Церковь и армия в России.

Большие перемены, которые произошли в жизни российского государства и общества, не могли не сказаться на взаимоотношениях церкви и армии. Динамика и тенденция развития религиозной ситуации в Вооруженных Силах России в целом соответствует развитию подобной ситуации в стране: отмечается рост числа верующих, которые все чаще участвуют в богослужениях, активнее проявляют интерес к религии. И это нельзя не учитывать в воспитательной работе с военнослужащими. 

Рассматривая проблему взаимоотношений церкви и армии в современных условиях, необходимо вспомнить их исторические аспекты. 

Союз служителей веры и воинства начал формироваться с первых веков христианства на Руси. Ведь русское воинство представляло не иначе как святую доблестную рать, называя его «христолюбивым». 

В церковном языке слово «воин» имеет особое значение. Среди святых, почитаемых Русской православной церковью, немало воинов – римских легионеров, русских князей. Среди них Федор Стратилат, Дмитрий Солунский, небесный покровитель русского народа Георгий Победоносец, великие русские полководцы святые благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, сам креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир, святые князя-страстотерпцы Борис и Глеб Черниговские и многие другие. 

Русские дружины шли в бой с благословения церкви, под святыми знаменами и заступничеством икон, считавшихся чудотворными. Вера для ратников имела огромное значение. Она вселяла уверенность в победе, в правоте своего дела. 

Определяя войну вообще как бедствие и несомненное зло, русская православная церковь считает войны в защиту Отечества священными, а погибающих на них воинов – совершающими подвиг жертвенной любви, ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». 

Связь церкви и армии была органичной. Замечательный русский публицист и философ С.Н. Булгаков писал: «Русское войско держалось двумя силами: железной дисциплиной, без которой не может существовать никакая армия, да верой…» 

К исходу XVIII века армия и церковь уже представляли собой единый отлаженный организм. Военному духовенству отводилась задача патриотического, нравственного и воинского воспитания офицеров, солдат и матросов в целях формирования у них высоких моральных и боевых качеств. Это достигалось созданием в подразделениях и частях особой атмосферы, которая подчеркивала святость воинского долга. 

Как известно, своего покровителя в лице святого угодника имел каждый полк. Знамя считалось полковой святыней как образ, который нужно защищать до смерти. Священной для воина была и присяга. Ритуал её принятия – на Евангелии – носил религиозный характер. Нарушение присяги считалось большим грехом перед Богом и людьми: «…суровый закон, стоящий на страже государственных интересов, покарает клятвопреступника, как негодного гражданина; гнева Божия не минует он за иудино лобзание Креста и Евангелия». 

Много усилий прикладывали военные пастыри для воспитания у воинов чувства дружбы и братства в полку («семье»), уважения и повиновения командирам («отцам»), начальникам («старшим братьям»), заботы о младших. Не случайно оставление своей части считалось большим позором для воина. Это приравнивалось отречению от своей семьи, доброго имени. Поэтому не только по закону, но и в глазах сослуживцев такой солдат считался изменником. 

Однако не только под сводами храмов и в тишине казарм духовно окормляли свою паству священники русской армии и флота. Они были рядом с воинами в боях и походах, делили с солдатами и офицерами победы и неудачи, все тяготы войны: благословляли на подвиг храбрецов, воодушевляли малодушных, утешали раненых, умирающих, провожали в последний путь убитых. 

В зависимости от конкретных условий боевой обстановки, характера задач, решаемых войсками, места части в боевом порядке священники использовали различные формы работы. Например, в частях первого эшелона во время боя место священника определялось на перевязочном пункте, куда обычно прибывало много раненых. От пастырей требовалось овладение искусством перевязки, так как оказанная вовремя помощь могла спасти жизнь воину. Когда того требовала обстановка, пастырь находился на передовой в цепи наступающих подразделений или окопах обороняющихся. 

К 1912 году в русской императорской армии, насчитывающей 1 млн. 200 тыс. человек, проходили службу уже не только представители православия (89%), но и католики (5,5%), протестанты (2,8%), мусульмане (0,8%) и представители других конфессий. Поэтому на службе в царской армии состояли не только православные священники, но и муллы, ксчендзы, раввины. Правовой базой отношения к воинам-иноверцам служили воинские уставы. 

Революционные бури развалили старую русскую армию, а вместе с ней и институт военного духовенства. 16 января 1918 года Наркомат по военным и морским делам издал приказ №39, в соответствии с которым управление военного духовенства расформировывалось. И только с началом Великой Отечественной войны был вновь востребован духовный потенциал Церкви. Тем не менее реальное возрождение взаимодействия армии и Церкви началось в 90-х годах XX столетия. 

На территории Российской федерации сегодня проживают последователи трех мировых религий: христианства, ислама, буддизма, а также иудаизма. 

Также широко распространены в последние годы новые религиозные движения и культы. Их появление в нашей стране во многом соответствует тому явлению в странах Запада, которое несколько десятилетий назад получило название религиозно-мистической волны. 

Среди христианских религиозных объединений на большей части России по прежнему удерживает ведущие позиции и пользуется авторитетом Русская православная церковь (среди 17,5 тысяч официально зарегистрированных религиозных объединений на территории страны более 9,3 тысячи входят в состав Московского Патриархата). 

Русская православная церковь является самой крупной конфессией в российской Федерации и авторитетной православной церковью в мире. По состоянию на 1 января 2000 года в составе РПЦ на территории страны насчитывается 65 епархий, которые управляются 85 архиереями. Количество приходов составляет около 20 тысяч, монастырей 319. 

Источниками православного вероучения являются: Священное писание – Библия и Священное предание – постановления семи вселенских соборов IV-VIII веков, а также творения Отцов церкви. 

Основные положения христианского вероучения сформированы в «Символе веры», выработанном на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) Вселенских соборах. В его двенадцати тезисах говорится о том, что Бог един, но обладает тремя ипостасями (в переводе с греч. – лицами, существами); Бог – Отец – творец всего сущего, Бог-сын, как и Отец, не имеет начала во времени («предвечен»), сошел на землю воплотившись через Деву Марию, принял на себя грехи людей, своими страданиями и смертью искупил их, воскрес и вознесся на небо, Бог – Дух Святой, животворящий, т.е. олицетворение творческой и промыслительной силы Божией. Церковь по существу своему является единой (как един её глава – Христос), святой (поскольку её члены искуплены и освящены Христом), соборной (т.е. Вселенской, соединяющей в себе верующих всех времен и народов) апостольской (ибо свое начало берет от учеников Иисуса Христа – апостолов). Крещение – первое христианское таинство совершаемое во оставление грехов. В конце времен произойдёт воскрешение всех людей, когда-либо живших на земле, и начнется жизнь будущего века с Богом. 

Высшими органами церковной власти и управления РПЦ сегодня являются Поместный Собор, Архиерейский собор, Священный синод во главе с Патриархом. 

Второе место по количеству религиозных объединений занимает мусульманская община России (более 3 тысяч религиозных объединений). 

Основными регионами, где распространен ислам в России, являются Среднее и Нижнее Поволжье, Приуралье, Сибирь, Северный Кавказ, Москва и Санкт-Петербург. 

Мусульманские общины России не имеют единого конфессионального центра и объединены духовными управлениями (всего более 40). 

Основателем ислама является Муххамед (ок. 570-632 гг.) из рода Хашим, племени Курайш. В возрасте 40 лет он начал свою проповедническую деятельность в Мекке. 

Основными источниками вероучения ислама является Коран и Сунна. 

Считается что Коран ( араб. Аль-Куръан, буквально – «чтение») ниспослан пророку Мухаммеду через архангела Джабриила (христианск. Гавриил). 

По масштабам воздействия на духовное и социальное развитие человеческого общества Коран стоит в одном ряду с Библией. Согласно мусульманской традиции изучение Корана осуществляется в следующих направлениях: чтение и выучивание наизусть аятов (стихов) Корана на арабском языке для исполнения молитвенных обрядов и ритуалов, а также изучение Корана как Священной книги в целях религиозного образования и воспитания. 

Сунна (араб. – «образ действия, поведения») является священным преданием ислама. Она содержит рассказы (хадисы) о поступках и изречениях Мухаммеда и его ближайщих сподвижников. Таких рассказов, сообщений насчитывается десятки тысяч. Принципиальное отличие Сунны от Корана состоит в том, что она является сборником высказывание пророка (человека), которые были произнесены в определенный момент, т.е. имеют свое начало, а Коран существовал всегда. 

Мусульмане российской Федерации в своем подавляющем большинстве придерживаются суннитского направления ислама. Его последователи наряду с Кораном признают святость Сунны, помимо пророка Мухаммеда и халифа Али, чтят также халифов Абу Бекра, Омара, Османа, которых отвергают шииты. Представители другого направления ислама.

Крайним проявлением суннизма является ваххабизм (религиозно-политическое течение в суннитском исламе, возникшее в Аравии в середине XVIII века на основе учения Мохаммеда ибн Абд аль-Ваххаба (1703 – 1792 гг.), проповедовавшего строжайщее соблюдение принципа единобожия, признание только Корана и Сунны, к которым не должны добавляться никакие человеческие интерпретации или комментарии.

Также вас может заинтересовать статья https://voen-pravo.ru/q26/

Adblock detector