Моральная готовность и психологическая способность военнослужащих к боевым действиям

Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Инфопортал для военнослужащих

Моральная готовность и психологическая способность военнослужащих к боевым действиям


05 марта 2019 00:00

Категория: Военно-политическая подготовка

1. Исторический опыт подготовки военнослужащих к боевым действиям.
2. Формирование у военнослужащих моральной готовности и психологической способности.

ВОПРОСЫ:

1. Исторический опыт подготовки военнослужащих к боевым действиям.

2. Формирование у военнослужащих моральной готовности и психологической способности.

Война - чрезвычайно сложное и многогранное общественно-политическое явление, связанное со сменой отношений между государствами, народами, социальными группами, переходом к применению средств вооруженного насилия для достижения политических, экономических и других целей. Основу содержания войны составляет вооруженная борьба, главным и решающим средством ведения которой являются вооруженные силы и другие военизированные формирования. Наряду с вооруженной ведется также дипломатическая, идеологическая, экономическая и психологическая борьба.

1

Течение и исход войны в решающей мере зависят от морального фактора. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков писал: «Духовное превосходство войск так же необходимо для победы, как и завоевание превосходства в воздухе, на земле и на море».

В начале XXI века в мире сложилась ситуация, когда роль моральной готовности и психологической способности военнослужащих к боевым действиям в противоборстве сторон приобретает все большее

значение. Связано это с возникновением ряда объективных причин в различных сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической и военной.

Знаменитые сражения при Каннах, Фарсале, Фермопилах, вошедшие в историю как великие битвы, тщательно изучались нашими предшественниками прежде всего с нравственной стороны. Эти исследования показали, что умелое использование морально-психологического фактора определяло успешный исход военных действий, когда небольшие армии побеждали численно превосходящего противника.

Особый вклад в решение проблемы морально-психологической закалки русских воинов внес великий полководец А. В. Суворов. Он вошел в историю как один из самых творческих представителей военной мысли, как замечательный военный теоретик и практик, сумевший подготовить и воспитать своих непобедимых «чудо-богатырей». Его система воспитания базировалась на понимании главного: солдат - не «простой механизм, артикулом предусмотренный», а человек. С солдатом «без головы», говорил полководец, никакой баталии выиграть нельзя. Инициатива, сообразительность, находчивость, умелые действия в бою, когда «каждый солдат должен знать свой маневр», дружба, взаимовыручка, «сам погибай, а товарища выручай», забота о солдате, уважение его человеческого достоинства - таковы основные принципы моральной подготовки солдат, их воинского воспитания по А. В. Суворову.

Еще будучи командиром Суздальского полка, А.В. Суворов сделал вывод, что успех в бою зависит не только и не столько от численности войска, сколько от его морального духа. Важнейшей задачей в воспитании подчиненных он считал формирование у них таких качеств, как смелость, мужество, надежность в бою. Исключительное значение А.В. Суворов придавал подготовке солдат к действиям в экстремальных ситуациях боя. Вошедший в историю афоризм «тяжело в учении, легко в бою» очень емко и точно это доказывает. Знаменитые сквозные атаки, длительные ночные марши и переходы, штурмы макетов крепостей - все это было направлено, в том числе, и на морально-психологическую подготовку солдат к бою.

Суворовские традиции продолжил М.И. Кутузов. Чудеса мужества и отваги показал русский солдат в войне 1812 года, ведомый этим выдающимся полководцем. Прошедшие через ее горнило офицеры поняли решающее значение моральной силы в победе над врагом. По убеждению М.И. Кутузова, субординация, дисциплина, бывшие стержнем воинского воспитания в армиях Западной Европы, «сколь ни велики... сами по себе, останутся бессильными тогда, когда не оживятся они тем воинским духом, который приободряет все обстоятельства, не находит препон ни в каких предприятиях».

Важный вклад в повышение роли морально-психологического фактора в войне внес адмирал П.С. Нахимов. Особенно он ценил силу личного примера как действенного средства воспитания. Во время обороны Севастополя П.С. Нахимов ежедневно приходил на бастионы, останавливался для отдачи приказаний и распоряжений на самых открытых и опасных участках. Делая это ежедневно в течение нескольких месяцев, адмирал стремился показать, что жертвовать собою для исполнения долга - дело самое простое, обыденное, и вместе с тем в каждого вселялась уверенность в своей собственной неуязвимости. Знаменитый флотоводец полагал, что из трех способов действовать на подчиненных - наградами, страхом и примером - последний есть вернейший.

В современных условиях возрастание роли человеческого фактора и связанных с этим политических и морально-психологических аспектов применения войск (сил), а также некоторая их переориентация на решение гуманитарных или «внутренних» задач придают еще большее значение морально-психологическому облику их личного состава, а, следовательно, и заботе о нем со стороны военно-политического руководства государства.

Важная часть моральной готовности и психологической способности военнослужащих к боевым действиям - морально-психологическая сфера, основой которой является морально-психологическая подготовка (МПП) в частях и подразделениях. МПП предполагает органичный синтез морали и психологии. Слово «мораль» происходит от латинского «mores» - нравы, обычаи, поведение. Анализ литературных источников, в которых освещается мораль, нравственность, позволяет отметить отождествление и смешение этих понятий. Мораль -это норма поведения, правила поведения (близко к понятию «этика» -совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы), то есть то, что действует на человека извне, а нравственность -это внутренняя потребность человека (близко к понятию «совесть» -способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и осуществлять нравственный самоконтроль, одно из выражений нравственного самосознания личности). Психология (греч. psyche - душа, logos - понятие, учение) - наука, изучающая психику, которая, в свою очередь, является объектом изучения различных наук и имеет широкий диапазон толкований. Психика - это существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Понятие «подготовка» включает в себя синтез определений: сделать что-нибудь для устройства, организации чего-нибудь; полученный запас знаний.

Следовательно, МПП в частях и подразделениях - это процесс получения качественных знаний, и на их основе формирование нравственной способности и психологической готовности военнослужащих к активной боевой работе, основанной на развитии устойчивых морально-психологических, военно-профессиональных и морально-боевых качеств.

Морально-психологическая подготовка в частях и подразделениях объединяет две составляющие:

1. Моральная подготовка - это формирование убежденности, преданности Родине, верности воинскому долгу и других качеств личности военнослужащего, выражающих его духовный и нравственный облик. Наилучших результатов здесь можно достичь, используя весь ар-

се нал научных методов и форм воспитания и обучения. Конечный результат моральной подготовки -достижение устойчивых моральных качеств и нравственная ориентация на добросовестное выполнение военнослужащими своих обязанностей.

2. Психологическая подготовка -целенаправленное формирование у военнослужащих особенностей психических процессов и черт личности, которые нужны им как военным профессионалам. Это воспитание у военнослужащих психологической устойчивости, т. е. таких психологических качеств, которые усиливают его способность выполнять учебно-боевые (боевые) задачи, действовать в экстремальных ситуациях.

Процесс подготовки направлен на достижение определенных уровней готовности. Моральная и психологическая подготовка предполагают более тесную взаимосвязь и взаимодействие, нежели просто их механическое совмещение. Чем меньше разрыв между уровнями моральной готовности и психологической способности при их общих высоких показателях, тем стабильнее необходимое морально-психологическое состояние (МПС) личного состава частей и подразделений.

Поэтому основными задачами МПП являются: формирование моральной способности к профессиональной деятельности посредством развития таких морально-нравственных качеств военнослужащих, как убежденность в своей правоте, преданность Родине, воинскому долгу, присяге, патриотизм, любовь к военной профессии, специальности и др.; формирование психологической готовности к профессиональной деятельности путем развития психических процессов, свойств, состояний; обеспечение морально-психологической мотивации и настроенности военнослужащих на успешную военно-профессиональную деятельность.

Для решения задач МПП в частях и подразделениях необходимо использовать все занятия по боевой подготовке, воспитательные мероприятия, служебную деятельность. Одной из их главных целей должна являться МПП, формирующая внимание, память, наблюдательность, мышление, волю, командные навыки, умения и др.

Морально-психологическое состояние обусловливает степень уверенности личного состава в справедливости выполняемых задач в ходе боевых действий, в правильности проводимой военно-политическим руководством государства политики, что позволяет осознанно решать боевые задачи, действовать в соответствии с требованиями Конституции страны, федеральных и иных законов, военной присяги и воинских уставов, приказов командиров и начальников. Оно является следствием действия объективных и субъективных условий и факторов (формирование глобального информационного пространства; экономическая экспансия против Российской Федерации; создание надгосударственных транснациональных финансово-экономических, промышленных и медиагрупп; разработка перспективных видов вооружений; применение элементов, сил и средств психологической борьбы в мирное время, угрожаемый период и в ходе боевых действий и др.), обстоятельств, образа жизни и всей системы нравственного и военно-профессионального воспитания личного состава.

Исходя из этого, под МПС следует понимать интегральную временную динамическую характеристику реального состояния индивида, коллектива, общества, включающую в себя совокупность элементов его сознания, сформированного под воздействием военно-политических, социальных, экономических и других факторов, проявляющихся в их активности, и выступающую как степень реализации морально-психологического потенциала при решении конкретных боевых задач.

Система поддержания высокого МПС военнослужащих включает в себя следующие элементы: выработку и реализацию государственной политики по повышению престижа военной службы; воспитание личного состава на российских исторических военных традициях; всестороннюю поддержку героико-патриотической составляющей в культуре и искусстве; осуществление государственных мер по поддержанию и наращиванию морального духа войск; укрепление единоначалия, организованности, правопорядка и воинской дисциплины; совершенствование морального и материального стимулирования профессионального роста, активности, инициативы, добросовестного выполнения обязанностей военной службы; обеспечение профессиональной адаптации, психологической и социальной реабилитации военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Морально-психологическое состояние войск определяется: глубоким осознанием военнослужащими целей войны; моральной готовностью к выполнению боевых задач и твердой волей к победе; психологической устойчивостью; высоким профессионализмом, физической выносливостью; эффективностью системы управления, верой в своих командиров (начальников); постоянной и целенаправленной работой по выработке и наращиванию морально-боевых качеств; своевременным и всесторонним обеспечением войск (сил), удовлетворением нужд и запросов военнослужащих; эффективным восстановлением боеспособности войск (сил), включая психологическую реабилитацию и восстановление духовных сил.

2

Формирование, поддержание и восстановление у военнослужащих устойчивого морально-психологического состояния, необходимых морально-боевых качеств к действиям в боевой обстановке носят системный, комплексный характер и осуществляются командирами (начальниками), штабами, воспитательными и другими структурами органов управления всех уровней, строятся исходя из боевых задач, морально-психологического состояния частей (подразделений) и степени напряженности информационно-психологического противоборства.

Морально-психологическое состояние военнослужащих характеризуется значительным числом показателей, которые объединены в две взаимосвязанные группы.

Первая группа - общесоциальные показатели (как показатели духовной сферы) - в свою очередь, также состоит из двух подгрупп. Первая подгруппа (базовые или устойчивые показатели): теоретическая и нравственная зрелость, воспитанность, подготовленность; сплоченность воинских формирований на основе национальных духовных и нравственных ценностей, степень морально-психологического единства войск. Вторая подгруппа (ситуативные или динамические показатели): отношение военнослужащих к событиям внутренней и международной жизни, решениям военно-политического руководства государства, выполнению своего конституционного долга и поставленных задач, соблюдению военной присяги; уверенность в победе над врагом; решимость действовать самоотверженно и отстаивать интересы своего народа; общественная активность личного состава.

Вторая группа - военно-специальные показатели (или показатели предметно-практического плана): качество решения боевых и других задач; уровень боевой и другой военно-профессиональной подготовленности войск, уставного порядка, организованности и воинской дисциплины; состояние боевой техники и оружия; организация боевой, общественно-государственной и морально-психологической подготовки войск.

Ведущими базовыми компонентами морально-психологического состояния, определяющими его основное содержание, являются: политический, нравственно-психологический и военно-профессиональный.

Политический компонент морально-психологического состояния военнослужащих характеризует их политическую готовность защищать Отечество и беспрекословно выполнять требования военно-политического руководства страны.

Нравственно-психологический компонент определяет их нравственно-психологическую готовность действовать в соответствии с теми или иными духовными (нравственными) ценностями.

Военно-профессиональный компонент характеризует военно-профессиональную готовность личного состава как определенную степень реализации и актуализации боевого мастерства, настроенности на конкретные задачи.

Объединенные в одно целое уровни политической, нравственно-психологической и военно-профессиональной готовности показывают моральную способность и психологическую готовность военнослужащих решать задачи в ходе боевых действий.

При этом своеобразие морально-психологического состояния военнослужащих обусловлено многими факторами и обстоятельствами, среди которых ведущую роль играют: содержание психологии военнослужащих, их ценностные ориентации, доминирующие у них интересы и устремления, потребности и мотивы, жизненные ориентации, имеющийся профессиональный и житейский опыт; системы ценностно-смысловых образований в воинских коллективах; конкретные ситуации, в которых оказались военнослужащие; события широкого социального плана, внутриколлективного и индивидуально-личностного, экономического, политического, правового, военно-профессионального, нравственного и другого характера; задачи, которые им предстоит выполнять; средства и способы достижения поставленных целей; конкретные условия военно-профессиональной деятельности; особенности управления войсками; компетентность и авторитет военно-политического руководства.

Определяющая роль морально-психологического состояния личного состава в ходе боевых действий обусловливается рядом положений:

во-первых, активизация человеческого фактора всегда позволяла в максимальной степени реализовать преимущества, заключенные в новом оружии и боевой технике. Известно, что крупные изобретения в области оружия способны повысить боевые возможности в 10-100 раз. Однако продвинуться к новому качеству боевой техники и способов ее применения лишь на основе достижений научно-технического прогресса, без совершенствования самого военнослужащего невозможно.

Во-вторых, как показывает опыт крупных сражений, при равных материальных условиях подготовки, одинаковом уровне вооружения и техники, незначительной разнице в стратегии и тактике применения войск побеждают те армии, где воины лучше подготовлены психологически к тяготам и лишениям войны, где сильнее их моральный дух.

В-третьих, история войн знает немало примеров, когда превосходящий по силе и боевой технике противник терпел поражение только потому, что уступал другой стороне в мощи морально-психологического фактора.

Учет морально-психологического состояния помогает командованию осмысливать ход боевых действий, уяснить возможности войск в этом процессе, оценить их готовность решать поставленные задачи, более конкретно изучить соотношение между духовными и материальными элементами их боевой мощи.

Также командованию, штабам, органам воспитательной работы необходимо в процессе формирования морально-психологического состояния личного состава соблюдать ряд следующих требований: максимальный и всесторонний охват объекта морально-психологического воздействия при сохранении дифференцированного подхода и общих объединяющих основ; заблаговременность и непрерывность, т. е. постоянный мониторинг и формирование морально-психологического состояния войск еще в мирное время; соответствие содержания морально-психологического обеспечения условиям возможной военно-политической, тактической, морально-психологической и информационной обстановки, реальных боевых действий, что достигается увязкой этого процесса с боевой подготовкой, проведением плановых учебных сборов с людскими мобилизационными ресурсами.

Таким образом, эффективное использование человеческого фактора в ходе боевых действий на современном этапе становится главным условием успеха. Правильная оценка роли морально-психологического фактора - это принципиальный вопрос, имеющий как теоретическое, так и большое практическое значение, ибо от этого зависит успешное решение многих поставленных задач. Например, во время операции «Буря в пустыне» морально-психологический потенциал иракской армии был катастрофически расшатан умелым использованием союзными войсками сил и средств психологической войны. Сегодня можно смело сказать, что соавтором победы многонациональных сил в Персидском заливе явилось такое мощное и универсальное оружие, как пропаганда, которая в зависимости от своего предназначения оказывала решающее влияние на способность солдата воевать и побеждать. Противовесом психологическим итогам этой операции являются действия вооруженных сил НАТО против Югославии. Когда благодаря грамотным и заблаговременным действиям военно-политического руководства этой страны и ее вооруженных) сил по поднятию морального духа войскам НАТО так и не удалось добиться психологического разложения личного состава вооруженных сил и населения Югославии.

При этом в обоих случаях войска многонациональных сил в своем абсолютном большинстве состояли из лучших частей и соединений, обладающих высоким уровнем морально-психологического состояния. Для поднятия же их морального духа командование умело использовало национальные и полковые символы, что нашло отражение в присвоении громких названий палаточным городкам, в которых размещались войска; в установке на боевой технике и позициях национальных флажков; в коллективном фотографировании перед боем и т.д.

История военного искусства наглядно показывает, что морально-психологические проблемы всегда так или иначе учитывались руководством любого государства и его вооруженных сил. Но в прошлом эти вопросы были областью военного чутья, интуиции, эмпирического опыта, а не научных знаний. В настоящее время это направление базируется на теоретическом фундаменте научных разработок, подтвержденных многовековой практикой.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что подготовленный в морально-психологическом отношении военнослужащий должен: обладать высокой моральной готовностью, психической способностью и физической выносливостью; уметь вести успешные боевые действия против сильного, численно превосходящего противника; быть готовым сражаться в отрыве от главных сил и при этом не терять уверенности в победе; не утрачивать способность действовать осмысленно, хладнокровно и эффективно.

Как показывает опыт, эффективность морально-психологического влияния на личный состав достигается: скоординированными усилиями государственно-политических органов страны, военного руководства, органов военного управления всех уровней, воспитательных структур, деятельностью общественных и религиозных объединений; обеспечением непрерывности всех видов, форм и способов морально-психологического воздействия на все категории военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей, а также наличием специализированных органов в войсках (силах), имеющих развитую организационную структуру, необходимую материальную базу и подготовленные в профессиональном отношении кадры.

Основными методами воздействия на личный состав являются внушение и тренировка, влияние на сознание и поведение с использованием комплекса определенной политической терминологии и понятий. Формами обучения являются лекции, беседы, семинары, дискуссии, а также просмотры кино- и видеоматериалов.

В основу занятий положены конкретные темы, учитывающие специфику решения военных задач, а также морально-психологические особенности национального характера. Помимо плановых еженедельных занятий должны быть организованы и специальные курсы для командного состава, целью которых является обучение командиров всех уровней методам разъяснения подчиненным идеалов российского общества, оценки масштаба и характера возможных внешних и внутренних угроз. Целью данного этапа обучения является выработка иммунитета против возможного негативного психологического воздействия, а также ознакомление с тактикой действий противостоящей стороны. Такие практические занятия способствуют созданию благоприятной морально-психологической атмосферы для нравственного воздействия на чувства и поведение военнослужащих.

В рамках боевой подготовки предусматривается широкое внедрение и распространение военных обычаев и традиций. На основе изложения отдельных наиболее ярких эпизодов военной истории у военнослужащих и гражданского персонала воспитывается уважение к прошлому страны, что приводит к росту национально-патриотических чувств. А это, в свою очередь, закрепляет в сознании личного состава наличие таких понятий, как незыблемость существующего в государстве и «избранного самим народом» строя и историческая необходимость его защиты. Эффективной формой информационного обеспечения является служебное информирование о текущих событиях.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в современных условиях моральная готовность и психологическая способность военнослужащих к боевым действиям выступают одним из основных условий, определяющих течение и исход боевых действий, рассматривается как непосредственное проявление и выражение духовных сил военнослужащего, его творческой активности. Сила моральной готовности и психологической способности проявляется в единстве, целостности, взаимосвязи и взаимодействии с другими факторами, решающими судьбу боя.

Методические рекомендации

Во вступительной части занятия важно напомнить, что с 1995 года практика подготовки к боевым действиям определяется рядом указаний министра обороны, начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, в которых заложены требования по осуществлению подготовки войск к бою.

При рассмотрении первого вопроса целесообразно показать выдающийся полководческий талант А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, Г. К. Жукова, дальнейшее развитие ими военного искусства, умелое воспитание высоких морально-боевых качеств у подчиненных.

При изучении второго вопроса необходимо рассмотреть систему морально-психологической подготовки в части, которая обеспечивает единство, общую целеустремленность, последовательность и учет групповых, индивидуальных и должностных особенностей личного состава, полное использование в интересах моральной готовности и психологической способности всех форм учебно-воспитательной, культурно-досуговой работы.

В заключение следует сделать выводы по теме, ответить на вопросы слушателей, подвести итоги, отметить наиболее активных слушателей, дать рекомендации по подготовке к очередному занятию.

Рекомендуемая литература:

1. Арзамаскин Ю.Н., Бубник Л.А., Караяки А.Г., Черкасов А.В. МПО деятельности ВС РФ - М.: ВУ, 2003 - ч. 1. с.86.

2. Бадэко В.И. Управление повседневной деятельностью соединений и частей. Лекция, М.: ВУ 2003 - с. 22 - 24.

3.0 долге и чести воинской в Российской армии. М.: Воениздат, 1991 - с. 288.

4. Тютченко A.M. Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценка и пути формирования. - М.: ГАВСД, 1994 - с.54.

5. Черкасов А.В. Формировать готовность к бою // Ориентир. - 1995. - № 6, с. 53.

6. Зеленков М. Морально-психологическая подготовка войск в армиях зарубежных стран // Зарубежное военное обозрение. - № 11 - 2000. - с. 11 - 13.

Подполковник

Сергей ЖДАНОВ,

адъюнкт кафедры педагогики Военного университета

«Ориентир» 2006.04



Просмотр

Скачать76.5 Кбайт


Все документы



Материалы по теме

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.
Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.

14 апреля 2020

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках. Вода как основное огнетушащее средство....

Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.
Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.

14 апреля 2020

1.Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной...

Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.
Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.

14 апреля 2020

1. Требования безопасности при разведении костров
2. Требования безопасности при производстве...

Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды
Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды

14 апреля 2020

1. Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных...

Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы
Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы

14 апреля 2020

1. Назначение пожарных команд. Порядок несения службы.
2. Назначение пожарных расчетов....

Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара
Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара

14 апреля 2020

Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара

string(2) "31"


Новости

20 октября 2020 20:18

Минфин предложил сократить 100 тысяч штатных единиц в армии и на флоте. Руководство минобороны — против

Во вторник стало известно о предложениях Министерства финансов РФ по оптимизации бюджета. В их числе - сокращение численности войск на 10 процентов, увеличение необходимого для выхода на военную пенсию срока выслуги лет, отмена индексации пенсионных выплат и экономия на средствах, выделяемых на питание военнослужащих

1

20 октября 2020 20:06

Минфин предложил сократить в армии 100 тысяч должностей

Минфин подготовил проект реформы Вооруженных сил, предусматривающий оптимизацию расходов, в том числе сокращение численности военнослужащих на 10 процентов.

20 октября 2020 19:58

Контрактники после 10 лет службы получат право жить в служебных квартирах

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела законопроект, прописывающий правила обеспечения жильем контрактников. За военнослужащими, отправленными служить за границу, будут закрепляться занимаемые ими служебные квартиры и комнаты в общежитиях в военных городках в России.

Все новости
00:00