Поиск по сайту

Психологические факторы формирования группового лидерства среди военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

05 марта 2019 00:00


1. Воинский коллектив и его компоненты.
2. Групповое лидерство в воинских коллективах.


ВОПРОСЫ:

1. Воинский коллектив и его компоненты.

2. Групповое лидерство в воинских коллективах.

В сложной организации Вооруженных Сил РФ особое место занимают небольшие группы военнослужащих, которые действуют в сфере военно-профессиональных и межличностных отношений. Именно они по мере своего становления при участии групповых лидеров формируют коллективную психологию, которая регулирует жизнь и профессиональную деятельность военнослужащих.

1

Каждый командир понимает, что победить в современном бою можно только при четкой, согласованной деятельности подчиненных. Такое взаимодействие достигается лишь в тех подразделениях, где воины составляют сплоченный коллектив.

Коллектив - слово латинского происхождения, означающее «собранность» или целостность, сохраняющую неприкосновенность индивидуальности. Дух коллектива характеризуют такие понятия, как «товарищество», «воинское братство». В отечественной военной психологии под воинским коллективом понимается организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально-нравственных позиций, совместной службы и боевой деятельности под руководством единоначальника.

Воинский коллектив, как правило, состоит из небольших групп. Анализ группового объединения военнослужащих показывает, что в процессе формирования коллектива можно выделить несколько относительно самостоятельных этапов, каждый из которых имеет свое содержание и специфическую цель.

Первый этап - формирование случайной группы - начального объединения военнослужащих на основе их территориальной близости в данный момент времени (например, на сборном пункте или служебном совещании);

Второй этап - формирование неорганизованной группы (номинальной группы, конгломерата), предусматривающей добровольное объединение людей на основе некоторого совпадения их интересов, проявившихся в ходе непродолжительных межличностных контактов;

Третий этап - формирование организованной группы - объединения военнослужащих, способных к эффективным совместным действиям. Она, в свою очередь, бывает нескольких уровней.

Низкий уровень (ассоциация) представляет собой объединение на основе приказа (призывники) или интереса (любители шахмат). В составе такой группы может быть до 10 человек. Период функционирования - от 3 до 5 дней. По истечении указанного временного периода ассоциация или прекращает свое существование, или переходит на более высокий уровень. Уже на этом уровне в группе обязательно есть лидер.

Средний уровень (кооперация) - для него характерна более осознанная деятельность и дисциплина. Возникает, как показывают наблюдения, через 10-15 дней после установления межличностного взаимодействия. В подразделении, как правило, насчитывается 2-3 группы по 3 - 6 военнослужащих, объединенных, например, на основе чувства землячества.

Высокий уровень (автономизация) характеризуется четкой организованной структурой и дисциплиной, внутренним единством целей и мотивов военно-профессиональной деятельности. В таких группах возрастает управленческая роль младших командиров и социальная активность лидеров. Обычно между ними существенных противоречий нет.

Высший уровень группового объединения людей в отечественной военной психологии в отличие от большинства зарубежных школ принято называть коллективом.

В зависимости от характера и направленности функционирования каждый из воинских коллективов наделен соответствующими особенностями.

Воинскому коллективу присущи все наиболее общие признаки, характерные для любого коллектива нашего общества. Но в то же время он имеет и свои особенности.

Во-первых, воинскому коллективу свойственна специфическая главная задача и причина его существования - охрана и защита государственного суверенитета Российской Федерации. Ее решение достигается насильственными средствами с помощью оружия. А это обусловливает своеобразие норм и правил поведения и взаимоотношений между членами коллектива.

Во-вторых, в воинских коллективах предусмотрена строгая централизация управления и разделение людей на служебные категории, что четко регламентирует их обязанности и права.

В-третьих, для воинских коллективов характерны относительная однообразность и стабильность деятельности, длительность пребывания членов коллектива в условиях совместной деятельности. К числу прочих особенностей воинских коллективов также можно отнести оторванность значительной его части от семьи, родных, близких, разнородность членов воинского коллектива и некоторые другие.

Стержневой в понятии коллектива воинского подразделения выступает идея межличностных связей военнослужащих, формирующих его социально-психологическую характеристику. При этом весьма важным социально-психологическим явлением воинского подразделения выступает лидерство.

2

Считается, что лидерство – это способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу людей, направляя их усилия на достижение поставленных целей. Это естественный социально-психологический процесс, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение всех членов группы или определенной ее части. При этом под влиянием понимаются такие действия человека, которые вносят изменения в поведение, отношения и чувства другого человека. Его можно оказывать через внушение, убеждение, эмоциональное воздействие, принуждение, личный авторитет или пример.

Любая группа, решающая значимую для нее проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера, которого можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Следовательно, понятие «лидер» приобретает значение лишь вместе с понятием «цель». К тому же его неотъемлемым свойством всегда выступает наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе межличностных взаимоотношений, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Таким образом, лидер - это элемент упорядочивания системы человеческого взаимодействия.

Подходит ли прапорщик для роли лидера, зависит прежде всего от признания за ним другими подчиненными качеств превосходства, внушающих им веру в него и побуждающих признать его влияние на себя. Естественное лидерство -когда влияние исходит из признания другими членами группы (коллектива) личного превосходства лидера. Причем здесь важно не то, что прапорщик обладает качествами превосходства, а то, что его подчиненные признают за ним обладание этими качествами.

Очень часто влияние лидера зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться лишь частичным основанием для лидерства. Обычно решающее значение имеет склонность к доминированию, а именно - умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность разговаривать на их языке. В этом случае роль лидера воинского коллектива заключается в том, чтобы претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действий.

В то же время следует учитывать точку зрения ряда отечественных военных психологов, что общее лидерство в группе складывается из трех компонентов - эмоционального, делового и интеллектуального.

Эмоциональный лидер («душа группы») - это человек, к которому каждый член коллектива может обратиться за сочувствием.

С деловым лидером («руки группы») хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела.

К интеллектуальному лидеру («мозг группы») все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, вес знает; может объяснить или помочь найти нужную информацию.

Естественно, что наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такая универсальность встречается крайне редко. Чаще всего проявляется сочетание двух компонентов, например, эмоционального и делового, информационного и делового и т.д.

В зависимости от преобладающих функций, реализуемых в деятельности, в отечественной психологии выделяют пять типов лидеров.

Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и соответствующим образом активно действует. Он оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимы. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если необходимо выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого личного достоинства. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Именно такие лидеры оказываются на виду в любом неформальном коллективе.

Лидер-творец. Привлекает к себе прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Он не командует, а лишь приглашает к обсуждению проблемы или путей решения задачи, может поставить ее так, что она заинтересует и привлечет подчиненных.

Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу с факторами, мешающими его подчиненным, готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» - вот стиль его руководства.

Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и потому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников из числа подчиненных. Позволяет себе открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов. Правда, в воинском коллективе такого рода «дипломатия» нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.

Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

В зарубежной психологии существует достаточно большое разнообразие в подходах к типологии лидеров, однако наиболее популярен психоаналитический. 3. Фрейд рассматривал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, а с другой - индивидуальный. В его основе лежит способность лидеров притягивать к себе людей, подсознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать ее лидером.

Психоаналитики выделяют десять типов лидерства.

1. «Соверен», или «патриархальный лидер» представляется ими в образе строгого, но любимого отца (матери), способного подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе.

2. «Вожак». В нем люди видят концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака - носитель этих стандартов, вот ему и стараются подражать в группе.

3. «Тиран». Он становится лидером только потому, что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха. Его считают сильным. Лидер-тиран - доминирующая, авторитарная личность. Его обычно боятся и смиренно подчиняются.

4. «Организатор». Он выступает для группы как сила для поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает у людей чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей.

5. «Соблазнитель». Такой человек становится лидером, играя на слабостях других людей. Он выступает в роли «магической силы», давая выход вовне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают его отдельных, даже существенных, недостатков.

6. «1ерой». Жертвует собой ради других. Такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста - благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой увлекает за собой других людей группы.

7. «Дурной пример». Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.

8. «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заражает окружение. Его любят, боготворят, идеализируют.

Два последующих типа лидеров (9-10) согласно психоаналитическому подходу («Изгой» и «Козел отпущения») по существу антилидеры, поскольку являются объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа может начать распадаться, так как пропал стимул ее объединения.

В отличие от зарубежных подходов, отечественная военная психология выделяет различие между так называемым формальным и неформальным лидерством. В первом случае влияние исходит из официального положения в организационной структуре подразделения, а во втором - из признания военнослужащими личного превосходства одного из них. Неформальный лидер выдвигается «снизу», а формальный (например, командир или начальник) назначается официально для управления подразделением.

Необходимо учитывать, что психология воинского коллектива по своему содержанию и формам проявления исключительно многообразна. Вместе с тем ей присущи те или иные обобщенные характеристики, которые позволяют командиру (формальному лидеру) судить о ее направленности, содержании и уровнях развития.

В социально-психологической характеристике военнослужащих по призыву, с которыми приходится работать прапорщикам и мичманам, наиболее важным является учет специфических проявлений и противоречий, свойственных юношескому возрасту на стадии перехода к зрелости.

К 18-20 годам у человека идет бурное формирование характера, убеждений, направленности личности, мировоззренческих позиций, стереотипов взаимоотношений с людьми. Исследования свидетельствуют, что к 18 годам нервная система, органы чувств достигают уровня развития взрослого человека. Это обеспечивает четкость и быстроту взаимодействия всех органов тела. Но в связи с интенсивностью физического развития, а также недостаточностью опыта управления собой у молодого человека процессы возбуждения обычно превалируют над процессами торможения. В целом этому возрасту присущ целый ряд существенных противоречий.1. С одной стороны, широкий кругозор, любознательность, энергия, чувство нового, стремление проявить себя, а с другой - пессимизм, апатия, правовой нигилизм, бравада, непоследовательность, распыленность интересов.

