Поиск по сайту

Основные пути формирования моральной готовности и психологической способности военнослужащих к выполнению поставленных задач по предназначению

06 февраля 2019 06:00


1.    Высокая нравственность военнослужащего - основа успешного решения учебно-боевых задач.
2.    Психоэмоциональная устойчивость военнослужащего - важный фактор обеспечения его боеспособности.


Вопросы:

1. Высокая нравственность военнослужащего - основа успешного решения учебно-боевых задач.

2. Психоэмоциональная устойчивость военнослужащего - важный фактор обеспечения его боеспособности.

Моральный дух армии всегда занимал важное место в достижении победы в войне. Анализируя объективные и субъективные факторы, определяющие ход и исход вооруженной борьбы, ясно видно, что во всякой войне победа в конечном счете обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь. Это положение убедительно подтвердилось многовековой историей России, но особенно остро в период Великой Отечественной войны, когда наш народ вел неимоверно тяжелую вооруженную борьбу с фашистскими агрессорами за независимость Родины, спасая человечество от человеконенавистнической идеологии. Высокий моральный дух наших воинов также проявился в ходе боевых действий в Афганистане, а сегодня в полной мере демонстрируется при решении боевых задач в процессе контртеррористических операций.

Российские военнослужащие должны быть готовы противостоять новым средствам вооруженной борьбы, обладать моральной и психологической стойкостью.

1

Одна из ключевых особенностей военной профессии состоит в том, что духовно-нравственный аспект составляет одну из важнейших ее сторон. В деятельности военнослужащего многое зависит от нравственности избранных средств, так как для сохранения жизни подчиненных и сослуживцев, выполнения приказов и поставленных задач порой необходимы не только профессиональная компетентность, но и гуманизм, взаимовыручка, бескомпромиссность, определенное мужество со стороны военных кадров.

Основой личности военнослужащего должна являться нравственность как внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, способность творить добро, приносить людям благо, а самое главное - защищать их свободу и ценности в любых условиях, даже с риском для своей жизни.

Нравственность военнослужащего как личности включает в себя три необходимых компонента: нравственные знания; нравственные убеждения и нравственную потребность. Кратко рассмотрим их содержание.

Всю совокупность нравственных знаний военнослужащий получает в процессе всей своей жизнедеятельности: при обучении в учебных заведениях, в ходе профессиональной деятельности, в процессе самосовершенствования. Однако следует отметить, что знание норм морали еще не означает нравственность поведения. Нравственные знания могут не использоваться или использоваться частично в деятельности военнослужащего. В этом случае приходится иметь дело с личностью так называемой двойной морали, которая теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах нравственности, в том числе и профессиональной морали, но не считать для себя обязательным следовать ее требованиям. Формирование и развитие высокой нравственности, стремление сделать ее неотъемлемым свойством своей личности требуют от военнослужащего не только знаний, но и постоянной работы над собой.

Нравственные убеждения - это основанная на опыте и знаниях уверенность военнослужащего в справедливости требований профессиональной морали как основы выполнения воинского долга. Нравственные убеждения являются более высокой ступенью развития личности воина, поскольку основаны на глубокой и всесторонней оценке известных ей моральных норм, проверке их социальной практикой, жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органичном приятии как единственно правильных и возможных. Нравственные убеждения требуют от военнослужащего умения взглянуть на свою деятельность с точки зрения интересов дела, выяснить соотношение между тем полезным, что он делает для общества и коллектива, и тем, что он обязан сделать. Нравственные убеждения определяют теоретическую и практическую подготовленность воина к профессиональной деятельности, являются основанием для его сознательного отношения к своему поведению и действиям на практике. Они участвуют в формировании волевых качеств личности и устойчивых форм морального реагирования на окружающую действительность.

Нравственная потребность - это наивысшая степень нравственного сознания военнослужащего, которая характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований этики. Когда соблюдение требований профессиональной этики становится внутренней потребностью человека, он в соответствии с этическими принципами организует все свои волевые и эмоциональные качества, направляет усилия на решение этически сложных проблем именно с точки зрения нравственности. В этом случае соблюдение требований нравственности становится устойчивым качеством личности, мощным фактором, мобилизующим ее для организации своего поведения и деятельности, делом долга и совести, чести и достоинства. Руководствуясь своими нравственными потребностями, военнослужащий не может поступиться ими и совершить действия, с его точки зрения, не отвечающие критериям добра и зла.

Таким образом, нравственные знания, убеждения и потребности выступают основой формирования личностных качеств военнослужащего и характеризуют его как профессионала, способствуют качественному выполнению им своего профессионального предназначения как гражданина-патриота, защитника своего Отечества.

Весь спектр духовно-нравственных качеств военнослужащего можно свести в следующие основные группы:

а)   по отношению к обществу и государству - гуманность, патриотизм, верность Отечеству, уважение к истории народа, государства и армии, лояльность к политической власти государства, Конституции Российской Федерации, общая культура личности;

б) по отношению к военной службе - верность воинскому долгу, высокий профессионализм, организованность, творчество, смелость, мужество, героизм;

в)    по отношению к воинскому коллективу и другим людям (семье, родителям, родным, товарищам, сослуживцам) - благородство, доброта, честность, порядочность, великодушие, честь, принципиальность, требовательность, справедливость, личный пример, следование боевым традициям, непримиримость к нарушениям норм воинской морали;

г)   по отношению к самому себе - достоинство, скромность, самооценка, взыскательность, честолюбие, самоконтроль, самовоспитание и самообразование, соизмерение своих действий и поступков с ценностями общества, армии и воинского коллектива.

В целом всю совокупность духовно-нравственных качеств личности военнослужащего можно представить, как систему общих, конкретных и специфических нравственных качеств.

К общим нравственным качествам относятся: патриотизм; верность своему Отечеству; гражданственность; общая культура личности; признание суверенности личности и неприкосновенности ее достоинства; вера в неиссякаемость человеческого добра; справедливость как основа жизнедеятельности людей; гуманность; открытость к общению и др.

К конкретным нравственным качествам относят гражданскую совесть (обостренное чувство личной ответственности), нравственную волю (умение завоевывать уважение людей, развитый самоконтроль), честность (деловая требовательность, самоотдача в работе, умение говорить правду в глаза), коллективизм, самообладание (умение переносить личные неприятности и служебные неудачи), принципиальность (последовательность в соблюдении своих нравственных позиций, самокритичность) и др.

К специфическим нравственным качествам необходимо отнести прежде всего трудолюбие (увлеченность работой), скромность (критическое отношение к своим заслугам и недостаткам), ответственность (единство слова и дела, бескорыстность в оказании помощи людям), великодушие (терпимость к недостаткам людей, умение прощать обиды, не быть злопамятным), а также профессиональную компетентность.

Обозначенная система нравственных качеств выступает той духовной опорой, которая помогает формированию и развитию духовно-нравственного портрета военнослужащего как личности. Стабильность и содержательность духовно-нравственных качеств определяют его нравственное здоровье, характер действий в условиях морального выбора. Кратко остановимся на специфике некоторых из них, наиболее полно раскрывающих ценность деятельности военнослужащего.

К числу важнейших духовно- нравственных качеств военнослужащего относится общая культура личности. Она формируется и развивается в зависимости от особенностей личности, воспитания, условий окружающей среды. Наряду с воинским мастерством она позволяет воину в более короткие сроки осваивать боевую технику и современное оружие, правильно и своевременно оценивать обстановку, свои возможности и с наивысшей результативностью проявлять личностный потенциал интеллектуальных, эмоциональных и физических сил.

Важный компонент культуры личности - это образование и сформированные на этой основе общенаучные знания. Общая культура включает в себя также общетехнические знания, навыки и умения, принятую для всех членов общества культуру поведения. Общая культура включает основательное знание истории, философии, политологии, права, предполагает знание мировой и отечественной литературы, музыки, живописи, театра, способность отличить подлинные духовные ценности от подделок. Сегодня к числу важнейших черт культуры личности воина относят также техническую, компьютерную грамотность, культуру речи, общения, мышления, поведения и др.

Общая культура личности - это фундамент жизнедеятельности личности военнослужащего. Она формирует мировоззренческую направленность воина в современном мире, развивает глубину его суждений, аналитические способности и логическое мышление.

Тактичность - это качество предполагает умение военнослужащего предвидеть все объективные последствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие товарищами, сослуживцами и другими людьми. Тактичность как качество личности воина необходима, потому что его поведение всегда требует одновременного соблюдения множества нравственных правил, которые могут противоречить друг другу. Учет всех возможных обстоятельств, ведущих к нежелательным последствиям, мера полезности конкретных поступков и действий военнослужащего обуславливаются его профессиональным тактом, выработанным на основе тактичности как личностного качества. Умение выстроить свои действия таким образом, чтобы не поставить невольно кого-либо в неловкое положение, не задеть самолюбие личности, не унизить ее, достигается путем всесторонней оценки противоречивой ситуации. Военнослужащему в силу профессиональной специфики приходится иметь дело с людьми различного склада характера и самолюбия, поэтому соблюдение тактичности особенно необходимо в деятельности воина.

Совесть военнослужащего проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости. Совесть как качество личности является индивидуализированной формой отражения требований к ней общества и профессиональной группы. Совесть выполняет функцию регулятора поведения, побуждая человека к творческим поискам решения и предостерегая его от чисто формального подхода к выполнению моральных и профессиональных норм. Когда ситуация оказывается достаточно сложной или нестандартной, совесть индивида подсказывает ему верное решение.

Справедливость должна постоянно присутствовать во взаимоотношениях воина с его окружением: сослуживцами, коллегами, подчиненными, членами семей военнослужащих и т.д. Военнослужащий может иметь свои симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на качестве его работы с различными категориями людей; какие бы чувства сослуживец или подчиненный ни вызывал у военнослужащего, отношение к нему всегда должно быть ровным, доброжелательным и внимательным, а его проблемы должны оцениваться адекватно. Отношение к окружающим с позиций симпатии или антипатии вообще не должно присутствовать во взаимоотношениях между воинами и отражаться на качестве выполнения задач, стоящих перед воинским коллективом. Справедливость должна проявляться и по отношению к коллегам: каждое действие коллеги должно получать справедливую оценку, без преувеличения или преуменьшения его заслуг или недостатков, с учетом как объективных, так и субъективных факторов. Воплощение на практике принципа справедливости предохраняет военнослужащего от отчуждения и от сослуживцев, и от коллектива в целом.

Нравственная воля всегда необходима военнослужащему в его практической деятельности. Сознательная волевая нацеленность на выполнение объективно необходимых действий, способность не отступать перед препятствиями, возникающими в процессе деятельности, и доводить начатое дело до конца являются качествами, развивающимися в результате накопления опыта работы и осознания своего профессионального долга, преодоления самого себя, своей слабости.

Сила воли необходима воину не только для того, чтобы преодолеть себя, победить неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, сложившееся в его сознании мнение о себе как о безнадежном человеке, неспособном успешно функционировать в социуме, но и для того, чтобы способствовать решению поставленных задач своим сослуживцам и товарищам по общему делу. Именно сила воли военнослужащего может заставить его и находящихся рядом поверить в себя, справиться со слабостью и неверием в собственные силы, активно подключиться к деятельности и тем самым повысить свой личностный потенциал и социальную активность, в целом успешно решить поставленные перед военнослужащим служебно-боевые задачи.

К числу важнейших духовно-нравственных качеств личности военнослужащего следует также отнести и военно-профессиональную компетентность, которая характеризует ее деловую надежность, способность осуществлять успешную и безошибочную деятельность как в привычных, так и в нестандартных ситуациях. Специфика военно-профессиональной компетентности воина представляет собой его способность осуществлять эффективную служебно-должностную деятельность, обусловленную высокой степенью освоения общечеловеческой, профессиональной и духовной культуры в экстремальных условиях учебно-боевой обстановки.

Военно-профессиональная компетентность военнослужащего не сводится только к наличию сугубо деловых, функциональных показателей, а предполагает синтез всех духовных качеств личности. Она немыслима без опоры на достаточно широкие мировоззренческие знания, общую культуру личности воина.

Основой военно-профессиональной компетентности выступает духовность военнослужащего. Духовная готовность к служению Родине, своему народу, выполнение патриотического долга по защите интересов общества, государства и личности есть в конечном итоге самое значимое, основное для военной службы. Патриотизм, государственность, верность служению Родине и народу, честь, ответственность, достоинство и другие духовно-нравственные качества были и остаются центральным звеном системы воспитания, особенно в военной сфере русской государственности. Наиболее целенаправленно воспитание на этих ценностях проводилось в армии, начиная с Петровской эпохи. Как предмет особой заботы духовность воина рассматривалась военачальниками наряду с военной и технической подготовкой как главное условие победы в войне. Особое место духовность занимала в деятельности российских полководцев П. А. Румянцева, Г. А. Потемкина, А. В. Суворова, П. С. Нахимова, М. И. Кутузова, М. И. Драгомирова, М. В. Фрунзе, Г. К. Жукова и других.

Разумеется, это нисколько не умаляет собственно профессиональную подготовку воина. Обученность военному делу и осознание своего воинского долга по защите Отечества, умение применять полученные военные знания с пользой для общего дела есть две стороны медали военно-профессиональной компетенции военнослужащих. В традициях воина Российской армии всегда считалось ценностью быть всесторонне подготовленным, воспитанным и образованным, нравственно и психологически закаленным, свято верящим в справедливость идеалов защитника Отечества.

Таким образом, высокая духовность и военно-профессиональная компетентность военнослужащего являются основой успешного решения поставленных учебно-боевых задач.

2

Имевшие место и длящиеся в настоящее время вооруженные конфликты, а также локальные войны и боестолкновения с террористическими организациями предъявляют высокие требования к психологическим качествам военнослужащих. Это обуславливается рядом обстоятельств.

Во-первых, в них широко применяются новые способы ведения боевых действий, новейшие средства вооруженной борьбы, различные виды оружия и боевой техники. Все чаще боевые действия ведутся в условиях городов против небольших, но высокомобильных групп противника, использующих приемы партизанской войны и проведение террористических актов.

Современный бой характеризуется исключительной динамичностью и напряженностью боевых действий, обоюдоострой борьбой за инициативу, молниеносным принятием решения. При этом войскам приходится часто и в кратчайшие сроки перенацеливать свои усилия, энергично маневрировать, наносить внезапные и сокрушительные удары по врагу. В таких условиях готовность личного состава действовать решительно, умело и инициативно приобретает особое значение. Поэтому военнослужащие должны обладать высокой боевой активностью, наступательным духом, стремлением во что бы то ни стало выполнить приказ командира и разгромить врага.

В-вторых, ведение боевых действий, длительное нахождение в зоне боев, человеческие потери, необходимость переносить большие нагрузки требуют от личного состава высокой психологической подготовленности, физической выносливости и натренированности. Приобрести эти качества можно лишь в результате напряженного ратного труда в мирное время при эффективном использовании возможностей психологической, боевой и физической подготовки.

В-третьих, быстротечность боевых действий, резкие изменения обстановки предполагают строжайший учет фактора времени, каждой минуты и секунды. Особое значение здесь приобретает гибкость мышления военнослужащих, и прежде всего командира. Оно должно быть подвижным, целеустремленным и активным, сочетаться с твердой волей, решительностью, смелостью, самостоятельностью в оценке обстановки и принятии решения, анализе событий, явлений, различных данных.

В-четвертых, возрастание требований к психологическим качествам военнослужащих обусловливается также характером современной боевой техники и оружия, особенностями их эксплуатации в бою. В процессе боевого применения и обслуживания техники личному составу приходится действовать исключительно быстро и точно, на пределе своих психических и физических возможностей, в условиях дефицита времени и информации. Все это требует исключительной собранности, внимательности, дисциплинированности, самообладания, способности мгновенно реагировать на изменения обстановки и находить правильные решения при ее усложнении.

Повышает роль морально-боевых, психологических качеств военнослужащих и коллективный характер обслуживания современной техники и оружия, а также возрастание значения индивидуальных действий в выполнении боевых задач коллективом в целом. Групповое оружие понуждает воинов знать не только свою специальность, но и общее устройство обслуживаемой техники, специфику действий всего воинского коллектива. Успех выполнения боевой задачи зависит от слаженности действий членов экипажей и расчетов, от четкого выполнения ими обязанностей, способности заменить товарища, прийти к нему на помощь. Неточность в действиях, растерянность хотя бы одного из номеров боевого расчета, экипажа может свести на нет усилия всего коллектива, осложнить, а то и сорвать выполнение поставленной задачи.

Современное оружие наносит не только материальный урон, но и оказывает огромное психологическое влияние на личный состав, вызывая у него сложные психические переживания. На необходимость учета психологического воздействия на войска новой боевой техники и оружия указывал еще М. В. Фрунзе: «Надо считаться с тем фактом, что значение техники отнюдь не может определяться только размерами материального урона, причиняемого техникой, орудиями истребления... Оно должно расцениваться путем прибавления к материальному урону того огромного психического урона, который причиняется применением новых, неизвестных нам средств. Размер этого психического урона не поддается учету, и в известных условиях он может во много раз превышать материальный ущерб, который причиняется этими орудиями истребления».

Воздействие современного оружия на психику военнослужащего возрастает прежде всего за счет усиления угрозы для их жизни и непрерывности этой угрозы на поле боя. У воинов могут возникать беспокойство, чувство тревожного ожидания, а в условиях реальной опасности - страх и даже паника. Огромного морального напряжения требуют действия личного состава при преодолении зон радиоактивного, химического и бактериологического заражения и ликвидации последствий ядерного, химического и бактериологического нападения противника. В таких условиях высокие морально-психологические качества и прочные боевые качества воина обеспечат устойчивость психики и позволят ему направлять свои усилия на четкое выполнение поставленных задач, преодолевать отрицательное воздействие поражающих факторов современного оружия.

В-пятых, противник также стремится прибегать к средствам психологической войны. Сейчас в ведущих странах НАТО уделяется большое внимание разработке новейших специальных форм и способов психологического воздействия на сознание военнослужащих в ходе подготовки и ведения боевых действий, чтобы снизить их боевую активность, подавить волю к сопротивлению и одержать в результате победу. Военнослужащие должны быть готовы противостоять этим средствам борьбы, обладать моральной и психологической стойкостью.

Перечисленные факторы боевой деятельности военнослужащих, реальная опасность, исходящая со стороны противника (в том числе в регионах со сложной оперативной обстановкой), а также сложность решаемых служебных задач, могут порождать различные психические состояния, затрудняющие деятельность военнослужащих и препятствующие достижению ее целей. Такие состояния обычным, житейским языком характеризуются как беспокойство, тревога, неуверенность, боязнь, подавленность, отчаяние, апатия, чувство обреченности и т.п. С психологической точки зрения все они в основном относятся к категории состояний психической напряженности, проявляющейся в различных формах.

Фрустрация - это состояние человека при возникновении реальных или воображаемых преград на пути к цели, которые он оценивает, как сложные и непреодолимые. Фрустрация имеет место тогда, когда внешние (объективные) или внутренние (субъективные) барьеры прерывают действия, направленные к цели, или вообще мешают ее достижению и таким образом не удовлетворяют потребности.

Состояние фрустрации может как активизировать поведение, так и вызвать пассивность. Отсюда выделяют две типичные формы фрустрации:

-                   стеническая (гнев, агрессия, раздражение, усиление активности и настойчивости);

-                   астеническая (чувство бессилия, апатия, подавленность, неуверенность, боязнь).

Сила и длительность фрустрации зависят от значимости цели, величины и характера преград, мотивов поведения и индивидуальных особенностей личности, а также социально-психологических особенностей коллектива и руководства.

Нежелательные реакции при фрустрации предупреждаются:

-       тщательной подготовкой к действиям, формированием качеств и опыта, необходимых для преодоления встречающихся трудностей и препятствий;

-        умелым руководством, упреждением надвигающихся препятствий, навязыванием своей воли течению событий, планомерными активными действиями.

Некоторыми индивидуальными приемами уменьшения и даже снятия дезорганизующего влияния фрустрации могут являться:

-      мысленное преуменьшение значимости цели;

-      воображаемое преодоление затруднений;

-       замена сложной задачи более простой;

-              воспроизведение примера стойкого человека и т.д.

Стресс - совокупность неспецифических реакций организма на действие любых повреждающих агентов (стрессоров), которые проходят три стадии:

а) тревоги, когда после некоторого первоначального падения устойчивости организма начинается мобилизация его ресурсов;

б) повышенной сопротивляемости организма;

в) истощения, снижения его устойчивости.

Непосредственная физиологическая реакция на различные физические воздействия (высокую и низкую температуру, кровопотерю, недостаток пищи воды или воздуха и т.п.) называется физиологическим стрессом.

Психологический стресс - это особое психическое состояние, возникающее вследствие непроизвольной, преимущественно эмоциональной, реакции на трудности.

Она вызывается не только ситуацией опасности, риска, но и необычайностью обстановки, возрастанием ответственности, связанной с необходимостью выполнения задачи, то есть всеми теми раздражителями, которые имеют сигнальное значение.

Уровень психологического стресса, его длительность и влияние на деятельность зависят от: характера служебно-боевых задач; служебной и боевой обстановки; активности противника; индивидуальных особенностей человека (мотивов его поведения, опыта, знаний, навыков, основных свойств нервной системы, эмоционально-волевой устойчивости).

Так, у одного человека напряженность возникает чаще и держится дольше, чем у другого; в одной и той же ситуации степень напряженности у разных людей разная. Напряженность как состояние затрагивает психику и влияет как на характер и уровень психической активности в целом, так и на отдельные психические функции.

С этой точки зрения, можно выделить несколько форм психической напряженности:

-          перцептивную, возникающую в случае больших затруднений и ошибок в восприятии необходимой информации;

-         интеллектуальную, когда серьезно снижаются умственные способности и военнослужащий не может найти способ решения или выхода из критической ситуации;

-      эмоциональную, когда возникают чувства, дезорганизующие поведение и деятельность;

-         мотивационную, связанную с борьбой мотивов, например, продолжать выполнение задачи, связанной с угрозой для жизни, или же уклониться от опасности и риска.

Работа в сложных условиях требует от военнослужащего напряжения умственных, физических и нравственных сил. В отличие от напряжения сил, которое, как правило, повышает возможности человека во время действий в сложной ситуации, психологический стресс (напряженность), как и фрустрация, может повлиять двояко: положительно и отрицательно.

Отрицательное влияние психологического стресса выражается в ухудшении внимания, мышления, в скованности действий, несоразмерности или даже хаотичности движений. Затрудняется протекание контролирующих и регулирующих функций сознания, что мешает своевременно учитывать и предвосхищать изменения в обстановке, четко и оперативно применять, и видоизменять приемы и способы действий, сохранять устремленность к цели.

Положительное влияние стресса выражается в активизации психики, ускорении психических процессов, четкости мышления, улучшении оперативной памяти.

Усталость. Сложность выполняемых служебных задач неизбежно влияет на работоспособность военнослужащего. Длительность фактического или ожидаемого воздействия опасных и сильных раздражителей является большой нагрузкой на психику и нервную систему военнослужащих.

Интенсивность внешних воздействий, нерегламентированный рабочий режим, недостаток условий для нормального отдыха, необходимость длительно напрягать все силы, повышенная ответственность могут привести к утомлению нервных центров и психическому истощению. Это естественный физиологический процесс. Утомление нервных центров ведет к нарушению нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения, причем начинает преобладать тормозной процесс.

Утомление обычно снижает работоспособность военнослужащего, в частности, оно ухудшает внимание, усиливает отрицательные эмоции, чувства. Военнослужащим и командирам необходимо считаться с возможным отрицательным влиянием утомления на служебную деятельность и заботиться о рациональном распределении физических и умственных нагрузок, об отдыхе, рациональном чередовании смен, выстраивании (по возможности) определенного суточного режима.

Страх и паника имеют много причин как субъективного (уровень мотивации, эмоционально-волевой устойчивости и т.д.), так и объективного порядка (характер обстановки, сложность задач, превосходство противника и т.д.). Степень и формы страха и паники разнообразны. Хотя страх - это область прежде всего индивидуальной психологии, а паника - главным образом групповой (коллективной) психологии, но между ними есть единство, взаимовлияние, которое нельзя игнорировать.

Возможности, средства и приемы управления действиями и состоянием сотрудников, испытывающих страх или панику, зависят от их причины и формы.

Испуг возникает на основе инстинкта самосохранения при столкновении с опасностью или резким неблагоприятным изменением среды. Эмоция испуга прямо не связана с ожиданием опасности или подготовкой к каким-либо действиям, она захватывает человека врасплох, может сразу же нарушить течение психических процессов и деятельность в целом. Все же активизация чувства долга, практический и боевой опыт, пример целесообразных и решительных действий, отвлечение и переключение внимания могут помочь военнослужащему овладеть собой. Устойчивость человека к испугу повышается благодаря предварительной натренированности в быстром и правильном восприятии служебных (в том числе боевых) ситуаций.

Боязнь - эмоциональное состояние перед выполнением задачи, связанной с риском, опасностью, являющееся, как правило, следствием недооценки возможностей и переоценки трудностей. В этом случае непосредственное управление поведением может быть более результативным, нежели при испуге. Если риск и опасность велики, то боязни сопутствуют тревога, беспокойство, неуверенность. Подобное состояние испытывал практически каждый человек перед первым выполнением важного дела. Боязнь часто возникает при недостатке информации, а также практических навыков, необходимых для успешных действий в сложной обстановке.

Для сохранения работоспособности важно, во-первых, понять, что организм и психика человека не могут находиться в состоянии постоянного напряжения. Пик мобилизации внутренних сил человека должен приходиться на ситуации, когда появляется потребность полностью выложиться, чтобы достичь максимального результата или чтобы сохранить себя. Сознательный выход из этого состояния представляет проблему не меньшую, чем его достижение.

Во-вторых, активная деятельность значительно уменьшает ощущение опасности, а пассивная - увеличивает. При этом, если возникают отрицательные эмоции, переживание опасности принимает более серьезные формы. В этом случае начинает действовать механизм циклической реакции: страх, появившийся в результате угрожающей опасности, преувеличивает эту опасность, что в свою очередь увеличивает чувство страха и т.д. В подобных ситуациях, если военнослужащего охватывает страх, нужно дать ему программу действий, включить в активную деятельность, показать, что из любой ситуации можно извлечь пользу.

В-третьих, негативные переживания могут потерять свою силу или по крайней мере уменьшить свое гнетущее влияние не только в результате изменения внешней ситуации, но и за счет изменения состояния человека, его субъективного отношения к ситуации и составляющим ее элементам (людям, событиям, действиям).

Командиру или сослуживцу необходимо помочь военнослужащему в создании продуктивной установки. Продуктивным в данном случае является отношение к собственной деятельности именно как к рабочей обязанности. Такая установка нужна для того, чтобы впоследствии ограничить личностную психологическую задействованность (сверхвовлеченность) и устанавливать эмоциональную дистанцию с происходящим, со складывающейся ситуацией.

Существуют еще более простые, чисто психологические способы воздействия на состояние военнослужащего. Имеется в виду взаимная психологическая поддержка, когда в экстремальной ситуации вы видите признаки напряженности у своих товарищей или подчиненных.

Самые доступные и довольно эффективные средства психологической поддержки в экстремальной ситуации следующие: контакт глазами; ободряющие слова; доброжелательные тактильные контакты (коснуться, похлопать по плечу и т.п.); шутки (даже грубоватые, возможен «черный юмор», но абсолютно исключается всяческая деструктивная критика).

Таким образом, моральная готовность и психологическая способность военнослужащего к выполнению поставленных задач по предназначению представляют собой сложный сплав морально-психологического и профессионально-боевого компонентов, которые находятся в диалектической взаимосвязи и взаимопроникновении. Поэтому ни один из них не может рассматриваться изолированно друг от друга. Эти качества проявляются в деятельности воинов во взаимосвязи, дополняя друг друга. Высокая сознательность, стремление образцово выполнять свой воинский долг, настойчивость, активность в учебе помогают воинам в совершенстве овладеть оружием и боевой техникой, выработать твердые навыки и умения управлять соответствующими приборами и механизмами, углублять свои знания в области тактики современного боя, успешно решать сложные боевые задачи.

Наряду с этим глубокое знание техники и ее возможностей, уверенность в обращении с ней усиливают смелость, стойкость, самообладание, активность воинов в бою. И, напротив, недостаточное овладение боевой техникой даже в сравнительно простых ситуациях порождает неуверенность в действиях и растерянность, которые в свою очередь приводят к тому, что даже смелый человек теряет выдержку и совершает ошибки.

В формировании морально- боевых качеств воинов ведущая роль принадлежит нравственному компоненту, который определяет идейность и убежденность российских воинов и выступает главным регулятором их поведения и деятельности. Столь же важны и другие компоненты, обеспечивающие всестороннюю подготовку личного состава к успешному ведению боевых действий в современной войне.

Методические рекомендации.

1.                  В качестве основной цели занятия руководителю целесообразно определить оказание помощи военнослужащим в осмыслении ими прежде всего прикладного характера рассматриваемых вопросов, уяснении базового значения рассматриваемых категорий для их успешной служебной деятельности.

2.                  Учитывая это обстоятельство, занятие с военнослужащими целесообразно провести в виде рассказа-беседы с использованием визуального ряда (презентации).

3.                  С целью активизации познавательной деятельности военнослужащих в процессе изучения данной темы руководителю целесообразно использовать визуальный ряд со структурно-логическими схемами, а также видеоматериалами, демонстрирующими образцы высокой нравственности и психологической готовности российских военнослужащих.

4.                  Руководителю занятий целесообразно в период проведения занятий активно использовать факты и яркие примеры из учебно-боевой деятельности подразделения (воинской части), характеризующие высокие морально-психологические качества военнослужащих контрактной службы.

Рекомендуемая литература:

1.      Манерко И. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего Российской армии: сущность и основное содержание. Вестник Военного университета. № 3. - 2009.

2.    Военная педагогика / Учебник для вузов под ред. О. Ю. Ефремова: - СПб.: Питер, 2014.

3.    «Ориентир». № 8, 2011 г.

4.    «Ориентир». № 4, 2006 г.

Полковник запаса Анатолий КУЛЕБА

Ориентир 03 2017



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram