Поиск по сайту

Влияние боя на психику воина

31 октября 2018 12:03


1. Психика воина в боевой обстановке.
2. Психологическая подготовка военнослужащих.


Вопросы:

1. Психика воина в боевой обстановке.

2. Психологическая подготовка военнослужащих.

Успех в современной войне, во многом зависит от морально-психологического состояния личного состава, его психологической готовности к бою, способности преодолеть страх в боевой обстановке и сохранить волю к победе.

1

Боевая обстановка оказывает на военнослужащих сильное психологическое воздействие и требует от них проявления стойкости, инициативы и дисциплины. Поэтому воины, которым предстоит вступить в бой, должны обязательно пройти соответствующую психологическую подготовку. Как правило, психологически подготовленные воины в боевой обстановке проявляют повышенное внимание, разумное мышление, их действия отличаются активностью и целеустремленностью. Всего этого не скажешь о психологически неподготовленных. А их непрофессиональные действия ставят под угрозу положительный исход боя.

Командирам необходимо знать факторы, определяющие поведение воина в бою. Они зависят от боевого настроя, степени душевного и физического переутомления, воздействия стресса, чувства страха.

Боевой настрой - это духовная готовность и способность военнослужащих переносить испытания войной и добиваться победы над врагом. Его проявлениями являются решительность, смелость, мужество и выносливость личного состава.

Переутомление - это общее недомогание, проявление усталости, раздражительности, бессонницы, беспорядочности действий.

Стресс оказывает сильное влияние на психику воина в бою. Он характеризует состояние человека, в котором тот находится вследствие физических перегрузок. Это состояние во многом зависит от степени душевного и физического переутомления. Стресс может быть длительным и кратковременным.

ДлителШый стресс, или недостаточная приспособляемость организма к стрессовым ситуациям, может привести к тому, что способность солдата к активным и сознательным действиям резко снижается. Если не предпринять необходимых мер, направленных на восстановление организма воина, тот может потерять боеспособность.

Кратковременный стресс в некоторых случаях может оказать мобилизующее воздействие на военнослужащего, обострить его восприятие. В таком состоянии солдат мобилизуется и готов к выполнению боевой задачи.

Страх - это врожденное чувство человека, связанное с самосохранением. Полностью побороть страх невозможно, но стремиться к этому необходимо.

Порой воины, не умеющие преодолеть страх, не способны проявлять самостоятельные действия. Импульс действовать им дают храбрые люди, которые умеют сохранить самообладание и проявлять разумные действия. Поэтому в бою управление берут на себя всегда люди волевые.

Человек должен учиться управлять своей психикой. Ему необходимо знать, что она обладает некоторой «инерционностью», поэтому мгновенно перестроиться не может.

Издавна использовались различные способы воспитания воинов для того, чтобы они проявляли мужество, стойкость на поле боя. Например, у солдат воспитывались чувства боевого товарищества и взаимовыручки в бою, ненависть к врагу. Командование награждало отличившихся и использовало угрозу смертной казни для тех, кто проявил трусость.

Наиболее эффективным средством борьбы со страхом сегодня остаются дисциплина, добросовестность и товарищество. Боязнь выглядеть трусливым в глазах коллектива помогает многим воинам выработать решительность и победить страх. Степень решительности, смелости, мужества и выносливости личного состава определяет боевой настрой войск, под которым понимается их духовная готовность и способность переносить испытания войны и добиваться победы над врагом. Вот несколько примеров.

Рядовой Евгений Остроухое, заменив выбывшего из строя командира, в течение 12 часов подряд возглавлял группу бойцов, защищавшую от наседавших чеченских боевиков раненых товарищей.

В боевую машину рядового Александра Головина попал снаряд, выпущенный дудаевскими боевиками. Механик-водитель был тяжело ранен, но, истекая кровью, помог выбраться из машины всем членам экипажа. А потом, собрав последние силы, он отогнал пылающую БМП на обочину дороги, давая возможность другим машинам двигаться вперед. Уже без сознания отважный солдат был доставлен в госпиталь.

Приведенные примеры ярко характеризуют победу воинов над своим страхом при помощи дисциплинированности и чувства ответственности перед своими товарищами.

Армия строится на принципах дисциплины, добросовестности и товарищества. Страх выглядеть трусливым в глазах коллектива помогает многим воинам выработать решительность и победить неуверенность.

Поэтому в воинских коллективах необходимо укреплять дружбу и товарищество, поддерживать дисциплину, что служит основой психологической устойчивости войск.

Воины должны знать несколько правил, обеспечивающих снятие психической напряженности и усталости:

• своевременно и калорийно питаться;

• соблюдать норму потребления жидкости;

• использовать время, отведенное на отдых, только по назначению;

• избегать применения лекарств без рекомендации врача;

• чаще общаться с сослуживцами.

Боевая активность военнослужащих во многом зависит также и от объема физических и психологических потерь. По наблюдениям военных психологов, боеспособность частей и соединений может быть полностью утрачена, если потери достигнут 20% от их численности.

Существенным фактором поведения воина в бою является и интенсивность ведения боевых действий. Замечено, что пребывание личного состава на переднем крае в непосредственном соприкосновении с противником не должно превышать 30 -40 суток.

Поведение воина в боевой обстановке зависит и от направленности его личности, особенностей характера, воли, эмоций и т.д. Только осознав все это, можно объяснить такие факты, как самопожертвование, оправданный риск, взаимовыручка.

2

В процессе боевой учебы каждый воин должен активно совершенствовать свою профессиональную и психологическую подготовку.

Психологическая подготовка военнослужащих представляет собой комплекс мероприятий по формированию у них психологической устойчивости, эмоциональных и волевых качеств, необходимых для выполнения боевой задачи в любой обстановке, позволяющих бороться со страхом, повысить переносимость физических и психологических нагрузок, приобрести умение действовать в бою самоотверженно, активно и инициативно.

Эффективным средством подготовки воина к бою является мысленное проговаривание им последовательности своих действий. Это помогает военнослужащему быстрее вжиться в боевую обстановку.

Для поддержания психологической готовности могут быть также использованы методы психологической саморегуляции.

Так, ходьба в темпе 140 - 150 шагов в минуту создает бодрое настроение, а чередование темпа шага от замедленного до ускоренного усиливает собранность, заостряет внимание. Для борьбы со сном широко применяются пощипывание кожи рук, самомассаж головы и другие приемы, повышающие активность.

Основными методами саморегуляции для поддержания психологической готовности к бою являются также самоубеждение; самовнушение; управление воображением; вниманием; дыхательным и мышечным тонусом.

Самоубеждение - это доказательство воином самому себе необходимости поддержания высокого уровня готовности. При появлении отвлекающих мыслей во время несения службы на боевом посту или во время выполнения другой боевой задачи военнослужащему необходимо помнить о возможности негативных последствий ослабления бдительности, а также требования уставов, предупреждения старших начальников, различные поучительные примеры из воинской службы.

Самовнушение - важный метод поддержания уровня боевой готовности. С его помощью можно изменить свое состояние за счет веры в себя и свои возможности.

Для поддержания у воинов бодрости и активности военные психологи рекомендуют предельно четкие и коротко сформулированные самоинструкции: «Я внимателен и сосредоточен»; «Я спокоен и уверен в себе»; «Я полностью контролирую свое поведение и ситуацию» и т. д.

Эти самоинструкции представляют собой своеобразные модели требуемого состояния. Путем их многократного повторения они легко «вводятся» в подсознание человека и начинают формировать его состояние.

Управление воображением значительно усиливает действие словесных форм самовнушения. С его помощью можно создать образ желаемого результата своей деятельности. Например, внушая себе: «Я бодр», сразу ощутишь прилив сил. Рекомендуется образно отождествлять себя с эталоном (лучший воин, идеальный образец правильного действия или кумир). Так, чтобы войти в роль «самого бдительного воина», необходимо образно представить его идеальные действия и по принципу подражания попробовать действовать так же. Такому образному перевоплощению значительно способствуют самовнушения типа «Я лучший стрелок», «Я бдительный разведчик».

