Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Инфопортал для военнослужащих

Содержание, организация и методика воспитательной работы с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания


01 февраля 2019 00:00    Источник:


1. Общая характеристика девиантного (отклоняющегося) поведения.
2. Воспитательная работа с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания.

ВОПРОСЫ:

1. Общая характеристика девиантного (отклоняющегося) поведения.

2. Воспитательная работа с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания.

Воспитание военнослужащих - приоритетная обязанность всех командиров и начальников. Поэтому каждому из них необходимо постоянно совершенствовать свои знания, навыки и умения в работе с подчиненными, особенно с теми, кто требует повышенного психолого-педагогического внимания.

1

Неустойчивая социально-экономическая обстановка и проявляющаяся порой размытость в идеологии в нашем сегодняшнем обществе способствуют росту различных отклонений в личностном развитии и поведении современной молодежи. Среди них прогрессируюшая отчужденность, повышенная тревожность, различные формы цинизма, жестокости и агрессивности. Проявление этих черт у личности называется девиантным или отклоняющимся поведением. Все это пришло и в армейскую среду.

Отклоняющееся поведение - это форма или совокупность форм поведения личности (в том числе военнослужащего), противоречащих принятым в государстве, обществе и Вооруженных Силах правовым, дисциплинарным и нравственно-психологическим нормам.

Отклоняющееся (девиантное) поведение военнослужащего проявляется в следующих формах:

• употребление алкоголя;

• наркомания;

• токсикомания;

• криминальное поведение;

• отклонения в сексуальном поведении;

• суицидальное поведение;

• задержка в развитии;

• нервно-психические отклонения и заболевания.

Данные формы могут проявляться как отдельно, так и в совокупности.

Признаками употребления алкоголя являются:

- пьянство - постоянное и неумеренное потребление спиртных напитков;

- алкоголизм - хроническое заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся устойчивой зависимостью от них.

Наркомания - заболевание, заключающееся в болезненном влечении к употреблению наркотиков.

Токсикомания - болезнь, выражающаяся во влечении к употреблению некоторых токсичных для организма человека веществ, препаратов.

Криминальное поведение - поведение, выходящее за пределы правовых, а также общепринятых, обычных норм поведения (пререкания, воровство, отказ выполнять приказы и другое).

Признаками отклонения в сексуальном поведении являются ранний сексуальный опыт, беспорядочные половые связи, гомосексуализм.

Суицид - действия (поведение) человека, целью которого является добровольный уход из жизни или его демонстрация.

Задержка в развитии - это отставание от нормативного уровня развития личности в физическом или интеллектуальном отношении, характерное для определенного возраста.

Нервно-психические отклонения и заболевания характеризуется такими признаками, как:

- энурез - заболевание мочеполовой системы, проявляющееся в недержании мочи, произвольном ее испускании;

- эпилепсия - хроническое заболевание головного мозга человека, характеризующееся «, судорожными припадками и потерей сознания;

невротические состояния, неврозы и шизофрения;

- боевые психогенные шоковые реакции (психомоторное возбуждение, ступор).

В современной психолого-педагогической науке и практике существует определенная типизация военнослужащих с отклоняющимся поведением.

Условно военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, можно разделить на три типа (см. таблицу)

- педагогически запущенные;

- трудновоспитуемые;

- социально запущенные.

Таблица

Тип военнослужащих

Краткая характеристика

Показатели психических состояний

Особенности поведения

Педагогически запущенные

- в отсутствие социально значимых целей;

- нежелание служить в армии;

- безразличное отношение к интересам коллектива; ,

- периодическое нарушение воинской дисциплины и др.

- эмоциональная напряженность;

- неразвитость волевых качеств;

- медлительность и инертность;

- пониженное настроение и раздражительность и др.

употребление спиртных напитков;

- порча военного и личного имущества;

- слабая успеваемость, леность;

- нечестность, воровство;

- пререкания с офицерами, сержантами и др.

Трудновоспитуемые

«Сильные»

- личная выгода отсутствие чувства долга и ответственности;

- часто нарушают дисциплину;

- отрицательно относятся к службе;

- перекладывают свои обязанности на сослуживцев и др.

- лживость;

- притворство;

- повышенная раздражительность и др.

- активное сопротивление воспитательным воздействиям;

-служебные и неслужебные конфликты;

- неуставные взаимоотношения;

- употребление спиртных напитков и токсических веществ;

- самовольные отлучки и др.

«Слабые»

- бездеятельность;

- быстрая утрата интереса к одному виду деятельности и переход к другому.

- безволие;

- легкая внушаемость;

- неверие в свои силы;

- нервные срывы;

- суицидальные угрозы и др.

- заискивание перед более сильными сослуживцами;

- трусость, зависть и др.

Социально запущенные

«Сильные»

- негативная направленность потребностно-мотивационной сферы; - крайне отрицательное отношение к службе;

- претендуют на роль неформальных лидеров;

- личная выгода превыше всего и др.

- агрессивность и враждебность;

- грубость, озлобленность, жестокость и др.

- негативизм к воспитательным воздействиям;

- систематические и сознательные нарушения воинской дисциплины,

- культ физической силы;

- самовольные отлучки;

-армейский рэкет;

- воровство;

- употребление токсических веществ и спиртных напитков и др.

«Слабые»

- аффективные, неосознанные действия и поступки.

- истощенная нервная система;

- нервно-психическая неустойчивость и др.

- симуляция различных болезней;

- суицидальные действия;

- половые извращения и др.

Отсутствие целенаправленной воспитательной работы по отношению к педагогически запущенным военнослужащим приводит к их трудновоспитуемости, а в дальнейшем - к социальной запущенности.

Таким образом, формы отклоняющегося поведения и типизация военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, находятся в тесной взаимосвязи и требуют постоянного внимания со стороны должностных лиц подразделения и части.

2

Воспитательную работу с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания, следует строить по определенному алгоритму (см. схему), который включает в себя следующие основные этапы:

1-й ЭТАП. Социально-психологическое изучение и выявление лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания.

Данный этап можно разбить на три периода:

- прибытие молодого пополнения в часть (1-2 месяц службы);

- адаптация к военной службе (3-5 месяц службы);

- последующее прохождение военной службы.

В процессе первого этапа выявляется следующая информация:

• общие сведения - дата рождения, место проживания до призыва (городская или сельская местность), социальное происхождение, наличие жизненного опыта (работал, учился), социально-политическая активность, уровень образования, культурного развития и другое;

• сведения о семье - состав семьи, взаимоотношения между ее членами, условия жизни в семье и т. д;

• личностные качества военнослужащего:

- характер и темперамент - наиболее ярко проявляющиеся черты, их направленность, наличие негативности в характере;

- особенности проявления эмоций, темперамента;

- направленность и мотивы поведения - наиболее важные потребности, доминирующая мотивация, система ценностей и идеалов, отношение к военной службе, определение своей роли в реализации коллективных задач, достижения в боевой и общественно-государственной подготовке и др.;

- отношение к делу - активность, трудолюбие, уровень дисциплинированности и личной ответственности за выполнение поставленной задачи, инициативность, организованность, любознательность, аккуратность и др.;

- отношение к людям - коллективизм, честность и правдивость, справедливость, бескорыстие, общительность, чувство товарищества, отзывчивость, вежливость и тактичность;

- отношение к себе - скромность, уверенность в себе, самокритичность, умение рассчитывать свои силы, стремление к успеху и первенству, самоконтроль;

- волевые качества - смелость и решительность, настойчивость и самообладание;

- способности и успеваемость -умственные и физические способности, особенности развития творческого мышления, восприятие и память, уровень текущей успеваемости и др.

Схема

Алгоритм воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания

12.jpg

Основными методами, применяемыми при изучении лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, являются: анализ документов (биографический метод), опрос (беседа, анкетирование) и наблюдение.

Анализ документов - к изучаемым документам относятся:

• при прибытии из военкомата -автобиография, заявления, анкеты, различные характеристики, учетно-послужные карточки и карты профессионально-психологического отбора, различные справки, отзывы о военнослужащем, дневники, письма, фотографии и другие.

• при прибытии из другой воинской части - (помимо вышеперечисленных документов) служебная характеристика, медицинская карточка, заключение о психологическом состоянии военнослужащего и другие.

Опрос - метод сбора информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым (респондентам) может быть: письменным и устным, свободным и стандартизированным, выборочным и сплошным, экспертным и т. п.

Наблюдение - наиболее объективный и надежный метод сбора информации. Он представляет собой целенаправленное, систематическое изучение поведения, поступков, действий и их регистрацию для последующего комплексного анализа личностных особенностей военнослужащего.

2-й ЭТАП. Планирование воспитательной работы.

Оно заключается в разработке комплекса мероприятий предварительного, текущего и перспективного планирования.

Предварительное планирование определяет взаимосвязи и координацию деятельности должностных лиц по работе с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания.

Текущее планирование позволяет конкретизировать план воспитательной работы, выделить в нем различные задачи и целевые установки, обеспечить разнообразие воспитательных мероприятий с рассматриваемой категорией военнослужащих, с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

Перспективное планирование включает в себя полный комплекс мероприятий, рассчитанный на весь период службы военнослужащего с конкретными сроками исправления отклоняющегося поведения.

3-Й ЭТАП. Организация и проведение спланированной воспитательной работы.

Характеризуется применением определенных форм и методов воспитательной работы, проявляющихся в различных психолого-педагогических приемах.

Основными формами воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания, являются: беседа, информирование, собрания личного состава, индивидуальные задания и помощь, контакт с родителями военнослужащих и другие.

Методами воспитательной работы являются: убеждение, пример, упражнение, соревнование, поощрение, критика и самокритика, принуждение.

Психолого-педагогическими приемами, применяемыми при проведении воспитательной работы с военнослужащими с отклоняющимся поведением, являются:

• всестороннее вовлечение военнослужащих во все виды воинской деятельности, особенно в военно-служебную;

• использование силы актива через такие формы, как собрания, индивидуальные беседы;

• проведение активной и систематической индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания;

• предъявление высокой командирской требовательности к данным военнослужащим в сочетании с заботой о них;

• осуществление систематического контроля за поведением воинов в сочетании с проявлением доверия к ним;

• обеспечение высокой личной ответственности и примерности всех категорий личного состава;

• проведение специально спланированных воспитательных и культурно-массовых мероприятий;

• воспитание в коллективе и через коллектив;

• формирование здорового общественного мнения в воинском коллективе, развитие товарищеской взаимопомощи;

• активное использование стенной печати и наглядной агитации;

• предоставление самостоятельности в решении сложных и учебно-боевых задач;

• установление тесных контактов с родителями, школами, трудовыми коллективами;

• доведение приказов на вечерних поверках, организация встреч с работниками военной прокуратуры;

• регулярные заслуженные поощрения за успехи в службе и учебе;

• обязательное принятие мер после каждого проступка, адекватное силе нарушения;

• обучение воина правильной самооценке качеств личности и норм поведения;

• оказание помощи в самоперевоспитании;

• организация систематических отчетов военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, перед подразделением (коллективом), товарищами о своем поведении и деятельности;

• активное физическое воспитание и многое другое.

В качестве иллюстрации работы алгоритма воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания, можно привести ряд примеров:

Пример 1. Рядовой И. Иванов прибыл в воинскую часть из военкомата, в пути следования был замечен в употреблении спиртных напитков. В индивидуальной беседе высказал крайнее нежелание служить. Как оказалось, до армии состоял в неформальной организации антиобщественной направленности. В ходе дальнейшей службы проявлял агрессивность и несдержанность. Однако наряду с этим обладал явными способностями в работе с автомобильной техникой.

В результате имеющихся данных был отнесен к группе социально запущенных. На основании этого был спланирован комплекс мероприятий по устранению y И. Иванова признаков отклоняющегося поведения и активному применению в служебной деятельности его способностей и склонностей.

В процессе осуществления воспитательного воздействия рядовой И. Иванов начал исправляться, к концу службы являлся образцовым военнослужащим, лучшим водителем - примером для всего личного состава подразделения.

Пример 2. При изучении документов рядового Р. Тарасова, поступивших из учебного подразделения, предрасположенности к отклоняющемуся поведению у него выявлено не было. Однако в последующем он был замечен в употреблении алкоголя.

После дополнительного наблюдения за данным военнослужащим был сделан вывод о его педагогической запущенности. Командованием роты был спланирован комплекс мероприятий по устранению негативной направленности личности.

Проделанная работа не принесла ожидаемого результата, поэтому психологом части совместно с командованием роты еще раз были изучены психологические особенности и причины неэффективности проводимой индивидуально-воспитательной работы с рядовым Р. Тарасовым, что позволило выявить упущения в воспитательных воздействиях и устранить их в процессе последующей работы.

Таким образом, организация и проведение воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания, - это сложный творческий процесс устранения у них различных форм отклоняющегося поведения.

Проводимая воспитательная работа должна осуществляться планово, с учетом индивидуальных особенностей личности военнослужащего.

При отрицательных результатах воспитательного воздействия должностным лицам необходимо проанализировать весь процесс проводимой работы, выявить ее недостатки и устранить их при дальнейшем планировании и осуществлении воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания.

Методические рекомендации

Во вступительной части занятия необходимо подчеркнуть важность рассмотрения данной темы.

При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на то, что отклоняющееся поведение - это широкое, обобщенное понятие, которое проявляется в различных формах. При этом военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, можно разделить на три основных типа: педагогически запущенные, трудновоспитуемые и социально запущенные. Каждый из этих типов имеет свои характерные особенности в психологическом и поведенческом отношении.

При изложении второго вопроса особое внимание следует сосредоточить на следующих положениях:

- воспитательную работу с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания, необходимо строить по определенному алгоритму, с последовательным выполнением всех обозначенных этапов;

- проводимая воспитательная работа должностных лиц подразделения (части) наиболее результативна в тех случаях, когда она четко спланирована и опирается на основные положения психолого-педагогической науки;

- при отрицательном результате воспитательного воздействия командиры (начальники) должны проанализировать весь процесс проводимой работы, выявить допущенные недостатки и устранить их в дальнейшей работе.

В заключение целесообразно дать задание по подготовке тематических выступлений на семинарском занятии, в ходе которого целесообразно более подробно рассмотреть следующие вопросы:

- основные этапы социально-психологического изучения и выявления лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания;

- формы и методы воспитательной работы с данной категорией военнослужащих.

На семинаре необходимо также использовать материалы практики воспитательной работы своего подразделения (части).

Рекомендуемая литература:

1. Военная педагогика // Учебник под ред. В. Герасимова. - М.: ВУ, 1999.

2. Анашкин О. Организация, методика и практика воспитательной работы должностных лиц подразделения (части) с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания // Ориентир. - 2002. - №9, с. 47-51.

3. Лямзин М. Организация воспитательной работы в части (подразделении). Формы и методы воспитательной работы с подчиненными // Ориентир. -2002. - №1, с.50-53.

4. Печерин В. Деятельность командиров (начальников), должностных лиц органов воспитательной работы по изучению лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания // Ориентир. - 2001. - № 9, с. 48-51.

5. Закарлюк М. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их использования в индивидуально-воспитательной работе // Ориентир. - 1999. - №1, с. 54-56.

Полковник запаса

Виктор БОГУСЛАВСКИЙ,

кандидат педагогических наук, профессор.

Капитан

Николай ЧЕСНОКОВ,

адъюнкт кафедры педагогики Военного университета

«Ориентир» 2005.04


Читайте также

1.    Военная служба в Российской Федерации.
2.    Статус военнослужащего....

1.    Психологическая и физиологическая сущность методов психической саморегуляции....

1.    Жизнь и деятельность А.А. Свечина.
2.    Уроки и выводы...

1.    Понятий и виды юридической ответственности военнослужащих.
2.    Уклонение...

1.    Законодательство Российской Федерации об ответственности за правонарушения,...

1.    Нюрнбергский процесс - главный процесс XX века.
2.    Значение...



00:00