Поиск по сайту

Солдаты России: культура поведения, честь и достоинство

31 октября 2018 11:57


1. Традиционные доблести российского солдата.
2. Этика солдатских будней.


ВОПРОСЫ:

1. Традиционные доблести российского солдата.

2. Этика солдатских будней.

Отечественная военная история имеет богатые героические и нравственные традиции. Обращаясь к ней, мы ощущаем связь времен, лучше понимаем, откуда берут свое начало, чем подпитываются замечательные боевые и нравственные качества российского солдата.

1

Российский солдат во все времена отличался верностью присяге, воинскому долгу и любовью к Отечеству. Родимый край для него издревле ассоциировался с отчим домом, родными и близкими. А высокое слово «Отечество» всегда отзывалось в душе россиянина подъемом гражданских чувств, гордостью за свою страну и принадлежностью к российскому народу. Это слово неразрывно связывалось русским воином с такими понятиями, как «присяга», «долг», «подвиг». В условиях смертельной опасности моральные силы бойцов поддерживали патриотические чувства, а также ответственность за судьбы страны и родных, верность воинскому долгу.

Любовь к родной земле ярко проявилась в судьбе и делах Сергея Леонтьевича Бухвостова - первого солдата России. В 1683 году, будучи придворным служителем у царя в селе Преображенском, он первым записался в войско Петра I и был определен бомбардиром в Преображенский полк. Участвовал в обоих Азовских походах Петра I. В 1706 году произведен в подпоручики лейб-гвардии Преображенского полка. С 1717 года в звании майора перешел на службу в Петербургский гарнизон, где прослужил до 68 лет. По приказу Петра I ему было присвоено почетное звание «первый российский солдат». После смерти, желая отметить заслуги Бухвостова перед Родиной, император приказал скульптору Растрелли отлить его бронзовый бюст.

Российских солдат всегда отличали высокие морально-боевые качества, такие, как мужество, храбрость, решительность, стойкость, чувство товарищества, крепкая дисциплина и другие. Русская армия славилась крепким сплочением своего военного организма. Солдат сознавал свою силу в единой воле коллектива, с которым он органически сливался. Эту связь талантливо описывает Л.Н. Толстой в романе «Война и мир». Солдат «так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится. Как бы далеко он ни прошел, в какие бы страшные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него - как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего корабля - всегда и везде те же товарищи...»

Сознание органической связи со своей частью, подразделением умножало стойкость российского солдата. Яркий пример стремления «помогать своим» демонстрирует сражение при Гросс-Егерсдорфе (19 августа 1757 г.), когда солдаты, не получавшие никаких распоряжений от старшего командования, по собственной инициативе присоединялись к тем полкам, с которыми молодой в то время генерал П.А. Румянцев «продирался сквозь лес на помощь полуразбитому русскому войску».

Российский солдат хорошо понимал необходимость поддерживания в войсках крепкой дисциплины, так как она являлась основой победы. Без нее нельзя было добиться успеха на поле боя. Это очень четко осознавали нижние чины суворовской армии. Великий полководец умел найти путь к сердцу солдата, воодушевить его, сказать ему доброе слово в нужный момент. Герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов писал, что Суворов «положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение... Он удесятерил пользу, приносимую повиновением, сочетав его в душе нашего солдата с чувством воинской гордости и уверенности в превосходстве над всеми солдатами в мире...».

Примером солдата, обладавшим высокими воинскими доблестями, является гренадер гвардейского Финляндского полка Леонтий Коренной. Уважая его зрелый возраст и боевые заслуги, сослуживцы называли Леонтия дядей. За отличие в Бородинском сражении Коренной был удостоен высокой награды. Но наиболее яркий подвиг совершен гренадером Коренным в бою у селения Госса под Лейпцигом осенью 1813 года. Батальон, в котором сражался Коренной, оказался в окружении. В жестоком бою из строя вышли все офицеры батальона. Вокруг Коренного собрались оставшиеся в живых товарищи, но вскоре и они погибли. Гвардеец Коренной продолжал сражаться до тех пор, пока под натиском французов и сам не получил ранения. О плененном русском герое, получившем 18 штыковых ран и сражавшемся до последнего, доложили Наполеону. Император приказал медикам вылечить русского солдата и издал приказ по армии, в котором указывал своим войскам брать с него пример.

Характерными чертами доблестей российского солдата всегда были стремление к справедливости, добру, честность, непримиримость ко всякому злу и насилию, великодушие к побежденному. Например, во время Семилетней войны (1756 - 1763), когда русские и австрийские войска заняли в 1760 году Берлин, австрийцы начали жестокий грабеж и разорение прусской столицы. Они сжигали в кострах дорогую мебель, били фарфор, штыками взламывали драгоценные инкрустации, резные панели стен и дверей. Ими уничтожались картины великих мастеров прошлого и старинные органы, восхищавшие своим звучанием всю Европу. В то же время вчерашние крестьяне, солдаты России, повели себя иначе. Они искренне осудили варварское уничтожение австрийцами культурных ценностей и грабежи населения. Русские патрули силой оружия и ценой крови остановили бесчинства своих союзников. Это был, конечно, не единственный такой случай.

Благородство и великодушие проявили российские воины также в январе 1758 года, когда русская армия вступила в Кенигсберг. Немецкий историк Архенгольц писал по этому поводу: «Никогда еще самостоятельное царство не было завоевано так легко, как Пруссия. Но и никогда победители, в упоении своего успеха, не вели себя столь скромно, как русские».

В сороковых годах XIX века, когда в Германии поднялась очередная волна шельмования России и ее воинства, Ф.И. Тютчев, находившийся там на дипломатической службе, напомнил немцам, что именно русские солдаты в 1813 году спасли Германию от наполеоновской тирании и унижения. В своей отповеди он заметил: «Если вы встретите ветерана наполеоновской армии... и спросите, кто из противников, с которым он воевал на полях Европы, был наиболее достоин уважения.., можно поставить десять против одного, что наполеоновский ветеран назовет вам русского солдата. Пройдитесь по департаментам Франции и спросите жителей, какой солдат из войск противника постоянно проявлял величайшую человечность, строжайшую дисциплину, наименьшую враждебность к мирным жителям, можно поставить сто против одного, что вам назовут русского солдата».

В годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945), когда наша Родина оказалась в тяжелейших условиях, советский воин продемонстрировал величие духа русского солдата и вновь продемонстрировал мужество, храбрость и несгибаемую стойкость. Уже в первые дни войны начальник генерального штаба сухопутных войск Германии Ф. Гальдер отмечал исключительно упорный характер боев с русскими.

Испытав горечь поражений в начале войны, бойцы Красной армии не бросили оружия, не оцепенели в страхе, а, преодолев тяжелейшие испытания, разгромили жестокого, сильного врага и подняли над планетой Знамя Победы. Очень точно о солдате-победителе сказал Константин Симонов. Сравнивая нелегкий и опасный труд военного корреспондента и бойца-пехотинца, он пишет, что все жалобы его коллег «просто смешны перед лицом того, что делает обыкновенный рядовой пехотинец, один из миллионов... иногда совершая... переходы по сорок километров в сутки. На шее у него - автомат, за спиной -полная выкладка. Он несет на себе все, что требуется солдату в пути. Человек проходит там, где не проходит машина, и в дополнение к тому, что он и без того нес на себе, несет на себе и то, что должно было ехать... И, конечно, кроме того, и прежде всего он ежедневно и ожесточенно воюет, подвергая себя смертельной опасности».

Французский генерал Шарль де Голль, посетивший нашу страну в 1944 году, под впечатлением вида встречавших его воинов вечером того же дня записал: «Да, это была все та же бессмертная русская армия».

Лучшие боевые качества проявили солдаты Советской армии в годы войны в Афганистане. Демонстрируя образцы мужества и героизма, они не думали о почестях и наградах. Воины выполняли свой долг и верили, что занимаются нужным делом - помогают народу Афганистана отстоять право на лучшую жизнь. 110 тысяч солдат и сержантов за боевые подвиги на земле Афганистана награждены орденами и медалями Советского Союза. Немало среди них тех, кто продолжил славные боевые традиции своих отцов и дедов.

Например, орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу» награжден воин-«афганец» рядовой Петр Денищенков, проходивший службу в разведывательном подразделении. Медаль «За отвагу» в Великую Отечественную в четырнадцатилетнем возрасте заслужил его отец. Дед тоже был лихим разведчиком и вернулся с войны с орденами Славы, Отечественной войны II степени и медалью «За отвагу». Воины рода Денишенковых, как и сотни тысяч солдат России, во все времена черпали силы в боевых традициях и в любви к Отечеству.

Так же мужественно и с честью российские солдаты и сегодня отстаивают безопасность и национальные интересы России на Северном Кавказе, в Таджикистане, выполняют миротворческие миссии в других уголках неспокойного мира, являя собой достойный пример гражданственности и патриотизма.

2

Общество и армия предъявляют к поведению человека в военной форме особые требования. Поэтому знание и соблюдение определенных законов поведения является непременным условием успешности воинской службы. Изучение требований общегражданского и воинского этикетов позволяет военнослужащим лучше осваиваться в военно-социальной среде, с достоинством выхолить из многообразия затруднительных ситуаций, встречающихся в жизни.

Этикет представляет собой определенную систему правил поведения и является составной частью общей культуры человека. Он включает в себя правила обхождения с окружающими, формы общения, приветствия, нормы поведения в общественных местах. Этикет определяет, как нужно вести себя, разговаривать и как поступать в той или иной ситуации.

Основными видами этикета считаются: дипломатический, общегражданский и профессиональный (воинский) (см. схему).

Дипломатический этикет определяет правила поведения официальных лиц в ходе различных контактов - на переговорах, приемах, обедах и т.д.

Общегражданский этикет - это совокупность правил, традиций и манер, соблюдаемых людьми при общении друг с другом.

Воинский этикет представляет собой свод общепринятых правил и норм поведения военнослужащих.

Воинский этикет основан на требованиях уставов, принципах армейской морали и традициях Вооруженных Сил. Эти правила охватывают служебные и внеслужебные отношения военнослужащих, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношения к другим людям.

Стремление людей вести себя прилично уходит корнями в древнейшую историю человечества. Описания правил поведения в той или иной ситуации мы находим в самых первых письменных документах. Так, правила пользования столовыми приборами были в осо

бом почете еще у древних египтян. А умение есть красиво было отличительным признаком культурного человека во все времена.

На Руси известно большое количество литературных памятников, в которых зафиксированы требования к поведению. Так, в «Изборнике 1076 года» отражены основные моральные нормы, господствовавшие в XI веке.

В «Поучении Владимира Мономаха» содержатся правила, не потерявшие своего значения до наших дней: «...Есть и пить без особого шума, при старших помалкивать, к умным прислушиваться, старейшинам подчиняться, с равными и подчиненными в приязни

жить, без лукавства беседовать, побольше размышляя, не свирепствовать словом, не ругаться в беседе, не смеяться чрезмерно, стыдиться старших, с дурными женщинами не общаться, глаза опуская долу, а душу ввысь».

При Петре I была выпущена книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В ней содержались требования к поведению в различных жизненных ситуациях.

В обобщенном виде основные требования воинского этикета сводятся к следующим положениям:

1. Доброжелательность. Вступая в общение с людьми, российские воины призваны исходить из личностной установки на то, что они вступают во взаимоотношение с хорошими людьми. Ведь абсолютное большинство сослуживцев и наших граждан - это замечательные люди с положительными качествами и личностными достоинствами. Непредвзятость мнения о людях - есть фундамент правильных с ними взаимоотношений. Такой подход поможет избежать многих конфликтных ситуаций. Конечно, бывают исключения из правил, но изменить свое* отношение к человеку в худшую сторону можно лишь после того, как в вашем распоряжении будут факты негативного поведения данного сослуживца.

2. Вежливость. Это требование основывается на гуманизме отношений в нашем обществе и его Вооруженных Силах. Уважительное отношение воинов друг к другу независимо от звания и занимаемого служебного положения особенно убедительно подтверждается требованиями общевоинских уставов, о чем речь пойдет ниже.

Вежливость в условиях армии и флота включает в себя готовность оказывать взаимно необходимую поддержку, приходить на помощь друг к другу. Такие проявления вежливости, как корректность, почтительности любезность, деликатность, находят все более широкое распространение в современных Вооруженных Силах России.

3. Тактичность. Она базируется на высоком личном достоинстве воина как гражданина России. К сожалению, в современной армейской среде наиболее часто конфликтные ситуации возникают именно из-за грубости, несдержанности , раздражительности. Особенно болезненно реагируют на факты оскорбления своего личного достоинства молодые воины, в то время когда именно по отношению к ним старшие товарищи должны проявлять внимание и заботу.

Не следует забывать и того, что бестактность способствует проявлению высокомерия, чванливости, эгоизма. В то же время высокий авторитет личности основывается не на воинском звании и служебном положении, а на научной эрудиции, профессиональном мастерстве, на общечеловеческих достоинствах и замечательных качествах характера определенного человека.

4. Скромность основывается на самокритичности, совестливости, честности. Она предполагает простоту и естественность во взаимоотношениях. Скромность не терпит позерства, рисовки, развязности и пошлости. Не случайно говорят: скромность украшает человека.

5. Систематичность ориентирует воинов на то, чтобы правила воинского этикета выполнялись не от случая к случаю, а постоянно, систематически.

6. Гармоничность. Другими словами это - мера нравственной воспитанности воина. Классик русской литературы А.П. Чехов, характеризуя гармоничность внутренней и внешней культуры и личности, писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Основные нормы воинского этикета изложены в общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации. Там говорится о таких компонентах воинского этикета, как поведение, речь и внешность военнослужащих.

В отношении поведения в Уставе внутренней службы отмечается: «Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о чести Вооруженных Сил в целом».

Устав предписывает строить взаимоотношения между военнослужащими на основе взаимного уважения. Соблюдение этого требования всеми военнослужащими позволяет каждому ощутить себя членом единого коллектива, почувствовать гордость за принадлежность к нему, лучше реализовать свои духовные и физические возможности. Устав требует также всем военнослужащим по вопросам службы обращаться друг к другу на «вы». В других ситуациях хорошо знающие друг друга военнослужащие прибегают к более привычному для них «ты». Начальники и старшие, обращаясь по службе к подчиненным и младшим, называют их по воинскому званию и фамилии или только по званию, добавляя в последнем случае перед званием слово «товарищ».

Показателем крайне низкой культуры является стремление некоторых военнослужащих продемонстрировать свой авторитет путем унижения других. «Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе», - говорил великий Леонардо да Винчи. Употребление кличек и прозвищ, насмешки над физическими недостатками других людей недопустимы в армейской среде. Вежливые и равные отношения со всеми сослуживцами подразделения, близкая дружба с отдельными - залог прочности воинского коллектива.

Важным требованием воинского этикета является уважительное отношение к национальности товарищей. Особенно это важно в армии, где люди разных национальностей совместно выполняют единую задачу по защите своего Отечества. Статья 15 Устава внутренней службы требует от военнослужащих «дорожить интернациональной дружбой народов, способствовать укреплению братства между нациями и народностями», проявлять «уважение к их национальным чувствам, обычаям и традициям».

При нахождении за пределами расположения части военнослужащие должны соблюдать вежливость по отношению к гражданскому населению, проявлять особое внимание к пожилым людям, женщинам и детям, способствовать защите чести и достоинства граждан, а также оказывать им помощь при несчастных случаях, пожарах и стихийных бедствиях. Известно немало случаев, .когда военнослужащие спасали утопающих, выносили людей из горящих помещений, защищали граждан на улицах городов от хулиганов и бандитов.

Для большинства военнослужащих повседневной нормой поведения является трезвый образ жизни. Самое незначительное отклонение от этой нормы является серьезным нарушением воинской дисциплины. «Появление в нетрезвом виде на службе, в общественных местах,

- отмечается в Уставе внутренней службы, - является грубым дисциплинарным проступком, позорящим честь и достоинство военнослужащего».

Важный элемент воинского этикета - это также культура речи военнослужащего. Она должна быть литературно правильной, без употребления архаизмов и жаргона. В Уставе внутренней службы по этому поводу отмечается: «Искажение воинских званий, употребление нецензурных слов, кличек и прозвищ, грубость и фамильярное обращение несовместимы с понятием воинской чести и достоинством военнослужащих». Между тем сквернословие - нередко бич в воинских подразделениях. Порой молодым людям кажется, что использование брани помогает им «быть своим».

Еще одна важная составляющая этикета - забота о своей внешности. Военнослужащий обязан «всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым». Элегантный внешний вид - свидетельство уважения человеком самого себя и окружающих. И, напротив, неряшливость в одежде, прическе и т.д. - показатель отсутствия не только нравственных, но, как правило, и деловых качеств. Хотя и провожают по уму, но встречают все-таки по одежке. Помимо всего, культурный человек всегда следит за своей внешностью. Стремление некоторых военнослужащих «улучшить» отдельные элементы военной формы отнюдь не придает им дополнительного шика, а лишь делает смешными в глазах окружающих.

Военнослужащим необходимо помнить об этикете и в различных жизненных ситуациях. Очень важно соблюдать требования этикета при знакомстве. При этом необходимо четко и внятно назвать себя. Лучше, если вас представит кто-то другой, но это не всегда возможно. Как правило, первыми представляются младшие по возрасту и званию. А вот руку при знакомстве первым должен протянуть старший (или женщина). Когда представляют мужчину, он обязан встать. Женщине это делать не обязательно (если ее не представляют другой женщине, старшей по возрасту).

Со времен Петра I большое значение придавалось умению вести себя за столом. До сих пор сохранили свою актуальность требования уже упоминавшейся книги под названием «Юности честное зерцало». В ней, в частности, говорится: «Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, если ешь. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому. Руки твои да не лежат долго на столе, ногами везде не мотай, не утирай губ рукой и не пей, пока пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Хлеба, приложив к груди, не режь, ешь, что перед тобой лежит, а далеко не хватай. Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори. Около твоей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего. Неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножом по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить и не стучать, но должно тихо и смирно, прямо, да не избоченясь сидеть».

Военнослужащие привлекают к себе обычно внимание в общественных местах. Поэтому важно помнить и соблюдать следующие правила поведения.

В театр и кино следует приходить заранее, привести себя в порядок. Женщина сидеть должна справа от мужчины. Этикет строго запрещает нарушение тишины в зрительном зале. Недопустимо громкое высказывание своих суждений об увиденном. После окончания спектакля не следует немедленно бросаться в гардероб. Тем более некрасиво выходить из зала за несколько минут до его окончания. Если вам понравилась игра артистов, следует поблагодарить их продолжительными аплодисментами и цветами.

Умение себя вести проявляется и в других местах, например на дискотеке. Важно правильно одеться и действовать в соответствии с требованиями этикета. Если вы пришли на танцы вместе со знакомой, то именно она должна весь вечер быть в центре вашего внимания. Приглашать другую девушку можно только тогда, когда вашу партнершу уже пригласили. К незнакомой девушке невежливо обращаться с предложением: «Потанцуем?». Для этого случая подойдут фразы типа: «Можно Вас попросить?», «Разрешите Вас пригласить?» или «Прошу Вас на танец». Если дама находится в сопровождении мужчины, нужно убедиться, что он не возражает. Свое согласие спутник подтверждает кивком головы. Женщина имеет право отказаться от танца, не объясняя причин. Вежливый мужчина никогда не обижается на отказ.

Невозможно предписать правила поведения на каждый случай. Есть один общий принцип, который выручает почти всегда: помни о чести и поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

Методические указания

Во вступительной части занятия необходимо актуализировать внимание обучаемых на прикладном значении знаний о воинских доблестях и культуре поведения военнослужащих. Важно показать историческую связь времен, ее непреходящее значение для сохранения лучших боевых и культурных традиций: мужества, стойкости, чести, товарищества, взаимовыручки, гуманизма, вежливости и других в современных условиях жизнедеятельности армии и флота.

При изучении первого вопроса целесообразно рассмотреть наиболее известные исторические ратные события, подвиги, где проявляются достоинства и возвышенные качества российских солдат. Полезным и практичным для активизации познавательной деятельности обучаемых будет использование видео- и кинофрагментов фильмов данной тематики с их последующим комментарием и групповым обсуждением. В качестве приема стимулирования активности солдат и сержантов на занятии можно предложить им вспомнить и рассказать в обобщенной форме об известных личностях из военной истории России и военнослужащих-земляках.

Во втором вопросе основное внимание необходимо посвятить изучению основных требований и компонентов воинского этикета. Важно убедительно показать, как влияют сформированный этикет и глубоко усвоенная культура личности солдат и сержантов на качество их служебной деятельности, характер взаимоотношений с окружающими и предопределяют дальнейшие жизненные перспективы.

В заключительной части целесообразно сделать основные выводы, подвести итоги занятия, дать обобщенные рекомендации отдельным военнослужащим по целенаправленному и последовательному развитию у себя высоких гражданских и военно-профессиональных качеств, указать литературу по подготовке к беседе.

Рекомендуемая литература:

1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М., 1994, с. 17 - 27.

2. Фирсенков В. Правила этикета и культура поведения военнослужащих //Ориентир. - 2001. - № 8.

3. Фирсенков В. Нравственная культура военнослужащих //Ориентир. -2002. - № 3.

4. Хробостов В. Дороже жизни только честь //Ориентир. - 1994. - № 10.

Подполковник

Садритдин БУРАНОВ,

кандидат педагогических наук.

Виктор СТРЕЛЬНИКОВ,

кандидат исторических наук, доцент

«Ориентир» 2004.08



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Военная присяга – клятва воина на верность Родине

Принятие военной присяги - один из самых торжественных ритуалов в Вооруженных Силах. Военная присяга...

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации

Высшее должностное лицо нашего государства - Президент Российской Федерации. Он, как глава государст...

Государственный гимн Российской Федерации.

Государственный гимн Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный флаг Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации — один из официальных государственных символов Российской ...

Государственный герб Российской Федерации.

Герб России — официальный государственный символ Российской Федерации. Один из главных государственн...

Государственные и воинские символы России

Государственные и воинские символы России - это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Они р...

00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram