Поиск по сайту

Методика индивидуально-воспитательной работы прапорщиков (мичманов) с подчиненными

06 февраля 2019 06:00


1. Сущность и содержание индивидуально-воспитательной работы (ИВР) с военнослужащими.
2. Методика ИВР прапорщиков (мичманов) с подчиненными.


ВОПРОСЫ:

1. Сущность и содержание индивидуально-воспитательной работы (ИВР) с военнослужащими.

2. Методика ИВР прапорщиков (мичманов) с подчиненными.

«Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями».

К. Д. Ушинский.

1

Воспитание человека - сложный, противоречивый и многоплановый процесс. Его действенность в армии во многом определяется способностью командира найти подход к каждому подчиненному, обеспечить наиболее полную реализацию его возможностей в воинской службе и самосовершенствовании. Все это достигается в процессе индивидуально-воспитательной работы (ИВР), выступающей одной из основных функциональных обязанностей командира (начальника).

Воспитание военнослужащих - это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил РФ по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями создания современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по их предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства.

Практика воспитательной работы в воинских частях и подразделениях свидетельствует о том, что ее эффективность во многом зависит от умения командиров (начальников) изучать и учитывать индивидуальные особенности тех, кого они воспитывают. Содержание ИВР обусловлено ее спецификой в системе воспитания военнослужащих, сложностью, нередко и противоречивостью натуры воина, а также особенностями прохождения им воинской службы.

Действенность воспитательной работы командира с конкретным военнослужащим во многом зависит от того, насколько полно и точно он знает своего подчиненного, его достоинства и недостатки, может найти наиболее целесообразные формы, методы, средства и использовать необходимые приемы воздействия на его сознание, чувства, волю и поведение в конкретных условиях. Эффективность воспитательной работы в части (подразделении) зависит еще и от того, насколько в данном виде деятельности задействованы ближайшие помощники командиров - прапорщики (мичманы).

Прежде всего необходимо осознать, что ИВР - это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей (командиров, начальников) на воспитуемых (различных категорий военнослужащих), осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием целесообразных в определенных условиях методов, форм и средств воспитания.

Следовательно, сущность ИВР состоит в том, что она осуществляется, можно сказать, только в плоскости межличностного общения воспитателя и воспитанника, в их непосредственном взаимодействии.

В основе ИВР лежат принципы воспитания. Первый из них -принцип сочетания дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности. Его сущность в том, чтобы на основе глубокого и всестороннего знания индивидуальных и типических свойств личности военнослужащего и специфики их проявления в конкретных ситуациях применять такие методы воспитания, средства и приемы личного и коллективного воздействия, которые дают наибольший воспитательный эффект.

Среди принципов, лежащих в основе ИВР с военнослужащими, следует выделить:

- сочетание требовательности к воспитаннику с уважением его личного достоинства и заботой о нем;

- опору на положительные качества личности воспитанника;

- единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий и т. д.

Использование прапорщиками (мичманами) в своей деятельности принципов воспитания позволяет им целенаправленно осуществлять ИВР, а также прогнозировать действия, поступки, варианты поведения подчиненных. При этом они могут выбирать наиболее эффективные методы, средства и приемы воспитательного воздействия на военнослужащего (см. схему).

Схема

27.jpg

Командиру-воспитателю необходимо определиться, насколько и какие качества личности воина совпадают (не совпадают) с требованиями воинской службы, его ролью в воинском коллективе. Большое значение имеет и знание того, что хочет подчиненный в жизни, чего ждет от военной службы, чем она для него привлекательна. Насколько его установка на ратный труд соотносится с требованиями боевой готовности, интересами коллектива, задачами развития каждого воина (см. таблицу).

Таблица

№ п.п.

Изучаемые вопросы

Содержание изучаемых вопросов

1.

Общие биографические сведения

- фамилия, имя, отчество, год рождения, социальное и семейное положение, условия, в которых рос, учился и воспитывался, род занятий до военной службы, круг товарищей, друзей, знакомых;

2.

Морально-нравственные качества

- уровень сознательности, отношение к воинскому долгу, соблюдение норм морали, дисциплинированность, честность, организованность, повиновение и исполнительность, отношение к товарищам, коллективу, службе;

3.

Психические особенности

- тип личности, характер, темперамент, способности, склонности, привычки, волевые черты, внимание, память, речь, увлечения и др.;

4.

Состояние здоровья

- физическое и психическое развитие, выносливость, уровень закалки, сопротивляемость организма к простудным и иным заболеваниям и др.

Конечно, совместная служба сама по себе способствует раскрытию характеров военнослужащих, и прапорщик (мичман), даже не занимаясь специально этим вопросом, будет много знать о своих подчиненных. Но это знания неглубокие, сиюминутные. Интересы же воинского труда требуют, чтобы командир (начальник) как можно больше знал о подчиненных.

Непосредственное изучение подчиненных осуществляется в ходе наблюдения, индивидуальных собеседований и бесед, эксперимента, индивидуальной помощи и т.п. Опосредованное изучение реализуется в процессе анализа результатов деятельности военнослужащего, изучения мнения о нем его сослуживцев, его документов, переписки с родителями, руководителями школ, предприятий, где учился или работал воспитанник, обобщения независимых характеристик, применения биографического метода и др.

Для проведения грамотной индивидуально-воспитательной работы прапорщику (мичману) целесообразно иметь педагогический дневник, в котором, как правило, фиксируются: индивидуальные особенности каждого подчиненного и динамика его развития; конкретные факты индивидуальной работы (например, дата, краткое содержание индивидуальных бесед); характерные особенности, выявленные в ходе наблюдения, работы с младшими командирами, товарищами; достижения воина, его отдельные проступки, мотивы их проявления, характерные суждения и др.; выводы по результатам педагогического воздействия, определение перспектив дальнейшей индивидуальной работы с воином.

На основе индивидуальных особенностей военнослужащего прапорщик (мичман) прогнозирует его действия и поступки в различных условиях. Чем больше воспитатель знает о воспитаннике, тем точнее он может предвидеть варианты его поведения, реакции в различных ситуациях. Одновременно глубокое и всестороннее знание индивидуальных особенностей подчиненного позволяет прапорщику (мичману) определять пути воспитания (перевоспитания) военнослужащего и необходимые для этого способы достижения цели.

Индивидуальное воспитательное воздействие по характеру влияния на личность военнослужащего можно разделить на: непосредственное и опосредованное.

Объектом непосредственно' го воздействия являются две основные стороны личности -внешняя (деятельность, поведение, общение) и внутренняя (духовно-нравственная). Цель воздействия на внешнюю сторону личности заключается в том, чтобы передать воину жизненный опыт воспитателей, их знания, навыки и умения в поведении и общении; на внутреннюю -создание взаимного расположения, симпатии между командиром-воспитателем и его подчиненными, налаживание человеческого, доверительного духовно-нравственного контакта. Только с учетом всего этого командир может добиться нравственной устойчивости воспитанника, оказать ему духовную поддержку, стимулировать его самосовершенствование.

Непосредственное взаимодействие командира с подчиненными проявляется в индивидуальной помощи, требовательности, контроле и пр. Оно осуществляется, как правило, в процессе службы в наряде, карауле, при несении боевого дежурства, при выполнении регламентных работ. Ведущая роль обычно принадлежит индивидуальной беседе.

Таким образом, основное назначение непосредственного воспитательного воздействия заключается в том, чтобы сформировать у подчиненного психологическую готовность к восприятию того, что ему передает командир-воспитатель, желание перевести внешние ценности в свои собственные, внутренние.

Опосредованное воздействие обеспечивается прежде всего созданием таких условий, которые стимулируют формирование определенных привычек, развивают профессионально важные качества, помогают преодолевать негативные черты личности воина. К ним относятся:

- организация в подразделении учебного процесса, бытовых условий, системы воспитания, службы войск;

- доброжелательное отношение к воину командиров;

- создание благоприятной нравственной атмосферы в воинском коллективе и др.Командир (начальник), в той или иной степени влияя на эти условия, усиливает воспитательное воздействие на личный состав.

Однако для осуществления ИВР не стоит ограничиваться изучением биографических данных и индивидуально-психологических особенностей военнослужащих. Необходимо также изучать уровень развития личности военнослужащего.

Характеристику уровня развития личности военнослужащего составляют следующие показатели:

- степень включенности в систему связей с сослуживцами, командирами (начальниками), другими людьми;

- общительность (коммуникативность);

- место среди членов воинского коллектива (лидер, середнячок, аутсайдер, «белая ворона» и др.);

- степень влияния на других военнослужащих (авторитетность);

- способность адаптироваться к условиям военной службы и др.

В своей совокупности данные об уровне развития личности военнослужащего должны способствовать пониманию его места и роли в воинском коллективе и тому, как коллектив отражен в его личности.

Таким образом, для проведения эффективной ИВР прапорщику (мичману) необходимо знать ее сущность, содержание и методику проведения. При организации индивидуально-воспитательной работы очень важно учитывать специфику деятельности подчиненных.

2

Определяя методику ИВР с подчиненными как совокупность способов и приемов воспитательного воздействия прапорщика (мичмана) на конкретных военнослужащих, можно выделить три ее основных этапа:

1. Изучение личностных качеств и особенностей, сильных и слабых сторон военнослужащего.

2. Выбор оптимальных форм, методов и приемов воспитательного воздействия и их практическое применение.

3. Анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия, при необходимости корректировка его методов и приемов.

Приступая к решению воспитательных задач с подчиненными, прапорщик (мичман) часто сталкивается с проблемой выбора наиболее эффективного методе (группы методов) воспитательного воздействия.

Практический опыт свидетельствует, что чаще всего прапорщики (мичманы) руководствуются элементарной целесообразностью и советами старших командиров (начальников). Но такой путь малоэффективен и не всегда приводит к желаемому воспитательному результату. Здесь, очевидно, не используется один важный резерв в воспитании подчиненных, он заключен в строгом учете особенностей ратного труда военнослужащих подразделения.

Прежде, чем организовать воспитательное воздействие на подчиненного, прапорщик (мичман) должен четко уяснить себе цель, содержание и специфику того, что должен делать. Ему очень важно также определиться в логике формирования (развития) требуемых качеств у подчиненного.

Одна из основных задач прапорщика (мичмана) при выборе методов ИВР будет состоять в том, чтобы учесть возможность организации деятельности подчиненного, выработки у него практических навыков и умений, а также развитие необходимого взаимодействия с сослуживцами, стиля общения в коллективе. Например, предварительной работы требует задача подбора и расстановки военнослужащих на те места служебной деятельности, на которых именно они необходимы, так как обладают определенными качествами.

На выбор методов воспитательного воздействия заметное влияние оказывает состояние взаимоотношений между воинами, организация их жизни в подразделении. Прапорщик (мичман) не может не учитывать и того обстоятельства, что в любой группе подчиненных есть воины с различным уровнем функциональной активности. Безусловно, это обязывает его избирать такие методы ИВР с военнослужащими, которые направят их активность в нужное русло, будут стимулировать ее проявление сообразно содержанию и условиям решения учебно-боевой и служебной задачи.

На выбор методов ИВР с подчиненными существенное влияние оказывает и тот факт, что в подразделение часто прибывают военнослужащие с недостаточно выраженной способностью к волевой саморегуляции, в своих оценках, суждениях и поступках, руководствующиеся иными, чем принято в данном коллективе, критериями и ориентирами. В этом случае важны максимальная дифференцированность ИВР и более тщательный подбор методов воспитания в соответствии с выявленными индивидуальными характеристиками подчиненных.

При проведении ИВР, как правило, опытные начальники применяют не только традиционные методы воспитания (поощрение, пример, упражнение, убеждение, принуждение), но и такие, как индивидуальная беседа, включение в ситуацию нравственного выбора, исполнение ролей и др.

Известно, что в воинском коллективе каждый военнослужащий призван играть строго определенную роль на различных уровнях взаимодействия с сослуживцами: военно-служебном, общественно-бытовом, межличностном. Однако не каждый военнослужащий бывает готов к оптимальной реализации своей ролевой функции. Один, например, успешно справляется с обязанностями военного специалиста-исполнителя, но не может быть хорошим, надежным товарищем, у другого есть способности к организаторству, лидерству, но нет исполнительности. А в жизни подразделения личность военнослужащего проявляется многопланово. И все должно осуществляться гармонично. В силу данного обстоятельства в числе первоочередных задач ИВР есть задача подготовки подчиненного к эффективному исполнению ролей, предопределенных ему должностным предназначением, местом в структуре общественных и психологических отношений в коллективе.

Следующим важным этапом ИВР является анализ, достигнутых результатов, который прапорщик (мичман), как командир подразделения, должен осуществлять ежедневно. Данный этап предполагает при необходимости внесение корректив в работу с подчиненными. Для этого необходимо обладать объективной информацией о положении дел в подразделении и поведении военнослужащих. В этих целях используются доклады младших командиров, дежурных и дневальных, результаты индивидуальных и групповых бесед, вечеров вопросов и ответов и другие воспитательные мероприятия, а также поведение военнослужащих на занятиях, в столовой, казарме, автопарке и т. д.

Результаты анализа обсуждаются с младшими командирами при подведении итогов боевой учебы за неделю, месяц. Здесь важно выслушать мнение подчиненных, совместно обсудить успехи и неудачи, а затем принять решение по совершенствованию ИВР. При этом каждому прапорщику (мичману) не следует забывать о самообразовании как наиболее эффективном пути достижения командирской зрелости.

Таково существо методов и приемов, наиболее часто применяемых прапорщиками (мичманами) при организации индивидуально-воспитательного воздействия.

Таким образом, ИВР в подразделении - это сложный, противоречивый и творческий процесс формирования у военнослужащих личностных качеств и привычек поведения. Суть ее заключается в том, что на основе изучения особенностей каждого военнослужащего, реализации индивидуального и личностного подходов воспитатели оказывают целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, чувства и волю военнослужащих. При этом они комплексно используют различные методы, приемы и средства воспитания.

Методические рекомендации

1. Во вступительной части занятия необходимо акцентировать внимание обучаемых на актуальности и важности индивидуально-воспитательной работы для формирования качеств военнослужащего у подчиненных.

2. При рассмотрении первого вопроса лекции принципиально важно разъяснить слушателям сущность понятия «индивидуально-воспитательная работа», ее содержание и структуру, основные формы проведения.

3. Во втором вопросе необходимо изучить методику ИВР с подчиненными как совокупность способов и приемов воспитательного воздействия прапорщика (мичмана). Усвоить три основных этапа ИВР:

- изучение личностных качеств и особенностей, сильных и слабых сторон военнослужащего;

- выбор оптимальных форм, методов и приемов воспитательного воздействия и их практическое применение;

- анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия, при необходимости корректировка его методов и приемов.

Добиться уяснения слушателями понимания методики ИВР. Показать им ее влияние на результаты военно-служебной и повседневной деятельности военнослужащих подразделения (части) на конкретных примерах из жизни войск с использованием опыта проведения индивидуально-воспитательной работы в частях в условиях локальных войн и вооруженных конфликтов современности (для подготовки данных сообщений необходимо использовать рекомендуемую литературу).

4. В заключение лекции целесообразно акцентировать внимание прапорщиков (мичманов) на том, что им отводится особое место в жизнедеятельности и функционировании подразделения (части) и проведении ИВР с подчиненными.

Рекомендуемая литература:

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитания. - М.: Педагогика, 1986.

2. Анцупов А.Я., Федотов В.В. Психология взаимоотношений в воинском коллективе. Учебное пособие. - М.: ГА ВС, 1992.

3. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М., 1972.

4. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. В 8 т. - М.: АПН, 1969.

5. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. Учебно-методическое пособие / Под. общ. ред. И.А. Липского. - М.: ВУ, 1995.

6. Концепция воспитания военнослужащих силовых ведомств Российской Федерации. - М., 1998.

Полковник

Иосиф ГРУНТОВСКИЙ,

кандидат социологических наук,

доцент кафедры гуманитарных и

социально-экономических дисциплин

Общевойсковой академии ВС РФ

«Ориентир» 2007.05



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram