Поиск по сайту

История становления и традиции офицерского корпуса Русской армии

05 марта 2019 00:00


1. Офицерский корпус Русской армии и его традиции.
2. Честь офицера как нравственная ценность.


ВОПРОСЫ:

1. Офицерский корпус Русской армии и его традиции.

2. Честь офицера как нравственная ценность.

1

Офицерский корпус Русской регулярной армии с его традициями служения царю и Отечеству начал создаваться в ходе государственных реформ Петра I в начале XVIII века. Для привлечения в офицерский корпус лучшего «социального материала», которым обладало российское общество того времени, государство использовало следующие условия:

во-первых, законодательством Российской империи офицерский корпус был отнесен к высшему сословию. Петр I, формируя государственный аппарат, писал: «Всем офицерам дать дворянство и первое место среди дворян». Согласно «Табели о рангах» 1722 года военные чины всегда находились выше гражданских. Все лица любого происхождения, достигшие первого офицерского чина - 14 класса (прапорщика), получали потомственное дворянство (передававшееся детям, жене), на гражданской службе потомственное дворянство достигалось лишь с получением чина 8 класса (коллежского асессора). В России XVIII века офицер являлся прежде всего представителем государственной власти, а не только военным профессионалом. Это закреплялось в практике широкого привлечения офицеров на ответственные гражданские должности государственного управления. Например, в 1796 году на гражданской службе находилось около 1 тысячи офицеров из 3,8 тыс. служивших в армии, причем они составляли до половины всех гражданских чиновников «генеральских» рангов;

во-вторых, принадлежность всего кадрового офицерства к дворянству не делала его замкнуто-сословным. Указом от 16 января 1721 года не происхождение, а личные заслуги перед царем и государством стали определять продвижение по службе и получение дворянства. В начале 1720 года 1/3 офицеров была произведена из простых солдат недворянского происхождения;

в-третьих, была установлена строгая система перемещения по служебной лестнице, которая запрещала производить в офицеры дворян, «которые с фундамента солдатского дела не знают» и не служили солдатами в гвардии, и требовала, «чтобы через чин никого не жаловать» и «выбирать на вакансии баллотированием из двух или трех кандидатов»;

в-четвертых, русский офицерский корпус объединял в себе лучших представителей народов России. Вплоть до 1917 года лояльность трону, профессионализм и знатное происхождение ценились гораздо выше, чем этническая или конфессиональная принадлежность. Понятия «национальности» в справочно-биографических данных русского офицерского корпуса того времени не было, а в анкетных документах указывалось вероисповедание. Так, например, в 60-х годах XIX века примерно 23% офицеров были неправославными, в том числе среди полных генералов на долю протестантов приходилось не менее 27%. В самых престижных военно-учебных заведениях определялась квота на прием кадетов из кавказских мусульманских семей: ежегодно в 1-й, 2-й в г. Петербурге, Павловский кадетские корпуса на казенный счет зачислялось по 6 мальчиков, в Александровский - 12.

На протяжении 200 лет, до 1917 года, идеи, заложенные в основу формирования офицерского корпуса, оставались неизменными. Но разные этапы развития российской государственности оказывали существенные влияние на его облик. Выделяют три периода в истории становления офицерского корпуса Русской императорской армии:

                  первый период, с начала XVIII века до его середины. В это время офицерский корпус насчитывал менее 10 тыс. человек. Типичной для офицерского корпуса фигурой был дворянин, обязанный служить пожизненно, поступающий на службу рядовым, затем получивший унтер-офицерский чин и, наконец, производимый в офицеры;

                  второй период, с 60-х годов XVIII века до середины XIX века, отмеченный блестящими победами русского оружия, обеспечившими России положение великой европейской державы. После Указа 1762 года, освободившего дворян от обязательной службы, офицеры получили право на отставку в любое время, и основной причиной убыли офицерского состава стала добровольная отставка. Это привело к заметному изменению офицерского состава. Если ранее практически единственным типом офицера был человек, служивший всю жизнь, то теперь типичной фигурой стал молодой человек, служивший не по обязанности и не по необходимости, а добровольно - из чувства долга и чести, и уходящий в отставку в обер-офицерских чинах после нескольких лет службы. Вследствие постоянной ротации, а также частых войн продвижение по службе шло быстро, офицерский состав помолодел и его численность к середине ХГХ века возросла до 25 - 30 тыс. человек. В это время практически в любой образованной и культурной семье кто-то служил офицером;

                  в третий период, с середины XIX века до начала Первой мировой войны численность офицерского корпуса возросла незначительно -до 30 - 40 тыс., но облик типичного офицера изменился сильно. Бурное развития капитализма в России, разорение поместного дворянства, снятие социальных ограничений при поступлении в военные училища привели к тому, что для подавляющего большинства офицеров служба сделалась единственным источником существования. К началу XX века более 90% офицеров не имело никакой собственности, в виде земельных имений, заводов и вкладов в банки. Расширение сети военно-учебных заведений, в ходе военных реформ генерала Д.А. Милютина, привело к тому, что производство из нижних чинов было полностью заменено выпуском из военно-учебных заведений, практика производства в офицеры приняла современный вид.

В ходе формирования офицерского корпуса Русской регулярной армии начала складываться и система его традиций.

Традиции офицерского корпуса Русской армии - это устойчивые, повторяющиеся, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи, идеи, духовные ценности и нормы поведения офицеров, сложившиеся в процессе исторического развития вооруженных сил и связанные прежде всего с выполнением обязанностей по защите Родины.

Они составляют основу жизнедеятельности офицерского корпуса как особого социального слоя в государстве и играют в ней исключительно важную роль. Это обусловлено рядом обстоятельств:

во-первых, традиции оказывают идеологическое и эмоционально-психологическое воздействие на офицерский состав, способствуют формированию у него духовного единства и сплоченности, нацеливают его на осознанное выполнение воинского долга перед Отечеством;

во-вторых, традиции выполняют нормативно-регулятивную функцию, заставляют людей, вливающихся в офицерский корпус, подчиняться установленным там правилам и нормам поведения;

в-третьих, традиции обеспечивают преемственность поколений, с их помощью происходит накопление и передача духовных ценностей, которые складывались в процессе всей истории офицерского корпуса;

в-четвертых, традиции выполняют функцию своеобразного «социального фильтра», они способствуют очищению офицерских рядов от тех лиц, которые не соблюдают или нарушают традиции и создают благоприятную почву для воспитания офицеров на положительных примерах.

В основе всех традиций офицерского корпуса Русской армии находился прежде всего нравственный элемент, связанный с осознанным и добровольным выполнением профессионального воинского долга перед Отечеством. Основной политической линией офицеров императорской армии - главной государственно-охранительной силы - являлся приоритет общенациональных интересов и безусловная поддержка законной власти. На встрече с офицерами-слушателями Академии Генерального штаба ее начальник генерал М.И. Драгомиров по поводу политических взглядов офицеров отмечал: «Я с вами говорю, как с людьми, обязанными иметь свои собственные убеждения. Вы можете поступать в какие угодно политические партии. Но прежде, чем поступить, снимите мундир. Нельзя одновременно служить своему царю и его врагам».

Традиции как нравственные установки поддерживаются в первую очередь не силой закона и страхом дисциплинарного наказания, а внутренней потребностью и убежденностью офицерского коллектива в их необходимости. Так, например, первые офицерские собрания возникли в отдельных частях и гарнизонах по инициативе самих офицеров. В 1869 году предложение об устройстве военных (офицерских) собраний заинтересовало Военное министерство, для этого была учреждена комиссия по образованию в войсках «подобных собраний и военных библиотек», в 1874 году они появляются почти во всех дивизиях. В 1884 году приказом по военному ведомству было введено «Положение об офицерских собраниях в отдельных частях войск». Так, традиция, родившаяся в офицерской среде, приобрела форму нормативно-правового акта, закона, обязательного для всего офицерского корпуса, хотя и с сохранением своей традиционной сути.

В Русской армии было также много традиций, не менее значимых для офицерского корпуса, но не подкрепленных силой закона и приказа. Так, например, по воспоминаниям генерала А.И. Деникина, расходы на всякие чествования, приемы гостей, подарки и проводы составляли весьма обременительную статью офицерского бюджета. Статья Свода военных постановлений запрещала всякий сбор с офицеров и вычеты из жалования, не предусмотренные законом и не основанные на высочайшем разрешении. Но на практике «по русской широкой натуре продолжали встречать и провожать, традиция проводов держалась крепко, и отсутствие их вызывало у офицеров горечь и обиду».Традиции офицеров представляют собой сложное многоуровневое явление, в зависимости от характера воинской деятельности они бывают боевые, обучения и воспитания войск, повседневной жизни и поведения вне службы. По степени общности их можно делить на полковые, рода, вида Вооруженных Сил, всего офицерского корпуса. По социальной направленности они могут быть прогрессивными и регрессивными. Основным критерием прогрессивности традиций может служить соответствие их национальным интересам государства, общества, Вооруженных Сил и офицерского корпуса. Так, например, попытки в конце XVIII - начале XIX века навязать Русской армии несвойственные ей традиции прусской системы воспитания и подготовки войск, рассчитанные на внешний эффект, а не подготовку к реальной войне, нанесли ощутимый вред ее боеготовности.

Обладая устойчивостью, то есть действием в течение длительного времени, традиции вместе с тем есть живой организм, под действием изменяющейся социальной обстановки они рождаются, развиваются, часть из них умирает. Поэтому свои особые традиции были у офицерского корпуса Русской императорской и Советской армий, новые традиции появились и у офицерского состава современной Российской армии.

Благодаря традициям, офицерский корпус представляет нравственную среду, в которой зарождаются и развиваются принципы воинской силы: чувство солидарности, сознание долга, готовность жертвовать своей жизнью, самоотречение во имя долга службы.

2

Центральное место в системе традиций русского офицерства всегда занимало истинное понимание офицерской чести и бережное к ней отношение. Военный писатель и публицист генерал-майор М.С. Галкин писал в 1906 году: «При всех остальных хороших служебных качествах офицер не сможет быть терпим, если он неразборчив в добывании средств к жизни и своим поведением марает мундир. Кто не может возвыситься до истинного понимания чести, тот пусть лучше откажется от звания офицера».

В Русской армии понятие «офицерской чести» включало широкий спектр высоких нравственных требований:

во-первых, понятие «чести» предписывало офицеру вести образ жизни и действий, который бы не бросал даже тень на его репутацию. Офицерская среда имела определенный уровень воспитанности, моральных понятий, правил поведения, и офицеру не разрешалось опускаться ниже установленного предела, посещать общество с низким культурным уровнем. Офицеру следовало вести образ жизни, соответствовавший его достоинству; не ходить в трактиры и рестораны 2-го и 3-го классов, не занимать места в театрах далее 5 ряда, не носить на улице пакетов с покупками, а оплачивать их доставку на дом. Офицер должен был ехать к знакомым с визитом в наемной карете, а не приходить пешком. Офицерам строго запрещалось брать взаймы деньги у подчиненных и вообще у всех нижних чинов;

во-вторых, понятие «чести» предполагало не только личную, но и корпоративную ответственность офицерского корпуса. Корпоративность в офицерской среде требовала: солидарности в отстаивании чести мундира и справедливости в отношении своих членов; признание ответственности за проступки каждого своего товарища; неразглашения фактов, имевших место в офицерской среде; презиралось доносительство и предательство;

в-третьих, для офицера понятие «честь» охватывало не только служебную, но и частную жизнь. Например, в Русской армии офицер не мог жениться на девушке малограмотной, невоспитанной, аморального поведения. 3 декабря 1866 года были утверждены правила, по которым офицерам запрещалось жениться ранее достижения возраста 23 лет. До 28 лет офицер мог жениться с разрешения своего начальства, при представлении свидетельства имущественного обеспечения будущей семьи. Командир полка обязан был решить вопрос о пристойности брака и представлял свое заключение начальнику дивизии, который и давал окончательное разрешение;

в-четвертых, как отмечал военный публицист А.А. Керсновский: «Каждый начальник не просто командует, но имеет честь командовать». Влияние офицера должно быть основано не на одном мундире и должности, а на нравственном превосходстве. От командира требовалось уважать в подчиненных их воинское достоинство и заботиться о чести вверенного ему подразделения, части.

Высокие нравственные качества, вкладываемые в понятие «офицерской чести», не могут автоматически формироваться и передаваться вместе с мундиром и офицерскими погонами. В царской России сложилась целостная система воспитания необходимых моральных качеств у офицерского состава.

Основные нормативные установки этой системы определяла и обеспечивала государственная власть, которая:

во-первых, законодательно обеспечивала высший (дворянский) статус офицера в обществе и неприкосновенность его личности. Офицер не мог подвергаться наказаниям, затрагивающим его достоинство как человека. Не мог быть посажен в долговую тюрьму, подвергнут телесным наказаниям. Офицер, получивший публичное оскорбление действием, должен был уйти со службы, поскольку считалось, что пребывание среди офицерского корпуса публично униженных людей наносит ущерб офицерскому званию. Большое значение имел закон от 20 мая 1894 года «Об офицерских дуэлях». Хотя этот закон плохо вписывался в русское законодательство и в конце XIX - начале XX века рассматривался как анахронизм, но он ставил понятие «офицерской чести» на особую высоту, подчеркивая исключительность положения офицера в обществе. Сама возможность поплатиться жизнью за нанесение офицеру оскорбления играла огромную роль в деле поддержания чувства уважения его среди гражданского населения. На практике число дуэлей было крайне невелико, а дуэли со смертельным исходом единичны. Так, за 16 лет, с 1894 по 1910 годы в Русской армии состоялось 322 поединка, смертью или тяжелым ранением закончилось 30. Ни одно такое дело не было доведено до судебного разбирательства;

во-вторых, царское правительство стремилось поддерживать материальное и социальное обеспечение офицеров, соответствующее их положению в обществе. Хотя и при царе офицерство не было высокооплачиваемой категорией государственных служащих, но, несмотря на весьма напряженное материальное положение, офицер императорской армии никогда не опускался ниже черты бедности;

в-третьих, в Российском государстве действовала стройная система продвижения по службе и награждения, которая обязательно учитывала не только профессиональные, но и моральные качества кандидатов на поощрение.

Нравственные качества нельзя привить приказным порядком, они развиваются и совершенствуются под влиянием окружающей социальной среды, различных коллективов. Огромное значение здесь имеет семейное воспитание и «саморегуляция» офицерского корпуса. В царской России качества, необходимые офицеру, успешно формировались в семье, где человек с детства усваивал соответствующие ценности. Так, например, Л.Г. Корнилов, поступая в Омский кадетский корпус, получил от отца книгу «Собрание писем старого офицера своему сыну», в которой он написал слова Петра I: «Кому деньги дороже Чести - то оставь службу».

Сохранению традиций отцов во многом способствовало «самовоспроизводство» офицерского корпуса. Дети офицеров на рубеже XIX - XX веков составляли 90 % командного состава гвардейских полков, 40 - 70 % армейских полков, в кадетских корпусах и военных училищах их доля никогда не опускалась ниже 70 - 80 %.

После военного училища воспитание и становление офицера продолжалось в полках, которые в Русской армии являлись «не только тактической, но и духовной инстанцией». Деятельность полковых музеев, ознакомление с историей своих частей и соединений, торжества по поводу полковых праздников и юбилеев служили могучим стимулом развития чувства гордости за принадлежность к своей части и вообще к Русской армии.

Офицерство полка через аттестационные комиссии (совещания), Офицерские собрания, Суды чести следило за соблюдением офицерской этики и не позволяло своим сослуживцам опускаться ниже установленного в обществе уровня.

В целом воспитание русского офицера на определенных духовных ценностях, вкладываемых в понятие «офицерской чести», имело сложившуюся систему и было непрерывным процессом, начинавшимся в семье, а затем продолжавшимся в училище и полку.

В традициях офицеров Русской армии кроется большая нравственная сила. Правильный учет их в современной практике военного строительства помогает значительно усилить боевую мощь Вооруженных Сил, сделать их достойными ратной славы предков, не раз спасавших в сражениях Отечество. Анализ исторического опыта становления и развития традиций русского офицерства позволяет выявить и использовать в современном военном строительстве ряд уроков:

во-первых, невозможно строить современную армию без сохранения преемственности всех поколений отечественного офицерского корпуса, без опоры на старые, испытанные временем, традиции;

во-вторых, традиции - это живой организм, а не вещь, обладателем которой можно себя объявить. Они должны постоянно поддерживаться и воспроизводиться. Творцами, носителями и продолжателями традиций являются офицеры. Каждое поколение офицеров само решает, принимать или не принимать традиции своих предшественников, быть или не быть их носителями;

в-третьих, нововведения в войсках будут жизненны, если они не противоречат национальному характеру офицерского корпуса и учитывают лучшие традиции народов России;

в-четвертых, необходимо замечать и закреплять полезные зарождающиеся традиции в офицерском корпусе нормативно-правовыми документами с целью усиления их регулирующей и воспитательной роли в воинских коллективах.

Методические рекомендации:

1. Во вступительном слове необходимо отметить, что офицерский корпус был и остается душой армии, ядром военной организации, от него в значительной степени зависит судьба Отечества, боевая мощь его Вооруженных Сил.

2. При рассмотрении первого вопроса необходимо раскрыть условия, в которых происходило зарождение и становление офицерского корпуса Русской армии, показать источники его пополнения, проанализировать систему офицерских традиций. Важно рассуждения вести в тесной связи с сегодняшними проблемами укомплектования армии и флота офицерскими кадрами с использованием примеров из жизни своей части и соединения.

3. В ходе раскрытия второго вопроса целесообразно показать типичные нравственные качества, свойственные российскому офицеру, обратив особое внимание на рассмотрение такой нравственной ценности, как честь офицера, охарактеризовать ее слагаемые элементы, подчеркнуть роль этого качества для поддержания авторитета и престижности офицерского корпуса в нашем обществе.

4. В заключение необходимо сделать выводы по занятию, подчеркнуть задачи, стоящие перед офицерским составом части, дать рекомендации по дальнейшему изучению темы, ответить на вопросы слушателей.

Рекомендуемая литература:

1. Акиндинов В. История становления и традиций офицерского корпуса Русской армии // Ориентир. - 2001. - № 3.

2. Волков СВ. Русский офицерский корпус. - М., 1994.

3. Грунтовский И. Традиции офицерского корпуса Российской армии // Ориентир. - 2002. - № 4.

4. Офицерский корпус Русской армии. Опыт самопознания. - М., 2000.

5. Стрельников В. Офицерский корпус России: история становления и боевые традиции. // Ориентир. - 2003. - № 4.

Подполковник

Сергей КОРИН

«Ориентир» 2006.09



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram