Поиск по сайту

Наркомания и боевая готовность. Социальные и медицинские последствия употребления наркотических веществ. Уголовная и административная ответственность за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков

31 октября 2019 19:28


1.    Антинаркотическая политика – инструмент предотвращения проникновения наркотиков в Вооружённые силы Российской Федерации. Понятие, сущность и реализация.
2.    Уголовная и административная ответственность за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков


Наркомания нарушает социальный порядок в стране, губительно влияет на все сферы жизнедеятельности, приводя в конечном итоге к физической и нравственной деградации людей, пристрастившихся к наркотикам. Наркомания расшатывает поколение за поколением, ведь наркоторговцы делают главную ставку на молодёжь, которой завтра предстоит служить в рядах Вооружённых Сил.

1

Сегодня наркопроблематика актуальна для воинских формирований многих стран мира, в том числе и для Вооружённых Сил Российской Федерации. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в армейской среде следует воспринимать как реальную угрозу для воинских коллективов и формирований. Следовательно, в первую очередь необходимо рассмотреть понятийный аппарат и сущность реализации антинаркотической политики в армии и на флоте.

В Вооружённых Силах Российской Федерации деятельность по предотвращению проникновения в армейскую среду наркомании и ее профилактика осуществляются в соответствии с действующим законодательством: Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», а также другими нормативно-правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В других нормативно-правовых документах законодатель закрепил позиции военной службы и обязанности военнослужащих, в соответствии с которыми военнослужащий обязан знать и соблюдать в повседневной деятельности требования безопасности военной службы, должен заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно заниматься закаливанием, физической подготовкой и спортом, воздерживаться от вредных привычек (курения, употребления алкоголя), не допускать употребления наркотических средств и психотропных веществ. Появление на улицах, в скверах, парках, транспортных средствах общего пользования, других общественных местах в состоянии опьянения является дисциплинарным проступком, позорящим честь и достоинство военнослужащего.

Реализуя правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотиков законодатель запрещает потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без назначения врача, запрещает любые виды пропаганды наркотических средств и психотропных веществ. За нарушения правил и порядка деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может наступать административная или уголовная ответственность. Но прежде чем говорить об ответственности за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, стоит напомнить основные понятия, которые необходимо знать, рассматривая данную тематику.

Авторский коллектив Военно-юридического энциклопедического словаря (под общей редакцией А.В. Кудашкина и К.В. Фатеева) рассматривает наркотические средства как вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включённые в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Наркотическими средствами являются вещества, вызывающие зависимость (привыкание) на основе возбуждения или угнетения центральной нервной системы, нарушения моторных функций, мышления, поведения, восприятия, галлюцинации или изменения настроения. Немедицинское потребление наркотических средств может вызвать социальные проблемы и проблемы со здоровьем населения.

Психотропные вещества - это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включённые в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.

На сегодняшний день в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности законодатель строго сформулировал понятийный аппарат антинаркотической направленности. Приведём одно определение: наркотические средства и психотропные вещества, прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ - это вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включённые в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединённых Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

Профилактические меры практической направленности способны избавить Вооружённые Силы Российской Федерации от наркотиков, поскольку подрывают саму базу наркомании, то есть уменьшают спрос на наркотики. Ведь наркоманию и сопутствующую ей наркопреступность порождает спрос на наркотики, соответственно усилия по сокращению спроса на «зелье» через реализацию различных рода программ - главный ресурс снижения наркопреступности и криминальности в войсках в целом.

Практические аспекты ведения антинаркотической борьбы свидетельствуют о том, что наиболее уязвимым в плане распространения наркотических средств и психотропных веществ является личный состав учебных подразделений, где готовятся сержанты и младшие специалисты, а также солдаты и сержанты срочной и контрактной службы.

Военнослужащий, пристрастившийся к наркотическим средствам, становится не способным добросовестно и качественно исполнять служебные обязанности. Он не может сосредоточиться, быстро устаёт, с трудом переносит даже незначительные физические и психические нагрузки. У такого человека, как правило, нарушена координация движений. Ему не под силу выполнять работу, требующую высокой точности. Сознание и мышление наркомана изменены. Принимающий запрещённые препараты несвоевременно реагирует на обстановку и неадекватно выполняет команды. А следовательно, в экстремальных ситуациях наркозависимый ставит под угрозу не только свою жизнь, но и жизнь сослуживцев. У наркомана ярко выражены отрицательные черты характера, заметно пренебрежение нормами морали и этики. Это приводит к конфликтам с сослуживцами, психологическому напряжению и дискомфорту в коллективе.

В целях плодотворной реализации антинаркотических мер, а также недопущения проникновения наркотических средств и психотропных веществ в Вооружённые Силы Российской Федерации командирам и начальникам всех воинских степеней необходимо знать и применять в работе различные формы и методы по предупреждению наркомании. К ним относятся:

-     проведение индивидуальных бесед с военнослужащими, склонными к употреблению наркотических средств и психотропных веществ (имевших опыт их немедицинского потребления), в том числе с привлечением специалистов-психологов, наркологов, родителей, работников военной прокуратуры, правоохранительных органов;

-     организация с участием работников военной прокуратуры и других правоохранительных органов регулярного правового информирования: чтения лекций об установленной законом ответственности за совершение деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; доведение до личного состава обвинительных приговоров судов по делам о преступлениях данной категории;

-     проведение медицинского информирования о влиянии наркотических препаратов на организм человека, кинопоказов и видеолекториев антинаркотической направленности, в том числе с приглашением для разъяснений и консультаций врачей-наркологов, других специалистов, пропагандирующих здоровый образ жизни;

-     организация во взаимодействии с военными прокурорами и военными судами выездных судебных процессов по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков и совершенных в состоянии наркотического опьянения (съёмка и демонстрация личному составу видеофильмов о ходе и результатах их рассмотрения);

-     организация под руководством командиров воинских частей (подразделений) плановой работы внештатных групп по противодействию наркомании с включением в их состав пользующихся авторитетом военнослужащих различных категорий, представителей местных органов власти, общественных организаций, правоохранительных органов;

-     организация в подразделениях регулярных медицинских осмотров, проведение профилактической работы с группами риска из числа склонных к употреблению наркотиков и совершению дисциплинарных проступков военнослужащих; выявление и перекрытие при необходимости с участием сотрудников правоохранительных органов всех возможных каналов поступления наркотиков в воинскую часть (в том числе путём пересылки по почте, доставки родственниками и знакомыми, приобретения в соответствующих местах у наркоторговцев, кустарного изготовления наркотических средств);

-     проведение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение надлежащей организации службы войск, неукоснительного соблюдения личным составом распорядка дня, действенного контроля командиров за подчинёнными, правильная организация досуга военнослужащих.

В антинаркотической профилактической работе главное, чтобы проводимая командирами и начальниками работа в максимально сжатые сроки осознавалась и укреплялась в подсознании младшими командирами, старшинами подразделений и, самое главное, рядовыми военнослужащими.

Для успешной реализации антинаркотической политики необходимо включить в неё мероприятия правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, психологического, физкультур- но-спортивного и иного характера, направленные на предупреждение возникновения и распространения наркомании в армейской среде.

2

Жители России, которые потребляют наркотики, образуют, с одной стороны, огромный спрос на криминальный товар, а с другой стороны, сами становятся криминальным сегментом общества, добывающим деньги на вожделенные наркотики путём совершения преступлений.

Не стоит забывать и о значительном количестве граждан, ежегодно освобождаемых от призыва на военную службу в связи с употреблением наркосодержащих средств и психотропных веществ. В 2010 году было освобождено от призыва 2525 человек, в 2011 году - 2272 человека, в2012году- 1665, в2013 году - 1235.

Сегодня необходимо чётко и своевременно применять нормы уголовного и административного права в области незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии с главой 25 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» на территории Российской Федерации запрещено незаконно приобретать, хранить, перевозить, изготавливать, перерабатывать наркотические средства и психотропные вещества, а также их аналоги (ст. 228 УК РФ), незаконно производить, сбывать и пересылать наркотические средства и психотропные вещества (ст. 228.1 УК РФ), нарушать правила оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228.2 УК РФ), совершать незаконные действия в отношении прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (ст. ст. 228.3, 228.4 УК РФ), заниматься хищением либо вымогательством наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ), а также контрабандным путём перемещать наркотические средства и психотропные вещества через государственную границу Российской Федерации (ст. 229.1 УК РФ).

Антинаркотическая политика проводится и в отношении лиц, склоняющих к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 230 УК РФ), лиц, незаконно культивирующих растения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 231 УК РФ), и занимающихся организацией либо содержанием притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 232 УК РФ). За незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств и психотропных веществ (ст. 233 УК РФ), как и за незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234 УК РФ), в российском законодательстве также предусмотрена уголовная ответственность.

Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. ст. 6.8, 6.9), а также ст. 40 Федерального закона от 08.01.1998 года № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» на территории Российской Федерации запрещены незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Совершение данных административных правонарушений влечёт наложение административного штрафа в размере от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток.

Стоит отметить, что ежегодно в связи с увеличением доли высококонцентрированных синтетических наркотических средств и психотропных веществ в их незаконном обороте, внедрением «дизайнерских» наркотиков в молодёжную среду и субкультуру в российское законодательство вносятся поправки. Так, Федеральный закон от 03.02.2015 года за № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнил Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 234.1 «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ». Статья Уголовного кодекса запрещает незаконное производство, изготовление, переработку, хранение, перевозку, пересылку, приобретение, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации в целях сбыта, равно незаконный сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещён.

В соответствии с вышеуказанной статьей виновные в совершении такого преступления несут наказание в виде штрафа до 30 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух месяцев либо подвергаются ограничению свободы на срок до 2 лет. Если преступление было совершено группой людей по предварительному сговору либо повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, размер штрафа возрастает до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, либо виновным грозят обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 6 лет. В случае летального исхода либо если деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 234.1, были совершены организованной группой, осуждённым грозит наказание в виде принудительных работ на срок до 5 лет либо лишение свободы на срок до 8 лет.

В связи с вносимыми изменениями в законодательные акты Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации получает возможность оперативно реагировать на появление новых наркотических средств и психотропных веществ. Она должна вести реестр таких препаратов на основании заявления правоохранительных органов и медицинского заключения, который в свою очередь необходимо размещать в Глобальной информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом вещество будет находиться там временно: в течение 2 лет государство обязано признать его наркотическим, установить в отношении него санитарно-эпидемиологические требования или иные меры контроля.

Использование новых потенциально опасных психоактивных веществ разрешается только лишь в научных, учебных целях, а также в экспертной деятельности ряда федеральных ведомств, а также при проведении оперативно-технических мероприятий.

В заключение необходимо отметить, что криминальная обстановка в современной России характеризуется усилением роли организованных преступных наркогруппировок, которые в свою очередь направляют и управляют щупальцами сложнейшего механизма - наркомании. Сегодня наркомания - это сложившаяся система смерти, которая не дает сбоев в своём отлаженном функционировании. Социальная дезорганизация, идеологическая дезориентация, деформация общественных устоев, традиций и обычаев вследствие распространяющейся наркомании представляют опасность для всего населения страны.

Методические рекомендации.

1.     При изучении первого вопроса необходимо дать определение и раскрыть сущность ведения антинаркотической политики, раскрыть методику организации, планирования и реализации профилактической антинаркотической работы в подразделениях и воинских частях. Необходимо добиться, чтобы на основании всестороннего изучения антисоциального явления - наркомании слушатели усвоили формы и методы работы по ее предупреждению и искоренению.

2.      При изучении второго вопроса необходимо ознакомить слушателей с уголовным и административным законодательством Российской Федерации в области незаконного оборота наркотиков; обратить их внимание на использование в своей работе справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

3.     При подготовке к лекции руководителю занятий целесообразно использовать фото- и видеоматериалы, раскрывающие содержание основных положений темы.

4.     В ходе лекции следует использовать короткометражные видеоролики (7-10 мин.), показывающие последствия потребления наркотических средств и психотропных веществ.

5.     При проведении занятия целесообразно обращаться к слушателям с постановочными и проблемными вопросами.

Рекомендуемая литература:

1.    Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации.

2.      Военно-юридический энциклопедический словарь. Серия «Право в Вооружённых Силах - консультант». М.: «За права военнослужащих», 2008. - Вып. 82.

3.     Методические рекомендации Главной военной прокуратуры «По организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в Вооружённых силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах», 2014.

4.     Иванов И. Солдат - мишень для наркомафии. - Ориентир. - № 12. - 2013.

5.     Хачатрян А. Законодательство об ответственности за нарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических веществ. - Ориентир. - № 5. - 2008.

Евгений ХОХЛОВ,
член Российской криминологической ассоциации

Ориентир 09 2015



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram