Поиск по сайту

История становления и развития системы военного управления в России

31 октября 2019 19:08


1.    Создание и совершенствование системы военного управления в России.
2.    Становление и развитие военного управления в Советском Союзе и Российской Федерации.


Вопросы:

1.             Создание и совершенствование системы военного управления в России.

2.             Становление и развитие военного управления в Советском Союзе и Российской Федерации.

Система военного управления России складывалась вместе с развитием всей системы государственных органов власти и прошла долгий исторический путь. Анализ развития системы военного управления показывает, что во все времена ей придавалось первостепенное значение, а ее реформирование было направлено на повышение обороноспособности страны.

1

Задолго до образования Древнерусского государства у славян сложилась форма управления в виде народного собрания - вече, на котором решались важнейшие вопросы общественной жизни, в том числе и военные.

С развитием феодальных отношений выделяется родоплеменная знать, возникают советы старейшин. Во главе племен становятся князья - военачальники, вокруг которых объединяется дружинноплеменная знать. Они управляли значительными массами людей и способны были организовать большие военные походы.

В период раздробленности на Руси со второй половины XII века достаточно простая система военно-государственного управления (совмещение военных и государственных должностей) стала характерной для многочисленных русских княжеств, являвшихся вполне самостоятельными государствами.

В ходе объединения русских земель вокруг Москвы значительно изменился не только состав вооруженных сил Московского государства, но и совершенствовалась система военного управления, основные принципы которой сформировались уже в первой половине XVI века. Функции управления перешли к «княжьему двору», шел процесс централизации власти и сосредоточения ее в единых руках, ликвидировались княжеские вольности.

При Иване III для упорядочения управления была использована «лестница чинов» - местничество. Чем родовитее был боярин, тем более высокое место он занимал.

Новая система военного управления сложилась в результате реформ Ивана IV Грозного. Она состояла не из отдельных лиц, выполнявших княжеские поручения, как это было раньше, а из государственных органов со своим аппаратом - приказов.

Общее руководство войсками и всеми государственными делами осуществлял царь. Но иногда по очень важным военным делам царь советовался с боярами и другими думными чинами.

Непосредственное управление строительством и подготовкой войска сосредоточивалось в приказах. С 1531 года ключевое место в системе руководства вооруженными силами играл Разрядный приказ, куда сходились все нити управления войсками.

В первой половине XVI века Разрядный приказ превращается в самостоятельное ведомство со своим штатом сотрудников - разрядными дьяками и подьячими.

Разрядный приказ ведал всем кругом вопросов, относящихся к организации обороны страны, и руководил подготовкой военных операций. Он вел учет поместного войска, распределял его по полкам, осуществлял смотры и сбор войска, по указанию царя и думы назначая главного воеводу и воевод полков, доводил до них планы военных действий.

В своей деятельности Разрядный приказ взаимодействовал с другими ведомствами, в числе функций которых были и военные дела.

Так, например, Стрелецкий приказ (с 1571 г.) ведал стрельцами и казаками, Оружейный - хранением и изготовлением огнестрельного оружия, Бронный (с 1573 г.) - холодного оружия и доспехов. Ямской приказ (с 1574 г.) готовил транспорт для перевозки военных грузов, Аптекарский приказ осуществлял медицинскую помощь ратникам, приказ Каменных дел (с 1584 г.) ведал строительством укреплений и крепостей.

Дальнейшее развитие военной организации привело к созданию территориальных разрядов - органов военного управления в Русском государстве, которые охватывали всю страну и действовали на отдельных направлениях - смоленском, белгородском и др. Территориальные разряды стали постоянной базой для формирования полевой (походной) армии разрядными полками с началом войны и явились прообразом строительства военно-окружной системы в России.

В XVII веке с образованием полков «нового строя» управление вооруженными силами усложнилось. Как и прежде, вооруженными силами, их сбором, снаряжением и подготовкой к боевой деятельности ведали многочисленные приказы. Число их по сравнению с XVI веком заметно выросло (при царе Алексее Михайловиче их было уже 18 из общего числа 80). Сохранив большую часть старых военных приказов, правительство создало множество новых учреждений, в результате чего распределение функций между ними становилось более сложным и запутанным. Многие из новых приказов, не оправдывая своего назначения, ликвидировались, а их функции передавались другим ведомствам.

Придя к власти в 1689 году, Петр I столкнулся с необходимостью проведения радикальной военной реформы и формирования массовой регулярной армии. Им детально и глубоко была разработана система управления вооруженными силами. Комплектованием, организацией и другими вопросами армии и флота начали ведать центральные учреждения - Разрядный, Адмиралтейский, Оружейный, Артиллерийский и другие приказы. В 1718 - 1719 гг. вместо ряда военных приказов была создана Военная коллегия, Адмиралтейский приказ преобразован в Адмиралтейскую коллегию (Адмиралтейств-коллегию), что способствовало централизации и качественному улучшению военного управления.

Во время войны управление действующими войсками осуществлялось главнокомандующим и находившимся при нем полевым штабом армии. Устав 1716 года законодательно закрепил организацию полевого управления Русской армии. Во главе ее должен был стоять полководец, непосредственно подчинявшийся царю. Функции начальника полевого (генерального) штаба исполнял генерал-квартирмейстер, при котором находилась военно-походная канцелярия. В соответствии с европейской практикой было введено командование отдельными родами войск: пехотой командовал генерал от инфантерии, кавалерией - генерал от кавалерии, артиллерией - генерал-фельдцейхмейстер. Эти генералы вместе с главнокомандующим армией все важнейшие вопросы управления решали на военном совете, коллегиально. Однако единоначалие в армии не отменялось, поскольку военный совет являлся совещательным органом.

В дивизиях и бригадах, не имевших твердых штатов, штабы отсутствовали. Командовавшие ими генералы и бригадиры осуществляли руководство через адъютантов и личную канцелярию. Основной тактической единицей являлся полк. Командовал им полковник, имевший в своем распоряжении штаб, который состоял из подполковника, премьер-майора, секунд-майора и 8 полковых офицеров.

Численный рост вооруженных сил России, усложнение организации войск требовали более гибкого и оперативного управления вооруженными силами.

Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. при императрице Екатерине II был создан Военный совет, осуществлявший общее руководство войной. В 1763 году образован Генеральный штаб как орган планирования военных операций. Начальником Генерального штаба был назначен вице-президент Военной коллегии генерал- фельдмаршал З.Г. Чернышев.

В 1796 году по указу Павла I Генеральный штаб был упразднен, вместо него образована Свита Его Императорского Величества по квартирмейстерской части, находившаяся в непосредственном распоряжении императора. Задачи и штат Свиты существенных отличий от упраздненного Генерального штаба не имели. В апреле 1797 года начальником Свиты был назначен барон А.А. Аракчеев.

В 1802 году в ходе общего реформирования органов центрального государственною управления было создано Военное министерство (до 1808 года Министерство военно-сухопутных сил) на принципах единоначалия и централизации центрального военного управления. Оно сосредоточило под своим началом все отрасли военного управления. По Положению 1812 гола министерство состояло из совета, общей и особенной канцелярий, Военно-ученого комитета, Военно-типографского депо и 7 департаментов: инспекторского (заведовал личным составом армии), аудиторского (распоряжался личным составом военных судов и проводил ревизию военно-судебных дел), артиллерийского, инженерного, провиантского, медицинского и комиссарского (ведал снабжением войск вещевым и денежным довольствием). Первым военным министром был назначен генерал от инфантерии граф С. К. Вязмитинов.

В 1815 году единое военное ведомство было разделено на две части: Главный штаб Его Императорского Величества во главе с начальником штаба, имевшим право доклада императору по всем военным делам, и Военное министерство. В ведение начальника Главного штаба перешли вопросы управления войсками, военный министр руководил хозяйственной деятельностью. Разделение системы военного управления привело к его раздвоению.

В 1832 году Главный штаб Его Императорского Величества был упразднен. В этом же году Генеральный штаб (до 1828 года назывался Свитой Его Императорского Величества) был объединен с Военно-топографическим депо и корпусом топографов; в его компетенцию входило все, относившееся к общему расположению, квартированию, передвижению и действиям военно-сухопутных сил империи. Новый орган управления получил название Департамента Генерального штаба и вошел в состав Военного министерства.

Большое значение для развития органов военного управления имели военные реформы 60 - 70-х годов XIX века, проведенные под руководством военного министра Д.А. Милютина. В мае 1862 года он представил Александру II предложения под заглавием «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам», в которых предложил создать территориальную, окружную систему, при которой снабжение и материально-технические функции возлагались на штаб округа, а оперативное командование сосредоточивалось в руках дивизионных командиров. Новая система заметно упрощала военное управление и устраняла существенный недостаток - крайнюю централизацию управления в министерстве.

Летом 1862 года были учреждены Варшавский, Киевский и Виленский военные округа, а в конце 1862 г. - Одесский.

В августе 1864 года было утверждено Положение о военных округах, на основании которого командующему войсками округа подчинялись все расположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким образом, он становился единоличным начальником, а не инспектором, как это планировалось раньше (при этом все артиллерийские части в округе подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа). В пограничных округах на командующего возлагались обязанности генерал-губернатора, и в его лице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структура окружного управления осталась без изменений.

В 1864 году было создано еще 6 военных округов: Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. В последующие годы были образованы: Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа.

В результате организации военных округов создалась относительно стройная система местного военного управления. Военные округа обеспечивали быстрое развертывание армии в случае войны.

Наряду с реформой местного военного управления на протяжении 60-х годов происходила реорганизация и Военного министерства. Уже в 1862 году были созданы его два главных управления: артиллерийское и инженерное.

В 1863 году была произведена реорганизация Департамента Генерального штаба. Он был объединен с Военно-топографическим депо и Николаевской академией Генерального штаба с наименованием его Главным управлением Генерального штаба.

В связи с введением военноокружной системы в 1866 году Главное управление Генерального штаба и инспекторский департамент были объединены в одно управление под названием Главный штаб.

С 1 января 1869 года было введено Положение о Военном министерстве.

Права военного министра были значительно расширены. Он являлся главным начальником всех отраслей военно-сухопутного управления, однако по ряду вопросов, находившихся в ведении военного совета, руководил не единолично, а лишь как его председатель.

Военный министр сосредоточил в своих руках все нити военного управления, однако войска не находились в полном его подчинении, т. к. начальники военных округов зависели непосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование вооруженными силами.

Военный совет также претерпел изменения. Как состав, так и его функции были расширены. Помимо решения законодательных и хозяйственных вопросов военному совету подведомственно было инспектирование войск.

В начале XX века система военного управления в России стала постепенно отставать от требований современной войны. После поражения России в русско-японской войне 1904-1905 гг., выявившей серьезные недостатки в армии и на флоте, правительство предприняло ряд мер по реорганизации системы военного управления. В первый период военной реформы (1905-1908 гг.) было децентрализовано высшее военное управление (учреждено независимое от Военного министерства Главное управление Генерального штаба, создан Совет государственной обороны, генералы-инспекторы были подчинены прямо императору). Во второй период военной реформы (1909-1912 гг.) была проведена централизация высшего управления (Главное управление Генштаба включено в состав Военного министерства, упразднен Совет государственной обороны, генералы-инспекторы подчинены военному министру).

В годы Первой мировой войны в составе Военного министерства было образовано управление военно-воздушного флота (1916 г.). С 1914 года наряду с Военным министерством действовала Ставка Верховного Главнокомандующего. Во главе фронтов стояли главнокомандующие со своими штабами. С 1915 года для контроля за снабжением армии и координации усилий различных ведомств под руководством военного министра действовало Особое совещание по обороне.

2

После победы Октябрьской революции в России сложилась новая система военного управления. С октября 1917 года Военное и Морское министерства перестали являться органами высшего военного управления. Органы военного управления фактически создавались заново.

26 октября 1917 года постановлением II Всероссийского съезда Советов был образован Комитет по военным и морским делам, 27 октября 1917 года он был переименован в Совет народных комиссаров (СНК) по военным и морским делам.

7 ноября 1917 года была образована Верховная морская коллегия по перестройке органов Морского министерства. Его председателем стал П.Е. Дыбенко.

23 ноября 1917 года СНК по военным и морским делам был переименован в Народный комиссариат по военным делам во главе с коллегией, на которую были возложены функции управления Военным министерством.

Во главе страны и армии встал Совнарком РСФСР под председательством В.И. Ленина. Общее руководство обороной и Вооруженными Силами осуществлял созданный в ноябре 1918 года Совет Рабочей и Крестьянской обороны (с 1923 года Совет Труда и Обороны) через Реввоенсовет Республики (до сентября 1918 года Высший военный совет) во главе с Л.Д. Троцким (одновременно и наркомвоенмором до 1925 года). РВСР разрабатывал и проводил в жизнь планы обороны страны, руководил строительством армии и флота, военными действиями через главнокомандующего Вооруженными Силами Республики и РВС фронтов и отдельных армий.

При главнокомандующем в ноябре 1918 года был создан Полевой штаб РВСР, который разрабатывал стратегические планы, осуществлял сбор и обработку разведывательной информации и обеспечивал управление войсками. Всероссийский Главный штаб (с мая 1918 года после упразднения Генерального штаба) занимался организацией, мобилизацией, комплектованием и пополнением армии, подготовкой командных кадров.

По окончании Гражданской войны в ходе военной реформы 20-х годов центральное звено управления Вооруженными Силами подверглось реорганизации. Централизация управления привела к слиянию в 1921 году Всероссийского Главного штаба и Полевого штаба в Штаб РККА, ставший единым органом управления Вооруженными Силами Республики. Он являлся исполнительным органом РВСР и подчинялся главкому, а через него наркому по военным и морским делам. В два раза было сокращено число отделов и управлений, упорядочена работа и уточнены функции различных органов.

Однако Штаб был перегружен и погряз в бумажной волоките. Поэтому следующим шагом стало распределение функций Штаба РККА между тремя органами: Штабом РККА (подготовка и использование Вооруженных Сил СССР для обороны страны), Инспекторатом РККА (инспектирование РККА, ВМФ и ВВФ) и Управлением РККА, с 1925 года - Главным управлением РККА (административное руководство).

Наркоматы по военным и морским делам 6 июля 1923 года были объединены в единый общесоюзный наркомат.

Реформированию подверглось и окружное военное управление. Страна была разделена на 6 военных округов, управление которыми сосредоточилось в руках командующего (РВС) округа, штаба, начальников родов войск и управлений: политического, ВВС, санитарного, ветеринарного, снабжения. Военные округа в соответствии с территориально-милиционным устройством Красной армии были разбиты на территориальные округа, осуществляющие учет военнообязанных, очередные призывы, допризывную подготовку через военкоматы.

20 июля 1934 года РВС СССР был упразднен, а Наркомат по военным и морским делам переименован в Наркомат обороны СССР, при нем в ноябре 1934 года в качестве совещательного органа создан Военный совет.

Важное значение имело преобразование в сентябре 1935 года Штаба РККА в Генеральный штаб в составе Наркомата обороны, повысившее эффективность работы всего центрального аппарата. При Наркомате обороны были образованы инспекции пехоты, кавалерии, артиллерии, ВВС, автобронетанковых войск, войск связи и инженерных войск.

Создавались новые органы: Управление военно-технического снабжения, Управление начальника снабжения РККА (Главное интендантское управление).

В целях объединения всех мероприятий и вопросов обороны страны 28 апреля 1937 года Комиссия обороны при СНК СССР была преобразована в Комитет обороны СССР. Одновременно упразднен Совет труда и обороны.

В связи с укрупнением ВМФ и повышением его роли в системе обороны страны в конце 1937 года был создан самостоятельный общесоюзный Наркомат ВМФ СССР. Народным комиссаром ВМФ был назначен П.А. Смирнов.

Организационные меры способствовали совершенствованию руководства Вооруженными Силами. Однако непрерывные кадровые изменения в условиях репрессий командно-начальствующего состава нанесли значительный урон в первую очередь в звене высшего и старшего военного руководства.

С началом Великой Отечественной войны система военного управления страной срочно приспосабливалась к новым условиям. 30 июня был образован Государственный Комитет Обороны (ГКО). Наделенный всей полнотой власти, он стал высшим государственным органом СССР на период войны. Во многих прифронтовых городах возникли комитеты обороны, объединившие всю гражданскую и военную власть на местах.

Военно-стратегическое руководство вооруженной борьбой ГКО осуществлялось через Ставку Верховного Главнокомандования, которая была создана 23 июня 1941 года. С 8 августа 1941 г. Председателем ГКО, наркомом обороны (с 9 июля 1941 года) и Верховным Главнокомандующим ВС СССР - Председателем Ставки ВГК стал И.В. Сталин.

Основным рабочим органом Ставки ВГК по стратегическому планированию и руководству армией и флотом был Генеральный штаб. Другими рабочими органами Ставки ВГК являлись Наркоматы обороны и ВМФ. Для координации действий фронтов были созданы главные командования стратегических направлений. При Ставке ВГК в мае 1942 года был создан Центральный штаб партизанского движения. Для тылового обеспечения было создано Управление тыла Красной армии. Развивалась и совершенствовалась структура управления родами войск, многократно возросли роль и значение штабов в достижении непрерывного управления войсками.

Для организации стратегического руководства в советско-японской войне 1945 года решением Ставки ВГК от 30 июля 1945 года было образовано Главное командование советских войск на Дальнем Востоке.

После окончания Второй мировой войны единым органом руководства армией, авиацией и флотом стал Наркомат Вооруженных Сил СССР, созданный в результате объединения 25 февраля 1946 года Наркоматов обороны и ВМФ (с 15 марта 1946 года - Министерство ВС СССР). В состав наркомата (министерства) вошел и Генеральный штаб, ставший его ведущим органом управления. 25 февраля 1950 года Министерство Вооруженных Сил вновь было разделено на Военное министерство СССР и Военно-морское министерство СССР. Генеральный штаб ВС СССР преобразовался в Генеральный штаб Советской армии, тогда же по его образцу был создан Морской Генеральный штаб. От подобной децентрализации высшего военного управления Советское правительство отказалось уже в 1953 году, создав 15 марта 1953 года единое Министерство обороны СССР. Генеральный штаб Советской армии в сентябре 1955 года был вновь преобразован в Генеральный штаб ВС СССР, в состав которого вошел и Морской Генеральный штаб.

К концу 50-х система военного управления Советского государства окончательно сформировалась и включала в себя следующие основные элементы. Высшее руководство обороной страны и Вооруженными Силами осуществляли ЦК КПСС и высшие органы государственной власти - Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР. Непосредственное руководство ВС СССР (кроме Пограничных и Внутренних войск) осуществлялось Министерством обороны СССР во главе с министром обороны. Виды Вооруженных Сил подчинялись главнокомандующим, являвшимся заместителями министра обороны.

Руководство партийно-политической работой осуществлялось ЦК КПСС через Главное политическое управление СА и ВМФ, работающее на правах отдела ЦК партии.

В видах ВС, военных округах, группах войск, округах ПВО, армиях, на флотах и флотилиях имелись военные советы, которым было предоставлено право рассматривать и решать все важные вопросы деятельности вида ВС округа (флота) и т.д.

После распада СССР система военного управления страны постоянно оптимизировалась.

В 1992 году на базе Министерства обороны СССР было создано Министерство обороны Российской Федерации - главное звено в системе военного управления страной.

Оно несет ответственность за развитие и состояние Вооруженных Сил, их боеготовность, состояние воинской дисциплины.

Минобороны России участвует в разработке военной доктрины; разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил и координирует по вопросам обороны деятельность других видов войск; финансирует выполняемые в целях обороны работы; выступает заказчиком производства вооружения и военной техники (государственный оборонный заказ); разрабатывает федеральную программу вооружения; обеспечивает мобилизационную готовность Вооруженных Сил РФ и т.д. В его компетенцию входит также социальная защита военнослужащих.

Главным органом оперативного военного управления, осуществляющим планирование строительства и применения оборонных сил страны, является Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ.

Он координирует оперативную и мобилизационную подготовку войск, организует планирование и осуществление мероприятий по обеспечению ядерной безопасности и предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия. Он анализирует и координирует проведение в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы.

Генеральный штаб осуществляет разведывательную деятельность в целях обороны и безопасности; организует проведение мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации; участвует в разработке Плана гражданской обороны; организует мобилизационное и стратегическое развертывание Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также осуществляет иные полномочия в области обороны в соответствии с Положением о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации.

В систему военного управления также входят органы управления Сухопутными войсками, Военно-воздушными силами, Военно-Морским Флотом, Ракетными войсками стратегического назначения, Войсками воздушно-космической обороны и Воздушно-десантными войсками. Управление соответственно осуществляют главнокомандующие.

В наши дни важным звеном системы военного управления являются стратегические объединения - Западный, Южный, Центральный и Восточный военные округа. Руководство ими возложено на объединенные стратегические командования. В состав военных округов вошли общевойсковые армии, флоты, командования ВВС и ПВО. Командующий военным округом осуществляет свою деятельность через соответствующие штабы, управления, отделы округа.

Принципиально новым в структуре военных округов является то, что на них в границах ответственности возлагаются функции оперативного руководства всеми воинскими формированиями независимо от их вхождения в различные федеральные ведомства. Это значит, что Пограничные, Внутренние войска, части гражданской обороны и другие воинские формирования в оперативном плане подчиняются оперативно-стратегическому командованию.

Эти изменения позволяют повысить гибкость командно-штабной системы, ее способность быстро реагировать на меняющуюся обстановку и привести командное звено в постоянную боевую готовность.

Структура военного управления в ВМФ в целом сохранена, но все флоты - Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский и Каспийская флотилия - теперь подчинены командующим соответствующих военных округов: Западного, Восточного и Южного.

Важная роль в руководстве Вооруженными Силами принадлежит военным советам, которые действуют на постоянной основе и являются совещательными органами в видах Вооруженных Сил, в родах войск, в военных округах, на флотах. Военные советы разрабатывают предложения и рекомендации, связанные с реализацией государственной военной политики в войсках и на флотах, со строительством Вооруженных Сил, с проведением в жизнь мероприятий по обеспечению боевой готовности войск, с укреплением правопорядка и повышением воинской дисциплины.

Сегодня перспективная система военного управления Вооруженных Сил рассматривается как составная часть единой взаимоувязанной системы государственного управления Российской Федерации, представляющая собой совокупность функционально взаимосвязанных между собой органов военного управления, пунктов управления и средств управления.

Как показывает практический опыт, система военного управления должна обладать возможностью планового проведения программно-целевой модернизации и повышения ее количественно-качественных характеристик адекватно проводимым изменениям структуры, состава, технической оснащенности Вооруженных Сил, стоящих перед ними задач и условиям обстановки.

Методические рекомендации

Во вступительном слове при обосновании актуальности темы следует отметить, что одним из направлений современной военной реформы является совершенствование системы военного управления, поэтому обращение к богатому отечественному историческому опыту реформирования военного управлении представляет значительный практический интерес.

При рассмотрении учебных вопросов необходимо объективно показать место и роль системы военного управления в системе государственного управления страной на различных исторических этапах. Занятие пройдет намного интереснее, если руководителем занятия будут:

-                        освещены объективные трудности в становлении военного управления на различных исторических этапах;

-                        выделены особенности военного управления в различные годы;

-                        подробно показаны пути совершенствования системы военного управления на современном этапе.

В заключение следует сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать советы по углубленному изучению темы.

Рекомендуемая литература:

1.      Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание. Учебное пособие по ОГП для офицеров и прапорщиков Вооруженных Сил Российской Федерации. - М., 2001.

2.      Военная история: Учебник для высших военно-учебных заведений МО РФ.- М.: Воениздат, 2006.

Подполковник
Дмитрий САМОСВАТ

Ориентир 07 2013



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram