Поиск по сайту

Самообразование и самовоспитание личности в ходе военной службы

31 октября 2019 17:37


1. Сущность и содержание самообразования и самовоспитания военнослужащего в ходе военной службы.
2. Методика самовоспитания личности.


ВОПРОСЫ:

1. Сущность и содержание самообразования и самовоспитания военнослужащего в ходе военной службы.

2. Методика самовоспитания личности.

Педагогическая практика убедительно показывает, что в процессе воспитания, особенно взрослых людей, нельзя добиться желаемого результата, если не удастся вызвать стремление к формированию и изменению собственной личности со стороны воспитуемого, т.е. потребность в самообразовании и самовоспитании. Необходимо подчеркнуть, что человек, активно, целеустремленно и творчески занимающийся самообразованием и самовоспитанием, способен значительно расширить свои возможности в развитии необходимых качеств, выработать способность к саморегуляции поступков и поведения, более качественно готовить себя к осуществлению общественных функций. Это обстоятельство и предопределяет особую роль самообразования и самовоспитания в подготовке всех категорий военнослужащих.

1

Условия сегодняшней действительности требуют нового взгляда на человека, на его возможности и способности, в том числе и в плане развития собственной личности.

Основу содержания самообразования составляет самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем самообразование - средство самовоспитания, поскольку оно способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других положительных качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом.

Содержание, организация и методика самообразования личности в ходе военной службы обуславливаются многими факторами: характером и условиями служебной деятельности, жизненными установками, умением работать с книгой, осуществлять самоконтроль и др. Наибольшая эффективность самообразования достигается в том случае, когда военнослужащий глубоко и самокритично оценивает исходный уровень своих знаний и умений, четко определяет программу их совершенствования, учитывает оценку своей деятельности со стороны начальников и товарищей по службе.

Военнослужащий должен сам проявлять активность в совершенствовании своей личности, стремиться стать порядочнее и чище в нравственном отношении, принципиальнее и ответственнее, профессионально компетентнее.

Главный метод самообразования - работа с книгой. Он включает в себя умение быстро находить необходимую по теме литературу; навыки быстрой ориентировки в тексте; умение связывать изучаемый материал с уже имеющимися знаниями; дифференцированно работать с источником в зависимости от цели чтения и характера его содержания и т.д.

В системе самообразования исключительно важное значение в наши дни приобрело также умение ориентироваться в потоке информации. Оно складывается из знания источников информации, способности быстро находить нужные данные, сведения, быстро и правильно их оценивать, оперативно определять пути и условия их использования в теоретической или практической деятельности.

Как видим, основной метод самообразования - чтение, представляющее собой активный процесс восприятия содержания текста, его осмысления и запоминания. Оно осуществляется при определенном волевом напряжении и сопровождается эмоциональным отношением к прочитанному.

В целях самообразования используются также самостоятельные упражнения и тренировки, целенаправленное наблюдение за деятельностью своих товарищей, старших начальников, прослушивание лекций, докладов, радиопередач, просмотр телепередач и кинофильмов, посещение музеев, выставок и др.

Под самовоспитанием в его развитом виде понимается организованная, активная, целеустремленная деятельность военнослужащих по формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с осознанными потребностями отвечать требованиям военной службы и деятельности и с личной программой развития. В ходе самовоспитания все стороны личности (убеждения, мировоззренческие позиции, чувства, воля, привычки, черты характера, другие личностные качества, конкретные результаты деятельности и поведения) становятся предметом постоянного изучения и изменения.

По своей природе самовоспитание - это явление социальное.

Оно присуще только человеку, осознающему себя в системе общественных отношений. Занимаясь самовоспитанием, человек реализует социальную потребность в приобретении гаммы таких личностных качеств, которые в наибольшей степени могут поспособствовать ему в выполнении своих общественных функций. Потребность в самовоспитании развивается, как правило, в процессе ратного труда, общественной деятельности военнослужащего, его общения с другими людьми. Как подчеркивается в педагогической литературе, «...человек, поставленный в активную позицию по отношению к окружающему миру, четко определяет свои силы и возможности, свои достоинства и недостатки, намечает программу своей деятельности и совершенствования своих сил, сознательно преобразует себя в связи с преобразованием обстоятельств».

К числу важнейших внутренних предпосылок, определяющих эффективность самовоспитания военнослужащих, следует отнести:

- потребности и мотивы, побуждающие военнослужащих к работе над собой;

- развитое самосознание и самокритичность, позволяющие объективно оценить свои достоинства и недостатки;

- здоровое чувство самоуважения, не позволяющее отставать от других и заставляющее быть на высоте положения;

- определенный уровень развития воли, привычек самоконтроля и волевого саморегулирования;

- знание теории самовоспитания и владение методикой работы над собой;

- сознательная установка на разностороннее самовоспитание;

- психологическая готовность к активной, целеустремленной и систематической работе по самовоспитанию.

Эти внутренние предпосылки определяют возможность глубоко осознанного, продуманного, творческого характера работы над собой. От уровня их развитости в значительной мере зависит конечный результат самовоспитания. Вот почему в процессе самовоспитания военнослужащих важно особое внимание обращать на формирование и развитие этих внутренних предпосылок.

Более предметное представление существа самовоспитания, особенностей работы человека над собой в армейских условиях дает рассмотрение процессуальной стороны самовоспитания.


2

Педагогический анализ процесса самовоспитания военнослужащих позволяет говорить о ряде логически взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов работы человека над собой (см. схему).

Схема

Логическая схема процесса самовоспитания




Начальным этапом в самовоспитании выступает самопознание. Самопознание представляет собой сложный процесс определения военнослужащим своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Важность этого этапа в самовоспитании обусловливается тем обстоятельством, что человек не может разумно действовать без хотя бы минимального знания самого себя. Не случайно еще мыслители древности отмечали: «Кто знает цену сущности своей, тот самый предостойный из людей».

Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям:

1) самоосознание себя в условиях служебной деятельности, в системе взаимоотношений и предъявляемых требованиях;

2) самоизучение;

3) самооценка.

Самоосознание позволяет военнослужащему глубже осознать и уяснить систему требований, предъявляемых к нему как к специалисту конкретной воинской специальности, понять свои задачи, более четко представить перспективу своего дальнейшего развития.

Самоизучение в процессе самопознания направлено на изучение качеств собственной личности, сопоставление с теми требованиями, которые предъявляются к военнослужащему. Оно осуществляется путем самонаблюдения, самоанализа своих поступков, поведения, конкретных результатов деятельности, критического отношения к высказываниям в свой адрес со стороны товарищей, сослуживцев, начальников, самопроверкой себя в конкретных условиях воинской деятельности. На основе такого самоизучения вырабатывается самооценка.

В самооценке выражается мнение военнослужащего о самом себе. Благодаря самооценке создается собственный проект самоорганизации. Объективная самооценка играет важную роль как в организации самовоспитания, так и в управлении своим поведением. При этом она выполняет, ряд функций: функцию сравнения имеющихся качеств личности с требованиями, предъявляемыми к конкретным специалистам; функцию фиксации успехов и недостатков в работе над собой; функцию корректировки (позволяет вовремя отказаться от несовершенных форм и методов работы над собой, совершенствовать применение средств и приемов, дающих положительный эффект).

Непременным условием объективной самооценки выступает самокритичное отношение военнослужащего к своей личности, умение правильно реагировать на критические замечания других людей. Вот почему важно в процессе руководства самовоспитанием военнослужащих утверждать у них объективно критическое отношение к самим себе, к достигнутым результатам, стремление не самообольщаться, находить пути и средства к все более высоким результатам в своем профессиональном становлении и развитии.

На основе самоизучения и самооценки у военнослужащих вырабатывается решение заниматься самовоспитанием. Процесс принятия решения о необходимости самовоспитания происходит, как правило, при глубоком внутреннем переживании военнослужащими своих положительных и отрицательных сторон личности. По существу, на данном этапе создается своеобразная модель работы над собой, которая конкретизируется и уточняется на этапе планирования самовоспитания и реализуется в повседневной практической деятельности по самовоспитанию.

Планирование самовоспитания - процесс многогранный. Он связан с решением ряда взаимосвязанных задач.

Прежде всего важно определить цели и основные задачи самовоспитания. Как правило, они конкретизируются для ближних, средних и дальних рубежей развития военнослужащего.

Фактически у каждого есть свой идеал, образец, по которому он строит процесс самосовершенствования. И это не обязательно какая-то конкретная личность. Анализ выбора идеала офицерами, прапорщиками, сержантским составом и рядовыми свидетельствует, что идеалом для них служит часто какой-то обобщенный тип личности либо качества многих людей. Но зачастую при планировании самовоспитания в работе над собой не все военнослужащие ясно представляют себе эти идеальные устремления.

На основании выработанных целей, задач разрабатывается программа (план) самовоспитания. Программы (планы) самовоспитания глубоко индивидуальны. Как правило, они разрабатываются в личных дневниках, блокнотах. Главное их предназначение - помочь человеку организовать работу над собой.

Как свидетельствует практика, свое предназначение программы (планы) самовоспитания выполняют тогда, когда в них находят отражение следующие вопросы:

-                   по каким направлениям предполагается работать, какие личностные качества планируется формировать, развивать, совершенствовать, устранять;

-                   посредством чего планируется осуществить реализацию намеченного и что использовать в интересах самовоспитания;

-                   примерные сроки выполнения, а также сроки самоконтроля хода работы над собой.

Программы (планы) самовоспитания конкретизируются и дополняются определенными правилами поведения. Личные правила поведения - это как бы своеобразные программы поведения в конкретных жизненных, служебных ситуациях.

Правила поведения могут носить и более глубокий, объемный и перспективный характер. Для отдельных военнослужащих выработанные правила поведения становятся программными в их работе над собой. В процессе же самовоспитания то или иное правило постоянно наполняется новым содержанием.

Подготовительная работа, проведенная на этапе самопознания и планирования, создает надежный задел для плодотворной работы на последующих этапах. При этом непременным условием результативного самовоспитания выступает систематическая и целеустремленная работа по формированию и совершенствованию положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с программой самовоспитания. Однако следование правилу постоянства оказывается часто непреодолимой трудностью для военнослужащих с недостаточно сильным характером, склонных к душевной лени. Порой, горячо взявшись за дело собственного воспитания, они через некоторое время снижают интерес к этой работе, постепенно отказываются от поставленных целей самовоспитания, отчего теряются уже достигнутые плоды работы над собой, и таким военнослужащим приходится каждый раз начинать все сначала.

Отсутствие строгой системы в работе над собой часто связано со слабой методической вооруженностью военнослужащих. Прежде всего с неумением применять в интересах самовоспитания разнообразные методы, приемы и средства.

Под методами самовоспитания понимается некая совокупность приемов однородного педагогического воздействия человека на самого себя в интересах выработки требуемых личностных качеств. Прием же следует рассматривать как более частное воздействие человека на самого себя, представляющее в каждом конкретном случае какой-то единичный акт.

Система методов и приемов самовоспитания для каждого военнослужащего индивидуальна. Вместе с тем анализ практики самовоспитания позволяет выделить группу методов, наиболее широко используемых военнослужащими в интересах самовоспитания. Это - самоубеждение, самообязательство, самоорганизация жизни и деятельности, аутотренинг, самоконтроль.

Так, посредством самоубеждения добиваются самопризнания необходимости развития у себя тех или иных качеств личности, устранения недостатков. Это как бы внутренний спор с самим собой, взвешивание всех «за» и «против». Происходит своеобразное разрешение противоречий между личными взглядами, мнениями, чувствами и требованиями долга, мыслями и взглядами авторитетного лица, коллектива, общественного мнения. Сформированные посредством самоубеждения мысли и взгляды придают военнослужащим уверенность, морально-психологическую стойкость, делают их неподатливыми к вредным влияниям, соблазнам, более настойчивыми в достижении конечной, цели.

Самообязательство как метод самовоспитания заключает в себе решение человека заниматься самовоспитанием в избранных направлениях. Психолого-педагогический механизм самовоздействия данным методом состоит в том, что, принимая на себя обязательство заниматься самовоспитанием в избранных направлениях, военнослужащие мобилизуют тем самым свои силы, формируют у себя внутреннюю' готовность к активной и целенаправленной работе над собой.

Сущность метода самоорганизации в самовоспитании состоит в том, что военнослужащие, организуя свое поведение и деятельность в соответствии с выработанными правилами поведения, основными направлениями самовоспитания, эффективно работают над собой. Важным условием при этом выступает умение человека управлять собой, добиваться осуществления поставленных целей.

Большой интерес в работе военнослужащих над собой вызывает метод аутотренинга. В основе данного метода лежит эмоционально-волевая тренировка, суть которой заключается в развитии способностей к воздействию на психорегулирующие процессы. Для целенаправленного самовоздействия применяются специальные упражнения самовнушения в виде словесных формул. В процессе таких тренировок человек в состоянии сам себе создать модель представлений, чувств, эмоций, состояний, ввести ее в свою психику путем сосредоточения внимания или многократного повторения. После ее введения в память модель переходит, как утверждается в научной литературе, из кратковременной памяти в долговременную, из сознания в подсознание и в конце концов уже автоматически, непроизвольно начинает влиять на самовнушение и поведение человека.

Работа над собой требует определенного самоконтроля, а при необходимости и самокорректирования. Самоконтроль в самовоспитании основывается на способности человека осуществлять контроль любой своей деятельности. Его сущность состоит в том, что военнослужащие, анализируя ход работы по самовоспитанию, устанавливают отклонение реализованной программы самовоспитания от спланированной и вносят соответствующие коррективы в план работы над собой.

Рассмотренные методы самовоспитания на практике реализуются совокупностью различных приемов, однородных по своему педагогическому предназначению. К числу наиболее распространенных приемов самовоспитания относятся самовнушение, самоупражнение, самокритика, самопоощрение, самопринуждение, самонапоминание, самоотчет.

Анализ процесса самовоспитания дает основание заключить, что это сложный и многоплановый педагогический процесс, с присущими ему внутренними противоречиями. Не со всеми из них каждому удается в полной мере справиться. Многие из военнослужащих испытывают существенные трудности в самовоспитании на различных этапах его осуществления, не все владеют эффективной методикой самовоспитания.

Таким образом, самообучение и самовоспитание военнослужащего - это сложная, многосторонняя работа, требующая не кратковременного, а постоянного напряжения интеллектуальных, нравственных и физических сил каждого воина. Значимость ее возрастает в связи с переходом Вооруженных Сил Российской Федерации к новому облику.

Методические рекомендации

Во вводной части занятия необходимо подчеркнуть, что современный этап развития Вооруженных Сил проходит в непростых условиях реформирования. Все это предъявляет качественно новые требования к каждому воину. И именно самообразование и самовоспитание является одним из важнейших условий всестороннего развития личности, где человек делает качества своей личности (черты характера, взгляды, чувства), поступки и действия объектом своего сознания и своей воли, приобретая большую активность, целеустремленность, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

При изучении первого вопроса необходимо раскрыть сущность и содержание самообразования и самовоспитания военнослужащего в ходе военной службы, а также рассмотреть важнейшие внутренние предпосылки, определяющие эффективность самосовершенствования воина.

Раскрывая второй вопрос занятия, целесообразно проанализировать процесс самовоспитания военнослужащего и рассмотреть логические этапы его работы над собой.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по внедрению в служебную и повседневную деятельность изученного теоретического материала.

Рекомендуемая литература:

1. Вдовюк В., Новиков В., Шабанов Г. Основы педагогики высшей военной школы (Структурно-логические схемы): Учеб. пособие. - М.: ВА РВСН, 1999.

2. Военная педагогика / Под общ. ред. А.В. Барабанщикова. - М.: ВПА, 1986.

3. Ковалев С. Воспитание и самовоспитание. - М., 1986.

4. Лаптев Л., Маркитан Р., Саркисян А. Воинский труд: наука, искусство, призвание. Монография. - М.: ИТАР-ТАСС, 1998.

5. Краткий психологический словарь. - М.: Политиздат, 1985.

Подполковник
Олег НИКОЛАЕВ.

Капитан
Галина НИКОЛАЕВА
Волгоградский государственный педагогический университет

«Ориентир» 09.2009



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram