Поиск по сайту

«Наука побеждать» А.В. Суворова. Взятие турецкой крепости Измаил (1790 год)

31 октября 2019 18:51


1.    «Наука побеждать» при подготовке к взятию крепости,
2.    Победа русской армии при взятии крепости Измаил.


Вопросы:

1.      «Наука побеждать» при подготовке к взятию крепости,

2.      Победа русской армии при взятии крепости Измаил.

24 декабря - день взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.) - является Днем воинской славы России. Эта крепость, считавшаяся западными военными теоретиками неприступной, была взята русскими чудо-богатырями в соответствии с принципами, изложенными в суворовском труде «Наука побеждать».

1

Слуга стране, отец солдатам - именно таким человеком был генералиссимус Александр Васильевич Суворов (1730-1800), имя которого стало легендарным еще при его жизни. В этом великом полководце отменно сочетались качества не только победителя, не проигравшего ни одного сражения и овеянного славой блестящих побед, но и просвещенного гуманиста, гражданина и патриота, оставившего глубокий след в военной науке.

Свой многолетний опыт воспитания и обучения войск он обобщил в краткой инструкции-памятке, названной «Наука побеждать», а основополагающие принципы этой книги применил при штурме крепости Измаил.

По своему объему «Наука побеждать» занимает всего около десятка страниц и представляет собой написанный простым, доступным солдату языком предельно краткий свод военных правил воспитания, обучения и поведения в бою. Подавляющее большинство этих правил было изложено в виде поговорок, что облегчало их запоминание.

В конце 1790 года на А.В. Суворова была возложена задача исключительной трудности - взять штурмом сильнейшую на Дунае турецкую крепость Измаил, чтобы принудить Турцию пойти на заключение мира.

Целеустремленная подготовка штурма являлась составной частью плана А.В. Суворова, разработанного им в результате личных рекогносцировок и изучения сведений о силах и расположении противника, состоянии его войск и крепостных сооружений. Эти сведения собирались различными способами: путем войсковой и агентурной разведки, тщательным опросом жителей, перебежчиков, пленных и т.д.

Крепость Измаил считалась неприступной и имела форму неправильного треугольника, обращенного вершиной к северу, а основанием - к реке Дунаю. Крепость с юга прикрывал Дунай шириной 0,5 км, с запада, севера и востока - земляной вал протяженностью свыше 6 км, высотой 6-8 м, с 7 земляными и каменными бастионами; крепостной ров шириной 12 м, глубиной 6-10 м, заполненный в ряде мест водой до 2 м. Внутри крепости имелось много каменных построек, удобных для обороны.

Быстро и последовательно подготавливая решительный штурм крепости и стремясь при этом обеспечить его внезапность, Суворов искусно и тщательно маскировал свои истинные намерения.

Так, например, с целью внушить туркам мысль, что русские решили вести правильную и длительную осаду, в ночь с 6 на 7 декабря на расстоянии 340-420 м от крепости на восточной и западной ее сторонах были поставлены батареи, каждая из которых насчитывала 10 орудий. На противоположном от крепости Измаил острове Сулине были поставлены еще несколько артиллерийских батарей. Утром 7 декабря эти батареи с целью обмана врага открыли огонь по крепости. Кроме того, находившаяся на Дунае русская флотилия все время маневрировала и круглосуточно вела по крепости беспокоящий артиллерийский огонь. Чтобы постоянно тревожить врага и приучить его к сигналам, русские каждую ночь пускали серии ракет. Эти мероприятия ввели турок в заблуждение относительно плана действий Суворова, а главное, в отношении численности русских сил.

Одновременно Суворов приказал, чтобы вне вражеского наблюдения, далеко от крепости, были насыпаны валы и построены стены бастионов, а также образованы контроэскарпы и рвы, в точности напоминавшие укрепления Измаила. На этой копии оборонительных сооружений вражеской крепости Суворов лично в ночное время стал обучать солдат штурму.

Следуя правилу из первой части «Науки побеждать» «Ученье пред разводом»: «Тщательно обучай подчиненных тебе солдат и подавай им пример», Суворов показывал войскам приемы преодоления глубокого рва, разъяснял им, как нести, а затем бросать в ров фашины, как подносить лестницы и приставлять их к стенам, как действовать штыками, как вести бой в узеньких улицах города; казаков он обучал умению драться короткими деревянными пиками. Трудности, специально создаваемые Суворовым при обучении войск штурму крепости Измаил, оправдались в реальной боевой обстановке.

Подобный метод боевой подготовки войск, соединяемый с боевой стрельбой, не только приучал весь личный состав к активным действиям в бою, но и максимально приближал полевые учения к действительной боевой обстановке. «Солдат и в мирное время должен быть на войне», - указывал Суворов и тренировал свои войска именно в таких действиях, которые ставили их ближе всего к условиям военной действительности. «Обучать следует только тому, что требуется в боевой обстановке». «Ученье - свет, неученье - тьма. Дело мастера боится. И крестьянин (коли) не умеет сохою владеть, (так) хлеб не родится». «Тяжело в ученье - легко в походе; легко в ученье - тяжело в походе», - не раз повторял эти краткие поговорки прославленный полководец. «Солдаты учение любят, лишь бы кратко и с толком», - писал он.

Необходимо отметить, что особенное внимание «Наука побеждать» уделяла наступлению. Суворов требовал тренировать войска в борьбе с подвижным противником - его конницей и резервами. «Учение пред разводом» требует проведения встречных сквозных атак против пехоты и конницы. «Ступай, ступай! В штыки! Ура! - Противная линия встречает (атаку) пальбою на сей последней дистанции, на 30 шагах ударит сама в штыки. С обеих сторон сквозная атака» - так звучит одно из наставлений, изложенных в книге.

Вторая часть «Науки побеждать» - «Словесное поучение солдатам о знании, для них необходимом» - заключает в себе основы воинского воспитания и указания того, как следует вести бой с противником в различной боевой обстановке.

В рукопашном бою Суворов рекомендует сочетать штыковой удар с огнем: «Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко», «Береги пулю в дуле. Трое наскочат: первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун». В атаке Суворов требует величайшей стремительности: «Фитиль на картечь - бросься на картечь: летит сверх головы. Пушки твои, люди твои. Вали на месте, гони, коли, остальным давай пощаду. Грех напрасно убивать: они такие же люди».

Актуальность этой рекомендации состоит в том, что войска, приученные к выдержке перед вражескими залпами, умеющие быстро и в нужную меру применить свои огневые средства и наконец способные к неудержимому натиску и к бою врукопашную, непременно превосходили бы войска противника.

Той же стремительностью должен отличаться штурм вражеского укрепления: «Ломи через засеки, бросай плетни чрез «волчьи ямы», быстро беги, прыгай чрез палисады, бросай фашины, спускайся в ров, ставь лестницы. Стрелки, очищай колонны! Стреляй по головам! Колонны, лети чрез стены на вал, скалывай, на валу вытягивай линию, караул к пороховым погребам, отворяй вороты коннице! Неприятель бежит в город, его пушки обороти по нем, стреляй сильно в улицы, бомбардируй живо - недосуг за этим ходить. Приказ: спускайся в город, режь неприятеля на улицах. Конница, руби!» Таковым был замысел Суворова, вполне оправдавшийся в ходе штурма крепости Измаил.

Суворовская «Наука побеждать» учит тому, что тактика и стратегия создаются прежде всего на правильной оценке средств вооружения. Меняются эти средства - меняется и тактика.

В ходе подготовки штурма крепости Измаил Суворовым заранее было произведено распределение сил и средств для атаки. Были созданы особые команды стрелков и рабочих, проведены командирские рекогносцировки подступов к крепости, во время которых каждому офицеру было разъяснено, где и как произвести атаку.

Одновременно с обучением сухопутных войск Суворов обучал моряков и десант погрузке на суда и выгрузке, имея в виду быструю высадку десанта и стремительную атаку приречной стороны Измаила. Как всегда, Суворов положил в основу подготовки людей к выполнению боевой задачи свой замечательный принцип, выраженный в словах: «Каждый воин должен понимать свой маневр».

Помимо проведения инженерных мероприятий и чисто боевой подготовки войск к штурму крепости Суворов особенно заботился о том, чтобы морально воодушевить солдат на выполнение боевой задачи.

Ежедневно посещая части и корабли, находясь в гуще солдатской, матросской и казачьей массы, Суворов обращался к бойцам с горячим призывом взять Измаил. Не скрывая от них трудностей и опасностей предстоявшего штурма, полководец разъяснял необходимость овладения крепостью, напоминал о прежних замечательных подвигах русских воинов. «Крепость сильна, гарнизон - целая армия, но ничто не устоит против русского оружия. Мы сильны и уверены в себе!» - говорил Суворов. «Видите ли вы эту крепость? - указывая на Измаил, обращался он к солдатам, матросам и казакам. - Стены ее высоки, рвы глубоки, а все-таки нам нужно взять ее».

Весьма интересны те указания «Науки побеждать», которые Суворов посвятил поддержанию здоровья солдат. Эти указания сводятся к здоровому питанию, личной чистоте и опрятности, правильному чередованию работы и отдыха. Кроме того, Суворов требовал непрестанной деятельности каждого в пределах его обязанностей и в этом видел залог поддержания духовных и физических сил.

7 декабря 1790 года коменданту крепости был послан ультиматум с требованием сдать Измаил. В ответ на ультиматум турки заявили: «Прежде остановится течение Дуная и склонится небо к земле, нежели сдастся Измаил».

Вечером 8 декабря из Измаила все же пришло предложение турецкого коменданта дать десять дней на размышление. Он рассчитывал оттянуть время и получить подкрепление. Но Суворов ответил, что если белое знамя не будет выставлено немедленно, то последует штурм. Белое знамя не показалось.

2

9 декабря 1790 года Суворов собрал военный совет для решения вопроса о штурме крепости и обратился к собравшимся со словами: «Два раза русские подходили к Измаилу и два раза отступили они; теперь, в третий раз, остается нам только взять город либо умереть. Правда, что затруднения велики: крепость сильна, гарнизон - целая армия, но ничего не устоит против русского оружия». Участники военного совета единодушно приняли решение взять Измаил приступом. Здесь же, на заседании совета, Суворов дал боевой приказ, в соответствии с которым атака назначалась на 11 декабря и должна была начаться по сигналу ракет примерно за 2-3 часа до рассвета, с тем чтобы засветло захватить вал.

Приказ запрещал трогать стариков, женщин и детей, всех мирных жителей Измаила.

В голове штурмовых колонн согласно боевому приказу Суворова должны были двигаться стрелковые команды, на которые возлагалась задача, рассыпавшись по краю рва, вести прицельный огонь по противнику, мешающему штурмующим колоннам проходить ров и взбираться на стены и вал; за ними - рабочие команды, которые, двигаясь впереди штурмующей пехоты, должны были подготовить переправы через ров при помощи шанцевого инструмента и фашин; затем три батальона пехоты с фашинами и лестницами, а в конце резерв из двух пехотных батальонов.

В боевом приказе А. Суворова особо характерными являются:

1.         Расчет на использование внезапности нападения, а также быстроты проведения самого штурма.

2.          Целеустремленное нанесение главных ударов (на суше - по флангам крепости отборными войсками лучших генералов Кутузова и Львова и с Дуная десантом, который должна была высадить флотилия О. де Рибаса), являющееся образцом тактического взаимодействия сухопутных войск и флота.

В основе приказа Суворова о штурме крепости Измаил лежало его обязательное правило «Удивить - победить!». В этом приказе весьма обстоятельно, отчетливо и ясно было изложено, кому, как и что делать.

Все управление сражением А.В. Суворов полностью сосредоточил в своих руках, имея при себе подвижной резерв из конницы. Штаб Суворова был невелик и состоял всего из 40 человек. Полководец предусмотрел, что для штурма внешней стены понадобится только часть сил, и предназначил для выполнения этой задачи примерно половину бойцов. Суворов запланировал наращивание силы удара свежей половиной штурмовых колонн после овладения внешним обводом крепости. Зная противника, он предвидел, что турки предпримут контратаки, а поэтому приказал иметь в каждой колонне частные резервы.

Понимая, что турки, получив предложение о сдаче, будут ждать штурма и что внезапность может быть достигнута лишь исключительными мероприятиями, Суворов решил добиться этого, во-первых, штурмом в необычное время - в 3 часа ночи; во-вторых, стремительностью атаки заранее обученных ночным действиям бойцов; в-третьих, своеобразной артиллерийской подготовкой, которая должна была 24 часа вестись из всех 607 орудий боевыми снарядами, а с началом штурма продолжаться холостыми выстрелами всей артиллерии с целью обмануть турок, что артподготовка еще не кончилась.

Соотношение сил оставалось в пользу турок: они имели 43000 человек против 31000 русских, из которых только половину составляли регулярные войска. Артиллерия турок состояла примерно из 300 крепостных орудий, не считая пушек, находившихся на кораблях турецкого флота. Суворов имел всего 40 полевых орудий. Со стороны Дуная на судах русской флотилии имелось еще 567 пушек и 20 мортир.

Несмотря на неравенство сил и средств, А.В. Суворов, верный своему девизу «Надо бить уменьем, а не числом» и следуя своему правилу «Стояньем крепости не возьмешь», решил осуществить штурм Измаила без промедления.

Русским войскам и флотилии перед штурмом был зачитан воодушевляющий приказ Суворова: «Храбрые воины! Приведите себе в сей день на память все наши победы и докажите, что никто не может противиться силе оружия российского. Нам предлежит не сражение, которое бы в воле нашей состояло отложить, но непременное взятие места знаменитого, которое решит судьбу кампании и которое почитают гордые турки неприступным. Два раза осаждала Измаил русская армия и два раза отступала; нам остается в третий раз или победить, или умереть со славою».

С восходом солнца 10 декабря началась артиллерийская подготовка, которая продолжалась весь день, особенно усилившись с 12 часов ночи. Русские стреляли из 607 орудий, турки отвечали огнем 300 орудий. Постепенно пальба из крепости стала ослабевать и наконец прекратилась. Огонь русских орудий нанес потери гарнизону крепости и подавил турецкую артиллерию.

В 5 часов 11 декабря 1790 года русские войска двинулись на приступ крепости. В темноте и тумане штурмовые колонны русских быстро подходили к стенам Измаила. Русская артиллерия стала в это время вести огонь по крепости холостыми снарядами, что маскировало приближение штурмующих колонн. Турки не стреляли до тех пор, пока русские не приблизились на 400 шагов. Когда первые ряды русских бойцов оказались на этом расстоянии, турецкая артиллерия ударила картечью по подступавшим колоннам. Несмотря на огонь, русские бойцы, подбегая ко рву, умело забрасывали его фашинами или отважно переходили вброд, хотя вода достигала им до плеч. Впереди колонн шли стрелки и саперы с топорами и лопатами, позади двигались резервы.

Русские солдаты приставляли к стенам крепости лестницы, которые имели до 10 метров длины. Однако местами стены оказались еще выше. Приходилось связывать две 10-метровые лестницы. Часто шаткие лестницы падали, но русские воины лезли наверх, помогая друг другу. Бойцы карабкались вдоль отвесных стен и крутого вала, втыкая в него штыки и клинки. Взобравшиеся на стены крепости спускали с них канаты и вели рукопашные бои с турками, которые стреляли в упор, отталкивали лестницы, швыряли ручные бомбы.

Лучшие русские стрелки в это время стояли на краю рва и, улучив момент вспышки орудийных выстрелов, метко стреляли в турок, находившихся на стенах крепости.

Уже в 6 часов утра 11 декабря бойцы второй колонны генерал- майора Ласси, впереди которой шел со стрелками секунд-майор Л.Я. Неклюдов, взобрались на вал и овладели укреплением левее редута Табия.

Ведя на штурм своих стрелков, секунд-майор Л.Я. Неклюдов личным примером показал образец храбрости. Опередив бойцов, Неклюдов первый переправился через ров и первый влез на крепостной вал. Бросившись на стоявших на стене турок, Неклюдов начал бой на укреплениях Измаила и был тяжело ранен. Солдаты спасли Неклюдова - одного из храбрейших участников штурма Измаила, первым вошедшего на стену крепости.

С восточной стороны русские войска штурмовали самое мощное укрепление Измаила - Новую крепость. Градом пуль и картечи встретили здесь турки идущую на приступ шестую колонну под командованием генерал-майора М.И. Кутузова. Сам Кутузов с шашкой в руках сражался в первом ряду атаковавших. Под ударами русских воинов турки подались назад.

Представляя Кутузова к награде за Измаил, А.В. Суворов писал: «Кутузов оказал новые опыты искусства и храбрости своей: преодолев под сильным огнем неприятеля все трудности, взошел на вал, овладел бастионом, а когда превосходный неприятель принудил его остановиться, он, служа примером мужества, удержал место, превозмог сильного неприятеля, утвердился в крепости и продолжал поражать врагов. Генерал Кутузов шел на левом крыле, но был правою моею рукою».

Уже через 45 минут после начала штурма крепостная ограда Измаила была захвачена русскими войсками.

Одновременно с атакой сухопутными войсками Измаил был атакован десантными частями со стороны Дуная.

В 8 часов утра русские войска и моряки овладели всеми крепостными стенами и главным валом турецкой обороны. Приступ был окончен. Атаковавшие Измаил штурмовые колонны соединились, сомкнув фронт окружения. Турки отступили в город, приготовившись защищать приспособленные к обороне многочисленные каменные здания.

А.В. Суворов объявил короткий отдых, чтобы привести в порядок участвовавшие в ночном штурме войска. Атаку города он приказал начать со всех сторон одновременно всеми силами. Русская артиллерия подготовилась содействовать атаке. Резервы пододвинулись ближе, чтобы, влившись в наступающие войска, усилить удар в глубине города крепости.

Через некоторое время под музыку оркестров стройными рядами с разных сторон суворовские чудо- богатыри устремились в страшную для врага русскую штыковую атаку. Сражение разбилось на множество мелких рукопашных схваток, происходивших на улицах, площадях, в переулках, во дворах и садах, внутри различных построек. Каждый дом приходилось брать с боем. Но кольцо атакующих войск смыкалось все теснее, и к часу дня русские сухопутные войска и моряки флотилии, с боем очищая от противника улицы и здания Измаила, достигли середины города, где турки еще продолжали упорно обороняться.

Бдительно наблюдая за ходом сражения, Суворов решил нанести врагу последний удар. Он приказал находившейся в резерве коннице - четырем эскадронам карабинеров, четырем эскадронам гусар и двум казачьим полкам - одновременно через Бросские и Бендерские ворота атаковать с флангов остатки турецкого гарнизона, еще защищавшегося внутри города. Действуя в конном строю, гусары, казаки и карабинеры врубились в толпы турок. Очищая улицы и переулки от противника, русские кавалеристы временами спешивались для ведения боя с засадами врага. Умело взаимодействуя, пехота, артиллерия и конница успешно громили турок в уличном бою. Казачьи патрули, рассыпавшись по городу, выискивали укрывшихся врагов.

К 4 часам дня русские сухопутные войска и моряки полностью овладели крепостью и городом Измаил. Штурм был закончен.

Потери турок составили 33000 человек убитыми и тяжело раненными, 10000 пленными. В числе убитых помимо коменданта Измаила Айдозли-Мехмет-паши было еще 12 пашей (генералов) и 51 высший офицер - командиры частей.

Трофеи русских войск составили: 265 (по другим данным 300) орудий, 345 знамен, 42 военных судна, 3 тыс. пудов пороху, 20 тыс. ядер, на 10 млн пиастров золота, серебра, жемчуга и драгоценных камней и полугодовой запас продовольствия для всего гарнизона и населения Измаила.

Русские потеряли 1830 человек убитыми и 2933 человека ранеными. Было убито 2 генерала и 65 офицеров, ранено 2 генерала и 220 офицеров.

На следующее утро, 12 декабря 1790 года, состоялся парад войск и флота, на котором А.В. Суворов благодарил солдат, матросов и казаков за героические действия в сражении.

Именно при штурме Измаила оправдались три основополагающих тактических принципа суворовской «Науки побеждать» - глазомер, быстрота и натиск.

Глазомер необходим в бою для трезвого учета всей обстановки, чтобы определить, «как идти, где атаковать, гнать и бить».

Быстрота - самая сильная и самая характерная сторона тактики Суворова. Быстрота движения нужна была ему как средство упреждения противника, как средство тактической внезапности и захвата инициативы в бою.

Быстрота и внезапность только подготавливают условия для натиска. Натиск дает наступающему моральное преимущество - враг не ждет, он растерян, он охвачен страхом. Враг не изготовился к бою и встречает атаку в невыгодном для него боевом порядке. А вера в силу своего оружия, чувство коллектива («нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет»), техника действия «холодным ружьем» в разных видах атаки способствуют победе над врагом. Вот почему Суворов говорил: «Быстрота и внезапность заменяют число». Это и есть основа воинского искусства: «Воюют не числом, а умением».

Штурм крепости Измаил имел большое значение в развитии русского военного искусства. А. В. Суворов совершил переворот в приемах борьбы с крепостями, которыми до этого овладевали длительной осадой или инженерной атакой, требовавшей большого времени и огромного труда. Он создал новую теорию штурма и практически осуществил свой способ штурма крепости, в котором решающую роль играли артиллерия и пехота. Успех был основан на тщательно продуманном плане действий и великолепной организации самого штурма. Суворов в полной мере использовал сокрушительную мощь всей артиллерии своих войск и флота. Умелая маскировка обеспечила внезапность приступа. Русские войска при штурме Измаила понесли меньше потерь, чем за все время длительной осады крепости.

Методические рекомендации

1.          При подготовке к занятию необходимо тщательно изучить рекомендуемую литературу, подготовить к показу дополнительные фото-, аудио- и видеоматериалы по данной тематике.

2.         Во вступительном слове необходимо подчеркнуть историческую, идеологическую, воспитательную и методологическую ценность, а также актуальность суворовской «Науки побеждать» в наши дни.

3.         При раскрытии учебных вопросов необходимо особо подчеркнуть место и роль военно-теоретического наследия А. В. Суворова - «Науки побеждать» - в развитии военного искусства и его вкладе в процесс обучения и воспитания воинов.

4.         В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.


Рекомендуемая литература:

1.      Суворов А. Наука побеждать. - М.: Воениздат, 1987.

2.      Шишов А. Генералиссимус Суворов. Новое прочтение биографии. - М., 2002.

3.      Михайлов О. Суворов: Исторический роман. - Калининград, 1995.

4.      Самосват Д. «Наука побеждать» А.В. Суворова. Взятие турецкой крепости Измаил (1790 г.)//Ориентир. - 2009. - № 11.

5.      Полководец Суворов. Учебный фильм (50 мин). - Армпресс.

Подполковник
Дмитрий САМОСВАТ

Ориентир 11 2013



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram