Поиск по сайту

Россия в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг.: экономическое положение, социальные процессы, политический кризис К 100-летию начала)

31 октября 2019 19:25


1.    Экономика России в годы Первой мировой войны.
2.    Социально-политические процессы в России в годы Первой мировой войны.


Вопросы:

1.      Экономика России в годы Первой мировой войны.

2.      Социально-политические процессы в России в годы Первой мировой войны.

Первая мировая война, в которой Россия принимала участие (1914-1918 гг.), по своим масштабам не имела себе равных во всей предыдущей истории человечества. Она оказала огромное влияние на военно-экономические и социально-политические процессы в стране.

1

Участие России в Первой мировой войне коренным образом изменило внутреннее положение в империи, потребовав перестройки всей экономики страны на военный лад. Война потребовала огромного напряжения материальных ресурсов страны, прежде всего финансовых. Для экономики Российской империи эта ноша оказалась весьма тяжелой, хотя по объему валовой внутренней продукции страна занимала на тот момент 5-е место в мире и 4-е в Европе.

Война с первых же дней вызвала резкое увеличение финансовых расходов. Численность российской армии возросла с 1,36 млн человек (контингент мирного времени) до 6,6 млн человек на 1 января 1915 года, 8 млн - на 1 января 1916 года и 10,8 млн на 1 января 1917 года. Одно лишь проведение мобилизации и затраты на первичную переброску армий потребовали значительных средств. В дальнейшем военные расходы нарастали из месяца в месяц. Они увеличились с 826 млн руб. в 1913 году до 2,2 млрд руб. в 1914-м, в 1915 году они составили 8,8 млрд, в 1916-м уже 14,5 млрд руб., а в первой половине 1917 года превысили 10 млрд руб.

Образовавшуюся огромную брешь в бюджете правительство царской России попыталось закрыть увеличением налогов. Уже осенью 1914 года выросли почти все налоги и почтово-телеграфные тарифы. В дополнение к существующим были установлены новые налоги: за право пользования телефоном, на перевозимые по железным дорогам грузы, налог со зрелищ, дополнительный акциз на чай и другие косвенные налоги.

Весьма ограниченными оказались и возможности государственного кредита и внешних займов.

Постепенно из трех возможных методов финансирования войны - налогового, кредитного и эмиссионного - царское правительство вынуждено было все чаще прибегать к эмиссионному, который негативно сказался на всей экономике страны. Главным способом получения средств в бюджет стал учет краткосрочных обязательств государственного казначейства и связанный с ним выпуск в обращение бумажных денег.

С началом военных действий правительство отменило обязательный обмен кредитных денег на золото и предоставило Государственному банку право выпускать их безгранично. С января 1914 года по январь 1917 года сумма находившихся в обращении кредитных билетов возросла с 1,5 до 9,1 млрд руб. За все военные годы было выпущено в общей сложности кредитных билетов на 10 млрд руб., в то время как реальный золотой запас составлял всего лишь около 1,5 млрд руб. Ничем не обеспеченный выпуск бумажных денежных знаков вызвал резкое падение покупательной способности рубля. Если к началу 1915 года официальный курс рубля снизился до 80 копеек, к концу 1916 года-до 60 коп., то к февралю 1917 года он у пал до 55 коп. К марту 1917 года покупательная способность рубля составила всего лишь 27 коп.

Увеличение количества бумажных денег в обращении послужило мощнейшим толчком к раскручиванию инфляции и росту цен. Если в 1914 году общий уровень цен вырос на 28,7%, в 1915-м - на 20,2%, в 1916-м - на 93,5%, то в 1917 году - уже на 683,3%.

В период до февраля 1917 года царское правительство покрыло за счет эмиссии 29% общей суммы военных расходов. Временное правительство за первые четыре месяца своего существования покрыло 44%, за следующие четыре - 66,5%. Всего за восемь месяцев своего существования Временное правительство выпустило в обращение бумажных денег больше, чем царское за тридцать два месяца войны.

С ухудшением внутренней финансовой системы Россия впадала во всю большую зависимость от Запада. Военные расходы покрывались не из государственных источников, а с помощью внешних займов. Внешний долг составлял 60 млрд рублей, а ежегодная уплата процентов по нему - 3 млрд рублей. Последняя сумма равнялась бюджету всей довоенной России.

Россия вступила в Первую мировую войну с вооружением, не отвечающим современным на тот момент требованиям к орудиям ведения войны. Причиной этому послужила неразвитость отечественного машиностроения. Страна первое время нуждалась в тяжелых орудиях, винтовках, патронах и др. Слабый военно-промышленный потенциал не позволял наладить производство необходимого количества вооружения и боеприпасов. Все необходимое для фронта вначале в основном закупалось за границей.

Для налаживания военного производства царское правительство перешло к регулированию не только военной промышленности, но всей экономки в целом. Началась передача государству (секвестрование) крупных военных заводов и банков.

В стране создавались различные комитеты и общества для организации помощи правительству в перестройке экономики на военный лад. В первые дни войны дворянство создало Всероссийский земский союз во главе с князем Г.Е. Львовым. Несколько позднее буржуазные круги создали Всероссийский союз городов под руководством городского головы Москвы М.В. Челнокова. В середине 1915 года обе эти организации создали Главный по снабжению армии комитет, или Земгор, во главе с князем Г.Е. Львовым. Он занимался санитарным делом, а также с согласия правительства в его функции входили: мобилизация в военных целях кустарной промышленности, распределение заказов, организация заготовки сырья и материалов, поставки армии обмундирования, снаряжения, продовольствия; эвакуация промышленных предприятий, размещение беженцев и др.

Однако из общей суммы заказов в 242 млн руб. организации Земгора выпустили продукцию всего лишь на 80 млн руб. В 1916 году деятельность Земгора была свернута.

Параллельно с этими органами для регулирования внутрихозяйственной жизни в 1915 году правительство учредило собственные органы в виде четырех особых совещаний: по обороне государства, по топливу, по продовольствию и по перевозкам и устройству беженцев во главе с соответствующими министрами. Главным из них было Особое совещание по обороне. Председатель Особого совещания по обороне обладал большими правами и полномочиями: распределял военные заказы не только внутри страны, но и за границей, контролировал производство и устанавливал цены на изделия, мог закрывать частные предприятия, подвергать их секвестру и т.д. Таковыми же были права и других председателей совещаний.

Особое совещание по обороне действовало довольно решительно. Оно, например, секвестрировало ряд частных предприятий, в том числе Путиловский завод, самый крупный машиностроительный и военный завод в стране.

Но главным направлением его деятельности стало объединение заводов в группы для выполнения военных заказов. В центре такой группы ставился специализированный военный завод, а остальные присоединялись к нему для выполнения вспомогательных операций, не требовавших большой специализации. Например, большинство крупных заводов Западного Урала были подчинены Мотовилихинскому артиллерийскому заводу. Они отливали металлические болванки для пушечных стволов, грубо обтачивали стаканы для снарядов, а вся тонкая беловая работа проводилась в цехах артиллерийского завода. Такое промышленное кооперирование и позволило существенно увеличить производство вооружения.

Действия остальных особых совещаний были направлены на налаживание расстроившихся экономических связей.

Трудное положение в годы Первой мировой войны сложилось на транспорте. В сторону фронта двигались многочисленные эшелоны с солдатами, боеприпасами и оружием, а на других направлениях транспорта не хватало. В результате страна разделилась на несколько экономически условно обособленных районов.

В 1916 году 1/4 локомотивного парка России вышла из строя или была захвачена неприятелем. Крупные паровозо- и вагостроительные заводы, выполняя военные заказы, резко снизили выпуск подвижного железнодорожного состава. Старые разбитые в войне паровозы и вагоны не могли справиться с перевозкой военных грузов. Тяжелое положение на железных дорогах сказалось на ухудшении снабжения армии и городов.

Так, например, на юге страны скапливался хлеб, который просто не на чем было перевозить в другие регионы, между тем как на севере страны ощущался острый продовольственный дефицит. Подвоз продовольствия в Петроград сократился наполовину, а в Москву - на 2/3. В то время как в Донбассе лежали горы готового к отправке угля, заводам не хватало топлива. От этого страдала промышленность.

В этих условиях Особое совещание по перевозкам регулировало движение грузов по дорогам, определяя очередность их перевозки, организовало строительство новых железных дорог и вторых путей. Так, к 1916 году железная дорога к Архангельску была переведена на широкую колею, а к концу года было открыто движение по Мурманской железной дороге. В результате строительства пропускная способность железных дорог к концу 1917 года увеличилась в 1,5 раза. Транспортный голод был в основном преодолен. В целом действия Особого совещания по транспорту были довольно эффектными.

С началом войны более 80% заводов России были переведены на военное положение. За годы войны в армию было мобилизовано более 25% взрослого мужского населения страны. На фронт было отправлено 20% промышленных кадровых рабочих. Это вызвало приток на заводы рабочих, не имеющих квалификации. В результате производительность труда на промышленных предприятиях упала.

Тем не менее за годы войны произошел рост отраслей промышленности, работавших на войну.

Определенные успехи были достигнуты в производстве артиллерийских снарядов и патронов в основном за счет свертывания производства мирной продукции. Основной продукцией машиностроительных, металлообрабатывающих и металлургических предприятий стали орудия, снаряды, мины, колючая проволока и т.д. Переходили на выпуск необходимой фронту продукции и предприятия легкой промышленности. Около 80% продукции текстильной промышленности направлялось на фронт. В годы войны резко возрос объем продукции металлообработки, ее прирост в 1916 году составил 300%. Продукция химической промышленности увеличилась в 2,5 раза. Особенно возросло производство вооружения и боеприпасов: винтовок в 11 раз, орудий в 10 раз, снарядов к ним в 20 раз. Возникли новые специализированные автомобильные, авиационные и химические предприятия по производству оптического стекла, взрывчатых веществ, создавались электротехника и радиопромышленность.

За 1914 - 1917 гг. отечественной промышленностью было произведено 11,7 тыс. стволов всех орудий, 3,3 млн винтовок, 65 млн снарядов.

Тяжесть войны в основном почувствовали рабочий класс и крестьянство. Для обеспечения фронта всем необходимым пришлось увеличить рабочий день до 11-12 часов. В этот период приобрела широкий размах эксплуатация детского и женского труда. Плата работающим хотя и была повышена, но это не спасало от стремительно растущего роста цен по стране.

Вынужденное сосредоточение всей промышленной деятельности на военном производстве разрушало внутренний рынок. Промышленность не удовлетворяла нужды гражданского населения. За несколько месяцев образовался дефицит промышленных товаров. Не имея возможности купить то, что им необходимо, крестьяне сократили поставки в города продовольствия, в результате чего цены на сельскохозяйственные продукты выросли, так же как и на промышленные товары. Страна вошла в полосу инфляции и дефицита. Заработная плата не успевала за ростом цен. Условия жизни народа резко ухудшались. Критический недостаток предметов первой необходимости приводил к введению карточной системы на многие виды продовольственных и промышленных товаров.

Война пагубно сказалась на положении сельского хозяйства. За годы войны было реквизировано 2,6 млн лошадей, и огромное количество крестьянских хозяйств остались безлошадными. Мобилизация мужчин в армию в некоторых губерниях достигала 50 и более процентов. В большинстве губерний около трети, а иногда около половины крестьянских хозяйств оставались без работников. Германская оккупация десятков западных губерний (всей Польши, Литвы, части Прибалтики, Западной Белоруссии и Западной Украины) привела к сокращению посевных площадей. За годы войны посевы зерновых были сокращены на 12%, сбор хлеба упал на 20%. Тем не менее среднегодовой сбор хлеба - 4,4 млрд пудов - был еще достаточен для обеспечения города и армии. Причиной кризиса продовольствия явилась не нехватка хлеба в стране, а плохая организация его закупок и доставка в города. В силу этих причин доставка хлеба на фронт в 1916 года составила лишь половину требуемой нормы, а к концу 1916 года - не более 1/3. Из-за недостатка хлеба в городах процветала спекуляция. Для преодоления продовольственного кризиса в конце 1916 года в 31 губернии страны была введена хлебная разверстка. В декабре хлебная разверстка была доведена до каждого крестьянского двора. Сократился сбор картофеля и других сельскохозяйственных культур. Производство сахара сократилось на 1/3, и на него были введены карточки. Продажа мяса на рынке за годы войны сократилась в 4 раза. Сократилось производство сельскохозяйственных машин. В результате цены на продукты питания выросли в несколько раз. Чтобы сберечь зерно, правительство запретило производство водки. Вывоз хлеба за границу продолжался, т.к. нужно было оплачивать импорт вооружения и промышленного оборудования.

2

Первая мировая война потребовала не только большого напряжения всего военно-экономического потенциала страны, но и оказала большое влияние на ее внутренние социально-политические процессы.

В начальный период войны патриотический подъем охватил все слои русского общества. В первый день объявления войны на Дворцовой площади перед Зимним дворцом в Санкт-Петербурге собралась многотысячная демонстрация в поддержку войны. Страну заплеснула волна германофобии. Германское посольство было разгромлено, оказались разбиты здания немецких фирм. 18 августа 1914 года столица Российской империи Санкт- Петербург была переименована в Петроград.

В 1915 году политическая обстановка в России резко изменилась. Военные поражения на фронте, экономические трудности страны, ухудшение положения народных масс усилили оппозиционные настроения в обществе. Все это создало массовое недовольство в стране.

Затягивание войны отражалось на моральном состоянии народа и армии. Патриотический подъем спал. Давали о себе знать огромные потери в войне и усталость от нее. В городах России разворачивались госпитали, где все больше появлялось инвалидов и раненых. В тысячах запасных полков тыловых гарнизонов наскоро готовили новых солдат. Неподвижность позиционной войны, сидение в окопах, отсутствие элементарных человеческих условий на позициях - все это приводило к учащению солдатских волнений. В 1916 году антивоенные настроения получили большое распространение на фронте, где все чаще отмечались случаи невыполнения приказов, выражения сочувствия бастующим рабочим, участились случаи братания с немецкими и австрийскими солдатами, отказ идти в бой.

Разочарование и недовольство политикой правительства все более охватывали общество. С середины 1915 года в стране началась полоса рабочих стачек и демонстраций. Если в 1914 году бастовало 35 тыс. рабочих, в 1915 году - 560 тыс., в 1916 году -1,1 млн, то в первые два месяца 1917года-уже400тыс. чел.

Революционное движение рабочих дополнялось крестьянскими выступлениями. Осенью 1915 года было зарегистрировано 177 выступлений сельских жителей против помещиков, а в 1916 году их было уже 294.

Новым показателем революционного движения 1916 года стало участие в нем населения национальных окраин. Выступления против царского правительства начались в Средней Азии. Основой для массового протеста бедноты послужило изъятие земель в пользу переселенцев, поборы и реквизиции «на войну». Сигналом к вспышке явился указ 1916 года о призыве «инородцев» на тыловые работы (на военную службу они не призывались).

Осенью и зимой 1916-1917 гг. революционные и оппозиционные настроения вылились в общенациональный кризис. В Государственной думе и либеральной печати все резче раздавалась критика в адрес царского правительства с обвинениями его в военных поражениях и неумении организовать оборону страны. Раздавались требования создания правительства, назначаемого Думой и ответственного перед Думой, а не перед царем. На второй сессии Государственной думы 1 августа - 16 сентября 1915 года большинство депутатов Думы образовали Прогрессивный блок. К прогрессистам примкнула половина членов Государственного совета. Прогрессивный блок требовал: создать правительство, «пользующееся доверием страны», положить конец военно-гражданскому двоевластию в тылу, провозгласить политическую амнистию, прекратить религиозную дискриминацию, подготовить закон об автономии Польши, проводить политику умиротворения в финском вопросе, пересмотреть законы 1890 и 1892 гг. о земствах и др. В ответ на эти требования Николай II издал указ о приостановлении заседаний Думы.

Правительственный кризис выразился в министерской чехарде - частой смене министров. За 1915 - 1916 гг. сменилось 4 председателя Совета министров, 4 военных министра, 6 министров внутренних дел, 4 министра юстиции. Николай II искал и не находил нужных ему людей. 23 августа 1915 года Николай II принял на себя обязанности Верховного Главнокомандующего, сместив с этого поста Великого князя Николая Николаевича. Но царь не обладал способностями военного стратега, не смог сделать удачных назначений на руководящие посты в армии. В итоге боевой дух поднять в войсках не удалось, русская армия все время отступала. Страна между тем все более становилась неуправляемой.

Одной из причин тяжелого положения в стране великосветские круги считали влияние на царскую семью Григория Распутина. При дворе оформился заговор против него и в ночь с 30 на 31 декабря 1916 года он был убит.

Страна находилась на пороге революционного взрыва. Лидеры Прогрессивного блока начали готовить дворцовый заговор, активными сторонниками которого были думцы М.В. Родзянко, П.Н. Милюков, А.И. Гучков, Е.Г. Львов, а также видные промышленники и военные генералы. Разрабатывалось несколько вариантов отстранения Николая II от престола. Но дальнейшие события в стране сорвали осуществление этого заговора. В феврале 1917 года в России произошла буржуазная революция и падение самодержавия.

2 марта 1917 года Временный комитет IV Государственной думы и Петросовет образовали Временное правительство, которое должно было действовать временно, до созыва Учредительного собрания. Временное правительство должно было сломать старый государственный аппарат, закрепить соответствующими декретами завоевания революции, созвать Учредительное собрание. Предполагалось, что Учредительное собрание, избранное на основе всеобщего избирательного права, выработает Конституцию и установит (учредит) форму будущего правления в России.

Фактически в России после свержения монархии установилось двоевластие - власть Временного правительства и власть Советов.

Программа социально-экономической политики Временного правительства, согласованная с Петросоветом, включала в себя следующие преобразования:

-      полная и немедленная амнистия по всем политическим и религиозным делам;

-      свобода слова, собраний и стачек;

-       отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений;

-       немедленная подготовка к выборам на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования в Учредительное собрание;

-       замена полиции народной милицией с выборным начальством и подчиненной органам местного самоуправления;

-        неразоружение и невывод из Петрограда воинских частей, принимавших участие в восстании 27 февраля;

-        предоставление солдатам гражданских прав.

В течение марта 1917 года Временное правительство издало серию декретов и распоряжений, направленных на демократизацию страны.

Действовать Временному правительству приходилось в сложных условиях. Продолжалась Первая мировая война, общество устало от войны, от тяжелого социально-экономического положения и ждало от Временного правительства быстрого решения всех проблем - окончания войны, улучшения своего экономического положения, раздачи земли и т.д. Время шло, а улучшения положения народных масс не наступало. Общество стало охватывать разочарование.

В апреле 1917 года в стране разразился первый правительственный кризис. 18 апреля министр иностранных дел П.Н. Милюков обратился к союзным державам с заверением о решимости России довести войну до победного конца. Это противоречило заявлениям Петросовета о необходимости борьбы за демократический мир, мир без аннексий и контрибуций. 20 апреля часть солдат Петроградского гарнизона, пользуясь правом «невывода на фронт», выступила против. Их поддержали рабочие некоторых фабрик и заводов.

3 июня 1917 года в Петрограде начал работать I Всероссийский съезд Советов, который принял резолюцию о доверии Временному правительству и отклонил предложение большевиков о прекращении войны и передаче власти в руки Советов.

Новый кризис правительству удалось преодолеть благодаря поддержке I Съезда Советов и начавшемуся в июле наступлению русской армии на Юго-Западном фронте. В это наступление русских войск на Юго-Западном фронте Временное правительство и лично военный министр А.Ф. Керенский вложили много сил. Но наступление русских войск обернулось очередной катастрофой.

Очередные неудачи русской армии на фронте произвели тягостное впечатление на общество. Одновременно произошли трагические события в Петрограде, где 2 июля 1917 года состоялись многочисленные митинги солдат Петроградского гарнизона, не желавших отправки на фронт.

4 июля Петроград был объявлен на военном положении. Правительство самыми жесткими мерами стало наводить порядок в стране. Были приняты меры по укреплению дисциплины в армии, на флоте была восстановлена смертная казнь. Временно упало влияние Петроградского и других Советов. Двоевластие в стране закончилось. 24 июля было образовано второе коалиционное правительство. В состав кабинета вошли 7 эсеров и меньшевиков, 2 члена радикально- демократической партии, 2 беспартийных и 4 кадета. Правительство возглавил эсер А.Ф. Керенский. С поста главнокомандующего был смещен А.А. Брусилов и назначен Л.Г. Корнилов, который в августе 1917 года предпринял попытку мятежа.

А.Ф. Керенский предпринял еще одну попытку стабилизировать ситуацию в обществе. Не дожидаясь начала работы Учредительного собрания, 1 сентября 1917 года он провозгласил Россию республикой и объявил о создании Директории без кадетов.

14 сентября в Петрограде было созвано Всероссийское демократическое совещание. В его работе приняли участие представители всех политических партий, земств и городских дум. На совещании был создан Демократический Совет Республики - Предпарламент. От его имени А.Ф. Керенский в конце сентября сформировал третье коалиционное правительство.

Однако доверия к новому правительству уже не было. А.Ф. Керенского и новый кабинет критиковали за политиканство, беспомощность, развал армии. Власть окончательно потеряла поддержку в обществе.

К осени 1917 года социально- экономическая и политическая ситуация в России еще более обострилась: в развале находились промышленность, транспорт, сельское хозяйство. Усилились национальные противоречия. Катастрофическим становилось положение на фронте. Немцы перешли в наступление и захватили Моондзунские острова. Балтийский флот вынужден был уйти в Финский залив. Пала Рига. Германские войска стали приближаться к Петрограду. Правительство страны не имело плана выхода из кризиса.

В результате вооруженного восстания 7 ноября 1917 года в России к власти пришли Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) - РСДРП (б) и поддерживавшая ее до июля 1918 года партия левых эсеров. Обе эти партии выражали интересы в основном российского пролетариата и беднейшего крестьянства. Состоявшийся с 7 по 9 ноября II Всероссийский съезд Советов объявил о переходе власти в центре и на местах к Советам, избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), образовал временное советское правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК) во главе с В.И. Лениным, принял декреты «О мире» и «О земле».

Стремясь сохранить власть в своих руках и рассчитывая на помощь мировой революции, большевики не стремились сохранить союз с другими левыми политическими силами.

В январе 1918 года состоялся III Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Он поддержал большевиков. Съезд утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, одобрил проект закона о социализации земли, провозгласил федеративный принцип государственного устройства Российской Советской Социалистической республики (РСФСР).

Придя к власти, большевики ликвидировали старый государственный аппарат и создали принципиально новую политическую систему - диктатуру пролетариата - политическую власть рабочих.

Демократические преобразования были проведены и в социальной сфере. Советская власть окончательно уничтожила сословную систему, отменила дореволюционные чины и титулы. Устанавливалось бесплатное образование и медицинское обслуживание. Женщины уравнивались в правах с мужчинами. Декрет о браке и семье вводил институт гражданского брака. Был принят Декрет о 8-часовом рабочем дне, Кодекс законов о труде, который запрещал эксплуатацию детского труда, гарантировал систему охраны труда женщин и подростков, выплату пособий по безработице и болезни. Провозглашалась свобода совести. Церковь отделялась от государства и от системы образования.

3 марта 1918 года в городе Брест-Литовске советская делегация во главе с Л .Д. Троцким подписала договор о прекращении состояния войны с кайзеровской Германией и ее союзниками.

Таким образом, не разрешив ни одного из прежних социально-политических противоречий в России, Первая мировая война породила новые серьезные социально-политические противоречия.

Методические рекомендации.

Во вступительном слове необходимо отметить, что победа в любой войне не может быть достигнута без максимального использовании всего военно-экономического потенциала страны.

При рассмотрении первого вопроса необходимо проанализировать влияние Первой мировой войны на развитие военно-экономического потенциала России, обратить внимание на факторы, способствовавшие как успеху, так и неудачам русской экономики в период войны.

При освещении второго вопроса необходимо объективно показать всемирно-историческое значение, роль и место социально-политических процессов в России в период Первой мировой войны.

В заключение занятия необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по подготовке к очередному занятию и изучению литературы.

Рекомендуемая литература:

1.      Самосват Д. Последняя война Российской империи // Ориентир. - 2013. - №9.

2.      Маевский И. Экономика русской промышленности в условиях Первой мировой войны. - М.: Политиздат, 1957.

3.      Сидоров А. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны. - М.: Наука, 1973.

Подполковник Дмитрий САМОСВАТ

Ориентир 08 2014



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram