Законность и правопорядок: основные направления и способы их обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации

Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Инфопортал для военнослужащих

Законность и правопорядок: основные направления и способы их обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации


31 октября 2018 11:53

Категория: Военно-политическая подготовка

1. Понятие законности и правопорядка.
2. Воинский правопорядок и способы его обеспечения в Вооруженных Силах РФ.

ВОПРОСЫ:

1. Понятие законности и правопорядка.

2. Воинский правопорядок и способы его обеспечения в Вооруженных Силах РФ.

Законность и правопорядок - необходимые условия многосторонней деятельности государственных органов, к которым относятся и Вооруженные Силы РФ.

1

Законность и правопорядок в Вооруженных Силах РФ обеспечиваются деятельностью военных судов, которые, являясь органами судебной власти, пресекают посягательство на безопасность государства, боеспособность его армии и установленный в ней воинский правопорядок. Арбитражные суды участвуют в обеспечении законности в экономической, хозяйственной сферах деятельности Вооруженных Сил РФ, органов военного управления. Все это можно назвать правоохранительной деятельностью. Она реализуется органом, специально на то уполномоченным государством.

Таким образом, правоохранительная деятельность - это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.

Она может осуществляться как государственными структурами (органы юстиции, внутренних дел и т.д.), так и негосударственными организациями

(адвокатура, частные охранные структуры); в рамках как сугубо централизованных подсистем (прокуратура, налоговая полиция), так и действующих автономно (суд, органы охраны порядка местного самоуправления); не только гласно, но и с использованием негласных методов работы (оперативно-розыскная деятельность).

Контрольную функцию за соблюдением принципов законности выполняет прокурорский надзор. В Вооруженных Силах РФ его осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему военные прокуроры в пределах своей компетенции.

Другими словами, законность есть точное и неуклонное соблюдение Конституции, соответствующих ей законов, принятых на их основе подзаконных нормативных актов всеми органами государства, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Понятие законности можно трактовать и в широком смысле - как режим общественно-политической жизни, как требования, предъявляемые к обществу, ко всей политической системе. В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существует четкое разделение и взаимодействие законодательно-исполнительной и судебных властей.

Важное значение для практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении принципов и требований законности. Принципы законности - это основные идеи, начала, выражающие содержание законности, а требования законности - положения правовой жизни общества, без которых реальная законность невозможна (см. схему 1). Причем с развитием правовой науки количество принципов остается неизменным, а число требований возрастает.

При таком подходе можно выделить четыре принципа законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.

1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Подзаконные акты действуют лишь в том случае, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на его основе.

Чаще этот принцип сводят к более узкой трактовке - законы и иные акты государства не должны противоречить Конституции РФ, принятой народом на референдуме и обладающей высшей юридической силой.

2. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории всех государственных образований, входящих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Иначе говоря, этот принцип означает, что Конституция РФ и Федеральные законы действуют на территории всей Российской Федерации, а законы субъектов Федерации, действующие только в пределах их территории, не должны противоречить федеральной Конституции и Федеральным законам.

3. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Противопоставление недопустимо прежде всего потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отражаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей.

Никакие отступления от закона не могут быть оправданы тем, что его соблюдение в данном случае нецелесообразно. Целесообразность - это деятельность в пределах закона, так как именно в нем должны быть закреплены наиболее целесообразные и справедливые предписания.

Связь законности и целесообразности означает, что законы государства должны быть оптимальными, т.е. не только выражать и воплощать волю общества, но и соответствовать его потребностям. Целесообразность должна пониматься и как наиболее рациональные действия должностных лиц, осуществляющих свои полномочия в пределах закона и на его основе.

Данный принцип состоит в том, что нельзя обходить закон, отступить от его требования, мотивируя это тем, что применение закона, строгое следование ему в данной конкретной ситуации нецелесообразно, неэффективно.

4. Реальность законности. Под этим принципом подразумевают достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

К требованиям законности относятся:

1. Приоритет международного права перед внутригосударственным правом. Это положение зафиксировано в п. 4 ст. 15 Конституции РФ. Согласно ему не должны приниматься законы, противоречащие общепризнанным нормам международного права и международным договорам РФ.

2. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равняя обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом). Прочный и эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объеме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство обязано создавать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов.

Это требование означает, что у всех граждан должна быть равная возможность пользоваться защитой закона и равная обязанность соблюдать его, невзирая на должностное, имущественное и социальное положение, национальную и религиозную принадлежность и другие отличия.

3. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц. В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемления прав одних за счет прав других граждан государства.

4. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями - важное требование законности. Правовое государство создает необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищенность населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности.

Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

5. Неразрывная связь законности и культуры. Режим законности немыслим в обществе с низким уровнем общей и особенно правовой культуры. Правовая культура как часть общей культуры предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых, уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение.

Таким образом, режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.

Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что основывается он на правовых нормах и в силу этого охраняется государством. Правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Например, определенная часть общественной жизни находится в сфере действия норм морали, различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов.

Если законность представляет из себя требование всеобщего соблюдения законов, то правопорядок - есть реализация этого требования. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности. Составной частью общего правопорядка является воинский правопорядок.

2

Воинский правопорядок формируется на основе общих принципов права, отражает определенные потребности жизни общества, без которых оно не может нормально функционировать.

Поскольку Вооруженные Силы - это специфическая государственная организация, специально предназначенная для ведения вооруженной борьбы, то обеспечение ее деятельности значительно отличается от поведения других участников общественных отношений, не входящих в состав данной организации. Этим объясняются особенности и специфические черты воинского правопорядка.

Особенности военного правопорядка выражаются в следующих чертах:

1. Воинский правопорядок формируется на основе таких правовых норм, которые специально предназначены для регулирования специфических общественных отношений, возникающих в области строительства, жизни и деятельности Вооруженных Сил. Эти нормы содержатся в различных актах военного законодательства.

2. Воинский правопорядок имеет специфическое содержание. Он включает только те общественные отношения, которые возникают в процессе боевой подготовки войск, при несении военнослужащими внутренней и караульной службы, в ходе выполнения боевых задач в военное время. Они характерны только для военной организации и не имеют распространения в условиях гражданской жизни.

Составной частью воинского правопорядка является порядок уставной, представляющий собой систему взаимоотношений между военнослужащими, которая строится в строгом соответствии с предписаниями воинских уставов и наставлений.

Воинский правопорядок складывается на основе законности, в результате точной реализации правовых норм всеми военнослужащими, воинскими должностными лицами и воинскими организациями. Он воплощает в себе социальную справедливость, равенство всех перед законом, демократизм и другие принципиальные правовые положения. Отношения между военнослужащими в процессе их служебной деятельности строятся на принципах гуманизма, товарищеской взаимопомощи и ответственности за свои действия.

В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка, через которые реализуется воинский правопорядок.

Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различают социально-экономические, политические, юридические и идеологические гарантии законности и правопорядка (см. схему 2).

К социально-экономическим гарантиям следует отнести устойчивость, стабильность, упорядоченность социально-экономической системы, поступательность ее развития, рост общенационального дохода и на этой основе рост материальной обеспеченности людей. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности.

Политическими гарантиями являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть звенья современной политической системы общества, в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.

К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы.

Защитно-восстановительные меры направлены на восстановление нарушенных прав граждан и организаций. Они осуществляются, как правило, по инициативе самих субъектов нарушенных прав, по их жалобам и заявлениям.

К мерам надзора и контроля прежде всего следует отнести контроль за соблюдением Конституции РФ, осуществляемый Конституционным Судом Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).

Идеологические (нравственные) гарантии законности и правопорядка - это достаточно высокий уровень общей и правовой культуры, правосознания и нравственного сознания членов общества, и прежде всего должностных лиц государства, принимающих нормативные и индивидуальные правовые решения. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования

участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.

Методические рекомендации:

Во вступительном слове лектору необходимо указать на актуальность изучаемой темы, отметить важность повышения юридической грамотности военнослужащих.

При рассмотрении первого вопроса надлежит сделать акцент на понятиях законности и правопорядка как важных принципах построения правового государства, при этом особо подчеркнуть значение правопорядка.

В ходе изложения второго вопроса важно раскрыть сущность воинского правопорядка как составной части общего правопорядка и подробно рассмотреть вопросы соблюдения законности и правопорядка в конкретной воинской части, раскрывая особенности, которые наиболее характерны для данного региона, рода войск и категории военнослужащих.

В заключительном слове необходимо подвести итоги занятия и сделать краткие выводы. Ответить на вопросы слушателей и дать рекомендации для проведения семинарских занятий с прапорщиками (мичманами) и бесед с сержантами (старшинами), солдатами (матросами).

Рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации: комментарий Конституционного Суда РФ, официальный текст, принятие и вступление в силу поправок к Конституции РФ. - М.: Юрайт, 1998.

2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Рарог. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004

3. Иванов В., Хачатарян А. Уголовная ответственность военнослужащих // Ориентир. - 2002. - № 5.

4. Мугинов Р. Законность и правопорядок: основные направления и способы их обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации // Ориентир. - 2002. - № 1.

5. Правоведение / Под ред. проф. М.Б. Смоленского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003

Майор юстиции

Тимофей БАЙБАКОВ.

Елена ГАЛУСТОВА,

юрист

«Ориентир» 2004.11



Просмотр

Скачать138.5 Кбайт


Все документы



Материалы по теме

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.
Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.

14 апреля 2020

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках. Вода как основное огнетушащее средство....

Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.
Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.

14 апреля 2020

1.Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной...

Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.
Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.

14 апреля 2020

1. Требования безопасности при разведении костров
2. Требования безопасности при производстве...

Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды
Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды

14 апреля 2020

1. Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных...

Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы
Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы

14 апреля 2020

1. Назначение пожарных команд. Порядок несения службы.
2. Назначение пожарных расчетов....

Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара
Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара

14 апреля 2020

Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара

string(2) "31"


Новости

28 октября 2020 22:34

Российские военные откроют в Южной Осетии госпиталь для людей с COVID-19

Российские военнослужащие прибыли в столицу Южной Осетии город Цхинвал для развертывания многопрофильного медицинского госпиталя, сообщается на сайте Южного военного округа в среду, 28 октября.

24 октября 2020 12:33

Названы регионы с самым быстрым ростом числа заражений коронавирусом

Усиление динамики заболеваемости COVID-19 отмечается во всех регионах России, в "зеленой" зоне, означающей затухание эпидемии, не осталось ни одного региона, а в восьми ситуацию можно оценить как тяжелую.

24 октября 2020 11:44

Из Подмосковья в Южную Осетию отправлен военный мобильный госпиталь

Специалисты мобильного многопрофильного госпиталя на 150 койко-мест Западного военного округа идут маршем на штатной технике из подмосковного Алабино в Южную Осетию.

Все новости
00:00