Поиск по сайту

Нормы международного гуманитарного права о ведении вооруженных конфликтов и миротворческих операций

06 февраля 2019 06:00


1. Правовые нормы, регламентирующие средства и способы ведения вооруженной борьбы в ходе вооруженных конфликтов.
2. Соблюдение норм международного гуманитарного права - один из факторов, влияющих на достижение целей миротворческих операций.


ВОПРОСЫ:

1. Правовые нормы, регламентирующие средства и способы ведения вооруженной борьбы в ходе вооруженных конфликтов.

2. Соблюдение норм международного гуманитарного права - один из факторов, влияющих на достижение целей миротворческих операций.

1

Международное гуманитарное право (МГП) является отраслью международного публичного права и применяется с началом вооруженного конфликта ко всем противоборствующим сторонам в равной степени.

Цель МГП - использование всего комплекса международно-правовых норм для защиты тех, кто не участвует или прекратил участие в вооруженной борьбе, а также тех объектов имущества, которые не используются в военных целях.

Задачей МГП является регулирование военных действий с целью облегчения приносимых ими страданий и лишений.

Право вооруженных конфликтов устанавливает ряд международно-правовых норм, призванных ограничить права воюющих сторон входе вооруженного конфликта как международного, так и немеждународного характера, в выборе способов и средств ведения военных действий.

В настоящее время Российская Федерация является участником практически всех международных договоров в области МГП.

В России много делается для того, чтобы нормы национального законодательства соответствовали международным документам, регулирующим порядок ведения военных действий и меры по защите жертв войны.

Так, в Конституции Российской Федерации (ст. 15 ч. 4) говорится - общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом Российской Федерации, то применяются правила международного договора.

Это конституционное положение является основополагающей нормой по вопросу безусловного выполнения государством и его Вооруженными Силами обязательств в области МГП.

В Федеральном законе «Об обороне» содержатся положения о том, что законодательную основу обеспечения указанных сфер деятельности Российской Федерации наряду с национальным правом составляют международные договоры и соглашения, участником которых является Россия.

В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (ст. 26) определяется обязанность военнослужащих соблюдать принципы и нормы МГП и международные договоры РФ.

В Уголовном кодексе РФ глава 34 «Преступления против мира и безопасности человека» устанавливает уголовную ответственность за различные виды преступлений в области МГП.

Международным гуманитарным правом устанавливается ряд ограничений и запретов на применение воюющими сторонами способов и средств ведения боевых действий.

Во время ведения боевых действий запрещается:

- убийство или ранение гражданских лиц;

- убийство или ранение лиц, которые сдались в плен;

- убийство парламентера и сопровождающих его лиц;

- нападение на лиц, покидающих на парашюте терпящее бедствие воздушное судно (за исключением лиц, совершающих десантирование в составе воздушных десантов и в других случаях, использующих десантирование с парашютом для выполнения боевой задачи);- принуждение подданных противной стороны принимать участие в боевых действиях, направленных против их государства;

- отдача приказа никого не оставлять в живых;

- взятие заложников;

- вероломство;

- использование не по назначению международной отличительной эмблемы Красного Креста (Красного Полумесяца, Красного Кристалла), международных отличительных знаков гражданской обороны и культурных ценностей, международного специального знака особо опасных объектов, белого флага парламентера, использование форменной одежды противника и отличительной эмблемы ООН, кроме как с разрешения этой организации;

- нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов, которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам;

- террор в отношении гражданского населения;

- использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей;

- нападение на медицинские формирования, санитарно-транспортные средства, имеющие надлежащие отличительные эмблемы и использующие установленные сигналы;

- огневое поражение населенных пунктов, портов, жилищ, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях;

- уничтожение культурных ценностей, исторических памятников и других объектов, составляющих культурное или духовное наследие народов, а также их использование в военных целях;

- уничтожение или захват собственности противника, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью;

- отдача на разграбление города или местности.

0 ходе вооруженного конфликта запрещается использовать следующие средства ведения боевых действий:

- пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в теле человека как специально произведенные, так и приспособленные к такому воздействию впоследствии;

- снаряды весом менее 400 граммов, которые являются разрывными или снаряженные взрывчатым или зажигательным составом;

- любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении поражений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;

- яды или отравленные боевые средства;

- химическое оружие, в том числе химические средства;

- бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;

- мины, мины-ловушки или другие устройства, специально спроектированные для срабатывания от излучения миноискателя;

- любые самодеактивирующиеся мины, оснащенные элементом неизвлекаемости;

- противопехотные мины, которые не обнаруживаются при помощи общедоступных миноискателей;

- мины-ловушки, устанавливаемые вне военных объектов и каким-либо образом соединенные или ассоциирующиеся с международными отличительными эмблемами;

- самодельные мины-ловушки, выполненные в форме безвредных предметов;

- ослепляющее лазерное оружие;

- зажигательное оружие при любых обстоятельствах против гражданского населения и гражданских объектов, а также для уничтожения лесов и иного вида растительного покрова, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются противником в военных целях.

Вопросы МГП нашли отражение и в документах, регламентирующих деятельность Вооруженных Сил Российской Федерация: -

- приказ министра обороны СССР №75 of 16 февраля 1990 года, объявляющий Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним для руководства в войсках и силах флота;

- приказ министра обороны Российской Федерации № 360

от 8 августа 2001 года «О мерах по соблюдению норм международного гуманитарного права в ВС РФ» значительно расширил область применения этого права;

- Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ, который содержит прямое предписание каждому военнослужащему знать и неукоснительно соблюдать правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, гражданским населением в районе боевых действий, а также военнопленными;

- «Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации», в 2001 году утвержденное министром обороны Российской Федерации. Оно разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, а также с учетом международных договоров, относящихся к международному гуманитарному праву, участницей которых является Россия, в целях изучения и соблюдения командирами, штабами тактического звена, а также всеми военнослужащими ВС РФ норм МГП при подготовке и в ходе ведения боевых действий;

- Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя Сухопутных войск, где говорится о том, что каждый военнослужащий должен знать и соблюдать нормы МГП;

- Методические рекомендации по изучению норм международного гуманитарного права в ходе боевой подготовки. Данные рекомендации предназначены для командиров и органов управления воинских частей и подразделений Сухопутных войск, Воздушно-десантных войск, морской пехоты береговых войск Военно-Морского Флота в целях оказания им методической помощи в обучении военнослужащих.

Безусловно, что эффективность применения законов и обычаев войны напрямую зависит от степени их знания каждым военнослужащим.

Однако значительная часть обязательств государств по соблюдению соглашений, относящихся к МГП, возлагается на командиров (начальников) всех степеней, которые в своей служебной деятельности должны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами МГП и обучать этому своих подчиненных.

2

Российская Федерация как постоянный член Совета Безопасности ООН несет особую ответственность за поддержание мира и безопасности, призвана участвовать в международных миротворческих усилиях.

Постоянное повышение напряженности в различных сферах общественной деятельности (экономической, социальной, религиозной, этнической) и обострение военно-политической обстановки между государствами или социальными группами в различных регионах мира, все это так или иначе затрагивает национальные интересы России и накладывает на нее определенные обязательства в вопросах урегулирования напряженности.

В условиях формирования современной геополитической структуры мира и возрастания угрозы международного терроризма особую значимость приобретают усилия мирового сообщества положить конец войнам и кризисам во всех регионах мира. Использование вооруженных сил для поддержания международного мира и безопасности в соответствии с нормами международного права имеет большое значение для всех цивилизованных государств.

В соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом РФ «Об обороне», Военной доктриной РФ Россия взяла на себя обязательства содействовать усилиям мирового сообщества в лице Совета Безопасности ООН, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совета глав государств СНГ в предотвращении (локализации) вооруженных конфликтов, поддержании или восстановлении международного мира и безопасности. Миротворчество признается Россией одним из важных направлений государственной политики.

В Концепции национальной безопасности РФ отмечено, что ее Вооруженные Силы должны обеспечивать осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности.

Понятие «миротворчество» для Российской армии является относительно новым. С началом использования воинских контингентов Вооруженных Сил РФ в миротворческих акциях возникла необходимость шире взглянуть на правовые вопросы применения частей и подразделений.

Любая миротворческая акция имеет цель уладить возникающий конфликт и нормализовать обстановку по возможности мирными, дипломатическими средствами, без кровопролития. Однако на практике это не всегда удается. На современном этапе миротворческие силы призваны выполнять задачи по поддержке превентивной дипломатии; строительству и способствованию миру; следить за поддержанием мира, обеспечивая выполнение соглашения сторон о прекращении огня; либо оказывать силовое воздействие на конкретного противника в ходе силового установления мира.

На основе обобщения многолетней международной и отечественной практики миротворческой деятельности сформулированы следующие принципы применения Миротворческих Сил:

- законность;

- превентивно-предупредительные действия;

- беспристрастность и нейтралитет;

- тщательность подготовки;

- четкое согласование усилий частей и подразделений миротворческих сил между собой и с представителями международных организаций; местной администрацией; силовыми формированиями, находящимися под командованием руководства страны пребывания (войсковыми частями и подразделениями, Внутренними и Пограничными войсками) и населением;

- обеспечение безопасности личного состава Миротворческих Сил.

Одним из основополагающих принципов является законность. Сущность этого принципа заключается в строгом соблюдении международных нормативно-правовых норм при привлечении воинского контингента Миротворческих Сил для разрешения конфликта и поддержания мира в регионе.

Задачи, которые выполняют Миротворческие Силы, сложны и многообразны. Они не всегда укладываются в рамки строгих стандартов, установленных инструкций и предписаний. Осуществляя контроль и наблюдение за прекращением огня, демаркационной линией, разделяющей противоборствующие стороны, обеспечением разоружения вооруженных формирований, миротворцы всякий раз в конкретной ситуации сталкиваются с незаконностями, «сюрпризами», преподносимыми обстановкой, поэтому они должны хорошо знать, чем и как следует руководствоваться, чтобы не преступить рамки закона, не вызвать усложнения конфликта, не нарушить права человека.

Миротворцы должны четко знать различие между военными операциями и операциями по подержанию мира. В первом случае войска могут вести боевые действия, непосредственно участвовать в вооруженном конфликте, в отличие от этого в миротворческих операциях миротворческие силы обязаны выполнять роль нейтрального наблюдателя.

Их защита гарантируется Женевской конвенцией, в частности статьей 3. Они имеют полномочия, вытекающие из соглашений на высоком уровне, так называемый Мандат на проведение миротворческой операции. Своим организационным единством Миротворческие Силы должны демонстрировать твердость, принципиальную настойчивость в достижении цели, не поддаваться на провокации, действовать спокойно и хладнокровно, уважать обычаи и нравы населения, проживающего в районе конфликта.

Личный состав Миротворческих Сил должен хорошо знать и неукоснительно соблюдать условия и порядок применения оружия и военной техники, прописанный в Мандате. При выполнении своих функций Миротворческие Силы, в порядке исключения, имеют право применять оружие:

- в целях обеспечения безопасности и защиты от любых посягательств на жизнь и здоровье военнослужащих и персонала Миротворческих Сил в порядке осуществления неотъемлемого права на самооборону;

- в случае попыток насильственного отстранения миротворческих сил от выполнения возложенных на них функций;

- для отражения явного вооруженного нападения террористических, диверсионных групп и бандформирований, а также для их задержания;

- для защиты гражданского населения от насильственных посягательств на их жизнь и здоровье;

- для задержания лица, совершившего преступление, оказывающего вооруженное сопротивление, либо застигнутого при совершении тяжкого преступления, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнять законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать преступника или изъять оружие невозможно.

Военнослужащие, входящие в состав караула, имеют право применять оружие в случаях и порядке, определенных Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ.

Командир (начальник), кроме того, имеет право применять оружие для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного, когда действия неповинующегося явно направлены на измену Родине или срыв выполнения боевой задачи в боевых условиях.

Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применять. Без предупреждения оружие может применяться при внезапном вооруженном нападении с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов, при побеге из-под стражи с оружием, либо с использованием транспортных средств, а также при побеге из транспортных средств во время передвижения, ночью или в других условиях ограниченной ВИДИМОСТИ.

Военнослужащие имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей.

При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять все возможные меры для обеспечения безопасности окружающих граждан и в случае необходимости оказать неотложную медицинскую помощь пострадавшим.

Запрещается применять оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления, либо группового нападения, угрожающего жизни военнослужащего и других граждан, если иными способами и средствами отразить такое нападение невозможно. Всегда следует помнить, что оружие может применяться только в исключительных случаях и после принятия всех возможных мер для обеспечения безопасности мирных жителей. Порядок открытия огня должен быть строго оговорен соответствующими инструкциями. Применению оружия должны предшествовать четкие предупредительные действия. Требуется дать устное предупреждение; Произвести предупредительный выстрел вверх; произвести второй предупредительный выстрел в направлении цели; открыть огонь на поражение.

Применение группового оружия (минометов, артиллерии, бронетехники, противотанкового оружия) может быть в следующем порядке: по возможности первый выстрел произвести дымовой гранатой, осветительной ракетой или миной; подождать не менее одной минуты, чтобы противник понял намерения; произвести выстрел боевым зарядом в район цели; подождать еще раз не менее одной минуты после разрыва мины (гранаты); если все эти действия не дали результата, то открывается огонь на поражение. При этом нужно стремиться не допускать большого ущерба, чтобы не вызвать усиления напряженности.

Соблюдение норм МГП в ходе миротворческой операции является одним из основных факторов, способствующих достижению ее целей. Там, где военнослужащие миротворческого контингента действуют согласно установившимся международным правилам, явно просматривается либо позитивное разрешение конфликта, либо прекращение его эскалации. Там же где происходит нарушение норм МГП, установление мира в районе конфликта находится под большим вопросом, а личный состав Миротворческих Сил несет неоправданные потери. Наглядным примером этому может служить ситуация, сложившаяся в Афганистане и Ираке.

Рекомендуемая литература:

1. Батырь В., Гордиевский А. Международное гуманитарное право о законах и обычаях войны // Ориентир. - 2002. - № 8.

2. Бондаренко О. Международное законодательство о правовом положении участников боевых действий и миротворческих операций // Ориентир. -2007. -№1.

3. Гордиевский А. Под защитой права // Ориентир. - 2003. - № 8.

4. Корякин В., Колясников А. Учет норм международного гуманитарного права при организации и ведении боевых действий //Ориентир. - 2005. - № 12.

5. Право на поле брани. Учебный видеофильм по общественно-государственной подготовке военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации/МККК. - 2000.

Подполковник

Вячеслав СУЧКОВ,

старший офицер

Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ

«Ориентир» 2007.12



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram