Самообразование и самовоспитание личности в ходе военной службы

Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Инфопортал для военнослужащих

Самообразование и самовоспитание личности в ходе военной службы


31 октября 2019 17:37

Категория: Военно-политическая подготовка

1. Сущность и содержание самообразования и самовоспитания военнослужащего в ходе военной службы.
2. Методика самовоспитания личности.

ВОПРОСЫ:

1. Сущность и содержание самообразования и самовоспитания военнослужащего в ходе военной службы.

2. Методика самовоспитания личности.

Педагогическая практика убедительно показывает, что в процессе воспитания, особенно взрослых людей, нельзя добиться желаемого результата, если не удастся вызвать стремление к формированию и изменению собственной личности со стороны воспитуемого, т.е. потребность в самообразовании и самовоспитании. Необходимо подчеркнуть, что человек, активно, целеустремленно и творчески занимающийся самообразованием и самовоспитанием, способен значительно расширить свои возможности в развитии необходимых качеств, выработать способность к саморегуляции поступков и поведения, более качественно готовить себя к осуществлению общественных функций. Это обстоятельство и предопределяет особую роль самообразования и самовоспитания в подготовке всех категорий военнослужащих.

1

Условия сегодняшней действительности требуют нового взгляда на человека, на его возможности и способности, в том числе и в плане развития собственной личности.

Основу содержания самообразования составляет самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем самообразование - средство самовоспитания, поскольку оно способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других положительных качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом.

Содержание, организация и методика самообразования личности в ходе военной службы обуславливаются многими факторами: характером и условиями служебной деятельности, жизненными установками, умением работать с книгой, осуществлять самоконтроль и др. Наибольшая эффективность самообразования достигается в том случае, когда военнослужащий глубоко и самокритично оценивает исходный уровень своих знаний и умений, четко определяет программу их совершенствования, учитывает оценку своей деятельности со стороны начальников и товарищей по службе.

Военнослужащий должен сам проявлять активность в совершенствовании своей личности, стремиться стать порядочнее и чище в нравственном отношении, принципиальнее и ответственнее, профессионально компетентнее.

Главный метод самообразования - работа с книгой. Он включает в себя умение быстро находить необходимую по теме литературу; навыки быстрой ориентировки в тексте; умение связывать изучаемый материал с уже имеющимися знаниями; дифференцированно работать с источником в зависимости от цели чтения и характера его содержания и т.д.

В системе самообразования исключительно важное значение в наши дни приобрело также умение ориентироваться в потоке информации. Оно складывается из знания источников информации, способности быстро находить нужные данные, сведения, быстро и правильно их оценивать, оперативно определять пути и условия их использования в теоретической или практической деятельности.

Как видим, основной метод самообразования - чтение, представляющее собой активный процесс восприятия содержания текста, его осмысления и запоминания. Оно осуществляется при определенном волевом напряжении и сопровождается эмоциональным отношением к прочитанному.

В целях самообразования используются также самостоятельные упражнения и тренировки, целенаправленное наблюдение за деятельностью своих товарищей, старших начальников, прослушивание лекций, докладов, радиопередач, просмотр телепередач и кинофильмов, посещение музеев, выставок и др.

Под самовоспитанием в его развитом виде понимается организованная, активная, целеустремленная деятельность военнослужащих по формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с осознанными потребностями отвечать требованиям военной службы и деятельности и с личной программой развития. В ходе самовоспитания все стороны личности (убеждения, мировоззренческие позиции, чувства, воля, привычки, черты характера, другие личностные качества, конкретные результаты деятельности и поведения) становятся предметом постоянного изучения и изменения.

По своей природе самовоспитание - это явление социальное.

Оно присуще только человеку, осознающему себя в системе общественных отношений. Занимаясь самовоспитанием, человек реализует социальную потребность в приобретении гаммы таких личностных качеств, которые в наибольшей степени могут поспособствовать ему в выполнении своих общественных функций. Потребность в самовоспитании развивается, как правило, в процессе ратного труда, общественной деятельности военнослужащего, его общения с другими людьми. Как подчеркивается в педагогической литературе, «...человек, поставленный в активную позицию по отношению к окружающему миру, четко определяет свои силы и возможности, свои достоинства и недостатки, намечает программу своей деятельности и совершенствования своих сил, сознательно преобразует себя в связи с преобразованием обстоятельств».

К числу важнейших внутренних предпосылок, определяющих эффективность самовоспитания военнослужащих, следует отнести:

- потребности и мотивы, побуждающие военнослужащих к работе над собой;

- развитое самосознание и самокритичность, позволяющие объективно оценить свои достоинства и недостатки;

- здоровое чувство самоуважения, не позволяющее отставать от других и заставляющее быть на высоте положения;

- определенный уровень развития воли, привычек самоконтроля и волевого саморегулирования;

- знание теории самовоспитания и владение методикой работы над собой;

- сознательная установка на разностороннее самовоспитание;

- психологическая готовность к активной, целеустремленной и систематической работе по самовоспитанию.

Эти внутренние предпосылки определяют возможность глубоко осознанного, продуманного, творческого характера работы над собой. От уровня их развитости в значительной мере зависит конечный результат самовоспитания. Вот почему в процессе самовоспитания военнослужащих важно особое внимание обращать на формирование и развитие этих внутренних предпосылок.

Более предметное представление существа самовоспитания, особенностей работы человека над собой в армейских условиях дает рассмотрение процессуальной стороны самовоспитания.


2

Педагогический анализ процесса самовоспитания военнослужащих позволяет говорить о ряде логически взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов работы человека над собой (см. схему).

Схема

Логическая схема процесса самовоспитания




Начальным этапом в самовоспитании выступает самопознание. Самопознание представляет собой сложный процесс определения военнослужащим своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Важность этого этапа в самовоспитании обусловливается тем обстоятельством, что человек не может разумно действовать без хотя бы минимального знания самого себя. Не случайно еще мыслители древности отмечали: «Кто знает цену сущности своей, тот самый предостойный из людей».

Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям:

1) самоосознание себя в условиях служебной деятельности, в системе взаимоотношений и предъявляемых требованиях;

2) самоизучение;

3) самооценка.

Самоосознание позволяет военнослужащему глубже осознать и уяснить систему требований, предъявляемых к нему как к специалисту конкретной воинской специальности, понять свои задачи, более четко представить перспективу своего дальнейшего развития.

Самоизучение в процессе самопознания направлено на изучение качеств собственной личности, сопоставление с теми требованиями, которые предъявляются к военнослужащему. Оно осуществляется путем самонаблюдения, самоанализа своих поступков, поведения, конкретных результатов деятельности, критического отношения к высказываниям в свой адрес со стороны товарищей, сослуживцев, начальников, самопроверкой себя в конкретных условиях воинской деятельности. На основе такого самоизучения вырабатывается самооценка.

В самооценке выражается мнение военнослужащего о самом себе. Благодаря самооценке создается собственный проект самоорганизации. Объективная самооценка играет важную роль как в организации самовоспитания, так и в управлении своим поведением. При этом она выполняет, ряд функций: функцию сравнения имеющихся качеств личности с требованиями, предъявляемыми к конкретным специалистам; функцию фиксации успехов и недостатков в работе над собой; функцию корректировки (позволяет вовремя отказаться от несовершенных форм и методов работы над собой, совершенствовать применение средств и приемов, дающих положительный эффект).

Непременным условием объективной самооценки выступает самокритичное отношение военнослужащего к своей личности, умение правильно реагировать на критические замечания других людей. Вот почему важно в процессе руководства самовоспитанием военнослужащих утверждать у них объективно критическое отношение к самим себе, к достигнутым результатам, стремление не самообольщаться, находить пути и средства к все более высоким результатам в своем профессиональном становлении и развитии.

На основе самоизучения и самооценки у военнослужащих вырабатывается решение заниматься самовоспитанием. Процесс принятия решения о необходимости самовоспитания происходит, как правило, при глубоком внутреннем переживании военнослужащими своих положительных и отрицательных сторон личности. По существу, на данном этапе создается своеобразная модель работы над собой, которая конкретизируется и уточняется на этапе планирования самовоспитания и реализуется в повседневной практической деятельности по самовоспитанию.

Планирование самовоспитания - процесс многогранный. Он связан с решением ряда взаимосвязанных задач.

Прежде всего важно определить цели и основные задачи самовоспитания. Как правило, они конкретизируются для ближних, средних и дальних рубежей развития военнослужащего.

Фактически у каждого есть свой идеал, образец, по которому он строит процесс самосовершенствования. И это не обязательно какая-то конкретная личность. Анализ выбора идеала офицерами, прапорщиками, сержантским составом и рядовыми свидетельствует, что идеалом для них служит часто какой-то обобщенный тип личности либо качества многих людей. Но зачастую при планировании самовоспитания в работе над собой не все военнослужащие ясно представляют себе эти идеальные устремления.

На основании выработанных целей, задач разрабатывается программа (план) самовоспитания. Программы (планы) самовоспитания глубоко индивидуальны. Как правило, они разрабатываются в личных дневниках, блокнотах. Главное их предназначение - помочь человеку организовать работу над собой.

Как свидетельствует практика, свое предназначение программы (планы) самовоспитания выполняют тогда, когда в них находят отражение следующие вопросы:

-                   по каким направлениям предполагается работать, какие личностные качества планируется формировать, развивать, совершенствовать, устранять;

-                   посредством чего планируется осуществить реализацию намеченного и что использовать в интересах самовоспитания;

-                   примерные сроки выполнения, а также сроки самоконтроля хода работы над собой.

Программы (планы) самовоспитания конкретизируются и дополняются определенными правилами поведения. Личные правила поведения - это как бы своеобразные программы поведения в конкретных жизненных, служебных ситуациях.

Правила поведения могут носить и более глубокий, объемный и перспективный характер. Для отдельных военнослужащих выработанные правила поведения становятся программными в их работе над собой. В процессе же самовоспитания то или иное правило постоянно наполняется новым содержанием.

Подготовительная работа, проведенная на этапе самопознания и планирования, создает надежный задел для плодотворной работы на последующих этапах. При этом непременным условием результативного самовоспитания выступает систематическая и целеустремленная работа по формированию и совершенствованию положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с программой самовоспитания. Однако следование правилу постоянства оказывается часто непреодолимой трудностью для военнослужащих с недостаточно сильным характером, склонных к душевной лени. Порой, горячо взявшись за дело собственного воспитания, они через некоторое время снижают интерес к этой работе, постепенно отказываются от поставленных целей самовоспитания, отчего теряются уже достигнутые плоды работы над собой, и таким военнослужащим приходится каждый раз начинать все сначала.

Отсутствие строгой системы в работе над собой часто связано со слабой методической вооруженностью военнослужащих. Прежде всего с неумением применять в интересах самовоспитания разнообразные методы, приемы и средства.

Под методами самовоспитания понимается некая совокупность приемов однородного педагогического воздействия человека на самого себя в интересах выработки требуемых личностных качеств. Прием же следует рассматривать как более частное воздействие человека на самого себя, представляющее в каждом конкретном случае какой-то единичный акт.

Система методов и приемов самовоспитания для каждого военнослужащего индивидуальна. Вместе с тем анализ практики самовоспитания позволяет выделить группу методов, наиболее широко используемых военнослужащими в интересах самовоспитания. Это - самоубеждение, самообязательство, самоорганизация жизни и деятельности, аутотренинг, самоконтроль.

Так, посредством самоубеждения добиваются самопризнания необходимости развития у себя тех или иных качеств личности, устранения недостатков. Это как бы внутренний спор с самим собой, взвешивание всех «за» и «против». Происходит своеобразное разрешение противоречий между личными взглядами, мнениями, чувствами и требованиями долга, мыслями и взглядами авторитетного лица, коллектива, общественного мнения. Сформированные посредством самоубеждения мысли и взгляды придают военнослужащим уверенность, морально-психологическую стойкость, делают их неподатливыми к вредным влияниям, соблазнам, более настойчивыми в достижении конечной, цели.

Самообязательство как метод самовоспитания заключает в себе решение человека заниматься самовоспитанием в избранных направлениях. Психолого-педагогический механизм самовоздействия данным методом состоит в том, что, принимая на себя обязательство заниматься самовоспитанием в избранных направлениях, военнослужащие мобилизуют тем самым свои силы, формируют у себя внутреннюю' готовность к активной и целенаправленной работе над собой.

Сущность метода самоорганизации в самовоспитании состоит в том, что военнослужащие, организуя свое поведение и деятельность в соответствии с выработанными правилами поведения, основными направлениями самовоспитания, эффективно работают над собой. Важным условием при этом выступает умение человека управлять собой, добиваться осуществления поставленных целей.

Большой интерес в работе военнослужащих над собой вызывает метод аутотренинга. В основе данного метода лежит эмоционально-волевая тренировка, суть которой заключается в развитии способностей к воздействию на психорегулирующие процессы. Для целенаправленного самовоздействия применяются специальные упражнения самовнушения в виде словесных формул. В процессе таких тренировок человек в состоянии сам себе создать модель представлений, чувств, эмоций, состояний, ввести ее в свою психику путем сосредоточения внимания или многократного повторения. После ее введения в память модель переходит, как утверждается в научной литературе, из кратковременной памяти в долговременную, из сознания в подсознание и в конце концов уже автоматически, непроизвольно начинает влиять на самовнушение и поведение человека.

Работа над собой требует определенного самоконтроля, а при необходимости и самокорректирования. Самоконтроль в самовоспитании основывается на способности человека осуществлять контроль любой своей деятельности. Его сущность состоит в том, что военнослужащие, анализируя ход работы по самовоспитанию, устанавливают отклонение реализованной программы самовоспитания от спланированной и вносят соответствующие коррективы в план работы над собой.

Рассмотренные методы самовоспитания на практике реализуются совокупностью различных приемов, однородных по своему педагогическому предназначению. К числу наиболее распространенных приемов самовоспитания относятся самовнушение, самоупражнение, самокритика, самопоощрение, самопринуждение, самонапоминание, самоотчет.

Анализ процесса самовоспитания дает основание заключить, что это сложный и многоплановый педагогический процесс, с присущими ему внутренними противоречиями. Не со всеми из них каждому удается в полной мере справиться. Многие из военнослужащих испытывают существенные трудности в самовоспитании на различных этапах его осуществления, не все владеют эффективной методикой самовоспитания.

Таким образом, самообучение и самовоспитание военнослужащего - это сложная, многосторонняя работа, требующая не кратковременного, а постоянного напряжения интеллектуальных, нравственных и физических сил каждого воина. Значимость ее возрастает в связи с переходом Вооруженных Сил Российской Федерации к новому облику.

Методические рекомендации

Во вводной части занятия необходимо подчеркнуть, что современный этап развития Вооруженных Сил проходит в непростых условиях реформирования. Все это предъявляет качественно новые требования к каждому воину. И именно самообразование и самовоспитание является одним из важнейших условий всестороннего развития личности, где человек делает качества своей личности (черты характера, взгляды, чувства), поступки и действия объектом своего сознания и своей воли, приобретая большую активность, целеустремленность, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

При изучении первого вопроса необходимо раскрыть сущность и содержание самообразования и самовоспитания военнослужащего в ходе военной службы, а также рассмотреть важнейшие внутренние предпосылки, определяющие эффективность самосовершенствования воина.

Раскрывая второй вопрос занятия, целесообразно проанализировать процесс самовоспитания военнослужащего и рассмотреть логические этапы его работы над собой.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по внедрению в служебную и повседневную деятельность изученного теоретического материала.

Рекомендуемая литература:

1. Вдовюк В., Новиков В., Шабанов Г. Основы педагогики высшей военной школы (Структурно-логические схемы): Учеб. пособие. - М.: ВА РВСН, 1999.

2. Военная педагогика / Под общ. ред. А.В. Барабанщикова. - М.: ВПА, 1986.

3. Ковалев С. Воспитание и самовоспитание. - М., 1986.

4. Лаптев Л., Маркитан Р., Саркисян А. Воинский труд: наука, искусство, призвание. Монография. - М.: ИТАР-ТАСС, 1998.

5. Краткий психологический словарь. - М.: Политиздат, 1985.

Подполковник
Олег НИКОЛАЕВ.

Капитан
Галина НИКОЛАЕВА
Волгоградский государственный педагогический университет

«Ориентир» 09.2009



Просмотр

Скачать369 Кбайт


Все документы



Материалы по теме

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.
Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.

14 апреля 2020

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках. Вода как основное огнетушащее средство....

Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.
Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.

14 апреля 2020

1.Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной...

Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.
Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.

14 апреля 2020

1. Требования безопасности при разведении костров
2. Требования безопасности при производстве...

Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды
Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды

14 апреля 2020

1. Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных...

Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы
Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы

14 апреля 2020

1. Назначение пожарных команд. Порядок несения службы.
2. Назначение пожарных расчетов....

Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара
Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара

14 апреля 2020

Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара

string(2) "31"


Новости

28 октября 2020 22:34

Российские военные откроют в Южной Осетии госпиталь для людей с COVID-19

Российские военнослужащие прибыли в столицу Южной Осетии город Цхинвал для развертывания многопрофильного медицинского госпиталя, сообщается на сайте Южного военного округа в среду, 28 октября.

24 октября 2020 12:33

Названы регионы с самым быстрым ростом числа заражений коронавирусом

Усиление динамики заболеваемости COVID-19 отмечается во всех регионах России, в "зеленой" зоне, означающей затухание эпидемии, не осталось ни одного региона, а в восьми ситуацию можно оценить как тяжелую.

24 октября 2020 11:44

Из Подмосковья в Южную Осетию отправлен военный мобильный госпиталь

Специалисты мобильного многопрофильного госпиталя на 150 койко-мест Западного военного округа идут маршем на штатной технике из подмосковного Алабино в Южную Осетию.

Все новости
00:00