Полномочия Президента Российской Федерации в сфере управления Вооружёнными Силами Российской Федерации

Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Инфопортал для военнослужащих

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере управления Вооружёнными Силами Российской Федерации


31 октября 2019 18:43

Категория: Военно-политическая подготовка

1.    Управление Вооруженными Силами как важнейшая обязанность высших органов государственной власти.
2.    Порядок исполнения Президентом Российской Федерации полномочий по руководству Вооруженными Силами.

ВОПРОСЫ:

1.      Управление Вооруженными Силами как важнейшая обязанность высших органов государственной власти.

2.        Порядок исполнения Президентом Российской Федерации полномочий по руководству Вооруженными Силами.

В самом общем виде принято считать, что необходимость в управлении в человеческом обществе возникла из требования согласовать деятельность людей между собой для решения различных жизненных задач, постоянно возникающих из-за изменчивости окружающего мира, которая вызывается различными обстоятельствами.

Под понятием «управлять» понимают различные действия: руководство, распоряжение, направление чьей-либо деятельности, работы, поступков и т.д.

Почему же недостаточно одного термина «управление»? Очевидно, что в действиях командира, руководителя, менеджера есть различия, или оттенки.

Самым древним названием управляющего людьми является «вож», «вожатый», а позднее вождь племени, поскольку одной из наиболее важных жизненных задач племени была задача найти пространство, пригодное для жизни. И нужен был человек, ведущий туда. Вождь - тот, кто знает куда идти и направляющий соплеменников.

Важно было также защитить свое жизненное пространство. Со временем возникла задача командовать группой защитников племени по поручению вождя. Выделилась позиция «командир» - тот, кто объединяет и направляет группу в бою. Подчиненные командира знают, что они всецело отданы командиру и он может распоряжаться даже их жизнями. Такое право ему дано вождем, а вождю это право дано народом.

Для того чтобы обеспечивать ежедневные жизненные потребности племени, необходимо было решать другие задачи: снабжать пищей, топливом для костра, то есть делать дело.

Возникла другая позиция - «руководитель группы дела» - тот, кто лучше знает, как делать данное дело, и берет на себя ответственность перед вождем и племенем.

С выделением в обществе и государстве организаций - групп людей, согласованно выполняющих порученное или выбранное ими дело, возникла позиция «управляющий группой дела». Это тот, кто сознательно направляет деятельность подчиненных ему людей на решение определенных руководством государства задач и учитывает при этом не только общественные потребности, но также потребности и возможности тех, чью деятельность он направляет, или, другими словами, кем он управляет. Основными составляющими такой деятельности (функциями управления) являются организация, планирование, координация и контроль.

В отличие от управления руководство применяется в тех случаях, когда подчиненные системы не имеют собственного независимого функционирования, не ставят перед собой самостоятельных целей и задач, а, наоборот, целиком и полностью принимают цели и задачи руководящих органов. Вооруженные силы государства как раз и являются такой, если смотреть в масштабах государства, «несамостоятельной организацией».

Таким образом, в отношении вооруженных сил государства в целом как государственной организации, составляющей основу обороны страны, используются основные формы управленческой деятельности - руководство, управление, а также командование как важнейшая составная часть (функция) военного управления в экстремальных условиях (при непосредственной подготовке и в ходе выполнения поставленных задач).

1

Руководство и управление обороной, вооруженными силами государства во всех государствах является прерогативой высших органов государственной власти и управления. Согласно общемировой практике вооруженные силы ориентированы на подчинение органам государственной власти и выполнение роли инструмента системы государственной власти. Это сделано, для того чтобы:

-               во-первых, максимально использовать возможности вооруженных сил для решения задач, стоящих перед обществом и государством;

-               во-вторых, оградить общество от чрезмерной милитаризации;

-               в третьих, обеспечить стабильность политической системы.

Исторически сложилось два основных подхода к руководству и управлению вооруженными силами государства - единоличный и коллегиальный. В первом случае все или основные функции управления (например, функцию верховного командования - исполнение обязанностей верховного главнокомандующего) осуществляет глава государства (президент, монарх, глава правительства) или специально назначенное (выбранное) высшими органами государственной власти и управления лицо. Как правило, таких людей назначали на период военного времени из числа выдающихся военачальников, известных граждан государства, членов правящей династии. Во втором случае функции руководства и управления вооруженными силами разделены между группой людей, которая представляет собой некий коллегиальный орган (совет, коллегия, ставка верховного главнокомандования). Как один, так и другой подходы, можно встретить и в государствах с демократическими формами правления, и в странах с автократическими режимами.

Война, военное дело всегда были неразрывно связаны с самим существованием нации, общества, государства, поэтому руководство и управление вооруженными силами всегда считались одними из важнейших обязанностей людей, олицетворяющих высшую власть в государстве.

Известный итальянский мыслитель, историк, писатель Никколо Маккиавелли (1469 - 1527) в своем трактате «Государь» в главе XIV «Как должно поступать главе государства в отношении военного дела» писал: «Государь не должен ни думать, ни заботиться, ни заниматься ничем другим, кроме войны, военной организации и военной науки, так как война является единственной обязанностью, которую правитель не может поручить другому».

В качестве основной обязанности главы государства он считал знание военного дела, для чего «государь должен даже в мыслях не прекращать военных упражнений и в мирное время отдаваться им еще больше, чем в военное».

В качестве основных военных упражнений для главы государства он рекомендует:

«...читать исторические произведения, при этом обращать внимание на поступки выдающихся военачальников, подвергать разбору то, как они вели войну, чем вызваны их победы и чем - поражения».

Кроме того, глава государства, по мнению Маккиавелли, должен:

-                   наблюдать за дисциплиной и обученностью войска;

-                   принять в качестве примера кого-нибудь из признанных и почитаемых людей древности и постоянно помнить о его подвигах и делах.

Функции руководства и управления Вооруженными Силами Российской Федерации, порядок их исполнения ввиду их важности для общества и государства определены Конституцией Российской Федерации (наиболее важные из них) и федеральными законами.

Наиболее важные полномочия Президента Российской Федерации в сфере управления Вооруженными Силами закреплены в Конституции Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 87) на Президента Российской Федерации возложены полномочия по осуществлению такой функции управления Вооруженными Силами, как Верховное Главнокомандование. Кроме того, согласно Конституции Президент Российской Федерации имеет право:

-                   по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначать на должность и освобождать от должности министра обороны;

-                   назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

-                   присваивать высшие воинские и высшие специальные звания.

В полном объеме полномочия Президента Российской Федерации в сфере управления Вооруженными Силами закреплены в ряде федеральных и х конституционных законов.

Так, в соответствии со статьями 4 и 13 Федерального закона Российской Федерации №61-ФЗ «Об обороне» Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации единолично осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации.

На основании Федерального Закона Российской Федерации №61- ФЗ «Об обороне» Президент Российской Федерации осуществляет другие полномочия, которые относятся к различным функциям управления (организации, планированию, координации, контролю):

-                   в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий;

-                   принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

-                   утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации;

-                   утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

-                   утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации;

-                   принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации от соединения и выше;

-                   утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах;

-                   утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации;

-                   утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами;

-                   ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;

-                   утверждает предельное количество военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на прикомандирование к федеральным органам государственной власти.

Кроме того, в соответствии Федеральным конституционным законом Российской Федерации № 1-ФКЗ от 30 января 2002 года «О военном положении» Президент Российской Федерации:

-                   определяет задачи и устанавливает порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации для обеспечения режима военного положения;

-                   определяет порядок прохождения военной службы в период действия военного положения.

Президент Российской Федерации имеет право использовать Вооруженные Силы за пределами России для пресечения международной террористической деятельности, в целях защиты прав и свобод гражданина, охраны суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности.

Исполнение Президентом Российской Федерации полномочий по управлению Вооруженными Силами предполагает определенный порядок и процедуры такой деятельности.

2

В управленческой деятельности Президента Российской Федерации Вооруженными Силами важнейшее значение имеет деятельность по руководству, поскольку именно она связана со знанием высшим должностным лицом государства предмета военного дела и ответственностью перед обществом за результаты функционирования системы «Вооруженные Силы».

Президент Российской Федерации, обладая высшей компетенцией и ответственностью перед обществом за обеспечение военной безопасности, реализует свои полномочия в сфере управления Вооруженными Силами как лично, так и опираясь на систему органов государственной власти и управления (Министерство обороны, военные суды, прокуратуру, отделы военной контрразведки, Администрацию президента), консультативные и совещательные органы (Совет Безопасности).

Деятельность Президента Российской Федерации по руководству Вооруженными Силами направлена на всестороннее обеспечение их повседневной деятельности, боевой учебы и службы, их применения в случае военного конфликта, а также использования в других чрезвычайных обстоятельствах и может быть сведена в два основных направления: политическое руководство и военное (военно-техническое) руководство.

В рамках политического руководства Вооруженными Силами Президент Российской Федерации ориентирует высший руководящий состав Вооруженных Сил в геополитических интересах Российской Федерации и ее геополитических противниках и союзниках, масштабах и тенденциях нарастания общемировых и внутригосударственных проблем, для решения которых, возможно, потребуется применение или использование Вооруженных Сил. К таким проблемам могут относиться экстремизм, международный терроризм, незаконное распространение вооружений, в том числе оружия массового уничтожения и технологий его производства, незаконный оборот наркотиков, массовая миграция населения, экологические и техногенные катастрофы, нехватка ресурсов, распространение эпидемий и др.

Как известно, в военной доктрине определены задачи по обеспечению военной безопасности и обороны государства в целом для военной организации государства, Вооруженных Сил и других войск, рассматриваемых как единое целое, поэтому Президент Российской Федерации конкретизирует задачи Вооруженных Сил, а также требования к ним в мирное и военное время. В качестве основного требования выступает уровень способности Вооруженных Сил решать различные задачи в мирное и военное время в условиях обострения военно-политической обстановки, начала и развития военного конфликта различной степени эскалации. К таким задачам относятся задачи по выявлению угрожающего развития военно-политической обстановки, ядерному и неядерному сдерживанию, отражению и прекращению эскалации агрессии различного масштаба на различных направлениях, задачи по защите своих объектов от воздушного и воздушно-космического нападения, поражения объектов и группировок войск противника и степени их поражения, другие задачи.

Президент определяет полномочия руководящего состава Вооруженных Сил по самостоятельному применению сил и средств для предотвращения, предупреждения и отражения вооруженного нападения на Российскую Федерацию и Вооруженные Силы, в том числе по применению войск (сил) и вооружения, несущих боевое дежурство (боевую службу). При этом он определяет полномочия воинских и морских начальников по первоначальному и последующему применению ядерного и других видов оружия массового поражения, нетрадиционных средств поражения, пересечению государственной границы, использованию войск (сил) для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных природными и техногенными факторами и др.

Прерогативой Президента Российской Федерации является определение основ облика Вооруженных Сил: основные группировки войск (сил), в том числе выделяемые в состав объединенных группировок войск (сил) Российской Федерации и Белоруссии, Российской Федерации и Республики Армения, Организации Договора о коллективной безопасности, их предназначение, состав, размещение (базирование за пределами территории страны), сроки развертывания и приведения в полную боевую готовность, структура мобилизационного резерва, категории личного состава армии и флота и примерное соотношение между ними, основные параметры (емкость, структура) системы военного образования.

Президент Российской Федерации определяет также цели, сроки и порядок реформирования Вооруженных Сил в связи с изменившимися внешними и внутренними условиями. При этом он устанавливает сроки, этапы, базовые экономические показатели и ограничения при строительстве и развитии Вооруженных Сил, вызванные экономическими, демографическими и иными условиями развития страны. К таким показателям относится, например, соотношение расходов на содержание и оснащение Вооруженных Сил. Как известно, в настоящее время большая часть средств, выделяемых Министерству обороны, идет на содержание Вооруженных Сил. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым поставлена задача обеспечить к концу военной реформы изменение приоритетов их финансирования в сторону значительного увеличения доли средств, идущих на оснащение (не менее 70%).

Кроме того, Президент Российской Федерации определяет основные параметры системы социального обеспечения военнослужащих. Среди них - размеры должностных окладов военнослужащих, военных пенсий, их соотношение с должностными окладами и пенсиями других категорий граждан, направления решения жилищных проблем и совершенствования медицинского обеспечения.

В процессе военного (военно-технического) руководства Вооруженными Силами Президент Российской Федерации реализует также ряд важнейших полномочий.

Среди этих полномочий - принятие решений о начале разработки и создания стратегических систем и комплексов вооружения (прежде всего ядерных, воздушно-космической обороны, предупреждения о ракетном нападении), принятии их на вооружение армии и флота по результатам испытаний опытных образцов.

Президент Российской Федерации осуществляет общее руководство подготовкой Вооруженных Сил к выполнению поставленных задач. В этих целях Президент Российской Федерации участвует в разработке замыслов и руководит проведением стратегических командно-штабных учений Вооруженных Сил или объединенных группировок войск (сил). В ходе таких учений, как правило, проводятся испытания стратегических вооружений, право отдачи приказа на применение которых предоставлено Президенту Российской Федерации: пуски межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок, стратегических крылатых ракет воздушного базирования из штатных носителей (мобильных и шахтных пусковых установок, атомных подводных ракетоносцев, самолетов стратегической и дальней авиации). По окончании учений Президент Российской Федерации проводит их разбор, поощряет отличившихся солдат и офицеров, определяет задачи по дальнейшему совершенствованию полевой и морской выучки органов управления и личного состава, вооружения, оснащения.

Подведение итогов с анализом итогов боевой учебы Вооруженных Сил в прошедшем учебном году и определением задач на очередной учебный год Президент Российской Федерации проводит ежегодно с участием высшего командного состава армии и флота.

Руководство Вооруженными Силами предполагает и непосредственный контроль Президентом Российской Федерации состояния боевой готовности объединений, соединений, частей (кораблей), качества вооружения, военной и специальной техники, Для этого Президент Российской Федерации регулярно осуществляет поездки в воинские части (корабли), военно-учебные заведения, в ходе которых оценивает качество организации и уровень боевого дежурства (боевой службы), боевой подготовки, образовательного процесса, обученность, морально-психологическое состояние, уровень обеспеченности, условия жизни и быта военнослужащих и членов их семей, состояние вооружения, военной и специальной техники, выявляет проблемы, определяет меры и дает поручения по их решению.

Методические рекомендации

Во вводной части руководителю занятия необходимо разъяснить военнослужащим сущность управления и привести формы управленческой деятельности в отношении вооруженных сил - руководство, управление, командование, показать их отличия.

При изучении первого учебного вопроса руководителю занятия необходимо привести и разъяснить военнослужащим полномочия Президента Российской Федерации по управлению Вооруженными Силами, изложенные в Конституции и федеральных законах Российской Федерации.

При изучении второго учебного вопроса руководителю занятия необходимо раскрыть порядок исполнения Президентом Российской Федерации полномочий по руководству Вооруженными Силами.

В заключительной части занятия руководителю целесообразно подчеркнуть важность повседневного руководства Президентом Российской Федерации Вооруженными Силами, дать рекомендации по самостоятельному изучению рекомендованной литературы.

Рекомендуемая литература:

1.      Конституция Российской Федерации.

2.      Федеральный закон Российской Федерации № 61-ФЗ «Об обороне».

3.      Гордиевский А. Правовые основы руководства и управления Вооруженными Силами Российской Федерации // Ориентир. - 2000. -№11.

Александр ЛЕБЕДЕВ,
кандидат военных наук

Ориентир 02 2012



Просмотр

Скачать162 Кбайт


Все документы



Материалы по теме

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.
Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.

14 апреля 2020

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках. Вода как основное огнетушащее средство....

Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.
Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.

14 апреля 2020

1.Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной...

Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.
Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.

14 апреля 2020

1. Требования безопасности при разведении костров
2. Требования безопасности при производстве...

Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды
Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды

14 апреля 2020

1. Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных...

Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы
Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы

14 апреля 2020

1. Назначение пожарных команд. Порядок несения службы.
2. Назначение пожарных расчетов....

Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара
Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара

14 апреля 2020

Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара

string(2) "31"


Новости

24 октября 2020 12:33

Названы регионы с самым быстрым ростом числа заражений коронавирусом

Усиление динамики заболеваемости COVID-19 отмечается во всех регионах России, в "зеленой" зоне, означающей затухание эпидемии, не осталось ни одного региона, а в восьми ситуацию можно оценить как тяжелую.

24 октября 2020 11:44

Из Подмосковья в Южную Осетию отправлен военный мобильный госпиталь

Специалисты мобильного многопрофильного госпиталя на 150 койко-мест Западного военного округа идут маршем на штатной технике из подмосковного Алабино в Южную Осетию.

23 октября 2020 13:27

Сергей Шойгу рассказал, что делается для борьбы с опасным вирусом

Военные врачи разработали стандарт диагностики и лечения Сovid-19, включающий методику применения антиковидной плазмы. В армии активно занимаются улучшением защитных свойств медицинских костюмов и масок.

Все новости
00:00