Конспекты по профессионально-должностная подготовка | Правовой уголок офицера

Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Информационный портал для военнослужащих

Система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

01 февраля 2019 00:00

ВОПРОСЫ:

1. Система воспитания военнослужащих и ее особенности.

2. Переход Вооруженных Сил РФ к единой системе воинского воспитания.

Высокий боевой дух и моральная сила военнослужащих формируются в результате воспитания - целенаправленной и планомерной деятельности по формированию и развитию личности. Она направлена на обеспечение готовности военнослужащих к выполнению задач в интересах обороны и безопасности.

1

Система воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ - единый, целостный и непрерывный процесс формирования и развития отдельного военнослужащего, воинских коллективов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к Вооруженным Силам на современном этапе военного строительства.

Структура системы воспитания состоит из взаимосвязанных компонентов: объектов и субъектов; целей; духовных основ; содержания; педагогических технологий; практической организаций; кадрового обеспечения; оценки результатов и эффективности воспитательного процесса.

Воспитание военнослужащих является приоритетным направлением служебной деятельности всех должностных лиц Вооруженных Сил РФ.

Воспитательная система регулярной Русской армии всегда строилась на принципах: «качества и отбора», «не множеством побеждают». Еще во времена Петра I офицерский корпус комплектовался лучшими представителями служивого сословия, был исключительно дворянским. Рекрутская повинность давала рядовой состав армии и флота, который отличался социальной, национальной и религиозной однородностью. Все это способствовало поддержанию высокого морального духа в Российской армии, чего не было в европейских армиях того периода, которые строились по наемному принципу и представляли собой пестрый по национальному и религиозному составу конгломерат, который можно было вести в бой только с помощью палки и жесткой муштры.

В современной Российской армии проблема качественного отбора личного состава решается за счет поэтапного перевода Вооруженных Сил на контрактную основу.

Цели воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ обусловлены требованиями современного российского общества к защитнику Отечества и характером современной войны. Необходимо сформировать гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственную всесторонне развитую личность, способную решать широкий круг боевых задач.

Известный российский генерал М.Д. Драгомиров писал о воспитательном процессе следующее: «Цель воспитания выражается в двух словах: нужно, чтобы солдат был надежен, т.е. правдив и исполнял свои обязанности одинаково, как на глазах у начальников, так и за глазами».

Чтобы осуществлять воспитание военнослужащих Вооруженных Сил РФ, прежде всего государственно-патриотическое и нравственное, необходимы духовные, общенациональные ценности, на которых строится вся система воспитания. Необходимы также общенациональные духовные ценности, осознание которых способствует осмыслению целей существования Российского государства, перспектив развития современного общества. Без всего этого современная армия не состоится.

Под содержанием воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ понимается совокупность основных видов и направлений воспитания: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического. Воспитательный процесс предполагает комплексный подход, единство и согласованность всех его составных частей.

Эффективность воспитания военнослужащих во многом зависит от качества организации и управления системой воспитания.

Организация воспитания военнослужащих включает в себя: определение объекта воспитания; оценку воспитательной ситуации; уяснение субъектом воспитания целей и задач воспитания; планирование воспитательной работы; осуществление прогноза результатов воспитательного воздействия; подбор, расстановку кадров; постановку задач воспитателям; организацию управления системой воспитания; определение оптимальных средств, приемов, методов и форм решения воспитательных задач; изучение особенностей воспитуемых и условий воспитания в ходе воспитательного процесса с учетом уровня организации боевой подготовки, морально-психологического состояния, воинской дисциплины и социально-правовой защищенности военнослужащих; организацию контроля и коррекцию исходных установок воспитания; закрепление положительного опыта; оценку результатов воспитания.

Управление системой воспитания направлено на обеспечение ее оптимального функционирования и достижение желаемых целей воспитания. Достигается это глубоким уяснением субъектами воспитания целей воспитательной работы; изучением исходного состояния управляемой системы воспитания; четким планированием воспитательной работы; продуманной постановкой задач; подбором, обучением, расстановкой кадров, организацией строгого спроса за состояние воспитательной работы на порученном участке; вооружением воспитателей всех уровней передовой методикой использования форм, методов и видов воспитательной работы с учетом категорий личного состава; научной организацией труда воспитателей; оценкой состояния и действенности воспитательной работы; систематическим контролем и корректированием воспитательных воздействий.

Под эффективностью воспитания следует понимать достижение планируемого уровня воспитанности военнослужащих в установленные воспитательным процессом сроки. При оценке эффективности воспитания должны учитываться уровень воспитательной работы должностных лиц и уровень реального морально-психологического состояния военнослужащих. Эти понятия взаимообусловлены, но нет прямой зависимости между успешной работой командира по воспитанию подчиненных и уровнем морально-психологического состояния и воинской дисциплиной в воинских коллективах. Ведь каждый воинский коллектив по своему уникален и на морально-психологическое состояние личного состава оказывают влияние неблагоприятная социальная среда, устаревшие воспитательные приемы (например, принцип схоластического подхода для характеристики воинской дисциплины). Система воспитания - это творческий процесс, при котором должны учитываться индивидуальные качества военнослужащего, воинского коллектива. Полученные данные должны анализироваться, обобщаться.

В педагогике выделяют две группы критериев, по которым можно оценить эффективность воспитательной системы.

Первая группа - критерий факта. Здесь учитывается степень:

- обеспечения целенаправленности воспитательного процесса;

- воспитательного аспекта в организации различных видов воинской деятельности военнослужащих, обеспечивающих развитие активности и творчества субъектов воспитания;

- обеспечения единства процесса обучения и воспитания;

- взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитания в воспитательном процессе;

- взаимоотношения объектов и субъектов системы воспитания.

Вторая группа - критерий качества. Здесь учитывается степень:

- сплочения воинских коллективов;

- развития личностных качеств воспитателя;

- дифференциации и индивидуализации воспитательной деятельности;

- развития коллективистских начал в воинских частях (подразделениях);

- рационального использования времени, отводимого на воспитание.

С помощью этих критериев можно достаточно достоверно оценить воспитательную работу должностных лиц и установить четкую зависимость полученного результата от вложенных в его достижение усилий.

Проблема воспитания военнослужащих Российских Вооруженных Сил является не только одной из самых сложных и трудно решаемых проблем современной армии, но и одной из актуальнейших. Именно она решает задачу формирования сознания воинов, влияет на их боевые и психологические качества, обеспечивает сознательное отношение к воинскому долгу, правомерное поведение и готовность защищать Родину. На сегодняшний день в Российской армии сложилась стройная система воспитания военнослужащих, которая основывается на отечественном опыте военного строительства и ориентирована на дальнейшее совершенствование научных положений и практических подходов к системе воспитания военнослужащих с учетом требований современного этапа строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации.

2

Вооруженные Силы РФ и другие силовые ведомства государства имеют параллельные, дублирующие друг друга системы воспитания. В связи с этим необходим переход к единой системе воинского воспитания в рамках всей военной организации государства. Он обусловлен:

- отсутствием унифицированной системы управления воспитательной работой и морально-психологическим обеспечением при выполнении силовыми ведомствами боевых (служебно-боевых) задач;

- разнородностью структур, органов управления, состава сил и средств, существующих систем воспитания Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований;

- слабой координацией, ограниченной возможностью маневрирования силами и средствами, которыми обладают Вооруженные Силы РФ и другие силовые ведомства при организации воспитания личного состава;

- различиями в системах подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров воспитательных структур;

- низким уровнем материально-технического обеспечения воспитательных систем силовых ведомств, дублированием функций центральных довольствующих органов по техническим средствам воспитания, отсутствием единой системы их заказа и закупок;

- отсутствием единства в организации взаимодействия с федеральными, региональными и местными государственными органами, общественными и религиозными объединениями, учреждениями и организациями в интересах совершенствования воинского воспитания военнослужащих.

Порядок перехода Вооруженных Сил РФ и других силовых структур к единой системе воинского воспитания определен специальной Программой, утвержденной 22 августа 2002 года Президентом России.

В целях практической реализации этого межведомственного документа в Российской армии министром обороны РФ 19 июля 2003 года принята Подпрограмма, которая предписывает в течение 2003 - 2010 годов поэтапно перейти к единой системе воинского воспитания.

На первом этапе в 2003 году:

- сформирована межведомственная рабочая группа по воинскому воспитанию военнослужащих Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов при Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности;

- разработана Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ;

- переработано Положение об органах воспитательной работы и Положение о Главном управлении воспитательной работы Вооруженных Сил РФ.

На втором этапе - 2004 - 2005 годы:

- создается нормативная правовая база единой системы воинского воспитания и организуется реализация мероприятий настоящей подпрограммы непосредственно в органах военного управления Вооруженных Сил до военного гарнизона совместной дислокации (базирования) войск (сил) включительно;

- осуществляется реформирование системы военных средств массовой информации (печатных и электронных);

- создаются нормативная правовая база и материально-технические основы для создания единой телерадиосистемы Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

- разрабатывается план развития и совместного использования полиграфической базы Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов на 2006 - 2010 годы;

- разрабатывается подпрограмма перехода до 2010 года к единой системе развития органов печати Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

- разрабатывается план перехода Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к единой системе оперативного информирования войске использованием информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- реорганизуется система материально-технического обеспечения воспитательной работы, осуществляется преобразование складов технических средств военных округов (флотов) в центры технических средств с включением в их состав кино-видео-объединений и ремонтных мастерских;

- разрабатывается система воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту;

- организуется осуществление единой системы мониторинга социальных процессов, а также морально-психологического состояния личного состава в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах;

- готовятся и внедряются методические рекомендации по организации взаимодействия органов управления соединений и воинских частей с общественными и религиозными объединениями, средствами массовой информации, творческими объединениями, учреждениями и организациями в интересах совершенствования воинского воспитания военнослужащих;

- организуется разработка межведомственной подпрограммы «Культурно-досуговая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах»;

- подготавливаются директивные указания по переходу к централизованной системе организации и проведения мероприятий, посвященных празднованию памятных (знаменательных) дат военной истории Отечества (дней воинской славы);

- в рамках правительственной комиссии координируются усилия органов военного управления по решению социальных проблем военнослужащих Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

- завершается формирование системы психологической подготовки военнослужащих, функционирования и оснащения центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации.

На третьем этапе - 2006 - 2010 годы:

- будет осуществляться переход к унифицированной (сопряженной) системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров воспитательных структур;

- планируется внедрить в практику войск опыт работы воспитательных структур при совместных действиях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

- должна завершиться организация единой опросной сети военно-социологических исследований Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

- будет завершен переход к единой системе обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов техническими средствами воспитания по территориальному принципу (на мирное и военное время);

- планируется осуществить переход к унифицированной системе производства печатной, аудио- и видеопродукции и киновидеопроката Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

К концу 2010 года должно быть осуществлено окончательное выполнение настоящей подпрограммы.

В результате перехода всей военной организации государства к единой системе воинского воспитания должно быть достигнуто:

1. В организационном плане:

- создание единой системы управления воспитательной работой и морально-психологическим обеспечением;

- оптимизация состава и организационно-штатной структуры органов воспитательной работы Министерства обороны РФ и других силовых ведомств;

- создание единой нормативно-правовой базы системы воинского воспитания;

- централизованное материально-техническое и учебно-методическое обеспечение системы воинского воспитания;

- единый порядок осуществления мониторинга социальных процессов в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, а также морально-психологического состояния личного состава;

- единый подход к организации взаимодействия с общественными и религиозными объединениями, средствами массовой информации, творческими объединениями, учреждениями и организациями;

- переход Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе оперативного информирования войск с использованием информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

- унифицикация психологической работы и подготовки военнослужащих, их профессионально-психологического отбора, функционирования ведомственных центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации, а также их оснащения в интересах сохранения психологического здоровья военнослужащих;

2. В оперативном плане:

- эффективное проведение в Вооруженных Силах РФ и других силовых ведомствах государственной политики в области обороны и безопасности страны;

- поддержание высокого уровня морально-психологического состояния личного состава и воинской дисциплины;

- повышение престижа военной службы и общественного авторитета военнослужащего;

- маневрирование и рациональное использование материально-технической базы воспитательной работы.

3. В экономическом плане - оптимизация и эффективное расходование финансовых средств, выделяемых федеральным бюджетом на воспитательную работу, морально-психологическое и информационное обеспечение.

Методические рекомендации

Бессмысленно пытаться строить Российские Вооруженные Силы, отвечающие современным требованиям, если на первый план не ставить формирование у военнослужащих высоких духовных, нравственных и военно-профессиональных качеств. Эффективно и целенаправленно эту задачу можно решать только в рамках единой системы воинского воспитания. Для осознания этого понятия необходимо дать четкое представление слушателям, что:

во-первых, система воспитания должна носить государственный, межведомственный, общенациональный характер. Российское общество выступает как единственный заказчик, а Российское государство как основной исполнитель заказа по формированию личности высокоэффективного военнослужащего. Государство осуществляет консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, ведомственных, общественных и иных организаций по решению широкого комплекса проблем воспитания и всестороннего обеспечения воспитательного процесса на основе программных методов и единой государственной политики;

во-вторых, система воспитания военнослужащих Вооруженных сил РФ должна носить комплексный, многоуровневый характер. Ее эффективность определяется согласованной деятельностью общества, государства, командиров всех степеней, штабов, органов воспитательной работы и воинских коллективов. При этом нужно учитывать, что качество и эффективность воспитания зависят от многих факторов, о которых рассказано в материале. Существенное влияние на сознание военнослужащих и воинские коллективы оказывают: государственная политика в области обороны страны, твердый уставной порядок в частях и гарнизонах, социальная защищенность военнослужащих, их обеспечение всем необходимым и т.д.;

в-третьих, в интересах сохранения социального согласия в обществе государство должно четко определить приоритеты в духовно-нравственной сфере, на которых строится вся воспитательная система. При этом нужно понимать, что общенациональная государственная идеология носит духовный, нравственный характер, а потому не может утверждаться путем законов и деклараций. Необходимая российскому обществу национальная идея может сложиться только на основе поднятия жизненного уровня населения, четкого идеологического обоснования смысла и цели существования Российского государства и формирования целостного исторического сознания.

Все это необходимо уяснить слушателям для того, чтобы они руководствовались вышеназванными теоретическими положениями в ходе организации воспитательной работы в своих воинских коллективах.

Рекомендуемая литература:

1. «Программа перехода Вооруженных Сил Российской Федерации других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания», утвержденная Президентом России 22 августа 2002 года.

2. «Подпрограмма перехода Вооруженных Сил Российской Федерации к единой системе воинского воспитания», утвержденная Министром обороны Российской Федерации 19 июля 2003 года.

3. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. // Приказ Министра обороны РФ 2004 года №70.

4. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил РФ // Красная звезда. - 2003, 11 октября.

5. Богатырев В., Рытенков С. Концепция и жизнь. Как повысить эффективность воспитательной работы.//Ориентир. - 2004. - №11.

Подполковник

Сергей КОРИН

«Ориентир» 2005.07


Просмотр

Скачать67.5 Кбайт


Все документы



Материалы по теме

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.
Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.

14 апреля 2020

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках. Вода как основное огнетушащее средство....

Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.
Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.

14 апреля 2020

1.Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной...

Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.
Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.

14 апреля 2020

1. Требования безопасности при разведении костров
2. Требования безопасности при производстве...

Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды
Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды

14 апреля 2020

1. Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных...

Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы
Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы

14 апреля 2020

1. Назначение пожарных команд. Порядок несения службы.
2. Назначение пожарных расчетов....

Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара
Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара

14 апреля 2020

Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара



00:00