Конспекты по профессионально-должностная подготовка | Правовой уголок офицера

Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Информационный портал для военнослужащих

Пути и способы повышения качества воспитательного процесса в подразделении

06 Февраля 2019 06:00

ВОПРОСЫ:

1. Основные виды и направления воспитательного процесса в подразделении.

2. Роль сержантского состава в укреплении дружбы и войскового товарищества.

1

Воспитательный процесс представляет собой целенаправленную деятельность командиров всех степеней по формированию у военнослужащих духовных качеств, отражающих специфический характер Вооруженных Сил Российской Федерации, их задачи и предназначение.

Под содержанием воспитания военнослужащих Вооруженных Сил понимается совокупность основных видов и направлений воспитания: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического.

Государственно-патриотическое воспитание - оказание воздействия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.

Воинское воспитание - процесс систематического и целеустремленного воздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих в целях подготовки их к вооруженной защите Отечества.

Нравственное воспитание -оказание воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих в целях формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств.

Правовое воспитание - целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию военнослужащих в целях формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения.

Экономическое воспитание - воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей.

Эстетическое воспитание - воздействие на военнослужащих в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира.

Физическое воспитание - воздействие на военнослужащих в целях совершенствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения боевых (учебно-боевых и иных) задач.

Экологическое воспитание - воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды.

Основные виды и направления воспитания военнослужащих взаимообусловлены и имеют свою специфику. Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход, единство и согласованность всех его составных частей.

Решение задач по защите Отечества предполагает практическое и непосредственное осуществление закрепленных в Конституции Российской Федерации функций государства по обеспечению его независимости, суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса в сфере военной безопасности на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законах.

Воспитательный процесс в подразделении позволяет максимально объективно оценить самого себя, свою способность и готовность быть полезным не только близким, друзьям, но и Родине, Отечеству, народу. Не зря говорят: «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, кто ты есть в действительности, на что ты способен». Несомненно, прошедший военную службу больше приобретает, чем теряет. Прежде всего солдат проходит школу духовного, нравственного и физического возмужания; так как армейская служба - это один из самых трудных и потенциально опасных видов человеческой деятельности.

В единстве со всеми направлениями воспитательный процесс развивает у воина качества, необходимые ему для защиты Отечества. В процессе воинского воспитания формируются такие качества, которые необходимы воинам всегда, но особенно они важны при выполнении задач в боевых условиях. Это .прежде всего стойкость, мужество, отвага. Содержание воинского воспитания в самом конкретном плане определяется Военной присягой, в которой в концентрированном виде сформулированы требования к вооруженному защитнику Родины, и воинскими уставами, регламентирующими повседневную жизнь, функционирование армии и флота в ходе войны. О значении воинских уставов свидетельствует то, что они рассматриваются и утверждаются на самом высоком государственном уровне.

Основными компонентами содержания воспитательного процесса в подразделении являются:

- воспитание у военнослужащих глубокого понимания исторического предназначения Вооруженных Сил, особенностей их строительства, функционирования и своего места в выполнении стоящих перед ними задач, особенно по поддержанию постоянной высокой боевой готовности;

- формирование у личного состава непоколебимой верности военной присяге и уставам, неуклонного следования их требованиям как в мирное время, так и в условиях войны;

- развитие постоянного стремления к овладению военным делом, своей воинской профессией, отличному освоению военной техникой, оружием и способами их применения;

- выработка у военнослужащих высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества;

- формирование морально-боевых качеств, которые особенно необходимы военнослужащим в бою - стойкости, мужества, отваги, способности переносить самые суровые испытания для достижения победы над врагом;

- воспитание личного состава в духе гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, своей воинской части, стремления развивать и обогащать их боевые традиции.

Работа по воспитанию личного состава Вооруженных Сил должна вестись дифференцированно, необходимо, чтобы главная роль в ней принадлежала деятельности по укреплению и поддержанию воинской дисциплины.

Место и значение этого процесса в содержании воинского воспитания определяются, прежде всего, тем, что речь идет о привитии военнослужащему одного из важнейших качеств, без которого немыслимы личность воина, специфическая деятельность армии и флота. В процессе нравственного воспитания у воинов формируется понятие дисциплинированности как воинского долга. Правовое воспитание развивает у них уважение к законам, на которых основывается правопорядок в армии и на флоте. Воинское воспитание как бы раскрывает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение Военной присяги и воинских уставов, в единстве с обучением обеспечивает проведение в жизнь их конкретных требований. Этот единый процесс призван способствовать утверждению и поддержанию уставного порядка.

Решение основных задач реформирования Вооруженных Сил невозможно без коренного укрепления воинской дисциплины, обеспечения высокой дисциплинированности у военнослужащих. Здесь следует использовать исторический опыт воспитательного процесса в Русской армии: наставничество, поддержка и помощь, опека и т.д. старослужащими молодых воинов и уважительное отношение со стороны младших товарищей и командиров к старослужащим. Так, в 1899 году в Русской армии была издана памятка наставника новобранца. Определенный интерес представляют и сегодня отдельные ее положения: «Разговаривай ласково, терпеливо, если в чем нуждается - позаботься, помоги. Объясняй толково, получше, каждому найди меткое слово. Спроси, как зовут, назови себя, покажи кровать, умывальник, где позволяется курить, накорми, если устал - дай полежать. Заговори о его родных и помоги в первый день написать письмо отцу, матери, жене или другим близким. Вразуми, чтобы новобранец никогда не выпрашивал денег у родных. На второй день учить еще рано. Постарайся познакомить с другими солдатами, если есть земляки -дай поговорить откровенно. Разговаривая с новобранцем, каждую минуту думай о том, как тебе заслужить его любовь, чтобы поверил тебе и не скрывал ничего».

Воспитательный процесс - эта форма обучения, представляющая собой особым образом организованное взаимодействие членов малой группы, в которой осуществляется воздействие, направленное на развитие личности, способствующее личностному росту военнослужащего и максимальному использованию своего потенциала в жизни и служебной карьере.

Особое значение имеет то, что в ходе воспитательного процесса военнослужащие приобретают такие качества, как устойчивость внимания, скорость и точность восприятия окружающей обстановки, быстрота и гибкость мышления. Важное значение имеют также личностные качества: самостоятельность, ответственность, способность принимать решение в условиях жесткого дефицита времени, эмоционально-волевая устойчивость, готовность к самопожертвованию во имя защиты Отечества. Современный общевойсковой бой от каждого воина требует полной самоотдачи духовных и физических сил, воли к победе, железной дисциплины и боевой поддержки. Эти качества достигаются боевой выучкой войск, воинских коллективов и глубоким осознанием каждым военнослужащим своего воинского долга. Поэтому приказом министра обороны Российской Федерации введено в действие Положение о работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации. В этом документе предусмотрено проведение мероприятий по поддержанию высокого морального духа и психологической устойчивости войск, боевого дежурства и разнообразных видов учебно-боевой деятельности в войсках и подчиненных воинских подразделениях.

2

Огромная роль в формировании отношений дружбы и товарищества в воинском коллективе отводится младшим командирам, которые призваны помочь своим подчиненным разобраться в истинных проявлениях товарищества.

Дружба и войсковое товарищество являются одной из славных традиций нашей армии. Она складывалась и развивалась на протяжении многих лет. Ее значение для боеготовности и боеспособности подразделений и частей Российских Вооруженных Сил трудно переоценить.

Боевая дружба воинов армии и флота - важнейшее условие укрепления морально-психологических основ воинской службы, повышения боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил. Важнейшими задачами подготовки лично-то состава к боевым действиям являются преодоление страха и паники, а также укрепление дружбы и товарищества в отделениях, расчетах, экипажах, которые служат основой поддержания боевого духа и психологической устойчивости войск. Наиболее эффективным средством борьбы со страхом по сей день остаются дисциплина, добросовестность и товарищество. Боязнь выглядеть трусливым в глазах коллектива помогает многим воинам выработать решительность и победить страх.

Дружба - важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений. «Толковый словарь русского языка» трактует понятие «дружба» как близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Боевая дружба воинов армии и флота - важнейший источник укрепления морально-психологических основ воинской службы, повышения мощи Вооруженных Сил: Она является одним из базовых условий успешного выполнения задач боевой подготовки, дальнейшего укрепления воинской дисциплины и боевой готовности.

Дружеские отношения между людьми не всегда складываются сразу. Им предшествуют, как правило, товарищеские взаимоотношения.

Возникновение и развитие войскового товарищества уходит к истокам Русской армии. Можно без преувеличения сказать, что история побед российского оружия -это еще и история боевого товарищества.

Слово «товарищ» означает: человек, близкий по взглядам, деятельности, условиям жизни, а также дружески расположенный к кому-нибудь. Военный энциклопедический словарь дает такое определение войсковому товариществу - это морально-правовая норма взаимоотношений военнослужащих в воинском коллективе, влияющая на его сплоченность и боеспособность.

Товарищество проявляется, прежде всего, в уважении и внимании к сослуживцам. За ним стоит общая забота о том, чтобы годы армейской или флотской службы стали большой жизненной школой, школой выдержки и дисциплины, чтобы поведение каждого военнослужащего отвечало интересам службы, воинского коллектива. Степень решительности, смелости, мужества и выносливости личного состава определяет боевой настрой войск, под которым понимается их духовная готовность и способность переносить испытания войны и добиваться победы над врагом.

Войсковое товарищество и боевое братство фронтовики принесли в послевоенную армию и решительно формировали его у молодых воинов, бережно сохраняли в воинских коллективах. И когда мы говорим об истоках победы наших отцов и дедов в Великой Отечественной войне с немецко-фашистскими захватчиками, то совершенно справедливо называем одним из главных - высокий моральный дух бойцов и командиров Красной армии.

Коллектив подразделения -это социальная форма организации людей в военном деле. Чем крепче его внутренняя спайка, благоприятнее нравственный климат, тем шире его возможности, которые он создает для успешной службы солдат и матросов.

Выполняя свои обязанности, сержантский (старшинский) состав должен учитывать, что большое значение в его работе имеет сплочение воинского коллектива и использование его возможностей в воспитании у подчиненных дисциплинированности, войскового товарищества, коллективной ответственности всего отделения(расчета) за службу и поведение каждого солдата и матроса.

Все воинские коллективы подразделений по своей структуре являются сложными и многообразными. Различие их по социальному положению, образованию, национальному составу, жизненной и трудовой закалке делает их неодинаковыми по содержанию взаимоотношений между военнослужащими и по частоте конфликтных ситуаций.

Личность воина оценивается через призму таких качеств, как честь, достоинство, коллективизм, патриотизм, войсковое товарищество и т.д.

Среди важнейших качеств военнослужащего, обусловленных социально-значительными ценностями, возвышенными мотивами и идеалами, которые должны быть сформированы в процессе обучения и воспитания личного состава, выделяются следующие: любовь к Родине и Вооруженным Силам, верность конституционному строю, Военной присяге, добросовестность и самоотверженность, гуманизм и оптимизм, трудолюбие и работоспособность, коллективизм и войсковое товарищество, выдержка и терпение, способность к преодолению трудностей.

Эффективность работы сержантского состава зависит от уровня обучения подчиненных, формирования у них высоких боевых и морально-психологических качеств, физической выносливости, умения владеть оружием и боевой техникой, самостоятельно и уверенно действовать в сложных условиях боевой и служебной обстановки.

Сержанты, старшины ежедневно должны докладывать о настроениях и особенностях поведения солдат и матросов в тех или иных ситуациях.

Одна из главных целей сержантского состава - изучение сложившейся системы формальных и неформальных отношений для учета в работе по предупреждению неуставных взаимоотношений.

Важнейшим направлением организаторской и воспитательной работы сержантского состава в укреплении дружбы и войскового товарищества является повседневная забота о создании нормальных условий для жизни и службы, полном обеспечении положенным обмундированием и имуществом, об отдыхе и здоровье военнослужащих.

К сожалению, в ряде частей и подразделений не созданы элементарные бытовые условия, не в полном объеме решаются вопросы тылового и медицинского обеспечения, что серьезным образом сказывается на морально-психологическом климате в коллективах в целом.

В связи с тем, что многие конфликтные ситуации возникают из-за неудовлетворенности бытом личного состава, следует сосредоточивать усилия сержантского состава подразделений на поддержание уставного воинского порядка, добиваться своевременного и полного удовлетворения всем необходимым по установленным нормам.

Необходимо постоянно проявлять заботу об отдыхе личного состава, об организации и проведении культурных и спортивных мероприятий, особенно в выходные и праздничные дни. Строгий уклад воинской жизни сплачивает подразделение, представляет широкое поле деятельности для добросовестных и инициативных сержантов по пресечению издевательств над сослуживцами.

В поле зрения командиров подразделений должны находиться вопросы социальной защищенности военнослужащих. Эта проблема возникает в подразделениях, где со стороны командиров требования к личному составу предъявляются формально, без учета многих индивидуальных и национальных особенностей воинов.

В социальной защищенности нуждаются, прежде всего, военнослужащие, имеющие недостатки в общем развитии, в физическом отношении г а также с нервно-психической неустойчивостью. Одним нужна психологическая поддержка, другим - постоянный' контроль, третьих надо переубеждать, перевоспитывать. И это должны знать и уметь применять на практике младшие командиры. Военнослужащий может выполнить задачу по защите Родины, если обладает следующими качествами личности: высокими морально-психологическими и военно-техническими, также физическими и способностью мобилизоваться в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.

Сплоченный воинский коллектив оказывает существенное влияние на решение задач боевой подготовки, укрепление воинской дисциплины и организованности.

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса занятия целесообразно подчеркнуть огромную роль воспитательного процесса в ВС РФ, который проявляется в повседневной деятельности войск. В ходе общественно-государственной подготовки руководитель группы должен рассказывать и о важной роли органов воспитательной работы в организации и проведении воспитательного процесса в ВС РФ.

При рассмотрении второго вопроса рекомендуется подчеркнуть, что войсковое товарищество проявляется в делах и поступках, в мужестве и героизме в ходе боевых действий, что является важнейшей традицией Российских Вооруженных Сил и уже не одно столетие передается из поколения в поколение.

Необходимо назвать статьи Общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, в которых говорится о роли войскового товарищества. И самое главное - раскрыть роль сержантского состава в укреплении дружбы и воинского товарищества.

На занятии желательно, чтобы выступающие не только отвечали на поставленные перед ними вопросы, но и давали оценку тематическому выступлению, раскрытию темы. Необходимо добиться, чтобы в обсуждении вопросов, выносимых на контрольное занятие, приняли участие все слушатели группы.

Рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приложение № 3 к приказу министра обороны РФ № 70 от 11 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».

3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - м., 1994.

4. Юрченко Ю. Пути и способы повышения качества воспитательного процесса в подразделении // Ориентир. - 2006. - № 7.

5. Воспитательная работа: содержание, организация, методика.-М.:ГУВР, 2002.

Полковник

Сергей КАПУСТИН;

заместитель начальника военного института (топографического)

по воспитательной работе

Военно-космической академии имени А.Ф Можайского.

Арам ХАЧАТРЯН,

научный редактор журнала «Ориентир»

«Ориентир» 2007.10


Просмотр

Скачать63.5 Кбайт


Все документы



Материалы по теме

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.

14 Апреля 2020

1. Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.
2. Вода как основное огнетушащ ее средство....

Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.

14 Апреля 2020

1.Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной...

Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.

14 Апреля 2020

1. Требования безопасности при разведении костров
2. Требования безопасности при производстве...

Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды

14 Апреля 2020

1. Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных...

Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы

14 Апреля 2020

1. Назначение пожарных команд. Порядок несения службы.
2. Назначение пожарных расчетов....



00:00