ВОПРОСЫ:
1 Международное гуманитарное право- общие положения.
2. Ограничения и запреты, которые необходимо учитывать при организации и ведении боевых действий.
При организации и ведении боевых действий командиры и начальники Вооруженных Сил РФ, добиваясь выполнения поставленных боевых задач, должны учитывать нормы международного гуманитарного права (МГП) и способствовать тому, чтобы их подчиненные не нарушали его принципов.
1
МГП представляет собой применяемую в период вооруженных конфликтов систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или являющихся следствием установившихся обычаев ведения боевых действий. Это свод норм, направленных на то, чтобы в период вооруженного конфликта предоставить защиту лицам, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях, а также на то, чтобы ограничить методы и средства ведения войны.
Нормы МГП вступают в действие, когда начался вооруженный конфликт. Они применяются в равной степени ко всем сторонам, участвующим в конфликте. Их действие прекращается с общим окончанием боевых действий, а на оккупированной территории -по окончании оккупации. Лица и объекты, окончательное решение участи которых будет принято позднее, остаются под защитой МГП.
М ГП призвано облегчить причиняемые войной страдания, предоставляя, насколько возможно, защиту и помощь жертвам войны. Причем не рассматриваются причины применения силы или законность конфликта. Право регламентирует только те его аспекты, которые имеют исключительно гуманитарный характер, а его положения применяются одновременно ко всем сторонам конфликта независимо от того, по какой причине он возник и насколько справедлива борьба, ведущаяся той или иной стороной. МГП не рассматривает вопрос о праве государств применять силу. Он регламентируется в Уставе ООН.
МГП нередко ошибочно отождествляют с правом прав человека. Следует отметить, что идеи, лежащие в основе МГП и права прав человека, частично пересекаются.
Однако они развивались независимо друг от друга и на сегодняшний день представляют собой две самостоятельные отрасли международного права. Международное гуманитарное право является важной составной частью международного публичного права (см. схему).
Цель МГП состоит в том, чтобы облегчить, насколько это возможно, бедствия и лишения, приносимые боевыми действиями. Оно при любых обстоятельствах обеспечивает гуманное обращение во время вооруженных конфликтов к лицам, непосредственно не принимающим участия в боевых действиях, включая и тех, которые перестали принимать в них участие вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине. МГП применяется без дискриминации по причинам расы, цвета кожи, вероисповедания, происхождения, имущественного положения или других подобных критериев. В частности, в отношении таких лиц запрещаются:
- посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность;
- взятие их в заложники;
- посягательство на их человеческое достоинство, в том числе, оскорбительное и унижающее обращение;
- коллективные наказания;
- оставление их без помощи в случае ранения или болезни;
- угрозы совершения любых из вышеуказанных действий;
- их осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом.
Кроме того, международное гуманитарное право предоставляет гарантии защиты объектам, не имеющим военного значения.
2
МГП устанавливает ряд ограничений и запретов на применение воюющими сторонами способов (методов) и средств ведения боевых действий. Определяет правовое положение (статус) лиц и объектов, находящихся в зоне ведения боевых действий. Регламентирует права и обязанности лиц, находящихся под защитой МГП, а также устанавливает ответственность государств и отдельных лиц за нарушение норм МГП.
С целью избежания излишних страданий и неоправданных жертв среди гражданского населения и причинения обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде, сопряженного с боевыми действиями, устанавливаются запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий.
К запрещенным способам (методам) ведения боевых действий относятся:
- убийство или ранение гражданских лиц;
- убийство или ранение лиц, которые, сложив оружие или не имея средств защищаться, сдались в плен;
- убийство парламентера и сопровождающих его лиц;
- нападение на лиц, покидающих на парашюте терпящее бедствие воздушное судно и не совершающих враждебных действий в течение всего времени спуска на землю и по приземлении на территории, контролируемой противником, до предоставления возможности сдаться в плен (за исключением лиц, совершающих десантирование в составе воздушных десантов и в других случаях, использующих десантирование с парашютом для выполнения боевой задачи);
- принуждение подданных противной стороны принимать участие в боевых действиях, направленных против их государства, даже в том случае, если они были на его службе до начала войны;
- отдача приказа никого не оставлять в живых, угроза этим или ведение боевых действий на этой основе;
- взятие заложников;
- вероломство;
- использование не по назначению международной отличительной эмблемы Красного Креста (Красного Полумесяца), международных отличительных знаков гражданской обороны и культурных ценностей, международного специального знака особо опасных объектов, белого флага парламентера, других международно-признанных отличительных знаков и сигналов, использование форменной одежды противника и отличительной эмблемы ООН, кроме как с разрешения этой организации;
- нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов (целей), которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам, несоразмерных преимуществу над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий;
- террор в отношении гражданского населения;
- использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей; уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для выживания;
- нападение на медицинские формирования, санитарно-транспортные средства, имеющее надлежащие отличительные эмблемы (знаки) и использующие установленные сигналы;
- огневое поражение населенных пунктов, портов, жилищ, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях;
- уничтожение культурных ценностей, исторических памятников и других объектов, составляющих культурное или духовное наследие народов, а также их использование в целях достижения успеха в боевых действиях;
уничтожение или захват собственности противника, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью;
- отдача на разграбление города или местности.
К запрещенным средствам ведения боевых действий относятся:
- пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в теле человека как специально произведенные, так и приспособленные к такому воздействию впоследствии;
- снаряды весом менее 400 граммов, которые являются разрывными или снаряженные взрывчатым или зажигательным составом;
- любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении поражений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;
- яды или отравленные боевые средства;
- химическое оружие, в том числе химические средства, а также снаряды для их применения;
- бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;
- средства воздействия на природную среду, которые имеют обширные, долговременные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда;
- мины, мины-ловушки или другие устройства, специально спроектированные для срабатывания от излучения миноискателя или иного неконтактного влияния в ходе разведки (поиска) мин;
- любые самодеактивирующиеся мины, оснащенные элементом неизвлекаемости, который может функционировать после приведения самой мины в неработоспособное состояние;
- противопехотные мины, которые не обнаруживаются при помощи общедоступных миноискателей;
- мины-ловушки, устанавливаемые вне военных объектов и каким-либо образом соединенные или ассоциирующиеся с международными отличительными эмблемами (знаками или сигналами): больными, ранеными или трупами; местами захоронения (кремации), могилами; медицинскими объектами, оборудованием, имуществом или транспортом; детскими игрушками или предметами, специально предназначенными для детей; продуктами питания или напитками; кухонной утварью и принадлежностями (за исключением находящихся в воинских частях); предметами явно религиозного характера; историческими памятниками, произведениями искусства или местами отправления культа; животными или их трупами;
- самодельные мины-ловушки, выполненные в форме безвредных предметов;
- дистанционно установленные мины, не соответствующие техническим требованиям, закрепленным в соответствующем международном договоре;
- лазерное оружие, специально предназначенное для причинения постоянной слепоты органам зрения человека, не использующего оптические приборы;
- зажигательное оружие при любых обстоятельствах против гражданского населения и гражданских объектов, а также для уничтожения лесов и иного вида растительного покрова, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются противником в военных целях.
Лица, виновные в нарушении норм МГП, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации привлекаются к уголовной ответственности. К таким нарушениям относятся:
преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая медицинские, биологические эксперименты, умышленное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение вреда здоровью;
- умышленное нападение на человека, когда известно, что он прекратил принимать участие в боевых действиях, повлекшее его смерть или серьезное телесное повреждение, или ущерб здоровью;
- взятие заложников;
- умышленное превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в боевых действиях, в объект нападения, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью;
- незаконный арест;
- умышленное вероломное использование международных и национальных отличительных эмблем, знаков, флагов и сигналов, если оно является причиной смерти или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью;
- незаконные депортация или перемещение гражданского населения оккупированной территории за ее пределы;
- принуждение военнопленных и других лиц противной стороны к службе в своих вооруженных силах и (или) участию в боевых действиях, направленных против их собственной страны;
- незаконное произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью;
- умышленное совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизней, ранений среди,, гражданских лиц или ущерба гражданским объектам;
- умышленное совершение нападения на особо опасные объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизни, ранений среди гражданских лиц или ущерба гражданским объектам по отношению к прямому военному преимуществу, которое предполагается получить;
- умышленное превращение в объект нападения ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые являются культурным или духовным наследием народов (им специальным соглашением, заключенным в рамках компетентной организации, представляется особая защита), когда не имеется свидетельства об использовании таких объектов противной стороной для поддержки военных усилий и такие исторические памятники, произведения искусства и места отправления культа не находятся в непосредственной близости от военных объектов;
- умышленное превращение необоронямых местностей и демилитаризованных зон в объект поражения, если оно является причиной смерти, или серьезных телесных повреждений, или ущерба здоровью;
- умышленное лишение права лиц, находящихся под защитой МГП, на беспристрастное и нормальное судопроизводство.
За нарушения норм международного гуманитарного права, не влекущих уголовную ответственность, военнослужащие привлекаются к ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации и нормативными правовыми актами, предусматривающими их материальную ответственность.
Жертвы вооруженных конфликтов пользуются уважением и находятся под защитой МГП на территории, контролируемой войсками, если они воздерживаются от любых враждебных действий по отношению к вооруженным силам.
Как в ходе боевых действий, так и после выполнения поставленной задачи командир обязан принять меры по розыску и сбору раненых и больных, независимо от их принадлежности, оградить их от мародерства и обеспечить им необходимый уход и защиту. Всем раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, предоставляется в максимально возможной форме и в кратчайшие сроки медицинская помощь и уход. Между этими людьми не проводится никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских.
Статус военнопленного и право на соответствующее обращение вступают в силу с момента взятия в плен и действуют до его окончательного освобождения и репатриации.
С военнопленными необходимо обращаться гуманно, защищать их от актов насилия, запугивания, оскорбления и любопытства окружающих. Они полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой пользовались до захвата в плен. К офицерам и приравненным к ним военнопленным следует относиться с уважением, полагающимся их званию и возрасту.
Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах государства, держащего их в плену.
Допрос военнопленных должен проводиться на языке, понятном для них, без применения пыток и других мер принуждения. Каждый из них при допросе обязан сообщить свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер или другую равноценную информацию.
Военнопленному, с момента взятия в плен и не позднее 7 дней после прибытия в сборный пункт для военнопленных, в том числе и временный, а также в случае заболевания, отправки в медицинский пункт (госпиталь) и другой сборный пункт для военнопленных, предоставляется возможность заполнить и отправить в Центральное Справочное Агентство карточку-извещение о взятии в плен. Кроме того, он имеет право письменно сообщить своей семье о состоянии своего здоровья и факте взятия в плен.
Трудоспособные военнопленные из числа рядового состава могут привлекаться к выполнению работ невоенного характера, не связанных с риском для их жизни или здоровья, с учетом их возраста, пола, а также физических способностей. Привлечение к опасным видам работ (в том числе разминированию) может осуществляться только с их письменного согласия.
Военнопленные из числа командного состава могут привлекаться к работам только в качестве руководящих лиц или контролирующих работу других военнопленных из числа рядового состава.
Гражданское население и отдельные гражданские лица находятся под защитой, которая в дополнение к другим нормам МГП запрещает превращать их в объекты нападений, использовать гражданское население и отдельных гражданских лиц для защиты определенных пунктов, районов или военных объектов от нападения.
Женщинам и детям обеспечивается защита от различных непристойных посягательств.
Запрещается нападение, уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для выживания гражданского населения, если они не используются для поддержания существования исключительно личного состава воинских частей (подразделений) противника или прямой поддержки их боевых действий.
Медицинский и духовный персонал противника пользуется уважением и покровительством и не может быть объектом нападения, если этот персонал при проверке не совершал действий, выходящих за рамки его профессиональных (медицинских или духовных) обязанностей и воздерживается от участия в боевых действиях; если указанные лица соблюдают установленные правила опознавания. Представление защиты может быть прекращено только после предупреждения с установлением в соответственных случаях разумного срока и после того, как такое предупреждение не было принято во внимание.
Захваченный временный медицинский персонал противника (личный состав вооруженных сил, специально обученный для использования его в качестве санитаров, санитарок или носильщиков для розыска, подбирания, перевозки или для лечения раненых и больных) получает статус военнопленных и при необходимости может использоваться для выполнения своих медицинских функций в соответствии с уровнем собственной специальной подготовки.
Захваченный духовный персонал противника должен иметь возможность свободно выполнять свои обязанности до тех пор, пока удерживающая сторона сама не будет в состоянии обеспечивать духовную помощь. Положения, относящиеся к захваченному медицинскому персоналу противника, распространяются по аналогии на захваченный духовный персонал.
Запрещается привлечение задержанного медицинского и духовного персонала к выполнению работ, не связанных с его медицинскими или духовными обязанностями.
Все военнослужащие обязаны соблюдать правила действий войск на оккупированной территории.
Запрещается принуждать население оккупированной территории служить в вооруженных или вспомогательных силах оккупационных войск, захватывать в качестве заложников другого воюющего, а также заставлять его давать сведения об армии или о средствах ведения боевых действий. Жизнь, семья, собственность, обычаи гражданского населения должны уважаться. Вместе с тем население оккупированной территории может привлекаться к принудительному труду в пределах оккупированной территории в интересах жизнеобеспечения оккупационных войск или самого гражданского населения, поддержания общественного порядка, кроме привлечения к работе на военных объектах и оборонительных сооружениях.
Запрещается депортация гражданского населения с оккупированной территории на территорию другого государства. В целях обеспечения безопасности гражданского населения или ввиду военной необходимости допускается его временная эвакуация в глубь оккупированной территории, за исключением случаев, когда это невозможно.
Запрещается уничтожение имущества, являющегося государственной, коллективной или частной собственностью, в котором нет необходимости для ведения боевых действий.
На оккупированной территории в целях обеспечения безопасности допускается разоружение персонала местной гражданской обороны, вместе с тем, запрещается ограничение его деятельности, затрудняющей выполнение функциональных задач и способной отрицательно отразиться на интересах гражданского населения.
Временно и только в случае крайней необходимости допускается реквизиция гражданских больниц для ухода за ранеными и больными военнослужащими при условии, что будет обеспечено лечение и надлежащий уход за больными, находящимися в этих больницах и обеспечиваться нужды гражданского населения в медицинской помощи.
Методические рекомендации
При изучении настоящей темы занятия следует учесть, что международное гуманитарное право возникло в значительной мере как право воины. Поэтому главное внимание уделялось определению правовых оснований для начала войны и установлению правил ведения военных действий. Что касается защиты жертв войны, раненых, пленных, мирного населения, то эта проблема привлекла внимание международного права лишь во второй половине XIX века. Поэтому необходимо иметь четкое представление о значении законов и обычаев войны и источниках, регулирующих правоотношения в ходе вооруженных конфликтов.
Следует уяснить, что во время вооруженного конфликта население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к вооруженным силам и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В свою очередь международное право различает две категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и не участвующие в сражениях (некомбатанты). В силу этого, опираясь на знание международных документов, следует знать правовое положение каждой из указанных групп.
В ходе изучения предложенного материала важно уяснить запрещенные способы (методы) и средства ведения боевых действий, которые всем командирам и начальникам необходимо учитывать при организации и ведении боевых действий.
Поскольку данная тема изучается всеми категориями военнослужащих, руководителям групп ОГП важно, используя «Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации», напомнить слушателям в части их касающиеся основные положения из этого документа.
Рекомендуемая литература:
1. Батырь В., Гордиевский А. Международное гуманитарное право о законах и обычаях войны // Ориентир. - 2002. - № 8.
2. Гордиевский А. Под защитой права // Ориентир. - 2003. - № 8.
3. Коржев В., Шаковец О. Международно-правовая регламентация вооруженных конфликтов и миротворческих операций // Ориентир. - 2001. - № 5.
5. Право на поле брани. Учебный видеофильм по общественно-государственной подготовке военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации / МККК. -2000.
6. Румянцев Н. Международное законодательство о правовом положении участников боевых действий и миротворческих операций // Ориентир. - 2000. - № 4.
Полковник юстиции
Виктор КОРЯКИН,
помощник начальника ГУВР ВС РФ - начальник юридической службы,
доктор юридических наук.
Подполковник
Андрей КОЛЯСНИКОВ,
начальник группы отдела ОГП и информирования
войск ГУВР ВС РФ
«Ориентир» 2005.12