Поиск по сайту

Дисциплинированность - важнейшее качество личности воина

31 октября 2018 12:04


1. Значение и сущность дисциплины в военном деле.
2. Самодисциплинирование как условие развития личности воина.


ВОПРОСЫ:

1. Значение и сущность дисциплины в военном деле.

2. Самодисциплинирование как условие развития личности воина.

Воинская дисциплина является одним из основополагающих факторов боеготовности войск. Она есть суть и основа воинского порядка и службы.

1

Слово «дисциплина» впервые появилось в русской военной литературе в указе Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь тому, «... чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и хранящих добрый порядок и дисциплину». Слово «дисциплина» стало употребляться как синоним порядка и послушания.

Под дисциплиной следует считать определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. С учетом выделения наиболее важных сфер человеческой деятельности она может подразделяться на: государственную, общественную, финансовую, производственную, спортивную, школьную, технологическую, воинскую и т.п.

Воинская дисциплина, являясь разновидностью государственной, имеет свою специфику. Она отражает особенности воинского труда, характер и условия деятельности Вооруженных Сил.

Суть воинской дисциплины четко изложена в Дисциплинарном уставе ВС РФ. В нем указывается, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, на его личной преданности своему народу.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

- быть верным военной присяге, строго соблюдать Конституцию и законы РФ;

- выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;

- стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;

- быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайны;

- поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

- оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости:

- с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать недостойных поступков и удерживать других от них, содействовать защите чести и достоинства граждан.

В этих требованиях, как в кодексе воинской чести, изложены ясно и определенно требования к воинам со стороны государства и народа. Но только глубокие убеждения, основанные на осознании и личном их принятии, делают воинскую дисциплину реальной и прочной основой высокого воинского порядка и морального духа войск.

Душой воинской дисциплины является повиновение, т.е. беспрекословное, сознательное подчинение командирам, точное выполнение их приказов, распоряжений, команд. А.В. Суворов отмечал, что «вся твердость воинского правления основана на послушании, которое должно содержа но свято... От послушания родитца попечительное и непринужденное наблюдение каждого своей должности из его честолюбия в ее совершенстве, а в сем замыкается весь воинский распорядок». Не овладев искусством повиновения, невозможно искусно управлять, считал великий полководец, который прежде чем стать офицером семь лет отслужил в «нижних» чинах.

Беспрекословное выполнение приказов не исключает возможности для проявления разумной инициативы и творчества в воинской службе. Более того, уставы требуют от военнослужащих в сложных ситуациях принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность за их исполнение, идти на благоразумный риск.

Каждый солдат (сержант) обязан помнить, что без крепкой воинской дисциплины невозможна высокая боеготовность подразделения (части). Чтобы действовать четко и слаженно, укладываясь в боевые нормативы расчетов, необходимо умение понимать командира, друг друга с полуслова, подчиняя всю свою личностную организацию общему делу, интересам выполнения боевой задачи.

Особенно высокие требования предъявляются к военнослужащим, несущим боевое дежурство. Здесь нужны наивысшая степень организованности, строгий порядок, исключительно точное выполнение всех правил и команд. Следует отметить, что боевое дежурство регламентируется строго установленными правилами, нарушение которых юридически квалифицируется как воинское преступление в зависимости от повлекших за собой последствий. Дисциплина боевого дежурства достигается прежде всего высоким напряжением духовных и физических сил и основывается на соблюдении дисциплины времени, технологии и т.д.

Большое значение в современных условиях жизнедеятельности войск имеет дисциплина грамотной эксплуатации боевой техники и вооружения. Известно, с каким трудом государство «выкраивает» средства на военно-техническое оснащение армии. Поэтому долг каждого военнослужащего - это бережно эксплуатировать, своевременно обслуживать и беречь вверенное вооружение и технику.

Не меньшей ответственности от военнослужащих требует дисциплина несения внутренней и гарнизонной служб. Караульная служба по охране и обороне военных объектов и в мирное время является боевой задачей со всеми вытекающими последствиями. Так, устав обязывает часового самоотверженно нести службу даже под угрозой смерти. Быть всегда начеку, проявлять высокую выдержку, бдительность и бесстрашие - таков закон караульной (вахтенной) службы.

Нормы и требования воинской дисциплины регламентируют не только служебную деятельность, но и все стороны жизни и деятельности солдат и сержантов по призыву. Межличностные отношения военнослужащих, отдых и досуг в свободное от служебных обязанностей время в пределах части (подразделения) и вне ее, внешний вид, поведение и т.д. - все эти стороны воинской жизни отражают внутренние установки и дисциплинарную культуру каждого воина.

Таким образом, сущность и значение воинской дисциплины представляются емкими и актуальными в современном их понимании. Это и неукоснительное соблюдение законов, уставов, приказов, и безусловное выполнение планов и программ боевой подготовки, расписаний учебных занятий, распорядка дня, и хорошо организованная служба войск, и твердый уставной порядок. Поддержание крепкой воинской дисциплины и внутреннего порядка - задача непростая и может быть решена волевыми усилиями всех военнослужащих на основе следования уставным нормам, личной ответственности и любви к Отечеству.

2

Воинская служба сложна и подчас сурова. Она не терпит никаких отступлений от требований дисциплины. «Военная организация, - писал М.В. Фрунзе, - это специфическая организация, требующая от своих членов особой четкости, точности, исполнительности, выдержки, быстроты исполнения всех распоряжений...». Эти качества личности воина являют собой основу дисциплинированности и выступают показателем ее социальной и воинской зрелости. Известно, что высшим проявлением дисциплинированности выступает самодисциплина, под которой понимается способность военнослужащего управлять собой, своими поступками, самостоятельно оценивать и контролировать выполнение требований воинской дисциплины и в нужный момент побуждать себя к их выполнению. Психологи и военные ученые, исследующие проблемы воинской дисциплины, в основном сходятся в научной позиции, определяющей самодисицплинирование как наиболее эффективный способ достижения высокого уровня дисциплинированности.

Проанализируем вкратце, в чем могут заключаться личные выгоды (интересы) воинов в формировании у себя высоких качеств дисциплинированности.

Во-первых, содержание, направленность, ритм и весь уклад воинской жизнедеятельности изначально рассчитаны на дисциплинированного военнослужащего. Отсутствие достаточных дисциплинарных качеств будет раз за разом создавать воину дополнительные трудности в службе: здесь поспешил, там не успел, где-то поленился и, одним словом, в очередной раз провинился. К такому воину сослуживцы сразу приклеивают насмешливый ярлык «неудачника», а командиры - «разболтанного солдата», нуждающегося в повышенном контроле и внимании. Попасть в такую ситуацию просто, особенно в начале службы, а вот изменить негативную установку к себе, как показывает опыт, нелегко.

Во-вторых, умные люди никогда не теряют зря времени и возможности приобрести полезное. Всегда нужно помнить, что во всем есть положительное начало. Так и служба в армии дает возможность юноше преобразиться в зрелого мужчину, а именно, закалить характер и волю, обрести способность отвечать за других и себя, за свои и чужие поступки, избавиться от последствий ошибок и слабостей детско-юношеского периода и многое другое. Глубокое осознание данной благоприятной возможности и истинная устремленность на ее реализацию в ходе служебной практики способны коренным образом улучшить внутреннюю организацию и содержание личности.

В-третьих, для многих не секрет, что сегодня преимущества при приеме на хорошую перспективную работу, учебу в вузе имеют молодые люди, обладающие положительным социальным опытом деятельности и высокими личностными качествами, среди которых ведущее место отводится дисциплинированности. Причем характеризуют это понятие все стороны жизни человека: от дисциплины мысли (логика и стройность рассуждений) до дисциплины его отдыха и развлечений (активность и полезность форм проведения досуга, чувство и соблюдение меры и т.п.). А такие составляющие личности, как пунктуальность, точность, обязательность, устойчивость, исполнительность и аккуратность ценятся в серьезных государственных и частных деловых структурах на вес золота. Отсюда и возможные долгосрочные личные жизненные перспективы для каждого из нас.

Таким образом, используя особенности самого уклада армейской (флотской) жизни как наиболее благоприятного по своему устройству и содержанию, воин может и должен в относительно короткий срок сформировать в себе качества, полезные и привлекательные для плодотворной жизнедеятельности в будущем. Ответив на вопрос: «А зачем лично мне это необходимо?», перейдем к рассмотрению способов достижения высокой дисциплинированности на основе самодисциплинирования. То есть теперь ответим на вопрос: «А как это сделать?».

Самодисциплинирование военнослужащего может быть рассмотрено как процесс, развивающийся параллельно и неразрывно с его воинской службой, который можно проанализировать, выделив основные периоды службы (см. таблицу).

Наименование этапа

Содержание и направленность этапа

Предполагаемые результаты

I. Начальный этап
(адаптивный -3-6 месяцев)

Вхождение воина в воинский коллектив, освоение нового социального статуса (военнослужащего) и неформальной роли в коллективе, овладение воинской специальностью, выработка начальных навыков, привычек и приемов самодисциплинирования

Формирование теоретических знаний об основах дисциплинарного поведения, начальных умений по его достижению и осознанного положительного отношения к его совершенствованию

П. Базовый этап
(6-12 месяцев)

Активное накопление военно-служебного опыта, интенсивное развитие военно-профессиональных и личностных качеств, углубленное усвоение уставных и правовых основ воинской службы, развитие мотивации достижений и успешности в службе, взаимоотношениях с командирами и сослуживцами, планирование личностных перспектив и задач саморазвития и самовоспитания как условия самодисциплинирования

Твердое знание основополагающих правил и требований воинской службы, сформированность навыков и привычек дисциплинарного поведения в типичных ситуациях жизнедеятельности. Высокая мотивация к самосовершенствованию в сфере личностной самоорганизации и дисциплинированности

III. Этап совершенствования и упрочения
(12 - 24 месяцев)

Дальнейшее развитие военно-профессиональных знаний, навыков и умений, обеспечение личной примерности в службе, взаимоотношениях с сослуживцами, организации жизнедеятельности на основе высокоразвитых и укрепившихся привычек дисциплинарного поведения. Проявление товарищеской помощи и наставничества над сослуживцами, в особенности первого и второго периодов службы, в развитии у них высоких дисциплинарных качеств

Достижение высокого уровня сформированности качеств дисциплинированности и личности военнослужащего в целом. Социальная зрелость и готовность к реализации важных задач (перспектив) жизнедеятельности

Достижение предполагаемых положительных результатов на вышеперечисленных этапах самодисциплинирования осуществляется при помощи известных и достаточно эффективных психолого-педагогических форм и методов самосовершенствования. Среди них:

I этап:

- самостоятельное изучение воинских уставов, законодательства РФ о воинской службе, требований служебных инструкций в рамках должностной компетенции;

- активное усвоение правил и норм дисциплинарного поведения в рамках ОГП, инструктивно-методических занятий и других форм обучения;

- изучение и использование передового опыта высокодисциплинированных военнослужащих в работе над собой;

- выявление и фиксация (самонаблюдение) собственных негативных качеств, препятствующих достижению высокой дисциплинированности;

- выработка убеждений и мотивации к исправлению недостатков;

- учет замечаний, рекомендаций и пожеланий сослуживцев и командиров по улучшению личной дисциплинированности;

- использование различных упражнений и тренировок по привитию себе качеств высокоорганизованного воина;

- учет и оценка (самоанализ) изменений, достигнутых в результате самодисциплинирования.

II этап:

- активное обучение с целью усвоения правил и приемов высокодисциплинированного поведения;

- акцентирование и концентрация внимания на «слабых звеньях» собственной дисциплинированности и их целенаправленное исправление (самокоррекция);

- извлечение полезных уроков самодисциплинирования из опыта сослуживцев, командиров и воспитателей путем бесед и наблюдений;

- повышение объективности самонаблюдения, самооценки и самоконтроля за своим поведением и деятельностью;

- использование психолого-педагогических методов и методик по направленному развитию отдельных положительных качеств личности;

- дальнейшее самопланирование личностного роста на основе целеустремленности к достижению высокого уровня самоорганизации и самодисциплины.

III этап:

- использование всех вышеперечисленных форм и методов самодисциплинирования. При этом основной упор целесообразно сделать на практическую реализацию знаний и собственного опыта в интересах решения разнообразных задач, выполняемых воинским подразделением (частью);

передача положительного опыта самодисциплинирования воинам начального периода службы (активное наставничество);

- участие в различных формах работы общественного актива воинского коллектива части;- развитие конструктивной самокритичности;

- включение в процесс самодисциплинирования элементов творчества и повышенных требований к себе и т.д.

Предметный анализ последовательности и содержания планируемых результатов, а также форм и методов их достижения в выделенных этапах самодисциплинирования позволяет выявить и зафиксировать алгоритм успешного развития данного процесса. Его начальным шагом и стартовым психологическим механизмом является высокая мотивация воина к самодисциплинированию. Данное условие способствует глубокому овладению и осознанию каждым солдатом (матросом) знаний о сущности и содержании требований законов, уставов, инструкций, распоряжений, а также норм (правил), регулирующих весь спектр формальных и неформальных взаимоотношений в ходе службы. Практика показывает, что военнослужащие, хорошо знающие требования руководящих документов, лучше справляются со своими задачами. Но для достижения высокого уровня дисциплинированности одного знания недостаточно

- нужна глубокая внутренняя убежденность в обязательности и необходимости выполнения служебных требований.

Следующим компонентом успешного самодисциплинирования выступает практическая деятельность по выработке устойчивых навыков, умений, привычек и психологической готовности к их реализации в повседневной жизнедеятельности. Существенной составляющей дисциплинированности являются волевые факторы

- способность и умение подчинять себя требованиям дисциплины и в особенности в ситуациях, где отсутствует внешний контроль за поведением, где могут возникать различные соблазны «потворства» низменным инстинктам и потребностям, в той или иной мере присущие каждому человеку. Ряд психологов обоснованно выделяет состояние и развитие волевого компонента как основное условие в достижении успешности саморазвития. Таким образом, самодисциплинирование военнослужащего - это прежде всего совокупное выражение его глубоких знаний, сознательности, воли, навыков и привычек, формирующихся и развивающихся как динамичный личностный процесс развития. О воинах дисциплинированных, стойких, надежных говорят: «Это люди долга и чести». Постоянное чувство высокой ответственности, готовности выполнить воинский и гражданский долг воспринимается ими как дело совести. Именно на этой основе возможно достижение дисциплины высшего предела, то есть такой степени отношения к себе и своему делу, когда знания, убеждения и воля человека становятся сплавом. Данный критерий развития личности воина, конечно же, идеальный, достигнуть его непросто, но это тот неизменный ориентир, к которому должны стремиться все военнослужащие от рядового до генерала, граждане страны. В этом стремлении видятся подлинная любовь к Отечеству, надежда и вера в расцвет его могущества и славы.

Методические рекомендации

В вводной части занятия рекомендуется с помощью метода экспресс-опроса выявить представление обучаемых о сущности, содержании, структуре и значимости дисциплины как общественного и культурного явления. Необходимо обратить внимание солдат и сержантов на особую значимость данной темы в учебном и служебном компонентах военно-профессиональной подготовки военнослужащих.

При рассмотрении первого вопроса важно сформировать у обучаемых осознанное убеждение в объективной исторически обусловленной значимости дисциплины как важного фактора развития общества и его составляющих подсистем. Целесообразно на исторических и современных примерах из жизнедеятельности части (подразделения) обосновать преимущества достижений высокодисциплинированных обществ и отдельных его представителей над слабодисциплинированными. Результатом рассмотрения первого вопроса должны стать устойчивые представления обучаемых о сущности, функциях, разновидностях и роли дисциплины в обеспечении функционирования общества и Вооруженных Сил страны.

Изучая второй вопрос, необходимо сделать акцент на формировании личностной мотивации каждого обучаемого в самодисциплинировании. При этом важно убедительно показать благоприятные личностные жизненные перспективы высокодисциплинированных воинов с учетом остроты проблемы повышения дисциплины во всех сферах общества и государства. Методическим инструментом обеспечения успешных результатов в процессе самодисциплинирования является предлагаемый алгоритм, состоящий из определенных этапов, их содержания, а также форм и методов его реализации.

В заключительной части необходимо резюмировать наиболее важные выводы и положения, раскрывающие основополагающие стороны воинской дисциплины, и показать элемент персональной значимости каждого военнослужащего в повышении общей дисциплинированности Вооруженных Сил РФ. Представляется уместным по завершении занятия отметить и поощрить военнослужащих подразделения, являющихся примером высокой дисциплинированности и исполнения служебного долга.

Рекомендуемая литература:

1. Анашкин О., Сливин Т. Формы и методы работы младшего командира по формированию у подчиненных дисциплинированности и исполнительности // Ориентир. - 2003. - № 3.

2. Лякишев В. Правовые основы укрепления воинской дисциплины и правопорядка // Ориентир. - 2002. - № 9.

3. На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его Вооруженных Силах, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы. - М.: МО РФ, ГУ BP ВС РФ, ИВИ, ВУ МО РФ. - 1998.

4. Общевоинские уставы ВС РФ. - М.: Воениздат. - 1994.

5. Утлик Э.П. Психологические основы дисциплины. - М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ. - 1993.

Подполковник

Садритдин БУРАНОВ,

кандидат педагогических наук.

Военный университет

«Ориентир» 2004.05



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram