Поиск по сайту

Формы и методы воспитательной работы в истории Российской армии

05 марта 2019 00:00


1. Воинское воспитание в Русской армии.
2. Воспитательная работа в советский период.


ВОПРОСЫ:

1. Воинское воспитание в Русской армии.

2. Воспитательная работа в советский период.

Современный этап развития Вооруженных Сил России предъявляет повышенные требования к военным кадрам, их деловым, профессиональным, общечеловеческим, морально-боевым и другим качествам, выдвигает новые задачи по совершенствованию их профессиональной подготовки. Существенную роль в решении этих задач играет воспитательная работа, богатый исторический опыт использования всего арсенала ее форм и методов.

1

Становление и развитие теории и практики воспитания в Российской армии неразрывно связаны с именами прославленных русских полководцев и видных деятелей XVIII - XIX вв. К ним по праву можно отнести Петра I, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.А. Румянцева, С.О. Макарова, М.И. Драгомирова и др. В этот период наметился переход от стихийно-ситуативной практики военного воспитания к созданию целостной военно-педагогической системы обучения и воспитания регулярной армии, подготовки офицерских кадров. В основу этой системы была положена идея необходимости защиты государя-императора, Отечества, соблюдения воинской чести и верности воинской присяге.

Воспитание строилось с учетом «самобытности» русского солдата, национальных, религиозных, психологических особенностей и исторических традиций русского народа, приоритета идей патриотизма и воинской чести в системе моральных ценностей воина и развития их в новых условиях.

Прогрессивные военные деятели России - стремились создать, а в дальнейшем развить отечественную систему воспитания, активно используя прогрессивный зарубежный военный опыт, преломленный через призму национальных особенностей и исторических традиций русского воинства.

Во второй половине XIX - начале XX вв. теория и практика воспитания военнослужащих сложилась и органично вошла в стройную систему подготовки рядового и офицерского состава Русской армии.

Военное воспитание организовывалось и проводилось на основе императорских указов, требований военной присяги и воинских уставов, приказов, распоряжений и циркуляров Военного министерства и Главного управления вузов, инструкций, определявших правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в частях и в военно-учебных заведениях, а также указаний, распоряжений, приказов командования каждой части, вуза и издаваемых ими инструкций, положений и правил.

Целью воинского воспитания являлось формирование высоких нравственных качеств военнослужащих, укрепление их боевого духа, повышение боеспособности армии. Это определяло его содержание: оно включало в себя в качестве составных частей умственное, нравственное и физическое воспитание, которые были органично связаны между собой и серьезно влияли на формирование личности. При этом каждая из них выполняла свои специфические функции, задачи, имела свои формы и методы воздействия на военнослужащих (схема).

1. Основой воспитательного процесса в России являлось нравственное воспитание. Именно ему уделялось большое внимание как в военной, так и в общей педагогической литературе.

Характерной особенностью нравственного воспитания русского воина являлось развитие религиозности, утверждение православной веры. Эту задачу в подразделениях наряду с военными священниками решали и командиры, а также унтер-офицеры и фельдфебели, которые контролировали проведение подчиненными некоторых религиозных обрядов и осуществление ими определенных обязанностей (утреннюю, обеденную и вечернюю молитвы, посещение храма и т.д.)

24.jpg

Хотя к середине XIX века в Русской армии сохранилось еще немало элементов прусско-гатчинской системы воспитания, основанной на страхе наказания, все сильнее заявляли о себе возрождавшиеся суворовские традиции подготовки воинов. Новая воспитательная система, справедливо названная по имени одного из наиболее горячих ее поборников - «драгомировской», принципиально отличалась от прежней. Она строилась на умственном и нравственном развитии солдата, на воспитании у него сознательного отношения к исполнению воинского долга.

Важнейшим направлением нравственного воспитания в Русской армии являлось также формирование у военнослужащих четкого понимания таких нравственных категорий, как честь, ответственность, вера, верность присяге, воинская субординация и др., а также боевых качеств, необходимых настоящему воину (мужество, храбрость, стойкость, хладнокровие и др.).

Анализ нравственных категорий и нравственных обязанностей дает возможность утверждать, что в военной педагогике дореволюционной России был разработан своеобразный морально-нравственный кодекс поведения, имевший целью сформировать у обучаемых необходимые общечеловеческие и профессионально-этические качества личности.

В содержание воспитания, кроме познания нравственно-боевых категорий и нравственно-служебных обязанностей, входили эстетическое, трудовое, религиозное, патриотическое, правовое и профессионально-этическое воспитание. В военной педагогике дореволюционной России эти виды воспитания не рассматривались самостоятельно, а являлись составными частями нравственного воспитания. Многие цели и задачи эстетического, трудового, патриотического и других видов воспитания военнослужащих были возложены именно на нравственное воспитание. Воспитание любви к труду и своему Отечеству, искренней веры в Бога, развитие любви к прекрасному и возвышенному и т.д. основывалось прежде всего на нравственных началах.

Такой подход к содержанию нравственного воспитания заслуживает пристального внимания, так как он расширяет сферу его влияния на процесс формирования личности в целом.

2. Следующим важным элементом военного воспитания в дореволюционной России второй половины XIX - начала XX века являлось умственное воспитание. Под ним понималась деятельность командиров и унтер-офицеров по вооружению нижних чинов необходимой суммой общенаучных и военных знаний, выработке у них умений и навыков для надлежащего выполнения своих служебных обязанностей и воинского долга по защите Отечества.

Формы и методы умственного воспитания были разнообразны, но все же первостепенное значение придавалось тренировкам, муштре и учениям.

Содержательная сторона умственного воспитания включала развитие у воинов умственных способностей, мышления, речи, памяти, чувственного восприятия, внимания, а также выявление и развитие индивидуально-психологических особенностей.

3. Заботясь о нравственном и умственном развитии нижних чинов, офицеры и унтер-офицеры армии и флота обязаны были уделять серьезное внимание и их физическому воспитанию. Его целью являлось укрепление здоровья военнослужащего, превращение его в неутомимого, выносливого, неприхотливого, ловкого, смелого и подвижного воина.

Физическое воспитание в Русской армии носило практически-прикладной характер и связано было в основном с учебно-боевой деятельностью подразделений и частей. Оно включало в себя строевое обучение, фехтование, верховую езду, плавание, физический труд и, конечно, полевые занятия, учения.

Командирам предписывалось, в частности, в пехоте: учить стрелков прыгать через рвы и ручьи, перелезать через заборы, пробегать сквозь чащу густого кустарника, пробегать топкие места, влезать на труднодоступные крутости и обрывы и спрыгивать с них. При обучении кавалеристов обращалось особое внимание на выработку ловкости и виртуозное владение оружием.

С середины XIX века в армии и на флоте широкое распространение начали получать занятия гимнастикой, рукопашным боем и спортивные игры.

Нравственное, умственное и физическое воспитание, являясь составными частями военного воспитания, представляли собой содержательную сторону единого воспитательного процесса. Они были неразрывно связаны между собой и проводились в жизнь комплексно.

Содержание, организация и методика воспитания определялись общими педагогическими требованиями, выполнявшими роль принципов воспитания. К ним относились: индивидуализация воспитания; уважение личного достоинства воспитуемых, забота о них; уважение и любовь воспитуемых к воспитателям и разумная требовательность последних; опора на положительное в личности воспитуемого; единство и согласованность воспитательных воздействий.

Цели, задачи, содержание и общие педагогические требования к процессу воспитания определяли и круг воспитательных средств, выполнявших роль методов воспитания. Эти воспитательные средства можно представить в виде нескольких групп:

а) внешние воспитательные средства (личное воздействие и личный пример командира, воздействие внешней среды);

б) воспитательные средства, предусмотренные законами и воинскими уставами (награды и наказания);

в) внутренние воспитательные средства (самовоспитание и самообразование) и др.

Личное воздействие командиров и начальников на нижних чинов выражалось прежде всего в руководстве воспитуемыми. Армейская практика тех лет свидетельствует, что ротные, эскадронные, сотенные командиры и унтер-офицеры были ближайшими, непосредственными руководителя ми и советниками нижних чинов. Армия во второй половине XIX века трудами тысяч офицеров-воспитателей и унтер-офицеров превратилась в жизненную школу нравственного, умственного и физического развития, оставаясь в то же время школой чести, доблести, истинного патриотизма и дисциплины.

Однако личное воздействие командира (воспитателя) лишь в том случае могло стать эффективным воспитательным средством, когда начальник не принуждает, а советует, не укоряет, а напоминает, когда наряду с наказаниями и наградами используются и чисто моральные меры.

Необходимо отметить, что личное воздействие воспитателя не сводилось только к дружеским отношениям, советам, напоминаниям, руководству нижними чинами. К воспитательным средствам в Русской армии относились и меры дисциплинарные. Их диапазон был довольно широк. Для нижних чинов, например, он простирался от неувольнения из казармы свыше одного месяца до усиленного ареста на 8 суток и лишения ефрейторского звания.

Наряду с воспитательными средствами, предусмотренными законами и воинскими уставами, определенное внимание уделялось самовоспитанию и самообразованию как важнейшим внутренним воспитательным средствам.

2

Рождение в 1917 г. молодого Советского государства, его Вооруженных Сил потребовало иной системы воинского воспитания, отличной от существовавшей в Русской армии. У истоков ее создания стояли такие видные деятели советского периода, как М.В. Фрунзе, М.И. Калинин, С.С. Каменев, М.Н. Тухачевский и др.

Господствовавший в общественной и духовной жизни Советского государства классовый подход предопределил и направление педагогической работы. В педагогической теории и практике было отброшено все то, что не отвечало природе Советского государства. Ее основу составляли общеполитические и теоретико-методологические идеи, разработанные В.И. Лениным и его революционными соратниками.

В первый послереволюционный период (1918 - 1922 гг.) происходило зарождение и становление системы воспитания воинов РККА. В начале Гражданской войны обучение и воспитание личного состава носило эпизодический и эмпирический характер. Ведущим методом воспитания выступало убеждение в сочетании с активным использованием таких методов, как личный пример, поощрение, агитация, просвещение, принуждение и др.

В общей системе воспитательной работы (агитационно-пропагандистской), проводимой в войсках, особое внимание уделялось укреплению воинской дисциплины, основанной на политической сознательности. Этому способствовало утверждение в 1918 г. первой советской военной присяги. В этом же году вышла «Служебная книжка красноармейца», ставшая своеобразным военно-политическим учебником для солдат и офицеров. Заимствованная из военной педагогики дореволюционной армии методика военного обучения дополнялась системой политического воспитания. Процесс подготовки строился так, чтобы обеспечить общее развитие воинов, ликвидировать среди них безграмотность, повысить культурный уровень, сформировать чувство долга, ответственности, товарищеской взаимопомощи. Важное место отводилось воспитательному воздействию на привлекаемых военспецов и подготовке собственных политически благонадежных командных и воспитательных кадров.

В воспитании личного состава РККА активно участвовали партийная и комсомольская организации, красноармейская (краснофлотская) общественность, которые сплачивали воинов, воспитывали их в духе товарищества и дружбы, преданности социализму, бдительности и классовой ненависти к врагам.

Во второй период (1923 - 1928 гг.) происходил дальнейший поиск форм и методов воспитания воинов, разрабатывались основы военной педагогики на основе марксистско-ленинской идеологии и классового подхода. Особенностью данного этапа являлось педагогическое обеспечение военной реформы 1924 - 1925 гг., в ходе которой была введена смешанная система комплектования, ликвидирована текучесть кадров в частях и подразделениях, установлена четкая система прохождения военной службы, развернута военно-научная работа, войска обучались и жили по новым уставам. В итоге были созданы вполне боеспособные и благонадежные в политическом отношении армия и флот.

В последующий период, вплоть до начала Великой Отечественной войны (1929 - 1941 гг.), воспитательная работа направлялась на поддержание устойчивого политико-морального состояния военнослужащих, мобилизацию их на овладение новыми образцами военной техники и оружия, изучение новых воинских уставов и наставлений, подготовленных с учетом боевого опыта, а также всемерное укрепление воинской дисциплины.

В то же время необходимо отметить, что чрезмерная идеологизация педагогической науки, недостаточное изучение и использование, а зачастую и отрицание передовой зарубежной военно-педагогической мысли и опыта воспитания в Русской армии, не могли не сказаться негативно на боевой подготовке войск, особенно накануне войны.

В ходе Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) первоочередное внимание было обращено на пересмотр, а в дальнейшем и на совершенствование системы воспитания бойцов и командиров армии и флота, ее организационной, содержательной и методической сторон. Направленность системы определялась характером военно-политической обстановки, потребностями фронта, особенностями ведения боевых действий на различных этапах войны.

Особенно большое значение в теории и практике военного времени придавалось развитию политического, воинского (боевого), нравственного и культурного воспитания воинов, формированию у личного состава верности идеям социализма, непоколебимой веры в победу над гитлеровской Германией, ненависти к фашизму, чувства патриотизма и интернационализма, дружбы и войскового товарищества, утверждению в жизни армии и флота новых боевых традиций и целенаправленной работы по их развитию.

Новое звучание проблеме воспитания придал Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии» от 9 октября 1942 г. 13 октября единоначалие было введено и в Военно-Морском Флоте. Согласно Указу повсеместно упразднялся институт военных комиссаров и институт политических руководителей в подразделениях. На командиров (начальников) целиком возлагалась ответственность за все стороны жизни и деятельности частей, соединений и учреждений Красной армии. В соединениях, частях, штабах, подразделениях, военно-учебных заведениях, центральных и главных управлениях НКО и учреждениях Красной армии вводился институт заместителей командиров по политчасти.

В ходе войны постоянно совершенствовались формы и методы воспитания личного состава, которые зависели прежде всего от боевой обстановки и служебного опыта командиров и политработников.

Ведущими формами воспитания личного состава являлись политинформации, беседы, митинги, читки газет, доведение сводок Совинформбюро, разъяснение приказов Верховного Главнокомандующего и обращений военных советов. Во все периоды войны слово, личный пример командира и политработника, коммуниста и комсомольца играли исключительно важную роль. Среди наиболее действенных форм воспитательной работы следует отметить такие, как проведение встреч с отличившимися воинами, обмен опытом представителей различных воинских специальностей, доведение обращений трудовых коллективов заводов и фабрик к воинам, выступления очевидцев немецко-фашистских злодеяний с демонстрацией обличительных документов и материалов, распространение газет, журналов и листовок.

Непременным условием успешного применения всех форм воспитания воинов являлась их тесная связь с решаемыми задачами подразделения и части, личная убежденность воспитателей, постоянная забота об удовлетворении материально-бытовых и духовных потребностей воинов. В зависимости от характера боевых действий соотношение между различными формами воспитания менялось.

Большое место в воспитательной работе занимала пропаганда героического прошлого нашей Родины, ее народа. В войска были направлены темы лекций, докладов, бесед, а также специально подготовленное пособие «Героическое прошлое русского народа». В нем рассказывалось о боевых традициях, истории их возникновения, воинских ритуалах и символах, о великих победах русских полководцев А. Невского, Д. Донского, Д. Пожарского, А, Суворова, М. Кутузова и др.

Важным направлением воспитательной работы в этот период являлась мобилизация личного состава на обеспечение выполнения боевых задач, формирование у него высоких моральных боевых качеств (особенно таких, как стойкость и решительность в обороне, высокий наступательный порыв -в наступлении), храбрости и мужества.

Система методов и форм воспитательной работы носила творческий и гибкий характер. В ней свободно сочетались дифференцированный и комплексный подход с учетом военно-политической обстановки, условий боевых действий и особенностей личного состава.

Послевоенный период (1946 -1953 гг.) связан с переходом Вооруженных Сил на мирное положение, что обусловило перестройку форм и методов воспитательной работы, решение новых задач. Основу перестройки агитационно-пропагандистской работы составлял переход от оперативной агитации, выдвинувшейся на передовые позиции во время войны, к углубленной работе по изучению боевого опыта, пропаганде военных знаний, мобилизации личного состава на всемерное повышение боеготовности частей и подразделений, укрепление воинской дисциплины и организованности.

В конце 1946 г. сложилась единая система политической подготовки солдат и сержантов. Были разработаны учебные планы политических занятий, установлена единая форма подготовки руководителей групп - семинар, учрежден институт помощников руководителей групп политзанятий. При организации воспитательной работы обращалось внимание не на количество проведенных мероприятий, а на то, как она влияет на положение дел в подразделении.

Коренное преобразование обучения и воспитания военнослужащих (1954 - 1961 гг.) было связано с появлением оружия массового поражения и осуществлением военно-технической революции. В сентябре 1954 г. в районе Семипалатинска прошли крупномасштабные учения с применением атомного оружия, во время которых исследовались факторы ядерного взрыва, влияющие как на военные объекты и технику, так и на личный состав (участвовали все рода войск и виды Вооруженных Сил, кроме ВМФ). На их основе был создан учебный фильм, который широко использовался как дидактическое средство для обучения военнослужащих действиям в ходе боевой подготовки и как воспитательное средство по морально-психологической подготовке к ведению боевых действий в условиях применения противником оружия массового поражения.

В 70-е - 80-е годы, в период стратегического паритета между СССР и США, ускорился процесс обновления боевой техники и вооружения, что потребовало дальнейшего совершенствования форм и методов воспитательной работы, повышения ее уровня, улучшения подготовки кадров, в том числе и воспитателей.

Мероприятием государственной важности явилось введение в 1972 г. института прапорщиков и мичманов, продиктованное интересами повышения боеспособности и боеготовности войск. На ответственные должности, которые ранее занимались сержантами срочной и сверхсрочной службы, была поставлена качественно новая категория командного состава, обладающая высокой общеобразовательной и специальной подготовкой, большими методическими навыками и хорошо знающая современную сложную технику. Жизнь доказала правильность такого решения.

Дальнейшие изменения в воспитательной работе происходили в условиях «перестройки» (1985 -1991 гг.). В этот период в стране и в Вооруженных Силах происходило расширение гласности и демократии, что нашло отражение в усилении критики армейских порядков, в том числе содержания, форм и методов воспитательной работы.

В Вооруженных Силах начались кардинальные изменения, которые переросли в последующем в военную реформу. В эти годы количественно и качественно изменился личный состав, по существу поменялись принципы воспитательной работы и ее содержание. Она постоянно освобождалась от чрезмерной идеологизации и однопартийной направленности. С распадом СССР завершился советский период в организации воспитательной работы в Вооруженных Силах.

Таким образом, система воспитания в армии и на флоте прошла долгий и сложный путь своего становления и развития, в ходе которого постоянно совершенствовались формы и методы работы. Они изменялись в зависимости от социально-политической обстановки в стране, задач, решаемых Вооруженными Силами, а также с учетом достижений науки и передовой практики. Это способствовало повышению ее эффективности и благотворно сказывалось на боеготовности войск.

Методические рекомендации

Во вступительном слове необходимо подчеркнуть актуальность темы занятия, ее цель и основные вопросы.

При изложении первого вопроса важно обратить внимание слушателей на вклад великих русских полководцев в развитие системы воспитательной работы, совершенствование ее форм и методов. Необходимо подробнее остановиться на тех из них, которые можно и нужно использовать в современной Российской армии.

При рассмотрении форм и методов воспитательной работы в Советских Вооруженных Силах следует акцентировать внимание на опыте Великой Отечественной войны, а также на особенностях ее проведения на современном этапе.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы и по подготовке к семинару (беседе).

Рекомендуемая литература:

1. Грунтовский И. Основные формы и методы индивидуально-воспитательной работы // Ориентир. - 2005. - № 5.

2. О долге и чести воинской в Российской армии: Собрание материалов, документов и статей. / Под ред. В.Н. Лобова. М.: Воениздат, 1991.

3. Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А.В. Суворова и М.И. Драгомирова. - М., 2000.

4. Лямзин М. Организация воспитательной работы в части (подразделении). Формы и методы воспитательной работы с подчиненными // Ориентир. -2002. - № I.

5. Хасанов Р. Прапорщики (мичманы) в истории Русской армии (флота), их роль в Вооруженных Силах Российской Федерации // Ориентир. - 2003. - № 5.

Подполковник

Михаил ЦЕПИН,

кандидат педагогических наук

«Ориентир» 2006.01



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram