Поиск по сайту

Моральная готовность и психологическая способность военнослужащих к боевым действиям

05 марта 2019 00:00


1. Исторический опыт подготовки военнослужащих к боевым действиям.
2. Формирование у военнослужащих моральной готовности и психологической способности.


ВОПРОСЫ:

1. Исторический опыт подготовки военнослужащих к боевым действиям.

2. Формирование у военнослужащих моральной готовности и психологической способности.

Война - чрезвычайно сложное и многогранное общественно-политическое явление, связанное со сменой отношений между государствами, народами, социальными группами, переходом к применению средств вооруженного насилия для достижения политических, экономических и других целей. Основу содержания войны составляет вооруженная борьба, главным и решающим средством ведения которой являются вооруженные силы и другие военизированные формирования. Наряду с вооруженной ведется также дипломатическая, идеологическая, экономическая и психологическая борьба.

1

Течение и исход войны в решающей мере зависят от морального фактора. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков писал: «Духовное превосходство войск так же необходимо для победы, как и завоевание превосходства в воздухе, на земле и на море».

В начале XXI века в мире сложилась ситуация, когда роль моральной готовности и психологической способности военнослужащих к боевым действиям в противоборстве сторон приобретает все большее

значение. Связано это с возникновением ряда объективных причин в различных сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической и военной.

Знаменитые сражения при Каннах, Фарсале, Фермопилах, вошедшие в историю как великие битвы, тщательно изучались нашими предшественниками прежде всего с нравственной стороны. Эти исследования показали, что умелое использование морально-психологического фактора определяло успешный исход военных действий, когда небольшие армии побеждали численно превосходящего противника.

Особый вклад в решение проблемы морально-психологической закалки русских воинов внес великий полководец А. В. Суворов. Он вошел в историю как один из самых творческих представителей военной мысли, как замечательный военный теоретик и практик, сумевший подготовить и воспитать своих непобедимых «чудо-богатырей». Его система воспитания базировалась на понимании главного: солдат - не «простой механизм, артикулом предусмотренный», а человек. С солдатом «без головы», говорил полководец, никакой баталии выиграть нельзя. Инициатива, сообразительность, находчивость, умелые действия в бою, когда «каждый солдат должен знать свой маневр», дружба, взаимовыручка, «сам погибай, а товарища выручай», забота о солдате, уважение его человеческого достоинства - таковы основные принципы моральной подготовки солдат, их воинского воспитания по А. В. Суворову.

Еще будучи командиром Суздальского полка, А.В. Суворов сделал вывод, что успех в бою зависит не только и не столько от численности войска, сколько от его морального духа. Важнейшей задачей в воспитании подчиненных он считал формирование у них таких качеств, как смелость, мужество, надежность в бою. Исключительное значение А.В. Суворов придавал подготовке солдат к действиям в экстремальных ситуациях боя. Вошедший в историю афоризм «тяжело в учении, легко в бою» очень емко и точно это доказывает. Знаменитые сквозные атаки, длительные ночные марши и переходы, штурмы макетов крепостей - все это было направлено, в том числе, и на морально-психологическую подготовку солдат к бою.

Суворовские традиции продолжил М.И. Кутузов. Чудеса мужества и отваги показал русский солдат в войне 1812 года, ведомый этим выдающимся полководцем. Прошедшие через ее горнило офицеры поняли решающее значение моральной силы в победе над врагом. По убеждению М.И. Кутузова, субординация, дисциплина, бывшие стержнем воинского воспитания в армиях Западной Европы, «сколь ни велики... сами по себе, останутся бессильными тогда, когда не оживятся они тем воинским духом, который приободряет все обстоятельства, не находит препон ни в каких предприятиях».

Важный вклад в повышение роли морально-психологического фактора в войне внес адмирал П.С. Нахимов. Особенно он ценил силу личного примера как действенного средства воспитания. Во время обороны Севастополя П.С. Нахимов ежедневно приходил на бастионы, останавливался для отдачи приказаний и распоряжений на самых открытых и опасных участках. Делая это ежедневно в течение нескольких месяцев, адмирал стремился показать, что жертвовать собою для исполнения долга - дело самое простое, обыденное, и вместе с тем в каждого вселялась уверенность в своей собственной неуязвимости. Знаменитый флотоводец полагал, что из трех способов действовать на подчиненных - наградами, страхом и примером - последний есть вернейший.

В современных условиях возрастание роли человеческого фактора и связанных с этим политических и морально-психологических аспектов применения войск (сил), а также некоторая их переориентация на решение гуманитарных или «внутренних» задач придают еще большее значение морально-психологическому облику их личного состава, а, следовательно, и заботе о нем со стороны военно-политического руководства государства.

Важная часть моральной готовности и психологической способности военнослужащих к боевым действиям - морально-психологическая сфера, основой которой является морально-психологическая подготовка (МПП) в частях и подразделениях. МПП предполагает органичный синтез морали и психологии. Слово «мораль» происходит от латинского «mores» - нравы, обычаи, поведение. Анализ литературных источников, в которых освещается мораль, нравственность, позволяет отметить отождествление и смешение этих понятий. Мораль -это норма поведения, правила поведения (близко к понятию «этика» -совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы), то есть то, что действует на человека извне, а нравственность -это внутренняя потребность человека (близко к понятию «совесть» -способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и осуществлять нравственный самоконтроль, одно из выражений нравственного самосознания личности). Психология (греч. psyche - душа, logos - понятие, учение) - наука, изучающая психику, которая, в свою очередь, является объектом изучения различных наук и имеет широкий диапазон толкований. Психика - это существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Понятие «подготовка» включает в себя синтез определений: сделать что-нибудь для устройства, организации чего-нибудь; полученный запас знаний.

Следовательно, МПП в частях и подразделениях - это процесс получения качественных знаний, и на их основе формирование нравственной способности и психологической готовности военнослужащих к активной боевой работе, основанной на развитии устойчивых морально-психологических, военно-профессиональных и морально-боевых качеств.

Морально-психологическая подготовка в частях и подразделениях объединяет две составляющие:

1. Моральная подготовка - это формирование убежденности, преданности Родине, верности воинскому долгу и других качеств личности военнослужащего, выражающих его духовный и нравственный облик. Наилучших результатов здесь можно достичь, используя весь ар-

се нал научных методов и форм воспитания и обучения. Конечный результат моральной подготовки -достижение устойчивых моральных качеств и нравственная ориентация на добросовестное выполнение военнослужащими своих обязанностей.

2. Психологическая подготовка -целенаправленное формирование у военнослужащих особенностей психических процессов и черт личности, которые нужны им как военным профессионалам. Это воспитание у военнослужащих психологической устойчивости, т. е. таких психологических качеств, которые усиливают его способность выполнять учебно-боевые (боевые) задачи, действовать в экстремальных ситуациях.

Процесс подготовки направлен на достижение определенных уровней готовности. Моральная и психологическая подготовка предполагают более тесную взаимосвязь и взаимодействие, нежели просто их механическое совмещение. Чем меньше разрыв между уровнями моральной готовности и психологической способности при их общих высоких показателях, тем стабильнее необходимое морально-психологическое состояние (МПС) личного состава частей и подразделений.

Поэтому основными задачами МПП являются: формирование моральной способности к профессиональной деятельности посредством развития таких морально-нравственных качеств военнослужащих, как убежденность в своей правоте, преданность Родине, воинскому долгу, присяге, патриотизм, любовь к военной профессии, специальности и др.; формирование психологической готовности к профессиональной деятельности путем развития психических процессов, свойств, состояний; обеспечение морально-психологической мотивации и настроенности военнослужащих на успешную военно-профессиональную деятельность.

Для решения задач МПП в частях и подразделениях необходимо использовать все занятия по боевой подготовке, воспитательные мероприятия, служебную деятельность. Одной из их главных целей должна являться МПП, формирующая внимание, память, наблюдательность, мышление, волю, командные навыки, умения и др.

Морально-психологическое состояние обусловливает степень уверенности личного состава в справедливости выполняемых задач в ходе боевых действий, в правильности проводимой военно-политическим руководством государства политики, что позволяет осознанно решать боевые задачи, действовать в соответствии с требованиями Конституции страны, федеральных и иных законов, военной присяги и воинских уставов, приказов командиров и начальников. Оно является следствием действия объективных и субъективных условий и факторов (формирование глобального информационного пространства; экономическая экспансия против Российской Федерации; создание надгосударственных транснациональных финансово-экономических, промышленных и медиагрупп; разработка перспективных видов вооружений; применение элементов, сил и средств психологической борьбы в мирное время, угрожаемый период и в ходе боевых действий и др.), обстоятельств, образа жизни и всей системы нравственного и военно-профессионального воспитания личного состава.

Исходя из этого, под МПС следует понимать интегральную временную динамическую характеристику реального состояния индивида, коллектива, общества, включающую в себя совокупность элементов его сознания, сформированного под воздействием военно-политических, социальных, экономических и других факторов, проявляющихся в их активности, и выступающую как степень реализации морально-психологического потенциала при решении конкретных боевых задач.

Система поддержания высокого МПС военнослужащих включает в себя следующие элементы: выработку и реализацию государственной политики по повышению престижа военной службы; воспитание личного состава на российских исторических военных традициях; всестороннюю поддержку героико-патриотической составляющей в культуре и искусстве; осуществление государственных мер по поддержанию и наращиванию морального духа войск; укрепление единоначалия, организованности, правопорядка и воинской дисциплины; совершенствование морального и материального стимулирования профессионального роста, активности, инициативы, добросовестного выполнения обязанностей военной службы; обеспечение профессиональной адаптации, психологической и социальной реабилитации военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Морально-психологическое состояние войск определяется: глубоким осознанием военнослужащими целей войны; моральной готовностью к выполнению боевых задач и твердой волей к победе; психологической устойчивостью; высоким профессионализмом, физической выносливостью; эффективностью системы управления, верой в своих командиров (начальников); постоянной и целенаправленной работой по выработке и наращиванию морально-боевых качеств; своевременным и всесторонним обеспечением войск (сил), удовлетворением нужд и запросов военнослужащих; эффективным восстановлением боеспособности войск (сил), включая психологическую реабилитацию и восстановление духовных сил.

2

Формирование, поддержание и восстановление у военнослужащих устойчивого морально-психологического состояния, необходимых морально-боевых качеств к действиям в боевой обстановке носят системный, комплексный характер и осуществляются командирами (начальниками), штабами, воспитательными и другими структурами органов управления всех уровней, строятся исходя из боевых задач, морально-психологического состояния частей (подразделений) и степени напряженности информационно-психологического противоборства.

Морально-психологическое состояние военнослужащих характеризуется значительным числом показателей, которые объединены в две взаимосвязанные группы.

Первая группа - общесоциальные показатели (как показатели духовной сферы) - в свою очередь, также состоит из двух подгрупп. Первая подгруппа (базовые или устойчивые показатели): теоретическая и нравственная зрелость, воспитанность, подготовленность; сплоченность воинских формирований на основе национальных духовных и нравственных ценностей, степень морально-психологического единства войск. Вторая подгруппа (ситуативные или динамические показатели): отношение военнослужащих к событиям внутренней и международной жизни, решениям военно-политического руководства государства, выполнению своего конституционного долга и поставленных задач, соблюдению военной присяги; уверенность в победе над врагом; решимость действовать самоотверженно и отстаивать интересы своего народа; общественная активность личного состава.

Вторая группа - военно-специальные показатели (или показатели предметно-практического плана): качество решения боевых и других задач; уровень боевой и другой военно-профессиональной подготовленности войск, уставного порядка, организованности и воинской дисциплины; состояние боевой техники и оружия; организация боевой, общественно-государственной и морально-психологической подготовки войск.

Ведущими базовыми компонентами морально-психологического состояния, определяющими его основное содержание, являются: политический, нравственно-психологический и военно-профессиональный.

Политический компонент морально-психологического состояния военнослужащих характеризует их политическую готовность защищать Отечество и беспрекословно выполнять требования военно-политического руководства страны.

Нравственно-психологический компонент определяет их нравственно-психологическую готовность действовать в соответствии с теми или иными духовными (нравственными) ценностями.

Военно-профессиональный компонент характеризует военно-профессиональную готовность личного состава как определенную степень реализации и актуализации боевого мастерства, настроенности на конкретные задачи.

Объединенные в одно целое уровни политической, нравственно-психологической и военно-профессиональной готовности показывают моральную способность и психологическую готовность военнослужащих решать задачи в ходе боевых действий.

При этом своеобразие морально-психологического состояния военнослужащих обусловлено многими факторами и обстоятельствами, среди которых ведущую роль играют: содержание психологии военнослужащих, их ценностные ориентации, доминирующие у них интересы и устремления, потребности и мотивы, жизненные ориентации, имеющийся профессиональный и житейский опыт; системы ценностно-смысловых образований в воинских коллективах; конкретные ситуации, в которых оказались военнослужащие; события широкого социального плана, внутриколлективного и индивидуально-личностного, экономического, политического, правового, военно-профессионального, нравственного и другого характера; задачи, которые им предстоит выполнять; средства и способы достижения поставленных целей; конкретные условия военно-профессиональной деятельности; особенности управления войсками; компетентность и авторитет военно-политического руководства.

Определяющая роль морально-психологического состояния личного состава в ходе боевых действий обусловливается рядом положений:

во-первых, активизация человеческого фактора всегда позволяла в максимальной степени реализовать преимущества, заключенные в новом оружии и боевой технике. Известно, что крупные изобретения в области оружия способны повысить боевые возможности в 10-100 раз. Однако продвинуться к новому качеству боевой техники и способов ее применения лишь на основе достижений научно-технического прогресса, без совершенствования самого военнослужащего невозможно.

Во-вторых, как показывает опыт крупных сражений, при равных материальных условиях подготовки, одинаковом уровне вооружения и техники, незначительной разнице в стратегии и тактике применения войск побеждают те армии, где воины лучше подготовлены психологически к тяготам и лишениям войны, где сильнее их моральный дух.

В-третьих, история войн знает немало примеров, когда превосходящий по силе и боевой технике противник терпел поражение только потому, что уступал другой стороне в мощи морально-психологического фактора.

Учет морально-психологического состояния помогает командованию осмысливать ход боевых действий, уяснить возможности войск в этом процессе, оценить их готовность решать поставленные задачи, более конкретно изучить соотношение между духовными и материальными элементами их боевой мощи.

Также командованию, штабам, органам воспитательной работы необходимо в процессе формирования морально-психологического состояния личного состава соблюдать ряд следующих требований: максимальный и всесторонний охват объекта морально-психологического воздействия при сохранении дифференцированного подхода и общих объединяющих основ; заблаговременность и непрерывность, т. е. постоянный мониторинг и формирование морально-психологического состояния войск еще в мирное время; соответствие содержания морально-психологического обеспечения условиям возможной военно-политической, тактической, морально-психологической и информационной обстановки, реальных боевых действий, что достигается увязкой этого процесса с боевой подготовкой, проведением плановых учебных сборов с людскими мобилизационными ресурсами.

Таким образом, эффективное использование человеческого фактора в ходе боевых действий на современном этапе становится главным условием успеха. Правильная оценка роли морально-психологического фактора - это принципиальный вопрос, имеющий как теоретическое, так и большое практическое значение, ибо от этого зависит успешное решение многих поставленных задач. Например, во время операции «Буря в пустыне» морально-психологический потенциал иракской армии был катастрофически расшатан умелым использованием союзными войсками сил и средств психологической войны. Сегодня можно смело сказать, что соавтором победы многонациональных сил в Персидском заливе явилось такое мощное и универсальное оружие, как пропаганда, которая в зависимости от своего предназначения оказывала решающее влияние на способность солдата воевать и побеждать. Противовесом психологическим итогам этой операции являются действия вооруженных сил НАТО против Югославии. Когда благодаря грамотным и заблаговременным действиям военно-политического руководства этой страны и ее вооруженных) сил по поднятию морального духа войскам НАТО так и не удалось добиться психологического разложения личного состава вооруженных сил и населения Югославии.

При этом в обоих случаях войска многонациональных сил в своем абсолютном большинстве состояли из лучших частей и соединений, обладающих высоким уровнем морально-психологического состояния. Для поднятия же их морального духа командование умело использовало национальные и полковые символы, что нашло отражение в присвоении громких названий палаточным городкам, в которых размещались войска; в установке на боевой технике и позициях национальных флажков; в коллективном фотографировании перед боем и т.д.

История военного искусства наглядно показывает, что морально-психологические проблемы всегда так или иначе учитывались руководством любого государства и его вооруженных сил. Но в прошлом эти вопросы были областью военного чутья, интуиции, эмпирического опыта, а не научных знаний. В настоящее время это направление базируется на теоретическом фундаменте научных разработок, подтвержденных многовековой практикой.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что подготовленный в морально-психологическом отношении военнослужащий должен: обладать высокой моральной готовностью, психической способностью и физической выносливостью; уметь вести успешные боевые действия против сильного, численно превосходящего противника; быть готовым сражаться в отрыве от главных сил и при этом не терять уверенности в победе; не утрачивать способность действовать осмысленно, хладнокровно и эффективно.

Как показывает опыт, эффективность морально-психологического влияния на личный состав достигается: скоординированными усилиями государственно-политических органов страны, военного руководства, органов военного управления всех уровней, воспитательных структур, деятельностью общественных и религиозных объединений; обеспечением непрерывности всех видов, форм и способов морально-психологического воздействия на все категории военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей, а также наличием специализированных органов в войсках (силах), имеющих развитую организационную структуру, необходимую материальную базу и подготовленные в профессиональном отношении кадры.

Основными методами воздействия на личный состав являются внушение и тренировка, влияние на сознание и поведение с использованием комплекса определенной политической терминологии и понятий. Формами обучения являются лекции, беседы, семинары, дискуссии, а также просмотры кино- и видеоматериалов.

В основу занятий положены конкретные темы, учитывающие специфику решения военных задач, а также морально-психологические особенности национального характера. Помимо плановых еженедельных занятий должны быть организованы и специальные курсы для командного состава, целью которых является обучение командиров всех уровней методам разъяснения подчиненным идеалов российского общества, оценки масштаба и характера возможных внешних и внутренних угроз. Целью данного этапа обучения является выработка иммунитета против возможного негативного психологического воздействия, а также ознакомление с тактикой действий противостоящей стороны. Такие практические занятия способствуют созданию благоприятной морально-психологической атмосферы для нравственного воздействия на чувства и поведение военнослужащих.

В рамках боевой подготовки предусматривается широкое внедрение и распространение военных обычаев и традиций. На основе изложения отдельных наиболее ярких эпизодов военной истории у военнослужащих и гражданского персонала воспитывается уважение к прошлому страны, что приводит к росту национально-патриотических чувств. А это, в свою очередь, закрепляет в сознании личного состава наличие таких понятий, как незыблемость существующего в государстве и «избранного самим народом» строя и историческая необходимость его защиты. Эффективной формой информационного обеспечения является служебное информирование о текущих событиях.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в современных условиях моральная готовность и психологическая способность военнослужащих к боевым действиям выступают одним из основных условий, определяющих течение и исход боевых действий, рассматривается как непосредственное проявление и выражение духовных сил военнослужащего, его творческой активности. Сила моральной готовности и психологической способности проявляется в единстве, целостности, взаимосвязи и взаимодействии с другими факторами, решающими судьбу боя.

Методические рекомендации

Во вступительной части занятия важно напомнить, что с 1995 года практика подготовки к боевым действиям определяется рядом указаний министра обороны, начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, в которых заложены требования по осуществлению подготовки войск к бою.

При рассмотрении первого вопроса целесообразно показать выдающийся полководческий талант А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, Г. К. Жукова, дальнейшее развитие ими военного искусства, умелое воспитание высоких морально-боевых качеств у подчиненных.

При изучении второго вопроса необходимо рассмотреть систему морально-психологической подготовки в части, которая обеспечивает единство, общую целеустремленность, последовательность и учет групповых, индивидуальных и должностных особенностей личного состава, полное использование в интересах моральной готовности и психологической способности всех форм учебно-воспитательной, культурно-досуговой работы.

В заключение следует сделать выводы по теме, ответить на вопросы слушателей, подвести итоги, отметить наиболее активных слушателей, дать рекомендации по подготовке к очередному занятию.

Рекомендуемая литература:

1. Арзамаскин Ю.Н., Бубник Л.А., Караяки А.Г., Черкасов А.В. МПО деятельности ВС РФ - М.: ВУ, 2003 - ч. 1. с.86.

2. Бадэко В.И. Управление повседневной деятельностью соединений и частей. Лекция, М.: ВУ 2003 - с. 22 - 24.

3.0 долге и чести воинской в Российской армии. М.: Воениздат, 1991 - с. 288.

4. Тютченко A.M. Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценка и пути формирования. - М.: ГАВСД, 1994 - с.54.

5. Черкасов А.В. Формировать готовность к бою // Ориентир. - 1995. - № 6, с. 53.

6. Зеленков М. Морально-психологическая подготовка войск в армиях зарубежных стран // Зарубежное военное обозрение. - № 11 - 2000. - с. 11 - 13.

Подполковник

Сергей ЖДАНОВ,

адъюнкт кафедры педагогики Военного университета

«Ориентир» 2006.04



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram