Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Инфопортал для военнослужащих

Традиционные религиозные объединения Российской Федерации. Взаимодействие Российской армии и флота с традиционными религиозными объединениями: история и современность


31 октября 2019 18:40    Источник:


1.    Основные традиционные конфессии на территории Российской Федерации.
2.    Взаимодействие Российской армии и флота с традиционными религиозными объединениями.

ВОПРОСЫ:

1.      Основные традиционные конфессии на территории Российской Федерации.

2.      Взаимодействие Российской армии и флота с традиционными религиозными объединениями.

1

На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения специфической, иллюзорно-мистической, иррациональной формы мышления человека и понять религию как форму общественного сознания, как социальный феномен.

Возникнув на заре человечества и складываясь веками, укрепляясь в сознании людей, фиксируясь в памяти поколений, религия становилась частью культурного потенциала народа, страны или даже многих стран.

Действующая Конституция России, принятая на всенародном референдуме в 1993 году, определяет Российскую Федерацию как светское государство. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Федеральный закон № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений».

В России отсутствует специальный федеральный государственный орган, призванный заниматься контролем соблюдения законодательства религиозными объединениями.

Основными религиями, представленными в России, являются христианство (главным образом православие, есть также католики и протестанты), а также ислам, буддизм и иудаизм.

Христианство. Наиболее распространенная и одна из самых развитых религиозных систем мира, появившаяся в I веке нашей эры в Иудее - восточной провинции Римской империи.

В основе христианства лежит учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божием, который пришел к людям с добрыми деяниями и заповедал им законы праведной жизни. Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла. Воскресение Христа знаменует для христиан победу над смертью и вновь обретенную возможность вечной жизни с Богом. Христианство рассматривает историю как однонаправленный, неповторимый, «разовый» процесс, направляемый Богом: от начала (сотворения) к завершению, концу (приход мессии, Страшный суд). Священное Писание христиан - Библия - это не изложение вероучения и не история человечества, это рассказ о том, как Бог искал человека, это речь Бога, обращенная к людям. Основная идея христианства - идея греха и спасения человека. Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает их: все грешники, все «рабы Божии».

Христианство привлекало людей обличением испорченности мира и несправедливости. Им было обещано Царство Божие: тот, кто здесь первый, там станет последним, а последний здесь - там будет первым. Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена, высший суд свершится, и каждому будет воздано по делам его. Проповедь евангельского Христа призывала не к политическому сопротивлению, а к нравственному совершенствованию.

Православие. Православие утвердилось в Европе на территории, некогда принадлежавшей Византийской империи или странам, находившимся под ее влиянием: на большей части Балканского полуострова и в России.

Слово «православие» - перевод греческого «ортодоксия».

«Ортос» - значит «правильный» (отсюда, например, «орфография»), а слово «докса» имеет в греческом языке два значения: «суждение», «мнение» и «слава», «славление». Таким образом, слово «ортодоксия» можно было бы перевести на русский язык и как «правомыслие», и как «православие», т.е. умение правильно славить Бога. Восточная Церковь выбрала для себя второй смысл, тем самым подчеркивая преобладания этико-эстетического начала над рассудочным. В древней Церкви словом «ортодоксальность» обозначалось главное требование к вере и жизни христиан.

Определение «православная» закрепилось за Восточной Церковью в позднем Средневековье.

Период независимости Русской церкви от Константинопольского патриархата фактически начался с 15 декабря 1448 года, когда русские епископы самостоятельно избрали своим предстоятелем митрополита Иону. Во время приезда в Москву 26 января 1589 года Константинопольского патриарха Иеремии в Успенском соборе Кремля митрополит Московский Иов был возведен в патриарший сан. Православие принесло с собой из Византии на Русь высокий уровень культуры, нравственного опыта, философско-богословской мысли, эстетического чувства. Церковное искусство оставило бесценные творения зодчества, иконописи, пения.

В нынешней России православие исповедуют по большей части верующие славянского происхождения, а также народы Севера и Поволжья.

Резиденция Патриарха Московского и всея Руси находится в Москве. Под управлением Московской Патриархии помимо российских епархий состоят епископии в странах СНГ, ряд епархий в Западной и Центральной Европе, Северной и Южной Америке.

Католичество. Термин «католичество» (или «католицизм») образован от греческого прилагательного «кафоликос» - «всеобщий». Словосочетание «экклесия кафолика» означает «всеобщая (соборная) Церковь». Католическая церковь претендует на то, что она, и единственно лишь она, является истинным и полным воплощением христианства. Католическая церковь в отличие от православной имеет единого главу - Папу. Глава церкви считается наместником Христа на земле и преемником апостола Петра.

Протестантизм. Ему присущ индивидуализм в делах веры: каждый верующий вправе читать и интерпретировать откровение Божие - Библию. Протестантизм учит, что важны не столько обряды, сколько добросовестное выполнение каждым своих обязанностей, то есть в добросовестном труде человек воплощает христианские заповеди. Протестантизм (евангелическое учение) утверждает равенство всех верующих перед Богом и проповедует спасение верой уже в земной жизни, отрицает монашество, а также безбрачие духовенства (кстати, обязательное для католических священников), не принимает церковные чины и признает только авторитет Библии. Для протестантизма характерно стремление разделить сферы влияния духовной власти церкви и светской власти государства. Протестантизм распространен и в России. Наиболее многочисленны евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, лютеране.

Ислам - вторая после христианства по числу последователей мировая религия, религия смирения и полной покорности всевышней воле. Ее основал в VII веке на почве арабских племенных религий пророк Мухаммед. Он провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и, что все должны быть покорны его воле. Мухаммед призвал арабов верить в единого бога и служить ему в ожидании конца мира, Судного дня и установления «царства справедливости и мира» на Земле.

В исламской религии Аллах - бог единственный, безликий, высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный судья. Рядом с ним нет никаких богов, никаких самостоятельных существ. В исламе есть учение о рае и аде, о воздании человеку в загробном мире за его дела. На Страшном суде сам Аллах будет допрашивать каждого из живых и мертвых, и они, нагие, с книгой, в которой записаны их дела, будут в страхе ждать его решения. Грешники попадут в ад, праведные - в рай.

Священная книга мусульман - Коран. В нем зафиксированы основные идеи и вероучения Мухаммеда. Согласно общепринятой в исламе традиции текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредство ангела Джебраила. Коран состоит из 114 глав, в которых говорится обо всех сторонах жизни, включая правосудие, мораль, обрядовые предписания. По характеру эти трактаты очень разнообразны. Много места уделяет Коран основам мусульманского права, встречаются в нем и лирико-поэтические тексты, и мифологические сюжеты. Словом, Коран, как и Библия, - это своего рода божественная энциклопедия, «книга книг», свод знаний и инструкций чуть ли не на все случаи жизни.

Буддизм. К ведущим мировым религиям относится также и буддизм. Буддизм - религия преодоления страданий. Буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н.э., на пять столетий раньше христианства и на двенадцать - ислама. Сиддхартха Гаутама Шакъямуни, известный миру под именем Будды, т.е. Просветленного, был сыном князя из племени Шакъя.

Мир, как его видел Будда, - это бесконечное число отдельных мимолетных сущностей, находящихся в состоянии безначального волнения, но постепенно направляющихся к успокоению и абсолютному уничтожению всего живого, когда его элементы приведены один за другим к полному покою. Успокоение - вот реальное единственное блаженство, которое может дать жизнь.

Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворенное желание - все это страдание. Страдание происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суеты - вот путь к уничтожению страданий. Чтобы избежать страдания, человек должен подавить в себе всякую привязанность, всякое желание, стать безразличным к радостям и горестям жизни, к самой смерти. Именно за этим путем лежит полное освобождение, нирвана.

В буддизме большое значение имеет заповедь милосердия. Нельзя убивать никакое живое существо. Нужно равно доброжелательно относиться и к добрым, и злым. Нельзя платить злом за зло, ибо это лишь множит зло и страдание. Ближе всего стоят к учению буддизма отказавшиеся от всего мирского и отдавшие всю жизнь благочестивым размышлениям монахи.

Вступившие в монастырь (сангху) отказываются от всего, что связывало их с миром, - от семьи, касты, собственности и принимают пять обетов: не убий, не укради, не пьянствуй, не лги, не прелюбодействуй. Главное в буддизме - этическое учение о личном спасении человека без помощи сверхъестественных сил.

Иудаизм также одна из религий России. На территории, занятой ныне Российской Федерацией, иудаизм существовал еще с античности. В Средние века иудаизм исповедовало одно из соседних с Киевской Русью мощных государств - Хазарский каганат. В Киеве иудейская община известна с X века.

Суть иудаизма в том, что только дела - критерий оценки человека, и только они определяют его судьбу в этом мире и мире грядущем.

В большинстве языков мира слова «иудей» и «еврей» обозначаются одним и тем же словом и соответственно не разграничиваются. Это соответствует позиции иудаизма, который считает каждого, принявшего иудаизм, частью еврейского народа. Поэтому говоря о численности иудеев, о распространенности иудаизма, трудно провести границу между еврейским религиозным и еврейским этническим признаками.

По разнообразию исповедуемых религий Россия - страна уникальная. Среди ее населения имеются последователи всех основных мировых религий: христианства (православия, католицизма, протестантизма), ислама, буддизма и т.д.

2

Связь между армией и религиозными движениями существует на протяжении многовековой истории Российского государства.

Военное духовенство, активно работая в армейской среде, делило с армией и флотом все тяготы военной службы. Во время войн полковые священники поддерживали дух войск на полях сражений, молились о даровании побед русскому воинству, а в мирное время духовенство помогало нравственному воспитанию воинов, укреплению патриотизма, верности долгу. В Русской армии официально существовал институт военного духовенства, который прекратил свое существование после революционных событий 1917 года.

Однако в трудные для страны годы Великой Отечественной войны представители религиозных объединений внесли свою лепту в дело достижения победы над фашизмом.

Так, 5 января 1943 г. митрополит Сергий послал И.В. Сталину телеграмму, прося его разрешения на открытие Патриархией банковского счета, куда вносились бы деньги, пожертвованные в храмах на нужды войны. 5 февраля председатель СНК дал свое письменное согласие и от лица Красной армии поблагодарил Церковь за ее труды.

В начале 1943 г. И.В. Сталин и его ближайшее окружение пришли к окончательному решению о необходимости приступить к нормализации государственно-церковных отношений. На принятие этого решения повлияла группа внутренних и внешнеполитических факторов. Одной из причин была активная патриотическая деятельность подавляющего большинства духовенства и мирян. За полтора года войны, несмотря на отсутствие необходимого аппарата управления, печатного органа и юридического статуса, Церковь показала свою силу в борьбе против фашизма, сумела во многом расширить и упрочить влияние в стране.

Взаимодействие современных Вооруженных Сил РФ с религиозными объединениями началось в начале 90-х годов XX века, вскоре после департизации и деполитизации армии. На смену отношению к религии и церкви как к явлению пережиточному, тормозящему общественное развитие, пришло отношение к ней как к важному общественному институту. В этот период стал проявляться интерес различных конфессий к Вооруженным Силам. Начали устанавливаться контакты религиозных деятелей с командованием частей. Появились новые общественные организации, которые провозгласили своими целями возрождение религиозных традиций среди военнослужащих.

Рост влияния религии на сознание и поведение военнослужащих, ее связь с проблемами межнациональных отношений вызвали необходимость изучения мировоззренческих ориентаций военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. В ходе исследований, проведенных Центром военно-социологических, психологических и правовых исследований Министерства обороны (ЦВСППИ) в июле 1992 г., выяснилось, что к числу верующих себя относят 25% военнослужащих. Треть опрошенных (35%) колебались между верой в Бога и неверием, 40% являлись неверующими, из них 10% активно позиционировали себя как атеисты. Со временем возникла необходимость учета потребностей верующих военнослужащих со стороны командования.

Официальными актами, закрепляющими военно-религиозное сотрудничество, стали совместные заявления и соглашения между силовыми министерствами (ведомствами) и их подразделениями, с одной стороны, и некоторыми конфессиями - с другой. Первым таким документом было Совместное заявление о сотрудничестве, подписанное 2 марта 1994 г. министром обороны РФ Павлом Грачевым и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Через три года, 4 апреля 1997 г., министр обороны РФ Игорь Родионов и патриарх заключили новое соглашение о сотрудничестве, которое расширило сферу взаимодействия и формы сотрудничества.

Основные цели, направления и формы сотрудничества армии и Церкви изложены в договорах между силовыми ведомствами и Русской православной церковью. В соответствии с этими документами руководством силовых министерств (ведомств) и священноначалием РПЦ предложено оказывать содействие командованию воинских частей и церковным епархиям и приходам в организации пастырских посещений священнослужителями военнослужащих.

В октябре 1995 г. был учрежден Синодальный отдел Московского Патриархата Русской православной церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

Задачей отдела является координация и практическое осуществление пастырской и духовно-просветительной деятельности среди военнослужащих, сотрудников правоохранительных учреждений и членов их семей.

В настоящее время Министерство обороны России продолжает работу по подбору и назначению священнослужителей на штатные должности в Вооруженных Силах. Для этого в структуре военного ведомства создано Управление по работе с верующими военнослужащими, входящее в структуру Главного управления по работе с личным составом ВС РФ. Основной его задачей является реализация решения Президента Российской Федерации о возрождении армейского и флотского духовенства.

Принятие такого решения было обусловлено реальной обстановкой в армии и на флоте. Статистика показывает, что верующие люди в Вооруженных Силах России составляют около 63% от числа всего личного состава. Все они граждане России, имеющие право на свободное исповедание своей веры и удовлетворение религиозных потребностей. Таким образом, решение главы государства имеет целью обеспечение конституционных прав военнослужащих. Естественно, учитывался и тот факт, что Русская православная церковь, как и иные традиционные религиозные объединения России, обладая мощным духовным потенциалом, может содействовать и уже много лет содействует активизации духовного просвещения, привнесению нравственного измерения в жизнь воинских коллективов.

Возрождение института военного духовенства является органической частью реформирования Вооруженных Сил.

Сотрудничество Российской армии с религиозными конфессиями имеет много граней. Это и социальная защита военнослужащих и членов их семей, развитие благотворительности, забота о ветеранах, раненых и больных, поддержание в надлежащем виде захоронений павших защитников Отечества, помощь со стороны священнослужителей в реализации религиозных потребностей, укреплении морально-психологической устойчивости в боевой обстановке и экстремальных ситуациях, в профилактике самоубийств и неуставных взаимоотношений.

Совершаются панихиды по воинам, погибшим в Афганистане и Чечне, по морякам-подводникам подводных лодок «Комсомолец» и «Курск», возрождена панихида по русским гренадерам, павшим в русско-турецкой войне (XIX в.) под болгарским городом Плевной и т.д.

В военных гарнизонах совместно с духовенством отмечаются государственные праздники, Дни воинской славы, юбилеи воинских частей. Представители религиозных конфессий участвуют в мероприятиях, связанных с пропагандой воинской службы, в проведении дней призывника и др.

Сотрудничество между традиционными религиозными объединениями и Вооруженными Силами Российской Федерации продолжает укрепляться. Совершенствуются формы и методы духовно-нравственного воспитания российских военнослужащих на основе духовных ценностей. При этом больше внимания уделяется текущему и перспективному планированию мероприятий, согласованию их с плановой подготовкой войск.

Методические рекомендации

В начале занятия руководителю следует подчеркнуть важность и актуальность изучаемой темы.

При изучении первого вопроса рекомендую использовать слайды и демонстрационный материал. Следует отметить, что Российская Федерация - многонациональное государство с богатой историей и различными вероисповеданиями. На территории России присутствуют все основные виды религиозных объединений. Руководителю занятия необходимо кратко рассказать о каждом из религиозных объединений.

При изучении второго вопроса следует обратить внимание на то, что все мероприятия по взаимодействию с религиозными объединениями используют в интересах возрождения российской духовности и традиций самоотверженного служения Отечеству. Выполняя роль духовной опоры государства, религия освящала ратный труд, так как в воинском служении она видела важный фактор устойчивости государства, его защиты и безопасности.

Рекомендуемая литературам:

1.      Крывелев И. История религии. - М., 1988.

2.   Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях».

3.      Гараджа В. Религиоведение. - М., 1995.

4.      Гараджа В. Социология религии. - М., 1996.

5.      Основы религиоведения. Учебник. - М., 1994.

Майор Борис ИВАНОВ

Ориентир 05 2012


Читайте также

1.    Военная служба в Российской Федерации.
2.    Статус военнослужащего....

1.    Психологическая и физиологическая сущность методов психической саморегуляции....

1.    Жизнь и деятельность А.А. Свечина.
2.    Уроки и выводы...

1.    Понятий и виды юридической ответственности военнослужащих.
2.    Уклонение...

1.    Законодательство Российской Федерации об ответственности за правонарушения,...

1.    Нюрнбергский процесс - главный процесс XX века.
2.    Значение...



00:00