Поиск по сайту

Потсдамская конференция и её роль в послевоенном устройстве Европы (к 70-летию со дня открытия)

31 октября 2019 19:31


1.    Тегеранская конференция 1943 г.
2.    Крымская (Ялтинская) конференция 1945 г.
3.    Потсдамская (Берлинская) конференция 1945 г.


Вопросы:

1.      Тегеранская конференция 1943 г.

2.      Крымская (Ялтинская) конференция 1945 г.

3.      Потсдамская (Берлинская) конференция 1945 г.

Разгром фашистской Германии в годы Второй мировой войны был обеспечен в первую очередь благодаря героизму воинов Красной армии и самоотверженному труду советского народа, а также тесному военно-политическому взаимодействию великих держав антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании. В связи с этим в истории Второй мировой войны особое место занимают Тегеранская, Крымская (Ялтинская) и Потсдамская (Берлинская) конференции руководителей Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании. Материалы встреч Большой тройки свидетельствуют о том, что конференции в значительной мере способствовали укреплению и консолидации усилий стран антигитлеровской коалиции в их борьбе против фашистской Германии и милитаристской Японии. Конференции глав трех держав наглядно доказали возможность успешного сотрудничества государств независимо от их общественного строя.

1

Конференция руководителей трех союзных государств антигитлеровской коалиции - председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР И.В. Сталина, президента США Франклина Рузвельта и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля - проходила в Тегеране (Иран) с 28 ноября по 1 декабря 1943 г. Встреча вошла в историю как Тегеранская конференция (кодовое название «Эврика»), На ней впервые в полном составе собралась Большая тройка. В работе конференции участвовали также министры иностранных дел, политические и военные советники.

В центре внимания Тегеранской конференции находились проблемы дальнейшего ведения войны, в особенности вопрос об открытии второго фронта в Европе. От решения этого вопроса зависели сроки окончания войны в Европе, а, следовательно, судьбы миллионов людей во всем мире, ослабление тягот военного бремени, легшего на плечи населения многих стран, и прежде всего советского народа. Делегация СССР шла на переговоры с твердым намерением окончательно договориться о дате высадки американо-английских войск в Западной Европе. Позиции же делегаций США и Англии по этому вопросу были весьма противоречивы, что и определило остроту развернувшейся полемики.

Военные решения Тегеранской конференции были парафированы 1 декабря И. В. Сталиным, Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем. В них были зафиксированы обязательства правительств США и Англии предпринять в течение мая 1944 г. операцию «Оверлорд» по открытию второго фронта одновременно со вспомогательной операцией на юге Франции и обязательство СССР предпринять наступление примерно в то же время с целью не допустить переброски германских сил с восточного на западный фронт. В решениях отмечалось, что партизаны Югославии должны поддерживаться снабжением и снаряжением в возможно большем размере и что с военной точки зрения желательно, чтобы до конца года Турция вступила в войну на стороне союзников.

Большое значение для укрепления единства антигитлеровской коалиции и скорейшего завершения войны имело заявление главы советского правительства о вступлении в войну с Японией после капитуляции Германии. Оно явилось ответом СССР на неоднократные просьбы США и Англии о его участии в войне на Дальнем Востоке. Согласие советского правительства вступить в войну с Японией после поражения Германии было продиктовано верностью союзническому долгу, желанием ускорить освобождение народов Азии, порабощенных японскими милитаристами, и быстрее ликвидировать очаг войны и агрессии на Дальнем Востоке, многие годы угрожавший безопасности СССР.

Заявление в Тегеране советской делегации о вступлении СССР в войну с Японией имело огромное военно-политическое значение и далеко идущие международные последствия.

Наряду с проблемами ведения войны на первой конференции глав правительств обсуждались вопросы послевоенной организации и обеспечения прочного мира. Их рассмотрение носило в основном предварительный характер. Представители СССР, США и Англии обменялись мнениями о будущей международной организации безопасности, устройстве Германии после ее поражения, решении польского и других вопросов.

На конференции советская делегация подчеркнула необходимость осуществления эффективных мер против возрождения германского милитаризма и реваншизма.

На конференции было в принципе согласовано решение о передаче Кенигсберга (ныне г. Калининград) с прилегающей к нему территорией Советскому Союзу.

В принятой 1 декабря 1943 г. участниками Тегеранской конференции Декларации трех держав говорилось о полном согласии трех держав «...относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга». Выражалась уверенность в том, что их согласие обеспечит прочный мир между народами. Решения конференции по военным вопросам открывали путь к организации тесного стратегического взаимодействия советских и американо-английских вооруженных сил в войне с общим врагом.

Руководители трех держав обменялись на Тегеранской конференции мнениями о создании международной организации безопасности после войны. Они приняли также Декларацию об Иране, в которой подтвердили желание сохранить независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность этой страны.

Таким образом, важнейшим результатом Тегеранской конференции явились координация военных усилий СССР, США и Англии против фашистской Германии, принятие решения об открытии второго фронта в Западной Европе и отклонение «балканской стратегии» британского империализма. Военные решения, принятые в Тегеране, значительно упрочили антигитлеровскую коалицию.

2

На завершающем этапе войны в Европе все более настоятельной становилась необходимость разработки союзниками согласованных планов окончательного разгрома фашистских агрессоров и координации действий всех союзных войск. Кроме того, в отношениях между тремя великими державами острый характер приобрели некоторые политические проблемы. Их нужно было незамедлительно решить. Поэтому на повестку дня встал вопрос о новой встрече глав правительств СССР, США и Великобритании.

Вторая конференция глав правительств Большой тройки проходила в Ливадийском (Белом) дворце близ Ялты с 4 по 11 февраля 1945 г. и стала последней конференцией лидеров антигитлеровской коалиции в доядерную эпоху. В ней приняли участие председатель Совета Народных Комиссаров СССР И.В. Сталин, президент США Ф. Рузвельт, премьер-министр Великобритании У. Черчилль, министры иностранных дел СССР, США и Великобритании, представители генеральных штабов, а также политические и военные советники.

Круг вопросов оказался весьма широким. Конференция рассмотрела военно-политическую обстановку в Европе и Азии, согласовала планы окончательного разгрома германского и японского агрессоров и определила основные принципы послевоенного устройства мира и международной безопасности.

Определив и согласовав военные планы трех союзных держав в целях окончательного разгрома и безоговорочной капитуляции Германии, Крымская конференция наметила основные принципы согласованной политики союзников в отношении организации прочного мира и системы международной безопасности.

Коммюнике о Крымской конференции (состоящее из 9 разделов) в наиболее важной своей части (раздел II) формулирует единую политику СССР, США и Англии в отношении послевоенного статута Германии. Крымская декларация предусматривала длительную оккупацию Германии войсками трех держав, а также войсками Франции, если она того пожелает, причем вооруженные силы каждой державы должны занимать только свою, заранее определенную часть или зону Германии.

В целях уничтожения немецкого милитаризма и нацизма и превращения Германии в миролюбивое государство Крымская конференция намечала программу ее военного, экономического и политического разоружения.

Конференция приняла решение по репарационному вопросу (раздел III). Она признала необходимым обязать Германию возместить союзным странам причиненный ею ущерб в максимально короткие сроки.

Немаловажное значение имело решение конференции об учреждении Международной организации для поддержания мира и безопасности (раздел IV).

Принятая в Ялте Декларация об освобожденной Европе (раздел V) выразила волю союзных держав вести согласованную политику «помощи народам, освобожденным от господства нацистской Германии, и народам бывших государств-сателлитов оси в Европе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических и экономических проблем». Великие державы взяли на себя коллективную ответственность за быстрейшее осуществление этих целей.

Решения конференции о Польше (раздел VI) и Югославии (раздел VII) осуществляли на практике принципы, провозглашенные в Декларации об освобожденной Европе.

В результате всестороннего обсуждения на конференции был решен вопрос о границах Польши. Фактически решениями по польскому вопросу и о других государствах Европы в Ялте было подтверждено, что Восточная Европа остается в советской, а Западная Европа и Средиземноморье - в англо-американской сфере влияния.

По вопросу о Югославии было решено рекомендовать главе югославского правительства маршалу И. Тито и доктору И. Шубашичу (представителю эмигрантского югославского правительства в Лондоне) немедленно образовать Объединенное правительство на основе заключенного между ними в ноябре 1944 г. соглашения. Таким образом, было устранено противодействие делу объединения всех демократических сил Югославии со стороны реакционных элементов, группировавшихся вокруг эмигрировавшего короля Петра и поддерживавших его реакционных кругов Англии и США.

В Ялте 11 февраля 1945 г. было подписано секретное соглашение (впервые опубликованное 11 февраля 1946 г.) о том, что через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии при ряде условий.

На Крымской конференции было достигнуто соглашение (раздел VIII) о создании постоянного механизма для консультации между министрами иностранных дел трех великих держав. Таким образом, принятые в Ялте решения еще раз свидетельствовали о необходимости сотрудничества и единства великих держав.

Крымская конференция, как и встреча Большой тройки в Тегеране, прошла под знаком преобладания тенденции к выработке согласованных решений как в деле организации окончательной победы, так и в области послевоенного устройства.

3

Потсдамская конференция (кодовой название «Терминал») - третья, и последняя, встреча Большой тройки антигитлеровской коалиции состоялась в Потсдаме (Германия) с 17 июля по 2 августа 1945 г. В работе конференции участвовали главы правительств трех государств - председатель Совета Народных Комиссаров СССР И.В. Сталин, президент США Гарри Трумэн (председательствовал на всех заседаниях) и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (во время конференции потерпел поражение на выборах, и в Потсдам прибыл его преемник Клемент Эттли). Во многом решения, принятые в Потсдаме, повторяли идеи Ялтинской конференции, но в более подробной, детализированной форме. Франция была приглашена присоединиться к потсдамским решениям позднее и официально примкнула к ним в начале августа 1945 г.

Конференция в Потсдаме проходила на фоне новой расстановки сил на международной арене, для которой были характерны, с одной стороны, рост престижа и влияния СССР как главного победителя в войне с гитлеровской Германией, а с другой - качественный скачок в усилении военного потенциала США в результате приобретения атомного оружия, что, правда, несколько компенсировалось ситуацией в сфере идеологии: в Европе были сильны социалистические тенденции, а американская модель свободного предпринимательства была непопулярна. В политике правящих кругов США и Великобритании заметно усилились антисоветские тенденции, что было вызвано ростом международного авторитета СССР, но в конечном счете на конференции возобладала тенденция к разумному компромиссу.

Потсдамская конференция завершилась подписанием двух документов - Протокола Берлинской конференции трех великих держав и обширного Сообщения о Берлинской конференции трех держав (2 августа 1945 г.), состоявшего из 15 глав. В этих документах были зафиксированы основные принципы будущей политики победителей в отношении Германии.

Главным вопросом, обсуждавшимся в Потсдаме, был германский. После разгрома и безоговорочной капитуляции Германия была оккупирована войсками союзников, которые осуществляли в ней верховную власть. Тотальная война, которую вели гитлеровцы, довела ее до полного краха.

Ключевым элементом будущего урегулирования германских дел согласно тексту Сообщения о Потсдамской конференции должна была стать так называемая программа четырех «д»: демилитаризации, декартелизации, денацификации, демократизации послевоенной Германии. Целью этого документа являлось разрушение основ военного производства, запрещение создания крупных промышленных объединений монопольного типа, проведение политической чистки в целях отстранения от политической жизни бывших активистов нацистского режима, пересмотр учебных программ и перестройка системы воспитания и образования для искоренения идеологии реванша, расовой исключительности и национализма, развитие Германии как демократического и миролюбивого государства.

В то же время три державы заявляли, что они не собираются уничтожить или ввергнуть в рабство немецкий народ. Они провозглашали свое намерение дать народу Германии возможность осуществить реконструкцию своей жизни на демократической и мирной основе, с тем чтобы со временем он смог занять место среди свободных и миролюбивых народов мира.

Чтобы навсегда предупредить возрождение германского милитаризма и фашизма, было решено распустить все сухопутные, морские и воздушные вооруженные силы Германии, СС, СА, СД и гестапо со всеми их организациями, включая генеральный штаб, а также другие военные и полувоенные организации, служившие интересам поддержания военных традиций. Все вооружение подлежало передаче союзникам или уничтожению, производство оружия, военного снаряжения и орудий войны, а также всех типов самолетов и морских судов запрещалось.

Решения Потсдамской конференции предусматривали уничтожение национал-социалистской партии и подконтрольных ей организаций, предупреждение их возрождения в любой форме и предотвращение всякой фашистской деятельности или пропаганды. Отменялись все фашистские законы. Активные члены национал-социалистской партии удалялись с ответственных постов в общественных организациях и на предприятиях. В то же время разрешались и поощрялись все демократические партии, свободные профсоюзы, населению Германии предоставлялась свобода слова и печати в рамках оккупационного режима.

Устанавливалось, что Германия в период оккупации должна рассматриваться как единое экономическое целое. Это касалось промышленности и сельского хозяйства, зарплаты и цен, импорта и экспорта, денежной системы и налогов, транспорта и коммуникаций. Предусматривалось создание центральных административных департаментов в области финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности.

В Потсдаме было подтверждено, что в начальный контрольный период верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженными силами СССР, США, Англии и Франции соответственно в их зонах оккупации. По вопросам, общим для всей Германии, они должны были действовать совместно как члены Контрольного совета.

Одним из вопросов, который наглядно выявил империалистическую сущность политики США и Англии и вызвал острую дискуссию, был вопрос о репарациях. Согласованное решение по нему было достигнуто лишь в самом конце конференции. Репарации должны были явиться средством экономического разоружения Германии и одновременно средством частичного возмещения ущерба, причиненного государствам - жертвам агрессии. Еще в Ялте была достигнута договоренность, что Германия обязана возместить ущерб, причиненный ею другим государствам в ходе войны, причем США согласились с предложением Советского Союза о сумме репараций в 20 млрд долларов в качестве базы для обсуждения в репарационной комиссии. Теперь, на Потсдамской конференции, правительство США отреклось от своей прежней позиции по этому вопросу.

Территория Соединенных Штатов Америки не подвергалась оккупации гитлеровскими войсками, напротив, американские монополии, как и в Первую мировую войну, разбогатели на военных поставках. Естественно, США не могли выставить особых репарационных претензий к Германии, а тот факт, что СССР был заинтересован хотя бы в частичной компенсации ущерба за счет репараций, мало беспокоил американские правящие круги.

Американская делегация высказалась против установления определенной суммы репараций. Вместе с тем она внесла следующее предложение: каждая из оккупационных держав будет взимать репарации в своей зоне. Фактически это означало, что СССР, понесший наибольший ущерб в войне, должен был иметь самые невыгодные условия для получения репараций. Важнейшие промышленные районы и военно-экономические центры Германии, которые могли бы обеспечить поступление репараций, находились в западных зонах. Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что американские войска, в ходе военных действий занявшие часть советской зоны, вывезли оттуда значительное количество промышленного оборудования и другого имущества, угнав в том числе 20 тыс. железнодорожных вагонов.

В конце концов было решено, что репарационные претензии США, Англии и других стран, имевших право на репарации, будут удовлетворены из западных зон и за счет германских вложений за границей. Репарационные претензии СССР подлежали удовлетворению из советской зоны оккупации Германии. Кроме того, Советский Союз должен был получать 25% того промышленного оборудования, которое будет изъято в репарационных целях из трех западных зон оккупации Германии (10% безвозмездно и 15% в обмен на продовольствие, уголь, лесоматериалы, нефтепродукты и другие товары). Из своей доли СССР согласился удовлетворить репарационные претензии Польши.

В острой дискуссии проходило обсуждение судьбы германского военно-морского и торгового флотов. Черчилль, по существу, пытался отделить эту проблему от решения вопроса об общем возмещении ущерба, причиненного Германией другим странам. Он хотел разделить германский флот пропорционально потерям кораблей и судов в ходе войны каждой из трех держав. Эта попытка не увенчалась успехом: было решено поделить военно-морской и торговый флот Германии поровну между СССР, Англией и США. Большинство германских подводных лодок по предложению Великобритании подлежало уничтожению.

На конференции снова встал вопрос о Восточной Пруссии, неоднократно служившей германским агрессорам плацдармом для экспансии на Восток. Глава советского правительства выдвинул предложение о передаче Союзу ССР района Кенигсберга и напомнил, что «президент Рузвельт и г-н Черчилль еще на Тегеранской конференции дали свое согласие на этот счет, и этот вопрос был согласован между нами». Представители США и Англии согласились с советским предложением.

Обсуждался также вопрос о наказании фашистских военных преступников. В решениях конференции провозглашалось, что военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Это решение отражало справедливые требования народов, понесших страшные жертвы и неимоверные лишения в результате преступных действий германских фашистов, которые, развязав войну, истребили и угнали в рабство миллионы людей, совершили бесчисленные злодеяния против человечества.

В соответствии с постановлениями Потсдамской конференции в г. Нюрнберге (в Баварии) с ноября 1945 г. по октябрь 1946 г. был проведен показательный суд над нацистскими военными преступниками, в результате которого ряд высших деятелей бывшей нацистской партии и германского рейха были признаны виновными в преступлениях против человечества и казнены.

Много времени и усилий потребовала выработка согласованной позиции в отношении Польши. Прежде всего рассматривался вопрос о польском эмигрантском правительстве в Лондоне. 5 июля США и Англия признали польское Временное правительство национального единства, созданное в соответствии с решениями Крымской конференции, что предопределило ликвидацию бывшего польского правительства в Лондоне во главе с Т. Арцишевским.

Потсдамским соглашением была установлена новая польско-германская граница по линии Одер - Западная Нейсе, которая начиналась от Балтийского моря чуть западнее Свинемюнде (включая город Штеттин в состав Польши). Установление этой границы было подкреплено решением конференции о переселении немецкого населения, оставшегося в Польше, а также в Чехословакии и Венгрии.

Важное место в работе конференции заняло согласование политики трех держав в отношении европейских стран, воевавших на стороне Германии, но затем порвавших с ней.

В решениях Потсдамской конференции указывалось, что три правительства считают желательным, чтобы теперешнее аномальное положение Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии было прекращено заключением мирных договоров. Далее говорилось, что заключение таких договоров с признанными демократическими правительствами этих стран сделает возможным поддержать их просьбу о принятии в члены ООН.

Конференция постановила создать Совет министров иностранных дел (СМИД), на который была возложена обязанность, во-первых, решать текущие вопросы управления оккупированной Германией, а во-вторых, готовить общую конференцию для заключения мирных договоров со странами - бывшими союзницами Германии и урегулирования вопроса о бывших итальянских колониях.

При обсуждении спорных вопросов правительство США пускало в ход и «тяжелую артиллерию». И в этом особая роль отводилась шантажу атомной бомбой.

24 июля после заседания конференции президент Трумэн с подчеркнуто важным видом направился к главе советской делегации Сталину и сообщил ему, что американцы создали новую бомбу исключительной разрушительной силы. Однако он был вынужден с огорчением констатировать, что это не произвело особого впечатления на его собеседника. Рассчитанный американцами ход явно не удался. Кое-кто из англичан и американцев поспешил с выводами, будто Сталин не в состоянии понять, о каком открытии тут идет речь. Но они ошибались. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков вспоминал, как И.В. Сталин, вернувшись с заседания, в его присутствии передал В.М. Молотову свой разговор с Трумэном и принял решение дать указание Курчатову «об ускорении нашей работы».

На конференции обсуждался и вопрос о скорейшем завершении войны на Дальнем Востоке, то есть о разгроме японских агрессоров. США проявляли большую заинтересованность в том, чтобы СССР принял участие в борьбе против Японии, опасаясь, что иначе война с ней затянется и потребует от США больших жертв и усилий.

Советская делегация подтвердила, что СССР выполнит взятые на себя обязательства и в установленный срок примет участие в разгроме дальневосточного агрессора. Был согласован также ответ советского правительства на полученное им обращение правительства Японии, стремившегося любой ценой избежать безоговорочной капитуляции. Правительства США, Англии и Китая 26 июля опубликовали декларацию, в которой потребовали от Японии немедленной безоговорочной капитуляции. Все принятые на Потсдамской конференции решения были зафиксированы в протоколе, подписанном главами правительств трех стран.

Потсдамская конференция вошла в историю как событие огромного международного значения. Принятые на ней исторические решения соответствовали освободительному, антифашистскому характеру войны, которую вели народы трех держав и союзных с ними стран. Она явилась важнейшим поворотным пунктом от войны к миру в Европе.

Ялтинско-Потсдамская конструкция послевоенного мироустройства обладала рядом особенностей.

Во- первых, она не имела прочной договорно-правовой базы. Лежавшие в ее основе договоренности были либо устными, официально не зафиксированными и долгое время остававшимися секретными, либо закрепленными в декларативной форме.

Во-вторых, Ялтинско-Потсдамский порядок был биполярным. Если для многополярной структуры международных отношений была типична примерная сопоставимость совокупных потенциалов нескольких главных субъектов международных отношений, то после Второй мировой войны сопоставимыми можно было считать лишь потенциалы Советского Союза и Соединенных Штатов.

В-третьих, послевоенный порядок с середины 1940-х до середины 1980-х годов был конфронтационным. Только в 1985-1991 гг., в годы «нового политического мышления» М.С. Горбачева, он стал трансформироваться в кооперационную биполярность, которой не было суждено стать устойчивой в силу быстрого крушения одной из ее опор - СССР.

В-четвертых, послевоенная биполярность приобрела форму политико-идеологического противостояния между т.н. свободным миром во главе с США и социалистическим лагерем во главе с Советским Союзом. Хотя в основе международных противоречий чаще всего лежали геополитические устремления, внешне советско-американское соперничество выглядело как противостояние идеалов и моральных ценностей.

В-пятых, Ялтинско-Потсдамский порядок складывался в эпоху ядерного оружия, которое, внося дополнительную конфликтность в мировые процессы, одновременно способствовало появлению во второй половине 1960-х годов механизма предупреждения мировой ядерной войны - модели «конфронтационной стабильности». Ядерная война стала рассматриваться лишь как самое крайнее средство решения международных споров.

В-шестых, Ялтинско-Потсдамский порядок отличался высокой степенью управляемости международных процессов. Как порядок биполярный он строился на согласовании мнений всего двух держав, что упрощало переговоры. США и СССР действовали не только в качестве отдельных государств, но и в роли групповых лидеров - НАТО и Варшавского договора. Блоковая дисциплина позволяла Советскому Союзу и Соединенным Штатам гарантировать исполнение своей части принимаемых обязательств государствами соответствующего блока.

Перечисленные характеристики Ялтинско-Потсдамского порядка обусловили высокую конкурентность международных отношений. Благодаря взаимному идеологическому отчуждению конкуренция между двумя сильнейшими странами носила характер нарочитой враждебности, суть которой хорошо отражало выражение «холодная война».

Методические рекомендации.

Во вступительном слове необходимо обратить внимание на то, что по завершении Второй мировой войны абсолютно новая модель архитектуры мира и управления была сформирована на Ялтинской и Потсдамской конференциях, определяющих многие аспекты послевоенного мира уже семь десятилетий.

При рассмотрении учебных вопросов надо последовательно осветить круг основных вопросов, стоявших на повестке дня Тегеранской, Крымской и Потсдамской конференций. Важно показать слушателям разные подходы к их решению, предлагавшиеся представителями государств - участниц конференций.

В завершение занятия стоит подчеркнуть, что в наши дни объективное рассмотрение внешнеполитических шагов советского правительства в годы Второй мировой войны, направленных на объединение усилий миролюбивых сил в борьбе с врагом и формирование послевоенной архитектуры мироустройства, является одной из ответных мер на попытки исказить суть и значение договоренностей глав СССР, США и Великобритании в Тегеране, Ялте и Потсдаме.

Рекомендуемая литература:

1.    Зуев М. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. - М.: ОНИКС, 2005.

2.      История Великой Отечественной войны Советского Союза, 1941-1945. Т. III. - М., 1961.

3.     Орлов А., Георгиев В., Георгиева Н., Сивохина Т. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.). - М.: Проспект, 2005.

4.     Переписка председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. Т. II. - М.: Госполитиздат, 1957.

5.     Тегеран - Ялта - Потсдам: Сборник документов/Сост.: Ш.П. Санакоев, Б.Л. Цыбулевский. - 2-е изд. - М.: Издательство «Международные отношения», 1970.

Анатолий ГЛУЩЕНКО,
доктор исторических наук, профессор

Ориентир 06 2015



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram