Конспекты по профессионально-должностная подготовка | Правовой уголок офицера

Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Информационный портал для военнослужащих

История и традиции младшего командного состава Российской армии и флота

01 Февраля 2019 00:00

Вопросы:

1. Зарождение и развитие института младших командиров.

2. От унтер-офицеров до сержантов наших дней.

Во все времена, начиная с римских центурионов, младший командный состав считался основой основ, костяком вооруженных сил различных государств. Унтер-офицеры Русской армии по уровню своей подготовки не уступали знаменитым прусским фельдфебелям и даже нынешним американским сержантам.

1

«Честь может быть хороша лишь при хорошем составе унтер-офицеров; при отсутствии же этого условия все старания высших начальников могут остаться тщетными».

Военный министр России А.Ф. РЕДИГЕР

Военные реформы, проведенные Петром I в начале XVIII века, включавшие в себя комплекс государственных мероприятий по организации регулярной армии и флота, военного управления, внедрению новой системы обучения и воспитания военнослужащих, явились началом системного формирования института младших командиров.

По воинскому уставу, утвержденному Петром I в 1698 г., все начальные люди Русской армии делились на высших и нижних, последние именовались младшими командирами, обязанностью которых было помогать офицерам в обучении солдат и заботиться о поддержании дисциплины.

В начале создания регулярной Русской армии младшие командиры выдвигались из общей массы солдат. Ими становились, как правило, отличившиеся в сражениях старослужащие солдаты или дворяне, поступившие на службу рядовыми. Но затем Петр I учредил ряд специальных военных школ. В 1721 г. были открыты гарнизонные школы, готовившие

унтер-офицеров. К концу его царствования таких школ в Русской армии насчитывалось около 50. Кроме того, государь установил порядок непрерывной службы дворян. Их дети, получившие домашнее образование, с 15 лет являлись на службу в войсковую часть. Прежде чем стать офицерами, они несколько лет были солдатами, затем унтер-офицерами для того, чтобы знать службу «с фундамента солдатского дела». Ярким примером подобного отношения является служба генералиссимуса А.В. Суворова. Он с 1 января 1748 г. начал действительную службу в качестве капрала в гвардейском Семеновском полку и лишь 25 апреля 1754 г. был произведен в первый офицерский чин - поручика. Производство в унтер-офицеры зависело от решения воинских начальников. Для присвоения этого звания требовались отличное поведение, определенная выслуга в звании рядового, знание основ службы и соответствующих предметов.

В начале XIX века в связи с увеличением численности армии и флота увеличилась потребность в унтер-офицерах. Ведь именно они должны были выполнять основные обязанности по оказанию помощи командиру роты в обучении новобранцев, в поддержании внутреннего порядка в частях и на кораблях.

В 1808 г. в России был сформирован 1-й учебный гренадерский батальон, «чтобы с лучшей удобностью снабжать армейские полки исправными унтер-офицерами», а в 1809 г. - 2-й учебный гренадерский батальон. Цель учреждения в 1811 г. 3-го батальона состояла в том, «чтобы подготовить унтер-офицеров в губернские батальоны с целью обучения и приготовления новобранцев».

Для подготовки унтер-офицеров в кавалерийские полки был учрежден учебный кавалерийский эскадрон, а в артиллерию - две учебные роты. Комплектование батальонов и учебных рот проводилось главным образом из числа так называемых кантонистов -солдатских детей и воспитанников военно-сиротских отделений.

В этот период развития Русской армии унтер-офицерские звания претерпевали изменения. С 1800 г. и до середины XIX века их называли подпрапорщиками, а с 1802 г. -кавалерийских, артиллерийских и егерских унтер-офицеров из дворян - юнкерами. К середине XIX века в Русской армии существовали такие звания унтер-офицеров: фельдфебель (помощник командира роты по внутреннему порядку и хозяйственным вопросам, в кавалерии - вахмистр), старший и младший унтер-офицеры (в артиллерии - фейерверкеры, на флоте - кондуктор, в казачьих частях -урядник) (см. схему).

5.jpg

Для различия званий младшие командиры носили на погонах поперечные нашивки (лычки). Старшему и младшему унтер-офицерам полагались нашивки из тесьмы: старшему - три; младшему - две. Фельдфебелю и вахмистру полагалась одна широкая нашивка из галуна.

Унтер-офицеры являлись промежуточным, связующим, звеном между офицерами, солдатами и матросами, способствующим успешному решению стоящих перед подразделениями задач.

В строевых частях пехоты, кавалерии, артиллерии и инженерных войск унтер-офицеры несли основную ношу в обучении солдат. В 1764 г. за ними законодательно закреплялась обязанность не только обучать нижние чины, но и воспитывать их.

2

«Основным фундаментом, на котором держалась старая армия, был унтер-офицерский состав, который обучал, воспитывал и цементировал солдатскую массу. От унтер-офицера целиком зависела судьба солдата. Унтер-офицеры имели хорошую боевую подготовку... в боевой обстановке, в большинстве своем являлись хорошими командирами».

Маршал Советского Союза Г.К. ЖУКОВ

Во второй половине XIX века с введением в России воинской повинности и сокращением сроков военной службы проблемы унтер-офицерской службы были пересмотрены.

В 1867 г. Военное министерство приняло решение о создании полковых учебных команд. Приказом по Военному ведомству в 1867 г. была введена Инструкция для специального обучения в войсках унтер-офицерских чинов. Срок обучения в учебных командах составлял 2 года. Учебные команды были учреждены при штабах всех пехотных и кавалерийских полков и в отдельных батальонах.

В эти учебные подразделения командиры рот направляли рядовых «хорошей нравственности, отличающихся способностями к службе и характером, необходимым для унтер-офицера», а также обладавших достаточной грамотностью. За время обучения солдаты должны были усвоить приемы строевой подготовки, свои права и обязанности. Кроме того, проводились занятия по Закону Божию, чтению, письму, арифметике, огневой подготовке, военной топографии, основам инженерного и санитарного дела. Преподавание носило практический характер, на классные занятия отводилось не более 16 часов в неделю. Руководство учебной командой возлагалось на назначенного для этой цели младшего офицера, который пользовался правами командира роты. В обучении принимали участие также полковой священник, врач и офицер, заведовавший оружием. По окончании учебы нижние чины возвращались в свои роты. Выдержавшие выпускной экзамен по представлению непосредственных начальников и приказом командира полка производились в унтер-офицеры и назначались на вакантные должности.

Роль унтер-офицеров в армии и на флоте с каждым годом возрастала. В Уставе внутренней службы их статус определялся следующим образом: «При нынешнем развитии армии унтер-офицеры должны быть действительными начальниками подчиненных им солдат». Там же был определен круг обязанностей в строю и вне строя, в быту и при обучении солдат.

Кроме должностных обязанностей унтер-офицеры привлекались к несению внутренней службы в качестве разного рода дежурных.

Серьезные обязанности они выполняли и при несении караульной службы. Так, в караул, начальником которого являлся унтер-офицер, назначалось до 28 солдат, то есть он мог нести службу по охране 7-8 постов. Причем на караульного унтер-офицера возлагалось значительно больше обязанностей, чем предусмотрено современными уставами в отношении помощника начальника караула.

Опытные унтер-офицеры являлись первыми помощниками офицеров в решении стоящих перед ротами и эскадронами задач. Состояние воинской дисциплины в частях Русской армии во второй половине XIX века оценивалось высоко благодаря усилиям не только офицеров, но и унтер-офицеров.

С введением в России в 1874 г. всесословной воинской повинности (обязательной военной службы) сроки службы в армии и на флоте стали короче. В этих условиях система подготовки унтер-офицеров в учебных командах была частично перестроена и усовершенствована. Это обстоятельство и явилось причиной выхода в 1875 г. приказа по Военному ведомству, которым объявлялось «Положение о приготовлении рядовых к унтер-офицерскому званию». По этому документу срок обучения в полковых учебных командах был установлен в один год.

Кроме обучения грамоте, общеобразовательным предметам кандидаты в унтер-офицеры изучали общевоинские уставы, организацию войск, службу и довольствие солдата, военно-уголовные законы.

В Русской армии существовали и специальные унтер-офицерские школы. Например, техническая и пиротехническая в Санкт-Петербурге. Они находились в ведении Главного артиллерийского управления и предназначались для подготовки: техническая - технических мастеров и мастеров-чертежников, пиротехническая - обер-фейерверкеров для артиллерийских управлений и заведений. Курс обучения в школах составлял три года. В Тульской и Ижевской оружейных школах готовили оружейных мастеров для войск, управлений и заведений. Из военно-фельдшерских школ армии выпускались медицинские и аптечные фельдшеры и т.д.

В условиях сокращения сроков службы унтер-офицеры приобретали служебный опыт, авторитет, методические навыки работы с подчиненными лишь к концу обязательной военной службы. Следовательно, задача подготовки младших командиров в конце ХТХ века осложнилась. Военное министерство стало всемерно поощрять оставление на службе унтер-офицеров, отслуживших положенный им срок. Количество сверхсрочных унтер-офицеров определялось с таким расчетом, чтобы на каждую роту, эскадрон, батарею приходилось по одному фельдфебелю (вахмистру) и не более двух взводных унтер-офицеров.

В соответствии с приказом военного министра от 1874 г. утверждалось «Положение о приеме на службу сверхсрочнослужащих унтер-офицеров». Унтер-офицеры, желавшие остаться на сверхсрочную службу, за месяц до истечения срока обязательной службы подавали рапорт по команде. В зависимости от наличия вакантных должностей и их «отличного поведения, служебной опытности и знания своего дела» командир полка имел право оставлять желающего служить еще на один год. Продление срока службы осуществлялось таким же образом через год.

Сверхсрочнослужащие унтер-офицеры пользовались определенными преимуществами, им назначались денежное вознаграждение, добавочное жалование к штатному содержанию в размере: фельдфебелю и вахмистру - 84 рубля, а старшему унтер-офицеру - 60 рублей год. В последующие годы суммы выплат увеличивались до 120 рублей. По окончании десятого года службы им вручался знак отличия ордена Св. Анны, за дальнейшую службу - серебряные и золотые медали для ношения на шее. А после пятнадцати лет непрерывной службы сверхсрочнослужащие унтер-офицеры имели право выходить на пенсию.

Для увеличения числа сверхсрочнослужащих в Риге (1887 г) был учрежден учебный унтер-офицерский батальон. Курс обучения в нем был двухлетним. Поступать туда могли как военнослужащие, так и гражданские лица,

которые по окончании производились в унтер-офицеры и распределялись по воинским частям. При этом все обучавшиеся в батальоне были обязаны прослужить в войсках четыре года, пользуясь правами сверхсрочнослужащих. Сверхсрочнослужащие унтер-офицеры выполняли большой круг обязанностей в обучении и воспитании нижних чинов роты. Они отвечали за порядок в своих подразделениях, нравственный облик и поведение рядовых, успешное обучение подчиненных. Назначали нижних чинов в наряды на службу и на работы, увольняли солдат из подразделения, производили вечернюю проверку и докладывали командиру роты, взвода обо всем случившемся в роте, во взводе за день.

Уставами, положениями, инструкциями в Русской армии определялась и закреплялась ведущая роль унтер-офицеров. На эту категорию командиров возлагались наиболее трудоемкие обязанности по поддержанию боевой готовности роты, сохранению имущества и выполнению специальных обязанностей.

Центральной фигурой младшего командного состава Русской армии являлся фельдфебель (вахмистр), который подчинялся командиру роты, был его первым помощником по внутреннему порядку и хозяйственным вопросам.

Вторым по значимости являлся старший унтер-офицер - начальник всех солдат своего взвода. Старшие унтер-офицеры занимали должности помощников командиров взводов. Они отвечали за порядок во взводе, нравственный уровень и поведение рядовых, за успехи подчиненных в боевой учебе.

Младшими унтер-офицерами, непосредственными начальниками рядовых, были командиры отделений. Они являлись помощниками старших унтер-офицеров.

В вопросах обучения и воспитания солдат офицерский состав полностью доверял младшим командирам, что способствовало появлению у унтер-офицеров самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и волевых качеств.

Таким образом, к концу XIX столетия подготовка младшего командного состава Русской армии получила четкую организацию. Основой ее стали полковые учебные команды, а также отдельные учебные батальоны и эскадроны при штабах некоторых военных округов.

С упразднением воинских чинов после революции 1917 г. не стало и унтер-офицерских званий. Опыт подготовки унтер-офицеров Русской армии широко был использован в конце 30-х годов XX века и после Великой Отечественной войны в Вооруженных Силах СССР. В армии были введены воинские звания младший сержант, сержант и старшина. В соответствии с приказом наркома обороны СССР от 2 ноября 1940 г. был установлен порядок их присвоения, а также введено ношение петлиц и знаков различия младшего начальствующего состава. Младший командный состав стал именоваться сержантским (старшинским). Такое название не изменилось и до настоящего времени.

Длительное время младшие командиры Советской армии готовились в полковых и дивизионных школах. Курс обучения в них в различное время составлял от трех месяцев до одного года. Качество подготовки было в них достаточно высоким. В конце 50-х годов XX века вместо полковых и дивизионных школ были созданы учебные части (полки, отряды, а в последующем учебные дивизии), в которых готовились младшие командиры для всех видов Вооруженных Сил и родов войск. Будущим младшим командирам в ходе учебы прививались знания и навыки, необходимые для умелого командования отделениями, экипажами, расчетами в различных условиях деятельности, грамотного обслуживания боевой техники и вооружения и применения их в боевой обстановке. Особое внимание уделялось овладению ими методикой обучения и воспитания своих подчиненных. В современных условиях строительства Вооруженных Сил опыт, накопленный нашими предшественниками, просто необходим. Не растерять, не забыть его, найти ему достойное место в процессе подготовки младших командиров - одна из главных задач командиров всех степеней, отвечающих за воспитание и обучение подчиненных.

Методические рекомендации

При рассмотрении данной темы с сержантами и старшинами очень важно отметить, что в армии институт младших командиров существовал во все времена. Военачальники всегда опирались на них. Иначе невозможно было бы вести бой или просто руководить войсками в повседневной их деятельности. Поэтому историю зарождения и становления этой категории военнослужащих необходимо знать младшим командирам Вооруженных Сил Российской Федерации.

Руководителю группы ОГП необходимо на занятии рассказать об основных этапах и особенностях становления корпуса младших командиров Русской армии за трехвековой период, их влиянии на поддержание боевой готовности войск, сформулировать рекомендации по использованию материалов темы занятия в практике работы сержантов и старшин с подчиненными.

При этом надо отметить, что проблема формирования корпуса сержантов в современной Российской армии является одной из центральных. Без ее разрешения невозможно качественно осуществить военную реформу армии. Вот почему военные реформы Петра 1 (1701 - 1716), Д. Милютина (I860 - 1874) и Л. Редигера (1905 - 1912) в области подготовки унтер-офицеров явились важнейшем звеном в решении сложнейших задач, связанных с перестройкой Русской армии.

Накануне занятий по данной теме в подразделениях целесообразно проведение следующих мероприятий:

- в часы самостоятельной работы организовать разъяснение сержантам и старшинам обязанностей и прав военнослужащих, Законов «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», текста Военной присяги;

- подготовить наглядные пособия, схемы и диаграммы по данной теме, выпуски стенной печати, с помощью которых рассказать о лучших сержантах, отличниках учебы;

- организовать просмотр художественных фильмов (или подобранных кадров из них) по военно-патриотической тематике;

- подобрать из художественной и военно-мемуарной литературы, кинофильмов, периодической печати наиболее яркие примеры героизма и мужества младших командиров в истории Российской армии.

В ходе занятия было бы правильно организовать выступления ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий в Афганистане и Чечне.

В завершение руководителю занятия необходимо привести примеры исполнительности и отличной службы сержантов своего коллектива и сделать вывод по теме занятия.

Рекомендуемая литература:

1. Бородин Н., Хасанов Р. История и традиции младшего командного состава Российской армии и флота// Ориентир. - 2001. - № 9.

2. Левчук В. Где же вы, товарищ сержант? // Ориентир. - 2002. - № 9.

3. На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его Вооруженных Силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ. - М., 1999.

4. Кутищев В. Унтер-офицерский фундамент армии // Независимое военное обозрение. №4 от 10.02. 2005.

5. Чиненный С. Унтер-офицеры Русской армии // Независимое военное обозрение. № 12 от 7.04. 2000.

Подполковник

Роберт ХАСАНОВ,

кандидат исторических наук

«Ориентир» 2005.09


Просмотр

Скачать101.5 Кбайт


Все документы



Материалы по теме

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.

14 Апреля 2020

1. Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.
2. Вода как основное огнетушащ ее средство....

Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.

14 Апреля 2020

1.Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной...

Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.

14 Апреля 2020

1. Требования безопасности при разведении костров
2. Требования безопасности при производстве...

Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды

14 Апреля 2020

1. Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных...

Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы

14 Апреля 2020

1. Назначение пожарных команд. Порядок несения службы.
2. Назначение пожарных расчетов....



Документы

06 Мая 2020 00:00

Указы Президента

Указ Президента РФ от 06.05.2020 № 308

"О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"

Просмотр

Скачать404.6 Кбайт

24 Апреля 2020 00:00

Постановления

Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 N 581

"О внесении изменения в пункт 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом"

22 Апреля 2020 00:00

Постановления

Постановление Правительства РФ от 22.04.2020 N 565

"О приостановлении действия абзаца третьего пункта 17 Правил предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг"

Просмотр

Скачать90.7 Кбайт

Все документы
00:00