Конспекты по профессионально-должностная подготовка | Правовой уголок офицера

Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Информационный портал для военнослужащих

Психолого-педагогические основы деятельности офицерского состава по укреплению правопорядка и воинской дисциплины


01 февраля 2019 00:00

Категория: Военно-политическая подготовка

1. Сущность, содержание и психолого-педагогические основы воинской дисциплины.
2. Основные требования к деятельности командиров и начальников по укреплению воинской дисциплины.

ВОПРОСЫ:

1. Сущность, содержание и психолого-педагогические основы воинской дисциплины.

2. Основные требования к деятельности командиров и начальников по укреплению воинской дисциплины.

Воинская дисциплина является одним из основополагающих факторов, определяющих боевую готовность и боеспособность частей и подразделений. Именно поэтому во все времена ее укрепление рассматривалось как дело первостепенной значимости и важности.

1

Дисциплина (в переводе с латинского языка - обучение, воспитание) - это социальные отношения, выражающиеся в обязательном для всех членов общества (общностей, групп) подчинении установленным правилам и нормам, благодаря которым достигается согласованность действий.

В словаре русского языка дисциплина определяется как «обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам».

Дисциплина выступает важнейшим фактором стабильного функционирования любого социального организма и основным средством управления его деятельностью.

Известный педагог А.С. Макаренко, исследуя феномен дисциплины, сделал следующие выводы:

I) дисциплина необходима коллективу для того, чтобы он лучше и быстрее достигал своих целей;

2) дисциплина нужна, чтобы каждый отдельный человек развивался, чтобы воспитывал в себе умение преодолевать препятствия и совершать трудную работу;

3) в каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива;

4) дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива;

5) дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, свободное положение и создает полную уверенность в своих правах и возможностях;

6) дисциплина проявляется, как правило, когда человеку приходится, делать что-нибудь ответственное, требующее значительной отдачи. Здесь также важно осознание необходимости и полезности этого дела для всего коллектива, для всего общества и государства.

В России термин «дисциплина» появился в изданном в марте 1714 года указе Петра I «О сохранении дисциплины на корабле и подсудности морских и сухопутных военнослужащих».

В зависимости от сферы деятельности людей принято различать государственную, трудовую, общественную, партийную и другие формы дисциплины. Разновидностью государственной дисциплины является воинская дисциплина. Согласно статьи 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации «воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)».

Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между сослуживцами, отношения в подразделениях в целях обеспечения высокой организованности и боевой готовности войск и требует от военнослужащих большой собранности, точности и выдержки, взаимопонимания, оперативности выполнения всех распоряжений.

Воинская дисциплина имеет характерные черты, обусловлен н ые спецификой воинской деятельности, среди которых необходимо выделить:

- единоначалие как основной принцип военного строительства;

высокую социальную значимость неукоснительного соблюдения требований воинской дисциплины;

- детальную регламентацию всех сторон жизни, быта и деятельности военнослужащих на службе и вне ее;

- неотвратимость, целесообразность и строгость мер дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение воинского порядка и правил поведения;

- включение многих нравственных норм в число уставных требований, подлежащих обязательному исполнению;

- обязательность соблюдения требований дисциплины для всех категорий военнослужащих независимо от воинского звания, служебного и должностного положения.

Содержание воинской дисциплины включает:

- обязательные дисциплинарные нормы и правила поведения военнослужащих (нравственные, правовые и др.);

- отношения между военнослужащими, складывающиеся в процессе соблюдения обязательных норм и правил поведения;

- деятельность органов государственного и военного управления, различных категорий военнослужащих по поддержанию на должном уровне воинской дисциплины.

Представления о воинской дисциплине могут быть также расширены за счет включения в ее содержание основных функций дисциплины.

Среди них можно выделить следующие:

- нормативно-регулятивная;

- консолидирующая;

- предупредительно-профилактическая;

- воспитательная;

- социально-защитная.

Воинской дисциплине, как и всякому реально существующему явлению армейской действительности, присущи определенные закономерности:

- обусловленность воинской дисциплины и ее состояния социально-экономическими, политическими, духовно-нравственными и правовыми процессами, проходящими в обществе;

- зависимость воинской дисциплины от уровня правопорядка в обществе и степени развития ее нормативной базы;

- зависимость дисциплины от профессионального и культурного уровня военнослужащих;

- зависимость воинской дисциплины от совершенства и обоснованности требований воинской службы и воинских уставов;

- соответствие состояния воинской дисциплины уровню подготовленности офицерских кадров к решению проблем поддержания и укрепления дисциплины;

- соответствие воинской дисциплины возможностям военнослужащих реализовать свои дисциплинарные права и обязанности.

Таким образом, воинская дисциплина представляет собой определенную систему. Сущность и структура воинской дисциплины находят свое проявление в характерных чертах, определяемых спецификой военной службы, и закономерностях, а функциональные характеристики находят свое закрепление в нормах законов, воинских уставов, приказов и других правовых актов.

При решении задач поддержания и укрепления воинской дисциплины и правопорядка наряду с социально-политическими, экономическими, правовыми и духовно-нравственными факторами важно учитывать психолого-педагогическую составляющую воинской дисциплины.

Прежде всего необходимо изучать и знать индивидуально-личностные качества военнослужащих, к которым относятся:

- особенности физического развития и состояние здоровья;

- жизненный опыт;

- направленность и мотивы поведения;

- темперамент и эмоциональные состояния;

- особенности характера и волевые качества;

- способности и интеллектуальные особенностям

- уровень воинского мастерства.

Следует подчеркнуть, что в работе по укреплению воинской дисциплины кроме индивидуально-личностных качеств важно учитывать и широкий спектр коллективных, социально-психологических факторов, к числу которых относятся:

- личная дисциплинированность каждого военнослужащего в отдельности;

- организаторские способности командиров и начальников всех степеней, штабов, воспитательных органов, их умение руководить подчиненными, устанавливать и . поддерживать дисциплину в части, подразделении;- активность воинского коллектива, его нацеленность на выполнение, укрепление и поддержание воинской дисциплины в интересах обеспечения высокого морально-психологического состояния и боеготовности частей и подразделений.

Кроме того, социально-психологическими факторами дисциплины являются разнообразные взаимодействия между военнослужащими в целях достижения порядка и организованности, в том числе взаимные требования, согласованные совместные действия, коллективные убеждения и внушения, взаимный контроль, воздействие личным примером.

Важнейшим условием укрепления воинской дисциплины в части (подразделении) является постоянное совершенствование педагогической культуры офицерских кадров.

Все психолого-педагогические составляющие воинской дисциплины действуют взаимосвязано. Эффективность влияния каждой из них на поведение военнослужащего зависит от наличия и действенности других составляющих. При этом решающая роль эффективного влияния психолого-педагогических факторов на состояние воинской дисциплины в части, подразделении принадлежит командиру, заместителю командира по воспитательной работе, другим офицерам, их умению утверждать уставной правопорядок и привлекать к работе по укреплению воинской дисциплины весь воинский коллектив, каждого военнослужащего.

Важно иметь в виду, что ни коллектив сам по себе, ни каждый военнослужащий в отдельности, какими бы дисциплинированными они ни были, не обеспечат в части, подразделении высокой организованности и порядка без квалифицированного руководства, единой воли командира (начальника), опирающегося на воинский коллектив.

2

Задачу укрепления дисциплины в армии и на флоте следует рассматривать с позиций комплексного воздействия на военнослужащего в течение всей его службы и ре-шать путем всестороннего, гармоничного развития личности. В Дисциплинарном уставе ВС РФ подчеркивается, что воинская дисциплина достигается воспитанием у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств, сознательного повиновения командирам (начальникам), личной ответственности каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей, четкой организацией боевой подготовки, требовательностью командиров.

Деятельность офицерских кадров по укреплению и поддержанию воинской дисциплины строится на основе следующих принципов:

- индивидуальный и дифференцированный подход;

- опора на положительное в деятельности военнослужащего;

- предметность, адресность и персонифицированность требований;

- неотвратимость ответственности за нарушение требований дисциплины;

- систематичность, последовательность и оперативность в реагировании на нарушения;

- объективность при оценке состояния воинской дисциплины;

- целенаправленное стимулирование дисциплинарного поведения и стремление к самодисциплине.

Командир части (подразделения), являясь организатором всей работы по укреплению воинской дисциплины:

1) лично изучает ее состояние;

2) выявляет причины нарушений дисциплины;

3) определяет и оценивает работу командиров подразделений по укреплению дисциплины;

4) определяет наиболее эффективные формы и методы этой работы;

5) определяет цель, основные направления, пути и способы достижения высокого уровня воинской дисциплины в подразделениях и части в целом.

Необходимо акцентировать внимание, что вся работа должна носить плановый, непрерывный и комплексный характер. Практически это означает умение командира (начальника) охватить своим вниманием все сферы воинской деятельности: боевую подготовку, караульную и внутреннюю службу, вопросы быта и досуга личного состава, повседневную служебную и внеслужебную деятельность военнослужащих.

На практике это осуществляется таким образом:

I. По содержанию: как единство всех составных частей воспитания: госуда рственно- патриотического, воинского, нравственного, правового, эстетического и физического воспитания.

П. По организации и методике это означает:

1. Постоянное руководство воспитательной работой:

- своевременное определение целей и постановка задач в области воинской дисциплины;

- включение в воспитательную работу всех категорий руководителей и координация этой деятельности;

- квалифицированное знание руководящих документов;

- систематическое обсуждение вопросов и проблем данной работы на совещаниях и заседаниях, на собраниях и сборах различного уровня.

2. Обеспечение высокой теоретической и методической подготовки всех категорий командиров (начальников).

3. Охват воспитательным воздействием 100 % личного состава и учет в воспитательной работе социальных, психологических, национальных, профессиональных и других особенностей всех категорий военнослужащих:

- обеспечение непрерывного воспитательного воздействия на все стороны жизни личного состава;

- оперативность и гибкость в работе;

- использования всего комплекса форм и методов работы (см. схему 1), дифференцированный подход в воспитании различных категорий военнослужащих;

- высокое педагогическое мастерство, педагогический такт и профессиональное владение педагогической техникой.

13.jpg

4. Постоянный контроль и практическая проверка результатов воспитательной работы.

5. Анализ состояния воинской дисциплины (см. схему 2).

6. Обмен передовым опытом, его обобщение и распространение.

14.jpg

Таковы общие требования и основные направления, формы и методы работы должностных лиц части (корабля) по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины. Но каждая часть (подразделение) имеет свои специфические задачи, которые накладывают характерные особенности на повседневную деятельность военнослужащих. Исходя из этого, при решении проблем укрепления воинской дисциплины в конкретной части (подразделении) необходимо учитывать ее специфику.

Таким образом, закономерности и принципы воинской дисциплины определяют основные направления деятельности офицерских кадров и позволяют им на этой основе совершенствовать систему поддержания дисциплины, содержание, формы и методы воспитательных воздействий, создавать условия, способствующие организованности личного состава.

Методические рекомендации

1. В начале лекции следует остановиться на актуальности данной темы, обусловленной реальным состоянием воинской дисциплины, необходимостью изучения, обобщения, систематизации и распространения передового опыта работы по укреплению правопорядка и дисциплины в части (подразделениях).

2. При рассмотрении первого вопроса необходимо уделить внимание раскрытию сущностного и содержательного аспектов воинской дисциплины. Особое внимание следует обратить на ее характерные черты и закономерности.

Затем целесообразно дать подробную характеристику психолого-педагогическим основам воинской дисциплины, уделяя особое внимание индивидуально-личностным качё&твам военнослужащих и педагогическому мастерству офицерских кадров.

3. В ходе рассмотрения второго вопроса акцент необходимо сделать на важности соблюдения принципов деятельности по укреплению воинской дисциплины, а также подробно рассказать о деятельности командиров (начальников) с содержательной, организационной и методической сторон.

4. На лекционном занятии рекомендуется активно использовать цифровой и фактический материал, характеризующий состояние и динамику правопорядка и воинской дисциплины в части (на корабле).

Рекомендуемая литература:

1. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. -М.: Военное издательство, 1994. - с. 199 - 242.

2. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Приложение № 3 к приказу министра обороны Российской Федерации 2004 года № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».

3. Воспитательная работа: содержание, организация, методика. -М.: ГУВР, 2002. - с.32 - 43.

4. Анашкин О., Сливин Т. Формы и методы работы младшего командира по формированию у подчиненных дисциплинированности и исполнительности // Ориентир. - 2003. - № 3.

5. Лякишев В. Правовые основы укрепления воинской дисциплины и правопорядка // Ориентир. - 2002. - № 9.

6. Методика поэтапной профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в подразделении. - М.: ГУВР, 2002.

Юрий ЮРЧЕНКО,

кандидат социологических наук

«Ориентир» 2005.04



Просмотр

Скачать171.5 Кбайт


Все документы



Материалы по теме

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.
Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.

14 апреля 2020

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках. Вода как основное огнетушащее средство....

Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.
Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.

14 апреля 2020

1.Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной...

Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.
Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.

14 апреля 2020

1. Требования безопасности при разведении костров
2. Требования безопасности при производстве...

Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды
Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды

14 апреля 2020

1. Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных...

Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы
Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы

14 апреля 2020

1. Назначение пожарных команд. Порядок несения службы.
2. Назначение пожарных расчетов....

Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара
Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара

14 апреля 2020

Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара



Документы

16 августа 2020

Проект Приказа "О внесении изменений в Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих"

"О внесении изменений в Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставлении им и членам их семей отдельных выплат, определенный приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 декабря 2019 г. № 727"

23 июля 2020

Постановление Правительства РФ от 23.07.2020 N 1098

"Об утверждении Правил предоставления старообрядцам права на получение отсрочки от призыва на военную службу"

13 июля 2020

Федеральный закон от 13.07.2020 N 201-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих"

Все документы

Новости

17 сентября 2020 22:23

МО России просит разрешить предупредительные бомбометания: НАТО «достало»

Министерство обороны России выступило с предложением разрешить военной авиации открывать предупредительное бомбометание по курсу следования судов-нарушителей госграницы.

17 сентября 2020 21:42

Материнский капитал могут разрешить тратить на ремонт жилья

В России предлагают расширить список целей, на которые можно потратить материнский капитал. Инициатива поступила от президентского движения Общероссийский народный фронт.

17 сентября 2020 21:37

Новое стрелковое оружие снабжают видеокамерой и цифровым экраном

Профессиональный праздник работников российской оборонной промышленности, который будет отмечаться 19 сентября, - молодой. Ему всего 8 лет. И появился он благодаря упорству Михаила Тимофеевича Калашникова.

Все новости
00:00