Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Инфопортал для военнослужащих

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере управления Вооружёнными Силами Российской Федерации


31 октября 2019 18:43    Источник:


1.    Управление Вооруженными Силами как важнейшая обязанность высших органов государственной власти.
2.    Порядок исполнения Президентом Российской Федерации полномочий по руководству Вооруженными Силами.

ВОПРОСЫ:

1.      Управление Вооруженными Силами как важнейшая обязанность высших органов государственной власти.

2.        Порядок исполнения Президентом Российской Федерации полномочий по руководству Вооруженными Силами.

В самом общем виде принято считать, что необходимость в управлении в человеческом обществе возникла из требования согласовать деятельность людей между собой для решения различных жизненных задач, постоянно возникающих из-за изменчивости окружающего мира, которая вызывается различными обстоятельствами.

Под понятием «управлять» понимают различные действия: руководство, распоряжение, направление чьей-либо деятельности, работы, поступков и т.д.

Почему же недостаточно одного термина «управление»? Очевидно, что в действиях командира, руководителя, менеджера есть различия, или оттенки.

Самым древним названием управляющего людьми является «вож», «вожатый», а позднее вождь племени, поскольку одной из наиболее важных жизненных задач племени была задача найти пространство, пригодное для жизни. И нужен был человек, ведущий туда. Вождь - тот, кто знает куда идти и направляющий соплеменников.

Важно было также защитить свое жизненное пространство. Со временем возникла задача командовать группой защитников племени по поручению вождя. Выделилась позиция «командир» - тот, кто объединяет и направляет группу в бою. Подчиненные командира знают, что они всецело отданы командиру и он может распоряжаться даже их жизнями. Такое право ему дано вождем, а вождю это право дано народом.

Для того чтобы обеспечивать ежедневные жизненные потребности племени, необходимо было решать другие задачи: снабжать пищей, топливом для костра, то есть делать дело.

Возникла другая позиция - «руководитель группы дела» - тот, кто лучше знает, как делать данное дело, и берет на себя ответственность перед вождем и племенем.

С выделением в обществе и государстве организаций - групп людей, согласованно выполняющих порученное или выбранное ими дело, возникла позиция «управляющий группой дела». Это тот, кто сознательно направляет деятельность подчиненных ему людей на решение определенных руководством государства задач и учитывает при этом не только общественные потребности, но также потребности и возможности тех, чью деятельность он направляет, или, другими словами, кем он управляет. Основными составляющими такой деятельности (функциями управления) являются организация, планирование, координация и контроль.

В отличие от управления руководство применяется в тех случаях, когда подчиненные системы не имеют собственного независимого функционирования, не ставят перед собой самостоятельных целей и задач, а, наоборот, целиком и полностью принимают цели и задачи руководящих органов. Вооруженные силы государства как раз и являются такой, если смотреть в масштабах государства, «несамостоятельной организацией».

Таким образом, в отношении вооруженных сил государства в целом как государственной организации, составляющей основу обороны страны, используются основные формы управленческой деятельности - руководство, управление, а также командование как важнейшая составная часть (функция) военного управления в экстремальных условиях (при непосредственной подготовке и в ходе выполнения поставленных задач).

1

Руководство и управление обороной, вооруженными силами государства во всех государствах является прерогативой высших органов государственной власти и управления. Согласно общемировой практике вооруженные силы ориентированы на подчинение органам государственной власти и выполнение роли инструмента системы государственной власти. Это сделано, для того чтобы:

-               во-первых, максимально использовать возможности вооруженных сил для решения задач, стоящих перед обществом и государством;

-               во-вторых, оградить общество от чрезмерной милитаризации;

-               в третьих, обеспечить стабильность политической системы.

Исторически сложилось два основных подхода к руководству и управлению вооруженными силами государства - единоличный и коллегиальный. В первом случае все или основные функции управления (например, функцию верховного командования - исполнение обязанностей верховного главнокомандующего) осуществляет глава государства (президент, монарх, глава правительства) или специально назначенное (выбранное) высшими органами государственной власти и управления лицо. Как правило, таких людей назначали на период военного времени из числа выдающихся военачальников, известных граждан государства, членов правящей династии. Во втором случае функции руководства и управления вооруженными силами разделены между группой людей, которая представляет собой некий коллегиальный орган (совет, коллегия, ставка верховного главнокомандования). Как один, так и другой подходы, можно встретить и в государствах с демократическими формами правления, и в странах с автократическими режимами.

Война, военное дело всегда были неразрывно связаны с самим существованием нации, общества, государства, поэтому руководство и управление вооруженными силами всегда считались одними из важнейших обязанностей людей, олицетворяющих высшую власть в государстве.

Известный итальянский мыслитель, историк, писатель Никколо Маккиавелли (1469 - 1527) в своем трактате «Государь» в главе XIV «Как должно поступать главе государства в отношении военного дела» писал: «Государь не должен ни думать, ни заботиться, ни заниматься ничем другим, кроме войны, военной организации и военной науки, так как война является единственной обязанностью, которую правитель не может поручить другому».

В качестве основной обязанности главы государства он считал знание военного дела, для чего «государь должен даже в мыслях не прекращать военных упражнений и в мирное время отдаваться им еще больше, чем в военное».

В качестве основных военных упражнений для главы государства он рекомендует:

«...читать исторические произведения, при этом обращать внимание на поступки выдающихся военачальников, подвергать разбору то, как они вели войну, чем вызваны их победы и чем - поражения».

Кроме того, глава государства, по мнению Маккиавелли, должен:

-                   наблюдать за дисциплиной и обученностью войска;

-                   принять в качестве примера кого-нибудь из признанных и почитаемых людей древности и постоянно помнить о его подвигах и делах.

Функции руководства и управления Вооруженными Силами Российской Федерации, порядок их исполнения ввиду их важности для общества и государства определены Конституцией Российской Федерации (наиболее важные из них) и федеральными законами.

Наиболее важные полномочия Президента Российской Федерации в сфере управления Вооруженными Силами закреплены в Конституции Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 87) на Президента Российской Федерации возложены полномочия по осуществлению такой функции управления Вооруженными Силами, как Верховное Главнокомандование. Кроме того, согласно Конституции Президент Российской Федерации имеет право:

-                   по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначать на должность и освобождать от должности министра обороны;

-                   назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

-                   присваивать высшие воинские и высшие специальные звания.

В полном объеме полномочия Президента Российской Федерации в сфере управления Вооруженными Силами закреплены в ряде федеральных и х конституционных законов.

Так, в соответствии со статьями 4 и 13 Федерального закона Российской Федерации №61-ФЗ «Об обороне» Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации единолично осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации.

На основании Федерального Закона Российской Федерации №61- ФЗ «Об обороне» Президент Российской Федерации осуществляет другие полномочия, которые относятся к различным функциям управления (организации, планированию, координации, контролю):

-                   в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий;

-                   принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

-                   утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации;

-                   утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

-                   утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации;

-                   принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации от соединения и выше;

-                   утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах;

-                   утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации;

-                   утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами;

-                   ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;

-                   утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на прикомандирование к федеральным органам государственной власти.

Кроме того, в соответствии Федеральным конституционным законом Российской Федерации № 1-ФКЗ от 30 января 2002 года «О военном положении» Президент Российской Федерации:

-                   определяет задачи и устанавливает порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации для обеспечения режима военного положения;

-                   определяет порядок прохождения военной службы в период действия военного положения.

Президент Российской Федерации имеет право использовать Вооруженные Силы за пределами России для пресечения международной террористической деятельности, в целях защиты прав и свобод гражданина, охраны суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности.

Исполнение Президентом Российской Федерации полномочий по управлению Вооруженными Силами предполагает определенный порядок и процедуры такой деятельности.

2

В управленческой деятельности Президента Российской Федерации Вооруженными Силами важнейшее значение имеет деятельность по руководству, поскольку именно она связана со знанием высшим должностным лицом государства предмета военного дела и ответственностью перед обществом за результаты функционирования системы «Вооруженные Силы».

Президент Российской Федерации, обладая высшей компетенцией и ответственностью перед обществом за обеспечение военной безопасности, реализует свои полномочия в сфере управления Вооруженными Силами как лично, так и опираясь на систему органов государственной власти и управления (Министерство обороны, военные суды, прокуратуру, отделы военной контрразведки, Администрацию президента), консультативные и совещательные органы (Совет Безопасности).

Деятельность Президента Российской Федерации по руководству Вооруженными Силами направлена на всестороннее обеспечение их повседневной деятельности, боевой учебы и службы, их применения в случае военного конфликта, а также использования в других чрезвычайных обстоятельствах и может быть сведена в два основных направления: политическое руководство и военное (военно-техническое) руководство.

В рамках политического руководства Вооруженными Силами Президент Российской Федерации ориентирует высший руководящий состав Вооруженных Сил в геополитических интересах Российской Федерации и ее геополитических противниках и союзниках, масштабах и тенденциях нарастания общемировых и внутригосударственных проблем, для решения которых, возможно, потребуется применение или использование Вооруженных Сил. К таким проблемам могут относиться экстремизм, международный терроризм, незаконное распространение вооружений, в том числе оружия массового уничтожения и технологий его производства, незаконный оборот наркотиков, массовая миграция населения, экологические и техногенные катастрофы, нехватка ресурсов, распространение эпидемий и др.

Как известно, в военной доктрине определены задачи по обеспечению военной безопасности и обороны государства в целом для военной организации государства, Вооруженных Сил и других войск, рассматриваемых как единое целое, поэтому Президент Российской Федерации конкретизирует задачи Вооруженных Сил, а также требования к ним в мирное и военное время. В качестве основного требования выступает уровень способности Вооруженных Сил решать различные задачи в мирное и военное время в условиях обострения военно-политической обстановки, начала и развития военного конфликта различной степени эскалации. К таким задачам относятся задачи по выявлению угрожающего развития военно-политической обстановки, ядерному и неядерному сдерживанию, отражению и прекращению эскалации агрессии различного масштаба на различных направлениях, задачи по защите своих объектов от воздушного и воздушно-космического нападения, поражения объектов и группировок войск противника и степени их поражения, другие задачи.

Президент определяет полномочия руководящего состава Вооруженных Сил по самостоятельному применению сил и средств для предотвращения, предупреждения и отражения вооруженного нападения на Российскую Федерацию и Вооруженные Силы, в том числе по применению войск (сил) и вооружения, несущих боевое дежурство (боевую службу). При этом он определяет полномочия воинских и морских начальников по первоначальному и последующему применению ядерного и других видов оружия массового поражения, нетрадиционных средств поражения, пересечению государственной границы, использованию войск (сил) для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных природными и техногенными факторами и др.

Прерогативой Президента Российской Федерации является определение основ облика Вооруженных Сил: основные группировки войск (сил), в том числе выделяемые в состав объединенных группировок войск (сил) Российской Федерации и Белоруссии, Российской Федерации и Республики Армения, Организации Договора о коллективной безопасности, их предназначение, состав, размещение (базирование за пределами территории страны), сроки развертывания и приведения в полную боевую готовность, структура мобилизационного резерва, категории личного состава армии и флота и примерное соотношение между ними, основные параметры (емкость, структура) системы военного образования.

Президент Российской Федерации определяет также цели, сроки и порядок реформирования Вооруженных Сил в связи с изменившимися внешними и внутренними условиями. При этом он устанавливает сроки, этапы, базовые экономические показатели и ограничения при строительстве и развитии Вооруженных Сил, вызванные экономическими, демографическими и иными условиями развития страны. К таким показателям относится, например, соотношение расходов на содержание и оснащение Вооруженных Сил. Как известно, в настоящее время большая часть средств, выделяемых Министерству обороны, идет на содержание Вооруженных Сил. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым поставлена задача обеспечить к концу военной реформы изменение приоритетов их финансирования в сторону значительного увеличения доли средств, идущих на оснащение (не менее 70%).

Кроме того, Президент Российской Федерации определяет основные параметры системы социального обеспечения военнослужащих. Среди них - размеры должностных окладов военнослужащих, военных пенсий, их соотношение с должностными окладами и пенсиями других категорий граждан, направления решения жилищных проблем и совершенствования медицинского обеспечения.

В процессе военного (военно-технического) руководства Вооруженными Силами Президент Российской Федерации реализует также ряд важнейших полномочий.

Среди этих полномочий - принятие решений о начале разработки и создания стратегических систем и комплексов вооружения (прежде всего ядерных, воздушно-космической обороны, предупреждения о ракетном нападении), принятии их на вооружение армии и флота по результатам испытаний опытных образцов.

Президент Российской Федерации осуществляет общее руководство подготовкой Вооруженных Сил к выполнению поставленных задач. В этих целях Президент Российской Федерации участвует в разработке замыслов и руководит проведением стратегических командно-штабных учений Вооруженных Сил или объединенных группировок войск (сил). В ходе таких учений, как правило, проводятся испытания стратегических вооружений, право отдачи приказа на применение которых предоставлено Президенту Российской Федерации: пуски межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок, стратегических крылатых ракет воздушного базирования из штатных носителей (мобильных и шахтных пусковых установок, атомных подводных ракетоносцев, самолетов стратегической и дальней авиации). По окончании учений Президент Российской Федерации проводит их разбор, поощряет отличившихся солдат и офицеров, определяет задачи по дальнейшему совершенствованию полевой и морской выучки органов управления и личного состава, вооружения, оснащения.

Подведение итогов с анализом итогов боевой учебы Вооруженных Сил в прошедшем учебном году и определением задач на очередной учебный год Президент Российской Федерации проводит ежегодно с участием высшего командного состава армии и флота.

Руководство Вооруженными Силами предполагает и непосредственный контроль Президентом Российской Федерации состояния боевой готовности объединений, соединений, частей (кораблей), качества вооружения, военной и специальной техники, Для этого Президент Российской Федерации регулярно осуществляет поездки в воинские части (корабли), военно-учебные заведения, в ходе которых оценивает качество организации и уровень боевого дежурства (боевой службы), боевой подготовки, образовательного процесса, обученность, морально-психологическое состояние, уровень обеспеченности, условия жизни и быта военнослужащих и членов их семей, состояние вооружения, военной и специальной техники, выявляет проблемы, определяет меры и дает поручения по их решению.

Методические рекомендации

Во вводной части руководителю занятия необходимо разъяснить военнослужащим сущность управления и привести формы управленческой деятельности в отношении вооруженных сил - руководство, управление, командование, показать их отличия.

При изучении первого учебного вопроса руководителю занятия необходимо привести и разъяснить военнослужащим полномочия Президента Российской Федерации по управлению Вооруженными Силами, изложенные в Конституции и федеральных законах Российской Федерации.

При изучении второго учебного вопроса руководителю занятия необходимо раскрыть порядок исполнения Президентом Российской Федерации полномочий по руководству Вооруженными Силами.

В заключительной части занятия руководителю целесообразно подчеркнуть важность повседневного руководства Президентом Российской Федерации Вооруженными Силами, дать рекомендации по самостоятельному изучению рекомендованной литературы.

Рекомендуемая литература:

1.      Конституция Российской Федерации.

2.      Федеральный закон Российской Федерации № 61-ФЗ «Об обороне».

3.      Гордиевский А. Правовые основы руководства и управления Вооруженными Силами Российской Федерации // Ориентир. - 2000. -№11.

Александр ЛЕБЕДЕВ,
кандидат военных наук

Ориентир 02 2012




00:00