Поиск по сайту

Пути формирования у военнослужащих патриотических чувств и личной ответственности за защиту Родины

06 февраля 2019 06:00


1. Патриотизм, верность воинскому долгу - важнейшие качества российского воина.
2. Работа младшего командира по воспитанию воина-патриота.


ВОПРОСЫ:

1. Патриотизм, верность воинскому долгу - важнейшие качества российского воина.

2. Работа младшего командира по воспитанию воина-патриота.

1

Особое место среди духовных качеств российского воина занимает чувство патриотизма. Под ним понимается преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Для патриота характерно чувство безмерной любви к своему народу, гордости за его свершения, сопереживание за победы и поражения своей Родины.

Прошлое нашего Отечества убедительно свидетельствует, что во все времена государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих жизненность общества. Своими истоками она уходит в древность, в период распространения христианства на Руси и борьбы с многочисленными захватчиками. Тогда формировались традиционные моральные ценности нашего народа.

На патриотической основе произошло национально-государственное объединение Руси, что одновременно укрепило и саму патриотическую идею, прочно соединив ее с государственностью. Уже в начале XVII века «Устав ратных и пушечных дел» закрепил патриотизм как военно-профессиональное качество и норму поведения воинов.

В период военных реформ Петра I государственный патриотизм ставился выше всех ценностей. Служба Отечеству, служебное рвение были объявлены главной добродетелью как непременное условие получения чинов, наград и званий и закреплены в «Табели о рангах»

Патриотизм наших соотечественников носит особый характер. Он формировался в течение многих столетий и передавался из поколения в поколение как высшая духовная ценность.

Можно выделить несколько характерных черт, свойственных патриоту-россиянину, а значит и патриотизму российского воина:

1. Жизненная стойкость, терпение и мужество. Эти качества питают твердость духа в нелегкие для Отечества времена. Они же сохраняют веру в лучшую жизнь, помогают преодолеть все жизненные трудности и лишения. «Твердость в предприятиях, неутомимость в исполнении - суть качества, отличающие патриотизм русского народа», - подчеркивал А.Н. Радищев.

2. Российский патриотизм проявляется в законопослушании и беспредельном доверии государственной власти. «Русский патриотизм отличается от всякого иного своей беспредельной и безусловной, то есть не требующей ничего взамен, верностью государству», - подчеркивал русский историк Ф.Ф. Нестеров.

3. Характерной чертой российского патриотизма является особая любовь соотечественников к родной природе.

Это особенно чувствуют россияне, которые в силу различных причин оказываются за рубежом. Они часто вспоминают обширные просторы России, ее поля, луга и реки. Белая березка стала символом России и всегда ассоциируется с любовью к родным краям. Да и стремление призывников проходить воинскую службу вблизи от родных мест также свидетельствует о стойкой привычке к местной природе.

4. Любовь к Отечеству всегда сочетается с ненавистью к его захватчикам. Готовность русских людей по первому зову встать на защиту своих рубежей была хорошо известна уже в глубокой древности. Еще византийский император Маврикий писал, что «племена славян... никогда нельзя склонить к рабству или подчинению». Значительно позже Бисмарк предостерегал тех, кто готовился напасть на Россию: «О победе над Россией можно говорить, если в ходе войны она будет полностью разгромлена... Но подобный результат даже и после самых блестящих побед лежит вне всякого вероятия... Миллионы собственно русских, даже если их разделить... также быстро, вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезаемого кусочка ртути», и ведут борьбу за освобождение своей территории чисто с русским неистовством.

5. Патриотизм подпитывается религиозностью, верой в Божий промысел. Взаимодействие армии в особенности с русской православной церковью имеет давние исторические корни. Для русского воина вера всегда была одним из главных элементов на пути к победе. Русские дружинники не случайно звались «христолюбивым воинством». Известный публицист и философ С.Н. Булгаков писал: «Русское войско держалось двумя силами: железной дисциплиной, без которой не может существовать никакая армия, да верой». Определяя войну вообще, как несомненное зло, церковь объявляет войны в защиту Отечества священными, а погибающих на полях сражений воинов - жертвенниками любви.

Любовь россиянина к Родине можно сравнить только с любовью к матери. Думается, ни в одном языке мира мы не встретим словосочетания «родина -мать». В нем выражена глубина патриотизма нашего народа. Поэтому не удивительно, что в этих условиях патриотизм стал естественной государственной идеологией русской нации. «Русский... не может быть ничем иным, как патриотом», - подчеркивал Н.Г. Чернышевский. Это подтверждают не только годы военного лихолетья, но и мирной будничной жизни.

Чувство патриотизма было и остается высшей нравственной ценностью и наполняет смыслом службу в армии Российского государства. Любовь к Родине не ограничивается словесными заверениями, а включает созидательное начало, выражается в конкретных благородных делах и героических поступках. Патриотическое отношение к своим обязанностям позволяет стойко переносить любые тяготы службы, испытания повседневностью будней, которые порой оказываются для человека труднее, чем кратковременная проверка в исключительных условиях.

У военнослужащего патриотизм проявляется в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине. Для военных людей эти понятия неразрывно связаны и по сути дела являются синонимами. «Самым главным, самым священным для меня, - писал трижды Герой Советского Союза маршал авиации А.И. Покрышкин, - был всегда долг перед Родиной». Именно чувство долга помогает каждому из нас преодолеть трудности воинской службы, устоять от неверного шага, сохранить совесть и достоинство.

Выполнение воинского долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Нельзя верить тому, кто клянется в любви к Родине и одновременно избегает исполнения своего долга по ее вооруженной защите. А такие, к сожалению, в современной России еще встречаются.

История свидетельствует, что общества, в которых граждане начинали с презрением относиться к воинскому долгу, неминуемо ждали распад и крах. Наш отечественный опыт говорит о другом отношении к воинскому долгу. Например, в годы Великой Отечественной войны многие юноши и девушки, еще не достигшие призывного возраста, буквально осаждали двери военкоматов, стремясь стать защитниками Родины.

В мирной повседневной жизни ратный долг требует от каждого воина глубокого понимания личной ответственности за защиту Родины, мастерского владения вверенной техникой и оружием, совершенствования своих морально-психологических и боевых качеств, высокой организованности и дисциплины.

Быть верным воинскому долгу - значит всеми своими делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется -встать на ее защиту. Российским воинам есть с кого брать пример.

В летописи Отечества золотыми буквами вписаны немеркнущие подвиги российского и советского воинства, которыми гордиться вся страна. Наш солдат всегда знал, за что он сражался. И поэтому чувства патриотизма, долга были присущи и дружинникам Святослава, и воинам Петра I, и суворовским чудо-богатырям, и храбрым солдатам Великой Отечественной войны.

Обусловлено это было прежде всего тем, что русские войска не знали военного наемничества, к которому длительное время прибегали многие государства Европы. В армиях, создаваемых из деклассированных элементов и иноземных наемников, и речи не могло быть о патриотизме, о воинском долге, так как для этих людей не существовало самого понятия Родины. Их моральный дух был настолько низок, что они могли в любое время, а особенно в момент опасности для жизни, оставить поле боя. Было немало случаев и массового перехода наемников на сторону противника, выигравшего сражение.

Для полного исполнения своего долга воину всегда нужны такие волевые и духовные качества, как страстная убежденность в правоте своего дела, обширные и прочные знания, сильная воля. Только единство и тесный сплав всех этих основных качеств позволяют ему быть человеком долга, который способен в нужную минуту закрыть своей грудью пулеметную амбразуру, пойти на таран вражеского самолета, не отступить перед лицом грозной опасности, стойко преодолеть трудности повседневных будней.

В своей книге «Солдатский долг» Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский привел один эпизод, связанный с форсированием водной преграды нашими войсками: «Нам довелось наблюдать работу саперов. Работая по горло в ледяной воде среди разрывов снарядов и мин, они наводили переправу. Каждую секунду им грозила смерть, но люди понимали свой солдатский долг и думали об одном - помочь товарищам на западном берегу и этим приблизить победу. Долг для них был превыше всего!» Прославленный полководец видит в понятие «долг» своеобразный венец, концентрацию героического проявления всех духовных и физических сил воинов.

Особенность воинского долга заключается в том, что он, выражая нравственные требования общества к человеку защищать Отечество, находит свое юридическое закрепление в военной присяге и уставах, имеющих силу закона. Поэтому каждый военнослужащий обязан полностью выполнять свои служебные обязанности, как в силу морального долга, так и на основании правовых документов - военной присяги и уставов. Это диалектическое единство морали и права позволяет успешнее решать все задачи, стоящие перед солдатами и сержантами.

2

Патриотическое воспитание в армии является одной из важнейших задач и реализуется в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», в которой определены основные направления, формы и методы работы. Патриотами, как известно, не рождаются, ими становятся в процессе семейного и школьного воспитания, в ходе общественной и профессиональной деятельности, а также армейской службы.

Не малая роль в организации патриотического воспитания солдат принадлежит младшим командирам. Они постоянно находятся с подчиненными - на занятиях и в расположении, на работе и в часы досуга. Теплые, дружеские беседы с сослуживцами в неформальной обстановке порой бывают не менее ценными в воспитательном плане, чем плановые занятия.

Войсковой опыт свидетельствует, что воспитание любви к Родине у подчиненных младшие командиры могут проводить по следующим направлениям.

1. Разъяснение личному составу сущности военной политики Российского государства, основных направлений модернизации его Вооруженных Сил, мер по повышению социальной защищенности военнослужащих.

В последние годы внимание государственных органов, всего российского общества к Вооруженным Силам повысилось. Они стали лучше финансироваться, более эффективно проводится их модернизация. «Период пожарного «латания дыр» и элементарного выживания, - отмечает Президент России, Верховный Главнокомандующий В. Путин, - закончился. Армия и флот вновь обретают мощь, силу, внутреннюю уверенность в себе. А главное -к людям в погонах возвращается осознание своей государственной значимости и востребованности. Соответственно качественно, в лучшую сторону меняется и их отношение к учебе и службе».

Подтверждением этого является тот факт, что только в прошлом году на закупку вооружения потрачено средств в 1,5 раза больше, чем в 2005. А на реализацию Государственной программы вооружения, рассчитанной до 2015 года, будет направлено почти пять триллионов рублей, причем около 80 процентов из них пойдет именно на модернизацию и закупку современных видов вооружения и техники. Особое внимание будет уделено насыщению армии и флота высокоточным оружием, современными средствами связи и радиоэлектронной борьбы, системами разведки и контроля воздушного пространства.

В ближайшие годы предусматривается дальнейшее улучшение социального положения военнослужащих. До конца 2008 года их доходы вырастут в полтора раза в реальном исчислении. Все военнослужащие, заключившие контракт до 1 января 1998 года, в период до 2010 года должны получить жилье. Для вновь поступающих на службу запускаются накопительно-ипотечные механизмы обеспечения жильем. Немало предполагается сделать для улучшения экипировки военнослужащих, их оснащения и обмундирования.

2. Одним из направлений в воспитании воина-патриота является изучение военной истории, показ героического прошлого страны и ее Вооруженных Сил, пропаганда боевых традиций. Российский писатель В. Пикуль писал: «...Нельзя быть патриотом сегодняшнего дня, не опираясь при этом на богатейшее наследство наших предков. Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и сильнее разумом. История воспитывает в нем необходимое чувство национальной гордости!»

Военная история является эффективным средством расширения кругозора воина, помогает объяснить причины побед и поражений в войнах, способствует выполнению им воинского долга в мирных условиях.

Действительно, правдивое и яркое воспроизведение страниц героического прошлого, беззаветного служения Отечеству, показ традиций народа и армии, истории их борьбы за независимость способствуют укреплению духовных сил людей, воспитанию у них чувства патриотизма, веры в свои силы, готовности до конца выполнить свой воинский долг.

Особое место в этом процессе занимает изучение истории Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., войны героической и драматической, в результате которой наша страна не только устояла, не погибла, но и спасла народы других стран от фашистского варварства, создала предпосылки для дальнейшего социального прогресса.

Важное значение в воспитании воинов имеет изучение истории своего соединения, части, корабля. Опытные командиры добиваются того, чтобы каждый новобранец, придя в полк, знал не только его номер, но и всю его боевую историю, его героев и боевые награды, успехи на учениях и маневрах. Это способствует тому, что человек начинает гордиться своим полком и повсюду отстаивает его честь. Решению этой задачи способствует то, что о многих соединениях и частях написаны книги, изданы брошюры, в каждой части есть музей или комната боевой славы, галереи Героев, а в комнатах досуга - схемы боевого пути и стенды, рассказывающие об истории части и ее героях.

Командир отделения, расчета, экипажа, боевого поста имеет возможность широко использовать эти материалы в воспитании подчиненных. Большое впечатление на воинов производят рассказы о подвигах Героев Советского Союза и Героев России, кавалеров ордена Славы, воинов, навечно зачисленных в списки части.

3. Важным направлением в воспитании патриотизма является обращение к воинским ритуалам, которым в последние годы уделяется все больше внимания. Они сопровождают воина на протяжении всей службы в армии и содержат глубокий смысл.

Воинские ритуалы многообразны и охватывают все сферы воинской деятельности. Наиболее популярные из них: принятие военной присяги, вручение наград и объявление поощрений, торжественное чествование героев и ветеранов, заступление на боевое дежурство, проведение строевых смотров, развод и смена караулов, проведение торжественных собраний и митингов и др. Все они эмоционально окрашены и содержат огромный воспитательный потенциал.

Хорошо организованные и четко проведенные воинские ритуалы вызывают у воинов высокие патриотические чувства и мысли, зовут к новым свершениям и поступкам, вдохновляют на успешное решение стоящих перед ними задач. Младшие командиры должны помнить, что в подготовке и проведении воинских ритуалов не может быть мелочей. Малейшее нарушение слаженности, гармонии, ритмичности при их выполнении вызывает отрицательные эмоции и у участников ритуала, и у наблюдающих.

4. Благотворное воздействие на формирование у солдат и матросов патриотических чувств оказывает сама специфика ратного труда, его высокий социальный статус, который определен Конституцией РФ, законами России, военной присягой и воинскими уставами. Требования этих документов мобилизуют воинов на добросовестное выполнение своего патриотического и воинского долга.

Каждый молодой воин, вступая в ряды Вооруженных Сил, убеждается, что воинский труд не только почетен и славен, но и нелегок, сопряжен с большой ответственностью. Для достижения победы над технически оснащенным, сильным противником необходимо многое знать и уметь - обладать высокой военной подготовкой, твердой морально-психологической закалкой, физической натренированностью, умением успешно вести бой. Эти задачи являются особенно актуальными в связи с предстоящим сокращением службы по призыву и поступлением на вооружение частей и подразделений сложных боевой техники и оружия.

В последние годы в армии и на флоте все более напряженной и поучительной становится боевая учеба. На боевом дежурстве, полевых занятиях и учениях, полетах, боевых стрельбах, длительных маршах днем и ночью, в любую погоду, при несении караульной службы мужает характер воина-патриота, для которого высшей целью жизни и деятельности является надежная защита Отечества. Не случайно отважные поступки в мирное время наших подводников, ракетчиков, десантников, саперов, воинов других родов войск отмечаются высокими наградами Родины, вызывают у нас такие же душевное волнение и гордость, как и подвиги на поле боя.

5. Значительную роль в формировании воина-патриота играет воспитание на положительном примере, самоотверженных поступках воинов Российской армии, своего рода войск, округа, соединения и части.

Современная служба в Вооруженных Силах дает немало примеров мужественных поступков воинов различных родов войск, свидетельствующих об их верности воинскому долгу, преданности Родине. Задача младших командиров широко популяризировать деятельность этих воинов, ярко раскрывать истоки их успеха, мобилизовывать своих подчиненных на успешное решение стоящих перед ними задач.

Таким образом, в арсенале младшего командира имеется немало средств, форм и методов работы по воспитанию своих подчиненных в духе патриотизма, верности воинскому долгу и личной ответственности за защиту Родины. Активное и эффективное их использование - долг каждого сержанта и старшины.

Методические рекомендации

1. Во вступительном слове, подчеркивая важность и актуальность темы, следует отметить, что патриотизм являлся важнейшим источником побед наших соотечественников во всех войнах по защите Отечества. Сегодня он - один из слагаемых успеха в боевой учебе и службе.

2. При рассмотрении первого вопроса целесообразно дать определение патриотизма, раскрыть черты, характерные для патриота-россиянина, показать взаимосвязь патриотизма и исполнения воинского долга.

3. В ходе раскрытия второго вопроса целесообразно с учетом особенностей воинского коллектива рассмотреть важнейшие направления, формы и методы работы младших командиров по воспитанию у подчиненных чувств патриотизма, воинского долга и личной ответственности за защиту Родины.

4. В заключение занятия необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, подвести его итоги, дать рекомендации по изучению литературы.

Рекомендуемая литература:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». - М., 2005.

2. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приказ министра обороны РФ 2004 г. № 70.

3. Падерин А. Патриотизм - источник массового героизма народа в борьбе против фашизма // Ориентир - 2005. - №1.

4. Сизова Е. Патриотизм и проблемы духовно-нравственной безопасности России // Ориентир - 2006.- № 2.

5. Стрельников В. Патриотизм - важнейший фактор укрепления ВС РФ // Ориентир - 2003. - № 1.

Подполковник

Сергей КОРИН.

Виктор СТРЕЛЬНИКОВ,

кандидат исторических наук, доцент

«Ориентир» 2007.04



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram