До недавнего времени подразделения жилищного обеспечения исходили из позиции, что если военнослужащий реализует военною ипотеку не по месту службы, то на предоставление служебного жилья это не влияет. Но ситуация изменилась. Верховный суд установил, что одновременное предоставление жилья по двум основаниям приводит к сверхнормативному обеспечению жилья, что законом не допускается.
Как известно, участник НИС может приобрести жилье в любой точке страны.
До недавнего времени подразделения жилищного обеспечения исходили из позиции, что если военнослужащий реализует военную ипотеку по месту службы, то служебное жилье ему уже не положено.
Понятие "место службы" законодательно четко не определено, что периодически приводило к спорам.
На практике подразделения жилищного обеспечения руководствовались признаком принадлежности населенного пункта, где участник НИС проходит службу, и населенного пункта, где он приобрел жилье, к одному субъекту Российской Федерации. Кроме того, учитывалось расчетное время прибытия к месту службы. Оценивалось, превышает ли оно нормативное время прибытия к месту службы в т.ч. по сигналам оповещения.
Обычно, если участник НИС приобретал жилье в другом регионе (субъекте) и (или) на удаленности, не позволяющей своевременно прибыть к месту службы, "служебку" оставляли.
В 2018 году ситуация изменилась. После одного из отказов в выплате компенсации за поднаем после реализации жилищной субсидии дело дошло до Верховного суда (определение Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 208-КГ 18-19). Суд установил, что одновременное предоставление жилья по двум основаниям приводит к сверхнормативному обеспечению жильем, что законом не допускается.
Перечисление средств ЦЖЗ на счет участника НИС, открытый в банке, или на счет продавца жилого помещения является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего (определение Верховного суда Российской Федерации от 25 апреля 2018 г. № 202-КГ 18-2).
Реализация права на жилье посредством приобретения по жилого помещения по субсидии или в рамках НИС исключает обеспечение служебным жилым помещением по месту военной службы, а также лишает права на выплату компенсации за поднаем.
Таким образом, даже если квартиру по военной ипотеке приобрести в другом регионе, не по месту службы, право на "служебку" и подаем прекращается.
Считаем, что это правило не распространяется на случай, когда участник НИС приобрел жилье, но переводится на новое место службы. В такой ситуации не может считаться, что он по своему усмотрению и в своих интересах осуществил принадлежащие ему жилищные права (данное обстоятельство имело важное значения для дела, рассмотренного Верховным судом).