Конспекты по профессионально-должностная подготовка | Правовой уголок офицера

Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Информационный портал для военнослужащих

Пути и способы повышения качества воспитательного процесса в подразделении

05 Марта 2019 00:00

ВОПРОСЫ:

1. Воспитание как социальный процесс и основные пути повышения его качества.

2. Дружба и войсковое товарищество как условия формирования сплоченности воинских коллективов.

Неотъемлемым компонентом поддержания высокой боевой готовности воинских частей является стройная система воспитательной работы с личным составом. В основе этой системы во все времена находилась идея служения своему Отечеству, верности воинскому долгу, духовным и боевым традициям армии и флота.

1

Воспитание - в широком смысле функция общества, обеспечивающая его развитие посредством передачи новым поколениям предшествующего социально-исторического опыта в соответствии с целями и задачами данного общества. В узком смысле - процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый в рамках и под воздействием социальных институтов (семьи, образовательно-воспитательных учреждений, общественных организаций, трудовых и воинских коллективов, средств массовой информации и др.), с целью ее подготовки к выполнению социальных функций и ролей, к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики.

В самом общем смысле воспитание - вечная категория, существующая с момента возникновения человеческой истории.

Прежде чем рассматривать «воспитание» как социальный процесс, необходимо определиться с категорией «процесс».

«Процесс» (от лат. processus -продвижение, прохождение) обозначает последовательную смену явлений, состояний, событий, ситуаций, стадий и т. п.; совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных результатов и целей.

Исходя из этого, воспитание как педагогический социальный процесс представляет собой явление системное. Основными его структурными элементами являются:

- цель;

- задачи;

- субъект и объект воспитания;

- содержание;

- принципы воспитания;

- методы, средства и формы их общения и взаимодействия;

- результат воспитания.

Эти структурные элементы имеют место во всех воспитательных ситуациях: от простого воспитательного воздействия до воспитательной ситуации в стране и Вооруженных Силах. Воспитательная работа и есть постоянный перевод каких-то данных ситуаций в новые, желательные или требуемые. Везде и всегда присутствуют цель воспитания, воспитатели и воспитанники, используются соответствующие содержание, принципы, формы, методы и средства для достижения поставленных целей (результатов). Все, конечно, происходит в конкретных условиях и обстоятельствах, что также учитывается в данной работе.

Самое важное в воспитании -его содержание, т. е. совокупность теорий, положений, норм, знаний, традиций, которые должны быть переданы воспитанникам, усвоены ими и выступать ведущими мотивами их профессиональной деятельности.

Анализ сущности воспитания показывает многогранность и сложность данного процесса. Если же учесть сложность самого человека, тех условий, в которых он живет и действует, то можно утверждать что нет ничего более сложного и тонкого, чем процесс воспитания.

Воспитание военнослужащих - это целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с требованиями создания современной военной организации государства, обеспечения готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства.

Воспитание военнослужащих осуществляется на основе:

-          Конституции Российской Федерации;

-          законов Российской Федерации;

-          Указов Президента Российской Федерации;

-          Постановлений Правительства Российской Федерации;

-          нормативных правовых актов Министерства обороны.

Основной целью воспитания военнослужащих является формирование и развитие у военнослужащих качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности.

Достижение данной цели включает комплексное решение следующих задач:

1)   формирование готовности к защите Родины, верности Военной присяге, готовности беспрекословно выполнить приказ командира (начальника);

2)   формирование гордости за службу в Вооруженных Силах, высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства;

3) развитие стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности;

4) формирование уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества и войскового братства.

Субъектами воспитания выступают: государство; органы местного самоуправления; средства массовой информации; семья и близкие родственники военнослужащих; командиры и начальники всех степеней; штабы, службы, другие органы военного управления; органы воспитательной работы; воинские коллективы; военные учреждения культуры; общественные организации в воинских частях.

Объектами воспитания являются: проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы; проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты (старшины), солдаты (матросы), курсанты, слушатели, не имеющие офицерских званий, женщины-военнослужащие; суворовцы, нахимовцы, кадеты, воспитанники воинских частей и военных оркестров; воинские коллективы.

Взаимодействие субъектов и объектов воспитания в воспитательном процессе выступает как целостная система. Субъекты воспитания в процессе своей деятельности решают воспитательные задачи, соответствующие своему уровню компетентности и ответственности.

Под содержанием воспитания военнослужащих Вооруженных Сил понимается совокупность основных видов и направлений воспитания: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического.

Основными принципами, обязательными для всех воспитателей, являются:

- гуманистическая направленность и целеустремленность воспитательного процесса;

организация воспитания в процессе воинской деятельности, ратного труда;

- сочетание высокой требовательности к личности с уважением ее достоинства и заботой о ней;

организация воспитания в коллективе и через коллектив;

- индивидуальный и дифференциальный подход к объекту воспитания;

- согласованность и преемственность в воспитании;

- комплексный и оптимальный подход;

- опора на положительное в воспитании.

Особенность реализации принципов состоит в систематическом и полном выполнении их требований.

Воспитание военнослужащих осуществляется с использованием педагогических технологий, под которыми понимается комплекс взаимосогласованных и последовательно применяемых методов, средств и форм реализации воспитательных целей и задач.

В воспитании военнослужащих используются следующие основные группы методов:

1) изучения объектов воспитания: целенаправленное наблюдение за объектом воспитания, изучение личности по документам, биографический метод, анализ практической деятельности военнослужащих, изучение и анализ независимых характеристик, тестирование, письменные и устные опросы, индивидуальные (групповые) беседы;

2) воспитательных воздействий и взаимодействий: убеждение, пример, упражнение, включение военнослужащих в различные виды деятельности, поощрение, критика и самокритика, принуждение;

3)    профилактики и перевоспитания личного состава: переучивание, переубеждение, «реконструкция характера», «разрыв нежелательных контактов», критика и самокритика, самоисправление.

Важную роль играют воспитательные средства, к которым относятся: моральное и материальное стимулирование, формирование педагогической среды и другие.

Методы, принципы и средства воспитания реализуются в следующих основных формах воспитательной работы: индивидуальные и коллективные беседы, различные виды информирования военнослужащих, лекции, вечера вопросов и ответов, собрания и совещания с различными категориями военнослужащих, пропаганда передового опыта, научно-практические конференции, тематические вечера, диспуты, викторины, «круглые столы», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы, государственной службы и труда, экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы, проведение дней воинской славы России (мужества, призывника и т. д.) с показом вооружения и техники, жизни и быта личного состава, работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности, занятия в музеях, комнатах Боевой славы воинских частей и соединений, осуществление рекламы службы в Вооруженных Силах.

Под эффективностью воспитания следует понимать достижение планируемого уровня воспитанности военнослужащих в установленные воспитательным процессом сроки. Уровень воспитанности военнослужащих и воинских коллективов определяется на основе объективных критериев (показателей) путем последовательного накопления, анализа и обобщения сведений о новых качествах военнослужащих, воинских коллективов, полученных в результате воспитательного воздействия.

При оценке эффективности воспитания военнослужащих Вооруженных Сил учитываются оценка воспитательной работы должностных лиц и оценка морально-психологического состояния военнослужащих.

Для успешного проведения воспитательной работы в частях и подразделениях необходимо:

- систематическое изучение морально-психологического состояния личного состава;

- своевременное принятие соответствующего решения по комплексному воздействию на субъект воспитания и постановка задач по его реализации;

-       оказание методической и практической помощи субъектам воспитания всех уровней со стороны соответствующих командиров (начальников), органов воспитательной работы;

-   организация и осуществление непрерывного морально-психологического и информационного обеспечения жизнедеятельности частей и подразделений;

-   комплексное использование форм и методов воспитательной работы с личным составом;

-   повседневное исследование, выявление и активное предупреждение негативных явлений и тенденций во взаимоотношениях военнослужащих;

-    организация взаимодействия органов военного управления с органами государственной власти, органами местного самоуправления, ведомственными, общественными и иными организациями в интересах воспитания военнослужащих;

-    организация эффективного контроля за организацией воспитательной работы, оценка состояния объекта воспитания согласно принятым критериям.

Таким образом, глубокое познание воспитания, его движущих сил, закономерностей и противоречий является одним из важнейших условий его правильной организации. На основе правильного понимания воспитания, его места и роли в общественной жизни страны, армии и флота выстраивается система воспитательной работы на всех уровнях военной организации: от первичного воинского коллектива до Вооруженных Сил в целом.

2

Воинская дружба и войсковое товарищество являются славной боевой традицией армии и флота. Она жила и живет во всех поколениях российских воинов, играет весомую роль в укреплении морально-психологического климата в коллективе и решении стоящих перед ним задач. Во все времена сила нашей армии и флота множилась коллективизмом, взаимопомощью.

Дружба - важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений. «Толковый словарь русского языка» трактует понятие «дружба» как близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Для дружеских отношений характерно проявление симпатии и устойчивого взаимопонимания. Нормы и правила, которыми руководствуются люди в дружеских отношениях, - это равноправие, уважение, умение понять, готовность прийти на помощь, доверие и преданность. Настоящие друзья поддерживают друг друга не только добрым словом, но и делом, причем бескорыстно и от души.

Цели, которые преследует дружба, могут быть различными:

-   чисто служебными, ориентированными на решение стоящих перед подразделениями задач;

-   эмоциональными, вызванными общением друг с другом;

-   рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей;

-   нравственными, ориентированными на взаимное моральное совершенствование.

Все они в реальной жизнедеятельности воинских коллективов сложным образом переплетаются, сочетаются и взаимодополняют друг друга, а сама по себе дружба приобретает многоцелевую ориентацию.

Боевая дружба воинов армии и флота - важнейший источник укрепления морально-психологических основ воинской службы, повышения мощи Вооруженных Сил. Она является одним из базовых условий успешного выполнения задач боевой подготовки, дальнейшего укрепления дисциплины и боевой готовности.

Дружеские отношения между людьми не всегда складываются сразу. Им предшествуют, как правило, товарищеские взаимоотношения.

Возникновение и развитие войскового товарищества уходят к истокам Русской армии. Можно без преувеличения сказать, что история побед российского оружия -это еще и история боевого товарищества.

Слово «товарищ» означает: человек, близкий по взглядам, деятельности, условиям жизни, а также дружески расположенный к кому-нибудь. «Военный Энциклопедический Словарь» дает такое определение войсковому товариществу - это морально-правовая норма взаимоотношений военнослужащих в воинском коллективе, влияющая на его сплоченность и боеспособность.

Товарищество проявляется прежде всего в уважении и внимании к сослуживцам. За ним стоит общая забота о том, чтобы годы армейской или флотской службы стали большой жизненной школой, школой выдержки и дисциплины, чтобы поведение каждого военнослужащего отвечало интересам службы, воинского коллектива. Чтобы осуществить все это, необходимо помнить уставные требования: дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей в опасной ситуации, помогать им словом ц делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать по отношению к сослуживцам грубости и издевательства, удерживать их от недостойных поступков.

Огромная роль в формировании отношений дружбы и товарищества в воинском коллективе отводится младшим командирам, которые призваны помочь своим подчиненным разобраться в истинных и ложных проявлениях товарищества.

Выполняя свои   обязанности, сержантский (старшинский) состав должен учитывать, что большое значение в их работе имеет сплочение воинского коллектива и использование его возможностей в воспитании у подчиненных дисциплинированности, войскового товарищества, коллективной ответственности всего отделения (расчета) за службу и поведение каждого солдата и матроса. Речь идет о том, чтобы формировать у солдат и матросов требовательность к себе и сослуживцам, непримиримость к малейшим упущениям по службе, стремление к взаимовыручке и взаимопомощи во имя успеха всего коллектива. Разумеется, многое в этой работе зависит от личного примера младшего командира, положительный нравственный облик и авторитет которого порождают у подчиненных уважение и доверие к нему, способствуют сплочению и воспитательной роли коллектива, крепкой дружбе и войсковому товариществу.

Что влияет на сплочение воинских коллективов, укрепление в них войскового товарищества?

Во-первых, успешная деятельность любого коллектива во многом зависит от нравственного климата в нем, от отношений, складывающихся между его членами.

Во-вторых, современные виды оружия - коллективные. Это значит, что в условиях боя действия военнослужащих представляют собой взаимосогласованные усилия всего экипажа, расчета, группы. Умение понимать друг друга с полуслова, все подчинять интересам дела, обеспечить взаимозаменяемость, взаимовыручку и взаимопомощь - важнейшие условия успешного решения поставленных задач.

В-третьих, на укрепление товарищеских взаимоотношений большое влияние оказывает совместная деятельность по решению конкретных задач. Нередко отдельные военнослужащие стараются получить индивидуальные задачи, чтобы отвечать только за себя. Взаимная деятельность, взаимодоверие, единство и сплоченность воинов - надежная основа для зарождения и упрочения войскового товарищества.

В-четвертых, младшие командиры призваны помочь своим подчиненным разобраться в истинных и ложных проявлениях товарищества. Военнослужащие должны понимать, что потворство неправильным действиям товарищей, потакание им вольно или невольно ведут к разрушению товарищеских взаимоотношений.

В-пятых, атмосфере взаимопомощи и взаимоподдержки в подразделениях способствуют прочные межличностные связи в коллективе. Эмоциональная привязанность приводит к тому, что воин всегда придет на помощь товарищу, даст ему необходимый совет, поделится опытом.

Сплоченный воинский коллектив оказывает существенное влияние на решение задач боевой подготовки, укрепление воинской дисциплины и организованности.

Методические рекомендации

1. Во введении следует остановиться на актуальности данной темы, обусловленной непосредственным влиянием воспитательной работы, на степень боеготовности войск и сил флота.

2. При рассмотрении первого вопроса темы необходимо уделить внимание раскрытию сущностного и содержательного аспектов воспитательного процесса. Особое внимание следует обратить на характеристику элементов системы рассматриваемого процесса.

3. В ходе рассмотрения второго вопроса акцент необходимо сделать пароли сержантского состава в укреплении дружбы и войскового товарищества.

4. На лекционном занятии рекомендуется активно использовать цифровой и фактический материал, характеризующий состояние воспитательной работы в части (на корабле) и подразделениях.

Рекомендуемая литература:

1.      Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приложение № 3 к приказу министра обороны РФ № 70 от 11 марта 2004 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».

2.      Воспитательная работа: содержание, организация, методика. - М.: ГУВР, 2002.

3.      Стрельников В. Сержант и воинский коллектив // Ориентир. -2003. - № 7.

4.      Юртенко Ю. Индивидуальная работа с подчиненными // Ориентир. - 2004. - № 8.

Юрий Юрченко,
кандидат социологический наук

«Ориентир» 2006.07


Просмотр

Скачать69 Кбайт


Все документы



Материалы по теме

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.

14 Апреля 2020

1. Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.
2. Вода как основное огнетушащ ее средство....

Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.

14 Апреля 2020

1.Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной...

Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.

14 Апреля 2020

1. Требования безопасности при разведении костров
2. Требования безопасности при производстве...

Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды

14 Апреля 2020

1. Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных...

Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы

14 Апреля 2020

1. Назначение пожарных команд. Порядок несения службы.
2. Назначение пожарных расчетов....



00:00