Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Инфопортал для военнослужащих

Приказ Министра обороны СССР от 16.02.1990 N 75

16 февраля 1990

Категория: Приказы

"Об объявлении Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и Дополнительных протоколов к ним" (вместе с "Руководством по применению Вооруженными Силами СССР норм международного гуманитарного права")

	string(61) "/voennoe_pravo/documents/projects-ppa/2386/?wd_export=Y&doc=Y"
	

МИНИСТР ОБОРОНЫ СССР

ПРИКАЗ

от 16 февраля 1990 г. N 75

ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ ЖЕНЕВСКИХ КОНВЕНЦИЙ О ЗАЩИТЕ ЖЕРТВ ВОЙНЫ ОТ 12 АВГУСТА 1949 ГОДА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОТОКОЛОВ К НИМ

Объявляю для руководства:

- Женевские конвенции от 12 августа 1949 года:

Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

Об обращении с военнопленными;

О защите гражданского населения во время войны;

- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I);

- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II).

Приказываю:

1. Ввести в действие Руководство по применению Вооруженными Силами СССР норм международного гуманитарного права (приложение к настоящему приказу).

2. Заместителям Министра обороны СССР, командирам войсковой части - полевая почта 40314, войсковых частей 44661, 61702 и 83558, командующим войсками округов, группами войск, флотами, армиями и флотилиями, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны СССР, командирам соединений и воинских частей, начальникам учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны СССР:

обеспечить изучение в системе правовой подготовки личного состава Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., Дополнительных протоколов к ним и Руководства по применению Вооруженными Силами СССР норм международного гуманитарного права;

учитывать требования указанных документов при проведении занятий, учений, а также при разработке проектов законодательных актов, общевоинских уставов, решений Правительства СССР, приказов, директив и других нормативных актов;

возложить на офицеров юридической службы Министерства обороны СССР функции юридических советников, предусмотренные статьей 82 Протокола I.

3. Организовать в ноябре - декабре 1990 г. в ходе совещания руководящего состава Вооруженных Сил СССР по итогам года занятия по вопросам реализации норм международного гуманитарного права в практической деятельности войск и сил.

4. Управлению делами Министерства обороны СССР подготовить до 1 октября 1990 г. сборник документов по международному гуманитарному праву.

Управлению военного издательства Министерства обороны СССР издать до 1 июля 1991 г. указанный сборник.

5. Признать утратившим силу приказ Министра обороны СССР 1958 года N 20.

6. Приказ разослать до отдельного батальона.

Министр обороны СССР

генерал армии

Д.ЯЗОВ

Приложение

к Приказу

Министра обороны СССР

1990 года N 75

РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ СССР НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Международное гуманитарное право (МГП) представляет собой систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) и регулирующих отношения между государствами в период вооруженного конфликта.

МГП устанавливает: ограничения в применении воюющими сторонами методов и средств вооруженной борьбы, правовое положение жертв войны (раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения), комбатантов (лиц, входящих в состав вооруженных сил и принимающих участие в боевых действиях), а также ответственность государств и индивидов (физических лиц) за нарушение норм МГП.

2. К договорам, содержащим нормы МГП, помимо других международно-правовых актов относятся Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.: "Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях" (Первая конвенция); "Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море" (Вторая конвенция); "Об обращении с военнопленными" (Третья конвенция); "О защите гражданского населения" (Четвертая конвенция), именуемые в дальнейшем "Женевские конвенции", а также Дополнительные протоколы к ним 1977 года: Дополнительный протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Дополнительный протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, именуемые в дальнейшем "Дополнительные протоколы". Положения указанных международно-правовых актов применяются в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта даже тогда, когда одно из государств не признает состояния войны, а также во всех случаях оккупации (статья 2 общая для всех Женевских конвенций, статьи 1 и 2 Дополнительного протокола I).

3. Провозгласив приоритет международного права по отношению к национальному законодательству и ратифицировав 4 августа 1989 г. Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям, Советский Союз взял на себя обязательства обеспечивать их соблюдение всеми государственными и общественными организациями, гражданами, в том числе Вооруженными Силами СССР.

4. Настоящее Руководство включает нормы МГП, содержащиеся в Женевских конвенциях, Дополнительных протоколах, других договорах, которые определяют:

а) запрещенные методы ведения войны;

б) запрещенные средства ведения войны;

в) запрещенные действия в отношении жертв войны;

г) задачи гражданской обороны в период войны;

д) понятие вооруженных сил государств;

е) обязанности военного командования по обеспечению соблюдения норм МГП.

II. ЗАПРЕЩЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ

5. Нормы МГП определяют, что "право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным" (статья 35 Дополнительного протокола 1).

К запрещенным методам ведения войны относятся:

а) предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих войскам противника;

б) применение пыток с целью получить какие-либо сведения;

в) использование не по назначению отличительных национальных и международных эмблем, сигналов, флагов;

г) убийство парламентера и сопровождающих его лиц (трубача, горниста, барабанщика);

д) вероломства;

е) отдача на разграбление города или местности;

ж) атака, бомбардировка или уничтожение санитарных учреждений, госпитальных судов (санитарных транспортов), санитарных самолетов, имеющих надлежащие отличительные знаки, санитарного персонала;

з) убийство или ранение лиц неприятеля, которые, положив оружие или не имея средств защищаться, сдались в плен;

и) нападение на лиц, вышедших из строя, а также на лиц, покинувших терпящий бедствие летательный аппарат (за исключением лиц, относящихся к воздушно-десантным войскам);

к) истребление или захват неприятельской собственности, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью;

л) захват судов, предназначенных для берегового рыболовства или потребностей местного мореплавания, госпитальных судов, а также судов, выполняющих научные и религиозные функции;

м) осуществление геноцида, апартеида;

н) взятие заложников;

о) бомбардирование военными самолетами, морскими кораблями незащищенных городов, портов, селений, жилищ, исторических памятников, храмов, госпиталей, при условии, что они не используются в военных целях;

п) террор в отношении местного населения;

р) отдача приказа не оставлять никого в живых, угрожать этим или вести военные действия на этой основе;

с) принуждение лиц противной стороны принимать участие в военных действиях, направленных против их страны;

т) использование голода среди гражданского населения;

у) уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправлений культа и др., составляющих культурное или духовное наследие народа, а также их использование для обеспечения успеха в военных действиях.

(Статья 3 Женевских конвенций - Первой, Второй, Третьей; статьи 35, 53, 75, 85 Дополнительного протокола I).

III. ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ

6. К запрещенным средствам ведения войны относятся различные виды оружия неизбирательного характера и (или) причиняющего излишние страдания:

а) пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле;

б) снаряды, имеющие единственное назначение - распространять удушающие или вредоносные газы;

в) снаряды весом менее 400 граммов, имеющие свойство взрывчатости или снаряженные ударным или горючим составом;

г) яды или отравленное оружие;

д) удушливые, ядовитые или другие подобные газы и бактериологические средства;

е) бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;

ж) средства воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда;

з) конкретные виды обычного оружия неизбирательного действия и оружия, использование которого вызывает чрезмерные повреждения или страдания.

(Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 г., Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 г., Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 18 мая 1977 г., Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, от 10 апреля 1981 г. и прилагаемые к ней Протоколы: о необнаруживаемых осколках (Протокол I), о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек, других устройств (Протокол II), о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III).

IV. ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ЖЕРТВ ВОЙНЫ

7. Воюющие стороны обязаны в период вооруженного конфликта обеспечивать правовую защиту жертв войны: раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения, т.е. предоставлять им такой статус, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал бы насилие, издевательство, глумление над личностью.

8. Нормы МГП в отношении жертв войны запрещают:

а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

б) коллективные наказания;

в) посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее обращение;

г) проведение медицинских или научных экспериментов;

д) применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями;

е) превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц в объект нападения;

ж) совершение нападения неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных людских потерь, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам;

з) совершение нападения на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных людских потерь, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам.

(Статья 3 Первой, Второй, Третьей и Четвертой Женевских конвенций; статья 12 Второй Женевской конвенции и статьи 13 - 16 Третьей Женевской конвенции, статьи 27, 31 - 33 Четвертой Женевской конвенции, а также статьи 11, 51, 75 - 78, 79 и 85 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям).

В случаях, не предусмотренных конкретными нормами МГП, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания (пункт 2 статьи 1 Дополнительного протокола 1).

V. ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ПЕРИОД ВОЙНЫ

9. Деятельность гражданской обороны должна строго соответствовать нормам МГП и быть направлена на то, чтобы защитить гражданское население от опасностей и помочь ему устранить непосредственные последствия военных действий или бедствий, а также создать условия, необходимые для выживания.

Таковыми являются:

а) оповещение;

б) эвакуация;

в) предоставление убежищ и их строительство;

г) проведение мероприятий по светомаскировке;

д) осуществление спасательных работ;

е) медицинское обслуживание;

ж) борьба с пожарами;

з) обнаружение и обозначение опасных районов;

и) организация и проведение мероприятий по обеззараживанию и других подобных мер защиты;

к) срочное предоставление крова населению и его снабжение;

л) оказание срочной помощи в восстановлении и поддержании порядка в районах бедствия, а также в восстановлении необходимых коммунальных служб;

м) срочное захоронение трупов;

н) сохранение объектов, существенно необходимых для выживания.

10. К организациям гражданской обороны относятся те учреждения, которые уполномочены в установленном порядке выполнять перечисленные выше задачи.

Материальная часть организаций гражданской обороны включает оборудование, материалы и транспортные средства, используемые этими организациями для выполнения задач гражданской обороны (статья 61 Дополнительного протокола 1).

11. Организации гражданской обороны принимают меры к тому, чтобы их персонал, здания и материальная часть могли быть опознаны в то время, когда они исключительно предназначены для выполнения задач по гражданской обороне.

Гражданские организации гражданской обороны и их персонал пользуются уважением и защитой МГП (статья 62 Дополнительного протокола 1).

Личный состав вооруженных сил и воинские подразделения, назначенные в организации гражданской обороны, пользуются уважением и защитой МГП, если их деятельность отвечает условиям, перечисленным в статье 67 Дополнительного протокола 1.

VI. ПОНЯТИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ГОСУДАРСТВ

12. Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая обеспечивает соблюдение норм МГП.

13. Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала - статья 33 Третьей конвенции), являются комбатантами, т.е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях (статья 43 Дополнительного протокола).

Любой комбатант, который попадает во власть противной стороны, является военнопленным. Режим военного плена распространяется также на попавших во власть неприятеля: личный состав ополчений и добровольческих отрядов, входящих в их состав; личный состав добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, если они отвечают определенным условиям (статья 4 Третьей конвенции); лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав непосредственно (гражданские лица экипажей, входящие в экипажи военных самолетов; военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд и служб и др.); членов экипажей судов торгового флота и экипажей гражданской авиации; население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля (противника) стихийно, по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно носит оружие и соблюдает нормы МГП.

VII. ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ В АРМИИ И НА ФЛОТЕ НОРМ МГП

14. В повседневной практической деятельности командиры (начальники) всех степеней, воспитывая личный состав в духе гуманизма и человечности, соблюдения нравственных норм в процессе общения между людьми, должны опираться на общепризнанные принципы международного права (статьи 28, 29 Конституции СССР), а также нормы МГП, которые обязывают:

а) в мирное время:

- распространять среди личного состава Вооруженных Сил СССР знания о МГП, изучать его в системе боевой и политической подготовки, обеспечивать подчиненных текстами международно-правовых документов, законодательных актов, определяющих поведение личного состава армии и флота в период вооруженного конфликта. При этом обращать внимание военнослужащих на то, что серьезные нарушения, предусмотренные статьями 50, 51, 130 и 147 соответственно Первой, Второй, Третьей и Четвертой Женевских конвенций, а также статьями 75 и 85 Дополнительного протокола 1, рассматриваются как военные преступления;

- предусмотреть организацию такого воинского порядка в подчиненных войсках и силах флота, который гарантировал бы неукоснительное соблюдение всеми военнослужащими норм МГП, в том числе обеспечение защиты жертв войны (статьи 43, 45, 75 - 78, 79 Дополнительного протокола 1);

- избегать размещения военных объектов в густонаселенных районах или вблизи от них и предусматривать все возможные меры для защиты гражданского населения (статья 58 Дополнительного протокола 1);

- проводить работу по подготовке квалифицированного медицинского персонала для содействия применению Женевских конвенций, Дополнительных протоколов и других норм МГП (статьи 6, 82 Дополнительного протокола 1);

- предусмотреть организацию такого размещения медицинских подразделений, частей и учреждений, при котором их безопасность не будет находиться под угрозой при нападении на военные объекты (статья 12, пункт 4 Дополнительного протокола 1);

- предусматривать систему мер по организации розыска, регистрации и передачи сведений о пропавших без вести, а также службы для реализации этих мер (статьи 33, 34 Дополнительного протокола 1);

- спланировать меры по разработке и организации обеспечения санитарного персонала армии и флота и персонала гражданской обороны отличительными эмблемами, знаками (статья 18 Дополнительного протокола 1);

- предусмотреть мероприятия по организации работы юридических советников, обеспечение их документами по МГП, а также нормативными актами внутреннего законодательства, касающимися соблюдения правил ведения войны (статья 82 Дополнительного протокола 1);

б) в период вооруженного конфликта:

- подавать личный пример в соблюдении норм МГП;

- обеспечивать неуклонное выполнение всеми военнослужащими норм МГП;

- пресекать серьезные нарушения норм МГП;

- привлекать к ответственности лиц, совершивших нарушения норм МГП (статьи 85 - 87 Дополнительного протокола 1);

- создавать в соответствующих случаях условия, позволяющие Международному Комитету Красного Креста, а также национальным обществам Красного Креста (Красного Полумесяца) выполнять их гуманитарные функции в пользу жертв вооруженного конфликта (статья 81 Дополнительного протокола 1).

15. Командиры (начальники) могут обращаться с призывом к человеколюбию местных жителей добровольно подбирать под контролем военных властей раненых и больных и ухаживать за ними. Командиры (начальники) должны также разрешать населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственному почину подбирать раненых и больных, независимо от их национальности, и ухаживать за ними (статья 18 Первой конвенции).

16. При решении вопросов, касающихся применения норм МГП, командиры (начальники) в случае необходимости прибегают к помощи юридических советников (статья 82 Дополнительного протокола 1), функции которых приказом Министра обороны СССР 1990 года N 75 возложены на офицеров юридической службы.

Первый заместитель

начальника Генерального штаба

Вооруженных Сил СССР

генерал-полковник

Б.ОМЕЛИЧЕВ



Просмотр

Скачать109.3 Кбайт


Все документы

Материалы по теме

Приказ Министра обороны РФ от 05.05.2021 N 266

Об утверждении Перечня иных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, возмещаемых военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, и видов документов, подтверждающих размер фактических затрат на эти расходы

Приказ Минстроя России от 29.09.2020 N 557/пр

"О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2020 года"

Приказ Минстроя России от 29.06.2020 N 351/пр

"О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2020 года"

"Об утверждении формы списка граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны"

"О призыве в апреле - июле 2020 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву"

"О численности набора обучающихся в общеобразовательные организации Министерства обороны Российской Федерации со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус", "казачий кадетский корпус", профессиональную образовательную организацию со специальным наименованием "военно-музыкальное училище" и кадетские корпуса военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации в 2020 году"

Документов в системе
694

Типы документов

Документы по тематикам

Справочная информация

00:00