Поиск по сайту

Изучение и учет индивидуально-психологических особенностей подчиненных в повседневной служебной деятельности

01 февраля 2019 00:00


1. Общая характеристика методов изучения подчиненных.
2. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих.


ВОПРОСЫ:

1. Общая характеристика методов изучения подчиненных.

2. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих.

Изучение индивидуально-психологических особенностей подчиненных в процессе повседневной служебной деятельности проводится командирами и начальниками всех степеней. Это требует глубокого знания психологии военнослужащих, мотивации их поведения и других личностных особенностей.

1

Анализ деятельности Командиров и начальников по поддержанию и укреплению воинской дисциплины в подразделениях и частях Вооруженных Сил РФ показывает, что многие из них нередко встречаются с трудностями в управлении социально-психологическими процессами, протекающими в воинских коллективах. Причиной этого может быть поверхностное изучение индивидуально-психологических особенностей подчиненных, что, как правило, зависит от того, какие методы используют командиры и начальники в работе с ними.

Основными методами, используемыми при изучении военнослужащих, могут быть: анализ документов, опрос, беседа, наблюдение и т. д.

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ осуществляется, как правило, на первом этапе изучения военнослужащих. К документам могут относиться: автобиографии, характеристики, аттестаты и дипломы об образовании, материалы профессионального отбора, медицинские книжки, служебные карточки и т. д.

Изучение и анализ документов позволяют:

- выявить социальные предпосылки к формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных психологических особенностей;

- выделить в учебной и производственной деятельности подчиненного до призыва в армию конкретные проявления, свидетельствующие о степени зрелости, устойчивости интересов, черт характера и т.д.

Предметом изучения являются:

- принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности, профессиональной категории;

- особенности непосредственного социального окружения - в семье, школе, производственном коллективе, среди сверстников и друзей;

- содержание наиболее интересующей военнослужащего и доступной ему информации;

- основные факты и события его биографии.

ОПРОС - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к подчиненным. Источником информации при этом являются письменные или устные суждения-ответы военнослужащего. С помощью опроса можно получить как информацию о фактах, событиях, так и сведения о мнениях, оценках, потребностях, интересах, ценностях, жизненных планах личного состава. Достоинство данного метода в быстром получении информации от большого количества людей, а недостатки - в сложности обработки данных, неполная искренность опрашиваемых.

БЕСЕДА - один из важнейших и наиболее действенных методов индивидуального изучения военнослужащих. При ее умелом проведении и соблюдении ряда требований можно выявить индивидуально-психологические особенности подчиненного. Прежде всего должны быть четко определены основная цель беседы, последовательность вопросов, предварительно изучена вся имеющаяся информация; создана непринужденная и доверительная обстановка; исключаются какие-либо записи во время беседы; необходимо ее позитивное (оптимистическое) завершение.

Целесообразно начать беседу с утверждений, которые не вызывают у военнослужащего протеста, отторжения или несогласия. Главные вопросы должны быть намечены заранее. Их необязательно задавать «в лоб», а можно сформулировать, употребляя такие слова, как «возможно», «вероятно», «видимо», «не так ли» и др.

Важно помнить, что характером вопросов можно настроить собеседника на определенный тип мышления. Так, например, используя фразу «давайте посмотрим», вы настраиваете его на самостоятельное исследование и независимое мышление. Сказав «послушайте», вы предлагаете собеседнику понять, как ситуация воспринимается вами, а предлагая «все прочувствовать», настраиваете на глубокое и серьезное осмысление.

НАБЛЮДЕНИЕ представляет собой целенаправленное и систематическое изучение военнослужащего, его действий, поступков, поведения, отношения к службе и различным явлениям окружающей действительности с целью обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут раскрыть характер, способности и другие личностные качества подчиненного.

В период адаптации военнослужащего к военной службе именно метод наблюдения следует использовать наиболее активно: в пути следования призывников; на начальном этапе военной службы; при неблагоприятном для подчиненного развитии событий в личной жизни и т. д.

При этом особое внимание должно обращаться на военнослужащих, которые жалуются на усталость, плохую память, проблемы со здоровьем при выполнении объема обычной служебной (учебной) нагрузки. Такое поведение может служить признаком проявления нервно-психической неустойчивости или суицидальной предрасположенности. Такого подчиненного необходимо включить в группу постоянного психолого-педагогического наблюдения и контроля.

Для повышения эффективности наблюдения рекомендуется создавать ситуации, в которых военнослужащий мог бы в максимальной степени и в короткий срок проявить те личностные особенности, которые необходимо у него оценить. Например, ставить задачи, требующие технических, организаторских, лидерских, эмоционально-волевых и других качеств.

При определении отношения к военной службе следует обращать внимание на соблюдение норм и правил поведения, регламентированных уставами Вооруженных Сил РФ, выполнение распорядка дня, функциональных обязанностей, дисциплинированность, исполнительность, взаимоотношения с командирами. Информацию о характере, способностях военнослужащего и степени его нервно-психической устойчивости дают действия в сложных и опасных ситуациях, требующих выдержки, самообладания и психологической закалки.

Наблюдение в ходе беседы или проведения психологического обследования также дает возможность выделить ряд признаков, говорящих о нервно-психической неустойчивости военнослужащего. К ним следует отнести развязное поведение, легкую раздражительность, вспыльчивость, нетерпеливость и суетливость, театральность, демонстративность, стеснительность, замкнутость, плаксивость, неловкость, угловатость и резкость движений, покраснение кожных покровов липа и шеи, повышенную потливость и др. Различные ситуации в повседневной деятельности и выявляемые признаки приведены в таблице.

Таблица

Ситуации наблюдения

Выявляемые признаки

1. Учебные занятия

• уровень общей подготовки

• качество знаний, умений и навыков

• степень старания и усердия воинов

• сплоченность коллектива

• направленность на овладение мастерством

2. Перерывы между занятиями и часы отдыха

• тематика разговоров

• мнения лидеров и их влияние на окружающих

• точки зрения военнослужащих

3. Выполнение хозяйственных работ

• отношение к труду

• фактические лидеры

• взаимоотношения между военнослужащими

• дисциплинированность, товарищеская взаимовыручка и сплоченность коллектива

4. Развод и смена караула, несение службы во внутреннем наряде

• степень подготовленности воинов

• уровень их знаний, умений

• настрой на выполнение служебных обязанностей

5. Вечерняя поверка

• дисциплина строя

• реакция военнослужащих на служебные нагрузки

6. Конфликтные ситуации

• зачинщики и причины конфликта •динамика и развязка конфликтной ситуации

• роли и манера поведения его участников

Таким образом, для изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих существует достаточно широкий арсенал методов. Обязанность командира использовать их в целях качественного управления своим подразделением (частью), поддержания твердого уставного порядка, воинской дисциплины, учитывая при этом, что каждая категория военнослужащих имеет свои индивидуально-психологические особенности.

2

В современных Вооруженных Силах РФ проходят службу несколько категорий военнослужащих. При работе с ними командиру необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности подчиненных. Если при руководстве подразделениями, укомплектованными военнослужащими-призывниками, у командиров и начальников, как правило, вопросов не возникает, то с такими категориями военнослужащих, как контрактники и военнослужащие-женщины, некоторые командиры и начальники начали работать совсем недавно.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, сегодня стали не только неотъемлемым элементом каждого воинского коллектива, но и во многих случаях составляют его костяк, фундамент.

Для того чтобы правильно строить работу с контрактниками, нужно установить, что побудило каждого из них пойти на службу. Причем важна не столько конкретная причина такого шага, сколько его мотивы.

Определив, что же привело человека в войска, командир (начальник) будет знать, на кого в коллективе можно с уверенностью опереться, сможет правильно строить свою работу по преломлению, локализации негативных моментов и созданию позитивной мотивации на службу у всего воинского коллектива.

Всех военнослужащих, проходящих службу на контрактной основе, как правило, разделяют на две категории. К одной относят контрактников, призванных военкоматом. Ко второй - тех, которые были набраны из числа военнослужащих, проходящих службу по призыву. Эти различия очень часто носят принципиальный, сущностной характер при выборе мероприятий воспитательной работы и порядка их проведения.

Социально-психологические особенности контрактников, проходивших службу по призыву.

Как показывает войсковая практика, в работе с данной категорией военнослужащих у командиров возникает гораздо меньше трудностей и хлопот. Они обычно подобраны непосредственно из числа личного состава подразделения в соответствии с морально-деловыми качествами, проявленными в период службы по призыву. Однако для командования не должен остаться без внимания тот факт, что во время самоутверждения в новой для них роли военнослужащего-контрактника не исключены различного рода срывы, порой связанные с нарушениями воинской дисциплины. Причина такого поведения кроется в том, что они могут неадекватно воспринимать сложившуюся ситуацию. С одной стороны, контрактники этой категории осваивают и стремятся полностью реализовать предоставленные им права и привилегии, с другой - невполне осознают возросшую степень ответственности и увеличение объема требований по отношению к ним. В период их становления закономерны конфликты новоиспеченных контрактников с военнослужащими, которые вместе с ними проходили службу по призыву. В их поведении могут встречаться две крайности: либо стремление резко возвыситься над теми, с кем еще вчера были в дружеских отношениях, либо наоборот - используя свой новый статус, оказать бывшим сослуживцам различного рода услуги, противоречащие требованиям устава.

Социально-психологические особенности контрактников, призванных через военкомат.

В этой категории встречаются военнослужащие, как проходившие службу по призыву в соответствующих родах или видах войск (а потому не нуждающиеся в продолжительной адаптации к службе в подразделении, легко усваивающие специфику своей штатной должности), так и те, кто впервые столкнулся с жизнью данного вида Вооруженных Сил. Последним особенно необходима помощь в период их становления как военнослужащих. В целом это уже сложившиеся личности с устоявшимися жизненными взглядами, имеющие свое мнение, свою позицию. Командиру нужно быть готовым к тому, что с появлением в воинском коллективе контрактников возникают конфликтные ситуации, с которыми ему ранее не приходилось иметь дело.

Следующая категория военнослужащих, особенности которой следует рассмотреть подробнее - военнослужащие-женщины. По уровню мотивации к военной службе их можно разделить на три группы.

1. Военнослужащие-женщины, ориентированные на долговременную перспективу службы в армии, поскольку относятся к военной службе как лучшей возможности для личностной самореализации. Им присуши высокие идеалы самоотверженного служения Родине. Они стараются образцово выполнить свои обязанности, стойко переносят тяготы и лишения военной службы, стремятся к повышению квалификации и к профессиональному росту.

2. Военнослужащие-женщины, имеющие прагматическую ориентацию на удовлетворение, прежде всего, материальных и в какой-то мере духовных потребностей. Как правило, они довольны своей военной специальностью и материальным благополучием, легко адаптируются в коллективе (умеют завоевывать авторитет и уважение со стороны командования и сослуживцев). Обычно они считают занимаемую должность «потолком» своей карьеры.

3. Наиболее трудная для понимания категория военнослужащих-женщин - это те, кто по существу являются «случайными людьми» в армии. Они готовы в любой момент расторгнуть контракт, как только представится возможность получать где-то в другом месте более высокое материальное обеспечение.

Командиру (начальнику) по отношению к женщине-подчиненной приходится вносить коррективы в стиль своего руководства, сложившегося у него по опыту работы в мужском коллективе. При этом важно способствовать взаимопониманию в общении, настраивая подчиненную на объективную оценку полученного задания, поведения сослуживцев, действий командного состава и т.п. Если нервно-эмоциональный срыв предотвратить не удалось, то руководителю не следует принимать поспешных решений. Лишь тогда, когда подчиненная успокоится, можно дать соответствующие оценки и распоряжения. При постановке задач важно учитывать не только опыт, подготовленность, общее состояние здоровья, но и временные периоды снижения работоспособности у военнослужащих-женщин.

Помня об их повышенной способности к детализации предмета своего внимания, нужно избегать общих рассуждений, излагать задачу как можно более конкретно. Абстрактное и рациональное мышление мужчины, как правило, входит в противоречие с иррационально-чувственным мышлением женщины.

Правило взаимопонимания начальника-мужчины и подчиненной женщины гласит: «Прежде чем убеждать в важности и необходим мости каких-либо действий, постарайтесь вызвать положительный настрой на общение (искренняя забота о бытовых проблемах, слова поддержки и внимания, не помешает и комплимент)». Во взаимоотношениях с военнослужащими-женщинами нельзя быть чересчур официальным. Создавая доброжелательную атмосферу общения, важно уметь выдерживать четкую социально- психологическую дистанцию.

При организации индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими-женщинами важно стимулировать процесс личностного самосовершенствования и положительного самоутверждения своего «Я» в нормативной социально-психологической роли. При этом в качестве ориентировочной основы действий для опоры на положительное в самой себе могут быть использованы такие качества, как: обаяние, женственность, дисциплинированность, исполнительность, пунктуальность, привычка к порядку, душевная доброта, выносливость, старательность, настойчивость.

Серди негативных качеств, нуждающихся в подавлении в процессе самовоспитания, можно назвать: несдержанность, бестактность, грубость, чехарду настроений, мелочность, зависимость, ранимость, болтливость, склонность к сплетням, слабую стрессоустойчивость в экстремальных ситуациях, неопрятность.

В этой непростой работе можно рекомендовать руководителю использовать следующие три метода.

Первый метод - «напоминание о недостатках». Для этого целесообразно тактично посоветовать женщине обратить внимание на свои недостатки и рекомендовать ей регулярно повторять про себя: «Сдерживайся!», «Не болтай лишнего!», «Не падай духом!».

Второй метод - «сдерживание отрицательных эмоций». Состоит в отвлечении подчиненной от переживаний, предупреждении неприятного разговора. Полезно способствовать погружен и ю женщины в другие дела, что позволит ей отвлечься от нежелательных чувств.

Третий метод - «немедленной остановки» применяется в ситуации резкого обострения межличностного конфликта. Его суть в том, чтобы не отвечать ударом на нанесенный удар, собрать волю, энергично и корректно прекратить общение, чтобы спустя некоторое время выяснить отношения, устранить недоразумения.

Осуществляя руководство военнослужащими-женщинами, надо стремиться избегать излишнего мягкосердечия и всепрощенчества. Задача командира (начальника) состоит в том, чтобы быть справедливым ко всем подчиненным, подчеркнуто вежливым в предъявлении требований. Нельзя забывать, что именно на нем лежит забота о создании необходимых условий для службы подчиненных. Все это в целом должно способствовать формированию здоровой морально-психологической атмосферы в коллективе.

Опыт свидетельствует, что только комплексное использование всех многочисленных форм и методов изучения индивидуально-психологических особенностей подчиненных в ходе повседневной служебной деятельности дает желаемый результат. В каждом конкретном случае командир (начальник) определяет, какие методы и как целесообразно использовать для получения наиболее достоверной и качественной информации о подчиненном. И, конечно, изучение и учет индивидуально-психологических особенностей подчиненных выступает не как самоцель, а как средство обеспечения эффективности их обучения, воспитания, совместной с ним деятельности в интересах воинской службы и самих воинов.

Как правило, командир подразделения достаточно много времени проводит рядом с подчиненными. Однако это далеко не всегда позволяет ему достаточно глубоко изучить их индивидуальные психологические качества. Поэтому на практике нередко возникает проблема получения командиром достоверной и достаточной по объему информации об индивидуальных особенностях военнослужащих. Лишь целенаправленная и систематическая работа командира подразделения способна обеспечить эффективность деятельности по изучению и учету индивидуально-психологических особенностей подчиненных в повседневной служебной деятельности.

Методические рекомендации

Во вступительной насты занятия необходимо обратить внимание слушателей на особую значимость данной темы в учебном и служебном компонентах военно-профессиональной подготовки командиров и начальников по изучению индивидуально-психологических особенностей подчиненных.

При рассмотрении первого вопроса важно рассказать слушателям об общей характеристике методов изучения подчиненных. При этом желательно как можно подробнее рассмотреть некоторые из методов изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих. В ходе рассмотрения данного вопроса целесообразно на исторических и современных примерах из жизнедеятельности части (подразделения) обосновать преимущества тех или иных методов. Результатом рассмотрения первого вопроса должны стать устойчивые представления обучаемых о методах изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.

Во втором вопросе необходимо подробно рассмотреть индивидуально-психологические особенности военнослужащих, опираясь на то, с какой категорией подчиненных слушателям группы общественно-государственной подготовки приходится работать. При этом важно сделать акцент на формировании личностного отношения у каждого обучаемого к данной проблеме.

В заключительной части занятия необходимо резюмировать наиболее важные выводы и положения, раскрывающие основополагающие стороны методов изучения подчиненных и заострить внимание на особенностях тех категорий военнослужащих, которые являются потенциальными подчиненными слушателей группы. Кроме этого, нужно ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы и по подготовке к семинарскому занятию.

Рекомендуемая литература;

1. Грунтовскнй И. Основные формы и методы индивидуально-воспитательной работы (ИВР) // Ориентир. - 2005. - № 5.

2. Малышев И. Изучение, и учет индивидуально-психологических особенностей подчиненных в повседневной служебной деятельности // Ориентир. - 1996. - № 12.

3. Томилин А. Контрактникам - индивидуальный подход // Ориентир. - 2004. - № 2.

4. Шестаков С. Методика изучения и учета в работе индивидуально-психологических особенностей военнослужащих // Ориентир. - 1996. - № 6.

Подполковник

Дмитрий КОЖЕВНИКОВ,

преподаватель Военно-инженерной академии

«Ориентир» 2005.04



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram