Психология межличностного общения

Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Инфопортал для военнослужащих

Психология межличностного общения


05 марта 2019 00:00

Категория: Военно-политическая подготовка

1. Психологическая сущность и содержание межличностного общения военнослужащих.
2. Высокая коммуникативная культура младших командиров - фактора здорового морально-психологического климата в подразделении.

ВОПРОСЫ:

1. Психологическая сущность и содержание межличностного общения военнослужащих.

2. Высокая коммуникативная культура младших командиров - фактора здорового морально-психологического климата в подразделении.

Выступая на совещании руководящего состава Вооруженных Сил РФ в конце прошлого года, министр обороны РФ Сергей Иванов подчеркнул: «...пришло время сделать так, чтобы младший командир был бы настоящим профессионалом и, постоянно находясь рядом с солдатом, стал для него учителем, наставником и воспитателем». Достижению этой цели должно способствовать хорошее знание психологии межличностного общения между военнослужащими.

1

Общение - процесс взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен информацией, мыслями и чувствами, необходимый для обеспечения совместной деятельности и развития каждого участника общения.

В общении военнослужащих осуществляется наибольшее количество разнообразных контактов, решаются многое задачи управления, воспитания, подготовки, службы и быта воинских коллективов. В связи с этим к культуре и содержанию делового и неформального взаимодействия младших командиров предъявляются повышенные требования. Одним из наиболее важных и определяющих условий его эффективности является знание основных закономерностей психологии общения. Общение между военнослужащими может быть самым широким: групповым и один на один, официальным и неофициальным, открытым и доверительным, с использованием технических средств и без таковых, в служебное и в личное время, в расположении части и за ее пределами. В процессе межличностного общения реализуются разнообразные цели и потребности военнослужащих. Основные из них: информационный обмен, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимодействие. Сам процесс общения можно представить схематически (см. схему 1).

20.jpg

Что необходимо знать об информационном обмене? Во-первых, информация передается при помощи речевых средств (слово, цифра, знак, символ). А во-вторых, значительную часть информации, большую по объему, мы передаем посредством неречевых средств (мимика, пантомима, жесты, прикосновение, интонация голоса, избираемая дистанция и даже запахи).

Для успешного информационного обмена с командирами и подчиненными сержантам (старшинам) необходимо знать основные требования к его организации. Вот некоторые из них:

1. В общении военнослужащих происходит не просто механическая передача информации, а формируется и уточняется смысл сказанного. Поэтому необходимо поддерживать постоянную обратную связь общающихся, иначе весь смысл или его значительная часть могут быть искажены или утрачены;

2. Существует «эффект избирательности» информационного воздействия, т.е. разное восприятие и влияние одного сообщения на различных военнослужащих. К этому приводит различие индивидуально-личностных особенностей и ситуативных психологических состояний общающихся;

3. Существуют «барьеры» на пути информационного обмена: пассивность внимания; влияние возрастных, этнических, социокультурных и других установок; посторонние шумы и другие неблагоприятные условия окружающей среды и социального окружения;

4. В воинском коллективе существуют официальные и неофициальные «каналы информации». По неофициальным каналам активно циркулируют слухи, домыслы и т.п.;

5. Дефицит информации усложняет трудные ситуации жизнедеятельности военнослужащих и особенно объективное оценивание их сложности и экстремальности;

6. Наиболее значимые слова следует располагать в первой части фразы. В разрешающих командах разрешение следует располагать в конце, после содержания действия подчиненного, в запрещающих - в начале;

7. Оптимальный объем фразы для обеспечения четкости речи в условиях шумовых помех 7+2 слова;

8. При служебном радиообмене -максимальный темп передачи информации до 180 слов/мин.

Передача информационного сообщения, распоряжения (приказания) будет эффективной, если военнослужащий:

• четко сформулирует для себя цель сообщения;

• твердо и понятно выскажет основную мысль;

• сумеет прояснить сказанное, если возникнет необходимость;

• потребует обратной реакции (связи) от слушающих, т.е. убедится в понимании своего сообщения;

• спокойно воспримет и отреагирует в случае неожиданной неадекватной реакции на сообщаемую информацию.

Взаимопонимание между военнослужащими - это такой уровень их социального взаимодействия, при котором они осознают суть действия сослуживца, его возможности, взаимно содействуют достижению поставленной цели. За основу взаимопонимания в психологии берется познание людьми друг друга в процессе общения. Однако только совместной деятельности для возникновения взаимопонимания недостаточно, нужны взаимная поддержка, помощь, сотрудничество. Они исключают свою противоположность - противодействие, которое ведет Сначала к недопониманию, а затем и непониманию человека человеком.

Воспитывая подчиненных, сержанты (старшины) должны учитывать, что взаимопонимание всегда полнее в коллективе единомышленников. Если же в подразделении есть хотя бы один человек с ярко выраженными эгоистическими устремлениями или представлениями, то в определенных жизненных ситуациях он неизбежно вступает в противодействие с окружающими. Это противодействие становится источником конфликтов между воинами.

Понимание людьми друг друга сказывается на взаимоотношениях между ними. Фактически эти два социально-психологических явления тесно связаны. Связь заключается в том, что это понимание в ходе совместной деятельности позволяет или не позволяет им самим избирательно устанавливать и поддерживать взаимодействие с тем или иным партнером. Так складываются определенные взаимоотношения в воинском коллективе.

Полное взаимопонимание создает благоприятные взаимоотношения между военнослужащими: уважение, доверие, внимательность, отзывчивость, доброжелательность и др. Непонимание же затрудняет межличностные отношения. Недоверие, скепсис, равнодушие и т. п. снижают качество совместной деятельности. Учитывая это, младшие командиры должны постоянно заботиться об устойчивости социального взаимодействия, знать и устранять причины, расстраивающие его.

Причины, снижающие взаимопонимание:

• отсутствие или искажение по какой-либо причине восприятия человека человеком;

• незнание (плохое знание) людьми, вступающими в общение, языка друг друга;

• различие в структуре сообщения и восприятия информации, с помощью которой передаются необходимые сведения, планы, намерения; недостаток времени, необходимого индивидам для умственной переработки полученных данных; случайное или умышленное искажение содержания того, о чем намерены говорить военнослужащие;

• непроизвольная или преднамеренная вследствие каких-то обстоятельств подача несущественной, ненужной информации; невозможность исправить ошибку или уточнить используемые данные в момент, когда в этом есть необходимость;

• различие в понятиях, которыми воины владеют и с помощью которых оценивают личностные качества друг друга, содержание речи взаимодействующего лица и его поведение;

• нарушение правил того взаимодействия, в которое вступают военнослужащие по воле командира;

• потеря цели совместных действий или перенос ее на другой предмет деятельности.

Указанные причины недопонимания возникают нередко и подчас обусловлены самим процессом общения, в которое вступают люди с различными психическими свойствами, но чаще социальным взаимодействием в целом. Без его организации и руководства добиться взаимопонимания почти невозможно.

Наряду со знанием особенностей информационной стороны немаловажным является учет особенностей и закономерностей процесса взаимовосприятия в общении. Ведь от того, как военнослужащие воспринимают образы друг друга в общении, во многом зависит его качество в целом. Умение распознавать ситуативные психологические состояния подчиненных позволяет командирам выбирать наиболее оптимальные формы воздействия на них. В психологии общения глубоко и предметно исследованы механизмы психики человека, которые обеспечивают ему возможность правильно воспринимать окружающих, а также себя в процессе межличностного общения. Вот перечень и краткая характеристика наиболее известных из них:

• уподобление себя другому путем мысленного «переноса» на себя его личностных качеств;

• сочувствие, сопереживание душевному состоянию другого, его доминирующему эмоциональному состоянию;

• оценка и объяснение поступка, намерения другого посредством приписывания ему собственного понимания, мотивов, установок;

• мысленное отражение мнений, установок партнера по общению по отношению к себе, т.е. взгляд на себя глазами другого;

• восприятие, возникшее на основе симпатии, привлекательности, притягательности партнера и т.п.

В зависимости от развития вышеперечисленных механизмов перцепции (восприятия) военнослужащий способен в той или иной степени адекватности реагировать на разнообразие ситуации межличностного общения, совместной деятельности и поведения, предупреждать конфликты и затруднение в отношениях с сослуживцами.

Не менее важным условием, обеспечивающим успешность межличностного общения, является учет специфики взаимодействия общающихся.

В данной связи необходимо помнить, что в различных ситуациях общения (деловая, неформальная, напряженная, незнакомая и т.д.) следует грамотно выбирать и выдерживать оптимальную психологическую позицию (роль) в контакте с сослуживцем, подчиненным или командиром. Психологи выделяют три таких позиции: старшего, равного, младшего. Их выбор, как правило, определяется должностным статусом, возрастом, компетентностью или мастерством, доминантностью личности или особенностью самой ситуации общения. Полезным будет также знание и формирование у себя навыков взаимодействия, основанных на разных тактиках поведения. Существует пять основных тактик: приспособление, избежание (уход), компромисс, сотрудничество и соперничество. Трудно однозначно определенно утверждать о наиболее эффективной из них. Ведь каждый тип поведения дает максимальный выигрыш применительно к ситуации и предмету взаимодействия.

Так, приспособление - наиболее приемлемая форма поведения на этапе вхождения в новый коллектив и адаптации в нем. В частности, имеется в виду круг отношений с людьми более компетентными, высокостатусными в пределах данной группы (общности) и т.д.

В некоторых случаях избежание является единственно возможной формой поведения. К примеру, вы оказались в конфликтной ситуации, и вам важнее всего сохранить нормальные отношения с оппонентами, или до поры до времени вы не имеете права раскрыть конфиденциальную информацию, и т.п.

Компромисс хорош там, где у военнослужащих имеется примерное равенство статусов, опыта, авторитетов и существует готовность идти на взаимные уступки (согласие) по каким-либо проблемным вопросам.

К сотрудничеству целесообразно прибегать в тех случаях, когда сослуживцы находятся в добрых, доверительных отношениях, их интересы не противоречат друг другу, но при этом возможны различные взгляды на оценки и способы решения проблемы.

И, наконец, соперничество может быть единственно правильной тактикой поведения в ситуациях взаимодействия (общения), когда военнослужащий действует в соответствии с духом закона и морали, защищает истину или достоинство от неправомерных посягательств.

2

Служебное и неформальное общение младших командиров и других военнослужащих, осуществляемое с учетом знаний его сущности и основных закономерностей, имеет большие возможности позитивно влиять на морально-психологический климат подразделения.

Под сущностью данного явления понимается преобладающий и относительно устойчивый психический и духовный настрой (состояние) коллектива, сложившийся в результате совместной деятельности и межличностного взаимодействия (общения) военнослужащих. Факторы МП К (морально-психологического климата) воинского коллектива представляют собой сложную динамическую систему условий жизнедеятельности (см. схему 2).

21.jpg

Сержанты (старшины) и общественный актив совместно с офицерами подразделений участвуют в формировании и поддержании благоприятного климата. Основными задачами, решаемыми в рамках данной проблемы, являются:

- доброжелательное, уважительное отношение к подчиненным и сослуживцам;

- обоснованное принятие решений и мер управленческого воздействия;

- знание и учет интересов, потребностей и запросов подчиненных;

- развитие и проявление высоких нравственных качеств во взаимоотношениях;

- компетентное, творческое и инициативное отношение к обязанностям по службе;

- обнаружение и предупреждение негативных явлений в подразделении;

- формирование зрелого, позитивного общественного мнения в коллективе и положительного эмоционального настроя;

- справедливое оценивание результатов службы, учебы, поступков, уместность в поощрениях и наказаниях;

- своевременное информирование подчиненных по значимым для них вопросам.

Обращая внимание на условия оптимизации морально-психологического климата подразделения возможностями эффективного общения, необходимо напомнить о важности проблемы коммуникативной культуры младших командиров.

В решении этой проблемы особое место занимает стиль общения младшего командира с подчиненными. Часто именно он становится одним из важных факторов формирования здорового морально-психологического климата в воинском коллективе. Достаточно хорошо известен классический подход, который выделяет авторитарный, демократический и попустительский стили. Практика показывает, что ни один из них не является универсальным в любых ситуациях служебного взаимодействия, но владение ими позволяет точнее реагировать на различные условия военной службы и запросы подчиненных.

Нормативные требования уставов и воинских законов способствуют выбору в первую очередь авторитарного стиля. Строгое следование этому стилю ведет к высокой результативности выполняемых задач, при том, что общение и взаимоотношения в подразделении не выходят за пределы выполняемых задач. Безусловно, многочисленные ситуации взаимодействия в Вооруженных Силах требуют именно такого подхода. Особенно если это касается боевой обстановки. В то же время в этом случае в руководстве возрастает роль соблюдения строгого баланса обязанностей, прав и возможностей подчиненных. Жесткий упор на авторитарный стиль может давать и негативный эффект - рост агрессивности и враждебности во взаимоотношениях, которые могут выплескиваться на самого слабого члена коллектива.

Демократический стиль часто обеспечивает высокое качество деятельности в коллективе. Подчиненные оказываются способны к самостоятельности и инициативности в своих действиях, у них развивается творческий подход к делу. Взаимоотношения в большей степени ориентированы на дружбу и войсковое товарищество. Подчиненные демонстрируют гордость общими успехами. С другой стороны, важным моментом становится соблюдение определенных рамок, за которыми самостоятельность перерастает во вседозволенность.

При попустительском стиле младший командир только лишь в малой степени оказывает влияние на подчиненных. В этих условиях обстановка в коллективе и качество решения задач значительно ухудшаются. Будучи удовлетворенными на первых порах такой обстановкой, подчиненные в дальнейшем часто заявляют о своих предпочтениях более авторитарному командиру.

Из каких основных элементов состоит культура взаимоотношений? Ее основанием принято считать знания о сущности, содержании, принципах, функциях и специфике оптимальных способов, приемов и средств построения и поддержания благоприятных взаимоотношений с окружающими (сослуживцами, командирами и др.). Источниками знаний в данной области для военнослужащих являются: устав, классическая художественная и специальная литература по проблемам этики и культуры взаимоотношений; тематические высокохудожественные телепередачи (например, по каналу «Культура»); занятия в системе ОГП и культурно-развивающие специальные беседы в рамках воспитательной работы; консультации (советы) командиров (начальников) и сослуживцев.

Особо полезным является самопознание, основанное на тщательном наблюдении, фиксации, переработке, отборе и использовании всего ценного, что можно обрести в сфере разнообразного взаимодействия людей. Умение извлекать полезное из этих отношений делает нас мудрыми и успешными.

На базе элементарных основообразующих знаний формируются более сложные элементы культуры взаимоотношений: умения, навыки и привычки эффективного социального взаимодействия с окружающими.

К числу наиболее важных умений здесь следует отнести следующие: быстро устанавливать контакты с окружающими; производить благоприятное впечатление (обаяние); чувствовать эмоциональное состояние партнеров по общению и взаимодействию и разделять их.

Культура взаимоотношений повышается при наличии следующих навыков: предотвращения конфликтов в совместной деятельности (общений) и особе нор в сложных ситуациях взаимодействия; убеждающего и внушающего воздействия на окружающих; концентрации на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонах личности партнера; демонстрации искренности, заинтересованности, доброжелательности к людям и др.

Прочно сформированные и глубоко осознанные знания, умения и навыки постепенно «автоматизируются» во внутреннем плане и таким образом трансформируются в привычки - устойчивые формы нашего поведения.

Реализация вышеперечисленных условий в целях повышения коммуникативной культуры военнослужащих предполагает знание и учет того факта, что ее результативность зависит от состояния мотивационно-потребностной сферы личности. Только глубоко осознанная персональная потребность и убежденность в необходимости добрых отношений с окружающими позволят достигнуть успеха. Показателями эффективности достижений в совершенствовании коммуникативной культуры военнослужащего следует считать наличие таких черт, как уравновешенность, чуткость, чувство юмора, искренность, оптимизм, доброжелательность, терпимость к другим взглядам (оценкам), открытость и др.

Формирование и совершенствование умений, навыков и способностей -важный и сложный этап в достижении высокой коммуникативной культуры. Его выраженной особенностью является то, что он требует более направленной и повышенной эмоционально-волевой концентрации на цель и задачи самосовершенствования. В реальной жизни приобретение необходимых знаний и развитие практического арсенала коммуникативной культуры осуществляются параллельно, т.е. одновременно и в тесной взаимозависимости.

Основными способами совершенствования практических коммуникативных элементов в условиях воинской службы могут быть признаны:

• публичные выступления на собраниях, занятиях по ОГП и других мероприятиях воспитательной работы;

• самостоятельные тренировки (тренинги) аргументации доказательства в споре, дискуссии;

• индивидуальные беседы с командирами, сослуживцами, построенные на принципах и в форме диалога;

• составление и последующий критический анализ (разбор, оценка), а также переработка собственных письменных материалов (письмо, текст беседы, обращение к какому-либо лицу и т.п.)?**

• самонаблюдение и самоотчет о своем поведении в различных ситуациях межличностных отношений (свободное общение, доверительная беседа, деловой разговор, критическое общение, конфликтное общение и др.);

• аутогенные тренировки с целью повышения доверия к себе и уверенности в своих силах;

• групповые социально-психологические тренинги, консультирование и коррекция затрудненного общения (взаимодействия) под руководством войсковых психологов и др.

О высокой культуре общения свидетельствует умение собеседников владеть голосом. «Я сделался настоящим мастером только тогда, - отмечал педагог А.С. Макаренко, - когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно». Умение владеть голосом включает своевременные остановки в речи, логические, психологические паузы, правильные ударения. С помощью этого воспитатель передает слушающему его лицу не только свои мысли, но' и оттенки чувств, богатство представлений и собственное видение (восприятие) предмета.

Для культурного общения характерны живой, эмоциональный обмен мнениями, четкая дикция, убедительность. Настоящий командир должен уметь выслушать собеседника, оценить ход общения и увидеть соответствие его поставленной цели. Ответная реакция и интонации говорящего позволяют сержанту (старшине) определить психическое состояние человека, установить степень заинтересованности партнера в разговоре, подготовленности к нему, личностный смысл общения. Последнего уже достаточно, чтобы понять собеседника и сформулировать нужные для данного момента суждения. Изложенные голосом определенной силы и тона, эти суждения призваны оказывать влияние на мысль воина, поднять его состояние до уровня, который дает возможность понять другую сторону.

Таким образом, повышение компетентности военнослужащих в вопросах психологии общения становится насущной практической задачей. Основой ее решения является повышение общей и коммуникативной культуры каждого солдата, сержанта и офицера как важного условия формирования и поддержания гуманистических и уставных взаимоотношений, здорового морально-психологического климата в воинских коллективах.

Методические рекомендации

Руководителю занятия важно на протяжении всего занятия обращать внимание на практическую значимость тех проблем, которые будут последовательно раскрыты в обоих вопросах. Заранее могут быть подготовлены примеры, характерные для конкретного подразделения, имевшие место в недалеком прошлом или использующие личный опыт самих военнослужащих.

Такой подход обеспечит максимально эффективное усвоение теоретических аспектов проблемы общения излагаемых в первом вопросе. Особо надо подчеркнуть необходимость связи таких проблем, как общение, взаимовосприятие и взаимопонимание. В ходе занятия можно предложить военнослужащим самим сформулировать содержание основных видов взаимодействия, дать возможность проиллюстрировать примерами, расставляя акценты на ключевых положениях.

Во втором вопросе рекомендуется сделать упор на роли сержантского состава в обеспечении здорового морально-психологического климата в подразделении. Результативность занятия способны повысить выходы на повседневную воинскую деятельность подразделения.

В заключение можно, обратив внимание на знания наиболее активных военнослужащих, показать возможности их практического воплощения в жизнедеятельности воинского коллектива.

Рекомендуемая литература:

1. Учебное пособие по общественно-государственной подготовке для солдат (матросов), сержантов (старшин), проходящих службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: Отечество. Честь. Долг. Под редакцией: А.И. Колясникова. - М.: Изд-во Московской типографии №2, 2005.

2. Буранов С.Н. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе // Ориентир. - 2004 - №7.

3. Горянина В .А. Психология общения. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

4. Мириманова М.С. Конфликтология. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Полковник

Садритдин БУРАНОВ,

старший преподаватель кафедры психологии

Военного университета, кандидат педагогических наук.

Подполковник

Сергей БАКЛАНОВСКИЙ,

преподаватель кафедры психологии Военного университета

«Ориентир» 2006.04



Просмотр

Скачать140.5 Кбайт


Все документы



Материалы по теме

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.
Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.

14 апреля 2020

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках. Вода как основное огнетушащее средство....

Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.
Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.

14 апреля 2020

1.Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной...

Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.
Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.

14 апреля 2020

1. Требования безопасности при разведении костров
2. Требования безопасности при производстве...

Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды
Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды

14 апреля 2020

1. Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных...

Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы
Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы

14 апреля 2020

1. Назначение пожарных команд. Порядок несения службы.
2. Назначение пожарных расчетов....

Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара
Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара

14 апреля 2020

Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара

string(2) "31"


Новости

20 октября 2020 20:18

Минфин предложил сократить 100 тысяч штатных единиц в армии и на флоте. Руководство минобороны — против

Во вторник стало известно о предложениях Министерства финансов РФ по оптимизации бюджета. В их числе - сокращение численности войск на 10 процентов, увеличение необходимого для выхода на военную пенсию срока выслуги лет, отмена индексации пенсионных выплат и экономия на средствах, выделяемых на питание военнослужащих

1

20 октября 2020 20:06

Минфин предложил сократить в армии 100 тысяч должностей

Минфин подготовил проект реформы Вооруженных сил, предусматривающий оптимизацию расходов, в том числе сокращение численности военнослужащих на 10 процентов.

20 октября 2020 19:58

Контрактники после 10 лет службы получат право жить в служебных квартирах

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела законопроект, прописывающий правила обеспечения жильем контрактников. За военнослужащими, отправленными служить за границу, будут закрепляться занимаемые ими служебные квартиры и комнаты в общежитиях в военных городках в России.

Все новости
00:00