Конспекты по профессионально-должностная подготовка | Правовой уголок офицера

Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Информационный портал для военнослужащих

Государственное устройство Российской Федерации

31 Октября 2019 17:19

Вопросы:

1.    Конституция РФ как правовая основа государственного устройства Российской Федерации.

2.   Система и структура органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в Российской Федерации.

Российская Федерация - государство с уникальной государственной структурой. Россию в настоящее время образуют 83 субъекта трех типов: национально-государственные (21 республика), имеющие свои конституции и законодательства; административно-территориальные (9 краев, 46 областей и 2 города федерального значения); национально-территориальные (1 автономная область, 4 автономных округа), также имеющие свои уставы и законодательства. В них проживают более 176 наций и народов, исторически объединившихся на российской земле в многонациональный народ Российской Федерации.

1

Особым этапом развития современного государственного устройства России стало принятие всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации. Она положила начало развитию федеративных отношений в России.

Статья 1 Конституции РФ закрепляет, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно ст. 10 Конституции РФ «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов.

Органы государственной власти характеризуются следующими чертами: они наделены государственно-властными полномочиями; образуются и действуют в установленном государством порядке; уполномочены государством осуществлять его задачи и функции; являются составной частью единой системы органов государственной власти РФ.

Система органов государственной власти - необходимый атрибут любого государственного образования. Конституция РФ четко разграничивает органы государственной власти Российской Федерации на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации - систему государственных органов, действующих в субъектах Российской Федерации.

Государственный орган - составная и в то же время относительно обособленная самостоятельная часть государственного аппарата, которая участвует в осуществлении функций государства и действует от его имени и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет соответствующую компетенцию и структуру, применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Федеративная форма государственного устройства впервые в истории России была официально закреплена «Декларацией прав трудящихся и эксплуатируемого народа», принятой в январе 1918 г. Основные положения этого документа затем вошли в Конституцию РСФСР (июль 1918 г.).

Длительное время Россия находилась в составе СССР (1922 - 1991). Это была многослойная федеративная система, элементами которой являлись союзные и автономные республики.

В настоящее время в отличие от РСФСР во главе государства находится президент, обладающий большими полномочиями. Представительным и законодательным органом является Федеральное собрание, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Российской Федерации. Правосудие осуществляется системой судов РФ.

Современное государственное устройство России основывается на разграничении государственной власти по вертикали, установлении системы сдержек и противовесов в отношениях федеральных государственных органов, с одной стороны, и государственных органов субъектов Федерации - с другой.

Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу. Так, при наличии таких сравнительно небольших по территории субъектов, как Калининградская область (15,1 тыс. км кв.) и Республика Адыгея (7,6 тыс. км кв.), имеются и такие значительные по размеру территории субъекты, как Республика Саха (Якутия), занимающая 3102 тыс. км кв., и Красноярский край, территория которого - 2401 тыс. км кв. Такие субъекты по своей территории превосходят многие иностранные государства. Например, Республика Саха (Якутия) по площади почти равна Индии и в 2 раза больше Индонезии; Республика Коми (415,9 тыс. км кв.) больше вместе взятых Великобритании, Греции и Бельгии.

В ст. 137 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что при изменении субъектом Федерации своего наименования «...новое наименование... подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации». Это говорит о том, что вопрос о наименовании субъекта относится к компетенции самого субъекта (что следует также из положений ст. 71, 72, 73). Внесение нового наименования в Конституцию Российской Федерации происходит уже автоматически на основании указа Президента Российской Федерации.

Вышеизложенное не относится к изменениям наименований субъектов, связанных с изменением их статуса (например, при замене названия «республика» или «область» названием «край»). Эти вопросы решаются уже на основании ч. 2 ст. 65 Конституции РФ. В ней устанавливается возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе новых субъектов. При этом могут быть различные варианты изменения числа субъектов Российской Федерации: путем слияния двух или более субъектов и образования на их основе нового субъекта; или распада имеющегося субъекта на две или более части, каждая из которых выразила желание стать отдельным субъектом Российской Федерации. Кроме того, возможно вхождение в состав Российской Федерации новой территории на правах самостоятельного субъекта.

Субъекты Российской Федерации различаются и по ряду других признаков - уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, историческим традициям, национальной культуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации.

Самые крупные по численности населения субъекты Российской Федерации - города федерального значения Москва (более 10 млн. человек) и Санкт-Петербург (более 5 млн. человек), а также Московская область (почти 7 млн. человек) и Краснодарский край(более 5 млн. человек) - входят в состав Российской Федерации наряду с такими относительно малочисленными субъектами, как Республика Тыва - всего 307 тыс. человек, Республика Калмыкия - 328 тыс. человек, Камчатская область - 473 тыс. человек.

Конституция закрепила преобразование России в подлинное федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов как между собой, так и в отношениях с федеральной властью. Конституция сохранила те наименования субъектов, которые они дали сами себе.

В целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта РФ и в интересах его населения в соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и высший исполнительный орган государственной власти субъекта осуществляют свои полномочия самостоятельно, но на условиях взаимодействия.

Конституция заложила предпосылки для демократического развития России, поскольку она открывает дополнительные уровни политического соучастия в этом процессе граждан, этнических сообществ, различных партий и движений.

Правовые акты высшего должностного лица и органов исполнительной власти направляются в законодательный орган государственной власти субъекта РФ, который вправе обратиться к ним с предложением о внесении изменений и дополнений в данные акты либо об их отмене. Он также вправе обжаловать их в судебном порядке или обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о соответствии Конституции данных нормативных правовых актов. Высшее должностное лицо в свою очередь обладает аналогичными правами в отношении постановлений законодательного органа государственной власти субъекта РФ.

Существенные изменения претерпела и система региональных органов государственной власти. Они создаются каждым субъектом Федерации самостоятельно на основе таких конституционных принципов, как народовластие; разделение властей; республиканская форма правления; правовой, социальный, светский характер государственности и др.

В отличие от РСФСР, где все представительные и исполнительные органы власти именовались однотипно, субъекты Российской Федерации получили возможность учитывать свою традиционную специфику в наименовании правящих структур.

По Конституции российский федерализм доводится до местных сообществ. Самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Это открывает возможность решения многих этнических проблем, эффективной защиты прав и свобод людей различных национальностей.

Для становления сильной России и ее государственной власти и управления исключительно важное значение имеет конституционное положение о том, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Федеративное устройство России закреплено в Конституции 1993 г. Оно основывается на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, равноправия и самоопределения народов.

2

Статья 10 Конституции РФ определяет, что «государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации», и предусматривает наличие органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации.

1.            Президент Российской Федерации является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод граждан. Президент согласно ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет общее руководство деятельностью правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

2.         Органы законодательной (представительной) власти Российской Федерации - это Федеральное собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим способом формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ. Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации).

3.          К органам исполнительной власти Российской Федерации относятся: Правительство Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти - министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ - президенты и главы администраций субъектов РФ, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ. Для органов исполнительной власти характерно то, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти - президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Органы исполнительной власти выполняют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Органы исполнительной власти делятся на федеральные и субъектов Федерации.

4.         Органы судебной власти образуют: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему РФ. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

5.          Кроме названных органов, в систему государственных органов РФ входит также ряд других органов, осуществляющих вспомогательные, совещательные и иного рода функции, которые определяются органами государственной власти. К числу этих органов относятся, например:

-        Администрация Президента РФ;

-        Совет безопасности РФ;

-        Полномочные представительства Президента РФ в семи федеральных округах Российской Федерации.

Система органов государственной власти в субъектах РФ, как и в Российской Федерации, строится на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. устанавливает общие положения, которые определяют принципы деятельности органов государственной власти субъекта РФ, систему органов государственной власти субъекта РФ, осуществление федеральными судами и федеральными органами исполнительной власти своих полномочий на территории субъекта Российской Федерации.

Законодательную власть в субъекте РФ осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти, наименование которого, число его депутатов, срок полномочий депутатов устанавливаются Конституцией (уставом) субъекта РФ самостоятельно. При этом срок полномочий депутатов не может превышать пяти лет.

Федеральным законом установлены основные полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ, в соответствии с которыми он принимает региональные законы и постановления.

Законодательный орган государственной власти вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено Конституцией субъекта РФ.

Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные Конституцией и законом субъекта РФ.

Часть 2 ст. 77 Конституции РФ устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации и в пределах ее ведения и полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Высший исполнительный орган является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Его наименование, структура, порядок формирования устанавливаются Конституцией (уставом) и законами субъекта. Финансирование высшего исполнительного органа власти и возглавляемых им органов исполнительной власти осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.

Высшим должностным лицом субъекта РФ является президент (губернатор, глава администрации), кандидатура которого в настоящее время предлагается Президентом РФ и утверждается законодательным (представительным) органом субъекта РФ.

Наименование должности высшего должностного лица устанавливается Конституцией субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта.

Высшее должностное лицо субъекта РФ представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей. При этом оно вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта; обнародовать законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклонять законы, принятые законодательным органом государственной власти субъекта РФ; формировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта и др.

В ст. 3 п. 1 «Европейской хартии местного самоуправления» сказано, что «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».

Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Статьей 12 Конституции РФ установлено, что «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Ст. 1 ФЗ РФ от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что «местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

В разных субъектах Федерации и муниципальных образованиях в зависимости от того, является ли оно городским или сельским поселением, с учетом его особенностей, экономического развития, численности жителей и других факторов, система органов, осуществляющих исполнительскую деятельность, их наименование и само содержание деятельности сильно различаются.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Представительный орган местного самоуправления - это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Численный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования. Структура или внутреннее строение представительных органов местного самоуправления определяется муниципальным образованием самостоятельно, закрепляется в Уставе муниципального образования и регламенте представительного органа местного самоуправления.

Исполнительные органы местного самоуправления состоят из главы муниципального образования или главы администрации и возглавляемой им администрации. Ст. 36 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепила положения о главе муниципального образования. Так, уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Структура администрации муниципального образования представляет собой достаточно динамичное образование, которое в зависимости от возникающих задач, условий жизни граждан, конкретных обстоятельств подвержено различного рода новациям.

Суд - это третья система власти в государстве, именно ему надлежит выносить решения в соответствии с законодательством. Он выносит приговоры о виновности, определения по различным фактам.

Закон четко определяет структуру судебной власти и делит полномочия судов, законы (кодексы) которыми в своей деятельности руководствуются те или иные суды в зависимости от полномочий, другие правовые (подзаконные) акты. Точное деление на инстанции судов, как правило, - необходимое условие, установленное законом, для установления истины и торжества справедливости.

Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального конституционного закона к судам субъектов Российской Федерации относятся:

-        конституционные (уставные суды субъектов Российской Федерации,

-        мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

-        Все иные судебные органы, действующие на территории субъектов РФ, являются судами Российской Федерации и функционируют в соответствии с федеральным законодательством.

-        основное звено судебной системы РФ - районные (городские, межмуниципальные);

-        среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге суды автономной области и автономных округов;

-        высшее звено - Верховный суд РФ.

Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-юридических актов требует полной независимости суда, прокуратуры и арбитража повышения их роли в обществе, совершенствования процессуального законодательства, строгого соблюдения презумпции невиновности, норм правосудия и права на защиту.

Методические рекомендации

Руководителям занятий в процессе обучения рекомендуется указать на актуальность изучаемой темы, отметить важность повышения юридической грамотности военнослужащих. Приступая к изложению материала, руководителю занятия целесообразно задать слушателям ряд вопросов по изучаемой теме. При рассмотрении первого вопроса надлежит сделать акцент на понятиях: Президент Российской Федерации, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ - как важных принципах построения правового государства, при этом особо подчеркнуть роль Президента Российской Федерации - Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.

В ходе изложения второго вопроса важно раскрыть систему и структуру органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в Российской Федерации. Следует рассказать о наиболее характерных особенностях органов государственной власти и местного самоуправления региона, где вы и ваши подчиненные проходят военную службу.

В заключительном слове необходимо подвести итоги занятия и сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей.

Рекомендуемая литература:

1.             Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2.             Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г.

3.             Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 16 сентября 2003 г.

Арам ХАЧАТРЯН,
научный редактор журнала «Ориентир»

Ориентир 12 2008


Просмотр

Скачать84 Кбайт


Все документы



Материалы по теме

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.

14 Апреля 2020

1. Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.
2. Вода как основное огнетушащ ее средство....

Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.

14 Апреля 2020

1.Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной...

Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.

14 Апреля 2020

1. Требования безопасности при разведении костров
2. Требования безопасности при производстве...

Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды

14 Апреля 2020

1. Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных...

Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы

14 Апреля 2020

1. Назначение пожарных команд. Порядок несения службы.
2. Назначение пожарных расчетов....



00:00