Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Инфопортал для военнослужащих

Социально-психологическая характеристика воинского коллектива


06 февраля 2019 06:00    Источник:


1. Психология воинского коллектива и характеристика его компонентов.
2. Роль прапорщика (мичмана) в формировании здорового морально-психологического климата в подразделении.

ВОПРОСЫ:

1. Психология воинского коллектива и характеристика его компонентов.

2. Роль прапорщика (мичмана) в формировании здорового морально-психологического климата в подразделении.

1

Коллектив - это организованная группа людей, являющихся частью общества, объединенная общими целями, совместной социально-полезной деятельностью.

Воинский коллектив - организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально-нравственных позиций, совместной службы и боевой (служебной, вахтенной и др.) деятельности под руководством единоначальника.

В своем развитии воинский коллектив проходит определенные стадии. Чаще всего из них выделяют три основных: социального единства, войскового товарищества и социальной зрелости.

Первая, начальная стадия развития воинского коллектива (стадия социального единства) характеризуется тем, что находясь на ней, военнослужащие устанавливают многообразные контакты, которые необходимы для успешного выполнения служебных и общественных заданий. Эта стадия проходит не всегда легко. Как правило, возникают определенные трудности в сплочении коллектива. Нередки случаи, когда одна небольшая группировка безнравственных военнослужащих становится источником неуставных взаимоотношений и непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития воинского коллектива. Поэтому прапорщик (мичман) должен не только контролировать процессы, проходящие на данной стадии, но и принимать непосредственное участие в сплочении коллектива.

На второй стадии (стадии войскового товарищества), как правило, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются позитивные отношения между военнослужащими, формируется достаточно стабильная структура коллектива, которая не мыслима без коллективного мнения и настроения, взаимоотношений и сплоченности, дисциплинированности и коллективных привычек. При проведении воспитательной работы на данном этапе прапорщик (мичман) должен активно использовать боевые, служебные, спортивные, бытовые традиции, которые становятся привычными нормами поведения большинства воинов и способствуют достижению высоких результатов в службе.

На третьей стадии социальной и боевой зрелости достигается единство воли и действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентации воинского коллектива. Отношения между военнослужащими характеризуются наличием взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимозаменяемости и бесконфликтности. В коллективе, достигшем данной стадии развития, преобладает здоровый морально-психологический климат, благотворно влияющий на всестороннее развитие личности воина.

В повседневной жизни, когда речь идет о психологии коллектива, часто используют такое понятие, как морально-психологический климат, под которым понимают характер социальной и нравственной атмосферы в коллективе, его морально-психологическое состояние.

В структуре морально-психологического климата выделяют две основные составляющие: отношение людей к деятельности, ради выполнения которой был создан коллектив, и их отношение друг к другу. В свою очередь, отношения друг к другу дифференцируются на отношения по горизонтали (например, в воинском коллективе между рядовыми, сержантами, прапорщиками (мичманами) и отношением по вертикали в системе руководства и подчинения.

Следовательно, непосредственное контактное общение является не только неотъемлемым элементом жизнедеятельности любого коллектива, но и, по сути, наряду с деятельностью - основой его существования. Если говорить о взаимоотношениях военнослужащих в целом, то в их структуре можно выделить несколько сфер: служебную, общественно-политическую, неслужебную (бытовую), а также их неотъемлемый аспект - систему межличностных психологических отношений.

Служебные отношения - важнейшая основа взаимодействия людей при решении профессиональных задач, в том числе и военнослужащих в бою, на службе, в повседневной жизни. Система данных отношений предполагает неукоснительное исполнение боевых, служебных, трудовых обязанностей и ролей. Они официально закреплены в организационной структуре воинского коллектива, задаются в соответствующих руководящих документах: законах, приказах, уставах, правилах, наставлениях. Однако и на службе, и вне ее взаимодействуют конкретные люди, обладающие разумом, чувствами, волей, поэтому нельзя отрывать служебные отношения от личностных, так же, как нельзя отождествлять личностные и неслужебные отношения.

Межличностные психологические отношения ЯВЛЯЮТСЯ одной из сторон объективных отношений, оказывающей исключительно большое влияние на поведение военнослужащих. Система таких отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия, антипатия, безразличие, дружба и неприязнь) складывается порой стихийно. Однако роль межличностных отношений весьма значима для решения служебных проблем и задач, поэтому изучение структуры межличностных отношений военнослужащих нуждается в пристальном внимании и систематическом управлении со стороны командира подразделения.

Морально-психологический климат коллектива всегда проникнут сложной гаммой эмоций и чувств, которые существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название коллективного настроения.

Коллективное настроение -это эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или сдерживает коллектив-, ное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива - это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью. От них зависит степень готовности военнослужащих к тем или иным' действиям. Бывает, что групповое настроение принимает форму возбуждения, которое превышает безопасные пределы и становится доминирующим фактором поведения, плохо поддающимся рациональному управлению со стороны командира (начальника).

Коллективные потребности - это психологическое отражение объективной или субъективной нужды коллектива в материальных или духовных продуктах (ценностях). Их содержание формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, влияющих на функционирование определенной социальной общности людей. В основе формирования содержания коллективных потребностей находятся вполне конкретные объективные интересы, цели и стремления, достижение которых необходимо для полноценного решения задач, стоящих перед воинским коллективом. Однако они становятся реальной силой лишь тогда, когда преобразуются в субъективную потребность большинства военнослужащих подразделения. Обогащению арсенала потребностей военнослужащих способствуют широта и гармония их отношения к воинской службе в целом, своей военно-профессиональной деятельности, командирам и начальникам, сослуживцам и др.

Коллективные традиции -относительно устойчивые сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной (боевой, вахтенной) деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или большинства членов коллектива. К их числу относятся служебные (вахтенные, боевые), профессиональные, социальные, спортивные и ряд других.

По отношению к коллективной деятельности психология коллектива представляет собой комплекс социально-психологических условий, которые обеспечивают процессы взаимодействия, общения, оказания помощи и поддержки, согласования совместных усилий при решении общих задач. Практика показывает, что для успешных действий коллектива в самой сложной обстановке важны прежде всего следующие условия:

а) общие, согласованные позиции членов коллектива по главным вопросам общественной жизни и военной службы, формирующиеся на основе морального единства воинов, общности их мировоззрения, убеждений и жизненных принципов;

б) навыки взаимодействия и общения, как в процессе деятельности, так и в быту, связанные с четкой и гибкой структурой распределения обязанностей, руководства и подчинения, а также нормами и способами регуляции совместной жизни и деятельности;

в) войсковое товарищество и боевая дружба, то есть взаимоотношения, обусловленные межличностными Л чувствами взаимного доверия, уважения и ответственности друг за друга.

Важной обобщенной характеристикой любого воинского коллектива является его направленность (целеустремленность), которая представляет собой систему коллективных целей и задач ближайшей и дальнейшей перспективы. Именно в целеустремленности отражается обобщенное социально-значимое лицо подразделения, характер его действий, коллективные интересы, запросы, устремления.

Характер и содержание направленности воинского коллектива в значительной мере определяются следующей характеристикой, которой выступает групповая (коллективная) совместимость, представляющая собой способность военнослужащих согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия в различных видах совместной деятельности. Иными словами, это эффект сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень удовлетворенности военнослужащих, в совместной военно-профессиональной деятельности.

Результатом оптимальной коллективной совместимости и одним из условий эффективности функционирования воинского подразделения выступает сплоченность коллектива, представляющая собой характеристику прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий военнослужащих. К числу ее основных показателей отнесены четкость, слаженность и результативность совместной групповой деятельности.

В свою очередь коллективная сплоченность отражается на количественных показателях следующей характеристики, которая представлена коллективной согласованностью (сработанностью, слаженностью). Ее сущность заключается в эффекте сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень максимально возможной успешности совместной деятельности при минимальных затратах на фоне значительной субъективной удовлетворенности совместной деятельностью. Иными словами, это результат успешного взаимодействия военнослужащих в конкретной деятельности (при отработке задач и нормативов, несении вахтенной или боевой службы и др.).

Рассмотренные социально-психологические явления воинских коллективов и их обобщенные характеристики представляют собой лишь теоретическое содержание коллективной психологии. Командирам и начальникам же важно не только их знание, но и умение использовать его в своей военно-профессиональной деятельности.

2

Прапорщики и мичманы являются начальниками для всех солдат, матросов, сержантов и старшин одной с ними части (корабля). Многие из них командуют взводами, являются старшинами рот и активно участвуют в обучении и воспитании подчиненных, сплачивают воинские коллективы, поддерживают в них здоровую моральную атмосферу. От их усилий во многом зависят дисциплина солдат и матросов, боевая готовность подразделений, частей и кораблей.

Особая роль отводится прапорщикам и мичманам, занимающим командные должности. От них требуются высокие организаторские способности и умелое руководство подчиненными в любой обстановке. Прапорщик или мичман в первую очередь сам должен неукоснительно соблюдать требования уставов й наставлений, показывать личный пример во всем и всегда. Необходимо подчеркнуть исключительную важность личного примера прапорщика (мичмана) в деле организации воспитания солдат и матросов. Личный пример - лучшая форма воздействия на подчиненных.

Высокая дисциплинированность прапорщика, помноженная на воинское мастерство и опыт, служит хорошим примером для подчиненных, вызывает стремление во всем подражать ему, укрепляет моральный дух солдат и сержантов, вселяет уверенность в успешном выполнении служебных обязанностей.

Успех деятельности прапорщиков в немалой степени зависит от их умения строить взаимоотношения с подчиненными. Искусство руководства это прежде всего искусство управлять сложными человеческими отношениями, способность сплотить личный состав в единый монолитный коллектив, умение распорядиться теми правами, которые даны прапорщику уставами, побуждать подчиненных к четкому выполнению воинского долга, совершенствованию боевого и служебного опыта.

В соответствии с психологическим содержанием отношений между военнослужащими их принято оценивать как соответствующие или не соответствующие, а порой и противоречащие уставным нормам. Как правило, отношения, соответствующие уставным требованиям, способствуют решению задач, стоящих перед воинским подразделением. В то же время взаимоотношения, не полностью отвечающие уставным нормам, выступают в качестве условий, способствующих совершению воинских проступков, развитию отрицательных качеств личности военнослужащих. Поэтому каждый прапорщик (мичман) обязан стремиться к тому, чтобы установить в воинском коллективе правильные уставные взаимоотношения.

Большое значение воинские уставы отводят принципу коллективизма во взаимоотношениях военнослужащих. Уставы обязывают военнослужащих дорожить войсковым товариществом, помогать товарищам словом и делом, удерживать их от недостойных поступков и, не щадя своей жизни, выручать их из опасности.

Но следует иметь в виду, что хотя воинские уставы четко и достаточно полно регламентируют взаимоотношения военнослужащих, в то же время они не могут предусмотреть всех деталей и возможных ситуаций. В частях и подразделениях, в труде и в быту складываются и развиваются самые разнообразные отношения, которые возникают стихийно и официально ничем не регламентируются. Поэтому взаимоотношения в воинском коллективе требуют постоянного и пристального внимания командиров, знания ими особенностей отношений между всеми категориями военнослужащих.

При организации служебных отношений прапорщик (мичман) всегда должен иметь в виду, что между начальниками и подчиненными исключительно важно взаимное доверие. Современный бой требует от личного состава предельной самоотдачи, решительных самостоятельных действий, готовности к личному и коллективному самопожертвованию. Для достижения победы необходимо, чтобы каждый военнослужащий глубоко понимал замысел и требования командира, проникся чувством безграничного доверия к нему, к своим боевым товарищам, был постоянно готов к самостоятельным, инициативным действиям. И, конечно же, успех боевых действий немыслим без веры командира в подчиненных, в их творческие силы, непобедимую решимость до конца выполнить боевую задачу.

Отношения субординации должны характеризоваться доброжелательностью, которая побуждает подчиненных быть откровенными и искренними с начальником, способствует внутреннему принятию требовательности командира. Доброжелательность, простота и доступность формируют положительное отношение к службе, уважение к начальникам и старшим, способствуют признанию и исправлению ошибок, допускаемых подчиненными, усиливают действенность командирской требовательности. Напротив, недоброжелательность к подчиненным резко снижает эффективность воспитательных воздействий начальника.

в отношениях начальника с подчиненными неприемлемо высокомерие, которое может проявляться в различных формах - от равнодушия к человеческим стремлениям и нуждам до пренебрежения ими. Внешне это выражается в манере и тоне разговора с людьми, в подчеркивании своего служебного, а иногда и личностного превосходства, в обособлении и создании для себя особых привилегий в вопросах быта. Высокомерие, как правило, выливается в грубость и нетактичность отдельных прапорщиков (мичманов). Серьезную опасность влечет и грубость с подчиненными, так как она наносит ущерб формированию положительного отношения к армии, воинской службе, создает предпосылки утраты авторитета начальника, возникновения нездоровых настроений в коллективе, появления групповщины и круговой поруки. Грубость прапорщика (мичмана) неизбежно порождает напряженность и конфликты, поэтому он не имеет права ее проявлять по отношению к подчиненному, даже если тот ему несимпатичен.

Особое внимание необходимо уделять взаимоотношению рядовых и сержантов. Как показывает практика, уставные взаимоотношения чаще всего нарушаются именно в звене «сержант - солдат». Одной из главных причин такой ситуации являются недостатки и ошибки в руководстве сержантами со стороны командиров (начальников), отсутствии должной требовательности к сержантам, слабой методической помощи им, недостаточной заботе о повышении их авторитета. Порой имеет место и халатное отношение отдельных сержантов (старшин) к выполнению своих служебных обязанностей, связанное со слабым чувством ответственности, отрицательными чертами характера, недостаточным знанием службы и своей боевой специальности.

В отношениях сержантов и рядовых могут возникать различные недоразумения, а иногда и прямые нарушения требований уставов. Так, стремясь добросовестно выполнить свой долг, некоторые из них пытаются строить и служебные, и внеслужебные взаимоотношения с подчиненными исключительно на строго официальной основе, что, как правило, приводит в конечном итоге к возникновению эмоционального барьера, затрудняющего нормальное общение. С другой стороны, некоторые сержанты боятся проявить настоящую командирскую требовательность. Встретив негласное сопротивление подчиненных, чаще всего со стороны недисциплинированных старослужащих солдат и не зная, как это преодолеть, некоторые неопытные сержанты становятся на путь панибратства, укрывательства их поступков, заискивания перед ними.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в интересах повышения боеготовности подразделений прапорщики (мичманы) должны постоянно заботиться об укреплении авторитета сержантов, повышении их педагогической подготовленности, обучать их работе с подчиненными.

Другим весьма сложным направлением деятельности прапорщиков (мичманов) является формирование отношений между рядовыми военнослужащими. Поскольку именно эти отношения оказывают непосредственное влияние на поступки и поведение, формирование определенных черт характера последних. Как правило, между солдатами (матросами) складываются взаимные симпатии и привязанности, утверждаются братство, дружеские отношения, постоянная забота о товарищах, непосредственная заинтересованность в их судьбе. Вместе с тем во взаимоотношениях рядовых воинов могут наблюдаться и отклонения от уставных норм. Чаще всего это обусловлено определенными психологическими причинами. Так, все рядовые военнослужащие занимают одинаковое правовое положение. Будучи равными по правовому положению, рядовые объективно играют в коллективе различные служебные и иные роли, что обусловлено сроками службы, отношением к обслуживаемой технике и оружию, специальной подготовленностью, условиями, в которых они находились в прошлом, и т.д. Все это не может не отражаться на их взаимоотношениях, особенно между военнослужащими различных сроков службы.

Таким образом, создание здорового морально-психологического климата помогает военнослужащим легче переносить тяготы и лишения службы, способствует доброжелательности и взаимопониманию в коллективе. Как правило, в таком подразделении высокие результаты в боевой учебе.

Методические рекомендации

Во вступительной части занятия следует обратить внимание слушателей на то, что победа в современном бою достигается лишь за счет коллективных усилий и координации действий всего личного состава подразделения.

При рассмотрении первого вопроса целесообразно раскрыть сущность и содержание психологии воинского коллектива, этапов его развития, дать характеристику его компонентов.

При изучении второго вопроса необходимо показать роль прапорщиков (мичманов) в создании условий, обеспечивающих процессы взаимодействия, общения, оказания помощи и поддержки, согласования совместных усилий при решении общих задач. При этом надо рассказать о сложностях и проблемах, существующих в ходе выполнения этих задач. В ходе изложения вопроса необходимо тесно увязывать материал занятия с жизнью подразделения.

В заключение следует сделать выводы по теме, ответить на вопросы слушателей, подвести итоги, отметить наиболее активных слушателей, дать рекомендации по подготовке к семинарскому занятию.

Рекомендуемая литература:

1. Психология и педагогика. Военная психология. Под ред. Маклакова А.Г. -СПб.: Питер, 2004.

2. Военная педагогика и психология. Психология воинского коллектива. - М.: 1986.

3. Буранов С, Баклановский С. Психология межличностного общения // Ориентир. - 2006 - № 4.

4. Хасанов Р. Прапорщики (мичманы) в истории Русской армии (флота), их роль в Вооруженных Силах Российской Федерации Ц Ориентир. - 2003 - №5.

Подполковник

Андрей КОЛОСОВ,

преподаватель кафедры гуманитарных

и социально-экономических дисциплин

Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ

«Ориентир» 2007.08




00:00