Конспекты по профессионально-должностная подготовка | Правовой уголок офицера

Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Информационный портал для военнослужащих

Реализация требований экологической безопасности при обслуживании, ремонте и заправке техники горючим, при выполнении работ с пожаро- и взрывоопасными, агрессивными, сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами и при перевозке опасных грузов.

31 Октября 2018 10:16

Тема: ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ЭКОЛОГИИ

Учебные вопросы:

  1. Реализация требований экологической безопасности при обслуживании, ремонте и заправке техники горючим.

  2. Реализация требований экологической безопасности при выполнении работ с пожаро- и взрывоопасными, агрессивными, сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами.

  3. Реализация требований экологической безопасности при перевозке опасных грузов.


1. Реализация требований экологической безопасности при обслуживании, ремонте и заправке техники горючим

При эксплуатации, обслуживании и ремонте вооружения и военной техники (ВВТ) оказывается вредное влияние на атмосферу, гидросферу, литосферу. Воздействие военной техники на окружающую среду аналогично воздействию транспорта, сельскохозяйственной, промышленной, землеройной и другой народнохозяйственной техники.

Техническое обслуживание представляет собой комплекс операций по поддержанию в исправном и работоспособном состоянии вооружения и военной техники при использовании по назначению или при хранении.

Повседневное техническое обслуживание включает контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание. Во всех случаях техническое обслуживание должно обеспечить постоянную готовность вооружения и техники к использованию, безопасность эксплуатации, устранение причин, вызывающих преждевременный износ и поломки составных частей, надежную работу вооружения и техники в течение установленных межремонтных сроков, а также минимальный расход эксплуатационных материалов.

Контрольный осмотр боевых, специальных и транспортных машин проводится перед выходом из парка, в пути (на остановках и привалах), в ходе занятий и учений. С природоохранной точки зрения важными его элементами являются:

-        проверка заправки топливом, смазочными материалами, водой;

-        выявление утечек воды, масла, горючего;

-        устранение причин неисправности при выявлении утечек.

Насколько важен последний элемент, можно судить, исходя из следующего примера.

Если происходит утечка бензина или масла со скоростью одна капля в секунду, то за сутки на грунт попадает около 4,5 литра загрязняющего природную среду продукта, который в конечном счете появится в воде, а один литр масла способен испортить миллион литров воды, то есть количество воды, помещающейся в 20 железнодорожных цистернах.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) вооружения и военной техники проводится по окончании занятия (этапа учения, работы) в целях определения технического состояния и предотвращения ускоренного износа под воздействием грязи, влаги, остатков едких жидкостей и веществ, а также для приведения в готовность к предстоящим действиям.

В ходе ЕТО узлы, агрегаты и детали машины чистятся, моются, смазываются; устраняются выявленные неисправности; выполняются крепежные и регулировочные работы. До начала ЕТО, в ходе его или по завершении производится заправка машин топливом, маслами, охлаждающими жидкостями на полевых заправочных пунктах, организуемых в подразделениях и при складе горючего части.

При выявлении неисправностей, неустранимых силами экипажа, производится текущий ремонт машин с помощью передвижных ремонтных средств батальона (дивизиона) или части.

Все операции по заправке, техническому обслуживанию и ремонту ВВТ связаны с неизбежным выбросом на грунт загрязненных вод, нефтепродуктов, использованных обтирочных материалов, упаковок, мелких резинотехнических изделий и других деталей. Поэтому все операции должны выполняться на специально подобранных площадках с твердым грунтом или низким травяным покровом, укрытых от наземного наблюдения. Такая площадка оборудуется сточными канавками, групповыми сборниками (отстойниками) загрязненных вод, жидкостей, использованных обтирочных материалов, упаковок и непригодных деталей. По окончании занятия (этапа учения, работы) водосборники нейтрализуются, а использованные материалы и детали собираются в герметичную тару и транспортируются в отведенное место сбора для утилизации (захоронения, уничтожения).

Площадки для технического обслуживания и текущего ремонта ни в коем случае не должны развертываться вблизи водоемов и на особо охраняемых территориях. На тактических полях и других объектах полигонов и учебных центров целесообразно оборудовать для этого специальные стационарные площадки с твердым (бетонным) покрытием.


2. Реализация требований экологической безопасности при выполнении работ с пожаро- и взрывоопасными, агрессивными, сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами

Радиоактивные излучения в природе существовали еще до появления жизни на планете. Естественные ионизирующие излучения сопровождали развитие и эволюцию живых организмов на протяжении всего периода их существования. В результате этого растения, животные и человек выработали определенную устойчивость к излучениям, адаптировались к постоянному радиационному фону без каких-либо отрицательных последствий для функционирования и жизнедеятельности организмов. Вредное воздействие ионизирующие излучения оказывают только при превышении фоновых уровней.

Вредные химические вещества (в основной своей массе) не были известны природе; они созданы человеком в сравнительно недавнее время - и продолжают создаваться с катастрофической скоростью. Поэтому они чужды природе, которая не в состоянии столь быстро адаптироваться к их присутствию, порой даже в незначительных количествах. Но химические вещества настолько глубоко вошли в нашу жизнь и быт, что мы буквально на каждом шагу встречаемся с ними. И это обстоятельство обязывает нас очень внимательно и осторожно обращаться с агрессивными и токсичными веществами, не допускать выброса их в окружающую среду и нанесения тем самым вреда природе.

В воинских частях меры безопасности необходимо принимать повсеместно, начиная непосредственно с военного городка, казармы, столовой, помещений культурно-бытового и служебного назначения, где должны в первую очередь соблюдаться санитарно-гигиенические требования по качеству воздуха, питьевой воды и содержанию санитарно-технических узлов. Например, бытовые отходы и мусор на единицу массы сухого вещества содержат 32-40 процентов органических веществ (бумага, ветошь, пластмасса), в составе которых (в процентном отношении от общей массы): 0,56 процента азота; 0,44 фосфора; 0,155 цинка; 0,085 свинца; 0,001 кадмия и 0,001 процента ртути.

В каждой воинской части организуется сбор, сортировка отходов и удаление в установленные места. Емкости и контейнеры для отходов специально оборудуются и закрываются крышками. Не допускается хранение в открытом состоянии и использование химически активных, огнеопасных веществ, органических растворителей, а также применение их для помывки полов, чистки стен и мебели, чистки и стирки одежды.

Помимо этого, запрещается:

-                   вносить в казарменные, бытовые и служебные помещения сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), токсичные, взрывчатые вещества и боеприпасы;

-                   сливать в канализацию растворы химических веществ, нефтепродукты, органические растворители и другие экологически вредные вещества.

Автомобильный парк воинской части является наиболее интенсивным источником выброса и сброса газообразных, жидких и твердых загрязнителей. Выхлопные газы, нефтепродукты, кислоты, замасленная ветошь, отходы металлов, пластмасс, стекла, резины являются опасными загрязнителями природной среды. В шламах очистных сооружений коммунальных стоков содержится (на единицу массы сухого вещества) 12 процентов гуминовых веществ (высокомолекулярные вещества - продукт превращения органических остатков при недостатке кислорода); до 3 процентов общего азота: 3,8 процента фосфатов; 9-13 процентов жиров; 7-10 процентов углеводов, а также значительное количество тяжелых металлов.

Уменьшение количества выбросов в атмосферу достигается ограничением времени работы двигателей машин, применением средств очистки выхлопных газов, использованием неэтилированных сортов топлива, сокращением утечек и проливов нефтепродуктов.

Ремонт, оборудование, заправка техники горючим должны производиться на специальных площадках с твердым покрытием, оборудованных отстойниками. Пункты помывки техники оборудуются системами оборотного водоснабжения со сбросом и утилизацией нефтепродуктов.

Запрещается слив нефтепродуктов, кислот, щелочей и других активных химических веществ, органических растворителей, лаков, красок в открытые проточные и непроточные водоемы, в канализацию и на грунт. Отработанные масла, щелочи, кислоты, антифризы, детергенты должны собираться в специальные емкости для последующей утилизации. Средства регенерации воздуха (регенеративные патроны, пусковые и дополнительные брикеты) запрещается содержать на территории парка и уничтожать способом затопления в водоемах. Отработанные средства регенерации собираются и сдаются на склад.

Хранилища боеприпасов, взрывчатых веществ и средств взрывания, дымообразующих, огнеметно-зажигательных, дегазирующих и других опасных веществ, а также горючего и смазочных материалов размещаются на надежно охраняемой территории на строго определенном расстоянии от жилых, административных, хозяйственных объектов и друг от друга.

Обслуживающий персонал складов должен иметь необходимую подготовку, твердо знать правила обращения с веществами, материалами и изделиями, находящимися на хранении, уметь действовать в аварийных ситуациях. Меры по предотвращению, локализации и ликвидации последствий аварий на складах с пожаро-, взрывоопасными, агрессивными и сильнодействующими ядовитыми веществами предусматриваются планом мероприятий по охране окружающей среды, разрабатываемым в каждой части. Привлекаемый для выполнения аварийно-спасательных работ личный состав должен быть ознакомлен с этим планом (в части, его касающейся) и иметь соответствующую практическую подготовку.

Хранилища с опасными веществами и изделиями должны оборудоваться средствами экологического контроля и измерения параметров загрязнения. Особо тщательное наблюдение осуществляется за изделиями, веществами и материалами с истекшими сроками хранения, подлежащими освежению или утилизации.


3. Реализация требований экологической безопасности при перевозке опасных грузов

Вредное воздействие транспортной аварии на природную среду в десятки и сотни раз усугубляется, если это происходит с транспортным средством, перевозящим опасный груз. Как раз такие грузы составляют большую часть всех материально-технических средств, перевозимых в интересах войск.

К опасным грузам относятся:

-                   взрывчатые вещества, боеприпасы, пиротехнические изделия, средства взрывания. Они могут взрываться при неосторожном обращении, ударах, повреждении корпусов; в смеси с воздухом и пылью могут взрываться пары горючих веществ;

-                   газы. Они перевозятся, как правило, под давлением, и потому при определенных обстоятельствах, когда давление резко возрастает или появляется утечка газа (особенно горючего газа), может произойти взрыв;

-                   воспламеняющиеся жидкие и твердые вещества - бензин, дизельное топливо, керосин, мазут, расплавленная сера, наполнители регенеративных патронов и др. Это едва ли не самая большая группа опасных веществ. Для возгорания этих веществ иногда достаточно соприкосновения с горячей поверхностью, с маслом, водой или появления электрической искры от ударов металла по металлу (молотком, гаечным ключом). Возгорание может сопровождаться взрывом с разбросом горящего вещества на десятки метров вокруг;

-                   самовоспламеняющиеся вещества - фосфор, щелочные металлы и др. Такие вещества легко воспламеняются при контакте с кислородом воздуха и самовозгораются вследствие низкой температуры воспламенения (у фосфора, например, 50 °С) при повреждении защитной оболочки;

-                   вещества, образующие при соприкосновении с водой воспламеняющиеся газы - например, карбид кальция, применяемый для газовой резки и сварки;

-                   сильные окислители и органические перекиси, которые при взаимодействии с водой, органическими растворителями и другими веществами вступают с ними в реакцию с выделением большого количества тепла, что приводит к воспламенению;

-                   ядовитые вещества. Их перечень включает сотни наименований веществ, опасных для человека и природы;

-                   инфекционные (заразные) вещества, вызывающие различные заболевания человека, животных и растительности;

-                   радиоактивные вещества, широко применяемые в войсках для проверки работоспособности и градуировки дозиметрических приборов и в других целях;

-                   едкие вещества - щелочи и минеральные кислоты;

-                   вещества, вредные для воды. Перечень их может занять десятки страниц.

Таким образом, грузы считаются опасными, если при авариях транспортных средств или при неправильном обращении с самими грузами возникает опасность для человека и природы.

Угроза при работе с опасными грузами существует всегда. Но, приняв ряд мер, можно, а главное необходимо, свести соответствующую опасность до минимума.

Прежде всего автомобиль должен быть всегда в исправном состоянии. Но даже при достаточной уверенности в исправности автомобиля перед выездом в рейс надо проверить пять вещей:

-                   давление воздуха в шинах и затяжку гаек колес. Давление должно быть не ниже и не выше нормального установленного и отмеченного в технической документации. И подозрительно низкое, и слишком высокое давление могут явиться причиной аварии;

-                   уровни жидкостей; масла в картере, воды и антифриза в радиаторе, тормозной жидкости в цилиндрах, - которые должны соответствовать техническим условиям; падение уровня жидкости свидетельствует о ее утечке, а утечки не должно быть;

-                   состояние тормозов и длину тормозного пути;

-                   состояние рулевого управления, в первую очередь - величину люфта рулевого колеса. При необходимости следует устранить причину несоответствия люфта установленной норме;

-                   исправность фар и сигнальных ламп.

Все выявленные неисправности необходимо устранять на месте. С любой из указанных неисправностей машина не должна выходить из парка.

Автомашины, перевозящие опасные грузы, обозначаются предупреждающими щитами и табличками, чтобы они были заметны для всех участников дорожного движения. Для всех машин, перевозящих опасные грузы, инструкцией, введенной в действие приказом Министра обороны № 246 от 23 июня 1997 г., установлены обязательные правила, регламентирующие порядок установки опознавательных знаков, нанесения надписей и обозначений на транспортные средства Вооруженных Сил РФ.

В соответствии с данной инструкцией, при перевозке опасных грузов на транспортных средствах справа на бампере (кабине) машины и сзади на стенке (борту) кузова или цистерны устанавливается знак «Опасный груз» в виде прямоугольника, правая часть которого окрашена в оранжевый, а левая - в белый цвет. Окантовка знака, разделительные линии, код экстренных мер (КЭМ), номер вещества по списку ООН и надписи, характеризующие опасные свойства груза, выполняются черным цветом. На белый фон опознавательного знака наносится знак опасности по ГОСТ 19443-81. На транспортные средства, перевозящие особо опасные грузы (взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные и сильнодействующие вещества), устанавливается проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета.

На транспортных средствах, перевозящих горючие жидкости, кроме того, на основной (защитный) цвет покрытия наружной поверхности цистерн сбоку и сзади наносится опознавательная надпись «ОГНЕОПАСНО» белого цвета.

Категорически запрещается наносить на транспортные средства опознавательные надписи и обозначения, не предусмотренные указанной инструкцией, а также изменять форму, цвет и расположение опознавательных надписей и обозначений.

Наличие опознавательных знаков, предупреждающих участников дорожного движения, путевой документации, состояние специального оборудования, знание водителями и сопровождающими лицами правил перевозки опасных грузов проверяются перед выездом в рейс. Одновременно грузоотправителем проводится тщательный инструктаж всех лиц, осуществляющих транспортировку опасных грузов.


Просмотр

Скачать182 Кбайт


Все документы



Материалы по теме

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.

14 Апреля 2020

1. Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.
2. Вода как основное огнетушащ ее средство....

Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.

14 Апреля 2020

1.Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной...

Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.

14 Апреля 2020

1. Требования безопасности при разведении костров
2. Требования безопасности при производстве...

Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды

14 Апреля 2020

1. Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных...

Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы

14 Апреля 2020

1. Назначение пожарных команд. Порядок несения службы.
2. Назначение пожарных расчетов....



00:00