Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Инфопортал для военнослужащих

Пути и способы повышения качества воспитательного процесса в подразделении


06 февраля 2019 06:00    Источник:


1. Основные виды и направления воспитательного процесса в подразделении.
2. Роль сержантского состава в укреплении дружбы и войскового товарищества.

ВОПРОСЫ:

1. Основные виды и направления воспитательного процесса в подразделении.

2. Роль сержантского состава в укреплении дружбы и войскового товарищества.

1

Воспитательный процесс представляет собой целенаправленную деятельность командиров всех степеней по формированию у военнослужащих духовных качеств, отражающих специфический характер Вооруженных Сил Российской Федерации, их задачи и предназначение.

Под содержанием воспитания военнослужащих Вооруженных Сил понимается совокупность основных видов и направлений воспитания: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического.

Государственно-патриотическое воспитание - оказание воздействия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.

Воинское воспитание - процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих в целях подготовки их к вооруженной защите Отечества.

Нравственное воспитание -оказание воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих в целях формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств.

Правовое воспитание - целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию военнослужащих в целях формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.

Экономическое воспитание - воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей.

Эстетическое воспитание - воздействие на военнослужащих в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира.

Физическое воспитание - воздействие на военнослужащих в целях совершенствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения боевых (учебно-боевых и иных) задач.

Экологическое воспитание - воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды.

Основные виды и направления воспитания военнослужащих взаимообусловлены и имеют свою специфику. Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход, единство и согласованность всех его составных частей.

Решение задач по защите Отечества предполагает практическое и непосредственное осуществление закрепленных в Конституции Российской Федерации функций государства по обеспечению его независимости, суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса в сфере военной безопасности на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законах.

Воспитательный процесс в подразделении позволяет максимально объективно оценить самого себя, свою способность и готовность быть полезным не только близким, друзьям, но и Родине, Отечеству, народу. Не зря говорят: «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, кто ты есть в действительности, на что ты способен». Несомненно, прошедший военную службу больше приобретает, чем теряет. Прежде всего солдат проходит школу духовного, нравственного и физического возмужания; так как армейская служба - это один из самых трудных и потенциально опасных видов человеческой деятельности.

В единстве со всеми направлениями воспитательный процесс развивает у воина качества, необходимые ему для защиты Отечества. В процессе воинского воспитания формируются такие качества, которые необходимы воинам всегда, но особенно они важны при выполнении задач в боевых условиях. Это .прежде всего стойкость, мужество, отвага. Содержание воинского воспитания в самом конкретном плане определяется Военной присягой, в которой в концентрированном виде сформулированы требования к вооруженному защитнику Родины, и воинскими уставами, регламентирующими повседневную жизнь, функционирование армии и флота в ходе войны. О значении воинских уставов свидетельствует то, что они рассматриваются и утверждаются на самом высоком государственном уровне.

Основными компонентами содержания воспитательного процесса в подразделении являются:

- воспитание у военнослужащих глубокого понимания исторического предназначения Вооруженных Сил, особенностей их строительства, функционирования и своего места в выполнении стоящих перед ними задач, особенно по поддержанию постоянной высокой боевой готовности;

- формирование у личного состава непоколебимой верности военной присяге и уставам, неуклонного следования их требованиям как в мирное время, так и в условиях войны;

- развитие постоянного стремления к овладению военным делом, своей воинской профессией, отличному освоению военной техникой, оружием и способами их применения;

- выработка у военнослужащих высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества;

- формирование морально-боевых качеств, которые особенно необходимы военнослужащим в бою - стойкости, мужества, отваги, способности переносить самые суровые испытания для достижения победы над врагом;

- воспитание личного состава в духе гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, своей воинской части, стремления развивать и обогащать их боевые традиции.

Работа по воспитанию личного состава Вооруженных Сил должна вестись дифференцированно, необходимо, чтобы главная роль в ней принадлежала деятельности по укреплению и поддержанию воинской дисциплины.

Место и значение этого процесса в содержании воинского воспитания определяются, прежде всего, тем, что речь идет о привитии военнослужащему одного из важнейших качеств, без которого немыслимы личность воина, специфическая деятельность армии и флота. В процессе нравственного воспитания у воинов формируется понятие дисциплинированности как воинского долга. Правовое воспитание развивает у них уважение к законам, на которых основывается правопорядок в армии и на флоте. Воинское воспитание как бы раскрывает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение Военной присяги и воинских уставов, в единстве с обучением обеспечивает проведение в жизнь их конкретных требований. Этот единый процесс призван способствовать утверждению и поддержанию уставного порядка.

Решение основных задач реформирования Вооруженных Сил невозможно без коренного укрепления воинской дисциплины, обеспечения высокой дисциплинированности у военнослужащих. Здесь следует использовать исторический опыт воспитательного процесса в Русской армии: наставничество, поддержка и помощь, опека и т.д. старослужащими молодых воинов и уважительное отношение со стороны младших товарищей и командиров к старослужащим. Так, в 1899 году в Русской армии была издана памятка наставника новобранца. Определенный интерес представляют и сегодня отдельные ее положения: «Разговаривай ласково, терпеливо, если в чем нуждается - позаботься, помоги. Объясняй толково, получше, каждому найди меткое слово. Спроси, как зовут, назови себя, покажи кровать, умывальник, где позволяется курить, накорми, если устал - дай полежать. Заговори о его родных и помоги в первый день написать письмо отцу, матери, жене или другим близким. Вразуми, чтобы новобранец никогда не выпрашивал денег у родных. На второй день учить еще рано. Постарайся познакомить с другими солдатами, если есть земляки -дай поговорить откровенно. Разговаривая с новобранцем, каждую минуту думай о том, как тебе заслужить его любовь, чтобы поверил тебе и не скрывал ничего».

Воспитательный процесс - эта форма обучения, представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы, в которой осуществляется воздействие, направленное на развитие личности, способствующее личностному росту военнослужащего и максимальному использованию своего потенциала в жизни и служебной карьере.

Особое значение имеет то, что в ходе воспитательного процесса военнослужащие приобретают такие качества, как устойчивость внимания, скорость и точность восприятия окружающей обстановки, быстрота и гибкость мышления. Важное значение имеют также личностные качества: самостоятельность, ответственность, способность принимать решение в условиях жесткого дефицита времени, эмоционально-волевая устойчивость, готовность к самопожертвованию во имя защиты Отечества. Современный общевойсковой бой от каждого воина требует полной самоотдачи духовных и физических сил, воли к победе, железной дисциплины и боевой поддержки. Эти качества достигаются боевой выучкой войск, воинских коллективов и глубоким осознанием каждым военнослужащим своего воинского долга. Поэтому приказом министра обороны Российской Федерации введено в действие Положение о работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации. В этом документе предусмотрено проведение мероприятий по поддержанию высокого морального духа и психологической устойчивости войск, боевого дежурства и разнообразных видов учебно-боевой деятельности в войсках и подчиненных воинских подразделениях.

2

Огромная роль в формировании отношений дружбы и товарищества в воинском коллективе отводится младшим командирам, которые призваны помочь своим подчиненным разобраться в истинных проявлениях товарищества.

Дружба и войсковое товарищество являются одной из славных традиций нашей армии. Она складывалась и развивалась на протяжении многих лет. Ее значение для боеготовности и боеспособности подразделений и частей Российских Вооруженных Сил трудно переоценить.

Боевая дружба воинов армии и флота - важнейшее условие укрепления морально-психологических основ воинской службы, повышения боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил. Важнейшими задачами подготовки лично-то состава к боевым действиям являются преодоление страха и паники, а также укрепление дружбы и товарищества в отделениях, расчетах, экипажах, которые служат основой поддержания боевого духа и психологической устойчивости войск. Наиболее эффективным средством борьбы со страхом по сей день остаются дисциплина, добросовестность и товарищество. Боязнь выглядеть трусливым в глазах коллектива помогает многим воинам выработать решительность и победить страх.

Дружба - важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений. «Толковый словарь русского языка» трактует понятие «дружба» как близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Боевая дружба воинов армии и флота - важнейший источник укрепления морально-психологических основ воинской службы, повышения мощи Вооруженных Сил: Она является одним из базовых условий успешного выполнения задач боевой подготовки, дальнейшего укрепления воинской дисциплины и боевой готовности.

Дружеские отношения между людьми не всегда складываются сразу. Им предшествуют, как правило, товарищеские взаимоотношения.

Возникновение и развитие войскового товарищества уходит к истокам Русской армии. Можно без преувеличения сказать, что история побед российского оружия -это еще и история боевого товарищества.

Слово «товарищ» означает: человек, близкий по взглядам, деятельности, условиям жизни, а также дружески расположенный к кому-нибудь. Военный энциклопедический словарь дает такое определение войсковому товариществу - это морально-правовая норма взаимоотношений военнослужащих в воинском коллективе, влияющая на его сплоченность и боеспособность.

Товарищество проявляется, прежде всего, в уважении и внимании к сослуживцам. За ним стоит общая забота о том, чтобы годы армейской или флотской службы стали большой жизненной школой, школой выдержки и дисциплины, чтобы поведение каждого военнослужащего отвечало интересам службы, воинского коллектива. Степень решительности, смелости, мужества и выносливости личного состава определяет боевой настрой войск, под которым понимается их духовная готовность и способность переносить испытания войны и добиваться победы над врагом.

Войсковое товарищество и боевое братство фронтовики принесли в послевоенную армию и решительно формировали его у молодых воинов, бережно сохраняли в воинских коллективах. И когда мы говорим об истоках победы наших отцов и дедов в Великой Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками, то совершенно справедливо называем одним из главных - высокий моральный дух бойцов и командиров Красной армии.

Коллектив подразделения -это социальная форма организации людей в военном деле. Чем крепче его внутренняя спайка, благоприятнее нравственный климат, тем шире его возможности, которые он создает для успешной службы солдат и матросов.

Выполняя свои обязанности, сержантский (старшинский) состав должен учитывать, что большое значение в его работе имеет сплочение воинского коллектива и использование его возможностей в воспитании у подчиненных дисциплинированности, войскового товарищества, коллективной ответственности всего отделения(расчета) за службу и поведение каждого солдата и матроса.

Все воинские коллективы подразделений по своей структуре являются сложными и многообразными. Различие их по социальному положению, образованию, национальному составу, жизненной и трудовой закалке делает их неодинаковыми по содержанию взаимоотношений между военнослужащими и по частоте конфликтных ситуаций.

Личность воина оценивается через призму таких качеств, как честь, достоинство, коллективизм, патриотизм, войсковое товарищество и т.д.

Среди важнейших качеств военнослужащего, обусловленных социально-значительными ценностями, возвышенными мотивами и идеалами, которые должны быть сформированы в процессе обучения и воспитания личного состава, выделяются следующие: любовь к Родине и Вооруженным Силам, верность конституционному строю, Военной присяге, добросовестность и самоотверженность, гуманизм и оптимизм, трудолюбие и работоспособность, коллективизм и войсковое товарищество, выдержка и терпение, способность к преодолению трудностей.

Эффективность работы сержантского состава зависит от уровня обучения подчиненных, формирования у них высоких боевых и морально-психологических качеств, физической выносливости, умения владеть оружием и боевой техникой, самостоятельно и уверенно действовать в сложных условиях боевой и служебной обстановки.

Сержанты, старшины ежедневно должны докладывать о настроениях и особенностях поведения солдат и матросов в тех или иных ситуациях.

Одна из главных целей сержантского состава - изучение сложившейся системы формальных и неформальных отношений для учета в работе по предупреждению неуставных взаимоотношений.

Важнейшим направлением организаторской и воспитательной работы сержантского состава в укреплении дружбы и войскового товарищества является повседневная забота о создании нормальных условий для жизни и службы, полном обеспечении положенным обмундированием и имуществом, об отдыхе и здоровье военнослужащих.

К сожалению, в ряде частей и подразделений не созданы элементарные бытовые условия, не в полном объеме решаются вопросы тылового и медицинского обеспечения, что серьезным образом сказывается на морально-психологическом климате в коллективах в целом.

В связи с тем, что многие конфликтные ситуации возникают из-за неудовлетворенности бытом личного состава, следует сосредоточивать усилия сержантского состава подразделений на поддержание уставного воинского порядка, добиваться своевременного и полного удовлетворения всем необходимым по установленным нормам.

Необходимо постоянно проявлять заботу об отдыхе личного состава, об организации и проведении культурных и спортивных мероприятий, особенно в выходные и праздничные дни. Строгий уклад воинской жизни сплачивает подразделение, представляет широкое поле деятельности для добросовестных и инициативных сержантов по пресечению издевательств над сослуживцами.

В поле зрения командиров подразделений должны находиться вопросы социальной защищенности военнослужащих. Эта проблема возникает в подразделениях, где со стороны командиров требования к личному составу предъявляются формально, без учета многих индивидуальных и национальных особенностей воинов.

В социальной защищенности нуждаются, прежде всего, военнослужащие, имеющие недостатки в общем развитии, в физическом отношении г а также с нервно-психической неустойчивостью. Одним нужна психологическая поддержка, другим - постоянный' контроль, третьих надо переубеждать, перевоспитывать. И это должны знать и уметь применять на практике младшие командиры. Военнослужащий может выполнить задачу по защите Родины, если обладает следующими качествами личности: высокими морально-психологическими и военно-техническими, также физическими и способностью мобилизоваться в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.

Сплоченный воинский коллектив оказывает существенное влияние на решение задач боевой подготовки, укрепление воинской дисциплины и организованности.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса занятия целесообразно подчеркнуть огромную роль воспитательного процесса в ВС РФ, который проявляется в повседневной деятельности войск. В ходе общественно-государственной подготовки руководитель группы должен рассказывать и о важной роли органов воспитательной работы в организации и проведении воспитательного процесса в ВС РФ.

При рассмотрении второго вопроса рекомендуется подчеркнуть, что войсковое товарищество проявляется в делах и поступках, в мужестве и героизме в ходе боевых действий, что является важнейшей традицией Российских Вооруженных Сил и уже не одно столетие передается из поколения в поколение.

Необходимо назвать статьи Общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, в которых говорится о роли войскового товарищества. И самое главное - раскрыть роль сержантского состава в укреплении дружбы и воинского товарищества.

На занятии желательно, чтобы выступающие не только отвечали на поставленные перед ними вопросы, но и давали оценку тематическому выступлению, раскрытию темы. Необходимо добиться, чтобы в обсуждении вопросов, выносимых на контрольное занятие, приняли участие все слушатели группы.

Рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приложение № 3 к приказу министра обороны РФ № 70 от 11 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».

3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - м., 1994.

4. Юрченко Ю. Пути и способы повышения качества воспитательного процесса в подразделении // Ориентир. - 2006. - № 7.

5. Воспитательная работа: содержание, организация, методика.-М.:ГУВР, 2002.

Полковник

Сергей КАПУСТИН;

заместитель начальника военного института (топографического)

по воспитательной работе

Военно-космической академии имени А.Ф Можайского.

Арам ХАЧАТРЯН,

научный редактор журнала «Ориентир»

«Ориентир» 2007.10




00:00