Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 февраля 2025 г. N 110
26 февраля 2025 Источник: Приказы
"Об утверждении Порядка организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на объектах Министерства обороны Российской Федерации"
В соответствии с абзацем третьим части первой и частью восьмой статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, абзацами четвертым и пятым пункта 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290, в целях организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на объектах Министерства обороны Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить Порядок организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на объектах Министерства обороны Российской Федерации (приложение к настоящему приказу).
2. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации:
от 18 февраля 2022 г. N 99 "Об утверждении Порядка организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на объектах Министерства обороны Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2022 г., регистрационный N 67944);
от 31 июля 2023 г. N 473 "О внесении изменения в пункт 12 Порядка организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на объектах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 февраля 2022 г. N 99" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 сентября 2023 г., регистрационный N 75129).
Министр обороны
Российской Федерации
А. Белоусов
Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 26 февраля 2025 г. N 110
Порядок
организации и осуществления
федерального государственного пожарного надзора на объектах Министерства обороны Российской Федерации
I. Общие положения
1. Федеральный государственный пожарный надзор на объектах Министерства обороны Российской Федерации организуется и осуществляется подразделениями государственного пожарного надзора (далее соответственно - государственный надзор, подразделения ГПН), в состав которых входят: Главное управление контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации, инспекции государственного пожарного надзора по военным округам, отделы (отделения) инспекций государственного пожарного надзора по военным округам (далее соответственно - Главное управление, инспекции ГПН, территориальные подразделения ГПН).
2. Функциями по организации и осуществлению государственного надзора наделены следующие должностные лица:
начальник Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации и его заместители - главный государственный инспектор Министерства обороны Российской Федерации по пожарному надзору и его заместители;
должностные лица Главного управления, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора, - государственные инспекторы Министерства обороны Российской Федерации по пожарному надзору;
начальники инспекций государственного пожарного надзора по военным округам - главные государственные инспекторы по военным округам по пожарному надзору;
начальники отделов (отделений) инспекций государственного пожарного надзора по военным округам - заместители главных государственных инспекторов по военным округам по пожарному надзору;
должностные лица территориальных подразделений ГПН, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора, - государственные инспекторы по военным округам по пожарному надзору.
3. Предметом государственного надзора является 1:
соблюдение Министерством обороны Российской Федерации и его территориальными органами, органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, организациями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации и осуществляющими деятельность на объектах Министерства обороны Российской Федерации (далее - организации), их должностными лицами (далее - контролируемые лица) требований пожарной безопасности на объектах государственного надзора (здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, земельные участки, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности (далее - объекты защиты), а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;
соблюдение контролируемыми лицами требований в отношении видов продукции, установленных техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" (TP ТС 006/2011), принятым решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 770 2, техническим регламентом Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (TP ЕАЭС 043/2017), принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. N 40) 3, и Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент).4. В ходе организации и осуществления информационного обеспечения государственного надзора обеспечивается защита информации, содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.
II. Учет объектов государственного надзора
5. Учет объектов государственного надзора ведется в территориальных подразделениях ГПН и осуществляется посредством сбора и внесения сведений об объектах защиты в перечень объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска (далее - Перечень, рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Порядку), которые ежегодно до 1 мая направляются в инспекцию ГПН.
6. К сведениям об объектах государственного надзора относятся наименование и место нахождения объекта защиты, дата ввода объекта защиты в эксплуатацию (при наличии), дата окончания последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия, класс функциональной пожарной опасности 4, информация об организациях, являющихся собственниками (правообладателями) объектов защиты, о присвоенной категории риска.
7. При ведении учета объектов государственного надзора должностными лицами территориальных подразделений ГПН формируются контрольно-наблюдательные дела по объектам защиты (далее - КНД).
8. КНД формируются на каждое контролируемое лицо, характеризуют противопожарное состояние объектов защиты и содержат сведения об объектах государственного надзора, материалы проведенных в отношении их контрольных (надзорных) мероприятий.
9. КНД формируются и ведутся с соблюдением хронологии.
10. Инспекции ГПН ежегодно к 1 июня обеспечивают актуализацию сведений, поступивших от территориальных подразделений ГПН, о находящихся на учете объектах защиты и направляют их за подписью главных государственных инспекторов по военным округам по пожарному надзору или их заместителей в Главное управление.
11. Объекты государственного надзора ежегодно в срок не позднее 20 июня закрепляются за должностными лицами территориальных подразделений ГПН главными государственными инспекторами по военным округам по пожарному надзору или их заместителями.
12. Главным управлением ежегодно до 1 июля (за подписью главного государственного инспектора Министерства обороны Российской Федерации по пожарному надзору или его заместителя) направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, сведения об объектах государственного надзора, в отношении которых Министерство обороны Российской Федерации не осуществляет государственный надзор, на бумажном носителе.
III. Порядок, периодичность и сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий
13. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся должностными лицами подразделений ГПН в соответствии с Положением о федеральном государственном пожарном надзоре и настоящим Порядком.
14. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, могут проводиться на плановой и внеплановой основе посредством совершения должностными лицами подразделений ГПН следующих контрольных (надзорных) действий:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
15. Выбор вида контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется с учетом принципа оптимального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов подразделения ГПН, необходимых для оценки противопожарного состояния конкретного объекта государственного надзора в рамках имеющихся сведений о его правообладателях, а также сроков проведения соответствующих контрольных (надзорных) мероприятий.
16. Плановое контрольное (надзорное) мероприятие может проводиться в виде:
выездной проверки;
инспекционного визита;
рейдового осмотра.
17. Внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может проводиться в виде:
выездной проверки;
документарной проверки;
инспекционного визита;
рейдового осмотра;
выборочного контроля.
18. В ходе проведения инспекционного визита могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с требованиями пожарной безопасности должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного надзора.
19. Срок проведения инспекционного визита на одном объекте государственного надзора не может превышать 1 рабочий день.
20. В ходе проведения рейдового осмотра и выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
экспертиза.
21. Срок проведения рейдового осмотра, выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
22. В ходе проведения внеплановой документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
23. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. На период с момента направления подразделением ГПН контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в подразделение ГПН, а также период с момента направления контролируемому лицу информации подразделения ГПН о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у подразделения ГПН документах и (или) полученным при осуществлении государственного надзора, и требования представить необходимые письменные объяснения до момента представления указанных письменных объяснений в подразделением ГПН исчисление срока проведения документарной проверки приостанавливается 5.
24. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, используемых при осуществлении ими деятельности и связанных с исполнением ими требований пожарной безопасности, а также решений подразделения ГПН.
25. Предметом выборочного контроля является исключительно соблюдение контролируемыми лицами требований в отношении продукции, установленных техническими регламентами.
26. В ходе проведения выборочного контроля могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
27. Срок проведения выборочного контроля определяется периодом времени, в течение которого обычно проводятся изъятие проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и необходимые экспертизы 6.
28. Контрольные (надзорные) мероприятия подлежат проведению с учетом внутренних правил и (или) установлений контролируемых лиц, режима работы объекта государственного надзора, если они не создают непреодолимого препятствия по проведению контрольных (надзорных) мероприятий 7.
29. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение главного государственного инспектора Министерства обороны Российской Федерации по пожарному надзору или его заместителей, главного государственного инспектора по военному округу по пожарному надзору или его заместителей, в котором указываются:
дата, время и место принятия решения;
кем принято решение;
основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
фамилии, имена, отчества (при наличии), должности инспектора (инспекторов), уполномоченного (уполномоченных) на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, а также привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия специалистов, экспертов или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению такого мероприятия;
контролируемое лицо, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие;
адрес нахождения объекта защиты, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие;
вид контрольного (надзорного) мероприятия;
перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия;
дата проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом;
перечень документов, предоставление которых контролируемым лицом необходимо для оценки соблюдения требований пожарной безопасности.
30. План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план) формируется на основе Перечня в соответствии с периодичностью проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, установленной пунктом 32 настоящего Порядка, и утверждается главным государственным инспектором Министерства обороны Российской Федерации по пожарному надзору.
31. Основанием для проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия является наступление сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия, включенного в ежегодный план.
32. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:
для категории значительного риска - инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 3 года;
для категории среднего риска - инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 5 лет;
для категории умеренного риска - инспекционный визит,
рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 6 лет.
33. В отношении объектов, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
34. В ежегодный план включаются контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов государственного надзора, для которых в году реализации указанного плана истекает установленный пунктом 32 настоящего Порядка период времени с даты:
ввода объекта государственного надзора в эксплуатацию;
окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия.
35. В проект ежегодного плана включаются сведения о плановых контрольных (надзорных) мероприятиях, в том числе:
наименование подразделения ГПН, осуществляющего контрольное (надзорное) мероприятие;
вид, предмет и сроки проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
основания включения контрольного (надзорного) мероприятия в ежегодный план;
объекты государственного надзора, включая адреса мест осуществления деятельности контролируемыми лицами или адреса нахождения иных объектов государственного надзора, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) мероприятия, категории риска, к которым они отнесены;
сведения о контролируемых лицах, включая индивидуальный номер налогоплательщика, полное или сокращенное (при наличии) наименование, адрес регистрации по месту нахождения организации (ее филиалов, обособленных структурных подразделений).
36. Внесение изменений в ежегодный план осуществляется в следующих случаях 8:
1) исключение контрольного (надзорного) мероприятия из ежегодного плана:
в связи с ликвидацией контролируемого лица, влекущей невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
в связи с изменением категории риска, к которой отнесен объект защиты, если такое изменение влечет уменьшение частоты или отказ от проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
в связи с исключением объекта защиты из Перечня;
в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;
в связи с принятием главным государственным инспектором Министерства обороны Российской Федерации по пожарному надзору решения об исключении планового контрольного (надзорного) мероприятия из ежегодного плана на основании актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих запрет (ограничение) на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2) изменение содержащихся в ежегодном плане сведений о контрольном (надзорном) мероприятии:
в связи с изменением адреса места нахождения объектов защиты;
в связи с реорганизацией контролируемого лица;
в связи с изменением наименования контролируемого лица;
в связи с невозможностью проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (стихийное бедствие, погодные условия, эпидемия и прочие) и иных обстоятельств, не зависящих от подразделения ГПН.
37. Основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия является:
наличие у подразделения ГПН сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе его причинения охраняемым законом ценностям;
поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечение срока исполнения предписания подразделения ГПН об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности, вынесенного по результатам ранее проведенного контрольного (надзорного) мероприятия.
38. В случае, если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольное (надзорное) мероприятие проводится без согласования с органами прокуратуры с извещением об этом в течение 24 часов органа прокуратуры по месту нахождения объекта защиты.
39. О проведении выездной проверки контролируемое лицо не позднее чем за 24 часа до его начала уведомляется посредством направления копии решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия заказным почтовым отправлением и (или) электронным документом по информационной системе "Система электронного документооборота Министерства обороны Российской Федерации" (далее - СЭД) (при ее наличии у контролируемого лица) либо по адресу электронной почты контролируемого лица, если такой адрес содержится в Едином государственном реестре юридических лиц или ранее был представлен в подразделение ГПН, или иным способом, обеспечивающим фиксирование вручения указанного решения.
40. При выявлении в ходе проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия нарушений требований пожарной безопасности и наличии на объекте государственного надзора неисполненного предписания должностным лицом подразделения ГПН выдается предписание с указанием новых сроков его исполнения.
41. В случаях предоставления контролируемым лицом информации о невозможности его присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в связи с временной нетрудоспособностью на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия и (или) наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, эпидемия, чрезвычайная ситуация, заболевания, представляющие опасность для окружающих), подтвержденных доказательствами, контрольные (надзорные) мероприятия переносятся на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения, если оценка соблюдения требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия не может быть проведена без присутствия контролируемого лица.
42. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение требований пожарной безопасности, в акте должно быть указано, какое именно требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания контрольного (надзорного) мероприятия в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения требований пожарной безопасности, должны быть приобщены к акту.
43. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта и подписывает его.
При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта в нем делается соответствующая отметка.
Контролируемое лицо уведомляется посредством направления ему акта заказным почтовым отправлением и (или) электронным документом по СЭД (при ее наличии у контролируемого лица) или иным способом, обеспечивающим фиксирование вручения акта.
44. В случае отсутствия выявленных нарушений требований пожарной безопасности при проведении контрольного (надзорного) мероприятия должностное лицо подразделения ГПН вправе выдать рекомендации по соблюдению требований пожарной безопасности, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
45. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений контролируемым лицом требований пожарной безопасности должностным лицом подразделения ГПН в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации:
выдается после оформления акта контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (далее - предписание) с указанием разумных сроков их устранения, а также других мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;принимаются меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений, предупреждением нарушений требований пожарной безопасности, предотвращением возможного причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью людей, окружающей среде, охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принимаются меры по обеспечению его исполнения.
46. В предписании указываются:
наименование и место нахождения объекта защиты, информация о контролируемом лице;
перечень выявленных нарушений и сроки их устранения с указанием нормативных документов, требования которых нарушены;
сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием контролируемого лица или его уполномоченного представителя;
подписи должностных лиц подразделения ГПН, проводивших проверку.
47. Сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом подразделения ГПН в соответствии с характером нарушений, организационных, технических, материальных факторов, влияющих на их устранение.
Дата (период) проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в целях контроля исполнения предписания устанавливается должностным лицом подразделения ГПН в соответствии со сроками устранения нарушений, указанными в предписании.
48. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение предписания невозможно в установленные сроки, уполномоченное должностное лицо подразделения ГПН может отсрочить исполнение решения на срок до одного года, о чем принимается соответствующее решение.
Решение об отсрочке исполнения предписания принимается уполномоченным должностным лицом подразделения ГПН в соответствии с главой V настоящего Порядка.
49. Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям подразделением ГПН получаются:
при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;
при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, в том числе в отношении иных контролируемых лиц.
50. При рассмотрении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, должностным лицом подразделения ГПН проводится оценка их достоверности.
51. В целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностным лицом подразделения ГПН при необходимости:
запрашиваются дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина, направившего обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации;
запрашиваются у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений, однако представление таких пояснений и иных документов не является обязательным;
обеспечивается, в том числе по решению уполномоченного должностного лица подразделения ГПН, проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.
IV. Осуществление профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
52. Подразделениями ГПН при осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
информирование;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
53. Подразделениями ГПН осуществляется информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности.
Информирование осуществляется посредством размещения с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны и поддержания в актуальном состоянии сведений на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации в сети "Интернет".
54. При наличии в подразделении ГПН сведений о готовящихся нарушениях требований пожарной безопасности или признаках нарушений требований пожарной безопасности должностным лицом, осуществляющим государственный надзор, направляется контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принятия мер по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности.
55. По результатам рассмотрения предостережения контролируемым лицом могут быть поданы в подразделение ГПН, направившее предостережение, возражения.
56. Возражение контролируемого лица направляется на бумажном носителе посредством почтового отправления или в форме электронного документа по СЭД, адресу электронной почты в подразделение ГПН в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
57. Подразделением ГПН рассматривается возражение и по итогам его рассмотрения направляется контролируемому лицу ответ на бумажном носителе по почтовому адресу или в форме электронного документа по СЭД, адресу электронной почты, указанному в возражении, в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения.
58. При отсутствии возражений контролируемым лицом в указанный в предостережении срок направляется в подразделение ГПН уведомление об исполнении предостережения 9.
59. Подразделением ГПН осуществляется учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и используются содержащиеся в них данные для проведения иных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
60. Консультирование осуществляется должностным лицом подразделения ГПН по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия в части разъяснения вопросов, связанных с организацией и осуществлением государственного надзора и обеспечения пожарной безопасности, а также разъяснения прав и обязанностей контролируемых лиц.
Консультирование проводится в устной форме, за исключением случаев, когда контролируемое лицо письменно заявляет о направлении ему письменного ответа.
61. Подразделениями ГПН ведется учет консультирований.
62. Профилактический визит проводится должностными лицами подразделений ГПН по месту осуществления деятельности контролируемого лица в форме профилактической беседы.
Срок проведения профилактического визита не может превышать один рабочий день.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о требованиях, предъявляемых к объекту государственного надзора, соответствию объекта государственного надзора критериям риска, об основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий.
В ходе профилактического визита может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов государственного надзора к категориям риска 10.
63. По запросу контролируемых лиц подразделением ГПН предоставляется информация о присвоенной используемым ими объектам государственного надзора категории риска, а также сведения, используемые при отнесении таких объектов к определенной категории риска.
64. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда) ежегодно утверждается главным государственным инспектором Министерства обороны Российской Федерации по пожарному надзору или его заместителем и состоит из следующих разделов:
анализ текущего состояния, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда;
цели и задачи реализации программы профилактики рисков причинения вреда;
перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения;
показатели результативности и эффективности программы профилактики рисков причинения вреда.
65. При утверждении программы профилактики рисков причинения вреда учитываются категории риска, к которым отнесены объекты государственного надзора.
66. Профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда, обязательны для проведения подразделениями ГПН.
67. Подразделениями ГПН могут проводиться профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда 11.
V. Обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц
68. Решения, действия (бездействие) должностных лиц подразделений ГПН при осуществлении государственного надзора могут быть обжалованы.
69. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в ходе осуществления государственного надзора, имеют право на досудебное обжалование:
решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
актов, предписаний;
действий (бездействия) должностных лиц подразделений ГПН в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
70. Жалоба на решение подразделения ГПН, действия (бездействие) его должностных лиц направляется в подразделение ГПН на бумажном носителе посредством почтового отправления или в форме электронного документа по СЭД, адресу электронной почты в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
71. Жалоба на решение подразделения ГПН, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) соответствующего подразделения ГПН либо вышестоящим подразделением ГПН.
Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) подразделения ГПН рассматривается вышестоящим подразделением ГПН.
В случае обжалования решений, принятых Главным управлением, его должностными лицами, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора, жалоба рассматривается главным государственным инспектором Министерства обороны Российской Федерации по пожарному надзору либо его заместителями.
72. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации в подразделении ГПН.
VI. Квалификационные требования к государственным инспекторам по пожарному надзору
73. Квалификационные требования к главному государственному инспектору Министерства обороны Российской Федерации по пожарному надзору и его заместителям: высшее профессиональное (техническое или инженерное) образование и стаж работы (службы) на руководящих должностях в органах государственной власти не менее 3 лет.
74. Квалификационные требования к главным государственным инспекторам по военным округам по пожарному надзору: высшее профессиональное (техническое или инженерное) образование и стаж работы (службы) по направлению или специальности не менее 3 лет.
75. Квалификационные требования к заместителям главных государственных инспекторов по военным округам по пожарному надзору: высшее профессиональное (техническое или инженерное) образование и стаж работы (службы) по направлению или специальности не менее 3 лет.
76. Квалификационные требования к государственным инспекторам Министерства обороны Российской Федерации по пожарному надзору: высшее профессиональное (техническое или инженерное) образование и стаж работы (службы) по направлению или специальности не менее 2 лет.
77. Квалификационные требования к государственным инспекторам по военным округам по пожарному надзору: высшее профессиональное (техническое или инженерное) образование без предъявления требований к стажу работы (службы) или среднее профессиональное (техническое) образование и дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности, а также стаж работы (службы) не менее 2 лет.
VII. Отнесение объектов государственного надзора к категориям риска
78. Отнесение объектов государственного надзора к категориям риска осуществляется должностными лицами, закрепленными за объектами государственного надзора, в соответствии с настоящим Порядком, и утверждается решением руководителя (заместителя руководителя) соответствующего подразделения ГПН.
79. Решение руководителя (заместителя руководителя) подразделения ГПН об отнесении объектов государственного надзора к категориям риска является основанием для включения объектов государственного надзора в Перечень и формирования КНД.
80. При отсутствии решения об отнесении объекта государственного надзора к определенной категории риска объект государственного надзора считается отнесенным к категории низкого риска.
81. Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается руководителем (заместителем руководителя) подразделения ГПН, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска.
82. В соответствии с тяжестью потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты требований пожарной безопасности:
1) к категории значительного риска относятся объекты защиты, за исключением объектов, отнесенных к категориям среднего и умеренного риска;
2) к категории среднего риска относятся следующие объекты защиты:
объекты, предназначенные для временного пребывания людей, на которых осуществляется предоставление социальных и медицинских услуг;
здания книгохранилищ и архивов;
объекты, на которых осуществляются организация и постановка театральных, оперных и балетных представлений, концертов и иных сценических выступлений, показ кинофильмов, функционирование танцплощадок и дискотек в закрытых помещениях;
многоквартирные жилые дома, а также объекты иного функционального назначения высотой 28 метров и более;
объекты, отнесенные к категории пожароопасности 12;
3) к категории умеренного риска относятся следующие объекты защиты:
объекты, предназначенные для проживания или временного пребывания более 50 человек одновременно, за исключением многоквартирных жилых домов и объектов, отнесенных к категории среднего риска;
многоквартирные жилые дома высотой до 28 метров, открытые плоскостные автостоянки, открытые склады лесоматериалов и твердого топлива;
наружные установки, относящиеся к категориям взрывопожароопасности и пожароопасности 13;
объекты, отнесенные к умеренной и пониженной категориям пожароопасности.
83. В соответствии с вероятностью несоблюдения контролируемыми лицами на используемых ими объектах защиты требований пожарной безопасности:
1) объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с тяжестью потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты требований пожарной безопасности к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного и низкого риска соответственно при соблюдении одного из следующих условий:
проведение независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) 14 объекта защиты с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
отсутствие по результатам последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия нарушений требований пожарной безопасности;
2) объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с тяжестью потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты требований пожарной безопасности к категории среднего риска (кроме объектов, предназначенных для временного пребывания людей, на которых осуществляется предоставление социальных и медицинских услуг, и объектов, на которых осуществляются организация и постановка театральных, оперных и балетных представлений, концертов и иных сценических выступлений, показ кинофильмов, функционирование танцплощадок и дискотек в закрытых помещениях), подлежат отнесению к категории умеренного риска в случае отсутствия на объекте защиты пожаров за последние 5 лет;
3) объекты защиты, подлежащие отнесению в соответствии с тяжестью потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты требований пожарной безопасности к категориям среднего и умеренного риска, подлежат отнесению к категориям значительного и среднего риска соответственно при наличии одного из следующих условий:
проведение независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
наличие сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних 5 лет;
наличие вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности организации на объекте защиты в течение последних 3 лет.
84. Изменение категории риска объекта защиты на более высокую либо более низкую категорию риска в соответствии с пунктом 83 настоящего Порядка допускается не более чем на одну ступень.
Присвоенная объекту защиты категория риска не меняется, если объект защиты отвечает одному или нескольким условиям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 83 настоящего Порядка, и одному или нескольким условиям, предусмотренным подпунктом 3 пункта 83 настоящего Порядка.
85. При наличии оснований, позволяющих отнести объект защиты к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект защиты к более высокой категории риска.
86. При размещении в многоквартирных жилых домах высотой до 28 метров помещений, не являющихся помещениями жилищного фонда, а также нежилых помещений и (или) машино-мест, являющихся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации категория риска присваивается по совокупности критериев, относящих объект защиты к более высокой категории риска 15.
Приложение. Перечень объектов федерального государственного пожарного надзора, которым присвоены категории риска
──────────────────────────────
1 Пункт 2 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 (далее - Положение о федеральном государственном пожарном надзоре).
2 Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 99 и пунктом 2 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированного Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" и вступившего в силу для Российской Федерации 1 января 2015 г.
3 Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" и вступившим в силу для Российской Федерации 1 января 2015 г.
4 Статья 32 Технического регламента.
5 Часть 7 статьи 72 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
6 Часть 3 статьи 69 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
7 Часть 3 статьи 65 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
8 Подпункты "а", "б" пункта 14 Правил формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428.
9 Пункт 11 Правил составления и направления предостережения о недопустимости
нарушения обязательных требований и требований, установленных
муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом,
индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166.
10 Абзац шестой пункта 47 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.
11 Часть 7 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
12 Часть 1 статьи 27 Технического регламента.
13 Часть 1 статьи 27 Технического регламента.
14 Пункт 2 части 1 статьи 144 Технического регламента.
15 Абзац пятый пункта 40 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
"Об утверждении Порядка назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г...
"О ведомственных наградах Министерства труда и социальной политики Луганской Народной Республики"
"Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной доплаты к пенсии по случаю потери кормильца родителям и супругу"
"Об определении Порядка занесения имен погибших при защите Отечества навечно в почетные списки обучавшихся и кадрового состава общеобразовательны...
"Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Федеральном дорожном агентстве"
"Об утверждении Правил бесплатного предоставления зубного протезирования ветеранам боевых действий, указанным в абзацах втором и третьем подпункт...
Типы документов
Новости
11 мая 2025
Закон Чукотского автономного округа от 16 октября 2023 г. N 62-ОЗ (ред. от 14.04.2025)"Об установлении случаев предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно на территории Чукотского автономного округа"
08 мая 2025
Указ Президента Российской Федерации от 08 мая 2025 № 300"О дополнительных социальных гарантиях членам семей военнослужащих, сотрудников некоторых федеральных государственных органов и граждан, пребывающих в добровольческих формированиях"
07 мая 2025
Закон Магаданской области от 7 мая 2025 г. N 2991-ОЗ"О медали "За содействие специальной военной операции"