Поиск по сайту

Приказ Министра обороны РФ от 5 мая 2021 г. N 250

Выберите пункт меню

05 мая 2021    Источник: Приказы


"О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации"

В целях осуществления эффективных мер по правовому воспитанию, повышению правовой культуры, формированию и развитию системных правовых знаний у военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить Инструкцию по организации правового обучения в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение к настоящему приказу).

2. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации от 7 декабря 2013 г. N 878 "О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации".

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии

С. Шойгу

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 5 мая 2021 г. N 250

Инструкция по организации правового обучения в Вооруженных Силах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет цели, основные задачи, основные принципы, содержание и организацию правового обучения в Вооруженных Силах Российской Федерации*, а также порядок проверки правовых знаний личного состава Вооруженных Сил.

──────────────────────────────

* Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами: Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны: органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации - воинскими частями: военные образовательные организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации - вузами.

──────────────────────────────

2. Правовое обучение в Вооруженных Силах представляет собой целенаправленный, планомерный и организованный процесс информационно-ознакомительного воздействия в целях формирования теоретической основы правового сознания, повышения правовой культуры, а также совершенствования правовых знаний личного состава Вооруженных Сил.

Правовое обучение в Вооруженных Силах является неотъемлемой составной частью подготовки личного состава Вооруженных Сил и основной формой его правового воспитания.

3. Основными задачами правового обучения в Вооруженных Силах являются:

развитие в Вооруженных Силах системы нравственно-правовых ценностей и принципов;

передача, усвоение и накопление теоретического материала правовой направленности;

формирование у личного состава Вооруженных Сил правосознания. способствующего умению использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности:

укрепление законности и правопорядка в Вооруженных Силах.

4. Основными приниипами правового обучения в Вооруженных Силах являются:

плановость и последовательность процесса правового обучения;

обеспечение системного и комплексного подхода;

дифференцированность по категориям личного состава Вооруженных Сил;

использование правового опыта должностных лиц, занимающихся правоприменительной практикой;

компетентность руководителей занятий.

5. Содержание правового обучения в Вооруженных Силах определяется:

законодательством Российской Федерации в области обороны, о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих;

законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации;

трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан;

нормами международного гуманитарного права;

задачами Вооруженных Сил по их предназначению.

II. Организация правового обучения

6. Правовое обучение организуется в процессе повседневной деятельности войск (сил), выполнения боевых (учебно-боевых) задач и исполнения служебных (трудовых) обязанностей.

Организация правового обучения включает руководство, планирование, проведение, обеспечение, контроль и учет.

7. Проверка организации правового обучения в воинских частях осуществляется в рамках проверок состояния правовой работы в Вооруженных Силах, проводимых в соответствии с правовыми актами Министерства обороны.

Руководство правовым обучением

8. Общее руководство правовым обучением в Вооруженных Силах осуществляет Главное военно-политическое управление Вооруженных Сил.

Руководство правовым обучением в подчиненных войсках (силах) осуществляют главнокомандующие видами Вооруженных Сил, командующие войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил и руководители центральных органов военного управления.

9. Непосредственное руководство правовым обучением в воинской части осуществляет командир воинской части.

Командир воинской части обеспечивает:

возможность использования всех форм правового обучения;

эффективность руководства и контроля за процессом правового обучения;

оптимальность планирования и систематическое проведение мероприятий правового обучения;

высокую подготовленность руководителей занятий;

объективную оценку правовых знаний личного состава Вооруженных Сил;

воспитание у личного состава Вооруженных Сил мотивации к высокой правовой культуре.

Планирование правового обучения

10. Планирование правового обучения осуществляется на учебный год (период обучения).

Вопросы правового обучения отражаются в приказе командира воинской части об организации боевой подготовки, внутренней и караульной служб на учебный год (период обучения), плане подготовки воинской части, календарных учебных планах военно-политической подготовки для всех категорий личного состава Вооруженных Сил и других документах планирования.

11. Планированию подлежат:

количество часов, отводимых на изучение тем правовой направленности в рамках военно-политической подготовки;

форма и сроки (периодичность) проведения факультативных мероприятий правового обучения;

сроки проведения теоретических и методических (учебно-методических) занятий (сборов) с руководителями занятий;

сроки проведения проверки правовых знаний личного состава Вооруженных Сил.

12. На изучение тем правовой направленности отводится не менее 20 процентов от общего количества часов, предусматриваемых календарными учебными планами военно-политической подготовки для всех категорий личного состава Вооруженных Сил.

Проведение правового обучения

13. Проведение правового обучения включает подготовку руководителей занятий, проведение занятий и факультативных мероприятий правового обучения, взаимодействие между должностными лицами воинской части и с вышестоящими органами военного управления.

14. Занятия по правовому обучению проводятся в соответствии с учебными программами (планами) в составе учебных групп или подразделений.

Основными формами занятий являются лекции, практические занятия, семинары, собеседования, зачеты и самостоятельная работа.

15. В процессе правового обучения используются информационно-коммуникационные технологии (демонстрация учебного материала с помощью презентаций, использование печатных и электронных средств массовой информации, справочно-правовых систем, электронных библиотек, программных тестовых заданий).

16. С курсантами и слушателями вузов правовое обучение проводится при изучении предусмотренных учебными планами и программами гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

17. Правовое обучение лиц гражданского персонала Вооруженных Сил осуществляется путем проведения отдельных занятий, тематику которых определяют командиры воинских частей.

18. Факультативные мероприятия правового обучения проводятся со всеми категориями личного состава Вооруженных Сил в форме единых дней правовых знаний, правовых информирований, правовых диктантов, юридических консультаций, вечеров вопросов и ответов, а также на курсах подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

19. Планы и конспекты для проведения занятий по правовому обучению разрабатываются руководителями занятий и утверждаются заместителями командиров (от батальона (ему равных) и выше) по военно-политической работе, а в воинских частях, штатами которых не предусматривается их содержание, - их непосредственными начальниками.

20. Подбор, непрерывную теоретическую и методическую подготовку руководителей занятий обеспечивают должностные лица военно-политических органов при непосредственном участии специалистов юридической службы Вооруженных Сил.

Повышение уровня подготовленности руководителей занятий осуществляется на теоретических и методических (учебно-методических) занятиях (сборах).

21. Правовое обучение проводится в тесном взаимодействии с органами государственной власти (органами местного самоуправления), военной прокуратуры, военными следственными органами, военными судами, территориальными правоохранительными органами, научными и образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию и осуществляющими научную и образовательную деятельность в сфере юриспруденции, а также с общественными организациями, не преследующими политических целей.

Обеспечение правового обучения

22. Обеспечение правового обучения заключается в организации и осуществлении мероприятий, направленных на создание и поддержание условий эффективного функционирования системы правового обучения посредством методического, материально-технического и информационного сопровождения.

23. Методическое сопровождение правового обучения осуществляется должностными лицами военно-политических органов и специалистами юридической службы Вооруженных Сил.

Оно включает:

утверждение перечня нормативных правовых актов, которые необходимо знать личному составу Вооруженных Сил установленных категорий и которые подлежат изучению в системе правового обучения (правовой минимум);

разработку методических рекомендаций по осуществлению правового обучения;

подготовку руководителей занятий;

обеспечение руководителей занятий справочными и учебно-методическими пособиями;

оказание помощи руководителям занятий в их проведении;

организацию и проведение теоретических и методических (учебно-методических) занятий (сборов) с руководителями занятий.

24. Перечень нормативных правовых актов, которые необходимо знать личному составу Вооруженных Сил установленных категорий и которые подлежат изучению в системе правового обучения (правовой минимум), утверждается директором Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации (начальником юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации).

Решениями главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил, руководителей центральных органов военного управления правовые минимумы дополняются перечнем правовых актов с учетом специфики вида (рода войск) Вооруженных Сил, военного округа (Северного флота), центрального органа военного управления.

25. Материально-техническое сопровождение правового обучения заключается в обеспечении мероприятий правового обучения имуществом, специальной техникой и аппаратурой, а также в оформлении правовых уголков в каждом подразделении воинской части.

26. Информационное сопровождение правового обучения осуществляется должностными лицами военно-политических органов и органов информационного обеспечения Вооруженных Сил и заключается в распространении положительного опыта организации и проведения мероприятий правового обучения.

Контроль и учет правового обучения

27. Контроль правового обучения в воинской части организует командир воинской части.

28. Учету в воинской части подлежат:

проведение занятий - в журнале учета боевой (профессионально-должностной, должностной) подготовки;

выполнение факультативных мероприятий правового обучения и проведение теоретических и методических (учебно-методических) занятий (сборов) с руководителями занятий, предусмотренных документами планирования, - отметкой в документе с подписью ответственных должностных лиц;

результаты проверки правовых знаний военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и их периодичность - в ведомостях и листах учета результатов проверок правовых знаний (приложение к настоящей Инструкции).

Лист учета результатов проверок правовых знаний заводится на каждого военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, и хранится в подразделении.

III. Порядок проверки правовых знаний личного состава Вооруженных Сил

29. Проверка правовых знаний личного состава Вооруженных Сил проводится в целях оценки качества усвоения теоретического материала и способности юридически грамотно решать задачи в повседневной деятельности войск (сил).

30. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, проходят проверку правовых знаний в форме зачета по правовому минимуму для соответствующей категории личного состава.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, сдают зачет по правовому минимуму один раз в два года, а также перед представлением к назначению на высшие воинские должности.

Прием зачетов по правовому минимуму осуществляет комиссия воинской части по проверке правовых знаний.

Порядок работы, состав и обязанности комиссии по проверке правовых знаний определяются в приказе командира воинской части.

31. Зачет по правовому минимуму проводится методом тестирования по 20 контрольным вопросам.

Сдавшими зачет считаются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, ответившие правильно на 18 и более контрольных вопросов теста.

32. Перечень контрольных вопросов разрабатывается в главных командованиях видов Вооруженных Сил, объединенных стратегических командованиях военных округов (Северного флота), командованиях родов войск Вооруженных Сил, центральных органах военного управления должностными лицами военно-политических органов совместно со специалистами юридической службы Вооруженных Сил* и ежегодно к 1 декабря доводится в установленном порядке до подчиненных воинских частей.

──────────────────────────────

* При отсутствии в штатах органов военного управления военно-политических органов и (или) юридических подразделений (отдельных должностей) или их неукомплектованности контрольные вопросы разрабатываются ответственными лицами, определяемыми соответствующими командирами (начальниками).

──────────────────────────────

Количество контрольных вопросов должно обеспечивать вариантность при проведении зачета по правовому минимуму (не менее пяти вариантов).

Контрольные вопросы составляются в простой, доступной форме и должны охватывать необходимый объем информации.

33. При наличии в воинской части автоматизированного рабочего места, оснащенного информационно-справочной правовой подсистемой изделия 83т633 "АРМЮРИСТ", проведение зачета по правовому минимуму осуществляется с ее использованием.

34. Проверка уровня правовых знаний курсантов и слушателей вузов осуществляется в процессе обучения по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в ходе текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

35. Проверка правовых знаний военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, проводится в ходе контрольных занятий по военно-политической подготовке в объеме изученных тем правовой направленности в порядке, определенном Руководством по организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. N 95.

36. Уровень правовых знаний лиц гражданского персонала Вооруженных Сил определяется в ходе собеседования, которое проводится не реже одного раза в три года.

Оценки лицам гражданского персонала Вооруженных Сил не выставляются.

По результатам собеседования даются характеристика уровню правовых знаний и рекомендации по их совершенствованию.

Приложение
к Инструкции (п. 28)

                          

       ЛИСТ

              учета результатов проверок правовых знаний

              __________________________________________

                 (фамилия, имя, отчество (при наличии)

     Дата рождения _________________

     В Вооруженных Силах Российской Федерации с ________________

                                                     (дата)

N п/п

Дата проведения проверки

Форма проверки

Основание проведения проверки

Результат

Воинское звание, фамилия и инициалы проверяющего, его подпись и печать воинской части

1

2

3

4

5

6










Все документы

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Приказ Министерства социальной защиты Сахалинской области от 8 апреля 2024 г. N 1-3.11-289/24

"Об утверждении Порядка предоставления единовременной денежной выплаты военнослужащим, лицам, заключившим контракт о пребывании в добровольческом...

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 февраля 2024 г. N 80н

"Об утверждении перечня жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки...

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 февраля 2024 г. N 64

"О внесении изменения в пункт 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 13 июля 2017 г. N 438 "Об определении размера выплаты продо...

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. N 57

"Об утверждении планов подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на 20...

Проект Приказа Министра обороны России 01/02/02-24/00145304

"О внесении изменения в пункт 82 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Росси...

Приказ Министра обороны РФ от 30 января 2024 г. N 51

"Об учреждении знака отличия Управления интеллектуальной собственности, военно-технического сотрудничества и экспертизы поставок вооружения и вое...

Типы документов

Новости

28 августа 2023

НДФЛ не облагаются единовременные поощрения, выплачиваемые при награждении государственными наградами РФ

Налоговая служба разъяснила особенности обложения НДФЛ единовременного денежного поощрения при награждении государственными наградами РФ военнослужащих.

28 августа 2023

Упрощен порядок установления ежемесячной выплаты Героям Советского Союза, Героям России и полным кавалерам ордена Славы

Соответствующий документ был опубликован 22 августа 2023 года (приказ Минтруда России от 7 августа 2023 г. № 636н). Им вносятся изменения в приказ Минтруда России от 22 января 2015 г. № 35н).

28 августа 2023

Минтруд России предложил выплачивать гражданам РФ, чьи дети пострадали в ходе СВО, компенсацию в размере 100 тыс. руб.

25 августа 2023 года на публичное обсуждение был представлен проект указа Президента РФ1, устанавливающий дополнительные меры поддержки семей с детьми, пострадавшими в ходе СВО. Разработчик документа – Минтруд России.

Все новости
00:00
Мы в Telegram
Подписываемся на наш канал в Telegram