Движение и маневрирование в плотном транспортном потоке. Принцип «неполной надежности» - учет возможности нарушения ПДД другими участниками движения. Выявление в транспортном потоке потенциального нарушителя или неопытного водителя по особенностям

Поиск по сайту

Правовой уголок офицера
Инфопортал для военнослужащих

Движение и маневрирование в плотном транспортном потоке. Принцип «неполной надежности» - учет возможности нарушения ПДД другими участниками движения. Выявление в транспортном потоке потенциального нарушителя или неопытного водителя по особенностям


26 октября 2019 12:52

Категория: Автомобильная подготовка

1. Движение и маневрирование в плотном транспортном потоке.

2. Принцип «неполной надежности» - учет возможности нарушения ПДД другими участниками движения. Выявление в транспортном потоке потенциального нарушителя или неопытного водителя по особенностям управления транспортным средством и ряду других признаков.

3. Взаимодействие с транспортными средствами, оборудованными специальными номерными и опознавательными знаками и предупредительными устройствами.

Тема: ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ В СЛОЖНЫХ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ

Учебные вопросы:

1. Движение и маневрирование в плотном транспортном потоке.

2. Принцип «неполной надежности» - учет возможности нарушения ПДД другими участниками движения. Выявление в транспортном потоке потенциального нарушителя или неопытного водителя по особенностям управления транспортным средством и ряду других признаков.

3. Взаимодействие с транспортными средствами, оборудованными специальными номерными и опознавательными знаками и предупредительными устройствами.

1. Движение и маневрирование в плотном транспортном потоке

Управление автомобилем в плотном транспортном потоке сопряжено с особой бдительностью и высоким уровнем напряженности. Интенсивность дорожного движения с небольшими дистанциями придает особую актуальность соблюдению рядности, что является главным условием быстрой и безопасной езды в транспортном потоке. Постоянное и безосновательное перестроение из одного ряда в другой создает помехи и неудобства водителям других транспортных средств, более того - нередко становится причиной ДТП.

Движение в плотном транспортном потоке требует особого мастерства и терпения.

На российских дорогах, к сожалению, часто можно встретить подобных «слаломистов». Многократно усложняя и без того непростую дорожную обстановку, они не получают практически никаких преимуществ в быстроте передвижения - в этом легко убедиться на перекрестке в ожидании разрешающего сигнала светофора, посмотрев на тех, кто стоит рядом с вами.

Внимание При движении в плотном транспортном потоке следует выбирать свой скоростной режим, учитывая скорость движения потока.

Характерной особенностью движения в стесненных условиях является то, что водители утомляются быстрее обычного, а также часто утрачивают самообладание, стараясь обогнать движущиеся впереди автомобили. Преимущественная часть ДТП случается при попытках перестроения в соседний ряд - сталкиваются автомобили попутного направления. Поэтому, если вам необходимо сменить полосу движения (в плотном транспортном потоке делать это следует лишь при наличии крайней необходимости) - заранее определите безопасную траекторию, не забудьте своевременно включить соответствующий указатель поворота и плавно выполняйте маневр.

Особое значение при движении в плотном транспортном потоке имеет выбор безопасной дистанции до движущегося перед вами автомобиля. При ее определении учитывайте состояние поверхности проезжей части, свою скорость и среднюю скорость потока, текущие дорожные условия (видимость и др.), техническое состояние и массу своей машины. Учтите, что держать слишком большую дистанцию также нецелесообразно - перед вами в любой момент может «пристроиться» другое транспортное средство.

Высокая ответственность возлагается на автомобилиста, следующего впереди (его называют «водитель-лидер»). Все предпринимаемые им действия в той или иной степени влияют на движение потока, поэтому нужно принимать грамотные решения и безошибочно выполнять маневры. Одной из основных задач водителя-лидера является выбор оптимального скоростного режима с учетом требований ПДД, а также равномерное движение без резких ускорений или торможений.

Если вы следуете за водителем-лидером, необходимо внимательно следить не только за его действиями, но и за тем, как ведут себя автомобилисты, находящиеся позади вас и по сторонам.

Поскольку при движении в плотном транспортном потоке обзор дороги перед автомобилями, следующими впереди, ограничен, вам трудно будет предугадать причины их возможного замедления скорости или экстренной остановки. Поэтому по мере возможности избегайте движения за крупногабаритными транспортными средствами (автобусами, фурами, грузовиками и т. п.).

2. Принцип «неполной надежности» - учет возможности нарушения ПДД другими участниками движения. Выявление в транспортном потоке потенциального нарушителя или неопытного водителя по особенностям управления транспортным средством и ряду других признаков

2.1. Принцип «неполной надежности» других участников движения.

Водителю не следует полагаться на безупречное поведение других участников движения. Среди них могут быть и нарушители ПДД, пожилые пешеходы, лица с физическими недостатками, а также находящиеся в состоянии алкогольного опьянения.

Для предупреждения конфликтов водителю следует осторожно пользоваться своим правом преимущественного проезда.

Правила дорожного движения предписывают быть к ним особенно внимательными, но как это делать конкретно, не указывают. Поэтому следует предупреждать детей, пожилых людей и инвалидов, находящихся у дороги (даже не на проезжей части) об опасности, если они не обращают внимания на дорожное движение, вести расчет на самый худший вариант поведения этой категории пешеходов и быть готовым к предотвращению наезда.

2.2. Выявление в транспортном потоке потенциального нарушителя или неопытного водителя по особенностям управления транспортным средством и ряду других признаков.

К категории потенциальных нарушителей ПДД относятся люди с реальным, асоциальным (игнорирование социальных норм) и эгоцентричным (демонстративным) поведением, которые стремятся диктовать всем свои «правила игры» и руководствуются честолюбием, а не здравым смыслом. Как правило, такие люди в социальной среде не достигают особых вершин и самореализуются среди своего ближайшего окружения. Поэтому за рулем автомобиля они и превращаются в «агрессоров», считая унизительным для себя делить лидерство на дороге чем-либо еще.

Другие участники движения вызывают у «агрессора» только чувство презрения и раздражение, что он и стремится всеми силами продемонстрировать, оставив «соперников» хотя бы на метр позади.

«Агрессор» регулярно создает на дороге аварийные ситуации и вынуждает других водителей во избежание столкновения нарушать правила, а сам остается безразличным к любым результатам своих действий, исповедуя циничный принцип: «после нас - хоть потоп!».

Зачастую «агрессор» настолько поддается азарту, что продолжает демонстрировать свою «крутизну» даже в присутствии инспектора ГАИ. При этом любое административное наказание будет восприниматься им лишь как досадный проигрыш, только «подольет масла в огонь» и вызовет стремление поскорее «отыграться».

Как ни странно, водитель - «агрессор» обычно не подвергается большому взысканию при разбирательстве с сотрудниками ГАИ, он всегда находит способ «выкрутиться», таков уж он по характеру - хитрый, скользкий, дипломатичный. Оказавшись виновником ДТП, «агрессор» бывает обеспокоен только собственным ущербом и при малейшей возможности постарается скрыться с места происшествия без всякого угрызения совести.

Тем, кому приходится сталкиваться на дороге с «агрессорами» или заниматься разбором ДТП с их участием, можно дать следующие советы:

1.                  Воспринимать «агрессоров» как «неизбежное зло». Всем водителям, а особенно начинающим, следует всегда быть психологически готовыми к появлению таких «игроков» на проезжей части и не поддаваться раздражению. Лучше спокойно уступить дорогу или притормозить, чтобы этот возмутитель спокойствия как можно быстрее убрался подальше. Но при этом не стоит успокаиваться, так как есть большая вероятность появления следом другого «раллиста».

2.                  Не вступать с «агрессорами» ни в какие состязания, пытаясь что-то им доказать на дороге, при парковке, в очереди на автомобильной мойке или заправочной станции. Ожидать извинения от таких водителей просто бесполезно. Не зная заранее тип личности другого водителя, и того обстоятельства, «чей» он водитель, «кому служит», можно попасть в неприятную для себя ситуацию.

3.                  Сохранять сдержанность и хладнокровие, опираться на здравый смысл, а не на эмоции. Это особенно необходимо, так как «агрессор» может своим показным спокойствием и «непробиваемостью» довести оппонента до эмоционального срыва и. возможно, до рукоприкладства со всеми вытекающими из этого последствиями.

Резкое повышение автомобилизации населения приводит к тому, что существенно возрастает и доля водителей транспортных средств с малым стажем и недостаточным опытом. Все более явно проявляются недостатки в системе подготовки водителей, что также способствует увеличению количества ДТП.

Рост количества ДТП с участием водителей со стажем управления до 3 лет объясняется несколькими причинами, в первую очередь – сознательным нарушением правил дорожного движения, то есть их невыполнением.

Вторая причина – отсутствие навыков ощущения окружающей обстановки, слишком быстрое вождение в сложившихся условиях, отвлекающие факторы на дороге или в самом автомобиле.

Помимо отсутствия опыта, молодые водители отвлекаются на посторонние вещи. Среди таких вещей главным является мобильные телефоны. Молодые водители говорят по телефону, пытаясь управлять автомобилем одной рукой, и даже обмениваются текстовыми сообщениями.

Просидев за рулем несколько месяцев и накатав пару тысяч километров, молодой водитель склонен оценивать себя профессионалом. Этот очень опасный момент, который переживают почти все новички.

У начинающего водителя обычно так много неожиданных впечатлений, что он быстро устает и у него возникает чувство напряжения, робости, страха. Все это может привести к нежеланию ездить. Не следует думать, что оно является чем-то необычным или чрезвычайным. Психологи называют это состояние пресыщением. После возникновения этого ощущения нужно отдохнуть. У одних такое состояние возникает раньше, у других - чуть позже, в основном это зависит от личных качеств человека.

В условиях дорожного движения на нервную систему водителей оказывает воздействие огромное количество факторов. Естественно, нервная система новичка страдает вдвойне. В таких напряженных условиях управление автомобилем не должно быть «туманным», а совершенно ясным. Новичок должен знать, что движению не мешает водитель, который осмотрительно придерживается правой стороны не препятствуя быстрому движению остальных, чем такое создание, у которого постоянно возникают намерения, но оно боится их осуществить.

Иногда начинающий водитель не пропускает вперед другую машину, имеющую право преимущественного проезда, только потому, что боится сделать лишнее движение. Излишне самоуверенная и бесцеремонная езда, в таких случаях, может быть проявлением страха и неопытности.

О неопытности и неуверенности водителя свидетельствует и его стремление двигаться посредине дороги, что мешает другим совершать обгон. Многие из начинающих именно здесь чувствуют себя в безопасности, так как у края дороги они пугаются велосипедистов, детей, пешеходов, возможности соскользнуть в канаву. Поэтому они придают себе отвагу способом, нагоняющим страх на остальных участников движения.

Иногда встречаются такие новички, которые перед тем, как сесть в автомобиль, ведут себя непринужденно, тут хватаются судорожно за руль, устремив выпученные глаза в переднее стекло. В большинстве случаев из-за этого только быстрее запотевает переднее стекло и видимость становится хуже. Положительного момента в таком состоянии нет.

3. Взаимодействие с транспортными средствами, оборудованными специальными номерными и опознавательными знаками и предупредительными устройствами

Согласно разделу 3 ПДД РФ:

3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8-18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.

3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.

Согласно пункту 1.2 ПДД РФ:

«Уступить дорогу (не создавать помех)» - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Таким образом, согласно ПДД РФ водитель транспортного средства при приближении транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета и звуковым сигналом обязан уступить ему дорогу.

Маневр по перестроению в соседнюю полосу, с целью пропустить спецтранспорт для продолжения им беспрепятственного движения по собственной полосе или же по встречной полосе не попадает под понятие термина ПДД уступить дорогу.

Согласно ПДД РФ водитель обязан пропустить спецтранспорт, например, в следующих случаях:

1. При проезде перекрестков.

2. При перестроении спецтранспорта в полосу, в которой следует водитель.

3. При выполнении спецтранспортом маневров поворота, разворота.

Кроме того, следует отметить что на водителей спецтранспорта распространяются требования раздела 1 (общие положения) и 2 (общие обязанности водителей) ПДД РФ.

Кроме того, согласно Закону РФ «О государственной гражданской службе» ст. 17 п. 8 служащему запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

Согласно КоАП РФ:

Статья 12.17. Не предоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами

1. Не предоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ___ до ___ рублей.

Термин «предоставление преимущества» отсутствует в ПДД РФ, требования которых должны соблюдать водитель.

В тоже время есть термин «Преимущество (приоритет)» - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения. Однако и тут речь не идет об обязанности совершить маневр для того чтобы освободить полосу для субъекта приоритета.

Так как КоАП РФ лишь устанавливает ответственность за нарушение тех или иных пунктов ПДД РФ, а не подменяет собой ПДД, по аналогии следует принять, что в данной статье КоАП под предоставлением преимущества понимается требование «уступить дорогу» в терминах ПДД РФ.



Просмотр

Скачать156.5 Кбайт


Все документы



Материалы по теме

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.
Краткие сведения о противопожарных водоисточниках.

14 апреля 2020

Краткие сведения о противопожарных водоисточниках. Вода как основное огнетушащее средство....

Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.
Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной пожарный инструмент. Назначение и их применение.

14 апреля 2020

1.Первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, асбестовые покрывала) и ручной...

Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.
Требования безопасности при разведении костров, при производстве газэлектросварочных работ, правила пожарной безопасности при курении.

14 апреля 2020

1. Требования безопасности при разведении костров
2. Требования безопасности при производстве...

Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды
Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных уровней пожарной опасности. Порядок вызова пожарной команды

14 апреля 2020

1. Алгоритм действия личного состава при возникновении пожара в зданиях и сооружениях различных...

Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы
Назначение пожарных команд, пожарных постов и расчетов. Порядок несения пожарнопостовой службы

14 апреля 2020

1. Назначение пожарных команд. Порядок несения службы.
2. Назначение пожарных расчетов....

Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара
Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара

14 апреля 2020

Обязанности лиц суточного наряда и караула по предупреждению и тушению пожара

string(2) "31"


Новости

20 октября 2020 20:18

Минфин предложил сократить 100 тысяч штатных единиц в армии и на флоте. Руководство минобороны — против

Во вторник стало известно о предложениях Министерства финансов РФ по оптимизации бюджета. В их числе - сокращение численности войск на 10 процентов, увеличение необходимого для выхода на военную пенсию срока выслуги лет, отмена индексации пенсионных выплат и экономия на средствах, выделяемых на питание военнослужащих

1

20 октября 2020 20:06

Минфин предложил сократить в армии 100 тысяч должностей

Минфин подготовил проект реформы Вооруженных сил, предусматривающий оптимизацию расходов, в том числе сокращение численности военнослужащих на 10 процентов.

20 октября 2020 19:58

Контрактники после 10 лет службы получат право жить в служебных квартирах

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела законопроект, прописывающий правила обеспечения жильем контрактников. За военнослужащими, отправленными служить за границу, будут закрепляться занимаемые ими служебные квартиры и комнаты в общежитиях в военных городках в России.

Все новости
00:00