Конспекты по профессионально-должностная подготовка | Правовой уголок офицера

Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Информационный портал для военнослужащих

Содержание, организация и методика воспитательной работы с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания

01 Февраля 2019 00:00

ВОПРОСЫ:

1. Общая характеристика девиантного (отклоняющегося) поведения.

2. Воспитательная работа с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания.

Воспитание военнослужащих - приоритетная обязанность всех командиров и начальников. Поэтому каждому из них необходимо постоянно совершенствовать свои знания, навыки и умения в работе с подчиненными, особенно с теми, кто требует повышенного психолого-педагогического внимания.

1

Неустойчивая социально-экономическая обстановка и проявляющаяся порой размытость в идеологии в нашем сегодняшнем обществе способствуют росту различных отклонений в личностном развитии и поведении современной молодежи. Среди них прогрессируюшая отчужденность, повышенная тревожность, различные формы цинизма, жестокости и агрессивности. Проявление этих черт у личности называется девиантным или отклоняющимся поведением. Все это пришло и в армейскую среду.

Отклоняющееся поведение - это форма или совокупность форм поведения личности (в том числе военнослужащего), противоречащих принятым в государстве, обществе и Вооруженных Силах правовым, дисциплинарным и нравственно-психологическим нормам.

Отклоняющееся (девиантное) поведение военнослужащего проявляется в следующих формах:

• употребление алкоголя;

• наркомания;

• токсикомания;

• криминальное поведение;

• отклонения в сексуальном поведении;

• суицидальное поведение;

• задержка в развитии;

• нервно-психические отклонения и заболевания.

Данные формы могут проявляться как отдельно, так и в совокупности.

Признаками употребления алкоголя являются:

- пьянство - постоянное и неумеренное потребление спиртных напитков;

- алкоголизм - хроническое заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся устойчивой зависимостью от них.

Наркомания - заболевание, заключающееся в болезненном влечении к употреблению наркотиков.

Токсикомания - болезнь, выражающаяся во влечении к употреблению некоторых токсичных для организма человека веществ, препаратов.

Криминальное поведение - поведение, выходящее за пределы правовых, а также общепринятых, обычных норм поведения (пререкания, воровство, отказ выполнять приказы и другое).

Признаками отклонения в сексуальном поведении являются ранний сексуальный опыт, беспорядочные половые связи, гомосексуализм.

Суицид - действия (поведение) человека, целью которого является добровольный уход из жизни или его демонстрация.

Задержка в развитии - это отставание от нормативного уровня развития личности в физическом или интеллектуальном отношении, характерное для определенного возраста.

Нервно-психические отклонения и заболевания характеризуется такими признаками, как:

- энурез - заболевание мочеполовой системы, проявляющееся в недержании мочи, произвольном ее испускании;

- эпилепсия - хроническое заболевание головного мозга человека, характеризующееся «, судорожными припадками и потерей сознания;

невротические состояния, неврозы и шизофрения;

- боевые психогенные шоковые реакции (психомоторное возбуждение, ступор).

В современной психолого-педагогической науке и практике существует определенная типизация военнослужащих с отклоняющимся поведением.

Условно военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, можно разделить на три типа (см. таблицу)

- педагогически запущенные;

- трудновоспитуемые;

- социально запущенные.

Таблица

Тип военнослужащих

Краткая характеристика

Показатели психических состояний

Особенности поведения

Педагогически запущенные

- в отсутствие социально значимых целей;

- нежелание служить в армии;

- безразличное отношение к интересам коллектива; ,

- периодическое нарушение воинской дисциплины и др.

- эмоциональная напряженность;

- неразвитость волевых качеств;

- медлительность и инертность;

- пониженное настроение и раздражительность и др.

употребление спиртных напитков;

- порча военного и личного имущества;

- слабая успеваемость, леность;

- нечестность, воровство;

- пререкания с офицерами, сержантами и др.

Трудновоспитуемые

«Сильные»

- личная выгода отсутствие чувства долга и ответственности;

- часто нарушают дисциплину;

- отрицательно относятся к службе;

- перекладывают свои обязанности на сослуживцев и др.

- лживость;

- притворство;

- повышенная раздражительность и др.

- активное сопротивление воспитательным воздействиям;

-служебные и неслужебные конфликты;

- неуставные взаимоотношения;

- употребление спиртных напитков и токсических веществ;

- самовольные отлучки и др.

«Слабые»

- бездеятельность;

- быстрая утрата интереса к одному виду деятельности и переход к другому.

- безволие;

- легкая внушаемость;

- неверие в свои силы;

- нервные срывы;

- суицидальные угрозы и др.

- заискивание перед более сильными сослуживцами;

- трусость, зависть и др.

Социально запущенные

«Сильные»

- негативная направленность потребностно-мотивационной сферы; - крайне отрицательное отношение к службе;

- претендуют на роль неформальных лидеров;

- личная выгода превыше всего и др.

- агрессивность и враждебность;

- грубость, озлобленность, жестокость и др.

- негативизм к воспитательным воздействиям;

- систематические и сознательные нарушения воинской дисциплины,

- культ физической силы;

- самовольные отлучки;

-армейский рэкет;

- воровство;

- употребление токсических веществ и спиртных напитков и др.

«Слабые»

- аффективные, неосознанные действия и поступки.

- истощенная нервная система;

- нервно-психическая неустойчивость и др.

- симуляция различных болезней;

- суицидальные действия;

- половые извращения и др.

Отсутствие целенаправленной воспитательной работы по отношению к педагогически запущенным военнослужащим приводит к их трудновоспитуемости, а в дальнейшем - к социальной запущенности.

Таким образом, формы отклоняющегося поведения и типизация военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, находятся в тесной взаимосвязи и требуют постоянного внимания со стороны должностных лиц подразделения и части.

2

Воспитательную работу с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания, следует строить по определенному алгоритму (см. схему), который включает в себя следующие основные этапы:

1-й ЭТАП. Социально-психологическое изучение и выявление лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания.

Данный этап можно разбить на три периода:

- прибытие молодого пополнения в часть (1-2 месяц службы);

- адаптация к военной службе (3-5 месяц службы);

- последующее прохождение военной службы.

В процессе первого этапа выявляется следующая информация:

• общие сведения - дата рождения, место проживания до призыва (городская или сельская местность), социальное происхождение, наличие жизненного опыта (работал, учился), социально-политическая активность, уровень образования, культурного развития и другое;

• сведения о семье - состав семьи, взаимоотношения между ее членами, условия жизни в семье и т. д;

• личностные качества военнослужащего:

- характер и темперамент - наиболее ярко проявляющиеся черты, их направленность, наличие негативности в характере;

- особенности проявления эмоций, темперамента;

- направленность и мотивы поведения - наиболее важные потребности, доминирующая мотивация, система ценностей и идеалов, отношение к военной службе, определение своей роли в реализации коллективных задач, достижения в боевой и общественно-государственной подготовке и др.;

- отношение к делу - активность, трудолюбие, уровень дисциплинированности и личной ответственности за выполнение поставленной задачи, инициативность, организованность, любознательность, аккуратность и др.;

- отношение к людям - коллективизм, честность и правдивость, справедливость, бескорыстие, общительность, чувство товарищества, отзывчивость, вежливость и тактичность;

- отношение к себе - скромность, уверенность в себе, самокритичность, умение рассчитывать свои силы, стремление к успеху и первенству, самоконтроль;

- волевые качества - смелость и решительность, настойчивость и самообладание;

- способности и успеваемость -умственные и физические способности, особенности развития творческого мышления, восприятие и память, уровень текущей успеваемости и др.

Схема

Алгоритм воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания

12.jpg

Основными методами, применяемыми при изучении лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, являются: анализ документов (биографический метод), опрос (беседа, анкетирование) и наблюдение.

Анализ документов - к изучаемым документам относятся:

• при прибытии из военкомата -автобиография, заявления, анкеты, различные характеристики, учетно-послужные карточки и карты профессионально-психологического отбора, различные справки, отзывы о военнослужащем, дневники, письма, фотографии и другие.

• при прибытии из другой воинской части - (помимо вышеперечисленных документов) служебная характеристика, медицинская карточка, заключение о психологическом состоянии военнослужащего и другие.

Опрос - метод сбора информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым (респондентам) может быть: письменным и устным, свободным и стандартизированным, выборочным и сплошным, экспертным и т. п.

Наблюдение - наиболее объективный и надежный метод сбора информации. Он представляет собой целенаправленное, систематическое изучение поведения, поступков, действий и их регистрацию для последующего комплексного анализа личностных особенностей военнослужащего.

2-й ЭТАП. Планирование воспитательной работы.

Оно заключается в разработке комплекса мероприятий предварительного, текущего и перспективного планирования.

Предварительное планирование определяет взаимосвязи и координацию деятельности должностных лиц по работе с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания.

Текущее планирование позволяет конкретизировать план воспитательной работы, выделить в нем различные задачи и целевые установки, обеспечить разнообразие воспитательных мероприятий с рассматриваемой категорией военнослужащих, с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

Перспективное планирование включает в себя полный комплекс мероприятий, рассчитанный на весь период службы военнослужащего с конкретными сроками исправления отклоняющегося поведения.

3-Й ЭТАП. Организация и проведение спланированной воспитательной работы.

Характеризуется применением определенных форм и методов воспитательной работы, проявляющихся в различных психолого-педагогических приемах.

Основными формами воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания, являются: беседа, информирование, собрания личного состава, индивидуальные задания и помощь, контакт с родителями военнослужащих и другие.

Методами воспитательной работы являются: убеждение, пример, упражнение, соревнование, поощрение, критика и самокритика, принуждение.

Психолого-педагогическими приемами, применяемыми при проведении воспитательной работы с военнослужащими с отклоняющимся поведением, являются:

• всестороннее вовлечение военнослужащих во все виды воинской деятельности, особенно в военно-служебную;

• использование силы актива через такие формы, как собрания, индивидуальные беседы;

• проведение активной и систематической индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания;

• предъявление высокой командирской требовательности к данным военнослужащим в сочетании с заботой о них;

• осуществление систематического контроля за поведением воинов в сочетании с проявлением доверия к ним;

• обеспечение высокой личной ответственности и примерности всех категорий личного состава;

• проведение специально спланированных воспитательных и культурно-массовых мероприятий;

• воспитание в коллективе и через коллектив;

• формирование здорового общественного мнения в воинском коллективе, развитие товарищеской взаимопомощи;

• активное использование стенной печати и наглядной агитации;

• предоставление самостоятельности в решении сложных и учебно-боевых задач;

• установление тесных контактов с родителями, школами, трудовыми коллективами;

• доведение приказов на вечерних поверках, организация встреч с работниками военной прокуратуры;

• регулярные заслуженные поощрения за успехи в службе и учебе;

• обязательное принятие мер после каждого проступка, адекватное силе нарушения;

• обучение воина правильной самооценке качеств личности и норм поведения;

• оказание помощи в самоперевоспитании;

• организация систематических отчетов военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, перед подразделением (коллективом), товарищами о своем поведении и деятельности;

• активное физическое воспитание и многое другое.

В качестве иллюстрации работы алгоритма воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания, можно привести ряд примеров:

Пример 1. Рядовой И. Иванов прибыл в воинскую часть из военкомата, в пути следования был замечен в употреблении спиртных напитков. В индивидуальной беседе высказал крайнее нежелание служить. Как оказалось, до армии состоял в неформальной организации антиобщественной направленности. В ходе дальнейшей службы проявлял агрессивность и несдержанность. Однако наряду с этим обладал явными способностями в работе с автомобильной техникой.

В результате имеющихся данных был отнесен к группе социально запущенных. На основании этого был спланирован комплекс мероприятий по устранению y И. Иванова признаков отклоняющегося поведения и активному применению в служебной деятельности его способностей и склонностей.

В процессе осуществления воспитательного воздействия рядовой И. Иванов начал исправляться, к концу службы являлся образцовым военнослужащим, лучшим водителем - примером для всего личного состава подразделения.

Пример 2. При изучении документов рядового Р. Тарасова, поступивших из учебного подразделения, предрасположенности к отклоняющемуся поведению у него выявлено не было. Однако в последующем он был замечен в употреблении алкоголя.

После дополнительного наблюдения за данным военнослужащим был сделан вывод о его педагогической запущенности. Командованием роты был спланирован комплекс мероприятий по устранению негативной направленности личности.

Проделанная работа не принесла ожидаемого результата, поэтому психологом части совместно с командованием роты еще раз были изучены психологические особенности и причины неэффективности проводимой индивидуально-воспитательной работы с рядовым Р. Тарасовым, что позволило выявить упущения в воспитательных воздействиях и устранить их в процессе последующей работы.

Таким образом, организация и проведение воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания, - это сложный творческий процесс устранения у них различных форм отклоняющегося поведения.

Проводимая воспитательная работа должна осуществляться планово, с учетом индивидуальных особенностей личности военнослужащего.

При отрицательных результатах воспитательного воздействия должностным лицам необходимо проанализировать весь процесс проводимой работы, выявить ее недостатки и устранить их при дальнейшем планировании и осуществлении воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания.

Методические рекомендации

Во вступительной части занятия необходимо подчеркнуть важность рассмотрения данной темы.

При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на то, что отклоняющееся поведение - это широкое, обобщенное понятие, которое проявляется в различных формах. При этом военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, можно разделить на три основных типа: педагогически запущенные, трудновоспитуемые и социально запущенные. Каждый из этих типов имеет свои характерные особенности в психологическом и поведенческом отношении.

При изложении второго вопроса особое внимание следует сосредоточить на следующих положениях:

- воспитательную работу с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания, необходимо строить по определенному алгоритму, с последовательным выполнением всех обозначенных этапов;

- проводимая воспитательная работа должностных лиц подразделения (части) наиболее результативна в тех случаях, когда она четко спланирована и опирается на основные положения психолого-педагогической науки;

- при отрицательном результате воспитательного воздействия командиры (начальники) должны проанализировать весь процесс проводимой работы, выявить допущенные недостатки и устранить их в дальнейшей работе.

В заключение целесообразно дать задание по подготовке тематических выступлений на семинарском занятии, в ходе которого целесообразно более подробно рассмотреть следующие вопросы:

- основные этапы социально-психологического изучения и выявления лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания;

- формы и методы воспитательной работы с данной категорией военнослужащих.

На семинаре необходимо также использовать материалы практики воспитательной работы своего подразделения (части).

Рекомендуемая литература:

1. Военная педагогика // Учебник под ред. В. Герасимова. - М.: ВУ, 1999.

2. Анашкин О. Организация, методика и практика воспитательной работы должностных лиц подразделения (части) с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания // Ориентир. - 2002. - №9, с. 47-51.

3. Лямзин М. Организация воспитательной работы в части (подразделении). Формы и методы воспитательной работы с подчиненными // Ориентир. -2002. - №1, с.50-53.

4. Печерин В. Деятельность командиров (начальников), должностных лиц органов воспитательной работы по изучению лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания // Ориентир. - 2001. - № 9, с. 48-51.

5. Закарлюк М. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их использования в индивидуально-воспитательной работе // Ориентир. - 1999. - №1, с. 54-56.

Полковник запаса

Виктор БОГУСЛАВСКИЙ,

кандидат педагогических наук, профессор.

Капитан

Николай ЧЕСНОКОВ,

адъюнкт кафедры педагогики Военного университета

«Ориентир» 2005.04


Просмотр

Скачать110.5 Кбайт


Все документы



Материалы по теме

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.

14 Апреля 2020

1. Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.
2. Вода как основное огнетушащ ее средство....

Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.

14 Апреля 2020

1.Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной...

Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.

14 Апреля 2020

1. Требования безопасности при разведении костров
2. Требования безопасности при производстве...

Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды

14 Апреля 2020

1. Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных...

Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы

14 Апреля 2020

1. Назначение пожарных команд. Порядок несения службы.
2. Назначение пожарных расчетов....



00:00