр ЛЕБЕДЕВ, кандидат военных наук

Ориентир 12 2016


Просмотр

Скачать332.5 Кбайт


Все документы



Материалы по теме

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.

14 Апреля 2020

1. Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.
2. Вода как основное огнетушащ ее средство....

Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.

14 Апреля 2020

1.Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной...

Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.

14 Апреля 2020

1. Требования безопасности при разведении костров
2. Требования безопасности при производстве...

Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды

14 Апреля 2020

1. Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных...

Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы

14 Апреля 2020

1. Назначение пожарных команд. Порядок несения службы.
2. Назначение пожарных расчетов....



00:00