Управление вниманием тесно связано с воображением. Внимание способно отвлечь человека, «переключить» его на другой объект, не связанный с выполнение ем боевой задачи. Существует прием, когда противник бросает камень для отвлечения внимания часового куда-то в сторону, а нападает на него неожиданно. Военнослужащему важно выработать у себя привычку при внезапном появлении второстепенного раздражителя (помеха на экране, опасный звук, человек или животное за границей наблюдения) не фиксировать все внимание на нем, а одновременно наблюдать и на других направлениях, которые как раз и могут оказаться главными. Для этого нужно заблаговременно составить план поочередного переключения внимания на каждое из потенциально опасных направлений. Только таким образом можно сохранить контроль за обстановкой. В боевой обстановке рекомендуется удерживать внимание на объектах, связанных с выполнением боевой задачи, и не отвлекаться на второстепенные раздражители.

Управление дыханием и мышечным тонусом не является чисто психологическим приемом, но глубина и частота дыхания, степень напряжения мышц тела в значительной мере определяют психическое состояние воина в боевой обстановке. Для снятия нервного напряжения рекомендуется успокаивающий тип дыхания, состоящий из короткого вдоха, активного выдоха и задержки дыхания после выдоха. Для повышения активности и психологической готовности можно использовать тип мобилизующего дыхания, состоящий из глубокого длинного вдоха, небольшой задержки дыхания после вдоха и резкого полного выдоха. Для достижения того или другого психологического состояния рекомендуется провести 3-4 цикла. После чего появятся приятная освежающая сила в мышцах, ясность ума, мобилизуется воля, необходимая для длительного наблюдения за противником.

Мышечное напряжение в значительной мере определяет нервную активность, а мышечное расслабление, наоборот, оказывает тормозящее, успокаивающее действие на психику воина. Поэтому в период ожидания боя необходимо поддерживать мышцы тела упругими и эластичными. Разогретые, активизированные мышцы способствуют повышению психологической готовности воина к бою.

Психологическую подготовку военнослужащих можно подразделить на общую, специальную и целевую.

Общая психологическая подготовка предназначена для формирования мировоззрения военнослужащего, образа его жизни и мышления, фундаментальных представлений о современном общевойсковом бое и системе психологических установок. Формирования волевых качеств и навыков регуляции, собственных эмоционально-волевых состояний военнослужащего.

Большое значение при этом имеет развитие у личного состава такого «Я-образа», который основывался бы на уверенности в собственных возможностях, побуждал к профессиональному совершенствованию, служил бы основой высокого морального духа.

Общая психологическая подготовка осуществляется путем формирования у военнослужащих чувства патриотизма, негативных установок по отношению к противнику, уверенности в своих силах и победе над врагом, боевой активности, готовности к самопожертвованию.

Важнейшей задачей общей психологической подготовки является формирование у военнослужащих боеустойчивой психики. Это достигается посредством применения таких технологических способов подготовки, как: психологическое просвещение; психоакцентированное обучение; участие войск в ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф; овладение личным составом приемами управления своими психическими функциями; оказания экстренной психологической поддержки сослуживцам.

Боевая практика показывает, что психологическое просвещение является непременным условием и важнейшим элементом психологической подготовки личного состава. Психологическая информация может доводиться устно (лекции, доклады, беседы, выступления участников и очевидцев событий), через печать (памятки, листовки, боевые листки, военная печать), а также путем просмотра и обсуждения кинофильмов и т.п.

Психоакцентированное обучение предполагает моделирование в процессе боевой подготовки, учений и тренировок таких факторов, которые по своим психологическим характеристикам приближены к реальному бою.

Факторы опасности в процессе боевой учебы можно создавать при помощи:

моделирования реальной картины современного боя или отдельных его фрагментов во время занятий и учений;

- метания боевых гранат, в том числе в атаке, на ходу;

- проведения стрельб штатным снарядом и занятий по огневой подготовке в ночных условиях;

- обкатки танками и передвижение на боевых машинах по десантному;

- установки и разминирования минно-взрывных заграждений с боевыми взрывателями;

- преодоление сложных препятствий с непосредственной опасностью для жизни при строгом соблюдении мер безопасности.

Создание психической и физической напряженности в ходе боевой учебы достигается;

- проведением занятий и тренировок в выполнении функциональных обязанностей в сложных природно-географических и погодно-климатических условиях региона предстоящих действий в усложненной эргономической обстановке;

- имитацией активных и нестандартных действий противника;

- противодействием местного населения;

- управлением информацией, необходимой для принятия решений и ведения боевых действий;

- объявлением больших «Потерь» в личном составе, отказов в технике и оружии, выполнением поставленных задач сокращенными силами;

- длительными задержками подразделений на месте, ожиданием, неожиданными командами на передвижение и др.

К средствам моделирования угнетающих психических факторов современного боя относятся:

• комплексные системы имитации обстановки боя: компьютерные тренажеры управления боевыми действиями подразделений; лазерные имитаторы стрельбы; компьютерные тренажеры для боевых специалистов с использованием эффектов виртуальной реальности и т.п.;

• средства имитации применения современного оружия и боеприпасов (взрывчатые вещества, имитационные мины, фугасы, гранаты, взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные и осветительные ракеты, огнесмеси, холостые выстрелы и патроны, источники сильного света, средства звуковещания с фонотеками звуковой картины боя, имитационные минные поля и т.п.).

Специальная психологическая подготовка предполагает выработку у военнослужащих боеустойчивой психики. Она включает мероприятия, которые придают естественной напряженности воина нейтральный и даже стимулирующий характер.

Специальная психологическая подготовка направляется на формирование у военнослужащих психических функций, необходимых для "эффективного выполнения ими специфических задач, определяемых особенностями их боевой специальности, что и является главной задачей специальной психологической подготовки. В этих целях применяются психотехнические упражнения и игры, психотренинги, преодоление специальной полосы препятствий.

Целевая психологическая подготовка проводится при подготовке личного состава к конкретному бою, для подъема функциональной активности психики путем выработки четкой установки на выполнение конкретной боевой задачи. Здесь важно разъяснить смысл, значение, эффективные способы выполнения предстоящей боевой задачи. Она осуществляется на тактическом уровне подготовки личного состава к боевым действиям.

Основная часть решения задач психологической подготовки ложится на занятия по тактической и огневой подготовке. В каждом виде Вооруженных Сил, роде войск, а в конечном счете и в каждой части, подразделении имеются свои специфические особенности организации и проведения психологической подготовки. Инициатива, творчество, компетентность и знание решаемых личным составом задач позволяют успешно организовать и проводить психологическую подготовку личного состава.

Таким образом, боевая подготовка позволяет воину приобретать военные знания, формировать у себя боевые навыки и умения - основу уверенности в себе, а психологическая подготовка поддерживает его психологическую готовность к немедленным боевым действиям.

Методические рекомендации

Во вступительном слове следует отметить, что выполнение любых задач, а особенно боевых, в значительной степени зависит от морально-психологического состояния военнослужащих, их воли и решительности, способности мобилизовать свои силы и знания на достижение поставленной цели. Необходимо убедить слушателей в том, что знание основ и путей формирования психологической готовности воина к бою имеет большое значение как для каждого военнослужащего, так и для подразделения в целом.

Рассматривая первый вопрос темы занятия, необходимо подробно раскрыть психологические особенности поведения воина в боевой обстановке через факторы, определяющие поведение солдата в бою (душевное и физическое переутомления, стресс, страх и т.д.), подробно рассказать о некоторых правилах, проверенных на практике и обеспечивающих снятие психической напряженности и усталости в боевой обстановке.

При изучении второго вопроса следует рассказать слушателям о том, как необходимо готовиться к предстоящим боевым действиям, используя методы психологической саморегуляции, а также разъяснить понятия об общей, специальной и целевой психологи-' ческой подготовке.

В ходе проведения активных форм занятия (самоподготовка, беседа) необходимо как можно больше времени уделить практическому применению изученного теоретического материала.

Рекомендуемая литература:

1. Высоцкий В. Влияние современного боя на психику воина // Ориентир. -2001. - № 3.

2. Данилов В. Психологическая готовность война к бою // Ориентир. - 1999. - № 1.

3. Дохолян С, Степанов А. Психологическая готовность к выполнению поставленных задач // Ориентир. - 2002. - № 6.

4. На службе Отечеству. Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. - М., 1999.

Подполковник

Андрей БАРАБАШ,

преподаватель Военного университета

«Ориентир» 2004.06



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram