Поиск по сайту

Психолого-педагогические основы деятельности офицерского состава по укреплению правопорядка и воинской дисциплины

01 февраля 2019 00:00


1. Сущность, содержание и психолого-педагогические основы воинской дисциплины.
2. Основные требования к деятельности командиров и начальников по укреплению воинской дисциплины.


ВОПРОСЫ:

1. Сущность, содержание и психолого-педагогические основы воинской дисциплины.

2. Основные требования к деятельности командиров и начальников по укреплению воинской дисциплины.

Воинская дисциплина является одним из основополагающих факторов, определяющих боевую готовность и боеспособность частей и подразделений. Именно поэтому во все времена ее укрепление рассматривалось как дело первостепенной значимости и важности.

1

Дисциплина (в переводе с латинского языка - обучение, воспитание) - это социальные отношения, выражающиеся в обязательном для всех членов общества (общностей, групп) подчинении установленным правилам и нормам, благодаря которым достигается согласованность действий.

В словаре русского языка дисциплина определяется как «обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам».

Дисциплина выступает важнейшим фактором стабильного функционирования любого социального организма и основным средством управления его деятельностью.

Известный педагог А.С. Макаренко, исследуя феномен дисциплины, сделал следующие выводы:

I) дисциплина необходима коллективу для того, чтобы он лучше и быстрее достигал своих целей;

2) дисциплина нужна, чтобы каждый отдельный человек развивался, чтобы воспитывал в себе умение преодолевать препятствия и совершать трудную работу;

3) в каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива;

4) дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива;

5) дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, свободное положение и создает полную уверенность в своих правах и возможностях;

6) дисциплина проявляется, как правило, когда человеку приходится, делать что-нибудь ответственное, требующее значительной отдачи. Здесь также важно осознание необходимости и полезности этого дела для всего коллектива, для всего общества и государства.

В России термин «дисциплина» появился в изданном в марте 1714 года указе Петра I «О сохранении дисциплины на корабле и подсудности морских и сухопутных военнослужащих».

В зависимости от сферы деятельности людей принято различать государственную, трудовую, общественную, партийную и другие формы дисциплины. Разновидностью государственной дисциплины является воинская дисциплина. Согласно статьи 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации «воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)».

Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между сослуживцами, отношения в подразделениях в целях обеспечения высокой организованности и боевой готовности войск и требует от военнослужащих большой собранности, точности и выдержки, взаимопонимания, оперативности выполнения всех распоряжений.

Воинская дисциплина имеет характерные черты, обусловлен н ые спецификой воинской деятельности, среди которых необходимо выделить:

- единоначалие как основной принцип военного строительства;

высокую социальную значимость неукоснительного соблюдения требований воинской дисциплины;

- детальную регламентацию всех сторон жизни, быта и деятельности военнослужащих на службе и вне ее;

- неотвратимость, целесообразность и строгость мер дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение воинского порядка и правил поведения;

- включение многих нравственных норм в число уставных требований, подлежащих обязательному исполнению;

- обязательность соблюдения требований дисциплины для всех категорий военнослужащих независимо от воинского звания, служебного и должностного положения.

Содержание воинской дисциплины включает:

- обязательные дисциплинарные нормы и правила поведения военнослужащих (нравственные, правовые и др.);

- отношения между военнослужащими, складывающиеся в процессе соблюдения обязательных норм и правил поведения;

- деятельность органов государственного и военного управления, различных категорий военнослужащих по поддержанию на должном уровне воинской дисциплины.

Представления о воинской дисциплине могут быть также расширены за счет включения в ее содержание основных функций дисциплины.

Среди них можно выделить следующие:

- нормативно-регулятивная;

- консолидирующая;

- предупредительно-профилактическая;

- воспитательная;

- социально-защитная.

Воинской дисциплине, как и всякому реально существующему явлению армейской действительности, присущи определенные закономерности:

- обусловленность воинской дисциплины и ее состояния социально-экономическими, политическими, духовно-нравственными и правовыми процессами, проходящими в обществе;

- зависимость воинской дисциплины от уровня правопорядка в обществе и степени развития ее нормативной базы;

- зависимость дисциплины от профессионального и культурного уровня военнослужащих;

- зависимость воинской дисциплины от совершенства и обоснованности требований воинской службы и воинских уставов;

- соответствие состояния воинской дисциплины уровню подготовленности офицерских кадров к решению проблем поддержания и укрепления дисциплины;

- соответствие воинской дисциплины возможностям военнослужащих реализовать свои дисциплинарные права и обязанности.

Таким образом, воинская дисциплина представляет собой определенную систему. Сущность и структура воинской дисциплины находят свое проявление в характерных чертах, определяемых спецификой военной службы, и закономерностях, а функциональные характеристики находят свое закрепление в нормах законов, воинских уставов, приказов и других правовых актов.

При решении задач поддержания и укрепления воинской дисциплины и правопорядка наряду с социально-политическими, экономическими, правовыми и духовно-нравственными факторами важно учитывать психолого-педагогическую составляющую воинской дисциплины.

Прежде всего необходимо изучать и знать индивидуально-личностные качества военнослужащих, к которым относятся:

- особенности физического развития и состояние здоровья;

- жизненный опыт;

- направленность и мотивы поведения;

- темперамент и эмоциональные состояния;

- особенности характера и волевые качества;

- способности и интеллектуальные особенностям

- уровень воинского мастерства.

Следует подчеркнуть, что в работе по укреплению воинской дисциплины кроме индивидуально-личностных качеств важно учитывать и широкий спектр коллективных, социально-психологических факторов, к числу которых относятся:

- личная дисциплинированность каждого военнослужащего в отдельности;

- организаторские способности командиров и начальников всех степеней, штабов, воспитательных органов, их умение руководить подчиненными, устанавливать и . поддерживать дисциплину в части, подразделении;- активность воинского коллектива, его нацеленность на выполнение, укрепление и поддержание воинской дисциплины в интересах обеспечения высокого морально-психологического состояния и боеготовности частей и подразделений.

Кроме того, социально-психологическими факторами дисциплины являются разнообразные взаимодействия между военнослужащими в целях достижения порядка и организованности, в том числе взаимные требования, согласованные совместные действия, коллективные убеждения и внушения, взаимный контроль, воздействие личным примером.

Важнейшим условием укрепления воинской дисциплины в части (подразделении) является постоянное совершенствование педагогической культуры офицерских кадров.

Все психолого-педагогические составляющие воинской дисциплины действуют взаимосвязано. Эффективность влияния каждой из них на поведение военнослужащего зависит от наличия и действенности других составляющих. При этом решающая роль эффективного влияния психолого-педагогических факторов на состояние воинской дисциплины в части, подразделении принадлежит командиру, заместителю командира по воспитательной работе, другим офицерам, их умению утверждать уставной правопорядок и привлекать к работе по укреплению воинской дисциплины весь воинский коллектив, каждого военнослужащего.

Важно иметь в виду, что ни коллектив сам по себе, ни каждый военнослужащий в отдельности, какими бы дисциплинированными они ни были, не обеспечат в части, подразделении высокой организованности и порядка без квалифицированного руководства, единой воли командира (начальника), опирающегося на воинский коллектив.

2

Задачу укрепления дисциплины в армии и на флоте следует рассматривать с позиций комплексного воздействия на военнослужащего в течение всей его службы и ре-шать путем всестороннего, гармоничного развития личности. В Дисциплинарном уставе ВС РФ подчеркивается, что воинская дисциплина достигается воспитанием у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств, сознательного повиновения командирам (начальникам), личной ответственности каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей, четкой организацией боевой подготовки, требовательностью командиров.

Деятельность офицерских кадров по укреплению и поддержанию воинской дисциплины строится на основе следующих принципов:

- индивидуальный и дифференцированный подход;

- опора на положительное в деятельности военнослужащего;

- предметность, адресность и персонифицированность требований;

- неотвратимость ответственности за нарушение требований дисциплины;

- систематичность, последовательность и оперативность в реагировании на нарушения;

- объективность при оценке состояния воинской дисциплины;

- целенаправленное стимулирование дисциплинарного поведения и стремление к самодисциплине.

Командир части (подразделения), являясь организатором всей работы по укреплению воинской дисциплины:

1) лично изучает ее состояние;

2) выявляет причины нарушений дисциплины;

3) определяет и оценивает работу командиров подразделений по укреплению дисциплины;

4) определяет наиболее эффективные формы и методы этой работы;

5) определяет цель, основные направления, пути и способы достижения высокого уровня воинской дисциплины в подразделениях и части в целом.

Необходимо акцентировать внимание, что вся работа должна носить плановый, непрерывный и комплексный характер. Практически это означает умение командира (начальника) охватить своим вниманием все сферы воинской деятельности: боевую подготовку, караульную и внутреннюю службу, вопросы быта и досуга личного состава, повседневную служебную и внеслужебную деятельность военнослужащих.

На практике это осуществляется таким образом:

I. По содержанию: как единство всех составных частей воспитания: госуда рственно- патриотического, воинского, нравственного, правового, эстетического и физического воспитания.

П. По организации и методике это означает:

1. Постоянное руководство воспитательной работой:

- своевременное определение целей и постановка задач в области воинской дисциплины;

- включение в воспитательную работу всех категорий руководителей и координация этой деятельности;

- квалифицированное знание руководящих документов;

- систематическое обсуждение вопросов и проблем данной работы на совещаниях и заседаниях, на собраниях и сборах различного уровня.

2. Обеспечение высокой теоретической и методической подготовки всех категорий командиров (начальников).

3. Охват воспитательным воздействием 100 % личного состава и учет в воспитательной работе социальных, психологических, национальных, профессиональных и других особенностей всех категорий военнослужащих:

- обеспечение непрерывного воспитательного воздействия на все стороны жизни личного состава;

- оперативность и гибкость в работе;

- использования всего комплекса форм и методов работы (см. схему 1), дифференцированный подход в воспитании различных категорий военнослужащих;

- высокое педагогическое мастерство, педагогический такт и профессиональное владение педагогической техникой.

13.jpg

4. Постоянный контроль и практическая проверка результатов воспитательной работы.

5. Анализ состояния воинской дисциплины (см. схему 2).

6. Обмен передовым опытом, его обобщение и распространение.

14.jpg

Таковы общие требования и основные направления, формы и методы работы должностных лиц части (корабля) по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины. Но каждая часть (подразделение) имеет свои специфические задачи, которые накладывают характерные особенности на повседневную деятельность военнослужащих. Исходя из этого, при решении проблем укрепления воинской дисциплины в конкретной части (подразделении) необходимо учитывать ее специфику.

Таким образом, закономерности и принципы воинской дисциплины определяют основные направления деятельности офицерских кадров и позволяют им на этой основе совершенствовать систему поддержания дисциплины, содержание, формы и методы воспитательных воздействий, создавать условия, способствующие организованности личного состава.

Методические рекомендации

1. В начале лекции следует остановиться на актуальности данной темы, обусловленной реальным состоянием воинской дисциплины, необходимостью изучения, обобщения, систематизации и распространения передового опыта работы по укреплению правопорядка и дисциплины в части (подразделениях).

2. При рассмотрении первого вопроса необходимо уделить внимание раскрытию сущностного и содержательного аспектов воинской дисциплины. Особое внимание следует обратить на ее характерные черты и закономерности.

Затем целесообразно дать подробную характеристику психолого-педагогическим основам воинской дисциплины, уделяя особое внимание индивидуально-личностным качё&твам военнослужащих и педагогическому мастерству офицерских кадров.

3. В ходе рассмотрения второго вопроса акцент необходимо сделать на важности соблюдения принципов деятельности по укреплению воинской дисциплины, а также подробно рассказать о деятельности командиров (начальников) с содержательной, организационной и методической сторон.

4. На лекционном занятии рекомендуется активно использовать цифровой и фактический материал, характеризующий состояние и динамику правопорядка и воинской дисциплины в части (на корабле).

Рекомендуемая литература:

1. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. -М.: Военное издательство, 1994. - с. 199 - 242.

2. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приложение № 3 к приказу министра обороны Российской Федерации 2004 года № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».

3. Воспитательная работа: содержание, организация, методика. -М.: ГУВР, 2002. - с.32 - 43.

4. Анашкин О., Сливин Т. Формы и методы работы младшего командира по формированию у подчиненных дисциплинированности и исполнительности // Ориентир. - 2003. - № 3.

5. Лякишев В. Правовые основы укрепления воинской дисциплины и правопорядка // Ориентир. - 2002. - № 9.

6. Методика поэтапной профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в подразделении. - М.: ГУВР, 2002.

Юрий ЮРЧЕНКО,

кандидат социологических наук

«Ориентир» 2005.04



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram