Поиск по сайту

Российская культура как важнейший фактор воинского воспитания

31 октября 2019 17:57


1.    Актуальность культуры, история ее зарождения и развития.
2.    Роль и значение российской культуры в воинском воспитании.


ВОПРОСЫ:

1.      Актуальность культуры, история ее зарождения и развития.

2.      Роль и значение российской культуры в воинском воспитании.

1

Культура сегодня является одной из важнейших и приоритетных сфер для познания человеком своего места в мире. Если в Древнем Риме под понятием «культура» понималось возделывание земли, то уже в XVIII веке термин «культура» начинает носить духовный смысл. Постепенно трансформируется и обозначает совершенствование человеческих качеств.

«Культура - это совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы», - считает культуролог А.И. Кравченко.

Наша Земля в планетарном масштабе не такая уж и большая, как порой кажется ее обитателям. Но при этом огромное множество групп, наций, народов, населяющих планету, создали широкий пласт культурного наследия.

Именно наследия, потому как духовная, нравственная составляющая культуры является бесспорной ценностью, которая олицетворяет народ, его менталитет, характерные особенности, а иногда и весь исторический путь.

Если обычаи и традиции народа включают чрезмерное гостеприимство, открытость, искренность, то как пример возникает в памяти исторический факт истребления индейцев конкистадорами; излишняя замкнутость, закрытость от внешних воздействий зачастую приводит культуру к отставанию от остального мира из-за невозможности пользоваться научными достижениями других народов; излишняя воинственность культуры приводит к постоянным, часто ненужным войнам, которые не только разрушают материальные ценности, но и подрывают генофонд нации.

На протяжении всего исторического пути этноса происходит накопление, увеличение культурного пласта. Анализируя его, можно прийти к выводу о том, что и архитектурный стиль, и стиль живописных полотен, одежда, литературное творчество и т.д. являются отражением ситуации, настроения в обществе, олицетворением тех морально-нравственных устоев социума, внутреннего стержня, уровня духовности народа в определенный период времени.

О. Шпенглер в произведении «Закат Европы» приводит интересную взаимосвязь дома, орнаментов, посуды как продолжения или олицетворения отличительных черт того или иного народа: «Каждый исконный вид мебели есть слепок телесной осанки определенной породы людей, каждая рукоятка сосуда продолжает подвижную руку».

Так и культура как инструмент воспитания всегда является слепком с морали, нравственности и этического уровня современного воина.

Если в обществе начинают преобладать материальные ценности (деньги, блага), то нравственные ценности автоматически уходят в тень. А когда люди начинают забывать о необходимости защиты своей Родины, то она может ослабнуть и даже исчезнуть с карты.

Россия - одна из самых многонациональных стран мира, поэтому российская культура представляет собой синтез культур разных народов, которые в течение сотен лет ассимилировались, взаимодополнялись, что-то перенимали друг у друга.

В результате такого тесного переплетения и взаимовлияния культур был Создан особый культурологический продукт - российская культура.

По этому поводу можно привести мнение культуролога B.C. Библера, считающего, что «современная культура есть диалог, одновременность, взаимообоснованность, взаиморазвитие культур прошлого».

Живя внутри культуры, дополняя ее, пользуясь ее достижениями, мы часто упускаем из виду или не предаем особого значения ее уникальности, неповторимости и отражению сущности данной культуры в каждом из нас. В этой связи уместно вспомнить стихи Федора Тютчева о России: «Умом Россию не понять,/ Аршином общим не измерить:/ У ней особенная стать -/ В Россию можно только верить».

Гражданину другой страны, другой культуры трудно порой понять черты характера, особенности поведения в той или иной ситуации российских граждан, поэтому слова Тютчева и поныне остаются актуальными.

Любой народ на земле, в том числе и российский, видит свое продолжение в будущих поколениях. Исторически на всех континентах планеты так сложилось, что воспитание молодого поколения основывается на передаче культурных ценностей народа. Это направление является приоритетным в воспитательном процессе.

«Воспитание представляет собой общественное явление, имеющее своей целью воздействие общества на личность», - считает педагог В.А. Сластенин.

Ввиду того, что в последние десятилетия в педагогике произошли значительные изменения в сторону гуманистической составляющей воспитания, его сущность заключается уже не в воздействии на личность, а в создании условий для ее развития.

Условия воспитания, становления истинного гражданина страны, патриота своего Отечества, защитника Родины создаются властью, государством, обществом в целом и каждым отдельным гражданином в том числе.

На начальных этапах развития Российского государства воспитательный процесс в армии большей частью строился на примерах достойного человеческого поведения в различных ситуациях (защита мужчинами женщин и детей, сохранения чести и достоинства в бою, геройское поведение в боевых действиях ит. д.).

В Древней Руси в процессе воспитания воинов активно использовалось устное народное творчество, передаваемое из поколения в поколение через песни, сказания, сказки, былины. В устном народном творчестве явно прослеживаются многочисленные воспитательные моменты: это и самопожертвование во имя Родины, семьи, слабых, обделенных; это и «маяки» морали, нравственности поведения, на которые необходимо ориентироваться; это и обрядовая сторона жизни России, это дошедшие до нас слова князей перед боем без замысловатостей о любви к Родине, к своему Отечеству.

Так, князь Игорь Святославович перед походом на половцев произнес перед дружинниками слова, ставшие со временем крылатыми: «О, дружина моя и братья! Лучше ведь убитыми быть, чем плененными быть».

Выступление перед бойцами командиров, военачальников впоследствии станет традицией.

Петр I перед Полтавской битвой обращался к воинам: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества... Сражаетесь за род свой, за Отечество, за православную веру нашу и церковь...».

Адмирал П.С. Нахимов писал: «Из трех способов действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером - последний есть вернейший».

«Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!» - это слова одного из 28 героев-панфиловцев стали девизом всех защитников Москвы в 1941 г., когда решалась судьба столицы СССР. И защитники Москвы не жалели ни сил, ни самой жизни в боях с сильным, коварным и жестоким врагом.

Важными компонентами в воспитании молодого поколения являлись и являются архитектура, живопись, ремесла, национальный костюм, исторические факты, биографии (изначально святых, затем полководцев, выдающихся соотечественников).

Материальные артефакты и духовная составляющая постепенно стали представлять те ценности, на которые ориентируется боец на войне, то, ради чего он защищает Родину.

Воспитание как педагогическая категория может выступать в различных ипостасях: это гражданское воспитание, этическое, эстетическое воспитание, воспитание патриотизма, семейное воспитание, воинское воспитание.

Актуальность и злободневность воинского воспитания сегодня является бесспорным фактом. Изменения, начавшиеся в нашей стране в 90-х годах XX века и ставшие причиной кризиса в экономической, политической, социальной, культурной сферах жизни общества, в свою очередь привели к изменению или ломке морально-нравственных ценностей.

Так, некогда почетная обязанность мужчин служить в армии, защищать Родину трансформировалась в желание любым способом избежать прохождения службы. Если раньше срочная служба в армии олицетворялась с мужской сущностью (мужество, доблесть, честь, долг, гордость), то сегодня многие юноши забывают о том, что обязанности служить и защищать Родину исторически всегда принадлежали сильному полу. Таких постыдных фактов не случилось бы, если б в воспитательном процессе педагоги, родители, государство продолжали использовать исторические примеры, традиции, обычаи, то есть все составляющие элементы уникальной, неповторимой российской культуры.

2

Любая культура всегда подразделяется на материальную и духовную. Материальная культура - это физические объекты, созданные человеком в архитектуре, живописи, иконописи, скульптуре и т.д.

Духовную культуру составляют нормы, правила, символы, мифы, знания, идеи, но сотворена она не руками человека, а его разумом.

Материальная и духовная культура не могут функционировать отдельно друг от друга.

Придерживаясь исторической последовательности, рассмотрим отдельные аспекты российской культуры, играющие немаловажную роль в процессе воинского воспитания:

1.      Личность офицера как наставника и воспитателя, примера для солдата. Не только профессиональные качества влияют на результат воспитательного процесса, но и качества личности, внутренний потенциал офицера, философ Платон в одном из диалогов указал, что «...если воспитатели юношества будут воспитателями лишь по имени, если они дурно исполнят свою обязанность, то дурная работа эта создает целые поколения несведущие и порочные, которые погубят всю будущность Отечества». Из «Записок по военной педагогике» Н.П. Бирюкова, подполковника царской армии начала XX века: «Учитель должен обладать следующими качествами: 1) Твердо знать все то, чему он будет учить. 2) Уметь легко передавать свои знания. 3) Быть вполне надежным в нравственном отношении».

2.      Устное народное творчество: былины, сказания, сказки, жития святых. Известные былины о богатырях прославляют именно мужские воинские качества как защитников, героев, гордость земли Российской. Сказки повествуют о морально-этических нормах, которых придерживаются герои, защищая и спасая из полона женщин и детей. Повествования житий святых разворачивается не изолированно от проходящей исторической очередной вехи в судьбе России, а в синтезе. Так, Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на борьбу с монголо- татарами на Куликовом поле. Былинные богатыри выступают надежной защитой всего народа, добро всегда побеждает зло в былинах и сказках. В этом выражается психологическая готовность населения быть непобежденным, уверенность в победе над супостатом.

3.      Религия как один из аспектов культуры народа вносит свой вклад в процесс становления гражданина, патриота, защитника своей страны. Воины всегда имели своих святых, которым и молились перед боем. Это Георгий Победоносец, Николай Угодник, Александр Невский. На поле боя сражавшиеся брали с собой иконы и хоругви с ликом Иисуса Христа. Хоругви постепенно были заменены знаменами. Боевое знамя части почитают как святыню до сих пор.

4.      Обычаи. У воинов всегда существовала иерархия, которая отражается в системе воинских званий. И слова Суворова «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом» полностью отображают суть иерархии, дошедшей до сегодняшнего дня. Термин «воинское братство» историческими корнями уходит в Древнюю Русь, когда перед боем князь и воины в тесном кругу пригубляли из потира напиток, передавая его по кругу, отсюда происходит термин «побратимство».

5.      Морально-нравственный аспект ярко проявляется в самопожертвовании воина для блага Отечества. Примером такого самопожертвования являются подвиги монаха Пересвета, Александра Матросова, Николая Гастелло...

6.      Память и гордость за предков. В России всегда было принято гордиться своими предками, защищавшими Родину, отдавшими жизнь за свободу страны. В связи с этим через всю российскую историю проходит красной нитью уважение, преклонение перед одной из социальных групп общества - военнослужащими. Особенно отчетливо проявляется уважение к людям, выполняющим свой воинский долг в период войн, как к оплоту страны, как к надежде народа.

7.      Особенности национального костюма, военная форма. В древности одеяние воина было тяжелым, поэтому неподготовленный физически воин просто-напросто не мог его надеть. А нашим предкам приходилось вести войны с иноземцами. Далее появляется военная форма, не только внешне отличающаяся от гражданского костюма, но и с гордостью носившаяся защитниками.

8.      Архитектура. Сами дома, их внутреннее убранство свидетельствовали о гостеприимстве, а значит, и о сплоченности людей. Внешнее и внутреннее украшение зданий (скульптуры, фрески, мозаики) нередко посвящалось подвигам родственников или соплеменников.

9.      Живопись. С первобытных времен человек пытался изобразить моменты своей жизни. В период Древней Руси фрески, мозаика большей частью религиозного назначения оставили для нас память о былинных героях, святых, битвах. Позже появится парсуна - портретная живопись, которая будет стараться передать не только внешнее сходство, но и внутренние духовно-нравственные качества человека. Живопись как средство воинского воспитания играет значительную роль в становлении чувства гордости за победы предков. Взять, например, триптих Павла Корина «Александр Невский». Уважение, сила, честь и доблесть - все это можно прочитать в облике Александра Невского на полотне.

10. Литература. Эпос, былины и легенды отражали подвиги предков. Сегодня сущность и цель литературных произведений остаются прежними - пробудить, раскрыть, нравственные качества человека, создать условия для их развития, приобщить к истинным ценностям. А истинными ценностями в воинском воспитании являются долг, отвага, самопожертвование, сохранение чести мундира, готовность к защите Отечества. Художественных произведений, соответствующих таким целям, множество. Это и «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, «Молодая гвардия» Александра Фадеева, «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, произведения Василя Быкова и много других. В этом ряду занимает место и поэзия. Например, стихотворение Константина Симонова «Жди меня» солдаты Великой Отечественной войны переписывали от руки и заучивали.

11. История. Понять и прогнозировать будущее можно, лишь только оглянувшись назад, подробно изучив исторические факты. Наши предки, что называется, не щадя живота своего, напряжением всех сил освобождали родные земли. Иностранные полководцы, оставившие после себя мемуары (Наполеон, Фридрих, Паулюс), предупреждали своих потомков о том, что Россия отличается непобедимостью. Поэтому и сегодняшние воины, являющиеся потомками былых героев, не должны посрамить свои имена и фамилии в мирное время и, если придется, на поле брани.

12. Киноискусство. Одно из самых молодых видов искусства, кино по влиянию на сознание человека занимает первые места. Командиры и воспитатели обязаны использовать лучшие образцы киноискусства для патриотического воспитания.

13. С военнослужащими следует смотреть и обсуждать художественные и документальные фильмы, в которых отражаются социальные, политические проблемы, так как все эти сферы плотно связаны с армией.

14. СМИ. К сожалению, в течение почти двух десятилетий СМИ изображали армию в основном в негативном свете. Только в последние годы стали создавать циклы передач, публиковать статьи, в которых характеризуются положительно Вооруженные Силы. Командирам и воспитателям надо умело использовать СМИ для воинского воспитания подчиненных.

Чтобы подрастающее поколение не стало Иванами, не помнящими родства, в процессе воинского воспитания необходимо постоянно напоминать, что мы являемся потомками великой истории и должны этим гордиться!

Методические рекомендации

Руководитель занятия должен ознакомить слушателей с рядом былин (особенно о богатырях), русскими народными сказками. Целесообразно использовать пословицы.

При изучении второго вопроса необходимо создать наглядные материалы, которые облегчат восприятие материала слушателями. Это могут быть слайды с репродукциями картин, фотографии архитектурных памятников.

При рассмотрении элементов русской культуры, воздействующих на воспитательный процесс, надо дать возможность слушателям привести примеры подвигов отечественных героев различных исторических эпох.

Хороший воспитательный эффект будет иметь рассказ слушателей о своих предках, прежде всего принимавших участие в Великой Отечественной войне.

Для проверки понимания материала слушателями можно провести соревновательную деловую игру, основанную на примерах из сегодняшней культуры.

Рекомендуемая литература:

1.      Библер В. Культура XX века и диалог культур / Диалог культур. Материалы научной конференции «Випперовские чтения. 1992 г», выпуск 25. - М., 1994.

2.      Бирюков Н. Записки по военной педагогике. О долге и чести воинской в Российской армии / Сост. Ю.А. Галушкин - М.: Военное издательство, 1991.

3.      Мархлевский Ю. Об искусстве. - М: Искусство, 1976.

4.      Приказы, рапорта, письма Нахимова П.С. О долге и чести воинской в Российской армии. / Сост. Галушкин Ю.А. - М: Военное издательство, 1991

5.      Сластенина В., Исаева И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие. - М: Школьная пресса, 2004.

6.      Современная военная психология: Хрестоматия / Сост. А.А. Урбанович. - Минск: Харвест, 2003.

Наталья ДЬЯЧЕНКО,
старший преподаватель Академии государственной противопожарной службы
МЧС РФ,
кандидат педагогических наук

«Ориентир» 11.2011



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram