ВОПРОСЫ:
1. Общая характеристика девиантного (отклоняющегося) поведения.
2. Воспитательная работа с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания.
Воспитание военнослужащих - приоритетная обязанность всех командиров и начальников. Поэтому каждому из них необходимо постоянно совершенствовать свои знания, навыки и умения в работе с подчиненными, особенно с теми, кто требует повышенного психолого-педагогического внимания.
1
Неустойчивая социально-экономическая обстановка и проявляющаяся порой размытость в идеологии в нашем сегодняшнем обществе способствуют росту различных отклонений в личностном развитии и поведении современной молодежи. Среди них прогрессируюшая отчужденность, повышенная тревожность, различные формы цинизма, жестокости и агрессивности. Проявление этих черт у личности называется девиантным или отклоняющимся поведением. Все это пришло и в армейскую среду.
Отклоняющееся поведение - это форма или совокупность форм поведения личности (в том числе военнослужащего), противоречащих принятым в государстве, обществе и Вооруженных Силах правовым, дисциплинарным и нравственно-психологическим нормам.
Отклоняющееся (девиантное) поведение военнослужащего проявляется в следующих формах:
• употребление алкоголя;
• наркомания;
• токсикомания;
• криминальное поведение;
• отклонения в сексуальном поведении;
• суицидальное поведение;
• задержка в развитии;
• нервно-психические отклонения и заболевания.
Данные формы могут проявляться как отдельно, так и в совокупности.
Признаками употребления алкоголя являются:
- пьянство - постоянное и неумеренное потребление спиртных напитков;
- алкоголизм - хроническое заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся устойчивой зависимостью от них.
Наркомания - заболевание, заключающееся в болезненном влечении к употреблению наркотиков.
Токсикомания - болезнь, выражающаяся во влечении к употреблению некоторых токсичных для организма человека веществ, препаратов.
Криминальное поведение - поведение, выходящее за пределы правовых, а также общепринятых, обычных норм поведения (пререкания, воровство, отказ выполнять приказы и другое).
Признаками отклонения в сексуальном поведении являются ранний сексуальный опыт, беспорядочные половые связи, гомосексуализм.
Суицид - действия (поведение) человека, целью которого является добровольный уход из жизни или его демонстрация.
Задержка в развитии - это отставание от нормативного уровня развития личности в физическом или интеллектуальном отношении, характерное для определенного возраста.
Нервно-психические отклонения и заболевания характеризуется такими признаками, как:
- энурез - заболевание мочеполовой системы, проявляющееся в недержании мочи, произвольном ее испускании;
- эпилепсия - хроническое заболевание головного мозга человека, характеризующееся «, судорожными припадками и потерей сознания;
невротические состояния, неврозы и шизофрения;
- боевые психогенные шоковые реакции (психомоторное возбуждение, ступор).
В современной психолого-педагогической науке и практике существует определенная типизация военнослужащих с отклоняющимся поведением.
Условно военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, можно разделить на три типа (см. таблицу)
- педагогически запущенные;
- трудновоспитуемые;
- социально запущенные.
Таблица
Тип военнослужащих | Краткая характеристика | Показатели психических состояний | Особенности поведения |
Педагогически запущенные | - в отсутствие социально значимых целей; - нежелание служить в армии; - безразличное отношение к интересам коллектива; , - периодическое нарушение воинской дисциплины и др. | - эмоциональная напряженность; - неразвитость волевых качеств; - медлительность и инертность; - пониженное настроение и раздражительность и др. | употребление спиртных напитков; - порча военного и личного имущества; - слабая успеваемость, леность; - нечестность, воровство; - пререкания с офицерами, сержантами и др. |
Трудновоспитуемые | «Сильные» - личная выгода отсутствие чувства долга и ответственности; - часто нарушают дисциплину; - отрицательно относятся к службе; - перекладывают свои обязанности на сослуживцев и др. | - лживость; - притворство; - повышенная раздражительность и др. | - активное сопротивление воспитательным воздействиям; -служебные и неслужебные конфликты; - неуставные взаимоотношения; - употребление спиртных напитков и токсических веществ; - самовольные отлучки и др. |
«Слабые» - бездеятельность; - быстрая утрата интереса к одному виду деятельности и переход к другому. | - безволие; - легкая внушаемость; - неверие в свои силы; - нервные срывы; - суицидальные угрозы и др. | - заискивание перед более сильными сослуживцами; - трусость, зависть и др. | |
Социально запущенные | «Сильные» - негативная направленность потребностно-мотивационной сферы; - крайне отрицательное отношение к службе; - претендуют на роль неформальных лидеров; - личная выгода превыше всего и др. | - агрессивность и враждебность; - грубость, озлобленность, жестокость и др. | - негативизм к воспитательным воздействиям; - систематические и сознательные нарушения воинской дисциплины, - культ физической силы; - самовольные отлучки; -армейский рэкет; - воровство; - употребление токсических веществ и спиртных напитков и др. |
«Слабые» - аффективные, неосознанные действия и поступки. | - истощенная нервная система; - нервно-психическая неустойчивость и др. | - симуляция различных болезней; - суицидальные действия; - половые извращения и др. |
Отсутствие целенаправленной воспитательной работы по отношению к педагогически запущенным военнослужащим приводит к их трудновоспитуемости, а в дальнейшем - к социальной запущенности.
Таким образом, формы отклоняющегося поведения и типизация военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, находятся в тесной взаимосвязи и требуют постоянного внимания со стороны должностных лиц подразделения и части.
2
Воспитательную работу с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания, следует строить по определенному алгоритму (см. схему), который включает в себя следующие основные этапы:
1-й ЭТАП. Социально-психологическое изучение и выявление лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания.
Данный этап можно разбить на три периода:
- прибытие молодого пополнения в часть (1-2 месяц службы);
- адаптация к военной службе (3-5 месяц службы);
- последующее прохождение военной службы.
В процессе первого этапа выявляется следующая информация:
• общие сведения - дата рождения, место проживания до призыва (городская или сельская местность), социальное происхождение, наличие жизненного опыта (работал, учился), социально-политическая активность, уровень образования, культурного развития и другое;
• сведения о семье - состав семьи, взаимоотношения между ее членами, условия жизни в семье и т. д;
• личностные качества военнослужащего:
- характер и темперамент - наиболее ярко проявляющиеся черты, их направленность, наличие негативности в характере;
- особенности проявления эмоций, темперамента;
- направленность и мотивы поведения - наиболее важные потребности, доминирующая мотивация, система ценностей и идеалов, отношение к военной службе, определение своей роли в реализации коллективных задач, достижения в боевой и общественно-государственной подготовке и др.;
- отношение к делу - активность, трудолюбие, уровень дисциплинированности и личной ответственности за выполнение поставленной задачи, инициативность, организованность, любознательность, аккуратность и др.;
- отношение к людям - коллективизм, честность и правдивость, справедливость, бескорыстие, общительность, чувство товарищества, отзывчивость, вежливость и тактичность;
- отношение к себе - скромность, уверенность в себе, самокритичность, умение рассчитывать свои силы, стремление к успеху и первенству, самоконтроль;
- волевые качества - смелость и решительность, настойчивость и самообладание;
- способности и успеваемость -умственные и физические способности, особенности развития творческого мышления, восприятие и память, уровень текущей успеваемости и др.
Схема
Алгоритм воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания
Основными методами, применяемыми при изучении лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, являются: анализ документов (биографический метод), опрос (беседа, анкетирование) и наблюдение.
Анализ документов - к изучаемым документам относятся:
• при прибытии из военкомата -автобиография, заявления, анкеты, различные характеристики, учетно-послужные карточки и карты профессионально-психологического отбора, различные справки, отзывы о военнослужащем, дневники, письма, фотографии и другие.
• при прибытии из другой воинской части - (помимо вышеперечисленных документов) служебная характеристика, медицинская карточка, заключение о психологическом состоянии военнослужащего и другие.
Опрос - метод сбора информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым (респондентам) может быть: письменным и устным, свободным и стандартизированным, выборочным и сплошным, экспертным и т. п.
Наблюдение - наиболее объективный и надежный метод сбора информации. Он представляет собой целенаправленное, систематическое изучение поведения, поступков, действий и их регистрацию для последующего комплексного анализа личностных особенностей военнослужащего.
2-й ЭТАП. Планирование воспитательной работы.
Оно заключается в разработке комплекса мероприятий предварительного, текущего и перспективного планирования.
Предварительное планирование определяет взаимосвязи и координацию деятельности должностных лиц по работе с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания.
Текущее планирование позволяет конкретизировать план воспитательной работы, выделить в нем различные задачи и целевые установки, обеспечить разнообразие воспитательных мероприятий с рассматриваемой категорией военнослужащих, с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
Перспективное планирование включает в себя полный комплекс мероприятий, рассчитанный на весь период службы военнослужащего с конкретными сроками исправления отклоняющегося поведения.
3-Й ЭТАП. Организация и проведение спланированной воспитательной работы.
Характеризуется применением определенных форм и методов воспитательной работы, проявляющихся в различных психолого-педагогических приемах.
Основными формами воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания, являются: беседа, информирование, собрания личного состава, индивидуальные задания и помощь, контакт с родителями военнослужащих и другие.
Методами воспитательной работы являются: убеждение, пример, упражнение, соревнование, поощрение, критика и самокритика, принуждение.
Психолого-педагогическими приемами, применяемыми при проведении воспитательной работы с военнослужащими с отклоняющимся поведением, являются:
• всестороннее вовлечение военнослужащих во все виды воинской деятельности, особенно в военно-служебную;
• использование силы актива через такие формы, как собрания, индивидуальные беседы;
• проведение активной и систематической индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания;
• предъявление высокой командирской требовательности к данным военнослужащим в сочетании с заботой о них;
• осуществление систематического контроля за поведением воинов в сочетании с проявлением доверия к ним;
• обеспечение высокой личной ответственности и примерности всех категорий личного состава;
• проведение специально спланированных воспитательных и культурно-массовых мероприятий;
• воспитание в коллективе и через коллектив;
• формирование здорового общественного мнения в воинском коллективе, развитие товарищеской взаимопомощи;
• активное использование стенной печати и наглядной агитации;
• предоставление самостоятельности в решении сложных и учебно-боевых задач;
• установление тесных контактов с родителями, школами, трудовыми коллективами;
• доведение приказов на вечерних поверках, организация встреч с работниками военной прокуратуры;
• регулярные заслуженные поощрения за успехи в службе и учебе;
• обязательное принятие мер после каждого проступка, адекватное силе нарушения;
• обучение воина правильной самооценке качеств личности и норм поведения;
• оказание помощи в самоперевоспитании;
• организация систематических отчетов военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, перед подразделением (коллективом), товарищами о своем поведении и деятельности;
• активное физическое воспитание и многое другое.
В качестве иллюстрации работы алгоритма воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания, можно привести ряд примеров:
Пример 1. Рядовой И. Иванов прибыл в воинскую часть из военкомата, в пути следования был замечен в употреблении спиртных напитков. В индивидуальной беседе высказал крайнее нежелание служить. Как оказалось, до армии состоял в неформальной организации антиобщественной направленности. В ходе дальнейшей службы проявлял агрессивность и несдержанность. Однако наряду с этим обладал явными способностями в работе с автомобильной техникой.
В результате имеющихся данных был отнесен к группе социально запущенных. На основании этого был спланирован комплекс мероприятий по устранению y И. Иванова признаков отклоняющегося поведения и активному применению в служебной деятельности его способностей и склонностей.
В процессе осуществления воспитательного воздействия рядовой И. Иванов начал исправляться, к концу службы являлся образцовым военнослужащим, лучшим водителем - примером для всего личного состава подразделения.
Пример 2. При изучении документов рядового Р. Тарасова, поступивших из учебного подразделения, предрасположенности к отклоняющемуся поведению у него выявлено не было. Однако в последующем он был замечен в употреблении алкоголя.
После дополнительного наблюдения за данным военнослужащим был сделан вывод о его педагогической запущенности. Командованием роты был спланирован комплекс мероприятий по устранению негативной направленности личности.
Проделанная работа не принесла ожидаемого результата, поэтому психологом части совместно с командованием роты еще раз были изучены психологические особенности и причины неэффективности проводимой индивидуально-воспитательной работы с рядовым Р. Тарасовым, что позволило выявить упущения в воспитательных воздействиях и устранить их в процессе последующей работы.
Таким образом, организация и проведение воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания, - это сложный творческий процесс устранения у них различных форм отклоняющегося поведения.
Проводимая воспитательная работа должна осуществляться планово, с учетом индивидуальных особенностей личности военнослужащего.
При отрицательных результатах воспитательного воздействия должностным лицам необходимо проанализировать весь процесс проводимой работы, выявить ее недостатки и устранить их при дальнейшем планировании и осуществлении воспитательной работы с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания.
Методические рекомендации
Во вступительной части занятия необходимо подчеркнуть важность рассмотрения данной темы.
При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на то, что отклоняющееся поведение - это широкое, обобщенное понятие, которое проявляется в различных формах. При этом военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, можно разделить на три основных типа: педагогически запущенные, трудновоспитуемые и социально запущенные. Каждый из этих типов имеет свои характерные особенности в психологическом и поведенческом отношении.
При изложении второго вопроса особое внимание следует сосредоточить на следующих положениях:
- воспитательную работу с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания, необходимо строить по определенному алгоритму, с последовательным выполнением всех обозначенных этапов;
- проводимая воспитательная работа должностных лиц подразделения (части) наиболее результативна в тех случаях, когда она четко спланирована и опирается на основные положения психолого-педагогической науки;
- при отрицательном результате воспитательного воздействия командиры (начальники) должны проанализировать весь процесс проводимой работы, выявить допущенные недостатки и устранить их в дальнейшей работе.
В заключение целесообразно дать задание по подготовке тематических выступлений на семинарском занятии, в ходе которого целесообразно более подробно рассмотреть следующие вопросы:
- основные этапы социально-психологического изучения и выявления лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания;
- формы и методы воспитательной работы с данной категорией военнослужащих.
На семинаре необходимо также использовать материалы практики воспитательной работы своего подразделения (части).
Рекомендуемая литература:
1. Военная педагогика // Учебник под ред. В. Герасимова. - М.: ВУ, 1999.
2. Анашкин О. Организация, методика и практика воспитательной работы должностных лиц подразделения (части) с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания // Ориентир. - 2002. - №9, с. 47-51.
3. Лямзин М. Организация воспитательной работы в части (подразделении). Формы и методы воспитательной работы с подчиненными // Ориентир. -2002. - №1, с.50-53.
4. Печерин В. Деятельность командиров (начальников), должностных лиц органов воспитательной работы по изучению лиц, требующих повышенного психолого-педагогического внимания // Ориентир. - 2001. - № 9, с. 48-51.
5. Закарлюк М. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их использования в индивидуально-воспитательной работе // Ориентир. - 1999. - №1, с. 54-56.
Полковник запаса
Виктор БОГУСЛАВСКИЙ,
кандидат педагогических наук, профессор.
Капитан
Николай ЧЕСНОКОВ,
адъюнкт кафедры педагогики Военного университета
«Ориентир» 2005.04