Конспекты по профессионально-должностная подготовка | Правовой уголок офицера

Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Информационный портал для военнослужащих

Основы организации и проведения воспитательной работы в подразделении, воинской части

05 Марта 2019 00:00

ВОПРОСЫ:

1. Сущность я содержание воспитательной работы.

2. Технология воспитания военнослужащих.

1

В руководящих документах МО РФ и военно-педагогической литературе последних лет под воспитанием военнослужащих понимается целенаправленная и планомерная деятельность государства и общества, ведомственных, общественных и иных организаций, а также органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил РФ по формированию и развитию личности военнослужащих в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к военной организации государства, готовности военнослужащих к выполнению задач в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства. Оно осуществляется на основе Конституции РФ и законов РФ, указов Президента России и постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов Министерства обороны РФ, прежде всего «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (2004 г.). В этих документах нашли отражение многовековые нравственные устои, воинские традиции, патриотизм и уважительное отношение к народам российского государства, общечеловеческие ценности. Они учитывают исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества.

Основной целью воспитания военнослужащих является формирование и развитие у них качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Ее достижение подразумевает комплексное решение системы воспитательных задач, каждая из которых отражает специфические особенности конкретной категории военнослужащих (офицеров, прапорщиков, военнослужащих по призыву и т.д.).

Содержание воспитательной работы в подразделениях и частях (на кораблях) Вооруженных Сил РФ формируется на базе реализации основных направлений воспитания: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического. Каждое из них предполагает достижение конкретных воспитательных целей с помощью соответствующих форм воспитательной работы.

Государственно-патриотическое воспитание - это оказание педагогического воздействия на военнослужащих в целях формирования и развития личности,'' обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению стоящих перед ним военно-профессиональных задач. Это направление воспитания предусматривает прежде всего формирование активной жизненной позиции военнослужащего, позволяющей ему в полной мере использовать свои гражданские права и обязанности в интересах государства, общества и личности.

Воинское воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воспитательного воздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих для их подготовки к вооруженной защите Отечества. Оно предусматривает создание в частях и подразделениях условий, усиливающих мотивацию и рост профессионализма военнослужащих в процессе перехода Вооруженных Сил на контрактную систему комплектования.

Нравственное воспитание - это оказание воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих в целях формирования у них необходимых в военно-профессиональной деятельности духовно-нравственных черт и качеств личности. Его содержание нацелено на вооружение военнослужащих знаниями о предъявляемых со стороны государства и общества требованиях к их профессиональному и нравственному облику, на формирование и осознание личностного смысла моральных принципов и норм, позволяющих предотвращать негативные действия и поступки, формировать профессиональные нравственные чувства (например, ответственность, гордость, доблесть).

Сущность правового воспитания -педагогическое влияние на сознание и чувства военнослужащих в целях формирования у них устойчивых правовых убеждений, привития им высокой правовой культуры, навыков правомерного поведения. Его проведение предусматривает организацию правовой пропаганды, мобилизацию воинских коллективов и войсковой общественности на активное участие в правовоспитательном процессе, контроль за соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины.

Экономическое воспитание представляет собой воздействие на военнослужащих в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей. Оно предусматривает воспитание бережного отношения к государственному имуществу, понимания необходимости рационального использования материально-технических и учебно-методических средств, умения предвидеть и оценивать экономические последствия своей профессиональной деятельности в любых условиях учебной, служебной и боевой деятельности.

Эстетическое воспитание - это педагогическое взаимодействие с военнослужащими в целях развития их эмоционально-чувственной сферы и духовного мира. Осуществляется формирование эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектам военно-профессиональной деятельности, привитие эстетического отношения к военной форме одежды, повышение эстетического содержания воинских ритуалов, приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.

Физическое воспитание предполагает совершенствование физической культуры военнослужащих, организацию активного досуга, укрепления здоровья и закаливание, формирование морально-волевых, боевых и психологических качеств, необходимых для решения военно-профессиональных (боевых, учебно-боевых и иных) задач. С этой целью осуществляется плановая физическая подготовка различных категорий военнослужащих в соответствии с задачами видов Вооруженных Сил, проведение спортивно-массовых мероприятий, организация активного досуга личного состава, пропаганда здорового образа жизни и др.

Экологическое воспитание предусматривает формирование у военнослужащих экологического мышления, необходимых экономических, юридических, нравственных и эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении охраны окружающей среды. Оно предполагает разъяснение причин негативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей их предотвращения, вовлечение военнослужащих в практические мероприятия по охране природы, а также осуществление их экологического обучения.

Все направления воспитания военнослужащих взаимообусловлены, но каждое из них имеет свою специфику. Воспитание предполагает комплексный подход, единство и согласованность его составных частей. Однако их конкретное содержание формируется под воздействием групповых социально-психологических особенностей различных категорий военнослужащих.

Как известно, военно-профессиональные личностные качества офицеров формируются уже в ходе их образовательной подготовки в военных университетах, институтах и училищах. Последующее совершенствование происходит уже в войсках и на флотах. В связи с этим в военно-педагогической литературе выделяются некоторые особенности воспитательной работы с офицерами. Прежде всего она направляется на их закрепление в кадрах Вооруженных Сил. Не менее важен дифференцированный подход в воспитательной работе с ними. Особого внимания заслуживает проблема требовательности к офицерскому составу, которая должна быть обоснованной, справедливой, целесообразной, принципиальной и сочетаться с уважением их личного достоинства. Важной особенностью является создание и поддержание в офицерских коллективах такого морально-психологического климата, когда в центре внимания будет каждый офицер подразделения.

Свою специфику имеет и воспитательная работа с прапорщиками (мичманами). Обновление теоретического содержания воспитательной работы с этой категорией военнослужащих, приведение ее в соответствие с реальностями жизни в последние годы являются наиболее актуальными направлениями этой работы. Ведущая роль принадлежит формированию гражданской ответственности, которая цементирует основные моральные качества, укрепляет волю, помогает выполнять воинский долг. К другим особенностям относится формирование научного мировоззрения, которое является своего рода стержнем высокой гражданской зрелости прапорщиков и мичманов и представляет собой синтез научных знаний, идейных убеждений и готовности действовать согласно им на практике, в повседневной жизни. В сложном процессе воспитания этой категории военнослужащих важно обеспечить единство государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического, экологического и других направлений воспитания.

Наряду с офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах сегодня объективно выделяется особая категория военнослужащих - сержанты (старшины) и солдаты (матросы), проходящие военную службу по контракту (контрактники). Анализ воспитательной работы в подразделениях и частях (на кораблях) показывает, что они требуют особых подходов в воспитании. Прежде всего это выявление и развитие профессионального потенциала военнослужащих-контрактников, создание условий для их личностной самореализации в военно-профессиональной деятельности. Не менее важным является привитие и закрепление у этой категории военнослужащих профессиональных качеств личности, ответственности, умения ориентироваться в сложной обстановке, преданности делу защиты Отечества, верности Военной присяге и Боевому знамени, уверенности в своих профессиональных возможностях и др.

Современная ситуация в армии и на флоте определяет особенности воспитательной работы с военнослужащими, проходящими службу по призыву. Эта категория все еще составляет большую часть воинских подразделений, и именно на нее возлагается решение основных задач, стоящих перед армией и флотом. И это в то время, когда образовательные, психологические и физические показатели призывного контингента ВС РФ в последние годы заметно снизились. Вследствие этого основное внимание обращается на активное формирование у военнослужащих-«срочников» установок и навыков эффективной военной службы, осознанного выполнения воинского долга, уставных требований, организованности, уважительного отношения к командирам и начальникам.

Нынешний этап отечественного военного строительства характеризуется ростом количества военнослужащих-женщин. Их индивидуально-психологические, физиологические и другие особенности придают воспитательной работе с этой категорией военнослужащих соответствующие особенности. Она требует особого терпения, такта, индивидуального стиля воспитательного взаимодействия, учитывающего особенности их личностной сферы, семейного положения и др., обусловленных социально-экономическими, правовыми, социокультурными и иными факторами военно-профессиональной деятельности.

2

Любое воспитательное воздействие (взаимодействие) предусматривает использование в его рамках конкретных организационных форм различных педагогически целесообразных методов и средств. Формируемый таким образом комплекс раскрывается понятием «педагогическая технология», под которой понимается процесс реализации взаимосогласованных и последовательно применяемых форм, методов и средств решения педагогических задач в интересах достижения намеченных целей воспитания.

Системообразующим элементом воспитательной технологии выступает форма воспитания. Именно в ее рамках реализуются наиболее целесообразные для конкретной педагогической обстановки или ситуации методы и средства воспитания. Под формами воспитания понимается организационная сторона воспитания, предполагающая определенный состав и группировку воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, а также место и продолжительность их проведения. К основным формам воспитания военнослужащих подразделения отнесены: лекции, индивидуальные и коллективные беседы, различные виды информирования, вечера вопросов и ответов, собрания и совещания, тематические вечера, диспуты, викторины. Важное значение также придается встречам с ветеранами боевых действий и военной службы, экскурсиям по историческим местам и местам боевой славы, проведению дней воинской славы России и т.д.

Воспитательная технология предполагает, что в рамках каждой из перечисленных форм реализуется один или несколько методов воспитания, представляющих собой совокупность педагогических средств и приемов однородного воздействия на ведущие компоненты личностной сферы военнослужащего (сознание, чувства и волю) с целью формирования у него необходимых военно-профессиональных качеств личности. Методы воспитания можно объединить в три группы: методы изучения объектов воспитания (наблюдение, диагностическая беседа, анализ результатов деятельности и др.); методы воспитательных воздействий и взаимодействий (убеждение, поощрение, упражнение и др.); методы профилактики и перевоспитания личного состава (реконструкция характера, разрыв нежелательных контактов, самоисправление и др.). Остановимся более подробно на характеристике методов воспитательного воздействия (взаимодействия) на подчиненного.

Все разнообразие этих методов можно условно объединить в своеобразную систему, включающую две группы - группу педагогических и группу психологических методов.

Педагогические (традиционные) методы воспитания предполагают воздействие на сознание (рациональную сферу личности) военнослужащего. К ним относятся убеждение, поощрение, упражнение, пример, критика и принуждение. Кроме того, иногда используются включение военнослужащих в различные виды деятельности, организация воспитательного воздействия коллектива, побуждение к действиям силой приказа и некоторые другие.

Убеждение как метод воспитания представляет собой активное воздействие на сознание подчиненных (взаимодействие с ним) с целью оказания им помощи в осмыслении сути предъявляемых им идей или требований, а также выработки внутреннего согласия с ними. Это достигается двумя путями - убеждением словом и (или) убеждением делом. К средствам убеждения относятся логические доводы, цифры, факты, примеры, а также поступки и действия самого военнослужащего или его сослуживцев, текущие события в воинских подразделениях.

Поощрение - применение совокупности средств и приемов морального и материального стимулирования подчиненных с целью побуждения их к повышению уровня своей боевой, вахтенной, служебной и др. деятельности. При этом эффективным считается применение в виде средств поощрения соответствующих жестов, оценочных суждений военного педагога, его поощрительных обращений, выделение поступка или действий подчиненного как примера для подражания, поощрение согласно Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил.

Упражнение представляет собой такую организацию повседневной деятельности военнослужащих, которая формирует у них привычки правильного (уставного) поведения, оптимальный алгоритм действий в конкретной ситуации. К числу средств метода упражнения относятся соблюдение внутреннего распорядка в подразделении, правильно организованная служебно-боевая деятельность и вахтенная служба, целенаправленные общественные поручения и др.

Пример как метод воспитания предполагает систематическое воздействие на сознание подчиненных показом положительных действий командира (начальника) и других лиц с целью формирования у них образа для подражания. В качестве средств воспитания в данном случае используются примеры из жизни национальных героев, боевой службы, из области литературы и искусства. Наиболее эффективное средство, как показывает практика, - личный пример командира (начальника).

Критика в военно-педагогической литературе рассматривается как анализ отрицательных личностных качеств военнослужащего или результатов его деятельности. В зависимости от целей к числу ее средств относятся безличная критика, критика-похвала, стимулирующая критика, критика-надежда, критика-сожаление, критика-сопереживание, критика-аналогия, критика-удивление и критика-упрек.

Принуждение с точки зрения отечественной военной педагогики выступает крайним методом воспитания и реализуется лишь тогда, когда применение других методов не позволяет достичь желаемого воспитательного эффекта. Его сущность заключается в применении системы воспитательных средств с целью побуждения подчиненного к приведению своих взглядов, суждений и действий в строгое соответствие существующим требованиям. Однако в этом случае необходимо избегать шаблона и применять все разнообразие средств: категорическое требование (побуждение силой приказа), напоминание о служебных обязанностях, предупреждение о возможном привлечении к ответственности, обсуждение на собрании коллектива, привлечение к дисциплинарной или уголовной ответственности.

В отличие от методов рассмотренной группы действие психологических методов воспитания военнослужащих направлено на его подсознание. Наиболее эффективными из них являются метод невербального воздействия (мимика, жесты, поза, движения, выражение глаз, интонация голоса), метод эмоционального воздействия (сопереживание, возмущение, поучение) и метод рационального воздействия (внушение). Необходимо учитывать, что психологические методы реализуются одновременно с педагогическими и являются как бы их фоном, усиливая воспитательное воздействие на рациональную сферу личности военнослужащего.

Рассмотренные формы, методы и средства воспитательной работы реализуются во всех видах воспитания -фронтальном, дифференцированном, индивидуальном и самовоспитании. Однако в условиях воинского подразделения наиболее результативным видом выступает индивидуальная воспитательная работа, которая представляет собой целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на сознание, чувства и волю воспитуемого (педагогическое взаимодействие с ним) с максимальным учетом особенностей (психических и психологических) его личностной сферы. В ее основе лежит принцип индивидуального подхода в воспитании. Ответственность за организацию и проведение этой работы возложена на прямых командиров и начальников военнослужащих.

Искусство индивидуальной воспитательной работы, как и целостной воспитательной деятельности, во многом проявляется в том, может ли военный педагог увидеть динамику в развитии личностной сферы подчиненных. Ее позитивная направленность обязательно должна встречать поддержку у воспитателя. Негативная же - побуждать к выяснению ее причин, к желанию заставить (помочь) преодолеть наметившуюся тенденцию. К тому же это позволяет понять, в какой степени удается добиваться положительных изменений в военно-профессиональной деятельности подчиненных.

Применение разработанных в отечественной военной педагогике форм, методов и средств воспитания во всех видах воспитательной работы осуществляется комплексно и позволяет обеспечить качественное функционирование системы воспитания, достичь необходимого уровня ее эффективности.

Осмысление представленных психолого-педагогических разработок отечественных военных ученых и практиков необходимо проводить в тесной связи с процессами и явлениями, происходящими не только в воинском социуме и российском обществе, но и в мире в целом, с учетом всей совокупности факторов: социально-экономических, политических, правовых, нравственных и других.

Методические рекомендации

Во вступительной части занятия руководителю необходимо акцентировать внимание слушателей на актуальности темы для их военно-профессиональной деятельности. Именно от того, насколько они овладели современными теоретическими и прикладными разработками проблемы воспитания личного состава подразделений и частей, во многом зависит эффективность управленческой работы с подчиненными. Это прежде всего связано с решением задач гуманизации межличностных отношений в военной (оборонной) сфере функционирования современного российского общества.

Раскрывая содержание первого вопроса, целесообразно подробно остановиться на выявлении сущности воспитательной работы в подразделении и воинской части как процессе целенаправленного формирования у военнослужащих профессионально значимых личностных свойств и качеств. Важно добиться понимания содержания воспитания, раскрываемого через решение комплекса взаимосвязанных воспитательных задач.

При рассмотрении второго вопроса рационально использовать примеры из педагогической практики передовых командиров (начальников) подразделения и части. Особое внимание необходимо обратить на формирование (коррекцию) у слушателей собственной воспитательной технологии как оптимального сочетания методов, приемов и средств воспитания военнослужащих.

В рекомендациях по подготовке к семинарскому занятию основное внимание нужно уделить анализу собственной воспитательной практики слушателей и опыту других категорий командиров и начальников в организации и проведении воспитательной работы с подчиненными в условиях подразделения и воинской части.

Рекомендуемая литература:

1. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Приложение № 3 к приказу министра обороны Российской Федерации № 70 2004 года.

2. Богуславский В., Чесноков Н. Содержание, организация и методика воспитательной работы с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания // Ориентир. - 2005. - № 4.

3. Л и шин М. Организация воспитательной работы в части (подразделении) //Ориентир. - 2002. - № 1.

4. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Учебное пособие / Под обшей редакцией ИА Алехина. - М.: ВУ, 2003.

Полковник запаса

Анатолий КАЛЮЖНЫЙ,

доктор педагогических наук,

профессор факультета военного обучения

Нижегородского государственного технического университета

«Ориентир» 2006.08


Просмотр

Скачать67 Кбайт


Все документы



Материалы по теме

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.

14 Апреля 2020

1. Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.
2. Вода как основное огнетушащ ее средство....

Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.

14 Апреля 2020

1.Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной...

Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.

14 Апреля 2020

1. Требования безопасности при разведении костров
2. Требования безопасности при производстве...

Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды

14 Апреля 2020

1. Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных...

Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы

14 Апреля 2020

1. Назначение пожарных команд. Порядок несения службы.
2. Назначение пожарных расчетов....



00:00