ВОПРОСЫ:
1. Воспитание как социальный процесс и основные пути повышения его качества.
2. Дружба и войсковое товарищество как условия формирования сплоченности воинских коллективов.
Неотъемлемым компонентом поддержания высокой боевой готовности воинских частей является стройная система воспитательной работы с личным составом. В основе этой системы во все времена находилась идея служения своему Отечеству, верности воинскому долгу, духовным и боевым традициям армии и флота.
1
Воспитание - в широком смысле функция общества, обеспечивающая его развитие посредством передачи новым поколениям предшествующего социально-исторического опыта в соответствии с целями и задачами данного общества. В узком смысле - процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый в рамках и под воздействием социальных институтов (семьи, образовательно-воспитательных учреждений, общественных организаций, трудовых и воинских коллективов, средств массовой информации и др.), с целью ее подготовки к выполнению социальных функций и ролей, к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики.
В самом общем смысле воспитание - вечная категория, существующая с момента возникновения человеческой истории.
Прежде чем рассматривать «воспитание» как социальный процесс, необходимо определиться с категорией «процесс».
«Процесс» (от лат. processus -продвижение, прохождение) обозначает последовательную смену явлений, состояний, событий, ситуаций, стадий и т. п.; совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов и целей.
Исходя из этого, воспитание как педагогический социальный процесс представляет собой явление системное. Основными его структурными элементами являются:
- цель;
- задачи;
- субъект и объект воспитания;
- содержание;
- принципы воспитания;
- методы, средства и формы их общения и взаимодействия;
- результат воспитания.
Эти структурные элементы имеют место во всех воспитательных ситуациях: от простого воспитательного воздействия до воспитательной ситуации в стране и Вооруженных Силах. Воспитательная работа и есть постоянный перевод каких-то данных ситуаций в новые, желательные или требуемые. Везде и всегда присутствуют цель воспитания, воспитатели и воспитанники, используются соответствующие содержание, принципы, формы, методы и средства для достижения поставленных целей (результатов). Все, конечно, происходит в конкретных условиях и обстоятельствах, что также учитывается в данной работе.
Самое важное в воспитании -его содержание, т. е. совокупность теорий, положений, норм, знаний, традиций, которые должны быть переданы воспитанникам, усвоены ими и выступать ведущими мотивами их профессиональной деятельности.
Анализ сущности воспитания показывает многогранность и сложность данного процесса. Если же учесть сложность самого человека, тех условий, в которых он живет и действует, то можно утверждать что нет ничего более сложного и тонкого, чем процесс воспитания.
Воспитание военнослужащих - это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями создания современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства.
Воспитание военнослужащих осуществляется на основе:
- Конституции Российской Федерации;
- законов Российской Федерации;
- Указов Президента Российской Федерации;
- Постановлений Правительства Российской Федерации;
- нормативных правовых актов Министерства обороны.
Основной целью воспитания военнослужащих является формирование и развитие у военнослужащих качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности.
Достижение данной цели включает комплексное решение следующих задач:
1) формирование готовности к защите Родины, верности Военной присяге, готовности беспрекословно выполнить приказ командира (начальника);
2) формирование гордости за службу в Вооруженных Силах, высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства;
3) развитие стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности;
4) формирование уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества и войскового братства.
Субъектами воспитания выступают: государство; органы местного самоуправления; средства массовой информации; семья и близкие родственники военнослужащих; командиры и начальники всех степеней; штабы, службы, другие органы военного управления; органы воспитательной работы; воинские коллективы; военные учреждения культуры; общественные организации в воинских частях.
Объектами воспитания являются: проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы; проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты (старшины), солдаты (матросы), курсанты, слушатели, не имеющие офицерских званий, женщины-военнослужащие; суворовцы, нахимовцы, кадеты, воспитанники воинских частей и военных оркестров; воинские коллективы.
Взаимодействие субъектов и объектов воспитания в воспитательном процессе выступает как целостная система. Субъекты воспитания в процессе своей деятельности решают воспитательные задачи, соответствующие своему уровню компетентности и ответственности.
Под содержанием воспитания военнослужащих Вооруженных Сил понимается совокупность основных видов и направлений воспитания: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического.
Основными принципами, обязательными для всех воспитателей, являются:
- гуманистическая направленность и целеустремленность воспитательного процесса;
организация воспитания в процессе воинской деятельности, ратного труда;
- сочетание высокой требовательности к личности с уважением ее достоинства и заботой о ней;
организация воспитания в коллективе и через коллектив;
- индивидуальный и дифференциальный подход к объекту воспитания;
- согласованность и преемственность в воспитании;
- комплексный и оптимальный подход;
- опора на положительное в воспитании.
Особенность реализации принципов состоит в систематическом и полном выполнении их требований.
Воспитание военнослужащих осуществляется с использованием педагогических технологий, под которыми понимается комплекс взаимосогласованных и последовательно применяемых методов, средств и форм реализации воспитательных целей и задач.
В воспитании военнослужащих используются следующие основные группы методов:
1) изучения объектов воспитания: целенаправленное наблюдение за объектом воспитания, изучение личности по документам, биографический метод, анализ практической деятельности военнослужащих, изучение и анализ независимых характеристик, тестирование, письменные и устные опросы, индивидуальные (групповые) беседы;
2) воспитательных воздействий и взаимодействий: убеждение, пример, упражнение, включение военнослужащих в различные виды деятельности, поощрение, критика и самокритика, принуждение;
3) профилактики и перевоспитания личного состава: переучивание, переубеждение, «реконструкция характера», «разрыв нежелательных контактов», критика и самокритика, самоисправление.
Важную роль играют воспитательные средства, к которым относятся: моральное и материальное стимулирование, формирование педагогической среды и другие.
Методы, принципы и средства воспитания реализуются в следующих основных формах воспитательной работы: индивидуальные и коллективные беседы, различные виды информирования военнослужащих, лекции, вечера вопросов и ответов, собрания и совещания с различными категориями военнослужащих, пропаганда передового опыта, научно-практические конференции, тематические вечера, диспуты, викторины, «круглые столы», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы, государственной службы и труда, экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы, проведение дней воинской славы России (мужества, призывника и т. д.) с показом вооружения и техники, жизни и быта личного состава, работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности, занятия в музеях, комнатах Боевой славы воинских частей и соединений, осуществление рекламы службы в Вооруженных Силах.
Под эффективностью воспитания следует понимать достижение планируемого уровня воспитанности военнослужащих в установленные воспитательным процессом сроки. Уровень воспитанности военнослужащих и воинских коллективов определяется на основе объективных критериев (показателей) путем последовательного накопления, анализа и обобщения сведений о новых качествах военнослужащих, воинских коллективов, полученных в результате воспитательного воздействия.
При оценке эффективности воспитания военнослужащих Вооруженных Сил учитываются оценка воспитательной работы должностных лиц и оценка морально-психологического состояния военнослужащих.
Для успешного проведения воспитательной работы в частях и подразделениях необходимо:
- систематическое изучение морально-психологического состояния личного состава;
- своевременное принятие соответствующего решения по комплексному воздействию на субъект воспитания и постановка задач по его реализации;
- оказание методической и практической помощи субъектам воспитания всех уровней со стороны соответствующих командиров (начальников), органов воспитательной работы;
- организация и осуществление непрерывного морально-психологического и информационного обеспечения жизнедеятельности частей и подразделений;
- комплексное использование форм и методов воспитательной работы с личным составом;
- повседневное исследование, выявление и активное предупреждение негативных явлений и тенденций во взаимоотношениях военнослужащих;
- организация взаимодействия органов военного управления с органами государственной власти, органами местного самоуправления, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах воспитания военнослужащих;
- организация эффективного контроля за организацией воспитательной работы, оценка состояния объекта воспитания согласно принятым критериям.
Таким образом, глубокое познание воспитания, его движущих сил, закономерностей и противоречий является одним из важнейших условий его правильной организации. На основе правильного понимания воспитания, его места и роли в общественной жизни страны, армии и флота выстраивается система воспитательной работы на всех уровнях военной организации: от первичного воинского коллектива до Вооруженных Сил в целом.
2
Воинская дружба и войсковое товарищество являются славной боевой традицией армии и флота. Она жила и живет во всех поколениях российских воинов, играет весомую роль в укреплении морально-психологического климата в коллективе и решении стоящих перед ним задач. Во все времена сила нашей армии и флота множилась коллективизмом, взаимопомощью.
Дружба - важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений. «Толковый словарь русского языка» трактует понятие «дружба» как близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Для дружеских отношений характерно проявление симпатии и устойчивого взаимопонимания. Нормы и правила, которыми руководствуются люди в дружеских отношениях, - это равноправие, уважение, умение понять, готовность прийти на помощь, доверие и преданность. Настоящие друзья поддерживают друг друга не только добрым словом, но и делом, причем бескорыстно и от души.
Цели, которые преследует дружба, могут быть различными:
- чисто служебными, ориентированными на решение стоящих перед подразделениями задач;
- эмоциональными, вызванными общением друг с другом;
- рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей;
- нравственными, ориентированными на взаимное моральное совершенствование.
Все они в реальной жизнедеятельности воинских коллективов сложным образом переплетаются, сочетаются и взаимодополняют друг друга, а сама по себе дружба приобретает многоцелевую ориентацию.
Боевая дружба воинов армии и флота - важнейший источник укрепления морально-психологических основ воинской службы, повышения мощи Вооруженных Сил. Она является одним из базовых условий успешного выполнения задач боевой подготовки, дальнейшего укрепления дисциплины и боевой готовности.
Дружеские отношения между людьми не всегда складываются сразу. Им предшествуют, как правило, товарищеские взаимоотношения.
Возникновение и развитие войскового товарищества уходят к истокам Русской армии. Можно без преувеличения сказать, что история побед российского оружия -это еще и история боевого товарищества.
Слово «товарищ» означает: человек, близкий по взглядам, деятельности, условиям жизни, а также дружески расположенный к кому-нибудь. «Военный Энциклопедический Словарь» дает такое определение войсковому товариществу - это морально-правовая норма взаимоотношений военнослужащих в воинском коллективе, влияющая на его сплоченность и боеспособность.
Товарищество проявляется прежде всего в уважении и внимании к сослуживцам. За ним стоит общая забота о том, чтобы годы армейской или флотской службы стали большой жизненной школой, школой выдержки и дисциплины, чтобы поведение каждого военнослужащего отвечало интересам службы, воинского коллектива. Чтобы осуществить все это, необходимо помнить уставные требования: дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей в опасной ситуации, помогать им словом ц делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать по отношению к сослуживцам грубости и издевательства, удерживать их от недостойных поступков.
Огромная роль в формировании отношений дружбы и товарищества в воинском коллективе отводится младшим командирам, которые призваны помочь своим подчиненным разобраться в истинных и ложных проявлениях товарищества.
Выполняя свои обязанности, сержантский (старшинский) состав должен учитывать, что большое значение в их работе имеет сплочение воинского коллектива и использование его возможностей в воспитании у подчиненных дисциплинированности, войскового товарищества, коллективной ответственности всего отделения (расчета) за службу и поведение каждого солдата и матроса. Речь идет о том, чтобы формировать у солдат и матросов требовательность к себе и сослуживцам, непримиримость к малейшим упущениям по службе, стремление к взаимовыручке и взаимопомощи во имя успеха всего коллектива. Разумеется, многое в этой работе зависит от личного примера младшего командира, положительный нравственный облик и авторитет которого порождают у подчиненных уважение и доверие к нему, способствуют сплочению и воспитательной роли коллектива, крепкой дружбе и войсковому товариществу.
Что влияет на сплочение воинских коллективов, укрепление в них войскового товарищества?
Во-первых, успешная деятельность любого коллектива во многом зависит от нравственного климата в нем, от отношений, складывающихся между его членами.
Во-вторых, современные виды оружия - коллективные. Это значит, что в условиях боя действия военнослужащих представляют собой взаимосогласованные усилия всего экипажа, расчета, группы. Умение понимать друг друга с полуслова, все подчинять интересам дела, обеспечить взаимозаменяемость, взаимовыручку и взаимопомощь - важнейшие условия успешного решения поставленных задач.
В-третьих, на укрепление товарищеских взаимоотношений большое влияние оказывает совместная деятельность по решению конкретных задач. Нередко отдельные военнослужащие стараются получить индивидуальные задачи, чтобы отвечать только за себя. Взаимная деятельность, взаимодоверие, единство и сплоченность воинов - надежная основа для зарождения и упрочения войскового товарищества.
В-четвертых, младшие командиры призваны помочь своим подчиненным разобраться в истинных и ложных проявлениях товарищества. Военнослужащие должны понимать, что потворство неправильным действиям товарищей, потакание им вольно или невольно ведут к разрушению товарищеских взаимоотношений.
В-пятых, атмосфере взаимопомощи и взаимоподдержки в подразделениях способствуют прочные межличностные связи в коллективе. Эмоциональная привязанность приводит к тому, что воин всегда придет на помощь товарищу, даст ему необходимый совет, поделится опытом.
Сплоченный воинский коллектив оказывает существенное влияние на решение задач боевой подготовки, укрепление воинской дисциплины и организованности.
Методические рекомендации
1. Во введении следует остановиться на актуальности данной темы, обусловленной непосредственным влиянием воспитательной работы, на степень боеготовности войск и сил флота.
2. При рассмотрении первого вопроса темы необходимо уделить внимание раскрытию сущностного и содержательного аспектов воспитательного процесса. Особое внимание следует обратить на характеристику элементов системы рассматриваемого процесса.
3. В ходе рассмотрения второго вопроса акцент необходимо сделать пароли сержантского состава в укреплении дружбы и войскового товарищества.
4. На лекционном занятии рекомендуется активно использовать цифровой и фактический материал, характеризующий состояние воспитательной работы в части (на корабле) и подразделениях.
Рекомендуемая литература:
1. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приложение № 3 к приказу министра обороны РФ № 70 от 11 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».
2. Воспитательная работа: содержание, организация, методика. - М.: ГУВР, 2002.
3. Стрельников В. Сержант и воинский коллектив // Ориентир. -2003. - № 7.
4. Юртенко Ю. Индивидуальная работа с подчиненными // Ориентир. - 2004. - № 8.
Юрий Юрченко,
кандидат социологический наук
«Ориентир» 2006.07