Конституционные основы государственного устройства Российской Федерации

Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Информационный портал для военнослужащих

Конституционные основы государственного устройства Российской Федерации


01 февраля 2019 00:00

Категория: Военно-политическая подготовка

1. Основы конституционного строя Российской Федерации.
2. Органы государственной власти России и их полномочия.

ВОПРОСЫ:

1. Основы конституционного строя Российской Федерации.

2. Органы государственной власти России и их полномочия.

Российское государство провозглашено и строится как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Эти наиболее принципиальные его черты и составляют основы конституционного строя, на которых основывается деятельность органов государственной власти России.

1

При демократическом политическом режиме, действующем в соответствии с конституцией, должно обеспечиваться подчинение всех членов общества государственному праву. Для этого необходимо, чтобы государство реализовало свою власть в соответствии с определенными принципами. Важнейшие из них возводятся в ранг конституционных и составляют основы конституционного строя.

Под основами конституционного строя государства понимаются главные его принципы, обеспечивающие подчинение государства праву и характеризующие его как конституционное государство.

Конституционный строй это совокупность основополагающих базовых общественных отношений, урегулированных конституционно-правовыми нормами, которые закрепляют народовластие, права и свободы гражданина, федерализм, суверенитет, а также принципы организации государственной власти и местного самоуправления.

Конституция РФ устанавливает целостную систему принципов конституционного строя:

- права и свободы человека, гражданина как высшая ценность;

- народовластие и республиканская форма правления;

- федеративное устройство;

- разделение властей;

- государственный суверенитет;

- верховенство права;

- политическое и идеологическое многообразие;

единство экономического пространства и свобода экономической деятельности;

- социальный характер государства;

- светский характер государства;

- признание и гарантирование местного самоуправления.

Все эти положения содержатся в Главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». Они определяют все последующее содержание Основного Закона, и им не могут противоречить никакие другие его, нормы. Положения Главы 1 Конституции РФ, устанавливающие основы конституционного строя, не подлежат пересмотру путем внесения в Конституцию поправок и изменений - возможно только принятие новой Конституции.

Статья 1 Конституции определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Характеристика России как демократического государства выражает необходимость обеспечения в стране реального действия прав и свобод человека, народовластия, идеологического и политического плюрализма, разделения властей, а также местного самоуправления.

Конституция РФ, обладая высшей юридической силой и имея прямое действие на всей территории России, закрепляет основные политические права человека и гражданина на уровне международных стандартов (свобода слова, право на объединение, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и т.д.) и должна соблюдаться всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Права и свободы человека признаются высшей ценностью. Государство обязано соблюдать и защищать их.

Единственным источником власти в России, носителем ее суверенитета является многонациональный народ. Это значит, что наша страна провозглашается государством народовластия. Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, а также свободное осуществление ее народом в соответствии с его суверенной волей и конкретными интересами непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

Характерным атрибутом демократического государства является принцип идеологического многообразия. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Данный принцип дополняется также конституционным признанием многопартийности или принципом политического плюрализма. Последний способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность более широких слоев населения, легализует политическую оппозицию, способствует преодолению апатии и отчуждения граждан от власти. Политический плюрализм выражается в свободе политических мнений и политических действий, дает возможность гражданину не только состоять в любой действующей в рамках Конституции РФ партии, но и быть беспартийным. Его проявлением является деятельность независимых объединений граждан.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на: законодательную, исполнительную и судебную.

Чтобы обеспечить реализацию принципа разделения власти, не только в верхних ее эшелонах, но и во всей иерархии, предусматривается соединение этого принципа с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.

Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Это означает, что государство само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные организации и граждане.

Правовое государство - это конституционное государство. Конституция является центром правовой системы, на ее базе строится весь механизм законности государства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

Основы государственного, территориального устройства России определены в статье 5 Конституции РФ и основаны на принципе федерализма.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет и равноправие наций, проживающих на территории Российской Федерации. Суверенитет наций - это верховенство и независимость в решении вопросов внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями. Их свободное волеизъявление - в избрании формы своей национальной государственности. Равноправие наций означает равенство прав наций во всех вопросах государственного строительства, развитие национальной культуры, в том числе и национального языка и литературы.

Конституция РФ установила в государстве республиканскую форму правления. Российская Федерация - смешанная республика, так как одновременно обладает признаками и президентской, и парламентской республики. Верховная государственная власть и местное самоуправление в стране осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок, что представляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия.

В статье 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация - это светское государство, в котором не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Статья 28 гарантирует каждому гражданину свободу совести, свободу вероисповедания.

Статьей 7 Конституции РФ заложено в основу конституционного строя понятие «социальное государство». Это означает, что главной задачей государства является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности и характеризуется ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей. Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должны быть также делом его ума, рук, инициативы, а основа социальной государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

Основой экономической системы любого государства является регулирование отношений собственности. В Конституции РФ собственность регламентирована значительно шире, чем в большинстве зарубежных конституций. Прежде всего закреплено наличие различных форм собственности, в равной мере защищенных государством. В соответствии со статьей 6 Конституции это: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особо следует отметить статью 36, закрепившую право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, придав ему статус одного из основных конституционных прав граждан и их объединений.

Наличие в государстве конституции не означает, что в нем уже установлен конституционный строй. Прежде всего должно обеспечиваться подчинение праву, что достигается деятельностью органов государственной власти через осуществление ими своих полномочий на благо России и ее граждан.

2

Рассматривая структуру и деятельность органов государственной власти, необходимо раскрыть понятийный аппарат этой сферы деятельности.

Схема

Аппарат государства - это целостная, иерархическая система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих работу по реализации управленческой, обеспечительной и охранительной функций государства.

Государственный орган - это политическое учреждение, участвующее в реализации функций государства и наделенное для этого соответствующими полномочиями.

В Конституции РФ закрепляется фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации.

Президент Российской Федерации, являясь главой государства и выполняя задачи, возложенные на него Конституцией РФ, обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти, законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

В настоящее время при Президенте России создан Государственный совет Российской Федерации, который является совещательным органом.

Совет безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Совет безопасности Российской Федерации рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.

В соответствии с Конституцией РФ для обеспечения деятельности и реализации полномочий Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации: организует исполнение законов, контролирует законодательный процесс. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, заместителя Председателя Правительства РФ, федеральных министров, руководителей служб и агентств.

Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе для рассмотрения федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет управление федеральной собственностью, предпринимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности и реализации внешней политики Российской Федерации, меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Федеральное собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Оно принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти, участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы и является постоянно действующим органом.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Один от представительного и один от исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается на четыре года. Палаты заседают раздельно.

Судебная власть в Российской Федерации (Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации) имеет право законодательной инициативы. Суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. Свою деятельность судебная власть осуществляет посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции между: федеральными органами государственной власти; органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. Кроме этого, данный судебный орган по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом, по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В субъектах Российской Федерации власть осуществляют органы государственной власти на местах, составляющие систему из законодательного, исполнительного и иных органов государственной власти.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, федеральными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти и соответствующие органы субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и не входит в систему органов государственной власти.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. В статье 15 Конституции РФ указано «Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Кроме этого, в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля на территории страны образовано семь федеральных округов - структурных единиц политического деления России:

• Центральный федеральный округ;

• Северо-Западный федеральный округ;

• Северо-Кавказский федеральный округ;

• Приволжский федеральный округ;

• Уральский федеральный округ;

• Сибирский федеральный округ;

• Дальневосточный федеральный округ.

В каждом округе Президентом назначен полномочный представитель, который подчинен только ему. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах своих «владений». Полномочный представитель должен обеспечивать и реализацию кадровой политики главы государства.

Примечательно, что большинство представителей Президента -выходцы из силовых структур. Это особый тип государственного человека, более дисциплинированного, сохранившего навыки управления, верящего, что власть осуществляется не в корыстных интересах, а на благо всей страны, всего народа.

Методические рекомендации

В связи с тем, что данная тема раскрывает конституционные основы государственного устройства России, рекомендуется во вступительной части занятия напомнить слушателям о возникновении и развитии конституционных основ в СССР и Российской Федерации. Необходимо рассказать слушателям об историческом периоде от конституционно-правового оформления Республики Советов, которое произошло на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 года, где была принята первая Конституция РСФСР, до наших дней.

В ходе изложения основного материала темы занятия следует акцентировать внимание слушателей на изменениях, произошедших в нашем государстве с момента принятия ныне действующей Конституции РФ 1993 года до настоящего времени. При этом целесообразно обратить внимание военнослужащих на основные конституционные положения, составляющие основу нашего государственного устройства.

В связи с тем, что в России произошла реформа органов исполнительной власти, необходимо подробно рассказать о реорганизованных и вновь образованных министерствах, службах и агентствах, используя материалы прошлогодних публикаций в нашем журнале на эту тему, где подробно рассмотрены преобразования в органах исполнительной власти России.

В заключение занятия рекомендуется ответить на вопросы слушателей и подвести итоги, а также отметить положительные стороны и недостатки, выявленные в ходе занятия.

Рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации: Комментарий Конституционного суда РФ, официальный текст. Принятие и вступление в силу поправок к Конституции РФ. -М.: Юрайт, 1998.

2. Байбаков Т., Гордиевский А. Конституционные основы государственного устройства РФ // Ориентир. - 2004. -№11.

3. Мугинов Р., Галустова Е. Основы конституционного строя и государственная власть в Российской Федерации // Ориентир. - 2003. - № 10.

4. Чаевич А. государственно-политическое развитие и конституционные основы Российской Федерации // Ориентир. - 2000. - № 8.

5. Чаевич А. Конституционные основы Российской Федерации // Ориентир. -2001.-№11.

 Майор юстиции

Сергей НИКУЛОЧКИН

«Ориентир» 2005.11



Просмотр

Скачать135 Кбайт


Все документы



Материалы по теме

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.
Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.

14 апреля 2020

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках. Вода как основное огнетушащее средство....

Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.
Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.

14 апреля 2020

1.Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной...

Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.
Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.

14 апреля 2020

1. Требования безопасности при разведении костров
2. Требования безопасности при производстве...

Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды
Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды

14 апреля 2020

1. Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных...

Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы
Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы

14 апреля 2020

1. Назначение пожарных команд. Порядок несения службы.
2. Назначение пожарных расчетов....

Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара
Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара

14 апреля 2020

Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара



Новости

25 сентября 2020 21:42

НАТО активизирует свою активность возле границ РФ

Учения НАТО возле российских границ проходят все чаще. При этом Россия настроена на конструктивный диалог с североатлантическим альянсом. Об этом сообщил начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ Валерий Герасимов на брифинге с военными атташе иностранных государств, после окончания учения "Кавказ-2020". Подводя предварительные итоги учений, он отметил, что этим мероприятием завершается цикл оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил.

25 сентября 2020 21:30

Учения "Кавказ-2020" завершились массовой высадкой десанта

На одном из крупнейших российских военных полигонов Капустин Яр прошла финальная стадия стратегического учения Минобороны "Кавказ-2020". За маневрами наблюдали президент РФ Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу, а также военные атташе из 70 стран.

25 сентября 2020 12:49

В октябре пособия и пенсии поступят только на карты "МИР"

С 1 октября 2020 года прекратится начисление детских пособий и пенсий на карты иностранных платежных систем. Получателям государственных выплат необходимо оформить карту "МИР", сообщили в Пенсионном фонде.

Все новости
00:00