ВОПРОСЫ:
1. Правовые основы воинской дисциплины.
2. Система работы младших командиров с подчиненными.
Формирование у подчиненных исполнительности и дисциплинированности -важная задача, которую младшие командиры решают повседневно. Она состоит в обеспечении соблюдения военнослужащими уставных норм поведения, организации службы и боевой подготовки личного состава в полном соответствии с требованиями уставов и других руководящих документов, в создании условий, стимулирующих соблюдение воинской дисциплины каждым военнослужащим и подразделениями в целом.
1
В России термин «дисциплина» был введен в оборот Петром I. В марте 1714 года в Указе «О сохранении дисциплины на корабле и подсудности морских и сухопутных военнослужащих» впервые были определены основы дисциплины в армии и на флоте, а также ответственность должностных лиц за ее «сохранение».
В настоящее время «дисциплина» как категория рассматривается не только с точки зрения практики (как деятельность определенных лиц по ее поддержанию на должном уровне), но и с позиций теории (как специфический учебный предмет).
Важную роль в решении задач поддержания воинской дисциплины и правопорядка играют ее правовые основы. Их значение определяется специфическими особенностями:
- необходимостью неукоснительного выполнения ее требований;
- детальной регламентацией правил поведения военнослужащих;
- строгостью и неотвратимостью дисциплинарного воздействия за нарушение установленных требований и др.
Правовые основы воинской дисциплины формулируются в виде специфических элементов и закрепляются в законодательных актах через:
1) установленный государством правовой режим;
2) определенный круг лиц, на которых распространяется правовой режим;
3) оговоренные средства поддержания воинской дисциплины;
4) узаконенные меры предупреждения, ее нарушений и порядок их применения.
Правовую основу воинской дисциплины в Вооруженных Силах России составляют Конституция РФ, Федеральный закон РФ «Об обороне», Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ и другие нормы военного и государственного права (см. таблицу 1).
Таблица 1
Название документа | Основное содержание в области воинской дисциплины |
Конституция Российской Федерации | Статья 59 определяет: - что «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»; - дает право гражданину на замену военной службы альтернативной. |
Законы РФ: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» | Определяют и регулируют отношения в Вооруженных Силах России в области военного строительства, комплектования, материально-технического обеспечения, жизни, быта и деятельности. |
Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации | Определяет и регламентирует: - права, обязанности и ответственность военнослужащих; - взаимоотношения между военнослужащими; - обязанности командиров (начальников) и основных должностных лиц полка (корабля); - правила внутреннего порядка в вопросах размещения военнослужащих в казармах, распределения времени и сохранения здоровья; - порядок подготовки и несения суточного наряда; - особенности несения боевого дежурства, внутренней службы при перевозе войск и расположении их на полигонах (в лагерях). |
Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации | Определяет и регламентирует: - сущностные и содержательные аспекты воинской дисциплины, а также круг обязанностей командира (начальника) по ее поддержанию; - перечень поощрений, применяемых к военнослужащим, права командиров (начальников) по их применению; - порядок применения поощрений; - перечень дисциплинарных взысканий, налагаемых на военнослужащих, права командиров (начальников) по их применению; - порядок наложения дисциплинарных взысканий в повседневной деятельности и в особых случаях; - порядок приведения в исполнение дисциплинарных взысканий; - порядок учета поощрений и дисциплинарных взысканий; - порядок подачи и рассмотрения заявлений и жалоб военнослужащих. |
Приказ министра обороны РФ «О мерах по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах РФ» | Определяет: - направления основных усилий органов военного управления и должностных лиц по укреплению воинской дисциплины; - основные направления воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины; - направления деятельности командиров и их заместителей по воспитательной работе по организации работы в вопросах поддержания правопорядка и воинской дисциплины. |
Приказ МО РФ № 10 «Об утверждении Наставления по правовой работе в ВС РФ» | Определяет и регламентирует: - сущностные и содержательные аспекты правовой работы в ВС РФ; -направления правовой работы при различных видах деятельности - так, например, в Разделе VI Правовая работа при проведении мероприятий по укреплению воинской дисциплины и правопорядка конкретизирована деятельность командиров (начальников) при обеспечении условий для соблюдения военнослужащими уставного порядка и требований воинской дисциплины. |
Закрепляя с помощью правовых норм обязательные правила воинской дисциплины, государство регулирует поведение и деятельность военнослужащих, обеспечивает в армии и на флоте необходимый порядок, определяет средства ее поддержания и предупреждения нарушений.
Таким образом, рассмотренные нормативные документы определяют систему правовых норм:
- закрепляющих принципы и формы устройства Вооруженных Сил РФ;
- регулирующих отношения в области строительства Вооруженных Сил РФ, их комплектования, материально-технического обеспечения, жизни, быта и деятельности;
- определяющих порядок прохождения военной службы личным составом, обязанности, права и ответственность военнослужащих.
В совокупности эти правовые нормы определяют основы воинской дисциплины, и направления деятельности должностных лиц части (корабля) и подразделений по обеспечению условий дли соблюдения военнослужащими уставного порядка и требований воинской дисциплины.
В результате многовариантных подходов воинская дисциплина рассматривается с различных точек зрения и может быть представлена как:
- форма связи между людьми, как средство обеспечения организованности и порядка;
- состояние управления, т.е. особый вид общественных отношений, включающий отношения ответственности, упорядоченности, организованности и исполнительности;
- порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям конкретной организации;
- совокупность правил поведения, требуемых от военнослужащего;
- фактическое поведение военнослужащего с позиций дисциплинарных отношений.
Исходя из этого в дисциплине выделяют две стороны:
1) объективную - определенный порядок, без которого не может существовать организация;
2) субъективную - выполнение обязанностей, правил, норм, и осуществление прав.
«Дисциплина» (в переводе с латинского языка - обучение, воспитание) - это социальные отношения, выражающиеся в обязательном для всех членов общества (общностей, групп) подчинении установленным правилам и нормам, благодаря которым достигается согласованность действий.
Рисунок
Воинская дисциплина, являясь разновидностью государственной дисциплины, имеет свои характерные черты, определенные функции и закономерности.
Согласно ст. 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации «воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)».
Первые 4 статьи Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ раскрывают сущность воинской дисциплины, так как они определяют:
- на чем основывается воинская дисциплина;
-. -к чему она обязывает каждого военнослужащего;
- чем достигается высокая воинская дисциплина (см. рисунок).
С точки зрения содержания воинская дисциплина включает:
а) обязательные дисциплинарные нормы и правила поведения военнослужащих (нравственные, правовые и др.);
б) отношения между военнослужащими, складывающиеся в процессе соблюдения обязательных норм и правил поведения;
в) деятельность органов государственного и военного управления, различных категорий военнослужащих по поддержанию на должном уровне воинской дисциплины.
Деятельность должностных лиц по укреплению воинской дисциплины, рассматривается через механизм управления ею. Он включает в себя систематическое и правильное использование методов: убеждение; поощрение; принуждение; организация службы и жизнедеятельности.
Таким образом, воинская дисциплина представляет собой системное образование. Ее сущность и структура определяются спецификой военной службы, а функциональные характеристики закрепляются в нормах законов, воинских уставов, приказов и других правовых актов.
Успех работы младших командиров по формированию дисциплинированности и исполнительности у подчиненных напрямую зависит от системности проводимых мероприятий и широкого спектра используемых форм и методов работы (см. таблицу 2).
Таблица 2
Периодичность | Содержание основных мероприятий, осуществляемых младшим командиром |
Ежедневно | 1. Знает, где находятся подчиненные, проверяет их при каждом построении, докладывает об отсутствующих. 2. Следит за выполнением распорядка дня, чистотой и внутренним порядком, требует соблюдения подчиненными воинской дисциплины. 3. Проводит индивидуально-воспитательные беседы с 1-2 военнослужащими из числа подчиненных. 4. Обеспечивает соблюдение правил ношения военной формы одежды, следит за чистотой обуви и обмундирования, за своевременной их починкой, а также проводит утренний осмотр. 5. Докладывает заместителю командира взвода о жалобах, просьбах подчиненных, их проступках и принятых мерах по предупреждению правонарушений, о заболевших Военнослужащих, наложенных взысканиях, поощрениях, случаях утрат военного и государственного имущества. 6. Осматривает имущество и вооружение подчиненных. 7. Обеспечивает соблюдение правил техники безопасности при выполнении учебно-практических занятий и хозяйственных работ. 8. Подводит итоги дня, оценивает отношение подчиненных к выполнению служебных обязанностей и их личную дисциплинированность. |
Еженедельно _ | 1. Беседует с каждым подчиненным, обращая особое внимание на молодых солдат и военнослужащих, склонных к нарушениям воинской дисциплины. 2. Организует дополнительные занятия с отстающими по изучению общевоинских уставов. 3. Следит за очередностью и справедливым регулированием нарядов среди военнослужащих отделения, их увольнением из расположения части. 4. Докладывает командиру взвода о состоянии воинской дисциплины, принятых мерах по ее укреплению и ходатайствует о поощрении наиболее отличившихся подчиненных, о наказании нарушителей. 5. Подводит итоги учебы и воинской дисциплины за прошедшую неделю и ставит задачи подразделению на предстоящую неделю. Дает оценку каждому подчиненному. |
Это задача, которую младший командир решает постоянно. Она состоит в организации соблюдения подчиненными уставных норм поведения; службы и боевой подготовки личного состава в полном соответствии с требованиями уставов и других руководящих документов; в создании условий, стимулирующих проявление дисциплинированности подчиненными.
Опираясь на уставные нормы поведения военнослужащих, и внедряя их в служебную деятельность, младший командир получает возможность качественно решать задачи обучения и воспитания личного состава и при необходимости успешно вести боевые действия.
Формирование у подчиненных дисциплинированности и исполнительности строится на ряде уставных положений, которые способствуют порядку в воинском подразделении и определяют, каким образом он обеспечивается.
Наиболее распространенными формами работы по формированию дисциплинированности и исполнительности являются:
1) проведение массовых мероприятий в составе взвода, роты;
2) проведение групповых мероприятий в составе отделения;
3) индивидуальная работа с отдельным военнослужащим.
К первым двум относятся:
- проведение разного рода занятий: информирование; собрания и совещания личного состава - как общие, так и по категориям;
- подведение итогов - ежедневные, еженедельные и ежемесячные;
- групповые беседы;
- инструктажи; обмен опытом. Благодаря деятельности младших командиров, которые создают благоприятную обстановку в воинском коллективе, их подчиненные приобретают практический опыт поведения, у них формируется привычка к порядку, что и определяется уставами.
Понятия «дисциплина» и «исполнительность» можно рассмотреть еще следующим образом.
Во-первых, они гарантируют уважение личности, национального достоинства, социальной и правовой защищенности военнослужащего, позволяют воину быть уверенным в неприкосновенности его личности. Это создает в подразделении здоровый психологический климат, в котором каждый чувствует себя комфортно, может полностью сосредоточиться на повышении боевого мастерства, решении служебных задач.
Во-вторых, обеспечивают высокую управляемость подразделения и тем самым определяют его боевые возможности.
В-третьих, дают возможность с наибольшей эффективностью использовать время, оружие, материальные и человеческие ресурсы для решения боевых задач.
Такое состояние дисциплинированности и исполнительности в подразделении достигается усилиями младших командиров, направленными на решение следующих конкретных задач:
- формирование у военнослужащих моральных и боевых качеств, необходимых для успешного выполнения задач, стоящих перед Вооруженными Силами РФ, в том числе чувства собственного достоинства, личной ответственности за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов и готовности к беспрекословному выполнению приказов и распоряжений командиров (начальников);
- четкая организация боевой подготовки и поддержание в подразделении уставного внутреннего порядка и распорядка дня;
- постоянная забота о подчиненных, создание и совершенствование в подразделении материально-бытовых условий, благоприятствующих дисциплинированному поведению личного состава.
Младший командир должен контролировать соблюдение подчиненными уставных правил и выполнение полученных распоряжений, применяя систему методов воспитательного воздействия, индивидуально-воспитательной работы.
При этом выбор форм работы зависит от следующих условий:
1) содержания и направленности воспитательных задач;
2) возраста военнослужащих, уровня их воспитанности и личного социального опыта;
3) особенностей воинского коллектива и его традиций;
4) специфических особенностей и традиций региона, где проходит их служба;
5) технических и материальных возможностей воинской части;
6) уровня подготовки, профессионализма и компетентности младшего командира.
Практика свидетельствует, что постоянно применяемые формы и методы работы младших командиров по формированию дисциплинированности и исполнительности обычно теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемых результатов и значительно снижают эффективность их деятельности. Вот почему необходимо использовать разнообразие форм и методов работы, исходя из современных условий и факторов, оказывающих существенное влияние на личный состав подразделения.
При этом следует помнить что:
- требования младшего командира должны быть подкреплены личной дисциплинированностью и носить систематический характер;
- в оценке поведения подчиненных следует исходить из результатов их изучения;
- применение приемов воздействия возможно после анализа поведения военнослужащих. При любом воздействии командир обязан сохранять благоприятные межличностные отношения с подчиненными, не допускать возникновения психологических барьеров;
- формы предъявления требований должны быть разнообразными - от уставных мер поощрения и наказания до приемов психологического воздействия;
- младший командир должен предвидеть реакцию подчиненного и коллектива на критику и заранее продумывать возможные варианты поведения подчиненных и свои аргументы в ответ на них и др.
Методические рекомендации
1. Во введении следует остановиться на актуальности данной темы, обусловленной реальным состоянием воинской дисциплины, необходимостью изучения, обобщения, систематизации и распространения передового опыта работы по укреплению правопорядка и дисциплины в части (подразделениях).
2. При рассмотрении первого вопроса целесообразно акцентировать внимание младших командиров на основополагающих нормативных правовых актах, регулирующих порядок и состояние воинской дисциплины.
При этом необходимо уделить внимание изучению сущности воинской дисциплины посредством раскрытия первых 4-х статей Дисциплинарного устава ВС РФ. Останавливаясь на содержании воинской дисциплины, следует особый акцент сделать на механизме управления воинской дисциплиной.
3. В ходе рассмотрения второго вопроса целесообразно заострить внимание слушателей на важности комплексного подхода в работе с личным составом. А также подробно раскрыть деятельность младших командиров по формированию дисциплинированности и исполнительности посредством предложения мероприятий, представленных в таблице 2.
4. В ходе контрольного занятия главное внимание необходимо уделить усвоению слушателями взаимосвязи теории и практики укрепления воинской дисциплины, актуализируя проблемы деятельности младших командиров в этом направлении. Для эффективного достижения поставленных целей занятие целесообразно проводить в виде открытой дискуссии с элементами моделирования конкретных служебных ситуаций. Анализом этих ситуаций и принятием решения с последующим коллективным обсуждением и выработкой альтернативных вариантов решения, которые предоставляют руководящие документы, регламентирующие деятельность должностных лиц в вопросах поддержания воинской дисциплины и комплекс форм и методов работы с личным составом.
Рекомендуемая литература:
1. Воспитательная работа: содержание, организация, методика -М: ГУВР, 2002. - с. 32 - 35.
2. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 1994. - с. 199 - 242.
3. Лякишев В. Правовые основы укрепления воинской дисциплины и правопорядка // Ориентир. - 2002. - № 9.
4. Методика поэтапной профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в подразделении. - М.: ГУВР, 2002.
5. Юрченко Ю. Психолого-педагогические основы деятельности офицерского состава по укреплению правопорядка и воинской дисциплины // Ориентир. -2005. - № 4.
Юрий ЮРЧЕНКО,
кандидат социологических наук
«Ориентир» 2005.06