2. Стремление к самостоятельности, независимости суждений и действий и в то же время приверженность групповому влиянию, поддержке авторитетными лицами своих взглядов. У этой категории военнослужащих проявляется устойчивая зависимость от мнения компании сверстников, ближайшего окружения, которые в этом случае играют роль референтной группы.

3. Потребность в самоутверждении и одновременно скромность арсенала форм, методов и средств самовыражения личности, недостаточность жизненного опыта. Зачастую это заставляет их прибегать к нравственно ущербным, а иногда и юридически незаконным приемам,

4. В оценках, высказываниях и отношениях проявляется стремление к определенности, четкости, однозначности. Эти качества объясняются юношеским максимализмом, стремлением любыми способами отстоять свое мнение (довольно часто ошибочное или спорное). Это соседствует с непостоянством, непрочностью убеждений, скудностью аргументации, недостаточной настойчивостью и непоследовательностью в достижении цели.

5. Острая восприимчивость, сильная впечатлительность, повышенная эмоциональность, что влечет за собой повышенную конфликтность, возбудимость, торопливость в принятии решений и в действиях.

6. К 18 годам у молодого человека уже сформированы многие черты характера, выработаны определенные динамические стереотипы поведения и взаимоотношений с окружающими. Условия же военной службы требуют их пересмотра, а это достаточно сложный и болезненный процесс психологической перестройки и ломки характера.

7. 18-20 лет - это период бурного формирования потребностей человека, в частности, он совпадает с приближением кульминационного периода половой активности у мужчин. Невозможность в армейских условиях удовлетворить возникающие сексуальные потребности вызывает состояние подавленности, тревоги, порождает психологическую напряженность и может толкнуть военнослужащих на поиск аморальных, а в некоторых случаях и незаконных средств для их удовлетворения.

8. Многое воспринимается в романтическом свете. Юношей притягивает романтика военной службы. Однако при столкновении с прозой и обыденностью флотских и армейских будней у молодого человека может возникнуть реакция протеста, формы проявления которой многообразны: от ухода «в себя» до демонстративного агрессивного поведения или бурного выражения других негативных эмоций.

Кроме того, в настоящее время в молодежной среде получили распространение наркомания, пьянство, сексуальная распущенность, цинизм, снижение ценности человеческой жизни, неверие в идеалы, а также социальные болезни и беды, особенно обострившиеся в постперестроечное время.

Все это необходимо учитывать командиру при работе с такой категорией, как военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву. Прежде всего, опираясь на лидеров, которые есть в любой, даже самой маленькой, группе военнослужащих. От этого зависит сплоченность и боевая готовность любого воинского коллектива.

Методические рекомендации:

Во вступительном слове следует акцентировать внимание слушателей на том, что социальная среда, в которой пребывает человек, оказывает на него влияние. Военнослужащие, попадающие в воинский коллектив, подвержены влиянию той атмосферы, которая складывается в подразделении. В связи с этим командир может столкнуться с серьезными социально-психологическими проблемами, которые он не в состоянии решить административно-волевыми методами. Невозможно, например, одним приказом устранить неуставные взаимоотношения и т.д. Эти задачи решаются более успешно, когда командир учитывает психологию группового лидерства, через которую можно управлять воинским коллективом в целом.

При изложении первого вопроса необходимо более подробно рассмотреть этапы формирования воинского коллектива, так как это очень важно для успешного руководства подразделением.

Изучая второй вопрос, следует рассказать слушателям о групповом лидерстве, которое есть в каждом воинском коллективе и влияет на его боеспособность. При этом желательно рассмотреть это явление на конкретных примерах, которые можно взять из жизни воинского коллектива, где служат слушатели группы.

Важно, чтобы в ходе изучения предложенной темы у слушателей сформировалось представление об эффективном управлении воинским коллективом, которое может осуществляться через взаимодействие с групповыми лидерами.

Рекомендуемая литература:

1. Архангельский В. Взаимоотношения военнослужащих в подразделении и роль прапорщика (мичмана) в их совершенствовании // Ориентир. - 1997. - № 3.

2. Закарлюк М. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их использования в индивидуально-воспитательной работе // Ориентир. - 1999. - № 1.

3. Подоляк Я.В. Личность и коллектив; психология военного управления. - М: Воениздат, 1989.

4. Федотов. В., Полянский М. Чем силен коллектив // Ориентир. - 1995. - № 1.

Полковник запаса

Анатолий КАЛЮЖНЫЙ,

доктор педагогических наук,

профессор факультета военного обучения

Нижегородского государственного технического университета

«Ориентир» 2006.06



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram