Поиск по сайту

Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о структуре и порядке формирования органов государственной власти

06 февраля 2019 06:00


1. Конституция РФ и законодательство России о структуре и порядке формирования органов государственной власти.
2. Особенности избирательного процесса в Вооруженных Силах РФ.


ВОПРОСЫ:

1. Конституция РФ и законодательство России о структуре и порядке формирования органов государственной власти.

2. Особенности избирательного процесса в Вооруженных Силах РФ.

В России органы государственной власти построены на основе принципа разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные органы государства, действующие самостоятельно. Каждый гражданин может реально осуществить свои законные права и интересы путем обращения в эти органы.

1

Государственный орган - это политическое учреждение, участвующее в реализации функций государства и наделенное для этого соответствующими полномочиями.

Особое место в системе органов государственной власти нашей страны занимает Президент Российской Федерации. Он является главой государства, гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. К его обязанностям относится: принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех других органов государственной власти России. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами России определяет основные направления внутренней и внешней политики нашего государства. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Органы законодательной власти состоят из парламента Российской Федерации, 'парламентов республик, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и т.д.). Все указанные органы принимают законы и другие общеобязательные правовые акты федерального, республиканского, краевого, областного и других уровней.

Органы исполнительной власти включают: Правительство Российской Федерации; федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и агентства; правительства, министерства республик в составе Российской Федерации; глав администраций краев, областей; мэров городов федерального значения; глав администраций городов, сельских и городских районов.

Органы судебной власти осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Высшим законодательным органом государственной власти в Российской Федерации является Федеральное собрание. Оно состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Ее депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Федеральное законодательство устанавливает, что половина ее состава (225 депутатов) избирается на основе мажоритарной системы по одномандатным округам, а вторая половина - на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.

Мажоритарная система - это система подтверждения итогов выборов, при которой избранным является кандидат в депутаты, получивший наибольшее количество голосов по сравнению с другими кандидатами в избирательном округе при условии, что в выборах приняло участие не менее 25 процентов избирателей.

Система пропорционального представительства устанавливает пропорцию между числом поданных за избирательное объединение (политическую партию, общественное движение и т.п.) голосов избирателей и полученных им депутатских мандатов (мест в парламенте Российской Федерации).

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Судьи Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Порядок формирования других органов государственной власти определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Управленческий аппарат органов государственной власти формируется на основе Федерального закона № 141-ФЗ от 11 ноября 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации».

Государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

- федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов;

- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

2

Высшим непосредственным выражением власти народа Российской Федерации являются свободные выборы. На основе выборов замещается должность Президента России, формируются законодательные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов России предусмотрены выборы: Президента России; депутатов Государственной Думы; в органы государственной власти субъектов РФ; в иные государственные органы РФ и субъекты РФ; органы местного самоуправления.

Выборы осуществляются на основе избирательного права. Избирательное право - это совокупность государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов высших должностных лиц, законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Нормы избирательного права содержатся в Конституции Российской Федерации и в правовых актах, которые представляют собой основные правила организации и проведения выборов.

В соответствии с Конституцией РФ и соответствующего законодательства военнослужащие имеют равные с другими гражданами избирательные права. Закрепленные в законодательстве особенности участия военнослужащих в выборах обусловлены специфическим характером военной службы, но при этом не ущемляют их прав.

Избирательный процесс состоит из расположенных в установленной последовательности этапов:

1. Образование избирательных участков и округов.

2. Формирование избирательных комиссий.

3. Составление списков избирателей.

4. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты.

5. Предвыборная агитация.

6. Голосование.

7. Подсчет голосов и установление результатов выборов.

Особенности избирательного процесса в Вооруженных Силах России обусловлены особым статусом военнослужащих, а также характером выполняемых ими государственных задач по защите и обороне страны:

1. В Вооруженных Силах Российской Федерации не допускается деятельность политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели. Военнослужащим запрещено членство в политических партиях. Они могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

2. В Вооруженных Силах Российской Федерации запрещается ведение любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной. Военнослужащие вправе в ходе избирательной кампании в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.

3. Запрещается использование штатных должностей и финансовых средств Вооруженных Сил Российской Федерации для создания структур и осуществления деятельности политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели.

4. При выборах в органы местного самоуправления и местном референдуме в списки избирателей не включаются и не учитываются при определении числа избирателей военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования.

5. Военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части и не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, по личному письменному заявлению не позднее чем за семь дней до голосования могут быть включены в списки избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания.

6. Военнослужащие голосуют, как правило, на общих избирательных участках, а проживающие вне воинских частей включаются в списки избирателей на общих основаниях. Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан России по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву. В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территории воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. 7. Военнослужащие, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, не могут быть назначены членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

8. Военнослужащим при исполнении ими своих служебных обязанностей запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы, используя служебное положение.

9. Военнослужащим запрещается ведение на территории воинских частей любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной.

Военнослужащие, как и другие граждане Российской Федерации, принимают активное участие в выборах. При этом не допускаются ограничения их активного или пассивного избирательного права по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва на военную службу и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Военнослужащие в свободное от службы время, находясь вне воинской части, могут участвовать во встречах избирателей с кандидатами в депутаты. Командование воинской части обеспечивает их информирование о зарегистрированных избирательных объединениях, избирательных блоках и кандидатах в депутаты.

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» военнослужащие, обладающие пассивным избирательным правом, могут сами выдвинуть свою кандидатуру или быть выдвинутыми в составе избирательного объединения, избирательного блока с последующим сбором подписей в их поддержку.

Сбор подписей среди военнослужащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласованию с командирами воинских частей, которые должны содействовать организации сбора подписей. Военнослужащий приобретает права и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию его письменного уведомления и заявления в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В случае регистрации военнослужащего кандидатом в депутаты и на основании рапорта он освобождается от военной службы для участия в выборной кампании со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов.

В указанный период на военнослужащих, являющихся кандидатами в депутаты, распространяются все права и обязанности, предусмотренные федеральным законодательством о выборах. Избрание их депутатами является основанием для временного приостановления службы.

Законодательство предусматривает организацию голосования военнослужащих на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков непосредственно в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. Вопросы организации голосования военнослужащих и других избирателей воинских частей на общих избирательных участках решаются окружными избирательными комиссиями по согласованию с командирами воинских частей, расположенных на территории соответствующих избирательных округов.

Для организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке, обеспечения их досрочного голосования рекомендуется включать представителей воинской части в состав соответствующей территориальной и участковой избирательных комиссий.

Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии в день выборов выдают по списку избирателей воинской части избирательные бюллетени для тайного голосования, которые после заполнения опускаются в общие для всех избирателей ящики для голосования. После окончания голосования и подсчета голосов списки избирателей воинской части возвращаются в воинскую часть, где организуется их хранение в установленном законодательством порядке.

Руководство деятельностью участковых избирательных комиссий избирательных участков, образованных при воинских частях, осуществляется вышестоящими избирательными комиссиями.

Военнослужащий может быть включен в список избирателей и голосовать только на одном избирательном участке. Список избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в границах расположения воинской части, составляется участковой избирательной комиссией на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

Досрочное голосование избирателями воинской части осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации».

Организация голосования военнослужащих проводится избирательными комиссиями во взаимодействии с командованием соответствующих военных округов, воинских частей и начальниками гарнизонов.

Сведения о численности и дислокации воинских частей не подлежат разглашению. Не допускается их включение отдельной строкой в базу данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». На избирательном участке, образованном при воинской части, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше 20 часов по местному времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список.

Доступ наблюдателей, в том числе иностранных, кандидатов в депутаты и их доверенных лиц на избирательные участки, образованные при воинских частях, в день голосования и при подсчете голосов осуществляется при предъявлении последними удостоверений, выданных соответствующими избирательными комиссиями. Командиры воинских частей, выделяя помещения для избирательных участков, должны размещать их вне территорий режимных объектов.

Протоколы участковой избирательной комиссии воинской части с результатами голосования представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию, которая после включения этих сведений в общие результаты выборов по округу возвращает их председателю участковой избирательной комиссии воинской части. Хранение списков избирателей, участковой избирательной комиссии, избирательных бюллетеней и других документов участковой избирательной комиссии воинской части организуется в воинской части в установленном законом порядке.

На избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, состав участковой избирательной комиссии назначается руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации.

Методические рекомендации:

Во вступительном слове руководителю занятий по ОГП необходимо подчеркнуть актуальность данной темы,

определить цель занятия и его основные вопросы.

При рассмотрении первого вопроса целесообразно освежить в памяти военнослужащих основные конституционные положения, составляющие основу государственного устройства Российской Федерации.

В ходе изучения второго вопроса руководителям групп необходимо разъяснить слушателями особенности избирательного процесса в Вооруженных Силах и участия военнослужащих в выборах.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

Рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2. Федеральный закон № 175-ФЗ от 20 декабря 2002 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации».

3. Федеральный закон № 141 -ФЗ от 11 ноября 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации».

4. Колясников А. Избирательные права военнослужащих // Ориентир. - 2003. - № 9.

5. Павлов С. Государственное устройство и система государственной власти в Российской Федерации. Вооруженные Силы в структуре государственных институтов. // Ориентир. - 2007. - № 1.

6. Избирательное право в Российской Федерации и особенности его реализации военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации. Учебное пособие. М-., 2003.

Майор

Сергей ПАВЛОВ,

преподаватель Общевойсковой академии ВС РФ,

кандидат политических наук

«Ориентир» 2007.03



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram