Приказ Министра обороны СССР от 16.02.1990 N 75

Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Информационный портал для военнослужащих

Приказ Министра обороны СССР от 16.02.1990 N 75

16 февраля 1990

Категория: Приказы

"Об объявлении Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и Дополнительных протоколов к ним" (вместе с "Руководством по применению Вооруженными Силами СССР норм международного гуманитарного права")


МИНИСТР ОБОРОНЫ СССР

ПРИКАЗ

от 16 февраля 1990 г. N 75

ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ЖЕНЕВСКИХ КОНВЕНЦИЙ О ЗАЩИТЕ ЖЕРТВ ВОЙНЫ ОТ 12 АВГУСТА 1949 ГОДА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОТОКОЛОВ К НИМ

Объявляю для руководства:

- Женевские конвенции от 12 августа 1949 года:

Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

Об обращении с военнопленными;

О защите гражданского населения во время войны;

- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I);

- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II).

Приказываю:

1. Ввести в действие Руководство по применению Вооруженными Силами СССР норм международного гуманитарного права (приложение к настоящему приказу).

2. Заместителям Министра обороны СССР, командирам войсковой части - полевая почта 40314, войсковых частей 44661, 61702 и 83558, командующим войсками округов, группами войск, флотами, армиями и флотилиями, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны СССР, командирам соединений и воинских частей, начальникам учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны СССР:

обеспечить изучение в системе правовой подготовки личного состава Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., Дополнительных протоколов к ним и Руководства по применению Вооруженными Силами СССР норм международного гуманитарного права;

учитывать требования указанных документов при проведении занятий, учений, а также при разработке проектов законодательных актов, общевоинских уставов, решений Правительства СССР, приказов, директив и других нормативных актов;

возложить на офицеров юридической службы Министерства обороны СССР функции юридических советников, предусмотренные статьей 82 Протокола I.

3. Организовать в ноябре - декабре 1990 г. в ходе совещания руководящего состава Вооруженных Сил СССР по итогам года занятия по вопросам реализации норм международного гуманитарного права в практической деятельности войск и сил.

4. Управлению делами Министерства обороны СССР подготовить до 1 октября 1990 г. сборник документов по международному гуманитарному праву.

Управлению военного издательства Министерства обороны СССР издать до 1 июля 1991 г. указанный сборник.

5. Признать утратившим силу приказ Министра обороны СССР 1958 года N 20.

6. Приказ разослать до отдельного батальона.

Министр обороны СССР

генерал армии

Д.ЯЗОВ

Приложение

к Приказу

Министра обороны СССР

1990 года N 75

РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ СССР НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Международное гуманитарное право (МГП) представляет собой систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) и регулирующих отношения между государствами в период вооруженного конфликта.

МГП устанавливает: ограничения в применении воюющими сторонами методов и средств вооруженной борьбы, правовое положение жертв войны (раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения), комбатантов (лиц, входящих в состав вооруженных сил и принимающих участие в боевых действиях), а также ответственность государств и индивидов (физических лиц) за нарушение норм МГП.

2. К договорам, содержащим нормы МГП, помимо других международно-правовых актов относятся Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.: "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях" (Первая конвенция); "Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море" (Вторая конвенция); "Об обращении с военнопленными" (Третья конвенция); "О защите гражданского населения" (Четвертая конвенция), именуемые в дальнейшем "Женевские конвенции", а также Дополнительные протоколы к ним 1977 года: Дополнительный протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Дополнительный протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, именуемые в дальнейшем "Дополнительные протоколы". Положения указанных международно-правовых актов применяются в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта даже тогда, когда одно из государств не признает состояния войны, а также во всех случаях оккупации (статья 2 общая для всех Женевских конвенций, статьи 1 и 2 Дополнительного протокола I).

3. Провозгласив приоритет международного права по отношению к национальному законодательству и ратифицировав 4 августа 1989 г. Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям, Советский Союз взял на себя обязательства обеспечивать их соблюдение всеми государственными и общественными организациями, гражданами, в том числе Вооруженными Силами СССР.

4. Настоящее Руководство включает нормы МГП, содержащиеся в Женевских конвенциях, Дополнительных протоколах, других договорах, которые определяют:

а) запрещенные методы ведения войны;

б) запрещенные средства ведения войны;

в) запрещенные действия в отношении жертв войны;

г) задачи гражданской обороны в период войны;

д) понятие вооруженных сил государств;

е) обязанности военного командования по обеспечению соблюдения норм МГП.

II. ЗАПРЕЩЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ

5. Нормы МГП определяют, что "право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным" (статья 35 Дополнительного протокола 1).

К запрещенным методам ведения войны относятся:

а) предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих войскам противника;

б) применение пыток с целью получить какие-либо сведения;

в) использование не по назначению отличительных национальных и международных эмблем, сигналов, флагов;

г) убийство парламентера и сопровождающих его лиц (трубача, горниста, барабанщика);

д) вероломства;

е) отдача на разграбление города или местности;

ж) атака, бомбардировка или уничтожение санитарных учреждений, госпитальных судов (санитарных транспортов), санитарных самолетов, имеющих надлежащие отличительные знаки, санитарного персонала;

з) убийство или ранение лиц неприятеля, которые, положив оружие или не имея средств защищаться, сдались в плен;

и) нападение на лиц, вышедших из строя, а также на лиц, покинувших терпящий бедствие летательный аппарат (за исключением лиц, относящихся к воздушно-десантным войскам);

к) истребление или захват неприятельской собственности, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью;

л) захват судов, предназначенных для берегового рыболовства или потребностей местного мореплавания, госпитальных судов, а также судов, выполняющих научные и религиозные функции;

м) осуществление геноцида, апартеида;

н) взятие заложников;

о) бомбардирование военными самолетами, морскими кораблями незащищенных городов, портов, селений, жилищ, исторических памятников, храмов, госпиталей, при условии, что они не используются в военных целях;

п) террор в отношении местного населения;

р) отдача приказа не оставлять никого в живых, угрожать этим или вести военные действия на этой основе;

с) принуждение лиц противной стороны принимать участие в военных действиях, направленных против их страны;

т) использование голода среди гражданского населения;

у) уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправлений культа и др., составляющих культурное или духовное наследие народа, а также их использование для обеспечения успеха в военных действиях.

(Статья 3 Женевских конвенций - Первой, Второй, Третьей; статьи 35, 53, 75, 85 Дополнительного протокола I).

III. ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ

6. К запрещенным средствам ведения войны относятся различные виды оружия неизбирательного характера и (или) причиняющего излишние страдания:

а) пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле;

б) снаряды, имеющие единственное назначение - распространять удушающие или вредоносные газы;

в) снаряды весом менее 400 граммов, имеющие свойство взрывчатости или снаряженные ударным или горючим составом;

г) яды или отравленное оружие;

д) удушливые, ядовитые или другие подобные газы и бактериологические средства;

е) бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;

ж) средства воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда;

з) конкретные виды обычного оружия неизбирательного действия и оружия, использование которого вызывает чрезмерные повреждения или страдания.

(Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 г., Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 г., Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 18 мая 1977 г., Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, от 10 апреля 1981 г. и прилагаемые к ней Протоколы: о необнаруживаемых осколках (Протокол I), о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек, других устройств (Протокол II), о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III).

IV. ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ЖЕРТВ ВОЙНЫ

7. Воюющие стороны обязаны в период вооруженного конфликта обеспечивать правовую защиту жертв войны: раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения, т.е. предоставлять им такой статус, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал бы насилие, издевательство, глумление над личностью.

8. Нормы МГП в отношении жертв войны запрещают:

а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

б) коллективные наказания;

в) посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее обращение;

г) проведение медицинских или научных экспериментов;

д) применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями;

е) превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц в объект нападения;

ж) совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных людских потерь, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам;

з) совершение нападения на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных людских потерь, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам.

(Статья 3 Первой, Второй, Третьей и Четвертой Женевских конвенций; статья 12 Второй Женевской конвенции и статьи 13 - 16 Третьей Женевской конвенции, статьи 27, 31 - 33 Четвертой Женевской конвенции, а также статьи 11, 51, 75 - 78, 79 и 85 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям).

В случаях, не предусмотренных конкретными нормами МГП, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания (пункт 2 статьи 1 Дополнительного протокола 1).

V. ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ПЕРИОД ВОЙНЫ

9. Деятельность гражданской обороны должна строго соответствовать нормам МГП и быть направлена на то, чтобы защитить гражданское население от опасностей и помочь ему устранить непосредственные последствия военных действий или бедствий, а также создать условия, необходимые для выживания.

Таковыми являются:

а) оповещение;

б) эвакуация;

в) предоставление убежищ и их строительство;

г) проведение мероприятий по светомаскировке;

д) осуществление спасательных работ;

е) медицинское обслуживание;

ж) борьба с пожарами;

з) обнаружение и обозначение опасных районов;

и) организация и проведение мероприятий по обеззараживанию и других подобных мер защиты;

к) срочное предоставление крова населению и его снабжение;

л) оказание срочной помощи в восстановлении и поддержании порядка в районах бедствия, а также в восстановлении необходимых коммунальных служб;

м) срочное захоронение трупов;

н) сохранение объектов, существенно необходимых для выживания.

10. К организациям гражданской обороны относятся те учреждения, которые уполномочены в установленном порядке выполнять перечисленные выше задачи.

Материальная часть организаций гражданской обороны включает оборудование, материалы и транспортные средства, используемые этими организациями для выполнения задач гражданской обороны (статья 61 Дополнительного протокола 1).

11. Организации гражданской обороны принимают меры к тому, чтобы их персонал, здания и материальная часть могли быть опознаны в то время, когда они исключительно предназначены для выполнения задач по гражданской обороне.

Гражданские организации гражданской обороны и их персонал пользуются уважением и защитой МГП (статья 62 Дополнительного протокола 1).

Личный состав вооруженных сил и воинские подразделения, назначенные в организации гражданской обороны, пользуются уважением и защитой МГП, если их деятельность отвечает условиям, перечисленным в статье 67 Дополнительного протокола 1.

VI. ПОНЯТИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ГОСУДАРСТВ

12. Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая обеспечивает соблюдение норм МГП.

13. Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала - статья 33 Третьей конвенции), являются комбатантами, т.е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях (статья 43 Дополнительного протокола).

Любой комбатант, который попадает во власть противной стороны, является военнопленным. Режим военного плена распространяется также на попавших во власть неприятеля: личный состав ополчений и добровольческих отрядов, входящих в их состав; личный состав добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, если они отвечают определенным условиям (статья 4 Третьей конвенции); лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав непосредственно (гражданские лица экипажей, входящие в экипажи военных самолетов; военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд и служб и др.); членов экипажей судов торгового флота и экипажей гражданской авиации; население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля (противника) стихийно, по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит оружие и соблюдает нормы МГП.

VII. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ В АРМИИ И НА ФЛОТЕ НОРМ МГП

14. В повседневной практической деятельности командиры (начальники) всех степеней, воспитывая личный состав в духе гуманизма и человечности, соблюдения нравственных норм в процессе общения между людьми, должны опираться на общепризнанные принципы международного права (статьи 28, 29 Конституции СССР), а также нормы МГП, которые обязывают:

а) в мирное время:

- распространять среди личного состава Вооруженных Сил СССР знания о МГП, изучать его в системе боевой и политической подготовки, обеспечивать подчиненных текстами международно-правовых документов, законодательных актов, определяющих поведение личного состава армии и флота в период вооруженного конфликта. При этом обращать внимание военнослужащих на то, что серьезные нарушения, предусмотренные статьями 50, 51, 130 и 147 соответственно Первой, Второй, Третьей и Четвертой Женевских конвенций, а также статьями 75 и 85 Дополнительного протокола 1, рассматриваются как военные преступления;

- предусмотреть организацию такого воинского порядка в подчиненных войсках и силах флота, который гарантировал бы неукоснительное соблюдение всеми военнослужащими норм МГП, в том числе обеспечение защиты жертв войны (статьи 43, 45, 75 - 78, 79 Дополнительного протокола 1);

- избегать размещения военных объектов в густонаселенных районах или вблизи от них и предусматривать все возможные меры для защиты гражданского населения (статья 58 Дополнительного протокола 1);

- проводить работу по подготовке квалифицированного медицинского персонала для содействия применению Женевских конвенций, Дополнительных протоколов и других норм МГП (статьи 6, 82 Дополнительного протокола 1);

- предусмотреть организацию такого размещения медицинских подразделений, частей и учреждений, при котором их безопасность не будет находиться под угрозой при нападении на военные объекты (статья 12, пункт 4 Дополнительного протокола 1);

- предусматривать систему мер по организации розыска, регистрации и передачи сведений о пропавших без вести, а также службы для реализации этих мер (статьи 33, 34 Дополнительного протокола 1);

- спланировать меры по разработке и организации обеспечения санитарного персонала армии и флота и персонала гражданской обороны отличительными эмблемами, знаками (статья 18 Дополнительного протокола 1);

- предусмотреть мероприятия по организации работы юридических советников, обеспечение их документами по МГП, а также нормативными актами внутреннего законодательства, касающимися соблюдения правил ведения войны (статья 82 Дополнительного протокола 1);

б) в период вооруженного конфликта:

- подавать личный пример в соблюдении норм МГП;

- обеспечивать неуклонное выполнение всеми военнослужащими норм МГП;

- пресекать серьезные нарушения норм МГП;

- привлекать к ответственности лиц, совершивших нарушения норм МГП (статьи 85 - 87 Дополнительного протокола 1);

- создавать в соответствующих случаях условия, позволяющие Международному Комитету Красного Креста, а также национальным обществам Красного Креста (Красного Полумесяца) выполнять их гуманитарные функции в пользу жертв вооруженного конфликта (статья 81 Дополнительного протокола 1).

15. Командиры (начальники) могут обращаться с призывом к человеколюбию местных жителей добровольно подбирать под контролем военных властей раненых и больных и ухаживать за ними. Командиры (начальники) должны также разрешать населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственному почину подбирать раненых и больных, независимо от их национальности, и ухаживать за ними (статья 18 Первой конвенции).

16. При решении вопросов, касающихся применения норм МГП, командиры (начальники) в случае необходимости прибегают к помощи юридических советников (статья 82 Дополнительного протокола 1), функции которых приказом Министра обороны СССР 1990 года N 75 возложены на офицеров юридической службы.

Первый заместитель

начальника Генерального штаба

Вооруженных Сил СССР

генерал-полковник

Б.ОМЕЛИЧЕВ



Просмотр

Скачать109.3 Кбайт


Все документы



Материалы по теме

Приказ Минстроя России от 29.06.2020 N 351/пр
Приказ Минстроя России от 29.06.2020 N 351/пр

29 июня 2020

"О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2020 года"

Приказ Минстроя России от 01.04.2020 N 180/пр

01 апреля 2020

"Об утверждении формы списка граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны"

Приказ Министра обороны РФ от 30.03.2020 N 170

30 марта 2020

"О призыве в апреле - июле 2020 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву"

Приказ Министра обороны РФ от 25.03.2020 N 159

25 марта 2020

"О численности набора обучающихся в общеобразовательные организации Министерства обороны Российской Федерации со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус", "казачий кадетский корпус", профессиональную образовательную организацию со специальным наименованием "военно-музыкальное училище" и кадетские корпуса военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации в 2020 году"

Приказ Министра обороны РФ от 19.03.2020 N 145

19 марта 2020

"Об установлении формы сведений о результатах подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, организации и проведения призыва на военную службу, достигнутых субъектами Российской Федерации за истекший год, и определении критериев и порядка оценки работы субъектов Российской Федерации по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, организации и проведению призыва на военную службу"

Приказ Минстроя России от 13.03.2020 N 122/пр

13 марта 2020

"О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2020 года"

Новости

25 сентября 2020 21:42

НАТО активизирует свою активность возле границ РФ

Учения НАТО возле российских границ проходят все чаще. При этом Россия настроена на конструктивный диалог с североатлантическим альянсом. Об этом сообщил начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ Валерий Герасимов на брифинге с военными атташе иностранных государств, после окончания учения "Кавказ-2020". Подводя предварительные итоги учений, он отметил, что этим мероприятием завершается цикл оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил.

25 сентября 2020 21:30

Учения "Кавказ-2020" завершились массовой высадкой десанта

На одном из крупнейших российских военных полигонов Капустин Яр прошла финальная стадия стратегического учения Минобороны "Кавказ-2020". За маневрами наблюдали президент РФ Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу, а также военные атташе из 70 стран.

25 сентября 2020 12:49

В октябре пособия и пенсии поступят только на карты "МИР"

С 1 октября 2020 года прекратится начисление детских пособий и пенсий на карты иностранных платежных систем. Получателям государственных выплат необходимо оформить карту "МИР", сообщили в Пенсионном фонде.

Все новости
00:00