Главная / Профессионально-должностная подготовка офицеров / ОГП подготовка / Уставные правила взаимоотношений между военнослужащими – важнейшее условие сплочённости и боевой слаженности воинского коллектива

Уставные правила взаимоотношений между военнослужащими – важнейшее условие сплочённости и боевой слаженности воинского коллектива

Состояние дисциплины, уровень сплоченности воинских коллективов, нравственный климат в них, а в конечном счете боевая готовность в значительной мере зависят от поддержания в подразделениях, частях, на кораблях уставных взаимоотношений.

Взаимоотношения военнослужащих, основанные на требованиях воинских уставов, обладают большой дисциплинирующей силой. Они стимулируют потребность личного состава сознательно и неукоснительно выполнять приказы и распоряжения командиров и начальников. Под воздействием уставных взаимоотношений вырабатывается единое понимание военнослужащими существа положений законов и общевоинских уставов, создаются предпосылки объединения усилий воинских коллективов по достижению целей служебно-боевой деятельности. Формирование уставных взаимоотношений – систематическая, планомерная и целенаправленная деятельность командиров всех уровней, войсковых общественных организаций, направленная на внедрение в жизнь личного состава требований воинских уставов. Успех этой деятельности самым непосредственным образом зависит также от личной дисциплинированности каждого военнослужащего.

Характеристика воинского коллектива и взаимоотношений военнослужащих.

Прежде всего следует уяснить понятия «сплоченность», «коллектив», «взаимоотношения». Термин «сплоченность» трактуется как единение, общность, единомыслие и единодействие группы людей. Словарь русского языка С. И. Ожегова толкует «сплоченность» как стремление добиться единства, объединить, начать единодушно действовать, стать дружной и организованной общностью людей.

Опираясь на огромный педагогический опыт, А. С. Макаренко установил показатели сплоченности коллектива: во-первых, это мажор общего тона коллектива; во-вторых, единство коллектива, дружба его членов; в-третьих, защищенность каждого его члена; в-четвертых, организационная активность и разумная занятость деятельностью; в-пятых, это готовность к торможению, к сдержанности членов коллектива.

При этом А. С. Макаренко относил к коллективу не любую группу людей, а лишь ту, которая объединяла своих членов единой, полезной для общества целью деятельности, – «была хорошо организована, снабжена органами управления, дисциплины и ответственности».

Профессиональный воинский коллектив подразделения представляет собой одну из форм общности, но общности весьма специфичной в силу особой значимости целей характера взаимодействия при выполнении задач, особенностей комплектования, ритма службы и порядка жизнедеятельности. При внешней схожести каждый воинский коллектив подразделения имеет неповторимое своеобразие. По объективным и субъективным причинам эти коллективы различаются уровнем своей зрелости, т.е. развития.

Одним из факторов, обуславливающих процесс этого развития, является то обстоятельство, что в настоящее время в подразделениях ВС РФ на практике реализуется процесс комплектования военнослужащими, проходящими службу на контрактной основе. Так называемые контрактники стали неотъемлемым элементом профессионального коллектива. При этом они различаются по возрасту, образованию, жизненному опыту, семейному положению и т.д., но их всех можно отнести к той или иной типологической группе.

Классификаций может быть предложено множество, однако очень важным является мотив каждого из них поступить на военную службу. В этом плане выделяются три основные категории военнослужащих контрактной службы.

К первой относятся военнослужащие-контрактники, считающие военную службу своим призванием, реальной возможностью для самореализации. Их отличают усердие, стремление как можно лучше овладеть своей воинской специальностью. В подразделении они являются опорой для командного состава подразделений.

Во вторую следует включить ту часть контрактников, которые видят в службе твердый и достаточно стабильный источник средств к существованию. Обычно данная категория военнослужащих вполне добросовестно выполняет свои обязанности, и в перспективе у них может возникнуть чувство профессионального патриотизма.

Принадлежащие к третьей категории военнослужащие заключили контракт для того, чтобы извлечь из этого какую-то личную выгоду, переждать неблагоприятные времена, получить «легкие» деньги и т.д. Более того, имеют место случаи, когда такого рода «контрактники», особенно из числа местных жителей, внедряются (или «вербуются») криминальными структурами в целях хищения оружия, предметов военного имущества, ГСМ, распространения наркотиков и т.п. Это случайные люди в войсках и, как правило, не представляют собой никакой ценности, как специалисты.

Опираясь на точку зрения А. С. Макаренко о поэтапном развитии коллектива, различают четыре его вида.

1-й вид коллектива. Коллектив, находящийся на низком уровне зрелости (развития), имеет следующие признаки:

  • командир подразделения и его заместители требуют от всех необходимого поведения, выполняют основную организаторскую работу, другие категории (прапорщики, сержанты) не включены в эту деятельность;
  • личный состав ознакомлен с задачами, стоящими перед подразделением, но наблюдаются значительные отличия в поведении отдельных членов коллектива (разное стремление к повышению своей воинской квалификации, разный уровень дисциплинированности и т.д.);
  • общественная активность в коллективе низкая (общественное мнение в поддержку требований руководителей не сформировано, собрания проходят формально, без открытого высказывания своих мнений, без критики нарушителей дисциплины со стороны членов коллектива, актив не действует самостоятельно);
  • в работе младших командиров подразделения отмечаются элементы формализма.

2-й вид коллектива. Такому коллективу присущи такие черты:

  • достигнуто единство требований со стороны командира подразделения, его заместителей, сержантов и актива, при этом требования воспринимаются личным составом как требования всего коллектива, поддерживаются большинством его членов;
  • личный состав включен в борьбу за повышение мастерства, установлены сотрудничество и взаимопомощь между различными группами в коллективе, сформированы традиции коллектива и т.д.;
  • активность в общественной жизни наблюдается у большинства членов коллектива, отмечается здоровая критика на собраниях, спортивные мероприятия проводятся регулярно при исходящей инициативе актива; вместе с тем отмечается «здоровый пассив», который самостоятельно не проявляет инициативы, есть или могут быть отрицательно направленные микрогруппы, ощущается отрицательное влияние отдельных недисциплинированных личностей;
  • в работе командиров особое внимание уделяется активу, с тем чтобы он был достаточно авторитетен.

3-й вид коллектива. Для коллектива, имеющего высокий уровень зрелости (развития), характерно следующее:

  • единство требований руководителей, актива и коллектива к отдельным военнослужащим;
  • абсолютное большинство воинского коллектива – люди, стремящиеся к достижению наиболее высоких результатов в оперативно-служебной деятельности; у военнослужащих развивается чувство гордости за военную службу, при этом оно базируется не на позициях местничества: коллектив подразделения рассматривается в качестве элемента более крупного коллектива – соединения (части), и поэтому преобладает мнение, что успех зависит от каждого из них; вместе с тем еще возможно отрицательное влияние избирательных отношений на деятельность в официальной сфере;
  • абсолютное большинство членов воинского коллектива проявляют активность в общественной жизни, в подготовке различных мероприятий и спортивно-массовой работе;
  • в коллективе сложились отношения взаимной ответственности, товарищеской взаимопомощи;
  • командование подразделения опирается в своей работе на актив, учитывает традиции и общественное мнение, стиль по работе характеризуется тем, что оно умело используют свой моральный авторитет.

4-й вид коллектива. На высшей ступени зрелости (развития) коллектива достигнута высокая требовательность к себе каждого члена и сложилась атмосфера высокой требовательности к каждому без исключения, причем наиболее высокие требования предъявляются к тем, кто лучше подготовлен и более опытен:

  • весь личный состав имеет высокие показатели в служебной деятельности, в подразделении нет грубых дисциплинарных проступков, преобладает бодрое настроение, нет устойчивых антипатий, все поддерживают между собой отношения в духе взаимного доверия и уважения, личное и общественное органично соединяются в процессе выполнения должностных обязанностей;
  • все члены коллектива проявляют постоянную активность в общественной жизни, общественное мнение выступает высшим регулятором поведения людей;
  • командование в решении всех вопросов службы, быта и досуга полагаются не столько на силу приказа, сколько на резервы активности, которые имеются в коллективе.

В известной мере уровень развития воинского коллектива и его сплоченность определяют взаимоотношения военнослужащих.

Взаимоотношения в воинском коллективе представляют собой различные виды взаимосвязи и общения воинов в процессе их совместной жизни и деятельности. Именно в ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются важнейшие формы взаимовлияний и контактов воинов, группового и коллективного взаимодействия.

Взаимоотношения военнослужащих – это различные формы и виды духовных, психических связей между ними, которые формируются на основе требований уставов, взаимного познания, оценки и межличностных действий и проявляются в процессе ратного труда и воинского быта.

В военной психологии разработаны принципы взаимоотношений военнослужащих, которые нашли свое закрепление в общевоинских уставах ВС РФ. К ним относятся принципы единоначалия и строгой субординации, коллективизма и гуманизма.

Всю совокупность сложных взаимоотношений в воинском коллективе классифицируют по ряду оснований.

Основными видами взаимоотношений являются:

  1. По сфере проявления: служебные (взаимоотношения «по вертикали», «по горизонтали» и «по диагонали»), неслужебные (бытовые) и общественные.
  2. По степени выраженности социально-психологических явлений, возникающих в процессе межличностных отношений:
  • благоприятные (по уровню взаимной близости): товарищество, доверие, уважение, вежливость;
  • по степени взаимного сотрудничества: чуткость, забота, поддержка, взаимопомощь; по прочности взаимосвязи между воинами: доброжелательность, ответственность, требовательность и т.д.);

– неблагоприятные (предвзятость, высокомерие, угодничество, чванство, подхалимство и т.д.).

  1. По форме: официальные и неофициальные, уставные и неуставные взаимоотношения.

Служебные взаимоотношения проявляются в процессе взаимодействия военнослужащих при решении служебных задач: учебных, хозяйственных, служебно-боевых и др. Эти отношения предполагают закрепленные уставами правила поведения воинов по отношению друг к другу.

Служебные взаимоотношения между военнослужащими «по вертикали» – это взаимоотношения начальников и подчиненных. Они выглядят как взаимодействие офицеров, прапорщиков, сержантов с подчиненными им лицами. «По горизонтали» – это взаимоотношения военнослужащих, равных по служебному положению и воинскому званию. Здесь взаимодействуют между собой офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты. «По диагонали» – это взаимоотношения между офицерами, прапорщиками, сержантами одного подразделения с военнослужащими по призыву (контрактной службы) другого подразделения.

В служебных взаимоотношениях много общего, типичного, что позволяет дать им обобщенную характеристику.

Офицеры, а также младшие командиры строят свои взаимоотношения с подчиненными в соответствии с требованиями уставов, последовательно проводят в жизнь принцип единоначалия и строгой субординации как важнейшее условие обеспечения сплоченности и организованности подразделений. Этот принцип предполагает требовательность, сочетающуюся с заботой и уважением личного достоинства воинов. Высокая, но справедливая требовательность является ведущей стороной отношений начальников к подчиненным. Это обусловлено характером воинской деятельности, ее спецификой и закреплено в воинских уставах. Высокая требовательность не имеет ничего общего с грубостью.

Требовательность сочетается с заботой о подчиненных, которая предполагает удовлетворение материальных и духовных запросов военнослужащих. Однако главное здесь – забота о повышении воинского мастерства подчиненных, о подготовке их к умелым и решительным действиям в боевой обстановке.

Для взаимоотношений командиров с подчиненными характерно взаимное доверие, морально-психологическая значимость которого очень велика. Оно вызывает у воина стремление оправдать его, повышает чувство собственного достоинства, стимулирует личность к самовоспитанию, порой становится решающим фактором перевоспитания отдельных военнослужащих. Доверие не имеет ничего общего с попустительством военнослужащим, недобросовестно относящимся к выполнению своих служебных обязанностей, имеющим низкие моральные качества.

Необоснованное недоверие же командира к подчиненным, психологическая сущность которого заключается в недооценке сил, возможностей и положительных качеств подчиненных и в переоценке своих сил и достоинств, противоречит принципам уставов, снижает активность и инициативу воинов, порождает ошибки в управлении и руководстве людьми.

В деятельности отдельных командиров иногда бывают случаи предвзятого отношения к подчиненным, обусловленного заранее сложившимся неправильным мнением. Причем само это мнение возникает под влиянием эмоции (пристрастное отношение) или по причине сложившегося предубежденного отношения. Предвзятое отношение противоречит духу воинских уставов. Оно представляет собой субъективно искаженную одностороннюю оценку личности воина и его поведения.

Абсолютному большинству командиров в отношении к подчиненным свойственна доброжелательность, силу воспитательного воздействия которой трудно переоценить. Такое отношение побуждает подчиненных быть всегда откровенными и искренними с командиром, способствует внутреннему «принятию» строгой требовательности.

Доброжелательность не тождественна снисходительности, которая проявляется в попустительстве, в отступлении от уставного порядка обращения, в терпимости и всепрощении недостатков отдельных военнослужащих. Это отрицательно сказывается на социально-психологической атмосфере в подразделении. Доброжелательность не исключает, а предполагает высокую требовательность к каждому воину, являющуюся непременным условием его нравственного роста и успехов в службе.

Отношения командиров к личному составу характеризуются также искренностью, принципиальностью, чуткостью, внимательностью и другими чертами, которые хотя и не выражены в конкретных формулировках уставов, тем не менее отражают дух уставных требований.

Все сказанное о взаимоотношениях командиров всех степеней с подчиненными в полной мере относится и к характеристике отношений между сержантами, прапорщиками и солдатами, проходящим военную службу как по призыву, так и по контракту. Многие из младших командиров умело руководят подчиненными, правильно строят свои взаимоотношения с ними.

Не менее существенное значение имеют и взаимоотношения «по горизонтали», как среди военнослужащих, проходящих службу по призыву, так и контрактников. Характер этих взаимоотношений прямо и непосредственно сказывается на поступках и поведении воинов, на формировании у них нравственных навыков и привычек, многих качеств личности.

Общественные взаимоотношения возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения собраний личного состава, коллективных культурно-досуговых, спортивно-массовых и других мероприятий.

Внеслужебные (бытовые) отношения складываются за пределами служебной деятельности.

Во всех перечисленных взаимоотношениях – служебных, общественных и неслужебных (бытовых) – всегда имеет место личностный, психологический аспект – симпатии, антипатии, взаимные оценки, мнения, притязания, подражание и другие социально-психологические явления. И на службе, и вне службы взаимодействуют люди, обладающие разумом, чувствами, волей. Поэтому нельзя отрывать служебные и другие объективные отношения от личностных, так же как неправомерно личностные отождествлять с неслужебными.

Вместе с тем психологический, личностный аспект взаимоотношений военнослужащих может быть выражен в большей или меньшей степени. Поэтому есть необходимость различать взаимоотношения формальные (официальные), которые четко обозначены, легко воспринимаются, и неформальные (неофициальные), менее зримые, нечетко выраженные.

Пути формирования уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.

Взаимоотношения между воинами в подавляющем большинстве складываются как отношения сотрудничества, дружбы, взаимопомощи. Они помогают друг другу овладевать сложной современной техникой, проявляют друг к другу высокую взаимную требовательность, стремятся всесторонне развивать и совершенствовать свою личность.

В то же время нормы уставных взаимоотношений зачастую нарушаются как в звене «рядовой – рядовой», так и в звене «сержант – солдат».

Нарушения уставных правил взаимоотношений со стороны сержантов объясняются прежде всего их недостаточной военно-профессиональной подготовкой. Наряду с этим имеет место и недобросовестное отношение отдельных сержантов к выполнению своих служебных обязанностей. Часть из них проявляет боязнь осуждения своих действий со стороны солдат, боязнь ложного общественного мнения. Это обусловлено тем, что сержанты, как правило, не имеют перед подчиненными возрастного преимущества, по условиям боевой учебы и повседневной жизни ничем не отличаются от них, по сравнению с офицерами менее подготовлены в педагогическом отношении и не всегда способны найти правильный подход к людям. Все это затрудняет завоевание сержантами авторитета как морально-психологической основы установления правильных взаимоотношений с подчиненными.

Во взаимоотношениях рядовых военнослужащих также имеют место отклонения от уставных норм. Психологически это объясняется тем, что все рядовые, с одной стороны, по службе занимают одинаковое правовое положение, а поэтому в их взаимоотношениях на первое место выдвигается личностный, психологический аспект (характер, темперамент, взгляды, убеждения и т. д.), а с другой стороны, объективно они играют различные роли в зависимости от выслуги лет (срока службы), мастерства, отношения к обслуживаемой технике и оружию и т.д. Такая противоречивость служебного положения порождает некоторые особенности психологии воинов, что накладывает определенный отпечаток и на характер их взаимоотношений в коллективе.

Наряду с этим одной из форм отношений между рядовыми воинами, оказывающих существенное влияние на жизнь и деятельность воинских коллективов, являются мелкие, стихийно складывающиеся группы военнослужащих. Они возникают на основе общих интересов (положительных или отрицательных), единых целей деятельности, одинакового (положительного или отрицательного) отношения к службе и т.д.

Большинство таких микрогрупп складывается на основе общих положительно направленных интересов, добросовестного отношения к службе, стремления к полезным делам. Они положительно влияют на остальных сослуживцев, задают тон в отношении к службе, способствуют общему успеху, установлению духа дружбы и войскового товарищества. Это положительно направленные микрогруппы.

Взаимоотношения в них строятся на основе равенства, дружбы и взаимопомощи, искренности и принципиальности.

В то же время в подразделениях иногда возникают и отрицательно направленные микрогруппы с тенденцией противопоставить себя коллективу. В основе их образования лежат, как правило, узкоэгоистические цели и стремления, противоречащие общественным интересам, отрицательное отношение к службе. Нередко члены таких групп стремятся противодействовать воинскому порядку, пытаются уклониться от тягот и лишений воинской службы, проявляют недовольство высокой требовательностью командиров.

Отрицательно направленные микрогруппы создают почву для возникновения или проявления отрицательных качеств личности, ее стремлений. Взаимоотношения здесь характеризуются отсутствием психологического равенства между людьми: одни занимают обычно позицию активного преобладания, давления на равных по службе (лидер, вожак), другие – позицию подчинения, приспособленчества, нездоровой зависимости. Все это порождает, формирует и упрочивает такие отрицательные нравственные черты личности, как эгоизм, высокомерие, пренебрежение к товарищам или же угодничество и приспособленчество.

Мелкие отрицательно направленные группы снижают эффективность влияния командиров на недисциплинированных воинов, обеспечивают их своеобразную защиту от общественного мнения коллектива, создают почву для круговой поруки, противоречат нормам уставных взаимоотношений.

Неуставные взаимоотношения между военнослужащими являются наиболее острой формой протекания и разрешения противоречий, конфликтов и имеют глубокие социально-психологические корни. Они проявляются в грубом нарушении воинского порядка, установленных правил взаимоотношений и находят свое выражение в моральном и физическом оскорблении, унижении человеческого достоинства.

Неуставные взаимоотношения – это межличностные отношения военнослужащих, которые, приобретая доминирующее положение в системе связей по службе, нейтрализуют уставные отношения, подрывают порядок подчиненности, соблюдения воинской чести и носят антиобщественный, противоправный характер.

О появлении неуставных взаимоотношений в воинском коллективе свидетельствуют следующие процессы и явления:

  1. Внутри воинского коллектива резко возрастает ведущая роль неформальных групп.
  2. Повышается влияние на воинский коллектив неформальных лидеров отрицательной направленности из числа военнослужащих по призыву или контрактной службы независимо от их воинского звания вплоть до полной подмены ими лиц сержантского состава, особенно с небольшим опытом службы.
  3. Происходит искусственное разделение военнослужащих на различные категории в зависимости от опыта службы, национальности, физических данных и т.п. с наделением их не предусмотренными в общевоинских уставах «правами» и «обязанностями» по отношению друг к другу вплоть до безусловного подчинения одних военнослужащих другим.
  4. В повседневном общении военнослужащих широкое распространение получает жаргон, содержащий большое количество разнообразных слов и выражений оскорбительного характера, что является своеобразным средством социального противопоставления и закрепления антиуставных отношений в воинском коллективе. Военнослужащие, активно пользующиеся таким жаргоном, тем самым демонстрируют свое одобрение антиуставных отношений, свои «права» на привилегированное положение.
  5. В межличностные отношения военнослужащих внедряется определенная система насилия, носящая в ряде случаев ритуальный характер, направленная на подавление психики человека, его стремления оказать сопротивление унижению собственного достоинства. Все это может вызывать у лиц, подвергающихся подобного рода насилию, различные нервно-психические расстройства, психосоматические заболевания и заканчиваться различного рода чрезвычайными происшествиями.

Объектом постоянных психологических и физических нападок обычно бывают военнослужащие с меньшим опытом службы, лица слаборазвитые в физическом отношении, с нервно-психической неустойчивостью, с ограниченным социальным опытом и др.

Опасность насильственного воздействия на личность воина в значительной мере усугубляется, если это происходит в период его социальной адаптации к новому коллективу, военной службе, к новым для него условиям жизни и быта. У лиц, отличающихся нервно-психической неустойчивостью, с ярко выраженными формами акцентуации характера под влиянием таких психотравмирующих факторов легче возникают расстройства психики, которые в свою очередь могут стать причиной острых конфликтных ситуаций криминального характера.

В поведении таких лиц чаще наблюдаются признаки депрессии: заторможенность, замедленность при переключении внимания, сниженный эмоционально-волевой фон, пассивность, низкий уровень включенности в выполнение служебных обязанностей, повышенная утомляемость, сниженная познавательная активность. Внешне такие лица выглядят отчужденными, стремящимися отгородиться от окружающих, замкнутыми.

В некоторых случаях на фоне стойкого депрессивного состояния по механизму кумулированного (накопительного) аффекта у лиц, подвергающихся оскорблениям, могут происходить аффективные разрядки в виде импульсивных ответных действии даже по незначительным поводам. Опасность подобного рода ситуаций значительно усугубляется, если военнослужащий оказывается в составе караула или в других усложненных условиях воинской деятельности, связанных с доступом к огнестрельному оружию, боеприпасам.

В развитии неуставных взаимоотношений как в среде военнослужащих по призыву, так и по контракту (с некоторой спецификой) условно можно выделить две основные стадии.

Начальная стадия характеризуется достаточно развитыми эмоциональными контактами военнослужащих. По мере развития контактов происходит своеобразная «примерка» военнослужащими ценностных ориентации в зависимости от той группы, с которой они себя отождествляют. В этот период идет стихийный процесс распределения неформальных ролей с сопутствующими им ролевыми ожиданиями в системе межличностных отношений, овладения этими ролями, социальной адаптации к ним военнослужащих подразделения. Выделяются наиболее активные выразители формирующегося ценностно-ориентационного единства, направленного на распространение неуставных взаимоотношений.

Попутно внедряется жаргон, внешне отражающий разделение военнослужащих по категориям, тем самым предпринимаются попытки подчинить себе вновь прибывших военнослужащих теми, кто относит себя к лидерам и их последователям. На данной стадии такие действия военнослужащих еще не носят открыто противоправного характера и поэтому не всегда заметны. Пока что они охватываются так называемой системой мелких исключений в качестве средства подчеркивания особого своего положения в воинском коллективе. Первоначально такая «система исключений» скорее выполняет своеобразную сигнальную функцию, выделяя из общей массы военнослужащих тех, которые могут пользоваться привилегиями, в том числе и за счет других. Затем постепенно эта система становится способом унижения, подавления вновь прибывших воинов. Со стороны при поверхностном наблюдении за жизнью воинского коллектива начальное развитие неуставных взаимоотношений может быть и не замечено. В этом и состоит опасность указанной стадии, поскольку в данный период происходит их упрочение, подмена ими межличностных отношений военнослужащих, основанных на уставных положениях. Именно в этот период легче всего пресечь дальнейшее развитие неуставных взаимоотношений.

Вторая стадия наступает, когда абсолютное большинство членов воинского коллектива начинают разделять общую ценностную антиобщественную ориентацию, оправдывающую неравноправное положение военнослужащих, что закрепляется в своеобразном «внутригрупповом кодексе поведения». В результате одни из военнослужащих активно включаются в соответствующую этой ориентации противоправную деятельность либо молчаливо одобряют ее, другие смиряются со своим бесправным положением. Критерием того, что неуставные взаимоотношения достигли своего высшего уровня развития, является тот факт, что насилие (моральное или физическое) становится, по существу, единственной основой, регулирующей взаимоотношения военнослужащих. К насилию прибегают, чтобы доказать всем членам воинского коллектива его неизбежность. Насилие становится самоцелью. Насилие ради насилия. Это может выражаться и в выполнении бессмысленных требований, наполненных оскорбляющим достоинство личности содержанием, и в своеобразных унижающих личность «развлечениях» и т.д. Характерно также, что на данной стадии четко прослеживается ведущая роль негативно ориентированных неформальных лидеров, с одобрения которых подавляется малейший протест со стороны вновь прибывших военнослужащих и еще сильнее закрепляется их унизительная зависимость от военнослужащих старшего призыва (с большей выслугой лет, принадлежащих к земляческой микрогруппе отрицательной направленности и т.п.). Развитие неуставных взаимоотношений с переходом их во вторую стадию свидетельствует о возникновении в подразделении криминогенной ситуации, готовой разрешиться в любой момент по малейшему поводу опасными преступлениями против личности с тяжкими последствиями. Такая ситуация не может не рассматриваться как чрезвычайная, требующая незамедлительного вмешательства вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности и проведения в профилактических целях целого комплекса организационно-воспитательных мероприятий.

Понимание динамики и механизмов развития антиуставных отношений, предвидение их возможных последствий позволяет (даже на этой стадии) принимать меры, направленные на предотвращение более тяжких преступных деяний.

В войсках разработана и успешно применяется на практике методика поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений в подразделениях. Эти рекомендации построены с учетом динамики формирования и развития воинских коллективов, наиболее значимых этапов их жизни и деятельности, основных направлений, сосредоточения сил и средств по месту и времени, форм и методов работы командиров всех уровней. Важную роль в этой работе могут и должны сыграть военнослужащие контрактной службы.

Реализация требований указанных рекомендаций осуществляется путем последовательного решения конкретных задач на каждом из следующих этапов:

  • этап работы с призывной молодежью. Главной целью этапа является изучение и качественный отбор призывников (кандидатов на службу по контракту) для комплектования войск;
  • этап подготовки к приему нового пополнения. Главное на этом этапе – создание в подразделениях условий, исключающих проявление неуставных взаимоотношений, способствующих проведению на высоком профессиональном уровне работы с новым пополнением;
  • этап приема и подготовки нового пополнения на учебных центрах, увольнение в запас военнослужащих, отслуживших установленные сроки службы. Основная задача на этом этапе – обеспечить строгий уставной порядок на учебном центре, сформировать у юношей первичные навыки выполнения служебных обязанностей, а в подразделениях – продуманно организовать проводы военнослужащих, увольняемых в запас;
  • начальный этап службы нового пополнения воинов в подразделении, становление и формирование коллективов. Этот период – самый ответственный в работе по профилактике неуставных взаимоотношений. Основная задача командиров, опытных военнослужащих заключается в обеспечении адаптации воинов к условиям воинской службы, вхождения их в коллектив подразделения, во внедрении в сознание воинов установок на дружбу, взаимопомощь, войсковое товарищество; 5) этап активного овладения воинским мастерством, упрочения внутриколлективных связей в подразделении, сплочения коллектива. Главные усилия на данном этапе сосредоточиваются на углубленном изучении микроклимата в воинских коллективах и повседневном формировании прочных взаимоотношений между военнослужащими. Организаторская и воспитательная работа по предупреждению глумления и издевательств над сослуживцами должна решаться в единстве трех подходов: первый – наведение и поддержание в каждом подразделении твердого уставного порядка; второй – последовательная и систематическая работа по изучению личностных особенностей, взаимоотношений между военнослужащими различных сроков службы, знание реального положения дел в воинском коллективе; третий – повседневная забота о быте, отдыхе, здоровье военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности. Несмотря на то что неуставные взаимоотношения имеют глубокие социально-психологические корни, все же специфическая организация военной службы, жесткая система контроля, новизна ситуации, в которой оказывается молодой человек, позволяют сделать обстановку в подразделениях достаточно автономной, дают возможность создать условия здорового воспитания военнослужащих.

Основными путями совершенствования взаимоотношений в подразделении являются:

  • нравственное воздействие на коллектив и личность, формирование социально ценностных ориентации и привычек уставного поведения;
  • уставная организация всей жизни и деятельности личного состава подразделения;
  • оценка адаптации личности к коллективу и создание условий для скорейшего приспособления воинов друг к другу;
  • анализ стиля межличностного общения военнослужащих, выявление отрицательных лидеров и микрогрупп, искоренение отрицательных привычек и традиций;
  • оценка психологической совместимости воинов и создание оптимальных условий для взаимопонимания в процессе выполнения служебных задач, предупреждение и преодоление конфликтов между военнослужащими;
  • анализ взаимоотношений между начальниками и подчиненными, упорядочение стиля межличностного общения;
  • всестороннее укрепление авторитета командиров и начальников, обеспечение их личного примера в соблюдении уставных требований;
  • оценка и регулирование отношений сержантов с рядовыми воинами, формирование у младших командиров правильного представления о войсковой дружбе и субординации;
  • развитие исполнительности и инициативности у более опытных военнослужащих;
  • создание здорового коллективного мнения, одобряющего положительные и осуждающего отрицательные взаимоотношения;
  • повышение роли собрания личного состава подразделения в развитии войскового товарищества и коллективизма;
  • оценка и упорядочение межгрупповых взаимоотношений, особенно в звеньях «военнослужащие различного опыта и продолжительности службы», «сержанты – рядовые», «воины одной национальности – воины другой национальности» и другие.

В качестве вывода необходимо отметить, что уставные взаимоотношения являются основой воинской дисциплины и правопорядка в войсках. Военная служба немыслима без соблюдения всеми военнослужащими порядка и правил, которые устанавливаются воинскими уставами и законами Российской Федерации. Основой уставных взаимоотношений является такие понятия, как дружба и войсковое товарищество. Без соблюдения правил уставных взаимоотношений невозможна высокая боеготовность частей и подразделений, высокая степень сплоченности и боевой слаженности воинских коллективов подразделений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации.

 

Adblock detector