1. Средства коллективной защиты для герметизированных подвижных объектов ВВТ.
К средствам коллективной защиты для герметизированных подвижных объектов ВВТ относятся фильтровентиляционные установки автомобильные ФВУА -100, ФВУА-100Ф и фильтровентиляционная установка автомобильная агрегатированная ФВУА-100А. Они предназначены для оборудования герметизированных объектов автомобильной техники (кузовов-фургонов, прицепов, кабин и т. д.).
Общий вид фильтровентиляционной установки ФВУА-100 1 - фильтр-поглотитель ФПТ-200М; 2 - соединительный шланг; 3 - предфильтр ПФА-75
Установка ФВУА-100. Основные технические данные установки: число модификаций - 4, объемный расход воздуха - 100 м3/ч, масса - 57 кг, потребляемая мощность - 120/220 Вт.
В состав установки ФВУА-100 входят: предфильтр ПФА-75М, фильтр-поглотитель ФПТ-200М (ФПТ-200Б), электровентилятор ЭВ-100-12 или ЭВ-100-24, щит контроля, фильтр радиопомех ФР-81Ф, комплект воздуховодов и монтажных деталей.
Установка ФВУА-100Ф с повышенным ресурсом работы в запыленной атмосфере выпускается в четырех модификациях и отличается конструкцией электровентилятора и предфильтра.
Основные технические данные установки: число модификаций - 4, объемный расход воздуха - 100 м3/ч, масса - 51 кг, потребляемая мощность - 160/240 Вт.
В состав установки ФВУА-100Ф входят: фильтр-поглотитель ФПТ-200М (ФПТ-200Б), электровентилятор ЭВЛ-100-12Ф или ЭВЛ-100-24Ф, противопыльный фильтр, щит контроля, фильтр радиопомех ФР-81Ф, комплект воздуховодов и монтажных деталей.
Общий вид фильтровентиляционной установки автомобильной ФВУА-100А: 1 - фильтр-поглотитель ФПТ-200М (ФПТ-200Б);
2 - детали крепления и монтажа; 3 - корпус с блоком противопыльных кассет, электровентилятором и фильтром радиопомех; 4 - щит контроля.
Установка ФВУА-100А выпускается в двух модификациях с напряжением питания 12В и 24 В.
Основные технические данные установки: объемный расход воздуха - (100±5) м3/ч; масса - 50 кг; потребляемая мощность -190/240 Вт.
В состав установки ФВУА-100А входят: фильтр-поглотитель ФПТ-200М (ФПТ-200Б), блок противопыльных кассет БПК-100, электровентилятор ЭВЛ-100-12 или ЭВЛ-100-24, фильтр радиопомех ФР-81Ф, щит контроля, комплект монтажных и крепежных деталей.
Фильтровентиляционные установки подвижных объектов бронетанкового вооружения и техники могут работать в режиме фильтровентиляции или чистой вентиляции. Для управления потоком воздуха, выходящим из нагнетателя-сепаратора, применяется клапанный механизм.
В зависимости от положения клапана поток воздуха, поступающий в объект, может быть направлен в обитаемое помещение через фильтр-поглотитель или минуя его. В первом случае воздух полностью очищается от всех вредных примесей, а во втором - только от радиоактивной пыли и частично от аэрозолей ОВ и БА. Переключение клапана в положение, при котором воздух поступает в фильтр-поглотитель, производится вручную или автоматически с помощью коммутационной аппаратуры по сигналу прибора химической разведки типа ПРХР и ПКУЗ-1.
Проверка правильности монтажа и исправности фильтровентиляционных установок. Монтаж ФВУ на подвижных объектах вооружения и военной техники производится, как правило, на заводах-изготовителях объектов согласно типовым схемам размещения.
При поступлении объекта в часть и при его дальнейшей эксплуатации проводится осмотр, проверка работоспособности установки и герметичности корпуса объекта.
При осмотре проверяется комплектность фильтровентиляционной установки, соответствие размещения составных частей монтажным схемам, возможное наличие коррозии на металлических поверхностях, повреждений корпуса фильтра-поглотителя, вентиляционного защитного устройства и других элементов установки.
Работоспособность фильтровентиляционных установок автомобильных и герметичность кузова-фургона проверяется путем включения установок на 10-15 мин. Перед включением установок проверяются:
исправность заглушки выходного патрубка установки, которая должна легко вращаться;
положение стрелки прибора контроля, которая должна находиться в нулевом положении;
состояние закрепления, а также сохранность (отсутствие трещин) резиновых трубок на штуцерах прибора контроля.
Включение установки производится в следующей последовательности:
установить вставку на щите контроля в положение «Подпор»;
включить электровентилятор установки при помощи АЗС-40;
открыть заглушку воздуховода до отказа;
закрыть плотно двери, окна и люки объекта;
при наличии на объекте регулирующего клапана избыточного давления установить с его помощью необходимое избыточное давление в объекте.
Подпор в кузове-фургоне при номинальном объемном расходе установки должен составлять не менее 25 мм вод.ст. При подпоре менее указанного значения необходимо принять меры по повышению герметичности кузова-фургона.
Работоспособность установки и герметичность корпуса объектов БТВТ проверяются путем пробного включения установки на 10-15 мин при полной герметизации объекта. Должны быть закрыты люки, двери, бойницы и клин затвора пушки, вытяжные вентиляторы должны быть выключены и их заслонки закрыты. Перед включением установки и измерением подпора в объекте двигатель танка (БМП, БТР и др.) должен работать на средних оборотах, снижение напряжения на клеммах аккумуляторных батарей автомобиля должно быть не более 10% от номинального значения. Подпор может быть измерен с помощью жидкостного манометра при работе установки как в режиме чистой вентиляции (воздух поступает в объект, минуя фильтр-поглотитель), так и в режиме фильтровентиляции (воздух поступает в объект через фильтр-поглотитель).
Измерение производится в следующей последовательности:
вывернуть сквозной болт из корпуса объекта;
на один конец жидкостного манометра надеть резиновую трубку, другой конец которой через образовавшееся отверстие ввести внутрь обитаемого отделения объекта, место ввода загерметизировать;
загерметизировать объект (закрыв все двери, окна, люки и т.д.);
включить ФВУ в требуемый режим работы;
расстояние между верхним и нижним менисками жидкости в манометре соответствует подпору, создаваемому в обитаемом отделении объекта.
Герметичность трассы установки и качественное состояние фильтра-поглотителя по парам и аэрозолям ТХ проверяется с использованием хлорпикрина (этилмеркаптана, вещества СS). Перед проверкой объект герметизируется, пускается двигатель объекта и включается установка. Проверка производится, как указано в п. 2.12. При обнаружении в объекте запаха хлорпикрина (этилмеркаптана, СS) необходимо заменить фильтр-поглотитель и повторить проверку. В случае повторного обнаружения запаха проверяется герметичность трассы ФВУ путем смачивания мыльно-пенным раствором мест соединения воздуховодов и гнезда клапана. Обнаруженные неисправности устраняются затяжкой соединительных муфт и ремонтом клапанного механизма. Личный состав, находящийся в объекте при проверке установки, в случае обнаружения запаха этилмеркаптана (вещества СS) должен надеть противогазы и выйти из объекта.
После окончания проверки объект проветривается путем открывания окон, люков, дверей и включения системы вентиляции.
2. Средства коллективной защиты для негерметизированных подвижных объектов вооружения и военной техники.
К средствам коллективной защиты для негерметизированных подвижных объектов вооружения и военной техники относятся коллекторные фильтровентиляционные установки ФВУ-3,5, ФВУ-7, ФВУ-15 , ФВУА-15 и ФВУ-20. Они предназначены для очистки от ТХ, РП и БА воздуха, подаваемого под лицевые части противогазов экипажей негерметизированных подвижных объектов вооружения и военной техники. Технические характеристики установок приведены в таблице.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
КОЛЛЕКТОРНЫХ ФИЛЬТРОВЕНТИЛЯЦИОННЫХ УСТАНОВОК
Параметр | ФВУ-3,5 | ФВУ- 7 | ФВУ-15 | ФВУА-15 | ФВУ -20 |
Количество защищаемых людей | 1 | 2 | 3-4 | 3-4 | 3-5 |
Объемный расход воздуха,м3 /ч | 3,5 | 7 | 15 | 15 | 20 |
Напряжение питания, В | 27 | 27 | 27 | 12 и 24 | 12 и 24 |
Мощность, потребляемая электродвигателем, Вт | 20 | 20 | 25 | 25 | 80 |
Мощность*, потребляемая ФВУ при включенных электрокалориферах, Вт | 130-180 | 160-280 | 190-460 | 160-370 | 115 |
Напор электровентилятора, мм вод.ст. | 90 | 100 | 100 | 100 | 187 |
Сопротивление постоянному потоку воздуха фильтров-поглотителей (фильтрующе-сорбирующих кассет), мм вод.ст. | 30 | 45 | 35 | 35 | 45 |
Сопротивление постоянному потоку воздуха ФВУ, мм вод.ст. | 60 | 70 | 65 | 65 | 70 |
Габариты фильтров-поглотителей (кассет), мм | 150х120**х8,5 | 154х122**х15 | 365х154х290 | 365х154**х30 | 150х175**х36 |
Масса комплекта, кг | 8,5 | 15 | 24 | 30 | 36 |
* Приведена мощность в зависимости от количества защищаемых людей и количества включенных спиралей электрокалорифера.
** Приведены диаметр и высота кассет.
Хранение коллекторных ФВУ на базах и складах в заводской упаковке допускается в течение 15 лет, а фильтровентиляционной установки ФВУ-20 -10 лет. Среднее время эксплуатации на технике учебно-боевого парка не должно превышать 250 ч. В объектах техники боевого парка годовое время эксплуатации установок не должно превышать 20 % указанного лимита для учебно-боевых машин.
Коллекторная фильтровентиляционная установка ФВУ-3,5:
1- фильтровентиляционный агрегат ФВА-3,5; 2 - резинотканевый шланг; 3 - раструб с клапаном; 4 - фильтрующе-поглощающая коробка; 5 - соединительная трубка; 6 - шлем - маска.
Коллекторная фильтровентиляционная установка ФВУ-7:
1 - фильтровентиляционный агрегат ФВА-7; 2 - резинотканевый шланг; 3 - шлем-маска; 4 - клапан с резьбовым соединением; 5 - раструб с фильтрующе-поглощающей коробкой; 6 - электрокалорифер КЭ-3,5; 7 - соединительная трубка противогаза.
Коллекторная фильтровентиляционная установка ФВУ-15:
1- шлем маска; 2 - фильтр-поглотитель; 3 - электровентилятор ЭВ-15; 4 - сумка с фильтрующе-поглощающей коробкой; 5 - резинотканевый шланг; 6 - электрокалорифер КЭ-3,5.
Коллекторная фильтровентиляционная установка ФВУА-15:
1 - электровентилятор ЭВ-15-12; 2 - фильтр-поглотитель ФП-15; 3 - резинотканевый шланг; 4 - переходник (коллектор); 5 - клапан с резьбовым соединением; 6 - раструб; 7 - фильтрующе-поглощающая коробка; 8 - электрокалорифер КЭ-3,5; 9 - соединительная трубка противогаза; 10 - шлем-маска .
Коллекторная фильтровентиляционная установка ФВУ-20:
1 - электрокалорифер КЭ-3,5; 2 - клапан с резьбовым соединением; 3 - резиновый шланг; 4 - коллектор; 5 - резинотканевый шланг; 6 - фильтровентиляционный агрегат ФВА-20; 7 - маска противогаза.
В коллекторных фильтровентиляционных установках ФВУ-15 и ФВУА-15 используются соответственно электровентиляторы ЭВ-15 и ЭВ-15-12 (ЭВ-15) совместно с фильтром-поглотителем ФП-15.
В коллекторных фильтровентиляционных установках ФВУ-3,5 и ФВУ-7 используются фильтровентиляционные агрегаты ФВА-3,5 и ФВА-7, включающие электровентиляторы и фильтрующе-сорбирующие кассеты.
Основным элементом фильтровентиляционной установки ФВУ-20 является фильтровентиляционный агрегат ФВА-20, включающий в себя воздухозаборное устройство, предфильтр ПФ-20, электровентилятор ЭВ-20, сорбирующий блок Б-50 и противоаэрозольный фильтр ПАФ-20.
В комплект коллекторных фильтровентиляционных установок входят электрокалориферы КЭ-3,5.
Для соединения коммуникаций установок используются резинотканевые шланги, подводящие воздух от агрегатов к рабочим местам членов экипажа, а также герметичные клапаны и раструбы для подсоединения фильтрующе-поглощающих коробок типа ЕО-18К и ФВУ, переходники и соединительные элементы.
Соединение раструбов с фильтрующе-поглощающими коробками осуществляется с помощью стяжных хомутов. Для повышения герметичности соединения между раструбом и фильтрующе-поглощающей коробкой помещается резиновая муфта.
Раструб с фильтрующе-поглощающей коробкой присоединяется к фильтровентиляционной установке через клапан с помощью резьбового соединения. В этом положении клапан открыт. Раструб с коробкой помещается в сумке для противогаза.
В состав ФВУ-20 входит дифманометр-напоромер для измерения величины объемного расхода воздуха установки и автомат защиты сети. Установки ФВУА-15 и ФВУ-20 имеют в своем составе фильтр радиопомех.
Принцип работы коллекторных фильтровентиляционных установок заключается в следующем. Воздух, содержащий ТХ, РП и БА, подается электровентилятором непосредственно из объекта и нагнетается в фильтр-поглотитель (фильтрующе-сорбирующую кассету), где очищается от вредных примесей. Очищенный воздух по шлангам подается через фильтрующе-поглощающие коробки в подмасочное пространство лицевых частей противогазов. В холодное время года воздух подогревается в электрокалориферах.
Проверка правильности монтажа и исправности коллекторных фильтровентиляционных установок.
Коллекторные фильтровентиляционные установки монтируются на объектах техники по схемам, приведенным в технических описаниях и инструкциях по эксплуатации.
Правильность монтажа и исправность установок проверяется после монтажа и в процессе последующей эксплуатации. Проверка осуществляется внешним осмотром и оценкой работоспособности установок.
При осмотре проверяются комплектность и качество сборки установок, соответствие сборки монтажным схемам, наличие коррозии, механических повреждений и других видимых неисправностей. Элементы установок не должны мешать действиям экипажа.
Работоспособность установок проверяется путем их кратковременного (на 5-10 мин) включения в работу. Предварительно с помощью штатных электроизмерительных приборов объектов техники проверяется напряжение бортовой электрической сети. Отсутствие посторонних шумов и нормальная подача воздуха под лицевые части противогазов при работе установок свидетельствует об их исправности. Ввиду двойной очистки воздуха (в фильтре-поглотителе и фильтрующе-поглощающей коробке) герметичность трассы ФВУ может не проверяться. Методика проверки исправности элементов коллекторной ФВУ приведена в таблице.
МЕТОДИКА ПРОВЕРКИ ИСПРАВНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ КОЛЛЕКТОРНЫХ ФВУ
Что | Способ | Технические |
Правильность сборки узлов | Внешний осмотр | Соответствие схемам монтажа и комплектации, указанным в инструкции по эксплуатации, комплектовочных ведомостях и других документах. |
Электровентиляторы | Подключение к сети | Нормальное обеспечение подачи воздуха, отсутствие постороннего шума. |
Фильтры-поглотители (фильтрующе-погло-щающие коробки) | Внешний осмотр | Отсутствие вмятин глубиной более 5 мм, пробоин, трещин. Отсутствие коррозии, повреждений маркировки. |
Резиновые шланги | Внешний осмотр | Отсутствие внешних сильных перегибов, проколов, огрубления резины. Шланги на патрубках ФП и переходниках должны быть плотно закреплены стяжными хомутами. |
Электрокалориферы | Внешний осмотр | Способ подключения должен соответствовать требуемой степени нагрева воздуха в зависимости от температуры окружающей среды. |
Порядок и правила эксплуатации коллекторных фильтровентиляционных установок.
В мирное время эксплуатация установок на объектах техники допускается в ограниченных пределах (аналогично нормам и правилам эксплуатации ФВУ герметизированных подвижных объектов вооружения и военной техники) исключительно в целях обеспечения обучения войск действиям в условиях применения ОМП.
В боевых условиях включение установок производится по приказу командира, по сигналу оповещения о химическом, биологическом и радиоактивном заражении или самостоятельно при артиллерийских налетах, авиационных и ракетных ударах противника.
При действиях объектов на зараженной местности люки и двери должны быть закрыты, если это не мешает экипажам выполнять боевую задачу.
Заблаговременное включение установок в работу производится в следующей последовательности:
включается автомат защиты электрической сети АЗС-20;
снимаются с места крепления концевые резинотканевые шланги с герметичными клапанами на них;
снимаются заглушки с клапанов и укладываются в сумки для противогазов;
открываются клапаны-карманы на сумках для противогазов, обеспечивающие свободный доступ воздуха к раструбам, закрепленным на фильтрующе-поглощающих коробках. Раструбы должны быть заблаговременно надеты на фильтрующе-поглощающие коробки и уложены в сумки для противогазов при монтаже ФВУ;
присоединяются к установкам фильтрующе-поглощающие коробки, для чего раструбы с помощью ввинтных гаек соединяются с клапанами ФВУ. Фильтрующе-поглощающие коробки и раструбы из сумок для противогазов не вынимаются;
при отсутствии в объекте системы отопления и температуре воздуха ниже 5°С между фильтрующе-поглощающими коробками и лицевыми частями противогазов устанавливают электрокалориферы КЭ-3,5, которые включаются в электрическую сеть через штепсельные разъемы. Для создания нормальных условий работы экипажа при температуре воздуха от плюс 5 до минус 14°С включается одна спираль электрокалориферов, при температуре от минус 15°С до минус 25°С - две спирали, при температуре ниже минус 25°С - три спирали. Количество рисок на вилке штепсельного разъема соответствует количеству включаемых спиралей. Включение электрокалориферов в сеть производится только при работающих фильтровентиляционных установках;
личный состав экипажа надевает шлем-маски противогазов.
При внезапном применении противником химического оружия или биологических аэрозолей члены экипажа в первую очередь надевают противогазы, а затем производят включение фильтровентиляционных установок.
В случае выхода одного или нескольких членов экипажа из объекта фильтрующе-поглощающие коробки отсоединяются от работающих установок. При этом освободившиеся клапаны установки автоматически закрывают выход очищенного воздуха из резинотканевых шлангов наружу, благодаря чему не нарушается снабжение чистым воздухом остающегося в объекте личного состава.
Выключение ФВУ производится по команде или самостоятельно после выхода объекта из зараженной атмосферы, после проветривания объекта и проверки в нем чистоты воздуха с помощью табельных приборов химической разведки. Для более быстрого проветривания объектов, вышедших из зараженной атмосферы, можно, если это допускается обстановкой, открывать люки, двери и т. п., а также включать имеющиеся на объектах вентиляционные устройства.
Для выключения установки необходимо:
снять противогазы;
выключить электрокалориферы;
выключить автомат защиты электрической сети;
отсоединить фильтрующе-поглощающие коробки с раструбами от установок и закрыть клапаны-карманы в сумках для противогазов;
вложить в сумки для противогазов лицевые части противогазов и штепсельные разъемы электрокалориферов;
закрыть клапаны установки заглушками;
закрепить резинотканевые шланги с клапанами на установленных для них местах.