Конспекты по профессионально-должностная подготовка | Правовой уголок офицера

Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Информационный портал для военнослужащих

Психолого-педагогические основы дисциплинарной практики младшего командира

06 Февраля 2019 06:00

ВОПРОСЫ:

1. Сущность и функции дисциплинарной практики.

2. Дисциплинарная практика сержантского состава: основные требования и особенности.

К военнослужащим предъявляются повышенные требования в части исполнения служебного долга, что обусловлено спецификой жизни и деятельности войск, особыми целями и задачами, стоящими перед личным составом. Недисциплинированность, халатность и небрежность в исполнении служебных обязанностей даже в мирное время приводят к тяжелым последствиям, а на войне - к необратимым потерям сил, средств и гибели людей. Важную роль в воспитании дисциплинированности военнослужащих играет дисциплинарная практика - психологически и педагогически обоснованное применение мер поощрения и взыскания.

1

Дисциплинарная практика – это система применения к военнослужащим мер поощрений и дисциплинарных взысканий в целях их воспитания, укрепления воинской дисциплины и поддержания в частях и подразделениях твердого уставного порядка.

Она достигает своей цели только тогда, когда она целесообразна с точки зрения государственных интересов Российской Федерации и ее Вооруженных Сил.

Субъектами дисциплинарной практики являются должностные лица, которым в соответствии с воинскими уставами предоставлены дисциплинарные права. Объектами - те, на кого распространяется ее действие.

Воздействие дисциплинарной практики на поведение военнослужащих выражается через ее функции: служебно-деятельностную, воспитательную, информационную, стимулирующую, ограничительную, обучающую, профилактическую.

Саужебно-деятельностная функция отражает возможность применения командирами дисциплинарной власти только в интересах выполнения служебно-боевых задач, поддержания твердой дисциплины и уставного порядка.

Ограничительная (ограничивающая) функция предписывает должностным лицам соблюдение определенных требований в отношении применения дисциплинарных воздействий к военнослужащим, несущим службу в суточном наряде (на боевом дежурстве) и находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершенные им во время несения службы, производится после смены наряда или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки. Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления. Кроме того, командиры имеют право пользоваться дисциплинарной властью лишь в том объеме, который им предоставлен, и только в отношении тех военнослужащих, на которых она распространяется. Превышение дисциплинарной власти является нарушением законности. Оно может заключаться в применении дисциплинарной власти к лицам, на которых оно не распространяется; в использовании мер дисциплинарного воздействия, которые входят в круг полномочий вышестоящих начальников; в применении к нарушителям мер, не предусмотренных законом.

Воспитательная функция дисциплинарной практики заключается в оценке действий и поступков военнослужащих. С одной стороны, это признание их усердия и достигнутых результатов, благодаря чему вселяется вера в собственные силы, обеспечивается высокий настрой на качественное выполнение служебных обязанностей. С другой - это действие принуждения, выражающееся в дисциплинарном взыскании и направленное на преодоление внутреннего сопротивления военнослужащего, что невозможно без понимания им тяжести содеянного, осознания и переживания своей вины перед сослуживцами и командирами.

Информационная функция дисциплинарной практики направлена на выявление количественных показателей состояния воинской дисциплины, оценку деятельности должностных лиц по укреплению правопорядка, правильности применения предоставленных им дисциплинарных прав.

Стимулирующая функция помогает управлять воинской дисциплиной, поведением военнослужащих не только путем непосредственного воздействия на их сознание и волю, но и опосредованно - через стимулирование качественного выполнения ими служебных обязанностей. В практике работы командиров по укреплению воинской дисциплины широкое распространение получили средства морального и материального стимулирования. Стимулирующую роль выполняют не только поощрительные меры, но и определенные санкции морального и материального характера, применяемые к нарушителям воинской дисциплины.

Обучающая функция проявляется в том, что должностные лица личным примером правильного применения дисциплинарной практики учат своих подчиненных эффективно использовать предоставленные им дисциплинарные права в укреплении правопорядка и воинской дисциплины.

Профилактическая функция дисциплинарной практики направлена на предупреждение грубых нарушений воинской дисциплины, происшествий и преступлений среди военнослужащих. К сожалению, в повседневной практике встречаются факты, когда отдельные командиры в целях сокрытия истинного состояния дисциплины не прибегают к наложению дисциплинарных взысканий на нарушителей, а занимаются уговорами и увещеваниями.

В современных условиях некоторые командиры в понятие «дисциплинарная практика» включают лишь одни наказания и совершенно не используют для укрепления дисциплины поощрения, не рассматривают в этом качестве снятие дисциплинарного взыскания, уже сыгравшего воспитательную роль. И, конечно же, самое негативное влияние на состояние воинской дисциплины оказывают неправильное применение дисциплинарной практики, превышение некоторыми командирами и начальниками своих дисциплинарных прав и служебных полномочий.

Таким образом, важным инструментом в процессах эффективного руководства воинским коллективом и укрепления дисциплинированности является дисциплинарная практика. Командиры не должны обесценивать значение поощрений и взысканий огульным их применением, им необходимо учитывать характер мотивов поведения военнослужащих, степень их прилежания и усердия, реакцию на поощрения и наказания, избегать поспешности, быть справедливыми и объективными в отношениях с подчиненными, не допускать неуставных мер наказания.

2

Одним из основных направлений достижения высокой воинской дисциплины в подразделениях является повседневная требовательность младших командиров к подчиненным, контроль за их исполнительностью, уважение личного достоинства военнослужащих и постоянная забота о них, умелое сочетание и правильное применение мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива.

28.jpg

Следует особо подчеркнуть, что не поощрения и взыскания сами по себе воздействуют на внутренний мир человека и на коллектив, а то, насколько дисциплинарные меры нравственно обоснованны. Дисциплинарное взыскание оказывает воспитательное воздействие лишь тогда, когда оно применяется в строгом соответствии с требованиями общевоинских уставов.

Содержание дисциплинарной практики можно представить в виде взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов деятельности сержантского состава (см. схему).

В соответствии с положениями Дисциплинарного устава младшие командиры имеют право:

1. Применять к подчиненным следующие поощрения:

а) снимать ранее наложенные ими дисциплинарные взыскания;

б) объявлять благодарность.

2. Налагать дисциплинарные взыскания на подчиненных.

Командир отделения имеет право:

а) объявлять выговор и строгий выговор;

б) лишать солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

в) назначать солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, вне очереди в наряд на работу -1 наряд.

Заместитель командира взвода имеет право:

а) объявлять выговор и строгий выговор;

б) лишать солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, очередного увольнения из расположения воинской части;

в) назначать солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, вне очереди в наряд на работу -до 2 нарядов.

Старшина роты (команды) имеет право:

а) объявлять выговор и строгий выговор;

б) лишать солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

в) назначать солдат, матросов, проходящих военную службу по призыву, вне очереди в наряд на работу - до 3 нарядов.

Четкое знание младшими командирами своих прав и обязанностей является основой их законных и правомерных действий в отношении подчиненных. Но этого недостаточно для высокой эффективности дисциплинарной практики.

Непременным условием в этом процессе выступает правильное применение мер дисциплинарной практики. Диалектика мер убеждения и принуждения такова, что в зависимости от конкретных обстоятельств основным может быть избран любой легитимный метод. Младший командир в пределах своих полномочий определяет такой вид поощрения и наказания, который, по его мнению, может оказать максимальное воспитательное воздействие как на военнослужащего, к которому они применяются, так и на весь воинский коллектив в целом (экипаж, расчет, отделение, взвод и т.д.).

Необходимым условием эффективности работы по укреплению воинской дисциплины служит правильная оценка того или иного поступка и проступка и соответствие меры одобрения или осуждения характеру и тяжести проступка. Излишнее поощрение, как и несоответствующее вине наказание, вместо положительного эффекта может привести к противоположному результату.

Войсковая практика убедительно доказала, что в арсенале методов и средств воспитания военнослужащих, формирования у них высоких морально-психологических и боевых качеств важную роль играют умело применяемые поощрения.

Роль поощрения как стимула дисциплинированности, нравственного поведения зависит от правильной формулировки тех достоинств, за которые отмечают военнослужащего. С одной стороны, эффект его снижается, если одобряется не главное, что заслуживает положительной оценки. Неправильно, когда в качестве заслуг отмечаются поступки, характерные для всякого исправно служащего воина. С другой стороны, заслуживают одобрения и поощрения действия рядового воина, направленные на предупреждение проступков со стороны своих сослуживцев. Личный вклад воинов в поддержание и восстановление порядка - это очень ценное проявление дисциплинированности. Следует также поощрять самостоятельное изучение и глубокое знание уставов, заботливое отношение к своему внешнему виду, содержание в образцовом порядке оружия, техники, имущества.

Поощрение играет дисциплинирующую роль при наличии и соблюдении ряда условий:

• соответствие меры поощрения степени заслуг военнослужащего характеру проделанной работы, совершенному поступку;

• педагогическая целесообразность применения поощрения;

• выделение заслуг военнослужащего, за которые он поощряется;

• учет индивидуальных особенностей военнослужащего;

• продуманное поощрение с использованием разнообразных его видов и форм;

• учет взаимоотношений между военнослужащими;

• своевременность, оперативность, гласность, торжественность поощрения.

Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих принято понимать юридическую ответственность, наступающую за совершение ими дисциплинарного правонарушения. Взыскание налагается властью младшего командира в служебном порядке по правилам дисциплинарного устава. Основанием для дисциплинарной ответственности военнослужащего является дисциплинарный проступок, то есть нарушение правовых и моральных норм, составляющих правила воинской дисциплины. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» определяет, что военнослужащие несут дисциплинарную ответственность за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка.

Формой дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание, цель которого - обеспечить воспитательное воздействие на военнослужащих всех категорий с учетом дифференцированного подхода при выборе взысканий. По своему содержанию дисциплинарные взыскания представляют собой меры морально-правового порицания (замечания, выговоры и др.), а также меры, предусматривающие определенные ограничения и лишения.

Младшие командиры не имеют права оставлять без воздействия ни одного проступка военнослужащего. При нарушении им воинской дисциплины или общественного порядка командир обязан напомнить ему об обязанностях службы, а в случае необходимости - подвергнуть дисциплинарному взысканию. Если проступок не удалось предотвратить, сержант обязан всесторонне проанализировать его содержание и причины, принять меры, исключающие подобные явления в будущем.

Для эффективной дисциплинарной практики важное значение имеет соблюдение принципов привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности:

1. Дисциплинарная ответственность должна использоваться только в интересах службы, для поддержания воинской дисциплины и уставного порядка.

2. К дисциплинарной ответственности могут привлекать лишь те младшие командиры, которые пользуются дисциплинарными правами в отношении нарушителей воинской дисциплины.

3. Дисциплинарная ответственность реализуется в том объеме и тех пределах, которые определены Дисциплинарным уставом.

4. За нарушение воинской дисциплины или общественного порядка военнослужащий должен лично нести дисциплинарную ответственность.

Строгость дисциплинарного взыскания возрастает, если проступок совершен во время несения боевого дежурства, (боевой службы), при исполнении других служебных обязанностей в состоянии опьянения, или если он имел последствием существенное нарушение порядка. Кроме того, к отягчающим ответственность обстоятельствам относят:

- совершение дисциплинарного проступка повторно;

- участие в групповом нарушении воинской дисциплины и общественного порядка.

Смягчающими ответственность обстоятельствами являются: непродолжительность службы; совершение дисциплинарного проступка впервые; отсутствие вредных последствий; болезненное состояние совершившего проступок военнослужащего.

Решение о привлечении к ответственности производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда стало известно о совершенном проступке, а если проводилось расследование, то со дня его окончания. На военнослужащего, совершившего дисциплинарное правонарушение, могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены Дисциплинарным уставом, соответствуют воинскому званию виновного и дисциплинарной власти командира. Запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий и соединять одно взыскание с другим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников.

Как показывают войсковая практика и результаты военно-социологических исследований, применение взысканий вне связи с поощрениями крайне редко оказывает на военнослужащего желаемое воспитательное влияние. Поэтому глубоко заблуждаются те младшие командиры, которые считают, что поощрения - это только для дисциплинированных, а взыскания - исключительно для нерадивых воинов. В работе с одним и тем же человеком необходимо умело сочетать и то и другое.

Если рассмотреть подробнее, то основное требование к взысканию можно сформулировать так: взыскание лишь в той степени воздействует на сознание и поведение военнослужащего, в какой означает «снятие» прежней положительной оценки, данной младшим командиром этому же солдату. Термин «снятие» означает в данном случае частичный отказ сержанта от прежней положительной оценки, данной поведению подчиненного, от прежде объявленных поощрений. Это значит, что если младший командир никогда прежде положительно не отзывался о подчиненном, ни разу не поощрял его, то нет оснований рассчитывать, что взыскание окажет на воина желаемое воздействие.

Поэтому работу с военнослужащим надо начинать не с взыскания, а с поощрения или с положительных отзывов. Именно таким образом сержант формирует у подчиненного уверенность в собственных силах, акцентирует его внимание на лучших качествах и помогает ему накопить положительный опыт поведения. Только на таком фоне взыскание может оказать должное воздействие на подчиненного.

Следует подчеркнуть, что нельзя объявлять взыскание, как только солдат совершит проступок. Необходима своеобразная подготовка к применению взыскания. До наказания важно использовать силу отрицательных отзывов о поведении подчиненного, не прибегая к дисциплинарной власти. Напоминание обязанностей, показ ошибочности и возможных последствий такого поведения в дальнейшем, неодобрительный отзыв о нем, осуждение проступка в индивидуальной беседе с подчиненным или публично - таковы средства, которые младший командир может применить к нарушителю воинской дисциплины, прежде чем использовать дисциплинарную власть.

В случаях наложения дисциплинарного взыскания, то есть «снимая» прежнюю положительную оценку, сержант не должен «снимать» все до конца. «Снятие» положительной оценки всегда должно быть частичным, в зависимости от тяжести проступка. Необходимо, чтобы подчиненному, на которого наложено даже самое строгое взыскание, была предоставлена возможность исправиться. Только так, используя весь арсенал психолого-педагогических средств, младший командир способен поддерживать на высоком уровне дисциплинированность подчиненных.

Таким образом, важные место и роль в дисциплинарной практике отведены младшим командирам. Четкое знание ими своих прав и обязанностей в соответствии с Дисциплинарным уставом, правильное применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и умелое сочетание взысканий с поощрениями позволяют сержантскому составу оказывать эффективную помощь офицерам подразделений в укреплении воинской дисциплины.

Методические рекомендации

1. Во введении следует остановиться на актуальности данной темы, обусловленной реальным состоянием воинской дисциплины, необходимостью изучения, обобщения и систематизации передового опыта работы младших командиров по укреплению воинской дисциплины в подразделениях.

2. При рассмотрении первого вопроса лекции необходимо акцентировать внимание на основной цели и функциях дисциплинарной практики, ключевых положениях Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

3. Во втором вопросе необходимо подробно раскрыть основные компоненты дисциплинарной практики и дать им характеристику. Особое внимание нужно уделить правилам наложения взыскания на подчиненных.

Рекомендуемая литература:

1. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. 1994.

2. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приложение № 3 к приказу министра обороны Российской Федерации № 70 2004 года «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».

3. Воспитательная работа: содержание, организация, методика. - М.: ГУВР, 2002. 32 - 43.

4. Технология укрепления воинской дисциплины: Учебник. - М.: ВУ, 2006. - 343с.

5. Юрченко Ю. Психолого-педагогические основы деятельности офицерского состава по укреплению правопорядка и воинской дисциплины // Ориентир. - 2005. - №4.

Полковник

Петр ФОМБНКО,

кандидат исторических наук, доцент.

Юрий ЮРЧЕНКО,

кандидат социологических наук

«Ориентир» 2007.03


Просмотр

Скачать87 Кбайт


Все документы



Материалы по теме

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.

14 Апреля 2020

1. Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.
2. Вода как основное огнетушащ ее средство....

Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.

14 Апреля 2020

1.Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной...

Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.

14 Апреля 2020

1. Требования безопасности при разведении костров
2. Требования безопасности при производстве...

Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды

14 Апреля 2020

1. Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных...

Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы

14 Апреля 2020

1. Назначение пожарных команд. Порядок несения службы.
2. Назначение пожарных расчетов....



00:00